Что относится к биологическим факторам эволюции человека
Факторы антропогенеза – биологические и социальные движущие силы
Эволюция человека началась более 10 млн. лет назад и продолжается до сих пор. На формирование современного вида человека действовали социальные и биологические факторы антропогенеза.
Факторы
Человек – биологический вид, вышедший из биосферы и создавший искусственную среду, которую назвали ноосферой. Поэтому развитие человечества зависит от двух факторов:
Изначально на эволюцию человека действовали только биологические факторы. Однако по мере эволюционного усложнения, как отдельного вида человека, так и общества (племени) в целом, значительную роль стали играть социальные факторы.
Антропогенез иногда называют антропосоциогенезом, подчёркивая значимость социальной жизни в эволюции человека.
Биологические
Человечество, как любой другой вид, формировался под влиянием движущих сил эволюции, к которым относятся:
На ранних этапах антропогенеза решающую роль играл естественный отбор. Благодаря силам естественного отбора человечество приобрело характерные черты, отличающие его от остальных человекообразных обезьян. Эволюции во многом способствовало изменение образа жизни в связи с изменением климата и рельефа местности.
Благодаря естественному отбору человечество приобрело:
Рис. 1. Отличия человека от шимпанзе.
Считается, что предками человека были дриопитеки, жившие на деревьях. С исчезновением лесов им пришлось постепенно выйти в саванны и приспособиться к новым условиям, что способствовало дальнейшей эволюции.
Социальные
На развитие способностей человека повлияли социальные факторы антропогенеза. В первую очередь выделяют коллективный труд, а именно охоту. Человек – довольно слабое существо, чтобы охотиться на крупную и опасную добычу в одиночку. Поэтому сплочение племени, распределение задач, налаживание отношений способствовали успешной охоте.
Рис. 3. Коллективная охота.
Также социальными факторами являются:
Главное преимущество человечества перед другими животными – наличие речи. С помощью системы слов люди могут общаться, решать сложные задачи, объяснять чувства, эмоции, своё физическое состояние. Это увеличивает скорость обмена информации и принятия решения.
Социальные факторы характерны только для эволюции человека, несмотря на то, что многие животные ведут социальный образ жизни.
Что мы узнали?
Рассмотрели основные факторы антропогенеза. На эволюцию человека оказывают влияние биологические и социальные факторы. К ведущим биологическим факторам эволюции человека относятся изменчивость и естественный отбор. Социальными факторами, присущими только эволюции человека, являются труд, мышление, творчество, речь и социальный образ жизни.
Конспект на тему «Биологические факторы антропогенеза в эволюции человека»
Биологические факторы антропогенеза в эволюции человека
Человек — самый последний биологический вид, появившийся в эволюции органического мира. Такие факторы эволюции органического мира, как наследственная изменчивость, борьба за существование и естественный отбор, занимают значительное место в эволюции человека. Эти природные закономерности в эволюции человека Ч. Дарвин доказал на конкретных примерах. Благодаря влиянию факторов природы в организме древних человекообразных обезьян происходили важные анатомические и физиологические изменения. В результате у человекообразных обезьян постепенно выработалось прямохождение, разделились функции рук и ног, руки приспособились к изготовлению орудий труда. Естественный отбор создавал благоприятные условия отдельным группам людей для совершенствования орудий труда, коллективной охоты и заботы о престарелых людях. В результате такой деятельности одновременно с индивидуальным отбором шел групповой отбор. Однако для объяснения антропогенеза недостаточно одних биологических закономерностей. В своих трудах Ф. Энгельс (1820—1895) доказал огромное значение здесь и социальных факторов. Он особенно отметил труд, общественный образ жизни, сознание и речь.
Труд — важнейший фактор эволюции человека. Любой труд начинается с изготовления орудий труда, осуществляется с помощью рук. Ф. Энгельс высоко оценил роль труда в становлении человека. Он писал, что «труд — первое основное условие всей человеческой жизни, и притом в такой степени, что мы в известном смысле должны сказать: труд создал самого человека». Если так, то основной социальной движущей силой антропогенеза является труд. Некоторые человекообразные обезьяны могут использовать простые орудия, но не способны создать их. Животные воздействуют на природу через свою жизнедеятельность, человек же изменяет ее в процессе сознательного труда.
В начальный период формирования его рука была слаборазвитой и могла производить лишь самые простые действия. Благодаря наследственности такие признаки сохранялись и передавались последующему поколению. Ф. Энгельс объяснял, что рука — не только орган труда, но и продукт труда. С освобождением руки наши обезьяноподобные предки могли использовать простые орудия из камня и кости животных. Все это повлияло и на их уровень мышления, поведение и способствовало совершенствованию орудий труда. Развитие труда приводило к усилению роли социальных факторов в антропогенезе, но постепенно ослабляло действия биологических закономерностей (рис. 58).
Рис. 58. Схема антропогенеза.
Общественный образ жизни как движущая сила эволюции человека. Любые жизненные действия животных осуществляются рефлекторно и инстинктивно. Переход к стадному образу жизни животных происходил благодаря естественному отбору. С самого начала труд был общественным, и первые обезьяноподобные предки человека жили стадами. Поэтому Ф. Энгельс подчеркивал, что неправильно было бы искать предков человека, самого общественного существа в природе, среди необщественных животных. Групповой труд способствовал развитию общественных взаимоотношений, сплочению членов общества, они коллективно охотились на зверей, защищались от хищников, воспитывали детей. Старшие члены общества передавали младшим жизненний опыт. Человек постепенно научился добывать и сохранить огонь.
Наши далекие предки постепенно переходили от растительной пищи к животной. Мясная пища обеспечивала организм человека необходимыми полезными аминокислотами, поэтому он стал совершенствовать орудия охоты и рыбной ловли. Переход к мясной пище привел к изменениям в организме человека, например укорочению кишечника, развитию жевательной мускулатуры. Применение огня также облегчило жизнь наших предков.
При общественном образе жизни имелись большие возможности у предков человека к познанию природы, накоплению жизненного опыта. Совместная деятельность членов общества вызвала необходимость общения жестами, звуками. Первые слова были напрямую связаны с трудовой деятельностью. Постепенно гортань, органы ротовой полости в результате наследственной изменчивости и естественного отбора преобразовались в органы членораздельной речи.
Человек, как и животные, воспринимает сигналы из окружающего мира через раздражение органов чувств. Это первая сигнальная система. Вторая сигнальная система связана с высшей нервной деятельностью человека. Возникновение речи, взаимоотношения предков посредством слова содействовали развитию головного мозга, мышления — речь постепенно превратилась в средство воспитания. Речь усилила общение наших предков, способствовала развитию общественных отношений. Эволюция наших предков происходила под совместным действием биологических и социальных факторов. Естественный отбор постепенно утратил значение ведущего фактора в эволюции человеческого общества. Напротив, социальные факторы (труд, речь) стали основополагающими в эволюции человека. Если морфологические и физиологические особенности человека передаются по наследству, то способности к коллективной трудовой деятельности, мышлению и речи никогда не передавались по наследству и не передаются теперь. Эти специфические качества человека исторически возникли и совершенствовались под действием социальных факторов и развиваются у каждого человека в процессе его индивидуального развития только в обществе благодаря воспитанию и образованию. Известные случаи достаточно длительной изоляции ребенка с раннего возраста от человеческого общества (воспитание животными) показали, что при возвращении его в нормальные условия способность к речи, мышлению у него очень плохо или совсем не развивается. Это подтверждает то, что эти качества не наследуются. Каждое старшее поколение передает последующим жизненный опыт, знания, духовные ценности в процессе воспитания и образования. С развитием общества труд людей становился более многообразным. Появились различные отрасли хозяйства, развивалась промышленность, возникли наука, искусство, торговля, религия. Племена образовали нации, государства.
Таким образом, основными движущими силами антропогенеза являлись биологические (наследственная изменчивость, борьба за существование и естественный отбор) и социальные факторы (трудовая деятельность, общественный образ жизни, речь и мышление) (схема 2).
В социальной эволюции человека различают три основных этапа.
Первый — познание окружающей среды через произведения искусства. Например, наскальные рисунки.
Второй этап напрямую связан с приручением диких животных и развитием земледелия. Таким образом человек стал влиять на окружающую природную среду.
Третий этап — развитие научно-технического прогресса, начавшегося в XV в. в эпоху Возрождения. В настоящее время главным социальным фактором стал человеческий разум. Человечество, широко распространившись на земном шаре, осваивает космические просторы. Биосфера, населенная людьми, переходит в ноосферу, управляемую разумом человека.
Биологические факторы антропогенеза. Социальные факторы антропогенеза. Антропоморфоз. Кроманьонец. Ноосфера.
1. К биологическим факторам антропогенеза относятся наследственная изменчивость, борьба за существование и естественный отбор.
2. Труд — основной шаг в эволюции человека.
3. Прогрессивные изменения в эволюции человека — это изготовление орудий труда руками и переход к прямохождению.
4. Общественный образ жизни, речь, мышление, разум стали основными социальными движущими силами эволюции.
1. Какие факторы относятся к биологическим движущим силам антропогенеза?
2. Объясните значение социальных факторов в эволюции человека.
3. Какие признаки выработались в строении тела человека в результате прямо- хождения?
1. Какова роль труда в эволюции человека?
2. Какое место занимает речь в эволюции человека?
3. Что такое антропоморфоз!
1. Дайте характеристику социальным факторам.
2. Назовите три этапа социальной эволюции человека.
3. Каково влияние социальных факторов в настоящее время на эволюцию человека?
Объясните на примерах движущие силы эволюции но схеме 2, где указаны биологические и социальные движущие силы эволюции человека.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Биология. 11 класс
§ 53. Факторы эволюции человека. Человеческие расы. Эволюция человека на современном этапе
Биологические и социальные факторы антропогенеза. *Общие закономерности исторического развития живой природы применимы и к эволюции человека.* Как вы уже знаете, во второй половине XIX в. Ч. Дарвин научно обосновал роль таких биологических факторов антропогенеза, как наследственная изменчивость, борьба за существование и естественный отбор. По современным представлениям, к биологическим факторам эволюции человека также относят популяционные волны, поток и дрейф генов, изоляцию.
Похолодание климата, которое привело к вытеснению тропических лесов Африки степями и саваннами, вынудило наших предков осваивать открытые пространства. Переход предшественников человека от древесного образа жизни к наземному способствовал развитию прямохождения. Вертикальное положение тела позволяло получать больше информации. Преимущество в борьбе за существование было у тех особей, которые могли лучше ее анализировать. В связи с этим под действием естественного отбора происходило прогрессивное развитие головного мозга. Передние конечности освободились от функции передвижения. Они стали использоваться для осуществления манипуляций с различными предметами.
Наследственные изменения, связанные с совершенствованием прямохождения, головного мозга, рук, давали преимущества в борьбе за существование и сохранялись естественным отбором. Таким образом, под действием биологических факторов в ходе антропогенеза происходило формирование прежде всего морфологических и физиологических особенностей человека.
Однако объяснить эволюцию человека исключительно биологическими закономерностями невозможно. Человек занимает особое положение в природе, поскольку является одновременно как биологическим, так и социальным существом. *Он становится человеком только тогда, когда живет и развивается в обществе. Так, ребенок, полностью изолированный от других людей, не научится говорить, его мышление не разовьется. Следовательно, очень важную роль в развитии человека играют социальные факторы.*
Значение социальных факторов антропогенеза раскрыл Ф. Энгельс в работе «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека». К этим факторам относят труд, речь, мышление и общественный образ жизни.
Для успешного выживания, освоения новых мест обитания, поиска пищи и защиты от хищников предки человека объединялись в группы. Возникла необходимость общения для согласования действий членов таких групп. Вероятно, первой формой общения была жестикуляция. Но постепенно гортань и ротовой аппарат людей в результате наследственной изменчивости и естественного отбора преобразовывались — развивалась речь.
Освобождение рук от функции опоры позволило использовать их для изготовления орудий труда и трудовой деятельности. *Производство орудий труда требует точной координации движений рук. Оно должно опираться на знания о свойствах материалов и способах их обработки.* Применение искусственно созданных орудий для охоты позволило человеку добавить в рацион пищу животного происхождения, более калорийную и содержащую больше белков, чем растительная. Благодаря труду человек стал не только лучше адаптироваться к среде обитания, но и постепенно изменять ее в нужном для себя направлении. С совершенствованием трудовой деятельности и речи связано развитие мышления и головного мозга. Вследствие естественного отбора у людей произошло значительное увеличение его объема и усложнение коры больших полушарий.
С развитием трудовой деятельности происходило укрепление социальных связей. Люди коллективно охотились, защищались от хищников и воспитывали детей. Стадный образ жизни, который был характерен для предшественников человека, благодаря развитию мышления, речи и совместному труду людей, стал общественным образом жизни.
Морфологические и физиологические особенности человека передаются по наследству. Однако очень важную роль в эволюции людей играет передача из поколения в поколение знаний, умений, традиций, которые не наследуются. Их преемственность осуществляется только в обществе благодаря обучению и воспитанию. Такой негенетический способ передачи информации стал возможным в результате развития речи, а впоследствии и письменности.
*Следует также отметить, что важным фактором в эволюции человека стало использование огня. Оно способствовало выживанию в холодном климате и расселению людей, расширению пищевого рациона. Пища, приготовленная на огне, легче пережевывалась и усваивалась. Снизилась нагрузка на жевательный аппарат и пищеварительную систему. Это обусловило относительное уменьшение объема лицевого отдела черепа и укорочение кишечника в ходе естественного отбора.*
На начальных этапах антропогенеза ведущую роль играли биологические факторы, которые способствовали формированию морфофизиологических особенностей человека. Но постепенно их действие ослабевало, так как в результате трудовой деятельности уменьшилась зависимость людей от условий окружающей среды. Человек научился использовать огонь, строить жилища, изготавливать одежду и т. д. Действие социальных факторов, направленное на совершенствование отношений между людьми, наоборот, усиливалось и со временем вышло на первый план.
Антропогенез
Эволюционный путь человека
Дриопитеки обитали на деревьях, их пищевой рацион составляли ягоды и фрукты. Вели стадный образ жизни.
От дриопитеков произошли рамапитеки, жившие 8-12 млн. лет назад. Они находятся в промежуточном положении между человекообразными обезьянами и человеком. Сделать вывод о том, возникло ли у них прямохождение, не представляется возможным. Вероятнее всего, некоторую часть жизни они проводили стоя на двух ногах.
Обитали рамапитеки в редких лесах, значительную часть жизни проводили на деревьях.
Человек умелый пользовался более сложными орудиями труда, возможно, использовал огонь. Во время охоты на диких животных объединялись, благодаря чему охота проходила успешнее.
Древнейшие люди существовали 2 млн. лет назад, расцвет их деятельности пришелся на промежуток времени 600-400 тыс. лет назад. Использовали огонь и более современные орудия труда. Жили в пещерах, одевались в шкуры животных.
Использовали огонь и каменные орудия труда. Неандертальцы первыми по-особенному стали относиться к смерти и мертвецам: они хоронили умерших на некотором отдалении от их своих стоянок, о чем свидетельствуют обнаруженные погребальные захоронения.
Кроманьонцы и неандертальцы существовали бок о бок десятки тысяч лет, и это было отнюдь не мирное сосуществование. Между ними шла, как бы мы сейчас сказали, война, которую в итоге выиграли кроманьонцы.
Отличия человека от человекообразных обезьян
Мы только что изучили эволюционный путь, благодаря которому появился человек. Нельзя не отметить, что на данный момент времени перед теорией эволюции стоит гораздо больше вопросов без ответа, чем тех, на которые ответ уже получен.
Основные движущие факторы антропогенеза
Каким же образом человек достиг такого высокого уровня развития, который позволяет выделить его из всех животных? Наше мышление и речь позволили эффективно сохранять, передавать и накапливать опыт следующим поколениям.
С точки зрения биологии, безусловно, эволюция человека подчиняется тем же законам, что и всего животного мира. Мы появились в результате борьбы за существование, наследственной изменчивости и естественного отбора. Это мнение высказал Чарльз Дарвин в книге «Происхождение человека и половой отбор», опубликованной в 1871 году.
Развитие речи уменьшило долю влияния биологических факторов, при этом влияние социальных факторов возросло. Общественный труд способствовал усложнению орудий труда, в результате которого развивалась рука.
Вслед за развитием руки происходило развитие центра речи, который анатомически находится в лобной доле коры больших полушарий, где расположена моторная зона (контроль произвольных движений организма, в том числе и движений руки).
© Беллевич Юрий Сергеевич 2018-2021
Данная статья написана Беллевичем Юрием Сергеевичем и является его интеллектуальной собственностью. Копирование, распространение (в том числе путем копирования на другие сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов без предварительного согласия правообладателя преследуется по закону. Для получения материалов статьи и разрешения их использования, обратитесь, пожалуйста, к Беллевичу Юрию.
Биологические и социальные факторы антропогенеза — этапы, роль и примеры
До XVIII века было принято считать, что человек является творением Бога. Это предположение опровергли известные учёные Ч. Дарвин, Карл фон Линней, Жак Буше де Перт. Они выдвинули теорию о происхождении человека от обезьяны. Так зародилась наука под названием антропогенез. Биологические и социальные факторы были провозглашены главной движущей силой эволюции.
Антропогенез: понятие, классификация факторов
Становление человеческого вида началось более 10 млн лет назад и продолжается по сей день. Впервые теорию о происхождения человека от обезьяноподобного существа выдвинул Ч. Дарвин. Учёный полагал, что Homo sapiens эволюционировал благодаря биологическим факторам антропогенеза. Чуть позже Ф. Энгельс исследовал влияние общественной жизни на развитие вида.
Теория происхождения человека
Антропогенезом называется процесс становления человека, как отдельного вида. Наибольший вклад в развитие этой науки внёс Ч. Дарвин. Он создал теорию, согласно которой прямым предком человека является обезьяна. Учёный отмечал существенные сходства в строении тела, поведенческих реакциях и физиологических особенностях. Кроме этого, он выделял и серьёзные различия: ра́звитый интеллект человека, способность ходить на двух ногах, более совершенное строение тела.
Перед учёным встал ряд вопросов:
Дарвин пришёл к мнению о том, что индивид смог эволюционировать благодаря способности к приспособлению. То есть человеку приходилось меняться под действием внешней среды. Так формировались новые признаки, которые позже передавались по наследству.
Ф. Энгельс не отвергал выводы, перечисленные в работах Дарвина, но полагал, что основным фактором развития является общество. Современные учёные пришли к мнению, что обе теории верны.
Биологические причины развития
Согласно учению Дарвина, предки Homo sapiens жили в густых лесах. Из-за изменения климата площадь зелёных насаждений постепенно сокращалась, поэтому обезьяноподобные существа были вынуждены перейти к наземному образу жизни.
Чтобы изучать открытую местность, они вставали и приподнимались на задних конечностях. Со временем такое положение тела закрепилось. Передние конечности, освобождённые от функции передвижения, стали совершенствоваться.
На ранних стадиях развития вида человек находился в большой зависимости от природных явлений. Чтобы выжить, индивиду приходилось приспосабливаться, принимать решения, находить оптимальные условия существования. Выживали только сильные особи. Приобретённые навыки передавались из поколения в поколение. Иногда признаки менялись случайным образом, из-за генных мутаций или изоляции вида. Такая схема развития характерна для всего животного мира.
К биологическим предпосылкам развития вида относятся следующие факторы:
На начальных этапах эволюции биологические факторы играют решающую роль. Но со временем этих причин становится недостаточно для полноценного развития. Для комфортного существования люди стали объединяться в группы.
Социальная деятельность
Социальные факторы развития принято называть антропосоциогенезом или просто социогенезом. Теорию о влиянии общества на эволюцию человека разработал основоположник марксизма Ф. Энгельс. К социальным факторам можно отнести:
Человек не мог противостоять стихиям и хищным животным в одиночку. Поэтому индивиды стали объединяться в группы. Для осуществления охоты, трудовой деятельности, защиты от врагов требовалась согласованная деятельность. Появилась необходимость в изобретении системы знаков и звуков. В дальнейшем она преобразовалась в речь.
В таблице указаны главные социально-биологические факторы антропогенеза и их значение:
Движущая сила | Значение в эволюции человека |
---|---|
Биологические факторы (наследственность, изменчивость, естественный отбор, мутации). | Приобретение новых признаков, выживание сильнейших особей, формирование новых расовых групп. |
Социальные факторы (речь, мышление, труд, общественная жизнь). | Передача опыта из поколения в поколение, преобразование строения рук из-за трудовой деятельности, развитие головного мозга. Ослабление влияния биологических факторов. |
Информация из таблицы позволит понять, какой фактор эволюции человека относят к социальным, а какой к биологическим.
Благодаря словам и предложениям человек стал получать большой объём информации. Это способствовало формированию отделов головного мозга.
Постепенно индивид научился не только понимать окружающих, но и анализировать информацию, проявлять творческие способности. Произошло совершенствование орудий труда, улучшению условий существования.
Эволюция в современном мире
К XXI веку человечество овладело навыками изготовления орудий труда, строительства жилищ, производства пищи. Уровень медицины позволяет избавиться от многих заболеваний и прожить долгую жизнь. То есть человек изолировал себя от важнейших биологических факторов настолько, что они перестали иметь значение.
К примеру, естественный отбор в современном мире выполняет только стабилизирующую функцию. Изоляция и популяционные волны и вовсе перестали иметь значение. А вот генетические мутации, наоборот, из-за неблагоприятных экологических условий стали распространённым биологическим фактором. В дальнейшем это может привести к накоплению вредных признаков и снижению жизнеспособности человеческого вида. Социальные причины в современном мире играют главную роль. Для полноценного развития человека в XXI веке необходимо не только общество, но и достойное воспитание и образование.
Изучение материала позволит успешно пройти контрольный опрос по биологии, назвать все социально-биологические факторы антропогенеза и указать их значение в эволюции вида.