Что относится к биологии и психологии
3 различия между биологией и психологией
Содержание:
Таким образом, как бы элементарно это ни звучало на первый взгляд, знание различий между различными научными отраслями необходимо для разделения знаний и методов исследования и дедукции, которые приводят нас к ним. Сегодня мы познакомим вас различия между биологией и психологией, две из этих флагманских ветвей разнообразных, но взаимодополняющих утилит.
Как мы отличаем биологию от психологии?
Во-первых, нам нужно классифицировать различные отрасли, которые выделяются из ствола человеческого знания, чтобы лучше понять различия между биологией и психологией. Мыслитель Рудольф Карнап, немецкий философ и физик, постулировал эти разделения. Что касается науки в 1955 году:
Итак, мы видим, что отрасли науки делятся по основаниям, устанавливающим получение их знаний: будь то абстрактные миры логики и математики, биологии, астрономии, физики, социологии, экономики или любое слово, оканчивающееся на «ía», которое приходит в голову, поиск знаний и понимания всегда является основным мотивом.
1. Биология объясняет; Психология включает в себя
Во-первых, мы немного философствуем, потому что биология и психология преследуют совершенно разные конечные цели, если мы ограничимся лингвистической областью. Не отчаивайтесь, потому что мы объясним эти абстрактные концепции самым понятным способом.
Согласно Королевской академии испанского языка (RAE), «объяснение» определяется как «проявление или раскрытие причины или мотива чего-либо». Будучи естествознанием, биология знаменует собой и служит примером поиска объяснений. Биологи используют эмпирически-аналитический механизм, основанный на научном методе, поскольку мы полагаемся на инструменты формальных наук (математика и статистика). для анализа корреляций, то есть причинно-следственных связей между событием и его возможной причиной.
Таким образом, мы находимся в рамках научной дисциплины, которая основана на описании естественных процессов живых организмов с учетом их анатомии, физиологии, эволюции, развития, распространения, а также внутри- и межвидовых взаимоотношений. Это скорее «объяснение» того, что нас окружает., фиксируя, почему событие X связано с характеристикой Y в мире природы. Возьмем пример:
Курицы откладывают яйца, правда? Если мы проанализируем количество яиц, отложенных двумя разными популяциями цыплят, мы будем описывать или фиксировать вариации внутри одного и того же вида. Если обнаруживается, что разница в количестве яиц действительно значительна, необходимо спросить, почему. Может быть, это связано с давлением эволюции? Мы сталкиваемся с подвидом? Являются ли женщины одной популяции крупнее, чем женщины другой? Опять же: мы записываем событие и пытаемся объяснить, почему.
Вновь взяв за основу строгий терминологический подход RAE, термин «понимание» определяется как «набор свойств, позволяющих определить понятие, в отличие от расширения». Гуманитарные науки, и особенно психология, являются эталоном понимания человеческих и социальных процессов..
Для упрощения (хотя мы и повторяем) можно сказать, что психология не пытается «объяснить» существование поведенческих процессов у людей. на эволюционном уровне, потому что мы знаем, что они существуют, когда испытываем их на собственном опыте, но мы пытаемся понять их, основываясь на фактических фактах, то есть на представлении эмпирических данных. Таким образом, психология исследует такие концепции, как восприятие, внимание, мотивация, эмоции, функция мозга, интеллект, мысль, личность, личные отношения, сознание и бессознательное в человеческом существе.
Чтобы закрыть этот тематический конгломерат, важно понимать разница между объяснением того, что нас окружает, через причинно-следственные связи и пониманием человеческих и социальных явлений. Там, где строятся мосты, тоже есть явные различия.
2. Они подходят к человеку с разных точек зрения.
Ключ в подходе к изучению: мы не видели, что человеческая биология отвечает за изучение эмоциональных процессов, верно? Мы работаем в областях, полностью связанных с эволюцией, то есть в генетике и адаптации.
С другой стороны, психология использует совершенно другой, но дополняющий друг друга подход. С помощью экспериментальной психологии, ассоцианизма, структурализма и многих других течений речь идет о понимании анализа поведения и психических процессов отдельных людей и человеческих групп в различных ситуациях. Вкратце можно сказать, что психология охватывает все аспекты человеческого опыта, которые, конечно, выходят далеко за рамки генетических и адаптивных вариаций, управляемых эволюционным двигателем.
Опять же, следует отметить, что там, где есть отличия, строятся и мосты. У нас есть пример этой психобиологии, ответственной за применение принципов биологии к изучению поведения животных, в том числе людей.
3. Биология изучает ответы; психология, поведение
Мы снова немного пофилософствуем, потому что вкратце можем сказать, что биология отвечает за регистрацию ответов и реакций, в то время как поведение полностью отнесено к психологии.
Когда у нас выделяется слюна, когда мы видим еду, или когда мы боимся и жалуемся на боль из-за того, что наша кожа подверглась воздействию огня, мы сталкиваемся с первичными реакциями и реакциями. Конечно, это соответствует просто эволюционные механизмы, присутствующие (почти) у всех животных, поэтому мы движемся по биологической местности.
Таким образом, язык не может быть объяснен просто как эволюционный механизм, основанный на суставных и речевых движениях для сохранения нашего вида. Ясно, что поведение, особенно ориентированное на социальную группу и взаимодействие, должно объясняться социологией и психологией, поскольку полагаться исключительно на генетические и морфологические ограничения было бы серьезной ошибкой.
Опять же, это не означает, что биология не имеет ничего общего с поведением. Поведение нечеловеческих животных охватывается поведенческой этологией и экологией, дисциплинами, которые считаются биологическими отраслями.
Выводы
Психология взаимоотношений: пять ключей понимания
Психология и биология
Замечание 1
Психология и биология – это науки, связанные между собой и, прежде всего, потому что биология раскрывает врожденные особенности человека, выясняет органические нарушения, а психология объясняет влияние этих нарушений на психику и поведение человека, его социализацию.
Биология помогает выяснить влияние внешних природных факторов на личность в каждом конкретном случае.
Психология синтезирует достижения ряда других наук и является интегратором всех научных дисциплин, а объектом её исследования является человек. Психология, занимаясь изучением законов психической деятельности, раскрывает объективный мир, отражающийся в мозге человека.
Развиваться психология как наука может только в тесной связи с другими науками, которые обеспечивают её важной информацией для успешного раскрытия своего собственного предмета.
Среди всех наук, с которыми психология имеет связи, на первое место выступает биология – наука о живой природе, естественной частью которой выступает человек. Психика и поведение человека, как и он сам, являются важной составляющей биологической экосистемы, от жизнедеятельности которой зависит всё живое на Земле.
Готовые работы на аналогичную тему
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость
Науки начали взаимодействовать друг с другом далеко не сразу, а если и были у них точки соприкосновения, то они не носили характер прямого сотрудничества.
И только после того, как научный мир принял теорию эволюции Ч. Дарвина ситуация изменилась. Теория Дарвина, сблизив человека и животных, привела к признанию того, что на человека распространились многие законы биологической эволюции.
Начиная с XIX века, для психолога стало необходимым изучение биологии и физиологии человека, которые стали обязательными профессионально ориентирующими дисциплинами. Для понимания психики и поведения человека это было необходимо. С этого времени данная тенденция в психологической науке закрепилась надолго.
Программа подготовки психологов в высших учебных заведениях включает изучение цикла биологических дисциплин, а при поступлении в ВУЗ биология входит в перечень вступительных экзаменов. Это является свидетельством того, что биологи и психологи активно взаимодействуют друг с другом.
Среди ученых хорошо известны имена биологов, проявивших себя на поприще психологии, и здесь почетное место занимает Ч. Дарвин. Теория происхождения биологических видов Дарвина оказала значительное влияние на развитие психологии, что проявилось в психологическом сближении человека и животного не только в психологических теориях, но и в экспериментальных исследованиях. Надо сказать, что Ч. Дарвин не является единственным биологом, обогатившим психологию своими исследованиями.
Задай вопрос специалистам и получи ответ уже через 15 минут!
Типы и стратегии взаимодействия
Для экспериментальных исследований крайне важно обозначить некоторые основные типы взаимодействий людей. Наиболее распространенным является дихотомическое деление всех возможных видов взаимодействий на два противоположных вида: кооперация и конкуренция. Разные авторы обозначают эти два основных вида различными терминами. Кроме кооперации и конкуренции, говорят о согласии и конфликте, приспособлении и оппозиции, ассоциации и диссоциации и т.д. За всеми этими понятиями ясно виден принцип выделения различных видов взаимодействия. В первом случае анализируются такие его проявления, которые способствуют организации совместной деятельности, являются «позитивными» с этой точки зрения. Во вторую группу попадают взаимодействия, так или иначе «расшатывающие» совместную деятельность, представляющие собой определенного рода препятствия для нее.
, или кооперативное взаимодействие, означает координацию единичных сил участников (упорядочение, комбинирование, суммирование этих сил). Кооперация — необходимый элемент совместной деятельности, порожденный ее особой природой. А.Н. Леонтьев называл две основные черты совместной деятельности:
а) разделение единого процесса деятельности между участниками;
б) изменение деятельности каждого, т.к. результат деятельности каждого не приводит к удовлетворению его потребности, что на общепсихологическом языке означает, что «предмет» и «мотив» деятельности не совпадают.
Каким же образом соединяется непосредственный результат деятельности каждого участника с конечным результатом совместной деятельности? Средством такого соединения являются развившиеся в ходе совместной деятельности отношения, которые реализованы, прежде всего, в кооперации. Важным показателем «тесноты» кооперативного взаимодействия является включенность в него всех участников процесса. Поэтому экспериментальные исследования кооперации чаще всего имеют дело с анализом вкладов участников взаимодействия и степени их включенности в него.
Что касается другого типа взаимодействий–конкуренции
, то здесь чаще всего анализ сконцентрирован на наиболее яркой ее форме, а именно на конфликте. Конкуренция (от лат.
concurro
– сбегаюсь, сталкиваюсь) – это одна из основных форм организации межличностного взаимодействия, характеризующаяся достижением индивидуальных или групповых целей, интересов в условиях противоборства с добивающимися этих же целей и интересов других индивидов и групп. Конкуренция отличается сильной вовлеченностью в борьбу и частичной деперсонализацией представлений о противнике.
При анализе различных типов взаимодействия принципиально важна проблема содержания деятельности, в рамках которой даны те или иные виды взаимодействия. Так, можно констатировать кооперативную форму взаимодействия не только в условиях производства, но, например, и при осуществлении каких-либо асоциальных, противоправных поступков – совместного ограбления, кражи и т.д. Поэтому кооперация в социально-негативной деятельности не обязательно та форма, которую необходимо стимулировать: напротив, деятельность, конфликтная в условиях асоциальной деятельности, может оцениваться позитивно. Кооперация и конкуренция – это лишь формы «психологического рисунка» взаимодействия, содержание и в том, и в другом случае задается более широкой системой деятельности, куда кооперация или конкуренция включены. Поэтому при исследовании как кооперативных, так и конкурентных форм взаимодействия недопустимо рассматривать их вне общего контекста деятельности.
Выделение двух полярных типов взаимодействия играет определенную положительную роль в анализе интерактивной стороны общения. Однако только такого дихотомического рассмотрения видов взаимодействия оказывается недостаточно для экспериментальной практики. Поэтому в социальной психологии существуют поиски и иного рода – выделить более «мелкие» типы взаимодействия, которые могли бы быть использованы в эксперименте в качестве единицы наблюдения.
В повседневной жизни люди вступают в огромное количество различных видов взаимодействия, часто руководствуясь следующими основными мотивами взаимодействия:
— максимизации общего выигрыша (мотив кооперации);
— максимизации собственного выигрыша (индивидуализм);
— максимизации относительного выигрыша (конкуренция);
— максимизации выигрыша другого человека (альтруизм);
— минимизации выигрыша другого (агрессия);
— минимизация различий в выигрышах (равенство).
Соответственно перечисленным мотивам можно определить ведущие стратегии поведения во взаимодействии (рис. 5):
1. Сотрудничество направлено на полное удовлетворение участниками взаимодействия своих потребностей без ущемления интересов другого (реализуются мотивы кооперации либо конкуренции);
2. Соперничество (противодействие) предполагает ориентацию исключительно на свои цели без учета целей партнеров по общению (индивидуализм);
3. Компромисс реализуется в частном достижении целей партнеров ради условного равенства;
4. Уступчивость (приспособление) предполагает жертву собственных целей для достижения целей партнера (альтруизм);
5. Избегание представляет собой уход от контакта, потерю собственных целей для исключения выигрыша другого.
Рис. 5. Основные стратегии поведения в процессе взаимодействия
Одна из наиболее известных попыток разработки типологии взаимодействия принадлежит Р. Бейлсу. Он разработал схему, позволяющую по единому плану регистрировать различные виды взаимодействия в группе. Р. Бейлс фиксировал при помощи метода наблюдения те реальные проявления взаимодействий, которые можно было увидеть в группе детей, выполняющих некоторую совместную деятельность. Первоначальный список таких видов взаимодействий оказался весьма обширным (около 82 наименований) и поэтому был непригоден для построения эксперимента. Р. Бейлс свел наблюдаемые образцы взаимодействий в категории, предположив, что в принципе каждая групповая деятельность может быть описана при помощи четырех категорий, в которых зафиксированы ее проявления: область позитивных эмоций, область негативных эмоций, область решения проблем и область постановки этих проблем. Тогда все зафиксированные виды взаимодействий были разнесены по четырем рубрикам (табл. 8).
Основные области взаимодействия и соответствующие поведенческие проявления