Что относится к блуду

О любви и блуде

Что относится к блуду

Грех беспорядочной половой жизни, без обещаний и благословения, является, безусловно, самым актуальным в сегодняшнем мире и суммой всех грехов. Он фактически стал синонимом самого понятия греха: «Отче, я согрешил». Это потому, что грех этот может совершаться всеми телесными чувствами, а также душой и умом, поскольку ловко заразил всё наше естество бессловесной скотскостью и зависимостью от удовольствия.

Кроме того, грех блуда так эффективен и распространен потому, что совершается в тайне человеческого тела, которое становится инстанцией, принимающей решение об умерщвлении свободы и введении рабства. От любого врага, каким бы страшным он ни был, убежать можно, а от собственного тела нет. Единственный шанс спастись – фундаментальное изменение ума, который из тайного вертепа удовольствия должен соделаться храмом Бога Живого.

Для начала посмотрим, почему этот грех тиранит человечество с самого его появления и чаще всего бывает виновником вечной погибели людей и не только. Человек создан был как двоякое существо – тело и душа – и получил в наследие животную природу, которую должен с помощью благодати преобразить на алтаре жертвы Божией. Творец не нуждался в жертвенных животных, они были всего лишь прообразом, посвящающим людей в любовь Божию, чтобы человек принес свою скотскость в жертву на алтаре любви и стал, по благодати, существом освященным и созидательным, уподобляясь Пречистому.

Скотскость неукорна, она дает человеку шанс понять всё творение и принять его, но и несет с собой риск низринуться в потемки губительной и ненасытимой материи, в порочный круг удовольствия и боли. Свойство человека быть существом сексуальным всеяно в него Богом с тем, чтобы он достиг вершин непорочной любви, где рождение жизни становится светом уподобления Родителю народов.

Грех блуда дразнил и манил человека с самого его рождения в раю и всегда служил причиной смерти во всю историю человечества. Он становился источником войн, повальных болезней, ужасающих сражений. Человеком, зависимым от сексуальности, вкупе со злым духом изобретены были даже религии, прославлявшие скотские совокупления и переориентировавшие поклонение человека с Божества на лукавого.

В наши времена этот грех охватил все сферы жизни из-за превращения человечества в разменную монету и товар на ярмарке мира сего. От короткой юбки, носимой на улице и работе, до когорт секретарш в фирме, от следования моды прихотям скоропортящегося удовольствия до мрачных вертепов греха – всё это иллюстрации из романа о превращении в товар человека, продающего собственное тело в обмен на комфорт, материю и удовольствие.

Страшнее всего то, что ужасающие публичные дома средних веков перебрались совсем близко к нашим жилищам, точнее – они уже царски восседают в них на расстоянии одного клика от чистых (доколе?) глаз и умов наших детей. Блуд стал сейчас развлечением, доступным каждому. Враг царства человеческого и Божия давно понял, что, подстрекая людей к плотскому удовольствию, он вызовет эротическую пандемию, в тысячи раз более тяжкую любой чумы и СПИДа. И вся эта пандемия принесет тучные плоды на столы инфернальных меновщиков денег и душ: миллиарды умерщвленных младенцев, зачатых в грехе и выкинутых на периферию бытия, которые делают родителей убийцами.

Позиция Спасителя, ответственно прощающего каждый раз, когда встречает человека, страдающего клубком этих грехов (самарянку; грешную жену-мироносицу; женщину, приговоренную на побиение камнями), показывает, что Бог понимает немощь и прощает болезни плоти, омраченной зависимостью, избавляя людей от тления силою благодати.

На исповеди мы часто сталкиваемся с фрондёрским отношением молодежи к блудному греху и рациональным объяснением его: «А что, батюшка? Мы любим друг друга, и это же нормально – чтобы мы жили вместе. Мы ведь никому плохого не делаем». На первый взгляд кажется, что понятия юных сожителей просто позаимствованы из логики мира сего: у них взаимная любовь, они, может, даже думают пожениться и т.д. Однако молодые, пылающие страстью, не ведают, что этой своей безответственной страстью они тем или иным образом убивают младенцев собственной любви. Они, сами того не зная, похищают у Бога дар, который Он подает им невзирая на всё, – дар любви. Они превращают огонь своей страсти в отчуждение от Бога, в попрание заповеди и, что хуже всего, в повод для умерщвления младенцев.

Только любовь, благословленная Богом, проведенная через огненную печь Евангелия, коронованная благодатью в Венчании, сохраненная в девстве и втайне предвкушаемая в томлении, разбухшая, как почка на солнце, вращающаяся вокруг Престола Божия и призывающая к себе Господа из Каны Галилейской, имеет шанс стать олицетворением созидающей любви Божией. И это потому, что настоящая любовь рождает и отдает, она так тонка, что может спрятаться в лепестке одуванчика, но и мощнее всех веков земли, ибо дает рождение душам бессмертным, которые вовеки будут свидетельствовать о жизни, изливающейся от Бога и наполняющей вселенную радостью.

Источник

Почему блуд – это грех?

Цер­ковь счи­тает блуд смерт­ным грехом, а совре­мен­ное обще­ство счи­тает бес­по­ря­доч­ные связи есте­ствен­ными и даже изыс­кан­ными, на дев­ствен­ность же смот­рит с насмеш­кой. Так было и в антич­ной Алек­сан­дрии, из кото­рой про­ис­хо­дила Мария Еги­пет­ская — блуд­ница, став­шая образ­цом пока­я­ния. Нака­нуне дня ее памяти, 14 апреля, о стра­сти блуда рас­ска­зы­вает про­то­и­е­рей Сергий Прав­до­лю­бов.

Не думай низ­ло­жить беса блуда воз­ра­же­ни­ями и дока­за­тель­ствами;
ибо он имеет многие убе­ди­тель­ные оправ­да­ния,
как вою­ю­щий против нас с помо­щию нашего есте­ства.
прп. Иоанн Лествич­ник

Дев­ствен­ность — сего­дня это слово звучит крайне непри­лично, почти как руга­тель­ство. Трудно найти хри­сти­ан­скую доб­ро­де­тель, кото­рая была бы более осме­яна совре­мен­ным обще­ством, чем цело­муд­рен­ное хра­не­ние себя до брака. Почему Цер­ковь про­дол­жает стоять на своем, и утвер­ждать, что супру­же­ские отно­ше­ния между двумя людьми не должны начи­наться до брака. Почему блуд — это смерт­ный грех? Как блуд дей­ствует на чело­века, что дает ему и чего лишает? Объ­яс­няет насто­я­тель храма Живо­на­чаль­ной Троицы в Тро­иц­ком-Голе­ни­щеве, магистр бого­сло­вия, про­то­и­е­рей Сергий Прав­до­лю­бов:

— Апо­стол Павел гово­рит: “Могу ли я отдать свои члены, кото­рые явля­ются и чле­нами Хри­сто­выми, блуд­нице?” Когда я при­ча­ща­юсь Тела и Крови Хри­сто­вых, я ста­нов­люсь так же участ­ни­ком и членом тела Цер­ков­ного и даже тела Хри­стова. «Отдам ли блуд­нице? Да не будет!», — гово­рил апо­стол Павел. Это очень важные слова. Этот запрет под­твер­жда­ется прак­ти­кой.

Когда видим перед собой блуд­ницу, смот­рим на нее, нам страшно ста­но­вится, причем от воз­раста чело­века это не зави­сит. Чело­век может быть совсем моло­дой. Я видел одну такую, при­шед­шую к нам на службу на при­ходе, ей было всего лет 20. Она была вся как будто выжжен­ная изнутри, как будто внутри у нее ничего нет, и это было очень-очень страшно.

В юности лично я тоже зада­вался вопро­сом, а какой в этом грех? Как мне объ­яс­нили неко­то­рые батюшки, чело­век, соеди­ня­ю­щийся с про­ти­во­по­лож­ным полом, обра­зует такое таин­ствен­ное един­ство, кото­рое пока нельзя объ­яс­нить раци­о­нально и научно. Чело­век соеди­ня­ется с другим в полном смысле этого слова. Он срас­та­ется с ним какими-то такими нитями и такими физи­че­скими и духов­ными свя­зями, что когда он уходит, то раз­ры­вает себя и раз­ру­шает эту связь. Я не говорю о душе, это очень высо­кая мате­рия. Но даже на пси­хо­фи­зио­ло­ги­че­ском уровне чело­век тер­за­ется, рушится, рас­сы­па­ется изнутри так, что на чело­века после этого страшно смот­реть.

Вот он вроде сим­па­тич­ный, хорошо гово­рит, а как откроет рот, скажет, и у него изнутри раз­да­ется что-то адское, и он сам как сго­рев­ший. Я эту жен­щину увидал года два спустя после того, как она в первый раз пришла. Она сумела выйти из этого состо­я­ния, при­не­сти под­лин­ное пока­я­ние, вышла замуж, и лицо у нее стало нор­маль­ным. Это редкое исклю­че­ние. Кто-то за нее сильно молился! Мы знаем, что обычно у людей, кото­рые зани­ма­ются блудом, воз­ни­кает страш­ная зави­си­мость от этого. От этого нельзя уйти, это затя­ги­вает, и чело­век посте­пенно внут­ренне, а потом и физи­че­ски уми­рает.

Хочу обра­тить ваше вни­ма­ние, что пре­по­доб­ный Мака­рий Еги­пет­ский в первом томе Доб­ро­то­лю­бия нас всех пре­ду­пре­ждает: «Ни в коем случае никого нико­гда не осуж­дайте, даже явную блуд­ницу. Ибо Бог может и ее спасти и при­ве­сти в пер­во­на­чаль­ное состо­я­ние».

— А неко­то­рые гово­рят «я погу­ляю, нагу­ля­юсь, а потом уже женюсь»?

— Эти люди живут, не чуя под собою страны. Я цити­рую не в поли­ти­че­ском смысле, а в духов­ном. Они не раз­ли­чают и не пони­мают. Для меня это тоже была загадка. Я вырос в цер­ков­ной семье. И у меня отец был свя­щен­ни­ком. Но я не мог понять – в чем же загадка? Почему душа имеет какое-то очень важное и необъ­яс­ни­мое соеди­не­ние с поло­вым устрой­ством чело­века? С какой стати? Почему так Бог устроил?

Я думаю, Бог устроил вся добро зело. Но вы знаете, вообще-то видно, что чело­век, кото­рый не пору­шил свою дев­ствен­ность, весь как будто све­тится. Девушки, кото­рые не поте­ряли свою дев­ствен­ность, напол­нены и духов­ным и душев­ным каким-то особым состо­я­нием, кото­рое не гаснет. Это у них про­хо­дит после вне­зап­ной потери дев­ствен­но­сти вне хри­сти­ан­ского брака.

Я это видел одна­жды в одной биб­лио­теке. В одну неделю я пришел, девушка пор­хала как птичка изу­ми­тель­ной кра­соты и вся све­ти­лась. Через неделю пришел в тот же зал — девушка та же, пор­хает так же, но света нет. И кольца на руке нет. Это было так скорбно и так больно. Она по при­вычке пор­хает, а света-то нет, лег­ко­сти нет. Пти­це­кры­лость ушла, она стала как все, пере­стала све­титься этим особым небес­ным и боже­ствен­ным огнем, кото­рый зало­жен в душу каж­дого чело­века. В чем загадка? Мы просто не знаем.

Гос­подь дает запо­ведь «не блу­дить» по прин­ципу «чер­ного ящика», это поня­тие из кибер­не­тики — «не делай этого». Если спро­сить «Гос­поди, пожа­луй­ста, объ­ясни мне, почему нельзя нару­шать свою дев­ствен­ность и до брака всту­пать в отно­ше­ния?» Гос­подь посмот­рит на меня вни­ма­тельно и скажет: «Доро­гой Мой, я могу объ­яс­нить».

Мне сразу вспо­ми­на­ется учеб­ник по Microsoft Word — стра­ниц 900 или 1200. Я прочел и ничего не понял, при­шлось пере­чи­ты­вать. Гос­подь скажет — вот тебе поме­ще­ние в шесть метров высо­той и там до потолка сло­жены инструк­ции и учеб­ники, объ­яс­ня­ю­щие пси­хо­фи­зио­ло­ги­че­скую и духов­ную меха­нику про­цесса — почему нельзя блу­дить. На чтение этих инструк­ций потре­бу­ется 300 или 400 лет. Если хочешь — попро­буй. Я отвечу «Гос­поди, я не про­живу так долго». А Он отве­тит: «Так поверь тогда Мне. Не делай. Не пре­лю­бо­дей­ствуй! Почему? Ты не пой­мешь, жизни не хватит». Ангелы пони­мают, а ты ничего не пони­ма­ешь. Поверь Богу и не греши — вот как можно образно ска­зать по этому поводу.

— Почему в обще­стве блуд не счи­та­ется предо­су­ди­тель­ным и широко рас­про­стра­нен, в том числе и в про­из­ве­де­ниях искус­ства. Редко какая книга бывает без постель­ных сцен.

— Вы зада­ете совер­шенно стран­ный вопрос, как будто вы не живете в ХХI веке. Чему вы удив­ля­е­тесь? Идет колос­саль­ный и очень быст­рый распад чело­ве­че­ства, распад куль­туры. Распад так стра­шен, что это не опи­шешь, опять пона­до­бится ком­ната запол­нен­ная тек­стами.

Не обя­за­тельно даже обра­щаться к доре­во­лю­ци­он­ной эпохе, чтобы уви­деть этот распад. Этот про­цесс наблю­да­ется даже в тече­ние жизни одного поко­ле­ния. Я вижу, какие были мои одно­класс­ники, и какие сейчас манеры в школах.

Гово­рят, что до 9 класса не дожи­вает ни одна девушка без того, чтобы не раз­ру­шить свою дев­ствен­ность. Еще мои одно­класс­ники, а я выпу­стился в 1967 году, были более цело­муд­рен­ными. А в 1958 году видный моло­дой чело­век, буду­щий лау­реат Нобе­лев­ской премии, буду­щий зна­ме­ни­тый писа­тель Габ­ри­эль Гарсия Маркес при­ез­жал на Фести­валь моло­дежи и сту­ден­тов в Москве. И оста­вил такое вос­по­ми­на­ние: “Что это такое, почему такие стран­ные девушки в России? С ней зна­ко­мишься, а она ни в коем случае не раз­ре­шает общаться с собой как муж с женой. Откуда они такие взя­лись?” Еще в 58 году такие были девушки, кото­рых даже буду­щий лау­реат Нобе­лев­ской премии не мог соблаз­нить.

И сейчас есть такие, но уже очень мало, и скорее всего в дерев­нях и про­вин­ции. Дай им Бог, чтобы они были геро­ями и были муже­ственны в этом вопросе.

Более того, свт. Игна­тий Брян­ча­ни­нов напи­сал, а о. Иоанн Кре­стьян­кин неустанно повто­рял: “Не думай, чело­век, что ты своей греш­ной рукой оста­но­вишь распад и при­бли­же­ние чело­ве­че­ства к концу”. Пытайся сохра­нить себя и своих детей и внуков.

Очень жалко, что люди не заду­мы­ва­ются и не задают себе вопрос – а почему? Почему моя дочь или внучка растет, и мне не все равно, – будет ли она к окон­ча­нию школы дев­ствен­ни­цей или нет? Я‑то пони­маю — почему. А почему все вокруг не пони­мают, не пере­жи­вают из-за этого? Они совсем отучи­лись от гля­де­ния на небо? Чело­век пря­мо­хо­дя­щий смот­рит на небо — так Бог устроил.

А мы только в землю смот­рим, как свиньи в “Одис­сее” Гомера. Здесь нечего спра­ши­вать, здесь все ясно и просто. И мы не удер­жим мир нико­гда. Мы просто уго­ва­ри­ваем наших веру­ю­щих, детей и внуков наших при­хо­жан: не делайте этого. Как Гос­подь хоть и может объ­яс­нить, но чело­век не сможет понять, так и мы гово­рим — Не теряй своей дев­ствен­но­сти, не пре­лю­бо­дей­ствуй! Гос­подь сказал, давайте выпол­няйте. Чтобы понять — 300 лет потре­бу­ется, у нас нет столько вре­мени.

— Зна­ко­мая хочет послу­шать Бога, даже испо­ве­да­лась в своем блуде, при­ча­ща­лась. Но она все равно знает, что будет блу­дить. Она гово­рит: «Я очень хочу выйти замуж, мне уже за 30, а сейчас никто не согла­сится со мной встре­чаться, если я не буду с ним спать. Без этого я мужа не найду». Что ей ска­зать?

«Какой мерой меря­ете — такой будет отме­рено вам». Если она скажет: «А я при­дер­жи­ва­юсь хри­сти­ан­ских воз­зре­ний — до брака я не имею права нару­шить свое дев­ство. Как хотите, так меня и при­ни­майте», — я думаю, чело­век умный вце­пится в нее и не отпу­стит нико­гда.

В 1970‑е годы я, изучая немец­кий язык, читал вос­крес­ное при­ло­же­ние к бер­лин­ской газете Wochenpost. Там был раздел объ­яв­ле­ний, я для тре­ни­ровки все их читал. И я с удив­ле­нием и вос­тор­гом прочел малень­кое объ­яв­ле­ние мелким шриф­том, в кото­ром немец­кий моло­дой чело­век пишет: «Я ищу девушку с хри­сти­ан­ским миро­воз­зре­нием для созда­ния семьи».

Вот! Пускай она скажет, что она хри­сти­анка, что она веру­ю­щая. За нее уце­пятся и на руках будут носить — это еще сохра­ни­лось в рус­ском народе. Это поймут. А если буду­щий муж не хочет этого понять, а хочет блу­дить направо и налево, такой муж никому не нужен. И ей тоже не нужен — с таким мужем не будет ни семьи, ни сча­стья. Пусть из дет­ского дома ребенка возь­мет.

Блуд – это кнопка само­уни­что­же­ния

— Чтение жития Марии Еги­пет­ской, как каза­лось бы, давно должно было всем надо­есть. До смерти. Но мы каждый год слу­шаем и слу­шаем как бы заново. Мы за целый год изме­ни­лись. А за семь лет, гово­рят, все клетки меня­ются. Мы уже другие. Так многие люди по нескольку раз в жизни пере­чи­ты­вают клас­си­че­ские книги. Они про­чи­ты­вают их новыми гла­зами, своей новой изме­нив­шейся лич­но­стью.

И это чтение жития — чудом сохра­нив­шийся пласт глу­бо­кой древ­ней куль­туры и Устав­ных чтений. Они нас фор­ми­руют, учат слезы про­ли­вать, радо­ваться осво­бож­де­нию Марии Еги­пет­ской в тяже­лых, жутких усло­виях — в пустыне ката­лась по земле. Но она смогла это сде­лать. Так и мы должны усто­ять — мыслью даже не гре­шить. Она дис­ци­пли­ни­рует всех нас, под­дер­жи­вает всех нас.

И поэтому мы и читаем про нее каждый год. И помоги нам, Гос­поди, молит­вами пре­по­доб­ной Марии Еги­пет­ской, удер­жать то, что у нас есть. И нашим детям и внукам помоги. Иначе мы сами себя не только окра­дем, но и уни­что­жим. Потеря дев­ствен­но­сти вне брака — это кнопка само­уни­что­же­ния. Когда ракета падает, чтобы она никого не задела, на ней запус­кают меха­низм само­уни­что­же­ния. Запус­кать такой меха­низм у себя ни в коем случае нельзя.

Если бы люди это поняли, если бы наука это под­твер­дила, от блуда бы бегали как от огня. И я думаю, со вре­ме­нем люди поймут, как это страшно, если раньше не насту­пит Конец света. Помоги, Гос­поди, чтобы люди поняли.

Кстати, в хри­сти­ан­ском браке, когда вен­ча­ние совер­шится, дев­ствен­ность нару­ша­ется. А свет не уходит! Вот пара­докс, вот чудо. Веру­ю­щие, верные друг-другу люди сохра­няют лег­кость и юно­ше­скую свет­лость, радость, весе­лье до конца своей жизни. Это чудо — боль­шая радость, но мало кто его заме­чает. А оно стоит того, чтобы об этом поду­мать и сде­лать если не науч­ные, то обще­че­ло­ве­че­ские выводы для самих себя и своих близ­ких.

Источник

Значение слова блуд

Словарь Ушакова

Православие. Словарь-справочник

1. Грех против целомудрия; одна из страстей в аскетическом учении Церкви.

2. В религиозно-метафорическом смысле – всякое уклонение человека от Божия Промысла о нем; идолопоклонство, неверие.

В русском языке блуд имеет синонимы: любодеяние, распутство, разврат.

Христианство признает две формы устроения жизни человека в сфере пола: брак и безбрачие (целибат). Блуд как искажение отношений между полами и заложенной в них Божественной цели есть грех, ибо он предполагает лишь достижение чувственного само-или взаимона- слаждения. Проявляясь в виде помысла, страсти, развращающих слов и т.п., блуд посягает на чистоту и целомудрие человека. К блуду причисляются также проституция, гомосексуальные отношения, кровосмешение, рукоблудие (мастурбация, малакия). В Ветхом Завете 7-я заповедь Моисеева декалога – «не прелюбодействуй» (см. Исх. 20, 14; Втор. 5, 18) – не проводит четкой границы между понятиями прелюбодеяния и блуда, поэтому эта заповедь относится ко всем случаям нарушения половой морали. В Новом Завете присутствуют гораздо более строгие понятия о целомудрии, об отношении к телу, соответствующие открывшемуся высочайшему предназначению человека – единению с Богом: тело же не для блуда, но для Господа, и Господь для тела (1 Кор. 6, 13). Апостол Павел называет тело храмом живущего в христианах Святого Духа (см. 1 Кор. 6, 19) и противопоставляет образ жизни грешника, становящегося одним телом с блудницей, соединению верующего с Телом Христа – Его Церковью (см. 1 Кор. 6, 15-17). Христос обращает внимание на то, что прелюбодеяние (как и блуд) совершается прежде всего в сердце человека, т.е. в мысли и чувстве: Кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем (Мф. 5, 28). Любодеяние указывается Христом в числе злых помыслов, исходящих из сердца и оскверняющих человека (см. Мф. 15, 19; Мк. 7, 21), целомудрие же апостол Павел называет Божиим освящением христиан (см. 1 Фес. 4, 3-5). Поэтому блуд и всякая нечистота не должны даже именоваться у христиан, как прилично святым (Еф. 5, 3). В связи с этим определяется участь блудников и прелюбодеев, которые Царства Божия не наследуют (1 Кор. 6, 9-10; ср.: Откр. 22, 15), ибо блуд растлевает душу и тело, охлаждает человека в его стремлении к Богу, разлучает с Богом.

Вместе с тем пришедший призвать грешников к покаянию (Мф. 9, 13), давший каждому человеку возможность очиститься от грехов, Господь показывает пример милующего отношения к падшему человеку. Обличая гордыню и лицемерие обвинителей, Христос говорит приведенной к Нему блуднице: Иди и впредь не греши (Ин. 8, 3-11). Раскаявшиеся блудницы, которым Господь обещает лучшую участь, нежели первосвященникам (см. Мф. 21, 31), стали верными Его ученицами, а одна из них, Мария Магдалина, первой увидела Его воскресшим.

Блуд предстает как одна из основных страстей в аскетическом учении Церкви. Наряду с чревоугодием блуд относится к плотским страстям, т.е. страстям, связанным с потребностями тела. Апостол Павел и святые отцы особо подчеркивают, что всякий грех совершается вне тела, а блудник грешит против собственного тела (1 Кор. 6, 18). Блудная страсть есть результат постоянного соглашения с блудными помыслами и развитие навыка к блудодеянию, психофизическая потребность в нем.

Аскетика тесно связывает блуд с похотью. Под похотью понимается не половое желание как таковое, ибо оно дано человеку в браке как сила притяжения соединяющихся, а искажение отношений полов в результате грехопадения, связанное с эгоизмом, жаждой власти: видение в другом человеке лишь объекта для удовлетворения. Блуд, как и любая другая страсть, побеждается смирением, добродетельной жизнью по Божиим заповедям, раскрытием себя для действия Божией благодати через Таинства Церкви. Душевно-телесная природа блуда предполагает особые средства практической борьбы с ним. Для победы над блудной страстью полезны воздержание, уединение, безмолвие. Согрешившему человеку Господь дает время на покаяние. Церковная дисциплинарная практика соединила ветхозаветную нетерпимость к блуду с пастырской любовной заботой о грешнике. Каноническое право отличает блуд от прелюбодеяния, наказания за которое вдвое строже, чем за блуд.

Мирянин за блуд отлучается от причащения на 7 или на 9 лет по правилам Василия Великого или Григория Нисского, но срок епитимии может быть сокращен. Клирики, впавшие в блуд, извергаются из сана, но не лишаются причастия, т.к. за одно преступление не возлагается двойное наказание. На практике при применении канонов Церковь учитывает конкретную духовно-историческую обстановку.

Источник

Что означает блуд и прелюбодеяние?

Что относится к блуду

Блуд и прелюбодеяние — какое значение имеют эти грехи в Православной Церкви? Об этом Вы сможете узнать, если прочитаете нашу статью.

Блуд и прелюбодеяние

С величайшей скорбью приходится приступать к следующим страницам: в очерках, рассчитанных на крещеных, на верующих, на членов Церкви этих страниц по существу не должно было быть. Апостол Павел пишет: «А блуд и всякая нечистота и любостяжание не должны даже именоваться у вас» (Еф 5:3, см. также 1 Кор 6:9-10). Однако разврат окружающего мира сего настолько притупил нравственное чувство («худые сообщества развращают добрые нравы», — 1 Кор 15:33), что даже у воспитанных в православной вере (даже у них!) появились добрачные связи и разводы. Тот, кто не вступил в брак, кто тверд в своем брачном союзе, кого не смущают помыслы внебрачного прелюбодеяния и кто не несет крест пастырского служения, — тем лучше этот очерк не читать.

Священник Александр Ельчанинов в своих записках отмечает (и это наблюдение подтверждают другие пастыри), что мужчины часто не каются в грехе случайного похотливого прелюбодеяния, считая его малосущественным; они признаются в нем лишь при прямом вопросе исповедующего. Он вспоминает даже одну жену, говорившую уезжавшему в командировку мужу: «Если тебе будет очень нужно, то ты можешь там кем-нибудь воспользоваться, — я не возражаю и ревновать не буду. Мне важно, чтобы твоя жизнь в целом принадлежала мне». И это говорила женщина, в какой-то степени верующая, своему в какой-то мере верующему мужу. Полное непонимание Евангельских заповедей, святоотеческих наставлений, духа церковного и даже заповедей Моисеевых!

Что значит «не прелюбодействуй»?

Что можно сказать против такого греха? Приведем лишь высказывания святых Отцов и слова Священного Писания.
1. «Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй. А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем» (Мф 5:27-28).
2. «…блуд и всякая нечистота и любостяжание не должны даже именоваться у вас, как прилично святым, знайте, что никакой блудник, или нечистый, или любостяжатель, который есть идолослужитель, не имеет наследия в Царстве Христа и Бога. Никто да не обольщает вас пустыми словами, ибо за это приходит гнев Божий на сынов противления» (Еф 5:3

6).
3. «Не должно быть блудницы из дочерей Израилевых и не должно быть блудника из сынов Израилевых» (Втор 23:17).
4. «Бегайте блуда; всякий грех, какой делает человек, есть вне тела, а блудник грешит против собственного тела» (1 Кор 6:18). «Разве не знаете, что тела ваши суть члены Христовы? Итак отниму ли члены у Христа, чтобы сделать их членами блудницы? Да не будет! Или не знаете, что совокупляющийся с блудницею становится одно тело с нею? ибо сказано: два будут одна плоть» (1 Кор 6:15-16).
5. «Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? Ибо вы куплены дорогою ценою» (1 Кор 6:19-20). Как оскверню храм сей блудодеянием?
6. «Пекись о теле своем, как о храме Божием, — пекись, как имеющий воскреснуть и дать ответ Богу; бойся Бога как имеющий дать отчет Ему во всем, что наделал; когда тело твое получает рану, заботишься ты уврачевать его, так пекись, чтобы оно явилось чистым и в воскресение» (Авва Исаий)
7. «Если предающийся блуду прежде брака осуждается и наказывается то тем более — после брака. Ибо здесь бывает двойное и тройное преступление это тяжелее всякого греха.
Раскроем смысл слов великого учителя Церкви свт. Иоанна Златоуста. Здесь — грех против собственного тела и нарушение седьмой заповеди «не прелюбодействуй». Здесь — нарушение и восьмой заповеди, гласящей: «не кради», ибо «…тело твое, — как говорит Златоуст, — есть ее (жены) собственность и собственность драгоценнейшая всякого имущества. Не обижай же ее в важнейшем предмете и не наноси ей смертельной раны. Но, если презираешь ее, то побойся Бога, мстителя за такие дела, Который угрожает невыносимыми страданиями за такие грехи». Здесь — нарушение девятой заповеди — «не лжесвидетельствуй», ибо прелюбодей обычно лжесвидетельствует о себе своему супругу или супруге — большинство разводов начинается со лжи в отношениях между супругами. Здесь часто нарушение и десятой заповеди, гласящей: «не желай жены ближнего твоего, и не желай дома ближнего твоего ни всего, что есть у ближнего твоего»
8. Свт. Иоанн Златоуст восклицает: «…нет подлинно ничего постыднее человека, который блудодей-ствует после брака».
9. «Мед источают уста чужой жены, и мягче елея речь ее; но последствия от нее горьки, как полынь, остры, как меч обоюдоострый» (Притч 5:3-4).
Внебрачные связи разлагают супружескую любовь, разрушают семьи, лишают детей одного из родителей, растлевают тела и души.
10. «Я писал вам в послании — не сообщаться с блудниками; впрочем не вообще с блудниками мира сего, или лихоимцами, или хищниками, или идолослу-жителями, ибо иначе надлежало бы вам выйти из мира сего. Но писал я вам не сообщаться с тем, кто, называясь братом, остается блудником с таким даже и не есть вместе» (1 Кор 5:9-11).
11. «Подумай же, что жена терпит когда слышит от кого-нибудь или только подозревает, что ты предался блудной женщине. Представляя это, не только избегай прелюбодействий, но не подавай повода и к подозрению; а если жена будет подозревать несправедливо, то успокой ее и разуверь. Не по вражде и гордости она делает это, но по заботливости».
12. «От целомудрия рождается любовь, а от любви бесчисленное множество благ. И так считай всех женщин как бы каменными, зная, что если ты после брака посмотришь похотливыми глазами на другую женщину делаешься виновником в грехе прелюбодеяния и если увидишь, что в тебе возбуждается похоть к другой женщине и затем жена твоя от этого кажется тебе неприятною, то войди во внутреннюю комнату и, раскрыв эту книгу, взяв в посредники Павла и непрестанно повторяя эти слова, погаси пламень. Таким образом и жена будет для тебя вожделенною; потому что такое пожелание не станет истреблять твоего благорасположения к ней….
13. «Но, во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа. Муж оказывай жене должное благорасположение; подобно и жена мужу. Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена. Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим» (1 Кор 7:2-5).
14. «Брак у всех да будет честен и ложе непорочно; блудников же и прелюбодеев судит Бог» (Евр 13:4).
15. «Тщательно соблюдая эти слова (то есть слова 1 Кор 7:2-4. — Авт.) и на площади и дома, и днем, и вечером, и за столом, и на ложе, и везде будем и сами стараться, и жен научать и нам говорить так, чтобы целомудренно прожить настоящую жизнь, сподобиться нам и царствия небесного благодатию и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, через Которого и с Которым Отцу вместе со Святым Духом слава во веки веков. Аминь.

Ни за кого так не тяжело молиться, как за впавших в блуд и прелюбодеяние.

Отречение от Христа и блуд с прелюбодеянием ставят стену между человеком и Богом, через которую трудно возносить молитву близким и любящим, и даже священникам. Как отречение от Сына Человеческого приводит к отпадению от Церкви, так и блуд, если он не растворяется глубочайшим смирением и покаянием, приводит к потере веры. Мы это знаем и на примере мирян, и на примере священников, некоторые из которых, соблудив, лишались сана (по 25-му Правилу святых апостолов и 3-му Правилу Василия Великого) и становились штатными воинствующими безбожниками. Их узнавали по бегающим блудливым глазам.

Только смирение и глубочайшее покаяние могут вернуть отрекшихся от Христа и блудников к Богу, подобно отрекшемуся от Христа ап. Петру, который «выйдя вон, плакал горько» (Мф 26:75).

Отречение может быть импульсивным, как у ап. Петра, мгновенным. Блуд же, чтобы быть совершенным, требует времени, некоторой рассчетливости, приготовления. Он не может быть грехом невольным, подобно вспышке гнева или сорвавшемуся резкому слову — он всегда грех вольный. Даже убийство может быть невольным, а у блудников всегда есть время опомниться и спросить себя: «А что я собираюсь делать?» и отойти от греха в теле, совершив его только в сердце своем. Блуд ужасен явной сознательностью совершаемого преступления.

Блудник хуже блудницы, подобно тому как алкоголичка хуже алкоголика — она практически почти неизлечима, а алкоголика, если он очень хочет, можно вылечить. Блудник гнусен тем, что он сознательно или бессознательно рассчитывает на свою безнаказанность.

«Наше дело не рожать, — насладиться и бежать», — так в оцензуренном виде звучала одна из солдатских заповедей. Женщина, а тем более девушка всегда рискует. Законченные блудники, как показывает опыт войны, в бою обычно трусы.

Мы знаем покаявшихся блудниц, ставших святыми, и великою святою почитаем Марию Египетскую. Священникам и старейшинам иудейского народа Иисус Христос сказал: «говорю вам, что мытари и блудницы впереди вас идут в Царствие Божие», но Он не сказал блудники.

Среди мужчин неизвестны извалявшиеся в блуде и ставшие святыми; среди них Марии Египетской нет.

Однако на протяжении веков нравы общества потворствовали мужчинам («быль молодцу не в укор») и осуждали женщин («гулящая баба»). Против таких взглядов выступали Отцы Церкви свтт. Василий Великий, Иоанн Златоуст и многие другие. Первый писал: «Господне изречение, яко не позволительно раз-решитеся от брака разве словесе любодейного равно приличествует мужчинам и женам. Но не то в обычае. О женах находим много строгих изречении.

«Не говори мне теперь, — восклицал свт. Иоанн Златоуст, — о внешних законах, которые жен прелюбодействующих влекут в судилище и подвергают наказаниям, а мужей, которые имеют жен и развратничают со служанками, оставляют без наказания; я прочитаю тебе закон Божий, который равно укоряет и жену и мужа и называет это дело прелюбодеянием».

Есть, впрочем, и страшные женщины, которые «на пари» или из мести, или зависти соблазняют чистых юношей и женатых мужчин. Они встречаются во всех слоях общества и имеют иногда вид респектабельных дам, увенчанных почетными званиями и степенями.

Тяжело и противно обо всем этом писать, но надо кричать со страхом и болью в сердце: «Смотрите, ка-ко опасно ходите!» Грех сидит в нас, грех мира окружает нас, предлагая нам свои соблазнительные образы. Ад нередко одевается в одежды не только «чувства», но и эстетической прелести.

Примерами могут служить любимая песня многих вечеринок «Из-за острова на стрежень», где вначале мотив захватывает шириной волжских просторов, а текст заканчивается восхвалением Степана Разина, который всю ночь «провозился» с княжной, а наутро в угоду товарищам утопил девицу, как ненужный предмет. Еще более обманчиво и вкрадчиво звучит изумительно музыкальный романс «Мой костер в тумане светит». Вдумайтесь только в страшное значение слов, одетых в изящную музыкальную оболочку: «Вспоминай, коли другая, / Друга милого любя, / Будет песни петь, играя, / На коленях у тебя…».

Можно привести множество других песен, мотивов, кинофильмов, новелл, картин и т. д., возбуждающих чувственность, растлевающих душу и тело… «Сам сатана, — по словам ап. Павла, — принимает вид Ангела света, а потому не великое дело, если и служители его принимают вид служителей правды» (2 Кор 11:14-15), — и, добавим мы, — эстетической утонченности. Вполне закономерно, что под покровом ночи в любительско-товарищеских группах и «творческих» объединениях при выездах на лоно природы под аккомпанемент страстной музыки с ее эстетически-чувственными выкриками и полушепотом молодежь развращается и разваливаются ранее заключенные браки.

В подобных «товариществах» участие христиан, членов Церкви, должно быть исключено. Помните слова ап. Павла: «Какое согласие между Христом и Велиаром? Или какое соучастие верного с неверным?» (2 Кор 6:15). Это не значит, что мы против всякого товарищества верующих с неверующими. Вопрос лишь в том, когда и в чем мы можем и должны быть с ними, а когда и в чем обязаны выйти из их среды и отделиться (см. 2 Кор 6:17), памятуя, что «дружба с миром есть вражда против Бога» (Иак 4:4).

Кажется, никогда в истории мира после потопа чувство греха не было так глубоко утрачено народами, как в настоящее время. Много потрудились князья мира сего, чтобы исторгнуть его из человеческого сознания. Особенно возмущала их всегда седьмая заповедь. Не случайно во всем мире, в разных странах с различным социально-экономическим и политическим строем растет преступность. В некоторых странах даже мужеложество не считается предосудительным поступком и такие связи охраняются законом.

Живя в условиях развращенного мира, христианин тем не менее призван к чистоте («блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят», — Мф 5:8); необходимо постоянно поддерживать в себе сознание и чувство того, где начинается грех, воспитывая в себе страх перед грехом, ибо грех, особенно плотский, удаляет нас от Бога.

Живя в миру, надо постоянно помнить, что христианин призван к «невидимой брани» со грехом, сидящим в нем, со грехом, обступающим его совне, к борьбе за чистоту и любовь, за добро, за стяжание Духа Святого, за Царствие Божие, которое, по слову Спасителя (Лк 17:21), должно быть внутри нас. Каждый христианин должен осознавать себя воином Христа Бога нашего с грехом, — воином, стяжающим радость Духа Святого уже здесь, на земле.

Борьбу с плотским грехом американец Джон Мотт, основатель христианского студенческого движения, назвал «труднейшей борьбой в жизни студента». Через эту борьбу прошли все или почти все монашествующие. Ее не избегают и многие вступающие в брак. Грех, особенно плотский, начинается с помысла, «ибо извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство, — все это зло извнутрь исходит и оскверняет человека» (Мк 7:21-23). Поэтому необходим постоянный контроль за своими помыслами, особенно за такими коварными, как похоть, прелюбодеяние и тщеславие.

Христос в Нагорной проповеди учил: «Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй. А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем. Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну» (Мф 5:27-29).

Всемирно известный психолог В. Джеме указывал, что будет вполне закономерно, если человек, днями и неделями предающийся блудным помыслам, пойдет, наконец, в публичный дом, а святой Марк Подвижник писал: «Согрешивши, вини не тело, а мысль; ибо, если бы не текла мысль, не последовало бы за нею и тело».

Обобщая опыт святых Отцов, изложенный в «Добротолюбии», надо подчеркнуть, что человеческое сознание не может быть не занятым: оно либо предается пустым помыслам, в том числе и блудным, либо занято молитвой и трудом, размышлением о горнем.

Для рассматриваемого греха более, чем для какого-либо другого, справедлива народная пословица: «Лень — мать всякого греха». Труд, молитва и взаимная любовь да будут спутниками вашей жизни и да охранят чистоту и прочность вашего брака.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *