Что относится к большому фольклору 3 класс
Что такое Жанры фольклора
Жанры фольклора — это разделение фольклора на различные направления (стили).
Фольклор — это устное народное творчество. Его создаёт народ на протяжении уже многих веков и передаёт в устном виде следующим поколениям.
Фольклор делится на большие и малые жанры.
Большие жанры фольклора
Эти жанры включают в себя: эпические, лирические и драматические произведения.
Эпические произведения
Эпические произведения — это народная проза, сказания, которые воспевают подвиги, повествуют о каком-либо событии или герое.
Лирические произведения
Это проза под музыку. Сюда относят:
Драматические произведения
Сюда относят народные драмы, то есть обрядовые и театральные представления. Обычно они не имеют заготовленного сценария или текста. Актёры импровизируют на тему, которая волнует народ.
Такое представление может быть и сатирическим. Актёр может взаимодействовать со зрителями, обращаться к ним.
Малые жанры фольклора
Включают в себя произведения, в которых мало текста, и детский фольклор:
Детский фольклор
Включает как произведения, которые придумывают дети, так и те, которые взрослые создают для детей — для их обучения и воспитания.
К детскому фольклору причисляют:
Примеры детского фольклора
Потешка
«Гуси вы, гуси,
Красные лапки!
Где вы бывали,
Что вы видали?
— Мы видели волка:
Унёс волк гусёнка,
Да самого лучшего,
Да самого большего!
— Гуси вы, гуси,
Красные лапки!
Щипите вы волка —
Спасайте гусёнка!».
Пестушка
«Баба сеяла горох —
Прыг-скок, прыг-скок!
Обвалился потолок —
Прыг-скок, прыг-скок!».
Приговорка
«Солнышко-вёдрышко,
Выгляни в окошечко!
Солнышко, нарядись,
Красное, покажись!».
Закличка
«Иди, весна,
Иди, красна.
Принеси ржаной колосок,
Овсяный снопок, большой урожай
В наш край».
Читайте подробнее про Фольклор и его примеры.
Жанры фольклора
Всего получено оценок: 905.
Всего получено оценок: 905.
Фольклор – народное творчество, как устное, так и письменное, в котором отображается уклад жизни конкретного народа. К фольклору относятся различные жанры, каждый из которых имеет свои характеристики и особенности. Так какие жанры фольклора в литературе существуют?
Что такое фольклор?
Фольклор – искусство, создаваемое народом и бытующее в широких народных массах.
Фольклор зародился в древние времена, когда еще не существовало письменности и передавался из уст в уста. Он совмещал в себе все виды искусства: литературу, музыку,танец, театр и многое другое.
folk lore в переводе с английского означает «народная мудрость»
Термин «фольклор» впервые ввел английский ученый Уильямом Дж. Томсом в 1846 году.
В СССР к фольклору можно отнести частушки и анекдоты, которые стали очень популярны в результате поголовной цензуры. В этих произведениях завуалированно могла подвергаться критике действующая власть, а также политика, которой она придерживалась.
К фольклору относятся произведения всех трех видов: эпические, драматические, лирические.
Фольклорные жанры
К эпическим жанрам фольклора относятся былины, историческая песня, сказка, предание, сказ:
К лирическим жанрам фольклора относятся пословицы, поговорки, колыбельные, песни, причитания, частушки:
Большое значение в лирическом роде имеет форма текста. Ведь все поэтические произведения написаны особым образом. Их отличает от прозы наличие особого стихотворного размера, ритма, рифмы, деления на строфы.
К драматическим жанрам фольклора относится народная драма.
Что мы узнали?
Данная статья поможет школьникам узнать, что такое фольклор, его определение, и какие жанры фольклора существуют. Фольклорными могут быть все виды жанров: эпические, драматические, лирические.
Фольклор. Жанры фольклора
Фольклор — художественное творчество народа, отражающее его жизнь и взгляды.
Объяснение и примеры
Предшественником литературы был фольклор — устное народное творчество. В прошлом не существовало строгого разделения на виды искусства, и они реализовывались в народном творчестве, совмещавшем в себе и музыку, и театр, и литературу, и танец, и многие другие виды искусства.
Пример
Частушка совмещает в себе песню, припевку, прибаутку, дразнилку. Кроме того, она может исполняться в танце.
Фольклор зародился ещё в дописьменную эпоху, поэтому данный вид творчества по традиции передавался только в устной форме (из уст в уста). Ни одного автора фольклорных произведений мы назвать не можем: это коллективное творчество народа.
Процесс создания фольклора основывался на повторении уже известных произведений (сказок, песен, загадок, пословиц и др.). Повторяя фольклорные произведения, люди вносили в них изменения — упускали некоторые детали или придумывали новые. Поэтому фольклорные произведения дошли до нас во множестве вариантов. Однозначно говорить о правильности какого-то одного из существующих вариантов каждого фольклорного произведения было бы несправедливо: все они достойны внимания.
В фольклоре, как и в литературе, существует три рода произведений: эпические, лирические и драматические.
Жанры фольклора
Эпический род
Жанр
Характеристика
Пример
Народная эпическая песня о богатырях. Повествовалась нараспев. Всегда строится по плану: запев, зачин, основная часть, концовка
«Вольга и Микула Селянинович», «Алёша Попович и Тугарин Змей», «Садко»
Небольшое произведение, посвящённое какому-либо историческому событию. Похоже на былину, но меньше по объёму и более достоверное
«Авдотья Рязаночка», «Взятие Казани», «Казнь стрельцов»
Преимущественно прозаический рассказ о вымышленных событиях. Может быть фантастическим (волшебная сказка), авантюрным (сказка о животных) или реалистическим (бытовая сказка)
Волшебные сказки — «Василиса Премудрая», «Аленький цветочек»; сказки о животных — «Коза-дереза», «Петушок — золотой гребешок»; бытовые сказки — «Дочь-семилетка», «Чего на свете не бывает…»
Рассказ о реальных (или вымышленных, но возможных) событиях
Предание о Петре Первом»
Рассказ, повествование, в котором ведётся от лица рассказчика
«Артёмов ключ», «Еремеево слово»
Лирический род
Жанр
Характеристика
Пример
Краткое поучительное изречение
«Тише едешь — дальше будешь», «На чужой каравай рот не разевай», «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда»
Народное выражение (зачастую в форме словосочетания), оценивающее коголибо или чтолибо
«Не в бровь, а в глаз», «без году неделя», «два сапога пара»
Календарные обрядовые песни
Песни, которые исполнялись во время календарных праздников
«Завью венки» (песня для «зелёных святок»)
Семейные обрядовые песни
Песни для свадеб и похорон
«Во горнице, во светлице…» (исполнялась во время свадеб)
Магические песни-заговоры, призванные оберегать ребёнка
«Баю-баюшки-баю, не ложися на краю…»
Грустные песни о сложностях в семейной жизни
«На улице воробушек…», «Лучинушка»
Песни о влюблённых
«Раз, два — люблю тебя…», «Миленький ты мой…»
Песни о горе, связанном со смертью дорогого человека или расставанием с ним
Короткие смешные песенки, исполняются в учащённом ритме («частятся»)
«Ой, маменька, тошно, Хвораю нарошно: Пеки пышки на меду — Я милого приведу»
Драматический род
Жанр
Характеристика
Пример
Произведения со сценическими элементами
«Царь Максимильян», «Театр Петрушки»
Задания для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ
Кто является автором фольклора?
Ответ. Народ.
Определите жанр фольклорного произведения «Вольга и Микула Селянинович».
Ответ. Это былина — эпическая песнь о богатырях. Оба главных героя былины — и Вольга, и Микула Селянинович — русские богатыри. В былине отдельно отмечены сверхвозможности Микулы Селяниновича, образ которого символизирует народную силу.
Эпиграф комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» («На зеркало неча пенять, коли рожа крива») является отдельным произведением фольклора. Назовите его жанр.
Ответ. Это пословица — краткое поучительное изречение. Данная пословица связана по смыслу с комедией «Ревизор»: в финале городничий сокрушается, что был обманут Хлестаковым, но не вспоминает, что сам жил обманом и стремился к обману.
Интегрированный урок-обобщение МДО по литературному чтению, музыке в 3-м классе «Фольклор. Жанры устного народного творчества»
Класс: 3
ЦЕЛЬ: обобщить знания детей по теме «Устное народное творчество»; воспитывать любовь к истории, культуре, традициям, воспитывать любовь к книге; внимательное отношение друг к другу.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
Приветствие:
Начинается урок.
Он пойдет ребятам впрок.
Постарайтесь всё понять,
Учитесь тайны открывать,
Ответы полные давайте
И на уроке не зевайте.
— Давайте поприветствуем наших гостей, улыбнемся друг другу и настроимся на работу.
— Теперь сядьте удобно, начинаем урок.
2. Актуализация знаний
— Какой раздел изучаем?
«Изучайте фольклор, учитесь на нем.
Без знания прошлого нет будущего.»
М.Горький
— Посмотрите, что стоит у доски?
В связи с этим возникло целое художественное направление, известное под названием «русский стиль».
Восстановлению и развитию традиций народной крестьянской игрушки уделялось особое внимание. С этой целью в Москве была открыта мастерская «Детское воспитание». Первоначально в ней создавались куклы, демонстрировавшие праздничные костюмы жителей разных губерний, уездов России, и достаточно точно передававшие этнографические особенности женской народной одежды.
В недрах этой мастерской и зародилась идея создания русской деревянной куклы, эскизы к которой были предложены профессиональным художником Сергеем Малютиным (1859–1937), одним из активных создателей и пропагандистов «русского стиля» в искусстве. Идея создания разъёмной деревянной куклы была подсказана С.В.Малютину японской игрушкой «Дарума», привезённой с острова Хонсю женой С.И.Мамонтова.
Это была фигура добродушного лысого старика, мудреца Фукурамы, в которой находилось ещё несколько фигурок, вложенных одна в другую.
Его матрёшка представляла собой круглолицую крестьянскую девушку в вышитой рубашке, сарафане и переднике, в цветастом платке, держащую в руках чёрного петуха.
Русскую деревянную куклу назвали матрёшкой. Сделано это было не случайно. В дореволюционной провинции имена Матрёна, Матрёша считались одними из наиболее распространённых женских имён, в основе которых лежит слово «матерь». Эти имена ассоциировалось с матерью многочисленного семейства, обладавшей хорошим здоровьем и дородной фигурой. Впоследствии оно сделалось нарицательным и стало означать токарное разъёмное красочно расписанное деревянное изделие.
По традиции рисуется женщина в красном сарафане и платке. В наше время темы для росписи разнообразны: это сказочные персонажи, девушки, а также семьи. Стали нередки и матрёшки пародийного характера с изображением политических деятелей.
3. Мотивация
— Сегодня мы с Вами создадим матрёшку «Жанры устного народного творчества.»
— На мои вопросы можно отвечать только: ДА – НЕТ.
Понемногу
О сложном просто, понятно о простом, кратко обо всем.
суббота, 22 мая 2021 г.
Ответы на вопросы учебника к разделу «Устное народное творчество» для 3 класса
Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение» 3 класс, 1 часть, Климанова, Горецкий, страницы 51-57.
Раздел «Устное народное творчество». Проверим себя и оценим свои достижения.
1. Разгадай кроссворд, и ты узнаешь, как ещё называют устное народное творчество.
Ответы на вопросы: Афрон, Козлёночек, Алёнушка, Конь, Уздечка, Елена, Золотые, Перстень.
Слово по вертикали: Фольклор.
2. Найди виды устного народного творчества. Обоснуй свой выбор.
Песня, потешка, прибаутка, поговорка, считалка, пестушка.
Все эти виды рассказывались устно, придумывались народом, служили определенным бытовым целям.
3. Объясни, что такое песня? Чем песня отличается от стихотворения?
4. Прислушайся к звучанию каждой песни, её ритму и интонации. Как они связаны с содержанием песни?
Ритм и интонация песни напрямую связаны с её содержанием. Если песня смешная, то ритм быстрый, а интонация весёлая. Если песня грустная, то ритм медленный, тягучий, а интонация печальная.
5. Песенки-заклички исполнялись хором детей, обращавшихся к силам природы. Попробуй сам сочинить закличку. Начни её со слов «Весна-красна. «
Пример песенки-заклички про весну для 3 класса
6. Дополни текст необходимыми словами. Обоснуй свой выбор.
В них народ раскрывает своё отношение к жизни.
Ведь пословицы и поговорки выражают народную мудрость, делятся опытом, советуют как поступить в той или иной ситуации.
Они дошли до нас с давних времён.
Пословицы сочинялись ещё в глубокой древности.
Живут в нашем родном языке и речи.
Мы до сих пор используем пословицы и поговорки в обычной речи.
7. Почему так говорят: «Пословицы недаром молвится», «Пословица всем делам помощница»?
Любая пословица это прежде всего наблюдение, сделанное народом. Это совет, как поступить в том или ином случае. Это мудрость, обретённая с веками.
9. Прочитай скороговорку «Ехал Грека». Какие звуки в ней часто повторяются? Почему?
В этой скороговорке повторяются звуки Р, Г и К.
Она пригодится детям, у которых есть трудности с проговариванием звука Р.
10. Как ты думаешь, что общего между устным народным творчеством и прикладным искусством? Рассмотри рисунки. Назови другие виды народного творчества.
Устное народное творчество и прикладное искусство объединены тем, что их создает народ.
Народ черпает вдохновение в природе, труде, быту. И рождаются произведения фольклора или предметы искусства.
Другие примеры народного творчества:
11. Догадайся о чём эти загадки. Восстанови их. Проверь себя по рифмам.
Примеры своих загадок к этим отгадкам можно посмотреть в ответах к рабочей тетради, перейдя по ссылке.
12. Какими качествами наделены герои прочитанных тобою сказок? Почему именно они одерживают в сказках победу над злом?
Герои прочитанных сказок наделены многими положительными качествами: доброта, отзывчивость, смирение, смелость, трудолюбие.
Они положительные герои, олицетворяющие добро. А добро всегда побеждает зло в сказках.
13. В русских народных сказках есть зачин, присказка и концовка. Обрати внимание на то, как начинаются и заканчиваются прочитанные сказки. Есть ли сходство? Не вспомнишь ли ты другие сказки, которые начинаются и заканчиваются также.
Эти сказки начинаются одинаковым зачином: «Жил-был». Но заканчиваются они разными концовками.
В сказке «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» в концовке Иванушка становится мальчиком.
У сказки «Иван-царевич и серый волк» концовка «Стали жить-поживать».
В сказке «Сивка-бурка» концовка «И я там был».
Такой же зачин в сказках «Морозко», «Смоляной бычок», «Курочка ряба».
Концовка «Стали жить-поживать» встречается в сказках «Василиса Премудрая», «Царевна-лягушка», «Финист ясный сокол».
Концовка «И я там был» встречается в сказках «По колено ноги в золоте, по локоть руки в серебре», «Хрустальная гора», «Иван-коровий сын».
14. Зачин помогает узнать, кто будет героем сказки. А зачем нужна в сказке концовка?
Концовка показывает слушателю, что история подошла к концу, она завершена, и дальше всё у героев очень хорошо.
Зачины: «Жили-были», «За тридевять земель. «
Концовки: «Стали они жить. «, «Я там был. «
16. Что могло бы произойти, если бы Иван-царевич сам пошёл похищать Елену Прекрасную?
У Ивана-царевича ничего бы не получилось. Он опять ослушался бы совета Серого волка, его бы схватили и либо посадили в тюрьму, либо отправили ещё куда-нибудь за тридевять земель, добывать очередное сокровище.
17. Как бы ты сказал, что такое сказка?
18. Подумай, почему волшебные сказки получили такое название. По каким признакам их можно определить?
Сказки называются волшебными, потому что в них происходят чудеса, то, что невозможно в обычной жизни.
В волшебной сказке всегда есть превращения, волшебные предметы, сказочные существа. Их действие происходит в вымышленном мире. Герою приходится бороться со злом и побеждать.
19. Какие ты знаешь волшебные предметы? Вспомни сказки, в которых действуют волшебные предметы. Расскажи одну из них.
Волшебные предметы и сказки в которых они встречаются:
20. Рассмотри рисунок. Расскажи, что ты видишь. Расскажи о том, как одевались русские люди в старину.
На рисунке изображен праздничный день. Люди в своих самых лучших костюмах прогуливаются по базарной площади.
Ниже изображены детали народного костюма: зипун, тулуп, свитка, сорочка, сарафан, кокошник.
21. Рассмотри иллюстрации к разделу. Какие из них тебе больше всего понравились? Сравни произведения Васнецова и Билибина. Составь рассказ об одном из художников, запиши план. Используй слова: годы жизни, создал много произведений на тему, мне больше всего нравится, на ней изображено.
Сравнение картин Васнецова и Билибина можно прочитать, перейдя по ссылке.
Рассказ о художнике Викторе Васнецове для 3 класса
Виктор Васнецов родился 15 мая 1848 года в семье священника.
Ещё во время учёбы в семинарии он рисовал портреты, а потом уехал в Петербург и поступил в академию художеств.
Васнецов создал много картин на сказочные сюжеты: «Ковёр-самолёт», «Три царевны подземного царства», «Богатыри».
Но мне больше всего нравится его картина «Алёнушка». На ней изображена сидящая на берегу пруда девушка в простой русской одежде. Она печально склонила голову на колено, а позади неё высится тёмный густой лес.
Неизвестно, зачем она пришла в это глухое место, о чём грустит. Но именно эта таинственность больше всего и привлекает в этой картине.
Кисти художника принадлежат и такие известные сказочные полотна, как «Иван царевич на сером волке», «Кощей бессмертный» и другие. Все они принесли Васнецову мировую славу.
Художник умер 23 июля 1926 года в Москве.
Рассказ о художнике Иване Билибине для 3 класса
Будущий художник родился недалеко от Петербурга в семье врача. Он с детства хорошо рисовал, сперва отдавая предпочтение пейзажу.
Но в двадцатилетнем возрасте Билибин увлёкся народными сказками и стал рисовать иллюстрации к ним. Он создал много произведений на сказочную тематику.
Одной из первых его работ оказалась иллюстрация «Иван-царевич на сером волке». Потом были иллюстрации к сказкам «Царевна-лягушка», «Марья Моревна», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» и многие другие.
Но мне больше всего нравится его иллюстрация «Жар-птица» к сказке «Иван царевич и серый волк». На ней изображена волшебная, сверкающая огнём птица, одно перо которой выдёргивает упавший на землю царевич.
Царевич изображен на картине настоящим красавцем, в красивой одежде и расписных сапогах.