Что относится к благородному наследию казахского народа

Тема: «Культурное наследие Казахстана»

Тема: «Культурное наследие Казахстана»

Форма: Заочная экскурсия

Провела : Г.Н.Бейсембина, воспитатель

Цель урока: знакомство воспитанников с культурным наследием казахского народа; воспитание духовно богатой и высоконравственной личности, подлинного гражданина и патриота, любящего свою Родину, свой народ, язык и культуру; привитие чувства бережного отношения к духовному наследию.

Оборудование: карта “Сокровища древнего Казахстана”, слайды, цветные фотоиллюстрации, выставка книг, энциклопедий.

Ход урока: Организационный момент.

Вступительное слово воспитателя: Добрый день, дорогие воспитанники. Сегодня мы собрались на очередном занятий кружка «Т үған жер »

Каждый современный человек интересуется историческим прошлым своей страны. Жизнь становится намного увлекательней, если узнаешь новое об истории родного государства, народа. Уникальные сооружения прошлого удивляют своим многообразием и необычными формами. Многочисленные памятники зодчества, созданные в неповторимом стиле, восхищают нас. Полёт фантазии именитых зодчих позволяет поднять имидж Казахстана во всем мире.В современном обществе большое внимание уделяется знанию исторического прошлого казахского народа, священных мест, древних городов, архитектурных шедевров, расположенных на территории Средней Азии и Казахстана. В истории государства ещё немало загадок и тайн, которые стремятся обнаружить и разгадать наши современники. Президент РК Н.А.Назарбаев писал: “Опираясь на культурное наследие, созданное на протяжении многих веков, необходимо развивать культуру сегодняшних и завтрашних времён”. “Культурное наследие”. В нашей памяти возникает блеск старинных куполов, ажурный узор башен, каменная мощь стен, архитектурные шедевры, яркие сооружения, которыми надо гордиться, почитая талант наших предков, их золотые руки, смелые идеи, независимость, свободу, красоту.

Воспитатель: Мы должны стремиться вперёд, не теряя из виду прошлые ориентиры, стремиться сберечь и сохранить вечные камни, необходимые для “нравственной оседлости” людей. Исследования археологов свидетельствуют о том, что казахские степи населяли не только воины и скотоводы, но и прекрасные зодчие, скульпторы, художники. Поэтому нельзя считать верным мнение о том, что наши предки, кочевники, не смогли создать такой культуры, как оседлые народы. В далёком прошлом на необъятной территории современного Казахстана развивались крупные общественные движения, повлиявшие на культурно-экономическое положение страны. Нашествие монголов, войны Тамерлана, набеги джунгаров, междоусобные войны феодальных группировок – все они сопровождались перерывами в нормальном развитии экономики и культуры, разрушением и уничтожением памятников материальной и духовной культуры.Но на территории нашего государства, несмотря на тяжелейшие исторические условия, сохранились не только замечательные музыкальные произведения, устное народное творчество, образцы прикладного искусства, но и оригинальные творения монументальной архитектуры, созданные в различные периоды.

Путешествие по “Великому Шёлковому пути”

(по карте “Сокровища древнего Казахстана”, с использованием слайдов).

1воспитанник: Казахстан – земля древней цивилизации. С 3 века нашей эры по территории Казахстана проходила древняя караванная дорога из Китая в страны Ближнего Востока и Европы. На казахстанском отрезке Великого Шёлкового пути этот путь начинался в г. Туркестане, проходил через Отрар, Испиджаб, Тараз, через древнее городище Талхиз и выходил к Джунгарским воротам у озера Алаколь. Особо значимыми являются сохранившиеся до наших времён древние курганы, городища, укрепления, мавзолеи и целые города, находившиеся на маршрутах исторического Шелкового пути.

2воспитанник:: Через два континента, от Тихого до Атлантического океана, простирался в древности караванный путь, по средне-азиатскому участку которого могли одновременно двигаться в ряд десять-двенадцать верблюдов. Они везли китайские шелка и индийскую парчу, византийское стекло и ювелирные изделия тюркских умельцев, а в обратном направлении – европейские сукна, русские меха и мёд. Съемки из космоса показали, что уже в первом тысячелетии нашей эры люди умели выбирать короткие и удобные маршруты. Трасса Великого Шелкового пути совпадает с нынешними автомобильными и железнодорожными путями, магистралями.

3воспитанник:: Выдающимся памятником культурной жизни является город Туркестан – крупнейший центр казахских ханств, город с большим историческим прошлым , который носил название Ийееса. После завоевания города тюрками (5 век) название его переиначили в короткое Яса и наконец – Туркестан. Наибольшего расцвета город Яса достиг в 12 веке. В ту пору он был пёстр и многолюден. Изобилие местного базара привлекало сюда купцов со всего мира.В немалой степени этому способствовало имя Ходжи Ахмед а ибн Ибрагима аль Ясави – дервиша, проповедника суфизма, основателя братства “Ясавия”, поэта, творившего для простого народа. Пламенные проповеди привлекали массы паломников, именно тогда о Ясах начинают говорить как о “второй Мекке”. Здесь он прожил большую часть своей жизни, после смерти в 1166 году был захоронен с большими почестями в сооруженном для него небольшом мавзолее. После смерти Ахмеда Ясави слава его не померкла, к его могиле стекались тысячи паломников. Через 233 года после кровопролитных боёв с отрядами Золотой Орды в честь своей победы мудрый Тамерлан приказал воздвигнуть новый грандиозный комплекс на месте ветхого старого мавзолея Ходжи Ахмеда Ясави.

Воспитатель: Территория современного Казахстана находится на стыке двух древнейших культур – кочевой и оседлой, которые сосуществовали многие века, обмениваясь самыми лучшими материальными и духовными достижениями. На этой земле образовалось множество памятников культур разных народностей, древних цивилизаций.

С момента принятия государственной программы «Культурное наследие» по настоящее время завершены реставрационные работы на 78 памятниках истории и культуры

Не все постройки старого Туркестана сохранились до наших дней, и только мавзолей Ходжа Ахмеда Яссави – уникальный памятник зодчества 14 века – напоминает о древности города.

4 воспитанник:: Комплекс мавзолея Ахмеда Яссави в Туркестане – выдающийся памятник средневекового зодчества. Это грандиозное сооружение было воздвигнуто в честь жившего в 12 веке известного на востоке древнетюркского поэта и проповедника суфизма Ахмеда Яссави. Слово “Яссави” означает из Ясы. Так в древности назывался город Туркестан.Ахмед Яссави первоначальное образование получил в городе Отраре, бывшем в то время на Востоке центром науки и просвещения.

Яссави жил в бедности. Нравственный авторитет его был высок. После смерти вокруг его имени стали создаваться легенды, могила стала местом паломничества.Широко распространился сборник его назидательных стихотворений “Хикмет”. В них звучали призывы к добру, справедливости, терпеливости к иноверцам. В одном из стихотворений сборника говорится:

7 воспитанник: В здании более 35 залов и комнат различного назначения.

В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ архитектурный комплекс мавзолея Ходжи Ахмеда Яссави стал МУЗЕЕМ.

Выдающийся памятник средневековья дорог нам как свидетельство высокой культуры народов, населявших в то время территорию Южного Казахстана.

Воспитатель: Путешествие по памятным местам нашей страны завершается. На территории РК ещё в древности существовала самобытная культура, которая бережно хранилась и передается теперь из поколения в поколение, составляя духовную и материальную сокровищницу нашего народа.

Молодое поколение только начало осознавать прошлое нашего народа, продолжительное время лежавшее неизвестным, недоступным для нас богатством. Грядущие поколения, используя лучшие традиции своего народа, будут стремиться дальше по пути прогресса и цивилизации.

Заключительное слово воспитателя:

Учёные-археологи восстанавливают историческое прошлое, много ещё неизведанного, интересного. Задача молодого поколения – продолжить поисковую работу по особой научной дисциплине – экология культуры, приложить все усилия для доказательства ценности нашей истории.

Подвиги, совершённые во благо будущих поколений, никогда не забудутся!

(Для подготовки мероприятия использованы исторические, энциклопедические статьи казахстанских учёных, справочники, фотографии, фотокопии).

неклассное мероприятие «Культурное наследие Казахстана».

Мавзолей Ходжа Ахмета Яссауи, признанный ЮНЕСКО памятником всемирного значения, является энциклопедией архитектурных решений Востока.

В 2004 году по инициативе Президента Республики Казахстан Нурсултана Абишевича Назарбаева разработана и принята Государственная программа «Культурное наследие», одним из основных приоритетов которой стало восстановление, реставрация, консервация и музеефикация памятников истории и культуры.

С момента принятия государственной программы «Культурное наследие» по настоящее время завершены реставрационные работы на 78 памятниках истории и культуры, таких как: мавзолеи Айша-Биби, Арыстанбаб, Абат-Байтак, Есимхан, Кара Сопы, Макул Там, Искак Ата, Джабраил Ата, некрополях Караман Ата, комплекс «Резиденция Абылай хана» в г. Петропавловск, проведены 26 научно-прикладных, 40 археологических исследований, которые обогатили науку тысячами артефактов, дающих представление об истории наших предков.

В течение последних трех лет «с нуля» созданы два государственных музея – заповедника: «Иссык» – в Алматинской и «Берель» – в Восточно-Казахстанской областях.

Впервые в истории независимого Казахстана была проведена масштабная инвентаризация отечественных памятников и утверждены Списки памятников истории и культуры республиканского (218 объектов) и местного значения (11 277 объектов).

Государством в рамках реализации программы «Культурное наследие» ведется работа по восстановлению памятников за рубежом. Успешно осуществлены реставрация мавзолея Султана Аз-Захир Бейбарса в Дамаске, мечети Султана Бейбарса в Каире, строительство историко-культурного центра и мавзолея Аль-Фараби в Дамаске.

Цель: знакомство с выдающимися достижениями культуры казахского

народа. Формирование этнокультурных знаний школьников о народе

Казахстана на основе знакомства с музыкальным наследием, воспитание

национального патриотического сознания учащихся

Задачи: вызвать чувства патриотизма: любви и преданности к Родине,

уважительного отношения к музыкальной культуре Казахстана; развитие

духовных запросов и эстетических вкусов, воспитание уважения к духовному

наследию предков, воспитывать слушательскую культуру.

Вижу зелень деревьев я,

Келді ақыры көп күткен жаз алыстан.

Келді алыстан аңсатып, армандатып,

Торды бұзған мен де бір мәз.

Цели классного часа: воспитание чувства патриотизма, любви к Родине, гордости за историческое прошлое настоящее и светлое будущее народов Казахстана; закрепление знаний по истории Казахстана;

Мы дети свободной и мирной страны.
Народ наш великий не хочет войны.

И матери наши, и наши отцы
За мир, за свободу, за счастье борцы.

Ведущий: Еліміздің тәүелсіздік күні баршанызға кұтты болсын! Бабалардыңарманы, аналардыңтілегіболғанбақыттәүелсіздікжиырмасыншы ғасырдынаяқталартұсындабіздіңмандайымызғадарып, алақанымызғаконды.Азаттықдегеносынаукасиеттіұғымдыжақындатуүшінталайерлердіңжаныкиылды! Мемлекеттіктәүелсіздік ұлттықкаүіпсіздіктіңжәнеқазақстандықтардыңруханиәлауқатының, өзкүшіне, еркіне, куатынасеніп, бармақсаттарынжүзегеасыруының, Қазақстандағыұлттықкелісімментыныштықтыңкепілі. (слай 2)

Ведущий: Біз елімізбен мақтанымыз. Бұл еркіндік оңайлықпен келген жоқ. Қазақ елі еркіндікке жету үшін қаншама қиын-қыстау кезеңдерді бастан кешірді.Мыңдаған жылдық тарихы барҚазақстан тәуелсіздік алды. (слайд 4,5,6)
Ведущий:
Поистине велика казахская земля! От седого Каспия – на западе до Алтайских хребтов – на востоке, от березовых перелесков – на севере до Заилийского Алатау – на юге. Но сколько пришлось пережить нашей святой земле! Мы не должны забывать, что мир и согласие, свобода и независимость дались нам дорогой ценой!Много веков понадобилось нашим предкам, чтобы заселить, освоить, защитить страну от врагов и передать в наследство нам, ныне живущим. Сколько труда, пота и крови, радости и страданий выпало на долю минувших поколений. (слайд7)

(просмотр видеофильма «На пути к Независимости»)

Ведущий: Ал, 1986 жылғы оқиға халықтың есінде мәңгі сақталады.16 желтоқсанда қазақ жастары Орталық алаңға шығып,Қазақстан тәуелсіздігін талап етті. (слайд 8)

Мы не должны забывать имена тех бесстрашных молодых людей, которые в декабре 1986 года показали всей планете, что такое национальная гордость. В нашей памяти навсегда останутся эти декабрьские дни. Эти события стали в истории Казахстана началом становления независимого государства, поворотом в судьбе народа. (слайд 9-10)

(просмотр видеофильма«Желтоксан 1986» )

Ведущий: Осының нәтижесінде 1991 жылы 16 желтоқсанда Қазақстан Республикасы Тәуелсіздігі туралы заң қабылданды. (слайд 11)

Ведущий: С 1991 года началась новая эпоха истории нашей страны. В это труднейшее для страны время казахстанцы доверили свои судьбы Нурсултану Абишевичу Назарбаеву, который стал первым президентом РК.

1 декабря 1991 года состоялись первые всенародные выборы президента республики, в ходе которых Н.А.Назарбаев получает абсолютную поддержку своих избирателей. (слайд 17)

Наш Президент – единственный гражданин Казахстана, которого сегодня знает весь мир.

Рассказывают, что давным-давно, когда было еще совсем мало людей на свете, жил старец, который придумал верблюдов и коров, лошадей и овец, и стал первым скотоводом в казахских степях. Было у него три сына – верные и надежные помощники отцу в любом деле. Когда пришло время умирать, призвал он к себе сыновей и сказал:
— Оставляю вам всё, что нажил своим трудом и умом. Разделите мой скот на 4 равные части, возьмите себе каждый по стаду и продолжайте с успехом дело отца. Живите дружно и учите добру своих детей.
Поклонились ему сыновья, поблагодарили за дар, но прежде чем выйти из юрты обратились с вопросом:
— Не ослышались ли мы, родитель наш, и верно ли поняли твой наказ?
— Нас трое, а ты распорядился разделить скот на 4 части.
— Кому же ты оставляешь четвертую часть?
— Четвертую часть своего скота я оставляю вашему гостю. Пусть всякий, кто нуждается в пище и крове, кто по желанию или по нужде придет в ваше жилище, найдет у вас приют, ласку, обильное угощение. И если гость ваш из скромности станет отказываться от пищи и питья, скажите ему, что ест и пьет он свое, а не ваше, ибо в вашем достоянии есть и его доля.
— Мы поняли тебя, отец наш, и все исполним, как ты повелел

Миновали века, и многое переменилось с тех пор. Но во все времена, годы и дни крепок степной обычай – гостеприимство! Кто бы ни зашел средь дня и ночи в жилище казаха, каждого ждет привет и почет, мирный отдых и щедрое хлебосольство. По традиции любого гостя полагается дружелюбно встретить, пригласить в дом, угостить, не спрашивая ни о чем. Казахская мудрость гласит: «Не напоив гостя чаем, не спрашивай о делах»

Ведущий: Қазақ халқының дәстүрі бойынша шашу! (слайд 20)

Ведущий: Сказочно богаты недра древней казахской земли – уголь, нефть, золото, титан, свинец, цинк, железо, бокситы. Богата и щедра казахская земля, величественна и прекрасна ее природа, неповторима красота снежных гор и бескрайних степей, голубых озер и горячих песков. Каждый человек, любящий свою Родину, не может не стремиться знать историю своего народа, своей Родины. (слайд 24)

Ведущий: Что же дали нам годы независимости?Это прежде всего возможность восстановить все утерянное, почти забытые народные традиции, творчество поэтов и писателей. Была принята Конституция Независимого Казахстана. Утверждены государственные символы, принята национальная валюта. Казахский язык обрел статус государственного языка.Казахстан стал членом ряда международных организаций.

Одним из главных достижений Казахстана считается рождение новой столицы Астаны, которой по решению ЮНЕСКО присвоен статус «города мира». Решая вопрос о переносе столицы, Президент Н.Назарбаев провел обстоятельное изучение всей территории Республики.

Ведущий: Казахстан встал на новый путь развития, воплотил вековые мечты народа о свободе, и сегодня каждый гражданин Республики гордится своей независимостью. Независимость нашей страны – это самое святое приобретение нашего народа. Каждый человек, живущий на планете, испытывает чувство гордости за свой народ, за свою страну, за свою историю. И нам сегодня нужно помнить прошлое, знать настоящее, чтобы построить будущее.

Песня «Жаса Қазақстан»

Тәуелсіздігіміздің тұғыры биік, халқымыздың еңсесі жоғары, егемендігіміз баянды болсын деп тілейік, ағайын.

«Н.А.Назарбаев – лидер нации»
1) Нурсулта́н Аби́шевич Назарба́ев род. 6 июля 1940, с. Чемолган, Каскеленский район, Алма-Атинская область)
2) первый и единственный президент Казахской ССР (с 24 апреля1990 года).
3) Первый президент Республики Казахстан с 10 декабря 1991 года.
4) Носитель титула «Лидер Нации» (каз. Елбасы).
5) успехи и достижения Казахстана тесно переплетены с именем Первого Президента
5) С именем Президента страны казахстанцы связывают повышение качества и стандартов жизни народа Казахстана,
6) ВХОЖДНИЕ в число 50-ти наиболее конкурентоспособных стран мира
7) Любимые занятия спорт, музыка и чтение
8) Он является автором книг: «Казахстанский путь», «На пороге XXI века», «В потоке истории» и др.
9) 1 декабря с 2012 года признан днем первого президента РК.

Интерактивная викторина Я юный гражданин РК

Проведение викторины преследовало следующие цели:

— развитие познавательной активности, логического мышления, воображения, правосознания и правовой культуры у студентов;

— правовое воспитание, воспитание казахстанского патриотизма;

— выявление интеллектуальной одаренности студентов.

— внедрение инновационных форм учебно-воспитательных и социально-культурных мероприятий в деятельность колледжа;

— укрепление связей и расширение диапазона профессионального общения;

— повышение педагогической компетентности педагогов и студентов;

— распространение передового педагогического опыта.

Источник

Каким нематериальным наследием может гордиться Казахстан

В чем наше своеобразие, если мы будем похожи на всех и не будем похожи на себя? Почему во всем мире, от Кубы до Казахстана, озабочены сохранением нематериального культурного наследия? Какое влияние на нас оказывает непредметная культура, та, что неосязаема? И почему так важно спасти ее от забвения?

В конце прошлой недели из Эфиопии пришла радостная весть: на XI сессии Межправительственного комитета по охране нематериального культурного наследия сразу четыре номинации от Казахстана были одобрены для включения в Репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества. “КАРАВАН” решил вспомнить все заявки, которые подавала наша страна в разные годы, и какие из них были приняты.

Список Казахстана

По регламенту ЮНЕСКО от подачи заявки до ее рассмотрения проходит два года. Итак, в 2014 году Межправительственный комитет по охране нематериального культурного наследия ЮНЕСКО принял от Казахстана национальную заявку “Искусство исполнения традиционного казахского домбрового кюя” и совместную с Киргизией заявку “Традиционные знания и навыки изготовления кыргызской и казахской юрт (тюркских кочевых народов)”. Это были первые две номинации Казахстана, включенные в Репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества. С тех пор наша страна начала свое активное и ежегодное участие в заседаниях Межправительственного комитета по охране нематериального культурного наследия ЮНЕСКО. В 2015 году совместная заявка Казахстана с Киргизии “Айтыс/Айтыш, искусство импровизации” также была включена в Репрезентативный список. Однако 2016 год, безусловно, стал самым успешным для нашей страны. Благодаря усилиям страны по сохранению нематериального культурного наследия в этом году Казахстан присоединился сразу к трем многонациональным заявкам: “Наурыз – традиционное празднование Нового года и начала весны”, “Культура приготовления и разделения тонкого хлеба – лаваша, катырмы, жупки, юфки” и “Соколиная охота”, а также подал одну национальную заявку – по курес (традиционная борьба). Все они были удачно включены в Репрезентативный список.

Двое имеют право на свой праздник

По словам Евфрата ИМАМБЕКА, социоантрополога, доцента КазНАИ им. Жургенова, члена Национального комитета по нематериальному культурному наследию при Национальной комиссии РК по делам ЮНЕСКО и ИСЕСКО, в современных условиях нематериальное культурное наследие подвергается большой опасности забвения. Нынешнее поколение казахстанцев имеет представление лишь о малой части того, что знали и умели наши предки.

– Что такое “нематериальное культурное наследие” и для чего его нужно сохранять?

– Культура делится на материальную и нематериальную. С материальной все понятно: это памятники, архитектура, произведения изобразительного искусства – то, что сохраняется во времени, что может быть осязаемо. Нематериальное культурное наследие – это часть культуры, которая существует не в предметах, но в нашем духовно-интеллектуальном пространстве, в повседневной практике, но не может быть воспринята “на ощупь”.

ЮНЕСКО, понимая ее важность, в 2003 году приняла Конвенцию по охране нематериального культурного наследия. Казахстан ратифицировал документ в 2011 году. Что входит в нематериальное культурное наследие? Это исполнительские искусства, эпос и другие мифопоэтические произведения, обрядовые танцы, обряды и ритуалы, мировоззренческие ценности и установки, знания и навыки, связанные с традиционными ремеслами. Нематериальная культура, по-моему, оказывает гораздо большее воздействие на современную цивилизацию, чем материальная. Именно она определяет стереотипы поведения людей и модели деятельности, от которых зависят алгоритмы производства материальной культуры.

Сегодня пришло понимание, что любой элемент культуры, особенно духовной, сам по себе является ценностью. Нельзя ранжировать какую-то практику, какой-то обряд с точки зрения ценности для человечества. Не может быть одна культура лучше, другая хуже, одна более развита, другая менее. Ее современное понимание не оперирует такими понятиями вообще – все ценно. Поэтому нематериальным культурным наследием признается какой-то обряд, праздник, ритуал, если есть практикующие его люди, даже если это всего два человека. Если для них это важно и они считают это частью своего наследия, одним из столпов своей культурной идентичности. То есть степень распространенности элемента не является критерием для включения в Список ЮНЕСКО. Обязательным требованием конвенции является то, что каждая страна должна создать свой национальный список нематериального наследия. А задача Национального комитета (консультативный, экспертный орган, который был создан в 2014 году) – находить забытые элементы из этого списка и подавать заявку в ЮНЕСКО. Провести инвентаризацию объектов нематериального культурного наследия гораздо сложнее, чем делать инвентаризацию материального культурного наследия, которое локализовано, закреплено, но сегодня нам необходимо это сделать.

– Что может послужить причиной отказа? Например, кокпар в данный список не вошел…

– В конвенции существуют требования, одно из которых – элемент не должен оскорблять чувства людей с другими представлениями о гуманизме. ЮНЕСКО придерживается такой концепции, что культура должна развивать человечество вперед и вверх и не должна быть направлена на деградацию личности. Кокпар, безусловно, является одной из стержневых ценностей национального сознания и казахов, и киргизов (заявка была совместно с нашими соседями), концентрацией духа кочевников, но то, что сейчас в мире много людей, которых может шокировать предмет игры – обезглавленная туша, послужило мотивом для отказа. О чем мы и предупреждали. Ведь ни испанцы, ни португальцы не смогли ввести корриду из-за противников жестокого обращения с животными. Одним из требований конвенции должно быть согласие сообщества. То есть, если сообщество, которое практикует кокпар, будет готово изменить сам дух этой игры и заменить тушу козла на муляж, тогда включение во Всемирный список возможно. Но это уже будет не кокпар, а нечто вроде поло, в которое играют англичане.

Также не прошла самая первая заявка, которую мы подготовили. Речь об ортеке – кукольно-музыкальном жанре казахского традиционного искусства. В первый год действия конвенции не все в правительстве понимали ее суть.

Верните наши свадебные традиции

– Возрождению каких национальных традиций, обрядов, на ваш взгляд, стоит уделить особое внимание?

– В первую очередь – свадебных. Под правильными свадебными традициями я подразумеваю обряды, очищенные от обрядов из других ценностных систем, которые иногда приходят в противоречие. У нас любят смешивать советскую свадебную обрядность с казахской традиционной. Само написание свадебных сценариев проходит с нарушением – тамада, как правило, знает несколько опорных моментов: беташар, той бастар, и все, собственно. Хотя у казахов это было очень длительным процессом: от обряда сватовства вплоть до ввода невесты в дом, где она будет жить. Что само по себе интересно. Если обряд делается с нарушением, то у человека уже нет таких моральных обязательств, и жизнь может пойти не так. В чем назначение всех обрядов и ритуалов с точки зрения психологии? Задать человеку систему координат дальнейшего поведения, а мы часто забываем об этом.

Или, например, обрядность, связанная с возрастной инициацией: все, что мы знаем, это шилдехана, тусау кесер, тилашар, сундет той. А у казахов эта инициация начиналась с третьего месяца беременности, и первый, кто в этом участвовал, была ене – свекровь. Отношения между свекровью и невесткой в казахской семье традиционно строились не на конфронтации. Невестка была ближе, чем родная дочь, а ене порою роднее матери.

Мать относилась к дочери, как к гостье, потому что знала, что та будет принадлежать другому роду и дети, которых она родит, будут детьми другого рода. Мать мужа не могла даже ругать невестку – это считалось верхом неприличия. Свою дочь можно ругать, а келин нельзя. Но мы живем в современном обществе под воздействием моделей, которые были созданы в других условиях, мы их заимствовали в XX веке и продолжаем заимствовать теперь из сериалов. Отсюда противоречия, конфликты и рост разводов, внутрисемейной агрессии – происходит дисбаланс между традиционной системой взглядов, которая органично связана с нашим менталитетом, с нашими ценностными воззрениями, и параллельно существующей системой. Поэтому нематериальное культурное наследие очень важно в его аутентичности.

Вот фэншуй мы все знаем, забывая о том, что правильно организованное жилище было и у кочевников. Юрта отражала представление о мире: была женская половина – справа от входа, и мужская половина – слева. В мужской половине хранилось мужское снаряжение, символы крепости, духа, удачи. Предметы, которые связаны с достатком, располагались справа. Если бы наши архитекторы, дизайнеры интерьера учитывали эти представления, может, тогда многих бед наши семьи бы избежали.

Казахстану есть еще что вносить, чтобы сделать наше культурное наследие широко известным во всем мире. Это имеет и практическую ценность – повышает туристическую “аттрактивность”, привлекательность страны, которая стоит не столько на качестве сервиса, инфраструктуры, а прежде всего на культурном своеобразии. Долгое время на это не обращалось внимания, все было направлено на то, чтобы “соответствовать мировому уровню”. Но мир давно борется за сохранение свое-образия. А в чем наше свое-образие, если мы будем похожи на всех и не будем похожи на себя?

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *