Что относится к биологическому в человеке
Биологические агенты
Некоторые организмы, включая различные виды плесени и бактерии Legionella, легко обнаруживаются в естественной и антропогенной среде. Многие из них способны распространяться от человека к человеку (например, передающиеся через кровь патогены и вирусы гриппа), прямо или косвенно; некоторые из них передаются насекомыми. Биологические агенты напрямую влияют на условия труда и для определения степени их воздействия производят оценку труда по биологическому фактору.
На этой странице приведен список различных биологических агентов и токсинов. Здесь же приводятся ссылки на подробную информацию о конкретном биологическом агенте.
Сибирская язва
Сибирская язва — острое инфекционное заболевание, вызываемое спорообразующей бактерией Bacillus anthracis. Как правило, она появляется при контакте с животными, зараженными сибирской язвой, или продуктами животного происхождения, зараженными сибирской язвой.
Птичий грипп
Птичий грипп является высоко контагиозным заболеванием птиц, которое в настоящее время распространено среди домашней птицы в Азии. Эксперты в области птицеводства сходятся во мнении, что немедленный отбор инфицированных и зараженных птиц является первой линией обороны как для защиты здоровья человека, так и для сокращения дальнейших потерь в сельскохозяйственном секторе.
Ботулизм
Коронавирус
Новый коронавирус, появившийся в Китае в 2019 году, может вызывать пневмонические заболевания с признаками и симптомами, включающими лихорадку, кашель и одышку.
Цитомегаловирус
Цитомегаловирус (CMV, ЦМВ). Работники детских учреждений и медицинских учреждений относятся к группе наибольшего риска заражения CMV — распространенным вирусом, который ежегодно поражает десятки тысяч человек и легко распространяется при контакте со слюной и другими жидкостями организма инфицированных лиц.
Эбола
Геморрагическая лихорадка Эбола — это заболевание, вызванное заражением вирусом Эбола. Это вид вирусной геморрагической лихорадки, вызываемой любым из нескольких штаммов вирусов рода Эбола. Вирусы Эбола способны вызывать тяжелые, угрожающие жизни заболевания.
Пищевые отравления
Пищевые отравления вызываются вирусами, бактериями, паразитами, токсинами, металлами и прионами (микроскопическими белковыми частицами). Симптомы варьируются от легкого гастроэнтерита до опасных для жизни неврологических, печеночных и почечных синдромов.
Хантавирус
Хантавирусы передаются человеку из сухого помета, мочи или слюны мышей и крыс. В повышенной степени этому заболеванию подвержены работники лабораторий и лица, работающие в зараженных зданиях.
Болезнь легионеров
Болезнь легионеров — бактериальная болезнь, обычно ассоциируемая с аэрозолями на водной основе. Оно часто является результатом плохого обслуживания систем кондиционирования воздуха и систем питьевой воды.
Корь — это очень заразное и потенциально серьезное бактериальное заболевание, которое практически не появляется из-за вакцинации населения. Однако невакцинированные путешественники часто привозят болезнь из-за границы, распространяя ее среди других восприимчивых людей и вызывая периодические вспышки.
Ближневосточный респираторный синдром
Ближневосточный респираторный синдром (MERS) — является потенциально смертельным, возникающим респираторным заболеванием, вызванным новым коронавирусом, который в первую очередь поражает легкие и дыхательные пути. Впервые о MERS было сообщено в Саудовской Аравии в 2012 году, и по меньшей мере 25 других стран сообщили о подтвержденных случаях заболевания MERS.
Плесень и грибы
Плесень производит и выделяет миллионы спор, достаточно мелких, чтобы быть переносимыми воздухом, водой или насекомыми, которые могут оказывать негативное воздействие на здоровье человека, включая аллергические реакции, астму и другие респираторные проблемы.
Ежегодно Всемирная организация здравоохранения сообщает о 1-3 тысячах случаев заболевания чумой. Инфицирование чумой может привести к быстрому распространению легочной формы заболевания, что может иметь катастрофические последствия.
Тяжелый острый респираторный синдром
Тяжелый острый респираторный синдром (ТОРС, SARS) — вирусное респираторное заболевание, вызываемое коронавирусом, называемым атипичной коронавирусной (ТОРС-КОВ). С 2004 года, по данным Центров по контролю и профилактике заболеваний США (CDC), нигде в мире не было зарегистрировано ни одного случая ТОРС.
Оспа — очень заразное заболевание, уникальное для человека. По оценкам, не более 20 процентов населения обладает иммунитетом от предыдущих прививок.
Туляремия
Туляремия также известна как «кроличья лихорадка» или «лихорадка оленьей мухи» и является чрезвычайно заразной. Для того, чтобы вызвать болезнь, требуется относительно небольшое количество бактерий.
Вирусная геморрагическая лихорадка
Геморрагическая лихорадка — заболевание вызывающее поражение сосудов, которое сопровождается развитием тромбогеморрагического синдрома. Анализ крови в большинстве случаев показывает лейкопению и чуть позже тромбоцитопению.
Вирус Зика
Вирус Зика наиболее часто распространяется через укусы инфицированных комаров в районах с постоянной вирусной передачей. Однако он также может передаваться от человека к человеку через повреждения острыми предметами и контакт с инфицированной кровью, биологическими жидкостями и материалами.
Патогены, передающиеся с кровью
Тысячи работников сферы здравоохранения и смежных профессий подвержены риску профессионального воздействия патогенов, передаваемых с кровью, включая вирус иммунодефицита человека (ВИЧ), вирус гепатита B, вирус гепатита C и другие.
Взаимодействие биологического и социального в человеке
Что такое биосоциальная природа людей
Говоря о биосоциальной природе человека, уместно употребить высказывание «Человек рождается как биологическое существо, а развивается – как социальное».
Сущность человека имеет двойственный характер. Человеческому организму свойственны определенные физиологические процессы и потребности, обусловленные природой и присутствующие с момента рождения. Жизнью в обществе объясняется становление личности и приобретение социально значимых качеств, реализация иных потребностей, не связанных с природной средой.
Биосоциальная природа – это неразрывное сочетание биологического и социального начал в человеке, отличающее его от всех живых существ.
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.
Человек как биологическое и социальное существо
Человек, являясь частью природы, обладает рядом биологических свойств. Его организм состоит из органов и систем, постоянно взаимодействующих и функционирующих по определенным правилам. Кроме этих характеристик, человек обладает инстинктами: пищевой, инстинкт самосохранения, родительский. Отказаться от удовлетворения физиологических потребностей организма человек не в состоянии, но, в отличие от животных, он способен действовать вопреки инстинктам (совершить подвиг ради спасения других людей, отказаться от еды в пользу голодающего и т. п.).
Указанные примеры свидетельствуют о проявлении социального начала и подчинении разуму. Человек – единственное существо, наделенное разумом, а потому многие биологические процессы часто обусловлены требованиями социума. В сравнении с другими организмами, человек может преобразовывать окружающий мир и адаптироваться к различным условиям. Полноценное развитие личности происходит только среди других людей в процессе деятельности (учебной, трудовой). Жизнь в обществе способствует возникновению таких потребностей как общение, уважение и признание, труд, познание.
Основные факторы антропогенеза человека
Этап эволюционного развития, в ходе которого произошло выделение «человека разумного» из всех млекопитающих, процесс формирования его физического типа, первичное речевое и деятельностное развитие человека, называют антропогенезом.
Для данного процесса характерны факторы:
К первой группе относят:
Существование в условиях дикой природы на первоначальном этапе своего развития требовало от человека определенных качественных характеристик, которые позволяли бы успешно вести борьбу за выживание. Так, сформировавшееся прямохождение способствовало увеличению обзора и более быстрой реакции на появление опасности. Руки, не задействованные в передвижении, отныне могли выполнять иные функции: хватание, броски, труд. Человек научился изготавливать первые орудия труда, что стало ключевым его отличием от животных.
Развитие головного мозга, стоп, кистей рук – всем этим явлениям содействовали биологические факторы.
Труд стал уже социальным фактором развития человечества. К этой группе факторов относят:
Благодаря первым орудиям, изготовленным людьми, удалось совершенствовать трудовую деятельность. Копья и гарпуны облегчали охоту и рыболовство, делая эти занятия более результативными. Совместный труд и охота объединяли коллектив людей, а необходимость противостоять зверю способствовала формированию речевого аппарата. Свои действия охотники должны были согласовывать друг с другом, а также передавать знания более молодым людям. Поэтому постепенно в древнем сообществе складывается членораздельная речь, упрощающая взаимоотношение членов социума.
Очевидна связь биологических и социальных факторов. Возникновению речи способствовала также наследственная изменчивость, а речевой аппарат и труд обусловили дальнейшее развитие головного мозга.
Биологические особенности
Человек считается существом, занявшим высшую ступень в эволюции животного мира. Он обладает рядом биологических признаков, подтверждающих его природное происхождение:
Множество потребностей человека продиктованы природой: в еде, воде, воздухе, сне, отдыхе.
Социальные особенности
Процесс становления личности называется социализацией, так как тесно связан с социумом. Невозможно развитие человека вне коллектива людей. Благодаря погружению в общественную жизнь, человек приобретает разум и сознание, свободу и чувство ответственности, учится быть полезным окружающим и готовым к труду.
Можно выделить следующие социальные особенности человека:
Как развивается взаимосвязь, схема
По вопросу происхождения человека существует два типа абсолютно противоположных друг другу концепций. Первый подход – биологизаторский, второй – социологизаторский. У каждого варианта есть свои сторонники и множество интересных аргументов о соотношении биологического и социального.
Биологизаторские концепции делают акцент на эволюционных предпосылках природы человека. Представители этого подхода утверждают, что большая часть психических и социальных качеств индивида закладывается биологически. Эволюция человека, освоение им социальных ролей и функций обусловлена биологическими характеристиками, и ни в коей мере не подчиняется социальным факторам. Одним из ярких сторонников биологизаторских концепций был физиолог И.П. Павлов.
Представители социологизаторского подхода дают иную трактовку происхождению и развитию человека. Согласно их мнению, первичны в становлении личности именно социальные факторы, только общество создает человека. Биологические характеристики лишь сопровождают жизнедеятельность человека. Одним из сторонников такого подхода выступал Карл Маркс.
Большинство современных специалистов сходится во мнении, что человек – существо с двойственной природой. В нем одинаково присутствуют биологические и социальные признаки. Их взаимосвязь и взаимодействие можно изобразить в виде следующей схемы.
Биологическое начало выступает предпосылкой к существованию индивида, а сущность человека в полной мере выражают социально значимые качества.
Роль эссенциальных микроэлементов в жизнедеятельности человека
Минеральный состав внутриклеточной жидкости строго поддерживается на определенном уровне.
Элементы вместе с водой являются строительным материалами, кофакторами и катализаторами биохимических реакций, стабилизаторами белков и ферментов, обеспечивая постоянство осмотического давления, кислотно-щелочного баланса, процессов всасывания, секреции, кроветворения, костеобразования, свертывания крови. Благодаря присутствию элементов осуществляется процесс мышечного сокращения, нервной проводимости и внутриклеточного дыхания. Химические элементы в организме находятся в виде различных соединений и солей, их влияние на организма обусловлено дозой элемента. Для каждого элемента существует свой физиологический рабочий диапазон концентраций, обеспечивающий нормальное протекание физиологических реакций в организме.
Нарушенная экология, возросший темп жизни с неизбежным нарастанием стрессовых ситуаций, методы обработки продуктов питания, «убивающие» биологически активные вещества ведут к нарушению металло-лигандного гомеостаза и сдвигу равновесия в сторону увеличения или уменьшения концентрации элемента. Накопление элементов или их дефицит способствует активации альтернативных путей метаболизма, который в ряде случаев приводят к патологическим состояниям.
Химические элементы классифицируются в зависимости от их роли в организме. 98% тела человека состоит из органических элементов: H, C, N, O. Вместе с неорганическими элементами Na, Mg, K, Ca, P, S, Cl они составляют основу клеток и тканей, выполняя структурообразующую функцию. К эссенциальным или жизненно необходимым микроэлементам относятся Mn, Fe, Co, Ni, Cu, Zn, Mo, Se, I, при их отсутствии нарушаются базовые реакции деления и размножение клеток. К условно-эссенциальным микроэлементам относятся Li, V, Cr, B, F, Si, As, их роль до конца не определена. Существуют также «токсические металлы», которые в минимальных концентрациях способны оказывать стимулирующее воздействие на организм, но в высоких концентрациях проявляют токсические эффекты.
Микроэлементы составляют лишь 0,02% организма, но способны изменять протекание важнейших биологических реакций. Анализ волос или мочи позволяет выявить избыточное накопление микроэлементов или их дефицит. Содержание микроэлементов в волосах отражает микроэлементный статус организма в целом, поэтому пробы волос являются интегральным показателем минерального обмена. Волосы помогают диагностировать хронические заболевания, когда они себя еще ничем не проявляют.
Железо (Fe)
Железо является жизненно необходимым элементом для организма. Железо входит в состав гемсодержащих белков (гемоглобин и миоглобин) и участвует в переносе кислорода. Железо также входит в состав цитохромов (сложные белки, относящиеся к классу хромопротеидов), участвующих в процессах тканевого дыхания.
Общее содержание железа в организме человека составляет 3-5 г. Из этого количества 57% находится в гемоглобине крови, 23% — в тканях и тканевых ферментах (ферритин и гемосидерин), а остальные 20% — депонированы в печени, селезенке, костном мозге, мышцах и представляют собой «физиологический резерв» железа. Железо существует в двух формах: окисленной (Fe3+) и воcстановленной (Fe2+). Восстановленная форма лучше усваивается организмом. Только 10 % поступившего железо всасывается в кишечнике.
Недостаток железа приводит к тяжелым расстройствам, наиболее важным из которых является железодефицитная анемия. Железодефицитная анемия может привести к сердечной недостаточности.
Избыточное накопление железа приводит к отложению металла в органах (печень, поджелудочная железа, суставы, сердце). Явления отравления железом выражаются рвотой, диареей, падением артериального давления, параличом ЦНС и воспалением почек. При лечении железом могут развиться запоры, так как железо связывает сероводород, что ослабляет моторику кишечника. Избыток железа в организме может привести к дефициту меди, цинка, хрома и кальция, а также к избытку кобальта.
Йод необходим на всех этапах жизнедеятельности. Период младенчества и раннего детства являются критическими в отношении дефицита йода. Йод входит в состав гормонов щитовидной железы тироксина (T4) и трийодтиронина (T3). Йод необходим для роста и дифференцировки клеток всех тканей организма человека, внутриклеточного дыхания, регуляции трансмембранного транспорта натрия и гормонов.
Общее количество йода в организме составляет 25 мг, из них 15 мг аккумулирует щитовидная железа. Значительное количество йода содержится в печени, почках, коже, волосах, ногтях, яичниках и предстательной железе.
При недостаточном поступлении йода у взрослых увеличиваются размеры щитовидной железы, замедляется основной обмен, наблюдается падение артериального давления. У детей недостаток йода сопровождается резкими изменениями всей структуры тела: ребенок отстает в умственном и физическом развитии.
Избыток йода в организме наблюдается при гипертиреозе. Развивается Базедова болезнь, сопровождающаяся экзофтальмом, тахикардией, раздражительностью, мышечной слабостью, потливостью, исхуданием, склонностью к диарее. Повышение основного обмена ведет к гипертермии, дистрофическим изменениям кожи и ее придатков, раннему поседению, депигментации кожи на ограниченных участках (витилиго), атрофии мышц.
Марганец (Mn)
Важен для репродуктивных функций и нормальной работы центральной нервной системы. Марганец участвует в синтезе нейромедиаторов, улучшает мышечные рефлексы, обеспечивает развитие соединительной и костной ткани, увеличивает утилизацию жиров, усиливает эффекты инсулина.
3–5 % поступившего марганца всасывается. Наиболее богаты марганцем трубчатые кости и печень, поджелудочная железа. Марганец содержится в клетках, богатых митохондриями.
При недостатке марганца нарушаются процессы окостенения во всем скелете, трубчатые кости утолщаются и укорачиваются, суставы деформируются. Нарушается репродуктивная функция яичников и яичек.
Избыток марганца усиливает дефицит магния и меди.
Медь принимает участие в поддержание эластичности связок, сухожилий, кожи и стенок легочных альвеол, стенок капилляров, а также прочности костей. Медь входит в состав защитных оболочек нервных волокон, участвует в процессах пигментации, так как входит в состав меланина. Медь влияет на углеводный обмен, посредством усиления процессов окисления глюкозы и торможения распада гликогена мышц и печени. Медь обладает противовоспалительными действиями, помогает при борьбе с бактериальными агентами. Медь является кофактором ферментов антиоксидантной защиты и помогает нейтрализовать действие свободных радикалов.
Общее содержание меди в организме человека составляет примерно 100–150 мг. Лучше всего организм усваивает двухвалентную медь. В тонком кишечнике всасывается до 95% меди, поступившей с пищей. Основное «депо» меди в организме — печень, поскольку синтезирует белок-переносчик меди церулоплазмин.
При недостатке меди в организме наблюдаются: задержка роста, анемия, дерматозы, депигментация волос, частичное облысение, потеря аппетита, сильное исхудание, понижение уровня гемоглобина, атрофия сердечной мышцы. Избыток меди приводит к дефициту цинка и мoлибдена, а также марганца.
Молибден (Мо)
Способствует метаболизму углеводов и жиров, является важной частью фермента, отвечающего за утилизацию железа, в связи с чем помогает предупредить анемию. Принимает участие в обмене мочевой кислоты, включении фтора в состав эмали зубов, гемопоэзе.
Биодоступность молибдена составляет 50%. Молибден не депонируется в организме, а распределяется между клетками крови.
Селен (Sе)
Элемент антиоксидантной защиты, хорошо сочетается с витамином Е. Селен помогает поддерживать должную эластичность тканей. Селен усиливает иммунитет, поэтому активно используется в онкологической практике, в лечении гепатитов, панкреатитов, кардиомиопатий. Селен защищает организм от тяжёлых металлов.
Всасывается в тонком кишечнике, депонируется в почках, печени, костном мозге.
При дефиците селена в организме усиленно накапливаются мышьяк и кадмий, которые, в свою очередь, еще больше усугубляют его дефицит.
Избыток селена приводит к гепато- и холецистопатиям, изменениям работы нервно-мышечного аппарата (боли в конечностях, судороги, чувство онемения). Избыток может привести к дефициту кальция.
Цинк (Zn)
Цинк входит в состав более 300 ферментов, чем объясняет его влияние на углеводный, жировой и белковый обмен веществ, на окислительно-восстановительные процессы, регуляцию активности генов. Цинк связан с правильным функционированием репродуктивной, неврологической, иммунной систем, ЖКТ и кожи. Присутствие микроэлемента важно для нормального сперматогенеза, органогенеза, работы нейромедиаторов и панкреатических ферментов, правильного развития тимуса, эпителизации ран в процессе заживления и ощущения вкуса.
В организме содержится около 1,5–3 г цинка. Цинк всасывается в тонком кишечнике. Медь является антагонистом цинка, и конкурирует с цинком за всасывание в кишечнике. 99% цинка находится внутриклеточно, 1% — в плазме. Цинк присутствует во всех органах и тканях, но в большей степени цинк депонируют предстательная железа, семенники, мышцы, кожа, волосы.
Физиологическая потребность в цинке составляет: 12 мг/сут для взрослых, 3–2 мг/сут для детей.
При дефиците цинка наблюдается задержка роста, перевозбуждение нервной системы и быстрое утомление. Поражение кожи происходит с утолщением эпидермиса, отеком кожи, слизистых оболочек рта и пищевода, ослаблением и выпадением волос. Недостаточное поступление цинка приводит к бесплодию. Дефицит цинка может приводить к усиленному накоплению железа, меди, кадмия, свинца.
При цинковом отравлении наступает фиброзное перерождение поджелудочной железы. Избыток цинка задерживает рост и нарушает минерализацию костей.
Кобальт (Co)
Входит в состав витамина В12, участвует в обмене гормонов щитовидной железы, подавляет обмен йода, регулирует гемопоэз, усиливает всасываемость железа.
В организме 1,5 г кобальта. Биодоступность кобальта 20%. В организм кобальт депонируется в печени, костной ткани и мышцах.
Физиологическая потребность в кобальте составляет: 10 мкг/сут для взрослых.
Кобальт содержится в печени, молоке, овощах.
Дефицит кобальта связан с В12-дефицитной анемией, вегетарианством или паразитарной инвазией. Избыток кобальта наблюдается при интоксикации кобальта (вредное производство, разрушение ортопедических имплантантов).
Никель (Ni)
Никель пролонгирует эффекты инсулина, участвует в окислении аскорбиновой кислоты, ускоряет образование дисульфидных групп.
Никель всасывается в кишечнике, биодоступность от 1 до 10 %. Запасы никеля находятся в поджелудочной железе, легких, сердце.
Физиологическая потребность в никеле составляет: 100–200 мкг/сут для взрослых.
Богаты никелем чай, гречиха, морковь и салат.
Дефицит никеля не описан. Избыток никеля наблюдается при его токсическом поступлении, злокачественных новообразованиях легких, ожогах, инсультах и инфарктах. Избыток может проявлять потерей пигментацией кожи.
1. БИОЛОГИЧЕСКОЕ И СОЦИАЛЬНОЕ В ЧЕЛОВЕКЕ
1. БИОЛОГИЧЕСКОЕ И СОЦИАЛЬНОЕ В ЧЕЛОВЕКЕ
Человек – существо многоплановое и многомерное, сочетающее в себе биологические и социальные черты. Религия приписывает человеку божественное происхождение, наука говорит о происхождении человека из животного мира.
Ученые, обсуждающие эту проблему, считают человека продуктом биологической и социально-культурной эволюции. Человек превосходит животный мир. но как биологический вид подчиняется законам биологии – он ест, спит и т. п. В человеке есть биологические черты: нервно-психическое развитие, индивидуальные особенности физиологии, пол, возраст и гоминидная триада: прямохождение, особое строение руки, сложная структура мозга. По мнению философов, человека выделяет над животным миром и природой наличие души – его индивидуального духа. В человеке присутствуют следующие духовно-психологические черты: чувства, воображение, память, мышление, характер. Совмещая в себе черты существа биологического и социального, человек является элементом общественных отношений: рождается и формируется в обществе, зависит от общества в течение своей жизни. Из основных социальных черт можно назвать: знания и умения, мировоззрение и мораль.
Таким образом, духовное, телесное и социальное неразрывно связаны в человеке и образуют его индивидуальность.
Индивид – термин, впервые введенный древнеримским философом Цицероном, обозначавший отдельно взятого представителя человеческого рода.
общества, народа или социальной группы. Индивид – единичный представитель человечества, который является носителем социальной и экономической функции.
Индивидуальность – психические и физиологические особенности каждого человека. Она определяет неповторимое сочетание природных и социальных свойств индивида.
• содействует социальной активности человека;
• определяет его поведение в обществе в контексте различных культур;
• формирует поведение человека в конкретных социальных и жизненных ситуациях с учетом свойств самого индивида.
Индивидуальность человека формируется на основе унаследованных задатков, но развивается самостоятельно в процессе воспитания и жизни в обществе. Индивидуальные черты человека могут быть врожденными (отпечатки пальцев, идеальный слух, способности) и приобретенными (профессия, религиозные убеждения, материальное положение). Важная особенность индивидуальности – ее развитие и эволюция в ходе самореализации и самоопределения. Развитие индивидуальности создает оптимальные условия для становления личности.
Читайте также
2.8 Краткое биологическое содержание Библии
2.8 Краткое биологическое содержание Библии Люди отвергают Библию не потому, что она противоречитсебе, а потому, что она противоречит им. Американская поговорка Библия – это книга, написанная два тысячелетия назад (а основа ее – значительно древнее). Она написана так,
3.6.1. Изменчивость, ее виды и биологическое значение
3.6.1. Изменчивость, ее виды и биологическое значение Изменчивость – это всеобщее свойство живых систем, связанное с изменениями фенотипа и генотипа, возникающими под влиянием внешней среды или в результате изменений наследственного материала. Различают
4.4.5. Цветок и его функции. Соцветия и их биологическое значение
4.4.5. Цветок и его функции. Соцветия и их биологическое значение Цветок – это видоизмененный генеративный побег, служащий для семенного размножения. На основании строения цветков растения относят к определенному семейству. Цветок развивается из генеративной почки.
Все о человеке
Все о человеке Из чего состоит человеческое тело?Что общего между животными и человеком в строении организма?С помощью чего мы говорим?Зачем человеку нужны руки?Из чего состоит лицо