Что относится к бессознательным процессам
Сознательные и бессознательные процессы в психике
Бессознательное — характеристики процессов
Бессознательное — это система происходящих в психике процессов, которые не осознаются субъектом, т.е. не поддаются контролю. Сознательное и бессознательное в психологии нередко противопоставляются друг другу, при этом психоанализ рассматривает эти оба понятия в рамках одной системы, находящихся на разных уровнях.
Бессознательные качества личности не осознаются самим человеком, однако они проявляются в его действиях и психических процессах. Это проявляется в виде совершения ошибок; в забывании (событий, явлений, лиц, имен и т.д.); в виде фантазий и снов.
Что такое сознательное и в чем его отличие от бессознательного
Функция сознания, как и бессознательного, заключается в управлении действиями человека, однако их роли существенно отличаются.
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.
Сознание управляет самыми сложными формами поведенческой деятельности в следующих случаях:
Бессознательное по Фрейду
Австрийский психолог и основатель психоанализа, Зигмунд Фрейд, объясняя природу бессознательного, приводил в пример айсберг. Так, сознательное является лишь верхушкой, а вся его основная часть — это бессознательные процессы.
Также Фрейд считал, что совершенные человеком ошибки — не случайны. Они возникают при «конфликте» бессознательного намерения с сознательным действием. Ошибки образуются в результате преобладания неосознанных желаний над осознанными.
Что касается сущности снов и мечтаний, то, согласно теории Фрейда, они также говорят о бессознательных желаниях и стремлениях человека, о его неудовлетворенных потребностях. В психоанализе существуют особые методы, предназначенные для расшифровки сновидений.
Фрейд разработал структуру разума, состоящую из 3 уровней:
Виды бессознательного
Существует несколько видов бессознательного:
Естественное бессознательное
Оно хранит в себе врожденные или приобретенные в младенчестве ассоциации и реакции. Эти процессы проходят неосознанно и бесконтрольно, при этом способны влиять на поведение человека и определять ход его действий.
При распознании лиц в размытых пятнах нам помогает именно естественное бессознательное. Людей, похожих на нас, мы воспринимаем более положительно; мы благоприятно переносим похвалу, и, напротив, негативно относимся к критике; бессознательное не принимает все, что связано с «не» и запретами и т.д. Эти и множество других установок в мозге служат результатом процесса естественного бессознательного.
Данный вид бессознательного выступает базовым по отношению к остальным видам.
Основная часть человеческих ощущений и восприятий располагается именно в бессознательном, т.е. не подконтрольном. Мы не руководим осознанно рецепторами, посылающими в мозг информацию, когда, например, обожгли руку. Мы сидим, а ноги расположены на полу, при этом не осознаем этот процесс, т.к. он находится в бессознательном, мы лишь ощущаем под собой холодный пол.
Подсознательное выступает частью бессознательного. Объекты внешнего мира воспринимаются на этом уровне не как конкретизированные образы, но они существенно влияют на процессы деятельности человека.
Транс, гипноз, состояние наркотического и алкогольного опьянения — все эти методы дают бессознательному возможность вырваться наружу. Сознание перестает держать в рамках поведение человека, тем временем бессознательное становится неконтролируемым.
Приобретенный опыт
Свои успехи и неудачи, верные решения и ошибки, радостные и грустные переживания, жизненный выбор — осознанный или неосознанный — всё это представляет собой бессознательное, базирующееся на приобретенном опыте.
Популярный психолог Милтон Эриксон обращался исключительно к этому виду бессознательного в своих работах и придавал ему приоритетное значение.
Разновидности данного бессознательного:
Вошедшее в привычку поведение со временем уходит из поля сознания и становится автоматизмом, т.е. частью подсознания.
Эмоциональные «якоря» служат еще одной разновидностью бессознательного. Если наш мозг что-то запечатлел на фоне положительной или эмоциональной вспышки, это послужит «якорем», связанным с той сложившейся ситуацией. После этого радость или страх будет всплывать неосознанно автоматически при упоминании этого события, вызвавшего сильное душевное волнение.
Предположительно к такому виду бессознательного относят и те механизмы, которые отвечают за творческий процесс, результатом которого выступают:
Продукт вытеснения
Бессознательное, выступающее в качестве продукта вытеснения является вытесненным в жесткой или мягкой форме из области сознания по каким-либо причинам. В научной среде точка зрения относительно способа вытеснения и его последствий значительно расходятся.
Зигмунд Фрейд считал, что вытеснение происходит в сторону Сверх-Я: первоначальные влечения из детства, которые нежелательны для Сверх-Я, вытесняют слабое содержание более сильной инстанцией.
Бессознательное в результате содержит первые детские воспоминания, которые не осознаны нами из-за несогласования с иными потребностями и установками.
Фрейд считал, что вытесненное нельзя достать и ввести в сознание обычными методами. Зачастую специалисты прибегают к гипнозу или методу толкования свободных ассоциаций.
Именно вытесненное, по Фрейду, является источником неврозов и всех личностных проблем человека.
В результате, когда происходит столкновение направления и содержания вытеснения, могут уйти в бессознательное как детские установки, так и взрослые, созданные социумом. Вытесняются те первичные детские влечения, которые нежелательны для Сверх-Я. Они не осознаются нами из-за своей социальной неприемлемости или противоречия с иными установками и потребностями.
Есть точка зрения, что такой вид бессознательного есть не у каждого: оно отсутствует как в психике маленьких детей, так и в сознании взрослого, если оно положительное и принимающее.
Фрейд был уверен, что природа бессознательного может отличаться от своего описания.
Нежелательное из сознания стирается или вытесняется бессознательным. Фрейд считал, что социум через Сверх-Я вытесняет асоциальные влечения.
Общественное бессознательное
С самого своего рождения каждый из нас уже оказывается в определенной культуре, где господствует Общественное Бессознательное. Подсознание начинает впитывать язык, на котором говорят родители, также мы перенимаем логику суждений и связей, присущую нашей культуре.
По мере взросления каждый усваивает менталитет и нормы, принятые в обществе. Все это закладывается на бессознательном уровне и остается с нами навсегда, определяя наше мировоззрение и восприятие явлений окружающего мира.
Роль бессознательного в жизни человека
Бессознательным руководят принципы получения удовольствия, не имеющие отношения к реальности и ко времени.
Бессознательное проявляет себя в повседневной жизни человека во многих вещах. Например, это может быть оговорка в общении с людьми. Она нередко заключает в себе подлинные мысли и мотивы человека, которые он старательно скрывает. Он оговаривается, когда бессознательные стремления сталкиваются с сознательными целями поведения, что в итоге создает противоречия с замаскированными истинными мотивами.
Тот факт, что человек забывает имена других, также пример бессознательного. Мы не помним имя человека, если не считаем его самого важным и значительным. Нам требуется много времени, чтобы достать из памяти информацию о его имени, и этот процесс воспоминания происходит вопреки нашему волеизъявлению.
Каждый из нас выполняет определенные незапланированные движения, доведенные до автоматизма. Первое время они выполняются осознанно, затем закрепляются в подсознании и становятся частью бессознательного. К таковым следует отнести:
Доведя эти действия до автоматизма, по истечении времени нам не приходится включать сознание при их выполнении.
Сны — еще одна форма бессознательного. В них выражены наши подлинные мысли, страхи, заветные желания, чувства. Они не всегда конкретизированы и могут выражаться через символы.
Каждый из нас имеет внутренние моральные установки, через границы которых человек не может переступить. Истинные цели человека, неприемлемые для поведения, блокируются сознанием. Содержание мыслей и мотивов меняется, проходя через «фильтр». Такой блок не позволяет бессознательным желаниям проявить себя в настоящем обличии. Поэтому для разгадывания сновидений необходимо уметь считывать свои эмоции, испытуемые во сне, для соотношения с реальностью, в которой в данный момент находится человек.
Сознательные и бессознательные процессы в психике
Осознаваемые психические процессы
Осознаваемые психические процессы — это те процессы, которые имеют сове отражение в сознание.
Сознание — это переживание личностью событий, которые происходят во внешнем мире. Сознание — это функция человеческого мозга. Благодаря сознанию человек может получать представления не только об окружающем мире, но и о самом себе. Эта функция сформировалась у людей в результате эволюции, но каким обозом эта функция была сформирована ученые до конца не выяснили.
Осознаваемые психологические процессы делятся на три основные группы:
К познавательным относят:
ощущения (это психическое отражение характеристик окружающего мира)
представление (это воспроизведение образа некоторое предмета или явления из прошлого опыта)
восприятие (субъективное восприятие человеком окружающей действительности)
память (накопление, сохранение и последующее воспроизведение знаний)
воображение (умение человека строить в своем сознании образы, которые не воспринимались ранее)
мышление (моделирование законов, окружающее действительности, высшая ступень человеческого познания)
внимание (направленность восприятия на какой-то объект или явление, за внимание отвечают интересы, потребности, установки, внимание помогает человеку ориентироваться в окружающем мире)
речь (форма общения людей, строится на основе языка, с одной стороны это процесс воспроизведения мыслей, с другой стороны это процесс восприятия мыслей другого человека)
рефлексия (процесс в ходе, которого человек концентрируется на себе и своем создании, на своих интересах, мотивах, ценностях. Иными словами, под рефлексией понимают процесс, когда человек знает свои знания, осознает их.). В группу осознаваемых психологических процессов входят также и эмоциональные психологические процессы:
В группу осознаваемых психологических процессов входят также и эмоциональные психологические процессы:
Осознаваемые психологические процессы включают волевые процессы, такие как:
Бессознательное по Фрейду
Австрийский психолог и основатель психоанализа, Зигмунд Фрейд, объясняя природу бессознательного, приводил в пример айсберг. Так, сознательное является лишь верхушкой, а вся его основная часть — это бессознательные процессы.
Также Фрейд считал, что совершенные человеком ошибки — не случайны. Они возникают при «конфликте» бессознательного намерения с сознательным действием. Ошибки образуются в результате преобладания неосознанных желаний над осознанными.
Что касается сущности снов и мечтаний, то, согласно теории Фрейда, они также говорят о бессознательных желаниях и стремлениях человека, о его неудовлетворенных потребностях. В психоанализе существуют особые методы, предназначенные для расшифровки сновидений.
Фрейд разработал структуру разума, состоящую из 3 уровней:
Осознанность и долгосрочное мышление
Основным критерием осознанности является долгосрочное мышление. Чем больше осознанности, тем более четко человек предугадывает будущее.
В неосознанном состоянии личность не видит последствий своих действий.
Среди неосознанных людей всегда скрываются самые мерзкие предатели. Неосознанность отключает проявление высших человеческих чувств: эмпатии, любви, альтруизма. Страдает интеллект.
Вместо этого получаем черствость, страх, эгоцентризм и глупость.
Человек совершает действия, о которых желает в будущем. Их последствия порой непоправимы.
Неосознанец всегда долго «догоняет».
То, что видно с позиции осознанности вне зависимости от здоровья бессознательного, в самом бессознательном становится очевидным только тогда, когда его состояние меняется.
Только сознание может сделать долгосрочный прогноз.
Я и мои желания
Неосознанность – это рабство у своих сиюминутных желаний.
Ведение бессознательной жизни всегда приводит к ассоциации себя со своими низшими потребностями.
Осознанность – это постановка своего «Я» над хотелками, которые, чаще всего, не отражают нашу истинную сущность.
Это возможность поставить себя над системой, которой является твое тело.
В состоянии неосознанности своего «Я» нет. То, что человек ассоциирует с собственной личностью, постоянно меняется.
Осознанный человек ведет тело к реализации определенных разумом устремлений. Неосознанный – ведется на приказы от разных органов чувств.
Истинное «хочу» определяется только в сознании!
Но никак не в бессознательном.
Популярный призыв «Делай то, что ты хочешь» разумом и бессознательным воспринимается по-разному.
Например, осознанный человек ставит свое «Я» выше сиюминутных чувств. Он понимает, что хочет внести свой вклад в этот мир, развиться, найти любовь, создать условия для сохранения и улучшения своего здоровья, обзавестись любимым делом, стать профессионалом в нем и заработать определенную сумму денег для счастливой жизни. Потребности могут отличаться, но они всегда глобальны в масштабах человеческой жизни.
Гедонизм не приводит к счастью именно потому, что не является осознанным. Он не удовлетворяет истинных потребностей личности. В неосознанном состоянии ты даже не можешь увидеть их.
С каждым днем мне становится все лучше и лучше во всех отношениях
В течение 30 дней, каждый вечер перед сном, и утром после пробуждения, удобно расположившись в кровати и полностью расслабившись, закрыв глаза, на выдохе, произносим фразу 30 раз: «С каждым днем мне становится все лучше и лучше во всех отношениях».
Произнося фразу, не сосредотачивайте на ней внимание.
Счет поможет вести мысленное загибание пальцев.
Не рекомендуется произносить фразу в активном бодрствующем состоянии. Пример: за рулем, на работе, за обедом.
Сопровождаем повторение фразы визуальными картинками исполнения желаемого, то есть максимально включаем воображение, мечтаем, как можно больше и чаще!. ДУМАЕМ ТОЛЬКО О ХОРОШЕМ! СТАРАЕМСЯ ДУМАТЬ О ХОРОШЕМ И В АКТИВНОМ БОДРСТВУЮЩЕМ СОСТОЯНИИ!
ДУМАЕМ ТОЛЬКО О ХОРОШЕМ! СТАРАЕМСЯ ДУМАТЬ О ХОРОШЕМ И В АКТИВНОМ БОДРСТВУЮЩЕМ СОСТОЯНИИ!
Я скрупулезно выполнял инструкцию и действительно чудо произошло, но не через 30, а через 40 дней. Ко мне пришло осознание достаточно серьезной проблемы, которая находилась в зоне бессознательного. После осознания этой проблемы я понял, как работает данная техника и хочу поделиться своими размышлениями с Вами.
Бессознательное, из всего многообразия представленных в нем конструктов, выбирает самую значимую проблему.
Бессознательное настраивает познавательную сферу (восприятие, внимание, память и т.д.) на извлечение, из окружающей нас действительности, необходимой информации. Дело в том, что в этом мире присутствует всё, что нам необходимо (т.е
ресурсы, информация, знания и т.д.), но в силу избирательности нашего внимания мы часто упускаем из виду очень важные детали. Или даже, эта информация уже находится в нас, но скрыта в бессознательном, т.е. находится в каком-то обрывистом, «свернутом» виде.
Бессознательное начинает скрупулезно собирать эту информацию и укладывать в кластеры, структурировать. В данном случае необходимо отметить, что этот процесс происходит автоматически, т.е. не затрачивая никаких усилий.
В конечном итоге, когда вся необходимая информация собрана, наступает инсайт, озарение, пазл складывается, и информация представляется в нашем сознании в виде структурированного образа.
Однако, необходимо отметить, что на первоначальных этапах осознания, может ухудшиться настроение и вообще состояние, это связанно с тем, что бессознательное не очень хочет расставаться со своей концепцией мира, для него это может быть несколько болезненно, но затем новая информация встраивается в бессознательное и наступает принятие.опубликовано econet.ru
Автор Надеждин Сергей
Иллюстрации Sofia Bonati
Тематические подборки видео https://course.econet.ru/live-basket-privat в нашем закрытом клубе https://course.econet.ru/private-account
Весь свой опыт мы вложили в этот проект и теперь готовы поделиться секретами.
P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание — мы вместе изменяем мир! econet
Неосознаваемые побудители сознательных действий
Скорость и точность реагирования человека на какой-либо раздражитель зависит от навыка совершать определённые действия, поэтому навык и установка — во многом одно и то же. Однако навык проявляется во время осуществления действия, установка же относится к периоду, предшествующему осуществлению действия.
— моторная установка (готовность к выполнению конкретного действия),
— умственная установка (готовность решать интеллектуальные задачи с помощью известных и доступных способов),
— перцептивная установка (готовность воспринимать одно и игнорировать другое).
Установка это тоже автоматизм, только автоматизм в мотивационной сфере человека, это предварительная настройка организма к выполнению тех или иных действий. В результате целой серии экспериментов Д. Н. Узнадзе и его сотрудники пришли к выводу о том, что установка действительно неосознаваема.
Проводились интересные эксперименты с формированием у испытуемых установок во время гипнотического сна: им внушалось, например, что они должны спустя какое-то время подойти к вешалке и надеть на свою голову чужую шляпу. Когда испытуемые это делали на самом деле, их спрашивали о мотивах этого «странного» поступка. Испытуемые в ответ придумывали разного рода отговорки.
Бессознательные психические процессы
Существует множество психические процессов, которые не осознаются личностью. Эти процессы относятся к группе бессознательных процессов.
Бессознательные психологические процессы отличаются от осознанных, тем что человек не в состоянии самостоятельно их контролировать.
Темой бессознательности занимаются не только психологи, но представители других дисциплин, например, философия, юриспруденция, психиатрия. Но на данный момент, не смотря на большое количество исследованный проведенных в разных областях, ученым доступна лишь малая доля информации.
Неосознанные психические процессы делятся на три группы:
Неосознаваемые механизмы сознательных действий включают три подкласса:
Под неосознанными автоматизмами подразумевают действия, которые совершаются как бы «сами собой». Например, механическая работа, при которой не требуется нагружать мозг. Когда наш мозг не испытывает нагрузки при выполнении работы, это означает что при этом действии отстукает контроль сознания над этим действием.
Эта группа так же делится на:
Первичные автоматизмы — это действия, которые сформированы у человека при рождении или были сформированы на первом году жизни.
Во вторую группу относятся процессы, которые сначала были осознанными, но в результате многократного повторения, стали механическими и неосознанными.
Но следует отметить что когда мы выполняет неосознанные автоматизмы, мы все же понимаем, что мы делаем, это говорит о том, что сознание не однородно.
Явления неосознаваемой установки очень важное понятие в психологи. Установка — это готовность человека совершить какое-либо действие
Психологи считают, что навык и установка это одно и тоже. Но навык появляется во время того как человек осуществляет действия, то установка предшествует действию. Установки бывают разные:
Неосознанные установки имеют важное значение для осознанных действий. Неосознаваемые сопровождения сознательных действий — это третий подкласс неосознаваемых механизмов
Существует большое количество неосознаваемых процессов, которые просто сопровождают действие
Неосознаваемые сопровождения сознательных действий — это третий подкласс неосознаваемых механизмов. Существует большое количество неосознаваемых процессов, которые просто сопровождают действие.
К непроизвольным сопровождениям осознанных действия мы относим непроизвольные движения, тоническое напряжение, мимику и пантомимику, а также большой класс вегетативных движений.
Другой большей класс неосознаваемых процессов – это неосознаваемые побудители сознательных действий. Те действия, который человек осуществляет бессознательно имеют осмысленный характер. Человеческое поведение управляется влечениями и желаниями. Эти влечения и желания могут быть спрятаны глубоко в подсознании, но все же могут управлять поведением человека.
В третью группу входят процессы «надсознательные». В этот класс ученые относят то, что образуется в результате сильной сознательной работы, например, когда человек занимается решением поставленной перед ним сложной задачи. Человек сначала анализирует, подбирает возможные варианты решения этой задачи, а затем человек приходит к решению поставленной перед ним задачи. Сам процесс появления решения остается для нас неосознанным. Иными словами, это называется интуицией.
Неосознаваемые содержания психики
В категорию
неосознаваемого попа
дают
разнообразные психические
процессы,
имеющие неодинаковые
названия
в рамках различных теоре
тических
представлений. Прежде
всего
это психические процессы,
связанные
с автоматизированным
поведением,
контролируемым под
корковыми
структурами мозга.
Сюда
относятся многочисленные
сигналы,
поступающие от внутрен
них
органов, суставов, мышечных
веретен,
поверхности кожи, рецеп
торов
всего тела, незначительная
сила
раздражения которых не по
зволяет
им стать приоритетными и
осознаваться.
П.В. Симонов дает
puc.
ll.l.
м. Франк.
Жилище (Science.
1998. этой группе психических
явлений
May/June). название
досознательное.
Больные,
теряющие сознание во время оперативного
вмешательства, часто сообщают
впоследствии, что в тот момент слышали
разговоры врачей о своем
состоянии, ощущали давление иглы, которой
вводились препараты, но
не могли двигаться и общаться с
окружающими. Их память была способна
сохранить информацию об этих событиях.
К
неосознаваемому относятся и те явления,
которые некогда были осознанными и
могут быть осознанными вновь при
определенных условиях, но в
настоящий момент не включены в сферу
сознания. Действительно, каждый человек
в разные моменты жизни осознает самую
разнообразную информацию.
Перестав быть приоритетной, она не
исчезает насовсем, а сохраняется и
ждет своего часа. Более того, она может
участвовать в регулировании поведения
человека, не входя в сферу осознания.
Эти неосознаваемые содержания
называются предсознанием
в
рамках психоаналитической концепции
и подсознанием
по
классификации П.В. Симонова.
И
наконец, к неосознаваемому относится
бессознательное
— центральное
понятие
психоаналитической теории. По определению,
бессознательное — та часть психики,
содержания которой не могут стать
достоянием сознания без применения
специальных (психоаналитических) техник.
Оно включает инстинктивные
желания, эмоции и вытесненные мысли
(рис. 11.2).
Структура
бессознательное отсутствует в концепции
П.В. Симонова, но в
ней есть другая структура — сверхсознание,
или интуиция. Она, в отличие
от подсознания, лишенного творческого
начала, является источником новых
гипотез и открытий.
Деление
психики на сознание и неосознаваемые
процессы ставит вопрос
о том, каким образом информация переводится
в разряд осознаваемой или неосознаваемой.
Если для автоматизированного поведения
и предсоз-нания причиной пребывания
вне сознания может быть отсутствие
приоритетности
или слабости импульсации (Libet,
1991) (этот механизм будет рассматриваться
в главе 12), то в случае бессознательного,
с точки зрения психоанализа, у сознания
существуют особые причины не допускать
его содержания
к осознанию.
Осознанность и любовь
Человек путает любовь с массой других состояний. Симпатия, влюбленность, эмоциональная зависимость, привычка, чувство собственности. Все это в массовой культуре называется любовью.
Но любви в неосознанном состоянии не существует. Чувства быстро проходят, так как являются элементом бессознательного восприятия другого человека.
Любовь – это сознательный отказ от эгоизма в пользу другого человека.
И это совсем другой уровень чувства.
Чем хуже осознает себя человек, тем меньше в нем истинной любви.
Поэтому, если стремишься найти любовь, сперва постарайся обрести осознанность.
Неосознанность – это поправимо
Для каждого, кто узнал себя в описании неосознанного человека, есть хорошая новость: это поправимо!
Мы все проходим через этап неосознанности в детстве. Ребенок не мыслит критериями долгосрочных целей, он не способен понять истинные причины и значения своих действий.
Пока в маленьком человечке еще не развилось сознание, его выживание обеспечивают родители.
Взрослый человек не может позволить себе оставаться в бессознанке. Тем не менее, каждый из нас в той или иной мере подвержен неосознанным состояниям. Их просто нужно прорабатывать, не укоряя себя за неправильные действия или мысли.
Развитие осознанности – тяжелый труд. Но он всегда окупается достижением более высоких жизненных вкусов.
Роль бессознательного в жизни человека
Бессознательным руководят принципы получения удовольствия, не имеющие отношения к реальности и ко времени.
Бессознательное проявляет себя в повседневной жизни человека во многих вещах. Например, это может быть оговорка в общении с людьми. Она нередко заключает в себе подлинные мысли и мотивы человека, которые он старательно скрывает. Он оговаривается, когда бессознательные стремления сталкиваются с сознательными целями поведения, что в итоге создает противоречия с замаскированными истинными мотивами.
Тот факт, что человек забывает имена других, также пример бессознательного. Мы не помним имя человека, если не считаем его самого важным и значительным. Нам требуется много времени, чтобы достать из памяти информацию о его имени, и этот процесс воспоминания происходит вопреки нашему волеизъявлению.
Каждый из нас выполняет определенные незапланированные движения, доведенные до автоматизма. Первое время они выполняются осознанно, затем закрепляются в подсознании и становятся частью бессознательного. К таковым следует отнести:
Доведя эти действия до автоматизма, по истечении времени нам не приходится включать сознание при их выполнении.
Сны — еще одна форма бессознательного. В них выражены наши подлинные мысли, страхи, заветные желания, чувства. Они не всегда конкретизированы и могут выражаться через символы.
Неосознаваемые автоматизмы
Процессы, входящие в подкласс неосознаваемых автоматизмов, имеют двоякую природу:
— никогда до этого не осознаваемые (принципиально не осознаваемые),
— когда-то осознаваемые, но в данный момент происходящие автоматом (навыки).
Примеры принципиально не осознаваемых: сосательные движения ребёнка, мигание, конвергенция глаз, схватывание предметов, ходьба и многое другое. Примеры навыков: игра на музыкальных инструментах, письмо, владение иностранным языком и бесконечное количество иных навыков.
Стоит отметить, что психологи в структуре сознания выделяют:
— фокус сознания (самое важное в текущий момент времени),
— периферия сознания (осуществляется слабый контроль сознанием),
— граница сознания (процессы находящиеся здесь могут как выходить из поля сознания человека, так и входить в него),
Развитые навыки обычно «балансируют» на границе сознания. Если человек начинает совершать много ошибок (при усталости, например, или при усложнении деятельности), то навык опять попадает в поле сознания, на его периферию или даже в фокус. Навык контролируется, совершенствуется, а потом возвращается опять на границу сознания. Этим и отличаются навыки от принципиально не осознаваемых процессов, тем что они «блуждают».
Разные примеры автоматизмов:
— бегло читая какой-либо текст, мы не задумываемся над начертанием и значением отдельных букв, но «сразу» воспринимаем смысл прочитанного,
— радист, работающий с азбукой Морзе, воспринимая звучание коротких и длинных сигналов, совершенно свободно переводит их в логическое сочетание букв и слов,
— заходя в тёмную комнату, рука «сама» тянется к выключателю.
Словарь антонимов
СОЗНАТЕЛЬНОСТЬ — БЕССОЗНАТЕЛЬНОСТЬСознательность действий — бессознательность действий.СОЗНАНИЕ — БЕССОЗНАТЕЛЬНОСТЬТатьяна вдруг решается писать Онегину: поступок наивный и благородный, но его источник заключается не в сознании, а в бессознательности: бедная девушка не знала, что делала. Белинский. Сочинения Александра Пушкина. Любят всегда через что-нибудь: через слово или через безмолвие, через гремучую страсть или через сдержанную и тонкую лирику, через подчинение себе или подчинение себя, через плоть или через дух, через сознание или через бессознательность, через сходство или через различия, и так далее, и так далее. Залыгин. После бури.СОЗНАТЕЛЬНЫЙ — БЕССОЗНАТЕЛЬНЫЙСознательно — бессознательносознание — бессознательностьсознательность — бессознательностьсознательный — несознательныйсознательно — несознательносознательность — несознательностьосознанный — неосознанныйосознанно — неосознанноосознанность — неосознанностьсознательный — подсознательныйсознательно — подсознательноСознательные усилия — бессознательные усилия. Ο Наблюдая какой бы то ни было акт памяти, мы непременно заметим в нем элемент сознательный: мы сознаем то, что вспоминаем, и элемент бессознательный: мы не сознаем того, что сохраняется в нашей памяти. Ушинский. Педагогическая антропология. Один такой сознательный боец дороже сотни хотя и удалых, но бессознательных храбрецов. Фурманов. Сознательные герои.
В знач. сущ. ср. р. Мы отлично знаем, до какой степени душевная психическая жизнь пестро складывается из сознательного и бессознательного. И. Павлов. Павловские среды. Но мы упростим ситуацию, если не заметим, что сознательное у Суворова зачастую менялось местами с бессознательным. Лотман. Беседы о русской культуре.ОСОЗНАННЫЙ — НЕОСОЗНАННЫЙОсознанные действия — неосознанные действия. Ο За такого рода отношением к его писательской биографии Астафьев видит осознанное или неосознанное стремление критиков к тому, чтобы «читатель был ко мне как можно снисходительней». Ф. Кузнецов. За все в ответе.СОЗНАТЕЛЬНЫЙ — СТИХИЙНЫЙСознательно — стихийносознательность — стихийностьСознательные действия — стихийные действия. Ο Реалист — всегда по природе своей диалектик, сознательный или стихийный. Пудовкин. Реализм, натурализм и «система» Станиславского. После войны очень возможен подъем духа. Но — требуется, чтобы этот подъем был сознателен, а не стихиен. М. Горький. Письмо С.В. Малышеву, май-июнь 1915.СОЗНАТЕЛЬНЫЙ — МАШИНАЛЬНЫЙСознательно — машинальносознательность — машинальностьПо машинальной привычке собака поджала хвост, когда побежала от вас, а побежала она по сознательной мысли. Чернышевский. Антропологический принцип в философии.