Что относится к частной методике преподавания общая теоретическая основа курса
Частная методика в профессиональной деятельности
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Частная методика в профессиональной деятельности
Работа адресована руководителям образовательных учреждений, слушателям курсов системы повышения квалификации и переподготовки работников образования Московской области, а также всем гражданам РФ.
Отпечатано в ГУП МО «Клинская типография»,
Московская область, г. Клин, ул. Ленина, д.7.
Подписано в печать 17 февраля 2018 г.
Заказ № Тираж 100 экз.
В структуру профессионального мастерства заместителей директоров по безопасности образовательных учреждений входят четыре компонента:
— профессиональная компетентность – качество действий заместителей директоров по безопасности образовательных учреждений, обеспечивающих эффективное решение профессионально-педагогических проблем, возникающих в реальных ситуациях педагогической деятельности, с использованием жизненного опыта; владение современными образовательными технологиями, технологиями педагогической диагностики (опросов, индивидуальных и групповых интервью), психолого-педагогической коррекции, методическими приемами, педагогическими средствами и их постоянное совершенствование; использование методических идей, новой литературы и иных источников информации в области компетенции и методик преподавания для построения современных занятий с обучающимися (воспитанниками, детьми), осуществление оценочно-ценностной рефлексии;
— информационная компетентность – качество действий заместителей директоров по безопасности образовательных учреждений, обеспечивающих эффективный поиск, её адаптацию к особенностям педагогического процесса, формулировку учебной проблемы различными информационно-коммуникативными способами, квалифицированную работу с различными информационными ресурсами, готовыми программно-методическими комплексами, позволяющими проектировать решение педагогических проблем и практических задач, использование автоматизированных рабочих мест в образовательном процессе; регулярная самостоятельная познавательная деятельность, использование компьютерных и мультимедийных технологий, цифровых образовательных ресурсов в образовательном процессе, ведение школьной документации на электронных носителях;
— правовая компетентность 3 – качество действий заместителей директоров по безопасности образовательных учреждений, обеспечивающих эффективное использование в профессиональной деятельности законодательных и иных нормативных правовых документов органов власти для решения соответствующих профессиональных задач;
1. ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ ПЕДАГОГИКИ.
При изучении педагогики, как и любой другой науки, целесообразно прежде всего познать понятие её объекта и предмета.
Предметом педагогики являются законы и закономерности педагогического процесса в образовательных учреждениях России, которые профессорско-преподавательский состав должен знать, чтобы педагогически и психологически грамотно реализовать социальный заказ государства.
Общие и частные задачи педагогики призваны совершенствовать педагогический процесс с учетом потребностей профессиональной деятельности заместителей директоров по безопасности образовательного учреждения, проводить исследования с целью выявить и внедрить в педагогический процесс новые формы и методы обучения, воспитания и развития обучаемых в образовательных учреждениях России, разработать /предметные/ квалификационные характеристики специалистов –выпускников, совершенствовать общие и частные методики преподавания учебных дисциплин и т.п. с учетом профессиональной деятельности будущих специалистов-выпускников конкретного образовательного учреждения России.
Основными категориями педагогики являются такие понятия как педагогика, воспитание, самовоспитание, образование, самообразование, обучение, учение /самообучение/, развитие, саморазвитие и педагогический процесс.
Самообразование – самопознание и самосовершенствование /пределов самосовершенствования психологической структуры своей личности в целях самостоятельного добывания знаний, формирования у себя навыков, умений, профессионально – деловых качеств, профессиональных привычек, психологической устойчивости, психологических установок, индивидуальной профессиональной концепции, накопления опыта борьбы с правонарушителями в ОУ необходимого для психологически грамотного решения задач комплексной безопасности образовательного учреждения.
Образование – процесс и результат добывания и усвоения системы профессионально –психологических знаний, а потом перевод этой системы знаний в систему действий в образовательных учреждениях России в соответствии с социальным заказом государства и квалификационной характеристикой выпускника конкретного образовательного учреждения.
Развитие – процесс в результате развития и формирования психики обучаемых в их активной познавательной деятельности и в общении в конкретных объектных, субъектных, обстановочных психолого-педагогических условиях под влиянием педагогического процесса в образовательных учреждениях РФ, ближайшего социального окружения, микросреды, макросреды и т.п.
Педагогический процесс – синтезирующее понятие, которое призвано раскрыть содержание и сущность всех категорий педагогики, а также тесную диалектическую взаимосвязь и взаимозависимость между этими основными категориями педагогики.
Учебно-методическое пособие Санкт-Петербург
Глава 2. Частная методика и учебно-методический комплекс: содержание, рекомендации по разработке
2.1. Содержание, структура и разработка частных методик
Вопрос о частной методике в принципе не нов. Более того, по всем предметам частные методики в том или ином виде существуют, так как в противном случае обучение в высшем учебном заведении было бы просто немыслимо. Другое дело, что сложились они стихийно и в подавляющем большинстве лишены должной на сегодняшний день научной обоснованности, а, следовательно, зачастую и малоэффективны. Поэтому педагогическая общественность высшей школы в последние годы проявляет живой интерес к проблеме разработки частных методик. Они неоднократно обсуждались на всероссийских конференциях и семинарах, нашли отражение в планах первоочередных мероприятий по учебно-программному и методическому обеспечению государственных образовательных стандартов по специальностям, реализуемым в вузах. Что же включает в себя частная методика высшей школы? Каково ее содержание?
Известно общее определение частной методики как совокупности методов и средств для реализации определенного содержания обучения в рамках одной дисциплины/предмета. Это качественно иной уровень обобщения и распространения опыта работы кафедр и отдельных преподавателей, который характеризуется комплексностью, систематичностью.
В современных условиях профессорско-преподавательский состав должен вовремя пересматривать научное содержание учебных дисциплин в целях приведения его в соответствие с достижениями науки и практики. Для этого разработчики вузовских частных методик должны не только отбирать и трансформировать научный материал в интересах формирования учебной дисциплины, но и выполнять научно-исследовательскую работу, одной из главных целей которой является обновление курса.
Таким образом, вузовская частная (предметная) методика – это педагогическая наука о закономерностях и особенностях преподавания конкретной дисциплины.
Разработка и распространение частных методик, охватывающих преподавание конкретных учебных дисциплин, в целом способно оказать существенное влияние на всю систему подготовки специалистов. Особенно серьезным подспорьем они должны стать для начинающих преподавателей, не имеющих достаточного опыта подготовки и проведения учебных занятий.
Конечно, ни общие работы по методике, ни даже, частные методики, «поурочные» пособия не дадут готовых рекомендаций на все случаи, возникающие в практической работе преподавателя. Частная методика представляет собой не более чем сценарий, методические рекомендации которого не носят директивного характера. Критическая оценка тех или иных рекомендаций, подходов к организации образовательного процесса, адаптация их к определенным условиям обучения, к конкретной аудитории всецело остается правом и обязанностью преподавателя. Огромная роль в осуществлении образовательно-воспитательных целей обучения, безусловно, принадлежит творчеству преподавателя. При разработке частной методики всегда предполагается, что обучение и воспитание – это единый процесс.
Структура частной методики вузовской дисциплины
Наука Дидактика
Модель специалиста Опыт
Не сковывая творческой инициативы авторских коллективов, рассмотрим только общие подходы к структуре и содержанию частных методик, к используемой при их написании терминологии.
Частная методика, как правило, состоит из: введения, основной части (методические рекомендации по изучению дисциплины), приложений.
По каждому занятию (лекции, семинарскому и практическому занятиям, лабораторной работе, деловой игре и т. п.) дается сценарий его проведения. Основное содержание учебного материала, рассматриваемого на занятиях, не раскрывается. Целесообразно изложить дополнительный материал иллюстративного, проблемного и другого характера, рассчитанный на дальнейшую конкретизацию основного содержания программы, увязку его с профилем обучения (специализацией) студентов, активизацию мыслительной деятельности студентов и отсутствующий в основных учебниках и учебных пособиях, в том числе различные научные точки зрения, статистические и другие материалы, характеризующие состояние проблемы, примеры из практической деятельности.
Дополнительный материал может приводиться с известным «излишком», так чтобы у преподавателя при подготовке к конкретному занятию оставалась возможность и необходимость отбора минимума, определяемого временными рамками занятия.
Могут приводиться различные варианты организации занятия или его отдельных этапов.
Большой интерес представляют рекомендации по осуществлению педагогического руководства мотивационной сферой студентов, особенно описание таких путей мотивации обучения, как связь теоретического материала с их будущей профессиональной деятельностью, создание и поддержание познавательного интереса обучаемых.
Особое внимание необходимо уделить рекомендациям, направленным на активизацию познавательной деятельности студентов при проведении лекций и групповых занятий, технике управления мыслительной активностью на всех этапах занятия. Это важно при описании занятий (фрагментов занятий), на которых студенты выполняют внешне пассивную роль, например, занятий (фрагментов занятий) с использованием телевидения, видео, кинофильмов, прослушиванием докладов, рефератов и т. д.
Структура занятия, методика его проведения во многом зависят от замысла преподавателя. Поэтому формулировки пособия должны носить характер рекомендаций, обобщения опыта работы конкретной кафедры. Необходимо не ограничиваться общими положениями, а излагать рекомендации конкретно, руководствуясь убеждением, что детализация методического сценария занятия нисколько не мешает преподавателю искать самостоятельные пути и решения.
Ссылки на научную и методическую литературу, которая позволяет глубоко познакомиться с той или иной проблемой, затронутой в пособии, целесообразно приводить в подстрочных примечаниях.
^ Методические рекомендации по конкретному занятию должны содержать формулировку целей и задач занятия (целевую установку). Необходимо учитывать, что важнейшим условием оптимальной организации обучения является комплексное планирование целей, задач обучения, в том числе дидактических (образовательных), воспитательных, развития познавательных способностей студентов. Оно осуществляется с учетом особенностей аудитории. Поэтому конкретные формулировки целей, задач будут полезны прежде всего для начинающих преподавателей. Для более опытных преподавателей особый интерес представляют подходы, технология их планирования.
Примерная схема комплексной постановки целей, задач занятия содержится в приложении1.
При определении дидактических целей и задач следует избегать широко распространенной ошибки: подмены их планом изучения учебного материала. Дидактические цели и задачи занятия должны определять, какие конечные выводы, умения, навыки планируются сформировать у студентов на основе изучаемого материала, какой результат предполагается достигнуть в процессе целенаправленной совместной деятельности преподавателя и студентов.
При формулировании воспитательных целей и задач следует избегать декларативности, ориентироваться на воспитание у студентов общегражданских и профессионально значимых качеств. При планировании методического обеспечения этой группы целей и задач следует помнить, что они наиболее сложны для выполнения. Реальное их осуществление, как правило, невозможно без эмоционального контакта студентов и преподавателя.
Учитывая, что общеобразовательная школа в настоящее время далеко не в полном объеме решает стоящие перед ней задачи, трудно переоценить значение третьей составляющей комплексного планирования целей занятия: задач развития познавательных способностей и умений студентов. Всестороннее и глубокое продумывание целей и задач занятия позволяет качественно решить одну из самых сложных проблем подготовки к предстоящему занятию: отбор содержания и методов обучения. Глубоко продуманные и конкретно сформулированные цели и задачи занятия являются тем основным критерием, который позволяет не бессистемно, а осознанно и целенаправленно отбирать для каждого занятия оптимальный для данных условий минимум содержания («узловой» учебный материал) и комплекс методов и приемов обучения, обеспечивающих достижение максимальных результатов обучения с минимальной затратой сил и средств.
Преподавание учебной дисциплины и ее изучение студентами немыслимо без наличия определенного комплекса средств обучения. Учебно-методический комплекс средств обучения включает кроме учебника (основного источника учебной информации) и многие другие элементы. Создание таких, например, средств как аудиовизуальные материалы (диапозитивы, диафильмы, видеоматериалы и т. п.) требует от разработчика кроме хорошей психолого-педагогической подготовки и знания дидактических возможностей этих средств еще и знания теории и особенностей их построения. Необходимо учитывать, что комплекс средств обучения не означает их простую совокупность. Иногда введение в число существующих одного-двух новых средств приводит не только к необходимости переработки сложившегося ранее комплекта, но и к существенным изменениям в методике преподавания учебного материала и его изучения студентами. Сложная взаимосвязь, существующая между элементами учебно-методического комплекса, не позволяет однозначно решать задачу по его созданию и совершенствованию.
Значительный интерес так же представляет рассмотрение путей повышения плотности контроля знаний, умений, навыков студентов, получения «срезов», показывающих уровень усвоения материала данной темы не только отдельными учащимися, но и всей учебной группой, в том числе использования в этих целях компьютерных технологий.
В свете вышесказанного особое значение приобретает формирование у студентов умений и навыков самостоятельной работы с текстом первоисточника, нормативно-правового документа, применения правовых норм к конкретным ситуациям и т. п.
При описании методики изучения и закрепления нового материала особый интерес представляет технология управления познавательной активностью всей аудитории, в том числе приемы, позволяющие поддерживать устойчивое, активное внимание студентов, приемы проблемного обучения, организации самостоятельной поисковой деятельности обучаемых и т.д. Формулировки, подлежащие записи студентами должны отличаться лаконичностью, ясностью изложения мысли, не быть перегружены специальной научной терминологией. Определение понятий, приводимые в научной литературе, энциклопедиях и словарях, часто бывают громоздкие, насыщенные специальной терминологией, не знакомой студентам, поэтому они трудны для усвоения и запоминания. Целесообразно адаптировать их, приводя в соответствие с уровнем подготовленности студентов.
В целях предупреждения бездумного заучивания и облегчения запоминания важно выделять в определениях понятий ключевые, опорные слова/слово, раскрывающие существо данного понятия.
При этом важно показать роль, место преподавателя (преподавателей) при подготовке и проведении данных занятий, методические приемы, позволяющие осуществлять организующую, контролирующую и направляющую роль преподавателя на всех этапах занятия и при этом не снижающие степени самостоятельной работы.
При описании занятий, проводимых на базе практических организаций, важно раскрыть содержание подготовительного этапа, место студентов при проведении занятия, вопросы, связанные с обеспечением безопасных условий работы студентов.
Описание контрольных работ должны включать не только методические рекомендации по организации их проведения, но и контрольные задания для студентов, раскрывать путь повышения объективности результатов контроля.
Научная обоснованность рекомендаций конкурирующих школ и налаженный обмен идеями между ними – необходимые условия непрерывного совершенствования процесса обучения.
В результате разработки частных методик необходимо определить, какая из возможных логических схем построения дисциплины, отражающая ее научное содержание, должна быть принята. Прежде, чем окончательно выбрать один из этих вариантов, необходимо найти оптимальное сочетание форм и методов обучения для каждой из них (разработать и сравнить между собой ряд дидактических систем обучения).
Основу всей работы по оптимизации методов и форм обучения составляет разработка учебно-методических комплексов. Весь комплекс работ, направленных на создание частных методик обучения по вузовским предметам, необходимо обеспечить путем организации в вузе ряда систем: научной информации, психолого-педагогической подготовки профессорско-преподавательского состава и системы оперативного изготовления дидактических материалов (средств обучения).
Разработка частных методик – одна из важнейших научно-исследовательских и методических работ в вузе.
^
2.2. Рекомендации по формированию учебно-методических комплексов учебных дисциплин
Необходимость создания учебно-методических комплексов (УМК) определена планами первоочередных мероприятий по учебно-программному и методическому обеспечению государственных образовательных стандартов по специальностям выпускников учебных заведений. Учебно-методические комплексы должны аккумулировать положительный опыт преподавания учебных дисциплин, накопленный на кафедрах, сделать его достоянием всего профессорско-преподавательского состава.
Преследуя цель повышения качества подготовки специалистов, следует более активно осуществлять управление процессом получения и усвоения знаний студентами. Определенный вклад в решение этой задачи должна внести более тщательная разработка и внедрение в процесс обучения современных, научно обоснованных УМК. Они должны выполнять не только информационную, но и управляющую и организационно-контролирующую функции.
Управляющая функция УМК проявляется в текстовом выделении основных положений учебного материала, в наличии структурно-логических схем, выявляющих взаимосвязь учебных материалов, в обобщающих выводах.
Организационно-контролирующая функция проявляется при переходе к активным формам обучения, способствующим развитию у студентов навыков самостоятельной работы, мыслительной активности, позволяющей раскрыть свои способности и ускорить процесс усвоения получаемой информации.
Создание проблемной ситуации является одним из методов активизации учебного процесса. Проблемная ситуация ставит студента перед необходимостью выбора в процессе принятия решения, что формирует его волю и мышление. УМК управляющего типа помогут реализовать необходимость принятия решения.
Такой УМК может состоять из трех частей. Первая включает информационный текст, составленный на основании программы учебной дисциплины. Изучая ее, студент получает возможность определить объем необходимого для усвоения материала. Если по данной дисциплине существует учебник, соответствующий учебному плану, эта часть УМК может быть исключена.
Вторая часть УМК позволяет осуществлять самоконтроль. Она содержит вопросы к информационному тексту и выборочные ответы к ним, которые обучаемый должен проанализировать самостоятельно. Перед вопросом дается информация, которая концентрирует внимание на определенной части ранее изученного материала и из которой последовательно вытекает поставленный вопрос. Работа со второй частью позволяет студенту корректировать ранее полученные знания (на лекциях, семинарских и практических занятиях и т. п.) с теми знаниями, которыми он овладел в ходе изучения информационного текста, представленного в первой части.
Проанализировав ответ, обучающийся обращается за подтверждением к третьей части УМК – консультационной. Консультации построены таким образом, что в случае подтверждения достоверности ответа они развивают далее предложенную мысль, в случае неправильно выбранного ответа помогают найти верный путь. Самоконтроль с помощью консультаций дает возможность осмыслить ошибку и самостоятельно ее устранить.
Необходимо отметить, что вопросы, использованные во второй части, не играют роль тестов для контроля знаний, а помогают активизировать познавательный процесс. Кроме этого, выполняется и методическая задача, так как не разобравшись в вопросе, обучаемый не получит новых сведений, что заставляет студента быть более внимательным к вопросам. Данный вид УМК позволяет студентам не только усваивать информацию, но и анализировать ее, исключать несущественное, делать определенные выводы.
Содержание УМК должно указывать, в какой последовательности необходимо изучать материал дисциплины, обращать внимание на особенности изучения отдельных тем и разделов, отбирать наиболее важные и необходимые сведения из содержания УМК, давать объяснения вопросам программы, которые вызывают наибольшие затруднения и приводят к ошибкам.
Эффективность обучения находится в прямой зависимости от качества УМК, которое зависит от того, насколько прочно и глубоко отражено в нем научное содержание предмета. Другим фактором, определяющим качество комплекса средств обучения, является его научно-методическая обоснованность. Она в значительной мере обуславливает совершенство как отдельных форм и методов обучения, так и их совокупности–дидактической системы (методики обучения в самом узком смысле этого слова).
Таким образом, в УМК, с одной стороны, отражается научное содержание учебной дисциплины (курса), а с другой–он является фундаментом для построений дидактической системы обучения предмету.
Необходимым условием успешного решения задач, связанных с эффективностью организации учебного процесса, является соответствие УМК задачам и объему подготовки специалистов, систематическое его совершенствование на основе новейших достижений педагогической науки и практики и эффективное их использование. Важно, чтобы учебно-методические комплексы максимально удовлетворяли потребности научной организации образовательного процесса и вместе с тем способствовали в полной мере реализации требования государственного образовательного стандарта.
Структура частной методики вузовской дисциплины
Наука Дидактика
Модель специалиста Опыт
Не сковывая творческой инициативы авторских коллективов, рассмотрим только общие подходы к структуре и содержанию частных методик, к используемой при их написании терминологии.
Частная методика, как правило, состоит из: введения, основной части (методические рекомендации по изучению дисциплины), приложений.
В введение целесообразно включать:
— общую характеристику задач дисциплины, ее особенностей;
— характеристику основных особенностей методики преподавания дисциплины, целей, задач частной методики, ее структуры;
— рекомендации по использованию частной методики в практической деятельности преподавателя;
— краткие сведения об авторах.
Структура методических рекомендаций по изучению дисциплины определяется логикой учебной дисциплины и включает конкретные рекомендации по преподаванию разделов, предусмотренных программой данной дисциплины. В начале раздела приводится тематический план ее изучения, реализуемый в образовательном учреждении. Во введении к каждой теме: формулируются ее образовательно-воспитательные задачи; раскрывается взаимосвязь темы с ранее изученным учебным материалом (по данному курсу и по смежным дисциплинам), а также определяется ее значение для последующего обучения; обосновывается рекомендуемый объем времени для ее изучения, выбор видов занятий и их последовательность.
По каждому занятию (лекции, семинарскому и практическому занятиям, лабораторной работе, деловой игре и т. п.) дается сценарий его проведения. Основное содержание учебного материала, рассматриваемого на занятиях, не раскрывается. Целесообразно изложить дополнительный материал иллюстративного, проблемного и другого характера, рассчитанный на дальнейшую конкретизацию основного содержания программы, увязку его с профилем обучения (специализацией) студентов, активизацию мыслительной деятельности студентов и отсутствующий в основных учебниках и учебных пособиях, в том числе различные научные точки зрения, статистические и другие материалы, характеризующие состояние проблемы, примеры из практической деятельности.
Дополнительный материал может приводиться с известным «излишком», так чтобы у преподавателя при подготовке к конкретному занятию оставалась возможность и необходимость отбора минимума, определяемого временными рамками занятия.
Могут приводиться различные варианты организации занятия или его отдельных этапов.
Большой интерес представляют рекомендации по осуществлению педагогического руководства мотивационной сферой студентов, особенно описание таких путей мотивации обучения, как связь теоретического материала с их будущей профессиональной деятельностью, создание и поддержание познавательного интереса обучаемых.
Особое внимание необходимо уделить рекомендациям, направленным на активизацию познавательной деятельности студентов при проведении лекций и групповых занятий, технике управления мыслительной активностью на всех этапах занятия. Это важно при описании занятий (фрагментов занятий), на которых студенты выполняют внешне пассивную роль, например, занятий (фрагментов занятий) с использованием телевидения, видео, кинофильмов, прослушиванием докладов, рефератов и т. д.
Структура занятия, методика его проведения во многом зависят от замысла преподавателя. Поэтому формулировки пособия должны носить характер рекомендаций, обобщения опыта работы конкретной кафедры. Необходимо не ограничиваться общими положениями, а излагать рекомендации конкретно, руководствуясь убеждением, что детализация методического сценария занятия нисколько не мешает преподавателю искать самостоятельные пути и решения.
Ссылки на научную и методическую литературу, которая позволяет глубоко познакомиться с той или иной проблемой, затронутой в пособии, целесообразно приводить в подстрочных примечаниях.
Методические рекомендации по конкретному занятию должны содержать формулировку целей и задач занятия (целевую установку). Необходимо учитывать, что важнейшим условием оптимальной организации обучения является комплексное планирование целей, задач обучения, в том числе дидактических (образовательных), воспитательных, развития познавательных способностей студентов. Оно осуществляется с учетом особенностей аудитории. Поэтому конкретные формулировки целей, задач будут полезны прежде всего для начинающих преподавателей. Для более опытных преподавателей особый интерес представляют подходы, технология их планирования.
Примерная схема комплексной постановки целей, задач занятия содержится в приложении1.
При определении дидактических целей и задач следует избегать широко распространенной ошибки: подмены их планом изучения учебного материала. Дидактические цели и задачи занятия должны определять, какие конечные выводы, умения, навыки планируются сформировать у студентов на основе изучаемого материала, какой результат предполагается достигнуть в процессе целенаправленной совместной деятельности преподавателя и студентов.
При формулировании воспитательных целей и задач следует избегать декларативности, ориентироваться на воспитание у студентов общегражданских и профессионально значимых качеств. При планировании методического обеспечения этой группы целей и задач следует помнить, что они наиболее сложны для выполнения. Реальное их осуществление, как правило, невозможно без эмоционального контакта студентов и преподавателя.
Учитывая, что общеобразовательная школа в настоящее время далеко не в полном объеме решает стоящие перед ней задачи, трудно переоценить значение третьей составляющей комплексного планирования целей занятия: задач развития познавательных способностей и умений студентов. Всестороннее и глубокое продумывание целей и задач занятия позволяет качественно решить одну из самых сложных проблем подготовки к предстоящему занятию: отбор содержания и методов обучения. Глубоко продуманные и конкретно сформулированные цели и задачи занятия являются тем основным критерием, который позволяет не бессистемно, а осознанно и целенаправленно отбирать для каждого занятия оптимальный для данных условий минимум содержания («узловой» учебный материал) и комплекс методов и приемов обучения, обеспечивающих достижение максимальных результатов обучения с минимальной затратой сил и средств.
Преподавание учебной дисциплины и ее изучение студентами немыслимо без наличия определенного комплекса средств обучения. Учебно-методический комплекс средств обучения включает кроме учебника (основного источника учебной информации) и многие другие элементы. Создание таких, например, средств как аудиовизуальные материалы (диапозитивы, диафильмы, видеоматериалы и т. п.) требует от разработчика кроме хорошей психолого-педагогической подготовки и знания дидактических возможностей этих средств еще и знания теории и особенностей их построения. Необходимо учитывать, что комплекс средств обучения не означает их простую совокупность. Иногда введение в число существующих одного-двух новых средств приводит не только к необходимости переработки сложившегося ранее комплекта, но и к существенным изменениям в методике преподавания учебного материала и его изучения студентами. Сложная взаимосвязь, существующая между элементами учебно-методического комплекса, не позволяет однозначно решать задачу по его созданию и совершенствованию.
Таким образом, перед разработчиками может быть поставлена цель: создание учебно-методического комплекса, лишь приближенного к оптимальному. Для достижения этой цели решается ряд задач:
— предварительно изучаются дидактические возможности средств обучения, которые применяются или могут быть применены в ближайшем будущем в учебном процессе высшей школы, и намечаются средства обучения, представляющие интерес для данной дисциплины;
— оценивается возможность каждого из средств и рассматриваются варианты распределения учебного материала по этим средствам;
— тщательно анализируются средства обучения, применяемые в практике обучения дисциплине. Цель такого анализа: выяснить уровень научного содержания, заключенного в средствах обучения, составляющих основу лекционного курса и обеспечивающих самостоятельное изучение его студентами, и определить дидактическую обоснованность каждого из используемых средств обучения в целом.
Методические рекомендации по повторению, закреплению, контролю знаний, умений и навыков студентов, полученных на предыдущих занятиях (если этот элемент необходим в структуре данного занятия, при описании семинарских занятий он является основным), как правило, содержат:
— перечень вопросов (основных и дополнительных), которые преподаватель ставит перед студентами при проверке знаний, с кратким объяснением логики и последовательности их постановки;
— содержание (условия) задач (ситуационных и др.), практических заданий и тому подобное, необходимых для проверки уровня сформированности умений, навыков применения теоретических знаний в практической деятельности;
— описание методов, приемов контроля знаний, умений и навыков студентов, при этом особый интерес представляет мотивация отбора методов, приемов, их увязка с целями и задачами занятия.
При описании методики организации опроса студентов важно показать:
— как, наряду с контрольными и закрепляющими функциями, реализуются функции обучающие, то есть осуществляется дальнейшее наращивание знаний студентов;
— как используются активные формы обучения: дискуссии, индивидуальные (групповые) творческие задания для самостоятельной работы студентов (доклады, рефераты, НИРС);
— как осуществляется дифференциация контроля знаний, умений в зависимости от уровня подготовленности студентов;
— как применяются новые технологии контроля знаний, умений (рейтинговая система и
т. д.)
При использовании индивидуальных форм контроля знаний (например, развернутый устный ответ) особый интерес представляет техника управления мыслительной активностью остальной части учебной группы.
Значительный интерес так же представляет рассмотрение путей повышения плотности контроля знаний, умений, навыков студентов, получения «срезов», показывающих уровень усвоения материала данной темы не только отдельными учащимися, но и всей учебной группой, в том числе использования в этих целях компьютерных технологий.
Методические рекомендации по изучению, закреплению, контролю усвоения нового материала (если этот элемент необходим в структуре данного занятия: при описании лекций он является основным), как правило, должны содержать:
— план изучения нового материала с обоснованием избранной последовательности;
— методы и приемы реализации межпредметных и внутрипредметных связей, актуализации (повторения) опорных знаний, умений, навыков, необходимых для усвоения нового материала;
— методы и приемы организации учебно-познавательной деятельности студентов, используемые при рассмотрении каждого пункта плана изучения нового материала (в том числе, использование схем, таблиц и других средств наглядности, ТСО, специальной, компьютерной техники и т. п.); особенности разбора наиболее сложных и важных вопросов; обоснование целесообразности выбранных методов и приемов обучения, в том числе, в зависимости от планируемого уровня усвоения изучаемого материала;
— определение понятий, выводы и другие формулировки, предназначенные для обязательной записи студентов;
— методы и приемы контроля усвоения и закрепления, обобщения и систематизации нового материала в ходе и (или) в конце его изучения.
Не принижая роли работы по формированию знаний в процессе обучения, важно показать, как реализуется подход в решении учебно-познавательных задач, предполагающий получение студентами не «чистых» знаний, а умений и навыков осуществления определенных видов деятельности. В этом случае полученные знания выступают как необходимый элемент профессиональной деятельности студента.
В свете вышесказанного особое значение приобретает формирование у студентов умений и навыков самостоятельной работы с текстом первоисточника, нормативно-правового документа, применения правовых норм к конкретным ситуациям и т. п.
При описании методики изучения и закрепления нового материала особый интерес представляет технология управления познавательной активностью всей аудитории, в том числе приемы, позволяющие поддерживать устойчивое, активное внимание студентов, приемы проблемного обучения, организации самостоятельной поисковой деятельности обучаемых и т.д. Формулировки, подлежащие записи студентами должны отличаться лаконичностью, ясностью изложения мысли, не быть перегружены специальной научной терминологией. Определение понятий, приводимые в научной литературе, энциклопедиях и словарях, часто бывают громоздкие, насыщенные специальной терминологией, не знакомой студентам, поэтому они трудны для усвоения и запоминания. Целесообразно адаптировать их, приводя в соответствие с уровнем подготовленности студентов.
В целях предупреждения бездумного заучивания и облегчения запоминания важно выделять в определениях понятий ключевые, опорные слова/слово, раскрывающие существо данного понятия.
При изучении темы по схеме: самостоятельная работа студентов – групповые занятия (в том числе практически) – итоговая лекция, следует:
— мотивировать выбранный путь, показав его преимущества по сравнению с традиционным;
— раскрыть особенности организации деятельности студентов на каждом из вышеуказанных этапов;
— показать качественно иную роль преподавателя при данной системе обучения.
Учитывая нетрадиционность системы, детализация в этом случае весьма полезна.
Методические рекомендации по постановке задания к следующему занятию, по организации самостоятельной работы студентов предусматривают:
— установку на восприятие следующей лекции, логическую связь между изучаемым материалом и материалом, который предстоит изучать;
— установку на подготовку к следующему семинарскому, практическому занятию, лабораторной работе и тому подобное по данной теме, рекомендации по наиболее рациональным путям выполнения заданий для самостоятельной работы студентов, обоснование ее оптимального объема;
— творческие задания для самостоятельной работы студентов;
— рекомендации по подготовке к контрольной работе и др.
Практические занятия, лабораторные работы, учебные и контрольные экспертизы, занятия, проводимые в форме деловой игры, учения и тому подобное описываются по форме соответствующих методических разработок. Для этих видов занятий характерно преобладание самостоятельной деятельности студентов.
При этом важно показать роль, место преподавателя (преподавателей) при подготовке и проведении данных занятий, методические приемы, позволяющие осуществлять организующую, контролирующую и направляющую роль преподавателя на всех этапах занятия и при этом не снижающие степени самостоятельной работы.
При описании занятий, проводимых на базе практических организаций, важно раскрыть содержание подготовительного этапа, место студентов при проведении занятия, вопросы, связанные с обеспечением безопасных условий работы студентов.
Описание контрольных работ должны включать не только методические рекомендации по организации их проведения, но и контрольные задания для студентов, раскрывать путь повышения объективности результатов контроля.
В приложениях целесообразно включить материалы, дополняющие комплексное методическое обеспечение преподавания данной дисциплины:
1. Структурно-логическую схему межпредметных связей изучаемой дисциплины со смежными. Это может быть и простейшая таблица, служащая алгоритмом для составления учебным отделом графика последовательности прохождения дисциплин, а затем и расписания учебных занятий;
2. Принципиальную схему обработки профессионально значимых умений и навыков, формируемых в рамках изучения данной учебной дисциплины. Перечень умений и навыков определяется государственным образовательным стандартом. Схема должна отражать принципиальные этапы отработки умений, доведения их до уровня навыков:
— вводный – ознакомление с образцом и обработка действий по элементам;
— тренировочный – отработка действий по образцу в типичных условиях; отработка действий в нетипичных условиях; отработка действий в условиях, приближенных к реальной практической деятельности;
— контрольный – промежуточный контроль (контроль уровня сформированности умения на первых двух этапах) и итоговый контроль.
Эти этапы должны быть привязаны к конкретным темам дисциплины, на материалах которых планируется их отработка.
3. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов, в том числе перечень тем и рекомендации по написанию докладов, рефератов, курсовых работ (проектов), тематика НИР и др.
4. Перечни вопросов для проведения рубежного контроля, зачета (промежуточного или итогового), подготовка экзаменационных билетов.
5. План работы предметного кружка/клуба.
6. Перечень актуальной учебно-методической литературы по дисциплине, изданной в данном образовательном учреждении и др.
В заключение следует отметить, что в результате исследований сложнейшего процесса человеческой деятельности, каким является обучение, в педагогических коллективах могут быть получены различные рекомендации, которые должны иметь серьезные теоретические предпосылки и должны быть проверены практикой обучения.
Научная обоснованность рекомендаций конкурирующих школ и налаженный обмен идеями между ними – необходимые условия непрерывного совершенствования процесса обучения.
Итак, сформулируем следующие особенности разработки вузовской частной методики:
— частную методику вузовской учебной дисциплины необходимо разрабатывать в тесной связи с другими дисциплинами, направленными на формирование будущего специалиста;
— в целях решения главной задачи частных методик следует объединять разработчиков научного содержания дисциплин в научно-исследовательский/творческий коллектив, руководимый лицом, непосредственно ответственным за подготовку студентов данной специальности. Итогом работы такого коллектива может быть отчет по НИР «Разработка научного содержания программ учебной дисциплины и учебного плана по специальности».
По-видимому, целесообразна следующая структура отчета: основной отчет и приложения (частные отчеты), подводящие итог деятельности каждой из кафедр (одного или нескольких вузов), которые участвуют в разработке.
В результате разработки частных методик необходимо определить, какая из возможных логических схем построения дисциплины, отражающая ее научное содержание, должна быть принята. Прежде, чем окончательно выбрать один из этих вариантов, необходимо найти оптимальное сочетание форм и методов обучения для каждой из них (разработать и сравнить между собой ряд дидактических систем обучения).
Основу всей работы по оптимизации методов и форм обучения составляет разработка учебно-методических комплексов. Весь комплекс работ, направленных на создание частных методик обучения по вузовским предметам, необходимо обеспечить путем организации в вузе ряда систем: научной информации, психолого-педагогической подготовки профессорско-преподавательского состава и системы оперативного изготовления дидактических материалов (средств обучения).
Разработка частных методик – одна из важнейших научно-исследовательских и методических работ в вузе.