Что относится к бытовым услугам по енвд
Энциклопедия решений. ЕНВД при оказании бытовых услуг (актуально до 31 декабря 2020 года)
ЕНВД при оказании бытовых услуг
Под бытовыми услугами понимаются платные услуги, оказываемые физическим лицам (кроме услуг ломбардов и услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств), предусмотренные ОКВЭД и ОКПД, за исключением услуг по изготовлению мебели, строительству индивидуальных домов (седьмой абзац ст. 346.27 НК РФ).
Внимание
Перечень бытовых услуг, в отношении которых возможно применение ЕНВД, определяется Правительством РФ. При этом с 1 января 2017 года Правительство РФ опирается на Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД 2) ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2) и Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2) ОК 034-2014 (КПЕС 2008).
В целях реализации этой нормы коды видов деятельности и коды услуг, относящихся к бытовым, определены распоряжением Правительства РФ от 24.11.2016 N 2496-р.
В соответствии с п. 3 ст. 346.29 НК РФ для вида предпринимательской деятельности по оказанию бытовых услуг при исчислении суммы ЕНВД используется физический показатель «количество работников, включая индивидуального предпринимателя». Размер базовой доходности составляет 7500 рублей в месяц. Причем индивидуальный предприниматель, привлекающий в целях оказания услуг физическим лицам стороннего ИП на основании договора возмездного оказания услуг, учитывать такого предпринимателя при расчете суммы ЕНВД в отношении указанной предпринимательской деятельности не должен (см. письмо Минфина России от 31.07.2013 N 03-11-11/30736).
Вместе с тем, услуги, сопутствующие бытовым (допустим, доставка), если на их оказание не заключается отдельный договор (например, перевозки), могут переводиться на ЕНВД в рамках основной бытовой услуги. Так, в письме Минфина России от 07.02.2014 N 03-11-06/3/5122 отмечено, что услуги по приему вещей в химчистку на дому у заказчиков и доставке вещей после химчистки могут быть отнесены к прочим услугам при химической чистке и, соответственно, в отношении таких услуг организация может применять ЕНВД.
Организации и ИП, оказывающие услуги по изготовлению мебели, на уплату ЕНВД перейти не могут. Однако в отношении деятельности в сфере оказания услуг по ремонту мебели, а также в отношении прочих услуг по изготовлению и ремонту мебели, налогоплательщики могут применять ЕНВД на основании пп. 1 п. 2 ст. 346.26 НК РФ (см., например, письмо Минфина России от 14.08.2013 N 03-11-11/32980).
Обратите также внимание на письма ФНС России от 08.04.2014 N ГД-4-3/6145@, от 26.12.2013 N ГД-4-3/23462@. В них подробно рассмотрен вопрос отнесения отдельных видов косметических услуг в целях применения ЕНВД к бытовым или медицинским (не подпадающим под ЕНВД).
Услуги для юридических лиц на патенте: нарушение принципов равенства и правовой определенности?
Нефедьева Евгения Александровна, преподаватель кафедры конституционного, административного и муниципального права Бурятского госуниверситета им. Доржи Банзарова
Патентная система налогообложения (далее – ПСН) была введена в Налоговый кодекс РФ в 2013 году[1]. Она относится к специальным налоговым режимам и направлена на поддержку самых малых предпринимателей.
За семь лет существования этой системы налогообложения сложилась некоторая арбитражная судебная практика. В свою очередь, Конституционный Суд РФ впервые вынес постановление о рассмотрении спора по существу, где предметом рассмотрения был порядок применения ПСН. Остальные решения представлены пятью отказными определениями Конституционного Суда[2], первое из которых было вынесено еще пять лет назад. Это связано и с тем, что ПСН – самый молодой специальный налоговый режим в Налоговом кодексе.
Поэтому решение по жалобе предпринимателя из Мурманской области[3] (далее – постановление № 22-П) можно назвать знаковым. Оно демонстрирует, что не всё так просто обстоит в применении указанного специального режима и судебная практика высших инстанций по нему только начинает формироваться.
Данный факт подтверждается и тем, что уже в первые три месяца после введения ПСН Министерство финансов РФ (далее – Минфин) успело издать 11 писем-разъяснений. Основная проблема, которая поднималась предпринимателями – виды деятельности из раздела «бытовые услуги» отмененного ныне Общероссийского классификатора услуг населению (далее – ОКУН)[4] и их возможность применения при оказании услуг на ПСН юридическим лицам.
Нами была предпринята попытка оспорить данные разъяснения Минфина в Высшем Арбитражном Суде РФ в порядке предварительного нормоконтроля. Тогда судьи вынесли отказное определение[5] о неподведомственности данного спора суду, но в своем определении суд указал, что оспариваемые письма критериям, позволяющим признать их в качестве нормативных правовых актов, не отвечают, не устанавливают правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц.
В данной статье нам хотелось бы обратить внимание читателей на то, что проблемы правоприменения норм о ПСН остались. По прошествии значительного периода времени, можно с уверенностью утверждать, что существует острая необходимость в конституционно-правовом истолковании некоторых положений главы 26.5 Налогового кодекса.
Субъекты налоговых правоотношений вынуждены обращаться к налоговым принципам именно тогда, когда налоговая норма расплывчата настолько и так широко трактуется, что необходима некая база (основа), которая будет удерживать рамки ее истолкования в установленных общепринятых правовых пределах и будет соответствовать Конституции РФ.
Первая часть Налогового кодекса была введена в 1999 году. Как мы знаем, кодекс создавался на правовых позициях Конституционного Суда, высказанных ранее.
Поэтому мы можем смело утверждать, что статья 3 Налогового кодекса является своего рода развитием конституционных начал налогового законодательства, вобравшая в себя не только положения статьи 57 Конституции, но и основных прав и свобод, изложенных в первых главах Конституции.
В рассматриваемом нами постановлении № 22-П Конституционный Суд основывает свою правовую позицию на следующих принципах: равенства и экономического обоснования. Но мы хотели бы затронуть в данной статье и другой принцип – принцип правовой определенности, который, как нам кажется, также неразрывно связан с предыдущими принципами.
I. Принцип равенства (недискриминации) и экономического обоснования
Итак, суть спора заключалась в том, что, вводя на территории Мурманской области ПСН в отношении вида деятельности «Сдача объектов недвижимости в аренду», законодатель не определил один из ключевых элементов налогообложения – объект, его физический показатель. Было не ясно, по какому принципу должен начисляться налог. Исходя из количества объектов недвижимости, исходя из площади объекта или вообще от количества заключенных предпринимателем договоров аренды.
И суд в постановлении № 22-П достоверно подмечает, что собственник торгового центра, сдавший в аренду несколько тысяч квадратных метров площадей, будет уплачивать налог в сотни раз меньше, чем предприниматель, который сдает в аренду несколько квартир. При этом доход первого и доход второго будут различаться на порядок.
По итогу Конституционный Суд высказывает следующую правовую позицию: «отсутствие в оспариваемых нормах Закона Мурманской области «О патентной системе налогообложения на территории Мурманской области» критериев определения объектов (площадей) как обособленных для целей установления размера потенциально возможного к получению годового дохода не только свидетельствует о пробеле в правовом регулировании, но и приводит, с учетом правоприменительной практики восполнения этого пробела, к нарушению принципов равенства налогообложения и экономического основания налога».
Подобная пробельность и неясность норм предстает перед правоприменителями и при решении другого вопроса по ПСН:
Можно ли на ПСН оказывать услуги юридическим лицам?
Для этого возьмем на рассмотрение разные редакции подпункта 2 пункта 8 статьи 346.43 Налогового кодекса (Таблица 1):
До 2017 года
С 2017 года
8. Субъекты Российской Федерации вправе:
8. Субъекты Российской Федерации вправе:
2) устанавливать дополнительный перечень видов предпринимательской деятельности, относящихся к бытовым услугам в соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению, не указанных в пункте 2 настоящей статьи, в отношении которых применяется патентная система налогообложения
2) устанавливать дополнительный перечень видов предпринимательской деятельности, относящихся к бытовым услугам и не указанных в пункте 2 настоящей статьи, в отношении которых применяется патентная система налогообложения. Коды видов деятельности в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности и коды услуг в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности, относящихся к бытовым услугам, определяются Правительством Российской Федерации;
Итак, если налогоплательщик отвечает признакам, которые установлены главой 26.5 Налогового кодекса, а именно:
Основной спор, который возникает с налоговыми органами о правомерности применения ПСН – вид деятельности. Разрешенные виды деятельности, их 63, прямо перечислены в пункте 2 статьи 346.43 Налогового кодекса (далее – Основной перечень). Здесь и Минфин, и суды однозначно сходятся во мнении, что виды деятельности можно применять при оказании услуг юридическим лицам.
А далее, в пункте 8 статьи 346.43 Налогового кодекса, законодатель наделил полномочиями субъекты РФ дифференцировать виды деятельности из Основного перечня (по ОКУН/ОКВЭД) или вводить дополнительные виды деятельности из раздела «бытовые услуги» по ОКУН (с 2017 года ОКВЭД2).
Исходя из буквального толкования подпункта 2 пункта 8 статьи 346.43 Налогового кодекса, субъекты РФ, помимо видов деятельности из Основного перечня, могут дополнительно предусмотреть ПСН в отношении иных видов деятельности, если они поименованы в разделе «бытовые услуги» Классификатора ОКУН. И здесь мы сталкиваемся с рядом следующих спорных правовых моментов.
1. Отсутствует понятие «бытовые услуги»
Нигде в главе 26.5 Налогового кодекса не встречается понятие, что такое «бытовые услуги». Это понятие мы не встречаем и в Гражданском кодексе РФ, на который так охотно ссылается Минфин в своих разъяснениях по ПСН.
Понятия «бытовые услуги» также не было в самом ОКУН. Указанное понятие мы встречаем только в главе 26.3 Налогового кодекса РФ, которая регулирует специальный налоговый режим «Единый налог на вмененный доход». Однако, в главе 26.5, посвященной ПСН, нет ни одной отсылки на нормы главы 26.3 Налогового кодекса, равно как и взаимосвязи с указанным специальным режимом.
Это два разных специальных режима, в каждом из которых используются свои собственные понятия. Понятие «бытовые услуги» в главе 26.5 отсутствует.
Итак, это понятие мы встречаем исключительно в главе о ЕНВД, статья 346.27 Налогового кодекса, и до 01.01.2017 года данное понятие звучало так:
Но даже если использовать указанное понятие, содержащееся в главе 26.3, по аналогии (так как подобного понятия мы не встречаем больше ни в каких других законах) для ПСН, то такие виды деятельности как производство мебели и строительство домов не являются бытовой услугой.
Еще в 2009 году в арбитражной практике Уральского округа по делу № А60-15313/2009 арбитражными судами всех трех инстанций был сделан однозначный вывод, что производство мебели не является бытовой услугой и правомерно исключено из понятия бытовых услуг с 01.01.2009 г. в главе о ЕНВД.
В решении от 22.07.2009 по делу № А60-15313/2009 указывается, что «анализ правовых норм Кодекса, относивших изготовление мебели к оказанию бытовых услуг населению, позволяет сделать вывод о наличии неопределенностей и неясностей в отношении определения данной услуги в правовом смысле в целях налогообложения. Данное обстоятельство вызвано тем, что в отличие от таких бытовых услуг для населения, как, например, по ремонту бытовой техники, по уборке помещений и т.д., то есть тех услуг, результат оказания которых не имеет материального выражения, изготовление мебели неразрывно связано с самим результатом – товаром. В последнем случае невозможно определить ту грань, где заканчивается работа по изготовлению мебели и возникает товар»[6].
Об указанном, по мнению суда, свидетельствует и то обстоятельство, что с 01.01.2009 г. в статье 346.27 Налогового кодекса, определяющей понятие бытовой услуги в целях налогообложения, выделено отдельно, что к таковым не относятся услуги, например, по изготовлению мебели. Т.е. в том понимании, в каком можно было применять ЕНВД, услуги по изготовлению мебели и услуги по строительству жилья не относились к бытовым.
И 88 % споров в арбитражных судах на 31.07.2019 года были связаны как раз со строительством (ремонтом) жилья и других построек или изготовлением мебели для юридических лиц.
2. Коды видов деятельности являются неоднозначными
Обратимся к самому Классификатору ОКУН и разделу «Бытовые услуги» либо к новым кодам ОКВЭД2, которые распоряжением Правительства РФ отнесли к бытовым услугам[7].
Позиция правоприменительных органов сводится к тому, что бытовые услуги – это услуги бытового подряда, оказываемые исключительно населению для бытовых нужд.
Но в отнесенных к бытовым услугам кодам ОКВЭД можно найти массу видов деятельности, которые ни при буквальном толковании, ни при их практическом применении в жизни не могут оказываться населению. Перечислим лишь некоторые из них:
Код вида деятельности «бытовые услуги»
Вид деятельности
ремонт станков, промышленных холодильников, строительного оборудования и оборудования для горнодобывающей промышленности
ремонт и техническое обслуживание измерительной, испытательной и аппаратуры контроля, группировки 26.5, такой как: инструменты для авиационных двигателей, оборудование для проверки автомобильных выхлопов, метеорологические инструменты
строительство всех типов нежилых зданий, таких как: здания для промышленного производства, например, фабрики, мастерские, заводы и т.д., больницы, школы
реставрация, консервация и воссоздание штукатурной отделки на объектах культурного наследия
аренда подъемных кранов и прочего строительного оборудования с оператором
издание (включая интерактивное): каталогов, рекламной продукции
деятельность в области фотографии для коммерческих целей: фотографии для целей рекламы, издательских организаций, журналов мод, операций с недвижимостью или туризма
уборка внутренних помещений в зданиях всех типов, в том числе в учреждениях, офисах, на фабриках, заводах, в магазинах, институтах и других коммерческих и профессиональных учреждениях
деятельность по фотокопированию и подготовке документов и прочая специализированная вспомогательная деятельность по обеспечению деятельности офиса
3. Регулирование ПСН на региональном уровне
На региональном уровне с регулированием ПСН тем более всё неоднозначно. Если мы обратимся к законам некоторых субъектов РФ, где была введена ПСН, то в формулировках законов можно увидеть, что субъект действительно вводит дополнительный перечень видов предпринимательской деятельности, относящихся к бытовым услугам.
Так, статья 2 Закона Сахалинской области от 12.10.2012 № 93-ЗО «О патентной системе налогообложения на территории Сахалинской области» звучит следующим образом:
«Установить дополнительный перечень видов предпринимательской деятельности, относящихся к бытовым услугам и не указанных в пункте 2 статьи 346.43 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых применяется патентная система налогообложения:
услуги по подготовке документов и прочие услуги по обеспечению деятельности офиса; услуги копировально-множительные по индивидуальному заказу населения; услуги по проведению фейерверков, световых и звуковых представлений; услуги по чистке и уборке прочие, не включенные в другие группировки; услуги по подметанию и уборке снега; услуги в области физкультурно-оздоровительной деятельности»[8].
То есть в Сахалинской области, помимо видов деятельности, которые были установлены в Основном перечне видов деятельности в пункте 2 статьи 346.46 Налогового кодекса РФ, был также введен дополнительный перечень видов деятельности, относящийся к бытовым услугам.
Аналогичным образом дополнительные перечни видов деятельности введены в определенных субъектах и специально поименованы формулировкой «дополнительный перечень видов деятельности»:
Но в значительной части проанализированных законов субъектов РФ о ПСН не обозначено введение какого-либо «дополнительного перечня» в своих регионах, и никаких формулировок про «бытовые услуги» мы там не встречаем[9].
Таким образом, суммируя вышесказанное по трем обозначенным аспектам, можно сделать выывод о том, что правоприменительные органы и некоторые арбитражные суды (забегая вперед отметим, что лишь небольшая их часть) толкуют эти положения искаженно: если в норме есть ссылка на словосочетание «бытовые услуги», то значит и оказывать такие услуги юридическим лицам нельзя.
Считаем, что подобное искаженное правопонимание нормы предполагает не расширение, а сужение некоторых видов деятельности, по которым возможно применение ПСН, до услуг, оказываемых исключительно для населения.
Следовательно, нормы, регулирующие Основной перечень видов деятельности ПСН и дополнительный, отнесенный к бытовым услугам, создают неравные (дискриминационные) условия для предпринимателей, находящихся на одной и той же системе налогообложения, имеющих одинаковые экономические характеристики.
В преференциальных условиях оказались предприниматели, приобретающие патент по Основному виду деятельности. Другие же предприниматели, решившие работать по дополнительному перечню видов деятельности, находятся в неравных с ними условиях, потому что:
В свою очередь, Налоговый кодекс устанавливает один из основополагающих принципов налогообложения: налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев. К этому же принципу нас отсылает и Конституционный Суд в своем постановлении № 22-П.
II. Принцип правовой определенности
Как мы отметили выше, принцип правовой определенности неразрывно связан с рассмотренными нами принципами равенства и экономического обоснования. Как указал Конституционный Суд в своем постановлении от 27.03.2012 № 8-П «принцип правовой определенности, будучи одним из важных общих принципов права и признаваемый в таком качестве Судом Справедливости Европейского Союза и Европейским судом по правам человека, представляет собой широкую концепцию, стержнем которой является предсказуемость правового регулирования. Одновременно принцип правовой определенности является неотъемлемой составляющей взаимосвязанных принципов верховенства закона и правового государства, провозглашенных в статьях 1, 15 и 55 Конституции Российской Федерации»[10].
Расплывчатость налоговой нормы может привести к не согласующемуся с конституционным принципом правового государства произвольному и дискриминационному ее применению государственными органами и должностными лицами в их отношениях с налогоплательщиками и тем самым к нарушению конституционного принципа юридического равенства и вытекающего из него требования равенства налогообложения, закрепленного в пункте 1 статьи 3 Налогового кодекса[11].
Следовательно, при отсутствии в положениях законодательства о налогах и сборах четко выраженных запретов на применение видов деятельности по ПСН в отношении юридических лиц, отсутствуют и основания для отказа в применении ПСН налогоплательщикам, оказывающим услуги для юридических лиц. Нормы законодательства о налогах и сборах не подлежат расширительному толкованию. Все неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика.
Отношения, которые складываются между субъектами налоговых правоотношений, носят публичный характер. Ведь обязательный субъект налоговых правоотношений – суверен, вторгается в имущественные отношения лица и изымает без его согласия имущество. Это подтверждает вышеприведенные доводы о том, что никакого расширительного толкования налоговых норм быть не может. Тем более, налогоплательщик, в силу подобного характера рассматриваемых отношений, должен находиться в положении правовой определенности регулярно, дабы знать, за что, куда и сколько он должен отдать государству в виде обязательных платежей. Когда же мы сталкиваемся с противоречивым поведением правоприменительных органов, подобные принципы нарушаются, чем нарушается стабильность хозяйственного оборота в целом и баланс частных и публичных интересов, в частности.
Именно с такой проблемой налогоплательщики по ПСН сталкиваются последние годы. Учитывая, что на данной системе налогообложения находятся предприниматели, занимающиеся микробизнесом, то право на судебную защиту с привлечением юристов или адвокатов для судебных тяжб в высших инстанциях они используют не в полной мере, потому что это долго и дорого.
Арбитражная судебная практика складывается пока в пользу налогоплательщиков на патенте, где споры касались возможности оказания услуг на ПСН юридическим лицам.
Приведем для наглядности некоторую статистику. Всего проанализировано 16 судебных дел в различных федеральных округах на 31.07.2019 года (см. Таблица 3). В 13 из 16 дел налоговый орган оспаривал применение ПСН по виду деятельности «Ремонт жилья и других построек» / «Строительство жилья и других построек», который оказывался юридическим лицам.
1 дело было по виду деятельности «Пошив и ремонт одежды», а 2 дела – «Изготовление мебели».
Отсутствует судебная практика по данной категории дел в трех округах: Дальневосточный, Западно-Сибирский и Северо-Кавказский.
Таблица 3
Анализ судебной практики о правомерности применения ПСН при оказании услуг для юридических лиц (на 31.07.2019 г.)
ЕНВД-транспортные услуги 2019-2020 годов применяется по прежним правилам. Какие нюансы предусмотрены НК РФ для данного и некоторых других видов деятельности на вмененке, вы узнаете из публикаций рубрики «Услуги (ЕНВД)».
Оказание каких услуг предусмотрено в рамках ЕНВД
В соответствии с п. 2 ст. 346.26 НК РФ на ЕНВД возможно оказывать такие виды услуг, как:
Рассмотрим наиболее популярные у коммерсантов услуги — бытовые и транспортные.
Возможные бытовые услуги на ЕНВД в 2018-2019 годах
Предприниматели или компании, осуществляющие деятельность в сфере быта, могут перейти на ЕНВД, если:
К бытовым относятся услуги:
Соблюдение всех этих условий разрешает плательщику осуществить переход на вмененку. Для этого налогоплательщик встает на учет в ИФНС по месту оказания бытовых услуг и направляет в налоговый орган уведомление о переходе на ЕНВД. Подробнее о переходе на ЕНВД и постановке на учет читайте здесь и здесь.
Для расчета вмененного налога при оказании бытовых услуг на ЕНВД в 2017-2018 годах физическим показателем является количество человек, которые задействованы в данной деятельности. При расчете этого показателя для ИП важно не забыть включить в расчет и самого предпринимателя.
Иногда на практике бывает сложно правильно определить этот показатель в случае, если плательщик находится одновременно на 2 режимах: ОСНО и ЕНВД. Чтобы не ошибиться, рекомендуем ознакомиться с публикацией «Как учесть АУП при совмещении ОСН и ЕНВД с физическим показателем “количество работников”».
Как перейти на ЕНВД по виду деятельности «транспортные услуги»
Лицо, которое решило оказывать на ЕНВД транспортные услуги, обязано встать на учет в качестве плательщика данного налога и направить соответствующее уведомление в налоговую. Налоговый орган, который будет осуществлять его регистрацию, должен располагаться по месту нахождения предприятия или прописки предпринимателя.
Оказывая транспортные услуги, «вмененщик» должен соблюдать следующие условия:
Если все эти ограничения плательщиком соблюдены, он вправе перейти на ЕНВД по транспортным услугам.. Минфин обращает внимание, что в целях применения ЕНВД сдача в аренду автотранспорта не относится к транспортным услугам. Подробнее — в этой публикации.
Оказание транспортных услуг на ЕНВД с привлечением других транспортных компаний-соисполнителей чревато доначислением налогов по основной системе налогообложения. Подробнее читайте в материале «Наличие субисполнителя может лишить ЕНВД».
Физический показатель, применяемый для расчета налоговой базы по ЕНВД, имеет 2 значения:
Об особенностях определения физического показателя при расчете ЕНВД по грузоперевозкам читайте в этой статье.
См. также публикации:
О расчете физического показателя при расчете ЕНВД для пассажирских перевозок читайте в статье «Порядок расчета ЕНВД для пассажирских перевозок».
Базовая доходность по каждому из физических показателей также разнится:
Формула для расчета ЕНВД по транспортным услугам, а также особенности исчисления налога по такой деятельности представлены в этой статье.
Рассчитав налог, «вмененщик» должен уплатить его, а также представить декларацию по ЕНВД. О периодичности уплаты налога и сдачи отчета, а также сроках, в течение которых они должны быть произведены, рассказывается в рубрике «Декларация ЕНВД».
Как видим, ведения коммерсантами деятельности, поименованной в гл. 26.3 НК РФ, для того чтобы перейти на вмененку, недостаточно. В рубрике нашего сайта «Услуги (ЕНВД)» вы всегда найдете полезные рекомендации, которые помогут вам правильно перейти на указанный режим по вашему виду деятельности и работать на нем, соблюдая все актуальные требования законодательства.