Что относится к бессознательному состоянию
Бессознательное состояние
Содержание
Причины бессознательного состояния
Потеря сознания возникает по различным причинам. Её могут вызвать: переутомление, переохлаждение, перегревание, недостаток кислорода в воздухе, сильная боль, глубокое эмоциональное потрясение, обезвоживание организма (например вследствие тяжёлого поноса, рвоты), нервное напряжение и т.д. Повреждение мозга может возникнуть как в результате прямого воздействия — травмы головы, кровоизлияния, электротравмы, отравления (в том числе и алкоголем), так и непрямого воздействия — недостаточного притока крови из-за кровотечения, обморока, шока, сердечных заболеваний или же торможения центра, управляющего кровообращением и находящегося в продолговатом мозгу, в результате его ранения. Потеря сознания может быть вызвана также недостатком кислорода в крови при удушье, отравлениях, при нарушениях обмена веществ, например, при лихорадке, диабете. Мозг поражается также при воздействии тепла и холода — при тепловом ударе, замерзании.
Потеря сознания проявляется весьма широкой шкалой симптомов, начиная от шока, обморока и кончая состоянием клинической смерти. Часто потеря сознания является первым признаком серьёзного заболевания.
Типы потери сознания
Кратковременная потеря сознания
Такая потеря сознания, в большинстве случаев, не несёт в себе опасность для жизни больного, проходит в промежуток времени от 1 сек. до 5 мин., без каких-то серьёзных последствий и врачебного вмешательства.
Потеря сознания с тяжёлыми расстройствами жизненно важных функций
Такая потеря сознания грозит больному почти всегда серьёзными осложнениями и/или смертельном исходом, иногда даже в том случае, если реанимационные действия проведены вовремя и начато своевременное правильное лечение.
Усугубляющаяся потеря сознания
Такая потеря сознания часто возникает постепенно и неуклонно усугубляется по мере нарастания нарушений функций мозга.
Симптомы бессознательного состояния
Первая помощь
При оказании первой помощи прежде всего необходимо устранить (если это возможно) все вредно действующие факторы (причины потери сознания), вынести пострадавшего из зоны действия электрического тока, из помещения, наполненного газом и т. д.
Следующей обязанностью оказывающих помощь является освобождение дыхательных путей; для этого пострадавшего следует уложить в правильном положении на боку, в случае необходимости вычистить полость рта салфеткой. При остановке дыхания и прекращении сердечной деятельности необходимо немедленно приступить к оживлению пострадавшего путём сердечно-лёгочной реанимации. Сразу же после восстановления дыхания и ритмической деятельности сердца пострадавшего следует доставить в лечебное учреждение. При транспортировке пострадавшего обязательно должен кто-либо сопровождать.
Если у человека есть самостоятельные дыхание и сердцебиение, то следует положить пострадавшего так, чтобы его голова была немного ниже туловища (усиливается приток крови к голове). Исключением из этого правила может быть только одно обстоятельство — носовое кровотечение или кровотечение из раны головы. Ослабить воротник, галстук, шарф, ремень, расстегнуть рубашку, освободить от стесняющей одежды. Обеспечить приток свежего воздуха, открыть окно, обмахнуть пострадавшего тканью. Дать понюхать нашатырный спирт. Если потеря сознания длится долгое время и/или её симптомы выглядят угрожающе, срочно доставьте больного в стационар.
Следует помнить, что наибольшую непосредственную опасность для жизни пострадавшего при потере сознания представляет запавший язык, закупоривающий просвет дыхательных путей, и аспирация (вдыхание) рвотными массами, остатками пищи, водой, кровью, слизью, различными инородными телами. Лучшим положением для человека, потерявшего сознание, является так называемое стабилизированное, фиксированное положение на боку, не смещая голову, плечи и туловище относительно друг друга. Следует обратить внимание на то, что данный приём противопоказан при травмах шеи.
Виды бессознательного состояния
Оглушение — снижение уровня бодрствования, патологическая сонливость.
Спутанное сознание — полусознательное состояние, помрачение, затемнение сознания, равнодушное отношение к окружающему, бред.
Сопор — отупление, абсолютная безучастность больного.
Обморок — кратковременная потеря сознания.
Кома — бессознательное состояние, вызванное нарушением функции ствола мозга.
Вегетативное состояние — бессознательное состояние, характеризующееся полным угнетением функций ЦНС, мозга, при сохранении деятельности вегетативной нервной системы.
Бессознательное простым языком
В данной статье мы рассмотрим такую категорию как «бессознательное». В повседневной жизни человек не так часто задумывается о таких категориях, как сознание, бессознательное, психика, поскольку, на первый взгляд, это может показаться неважной и весьма непростой задачей. Но человек даже не подозревает что именно в бессознательном берет основу все то, что в последствии находит отражение в сознании и поведении человека.
Бессознательное у человека ассоциируется с чем-то непознанным, непонятным, и даже мистическим. В большинстве случае под бессознательным состоянием человека понимается, например, когда человек находиться в состоянии комы, нокаута или когда у человека присутствует явное расстройство психики и он не отдает отчет в своих поступках, но это далеко не так и бессознательное в жизни каждого человека присутствует в значительно большей степени, и оказывает катастрофическое влияние. По данным одного из исследований, как бы странно это не показалось, но человек находиться в сознании в общей сложности 7,5 % времени, а все остальное в бессознательном состоянии. И, безусловно, о том явлении, которое играет такую важную роль в жизни каждого человека, было бы неплохо, как минимум, иметь представление. Потому что именно бессознательное формирует наши мысли, желания, поступки и слова.
Важно упомянуть, что впервые бессознательное было открыто Зигмундом Фрейдом, а если точнее, то Зигмунд Фрейд исследовал личное бессознательное. Но бессознательное человека не состоит только из слоя личного бессознательного. Существуют и другие ученые, которые занимались исследованиями других слоев бессознательного. Карл Густав Юнг открыл и исследовал коллективное бессознательное, а Леопольд Сонди работал в направлении исследования родового бессознательного.
Крайне значительной фигурой, в исследовании бессознательного, является Липот Сонди – венгерский психолог, психиатр и психоаналитик, который ставил своей главной задачей – интеграцию и рассмотрение бессознательного, как единой и комплексной системы. Которая очень хорошо описана четвертой и самой главной его книге – «Я анализ». В наши дни Липот Сонди – это фигура, которая мало кому известна, как и «Судьбопсихология», созданная Сонди, и специалистов в этом направлении катастрофически мало.
Как известно, направлений в психологии в 21 веке очень большое количество, и вектор их познания лежит только в конкретной области, не выходя за эти рамки. Когда мы имеем дело с теоритическим познанием, то это полбеды, но когда речь идет о терапии человека, то такой подход весьма ущербный. Этот подход весьма ярко отражается и в современной медицине, когда ухо лечит один врач, горло лечит другой врач, и никто комплексно человека не рассматривает. Такой же подход исповедуется и при рассмотрении бессознательного человека, поскольку для представителей психоанализа существует только личное бессознательное, последователи аналитической психологии делают акцент на коллективное бессознательное, а о родовом бессознательном вообще известно единицам. Исповедуя такой подход, каждый пытается рассмотреть беды человека, ограничиваясь знаниями только в конкретной области и пытаться их решить, но это невозможно.
Как вы видите, это единая система и рассмотрение отдельных слоев не даст должного результата. Поскольку, если проблема человека кроется в родовом бессознательном, а мы рассматриваем только личное бессознательное, и на его базе пытаемся объяснить, то это неминуемо приведет к ошибке. Поэтому крайне важно иметь представление обо всех трех слоях бессознательного.
Проникновение в тайну бессознательного начнем с того, что у каждого бессознательного существует свой язык, на котором оно разговаривает с человеком. Когда мы имеем дело с личным бессознательным, то оно разговаривает с человеком на языке «симптомов». С подобного рода явлением каждый человек в своей жизни сталкивался неоднократно. В виде симптома мы можем наблюдать: головные боли, температура, насморк, расстройство пищеварения и многое другое. То есть бессознательное таким образом человеку пытается сообщить о том, что что-то не так. Это могут быть последствия неверного поведения, неверно сказанных слов, что в результате привело человека к неудаче, то есть вы не получили то, что хотели и через симптомы болезней бессознательное пытается донести человеку об этом. Но человек крайне хитрое существо, поэтому необходимо отличать случаи, когда вы намеренно заболеваете, чтобы, например, не справляться с какой-либо задачей. Когда мы говорим бессознательное – это те симптомы, которые вы не можете объяснить.
Родовое бессознательное разговаривает с человеком посредством выбора. Категория выбора в жизни человека является неотъемлемой частью и не будет преувеличением, что с выбором человек сталкивается чуть ли не ежеминутно. Но, когда речь идет о бессознательном, то в этом случае мы рассматриваем только те выборы, которые человек не может объяснить, он просто выбирает и на 100 процентов уверен в правильности сделанного выбора. При исследовании данного вопроса Липот Сонди рассматривал пять направлений, в которых человек совершает выборы: выбор любви (муж/жена), друга, профессии, заболевания и смерти. Этих направлений на самом деле больше, но рассматриваются только эти, поскольку они доказуемы, эти выборы человека можно подтвердить. Например, выбор жены или мужа, можно подтвердить свидетельством о заключении брака.
Родовое бессознательное – это наследие наших предков, это те знания и умения, которые хранятся в нашем наследии. Если вспомнить историю, то всем известно, что ранее все хранили свои генеалогические древа, которые и раскрывали все эти тайны. С точки зрения категории выбора человека, именно предки и диктуют человеку сделать тот или иной выбор.
Наиболее понятное определение коллективному бессознательному было дано Леопольдом Сонди в своей книге «Я-анализ»: «Это археология душ человека». Коллективное бессознательное разговаривает с человеком языком символов. В качестве символов может быть все что угодно: крест, звезда, посох. Все эти символы влияют на жизнь человека. Центральным явлением исследования коллективного бессознательного являются архетипы, и каждый архетип несет в себе определённую информационную нагрузку. До наших дней информация об архетипах дошла в виде сказок, мифов, легенд, которые в большинстве случаев описывают путь какого-то героя, то есть, как кто-то становиться героем. В этом и заключается основная идея аналитической психологии, то есть речь идет об индивидуации – это путь становления человека героем. Коллективное бессознательное относиться к категории мистического и мифического.
Безусловно, мы рассмотрели только один аспект бессознательного, но каждое бессознательное имеет кроме этого и свою структуру, и механизмы работы, принципы и правила, скрывает в себе много тайн, необъяснимого и непонятного. С одной стороны все виды бессознательного присутствуют в жизни человека одновременно, только в разных проявлениях. Когда речь идет об обыкновенной жизни, то, безусловно, в ней присутствует персональное бессознательное, а от родового и коллективного бессознательного человек зависит. Зависимость проявляется в тех категориях, которые мы рассматривали, то есть выборы, которые делает человек, зависят от родового бессознательного. Зависимость от коллективного бессознательное проявляется в следующем: для человека на архетипологическом уровне установлен определенный путь, то есть путь героя, это в мифах, если же это перенести на реалии современного мира – это карьерная лестница, как один из вариантов. И человек зависит от этого пути, если он его не будет идти вверх, если не будет совершенствоваться, то он будет всю жизнь никем.
Такого рода положение вещей мы наблюдаем в большинстве случае, но может быть и по-другому, когда родовое и коллективное бессознательное выходит на первый план в жизни человека. Это происходит в том случае, когда на человека идет вектор силы, персональное бессознательное не справляется с этой силой, человек не знает, что делать, ему никто не может помочь, посоветовать, что нужно сделать, то может возникнуть ситуация, что на первый план выходит родовая фигура, какие будут последствия после этого — не известно. В том случае, когда родовая фигура не способна справиться с возникшей ситуацией, то есть в родовом наследии не достаточно знаний и умений, то может проявиться коллективное бессознательное на жизненной сцене. Необходимо отметить, что такое происходит крайне редко и подобного рода ситуаций в обычной жизни не происходит, должно что-то случиться крайне неординарное и неожиданное, последствия подобного рода ситуации крайне сложно спрогнозировать.
Бессознательное человека имеет двойственное проявление в жизни человека, поскольку с одной стороны – это предохранитель, который спасает его жизнь, а с другой стороны может искалечить человеку жизнь. Когда речь идет о персональном бессознательном, то оно исковеркает жизнь человека, родовое бессознательное может просто погубить жизнь человека, потому что человек перестает жить свою жизнь, а коллективное бессознательное может превратить жизнь человека в ад.
Бессознательное может быть для человека другом и помогать идти по жизни, помогать справляться с жизненными ситуациями, обращать ситуации в свою пользу, управлять своей жизнью. Все это возможно только в том, случае, когда человеку известно, что такое бессознательное, когда он проник в тайну бессознательного и может им управлять, и пользоваться в свою пользу.
Недаром существует такое выражение: «Познаешь себя, познаешь весь мир».
Сознательные и бессознательные процессы в психике
Бессознательное — характеристики процессов
Бессознательное — это система происходящих в психике процессов, которые не осознаются субъектом, т.е. не поддаются контролю. Сознательное и бессознательное в психологии нередко противопоставляются друг другу, при этом психоанализ рассматривает эти оба понятия в рамках одной системы, находящихся на разных уровнях.
Бессознательные качества личности не осознаются самим человеком, однако они проявляются в его действиях и психических процессах. Это проявляется в виде совершения ошибок; в забывании (событий, явлений, лиц, имен и т.д.); в виде фантазий и снов.
Что такое сознательное и в чем его отличие от бессознательного
Функция сознания, как и бессознательного, заключается в управлении действиями человека, однако их роли существенно отличаются.
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.
Сознание управляет самыми сложными формами поведенческой деятельности в следующих случаях:
Бессознательное по Фрейду
Австрийский психолог и основатель психоанализа, Зигмунд Фрейд, объясняя природу бессознательного, приводил в пример айсберг. Так, сознательное является лишь верхушкой, а вся его основная часть — это бессознательные процессы.
Также Фрейд считал, что совершенные человеком ошибки — не случайны. Они возникают при «конфликте» бессознательного намерения с сознательным действием. Ошибки образуются в результате преобладания неосознанных желаний над осознанными.
Что касается сущности снов и мечтаний, то, согласно теории Фрейда, они также говорят о бессознательных желаниях и стремлениях человека, о его неудовлетворенных потребностях. В психоанализе существуют особые методы, предназначенные для расшифровки сновидений.
Фрейд разработал структуру разума, состоящую из 3 уровней:
Виды бессознательного
Существует несколько видов бессознательного:
Естественное бессознательное
Оно хранит в себе врожденные или приобретенные в младенчестве ассоциации и реакции. Эти процессы проходят неосознанно и бесконтрольно, при этом способны влиять на поведение человека и определять ход его действий.
При распознании лиц в размытых пятнах нам помогает именно естественное бессознательное. Людей, похожих на нас, мы воспринимаем более положительно; мы благоприятно переносим похвалу, и, напротив, негативно относимся к критике; бессознательное не принимает все, что связано с «не» и запретами и т.д. Эти и множество других установок в мозге служат результатом процесса естественного бессознательного.
Данный вид бессознательного выступает базовым по отношению к остальным видам.
Основная часть человеческих ощущений и восприятий располагается именно в бессознательном, т.е. не подконтрольном. Мы не руководим осознанно рецепторами, посылающими в мозг информацию, когда, например, обожгли руку. Мы сидим, а ноги расположены на полу, при этом не осознаем этот процесс, т.к. он находится в бессознательном, мы лишь ощущаем под собой холодный пол.
Подсознательное выступает частью бессознательного. Объекты внешнего мира воспринимаются на этом уровне не как конкретизированные образы, но они существенно влияют на процессы деятельности человека.
Транс, гипноз, состояние наркотического и алкогольного опьянения — все эти методы дают бессознательному возможность вырваться наружу. Сознание перестает держать в рамках поведение человека, тем временем бессознательное становится неконтролируемым.
Приобретенный опыт
Свои успехи и неудачи, верные решения и ошибки, радостные и грустные переживания, жизненный выбор — осознанный или неосознанный — всё это представляет собой бессознательное, базирующееся на приобретенном опыте.
Популярный психолог Милтон Эриксон обращался исключительно к этому виду бессознательного в своих работах и придавал ему приоритетное значение.
Разновидности данного бессознательного:
Вошедшее в привычку поведение со временем уходит из поля сознания и становится автоматизмом, т.е. частью подсознания.
Эмоциональные «якоря» служат еще одной разновидностью бессознательного. Если наш мозг что-то запечатлел на фоне положительной или эмоциональной вспышки, это послужит «якорем», связанным с той сложившейся ситуацией. После этого радость или страх будет всплывать неосознанно автоматически при упоминании этого события, вызвавшего сильное душевное волнение.
Предположительно к такому виду бессознательного относят и те механизмы, которые отвечают за творческий процесс, результатом которого выступают:
Продукт вытеснения
Бессознательное, выступающее в качестве продукта вытеснения является вытесненным в жесткой или мягкой форме из области сознания по каким-либо причинам. В научной среде точка зрения относительно способа вытеснения и его последствий значительно расходятся.
Зигмунд Фрейд считал, что вытеснение происходит в сторону Сверх-Я: первоначальные влечения из детства, которые нежелательны для Сверх-Я, вытесняют слабое содержание более сильной инстанцией.
Бессознательное в результате содержит первые детские воспоминания, которые не осознаны нами из-за несогласования с иными потребностями и установками.
Фрейд считал, что вытесненное нельзя достать и ввести в сознание обычными методами. Зачастую специалисты прибегают к гипнозу или методу толкования свободных ассоциаций.
Именно вытесненное, по Фрейду, является источником неврозов и всех личностных проблем человека.
В результате, когда происходит столкновение направления и содержания вытеснения, могут уйти в бессознательное как детские установки, так и взрослые, созданные социумом. Вытесняются те первичные детские влечения, которые нежелательны для Сверх-Я. Они не осознаются нами из-за своей социальной неприемлемости или противоречия с иными установками и потребностями.
Есть точка зрения, что такой вид бессознательного есть не у каждого: оно отсутствует как в психике маленьких детей, так и в сознании взрослого, если оно положительное и принимающее.
Фрейд был уверен, что природа бессознательного может отличаться от своего описания.
Нежелательное из сознания стирается или вытесняется бессознательным. Фрейд считал, что социум через Сверх-Я вытесняет асоциальные влечения.
Общественное бессознательное
С самого своего рождения каждый из нас уже оказывается в определенной культуре, где господствует Общественное Бессознательное. Подсознание начинает впитывать язык, на котором говорят родители, также мы перенимаем логику суждений и связей, присущую нашей культуре.
По мере взросления каждый усваивает менталитет и нормы, принятые в обществе. Все это закладывается на бессознательном уровне и остается с нами навсегда, определяя наше мировоззрение и восприятие явлений окружающего мира.
Роль бессознательного в жизни человека
Бессознательным руководят принципы получения удовольствия, не имеющие отношения к реальности и ко времени.
Бессознательное проявляет себя в повседневной жизни человека во многих вещах. Например, это может быть оговорка в общении с людьми. Она нередко заключает в себе подлинные мысли и мотивы человека, которые он старательно скрывает. Он оговаривается, когда бессознательные стремления сталкиваются с сознательными целями поведения, что в итоге создает противоречия с замаскированными истинными мотивами.
Тот факт, что человек забывает имена других, также пример бессознательного. Мы не помним имя человека, если не считаем его самого важным и значительным. Нам требуется много времени, чтобы достать из памяти информацию о его имени, и этот процесс воспоминания происходит вопреки нашему волеизъявлению.
Каждый из нас выполняет определенные незапланированные движения, доведенные до автоматизма. Первое время они выполняются осознанно, затем закрепляются в подсознании и становятся частью бессознательного. К таковым следует отнести:
Доведя эти действия до автоматизма, по истечении времени нам не приходится включать сознание при их выполнении.
Сны — еще одна форма бессознательного. В них выражены наши подлинные мысли, страхи, заветные желания, чувства. Они не всегда конкретизированы и могут выражаться через символы.
Каждый из нас имеет внутренние моральные установки, через границы которых человек не может переступить. Истинные цели человека, неприемлемые для поведения, блокируются сознанием. Содержание мыслей и мотивов меняется, проходя через «фильтр». Такой блок не позволяет бессознательным желаниям проявить себя в настоящем обличии. Поэтому для разгадывания сновидений необходимо уметь считывать свои эмоции, испытуемые во сне, для соотношения с реальностью, в которой в данный момент находится человек.
Научная электронная библиотека
Тема занятия №7. Сознание. Самосознание. Бессознательное
Место проведения занятия: учебная аудитория
Продолжительность изучения темы: 2 часа.
Цели занятия: Изучить основные особенности сознания, самосознания, бессознательного. Установить взаимосвязь между сознанием и бессознательным. Рассмотреть механизмы психологической защиты. Ознакомиться с состояниями нарушенного сознания.
Студент должен знать:
Студент должен уметь:
Темы проектов, рефератов.
Рекомендуемая литература.
Основная литература:
Дополнительная литература:
Исходный контроль уровня знаний.
Основные вопросы темы:
Итоговый контроль уровня знаний.
Содержание занятия
1. Общая характеристика сознания и самосознания.
Сознание выступает объектом исследования многих наук (философия, антропология, социология, психология, педагогика, физиология), круг которых становится все шире. Однако свести воедино научную формацию, получаемую всеми этими дисциплинам, чрезвычайно трудно, и в силу этого существует множество толкований термина «сознание».
В материализме признается первичность материи, и сознание возникло в результате длительной эволюции живого. Совершенствование нервной системы послужило основным источником развития психики и сознания. Эти новые свойства нервной системы приобретались в результате приспособления к среде и закреплялись в генотипе.
Решающим для формирования сознания человека стало изготовление им орудий труда и появление языка. Только с возникновением сознания у человека появилась способность выделять себя из природы, познавать и овладевать ею.
Индивидуальное сознание человека формируется в процессе воспитания, усвоения им выработанных за длительное время существования человечества понятий, взглядов и социальных норм, причем это усвоение требует опоры на непосредственные впечатления от предметов и явлений действительности.
Психологическое определение сознания. В психологии предпочтение отдается определениям, которые могли бы отграничить сознание от других психологических понятий, т.е. мышления, внимания, воли и пр., хотя сознание как таковое не существует вне всех этих психических процессов. В психологии понятие «сознание» служит скорее для определения сущности особого качества протекания психической деятельности: осознанно протекающие психические процессы четко и ярко субъективно переживаемы, узнаваемы, управляемы. При этом возникает возможность выбора и направления их в сторону решения ставящихся задач. Другими словами, сознание является особой формой психического отражения у человека, интегрирующей в себе все другие психические процессы, обеспечивая их взаимодействие, т.е. последовательность, непрерывность и целенаправленность их протекания. Достаточный уровень развития отдельных высших психических функций в их тесном взаимодействии формирует у человека внутреннее отражение внешнего мира, его модель. Направляющее влияние этой модели на поведение и воспринимаются человеком как сознание.
Таким образом, термином «ясное сознание» в медицине принято обозначать такое психическое состояние человека, при котором у него сохраняется способность отдавать отчет о месте, времени, окружающей обстановке, состоянии и образе действий собственной личности.
Человек, у которого ясное сознание, оценивает вновь поступающую в мозг информацию с учетом уже имеющихся у него знаний, выделяет себя из окружающей среды, сохраняет сложившуюся систему отношений к своему окружению и на основе этих данных управляет своим поведением. Он дает относительно четкие и адекватные ответы на вопросы врача, а выражение лица и взгляд его гармонируют с внутренним состоянием и окружающей обстановкой.
Не только психические, но и различные соматические заболевания, особенно протекающие с лихорадкой или серьезными нарушениями обмена веществ, могут вызвать различные расстройства ясности сознания. Взгляд таких больных блуждающий, внимание рассеяно, и контакт с ними крайне затруднен. Они дезориентированы в обстановке, могут не узнавать окружающих, а в тяжелых случаях их речь и мышление отрывочны, спутаны.
Источники сознания
Что является источником сознания? Этот вопрос в течение длительного времени был и остается предметом анализа философов и естествоиспытателей. Выделяют следующие факторы:
Во-первых, внешний предметный и духовный мир; природные, социальные и духовные явления отражаются в сознании в виде конкретно-чувственных и понятийных образов. В самих этих образах, нет самих этих же предметов даже в уменьшенном виде, нет ничего вещественно-субстратного от этих предметов; однако в сознании имеются их отображения, их копии (или символы), несущие в себе информацию о них, об их внешней стороне или их сущности. Такого рода информация является результатом взаимодействия человека с наличной ситуацией, обеспечивающей его постоянный непосредственный контакт с нею.
Вторым источником сознания является социокультурная среда, общие понятия, этические, эстетические установки, социальные идеалы, правовые нормы, накопленные обществом знания; здесь и средства, способы, формы познавательной деятельности.
Третьим источником сознания выступает весь духовный мир индивида, его собственный уникальный опыт жизни и переживаний: в отсутствии непосредственных внешних воздействий человек способен переосмысливать свое прошлое, конструировать свое будущее и т.п.
Функции сознания
Коренная и главнейшая функция сознания есть получение знания о природе, обществе и человеке.
Отражательная функция сознания, является самой общей и всеохватывающей его функцией. Однако отражение имеет различные стороны, имеющие свою специфику и связанные с этой спецификой другие, более специальные функции.
Творческая функция сознания, понимаемая в широком смысле, как активное воздействие на окружающую человека действительность, изменение, преобразование этой действительности. Животные, растения, микроорганизмы изменяют внешний мир самим фактом своей жизнедеятельности. Однако это изменение нельзя считать творчеством, ибо оно лишено сознательной постановки целей. Творческая деятельность, как и вся практика в целом, имеет своей основой не только отражение, но и указанное отношение, так как в этой деятельности, человек должен сознавать свое отделение от объекта.
Понятие и формы самосознания
Следующий, более высокий уровень самосознания связан с осознанием себя в качестве принадлежащего тому или иному человеческому сообществу, той или иной социальной группе.
Осознание себя в качестве устойчивого объекта предполагает внутреннюю целостность, постоянство личности. Мы всегда остаемся сами собой вне зависимости от меняющихся ситуаций. Ощущение человеком своей единственности, самоидентичности поддерживается непрерывностью его переживаний во времени: мы помним свое прошлое, переживаем настоящее, имеем надежды на будущее.
Основные компоненты сознания
2. Формирование сознания в онтогенезе
Сознание от момента рождения ребенка до зрелого возраста проходит несколько периодов своего становления (Ушаков Г.К., 1973).
1. Бодрствующее сознание (8-10 мес). В первый год жизни ребенок много спит, и его сознание проявляется только периодами бодрствования. Постепенно в периоды бодрствования появляются первые «реакции выбора наиболее удовлетворяющих ситуаций». Например, можно заметить, что ребенок явно предпочитает находиться на руках у матери или засыпать при покачивании. Можно также заметить, что начинаются попытки исследования (сравнения и сопоставления) объектов окружающего мира. Такого рода реакции составляют первые элементы сознания, так как свидетельствуют о начале формирования и развития отношений ребенка к среде и начале выделения своего тела из окружающего. Ряд исследователей заметили и описали в этом возрасте своеобразные состояния «сытого бодрствования», при которых ребенок не реагирует даже на слова матери, хотя и не спит, а мимика его выражает полное удовлетворение. Полагают, что в этом возрастном периоде в мозге происходят процессы формирования «схемы» тела: импульсы, приходящие из различных частей тела, фиксируются в прогрессивно созревающих мозговых структурах. Формирование в мозге структур в виде «схемы тела» закладывает основу будущего самосознания.
4. Индивидуальное сознание (от 3-4 до 7-9 лет) знаменуется появление у ребенка сознания своего «Я» и началом развития самосознания. Возможность выделения себя из окружающей среды становится возможной в связи с уже достаточным развитием первых представлений ребенка о пространстве и времени. Сознание собственного «Я», сугубо индивидуальное в начале, в последующем претерпевает изменения по мере расширения общения ребенка со сверстниками и близкими.
5. Коллективное сознание (от 7-9 до 14-16 лет) характеризуется появлением в сознании ребенка к 7-9 годам новых качеств. Знание о предметах действительности и о себе начинает сочетаться со знанием простейших форм отношений и взаимосвязей между собой и коллективом сверстников. Обучение в старших классах школы сопровождается участием подростков в общественных событиях и появлением у них общественного, социального сознания. Все эти новые качества сознания обеспечивается началом постепенного перехода после 3-4 лет от представлений об объектах пространства воспринимаемого (реального) к формированию представлений об объектах своего внутреннего мира, т.е. пространства интрапсихического, субъективного (представляемого и воображаемого).
6. Рефлексивное сознание (от 14-16 до 22 лет) характеризуется совершенствованием сознания и приобретением им качеств, которые создают основу для научного мышления. Постепенно сознание приобретает возможность не только создания некой внутренней модели (фотографии) мира, но и как бы «рассматривания» изнутри полученной картины («отражение отражения»).Таким образом, при рефлексии сознание обращается на само себя, и происходит размышление над своими психическими состояниями. Рефлексия знаменует окончательное становление самосознания.
В психологической литературе описываются случаи более медленного развития самосознания у монозиготных близнецов, воспитывающихся вместе. Они долго откликаются на имя своего собрата-близнеца, и правильная ответная реакция у них устанавливается лишь после 2 лет. У близнецов чрезвычайно выражена эмоциональная синтонность, т.е. переживание за своего собрата как за самого себя (сопереживание). В зеркале близнец начинает узнавать себя лишь в возрасте от 3 до 4 лет, а до этого смешивает свое отражение с отражением своего партнера (Zazzo R., 1960).
Таким образом, в онтогенезе из сознания предметного, воспринимающего постепенно, вырастает самосознание, которое в свою очередь также претерпевает сложное развитие: от сознания своего телесного, соматического «Я» до сознания психического «Я». Последнее на своих высших этапах (рефлексия) находит выражение в способности индивидуума контролировать адекватность, целостность, последовательность, завершенность своих психических процессов и умение их направлять на решение главных задач, стоящих перед человеком.
3.Основные состояния сознания (бодрствование и сон).
При пробуждении от глубокого сна или при выходе из глубокого обморока восстановление сознания происходит поэтапно. Эти этапы обычно очень короткие и сменяют друг друга в какие-то мгновения, но некоторые люди их фиксируют и могут запомнить. А.Ф. Лазурский (1925) отметил три особенности восстановления сознания после сна: восстановление порогов восприятия (1), восстановление связи восприятия с окружающей действительностью (2), восстановление связи впечатлений с собственным «Я», собственной личностью (3).
Таким образом, наиболее важными обобщенными характеристиками сознания, требующими оценки в повседневной врачебной практике, являются следующие:
Бодрствование является состоянием неоднородным, и его можно условно подразделить на следующие три стадии:
У некоторых животных наблюдается сезонный сон (спячка), обусловленный неблагоприятными для организма условиями среды (холода, засухи и т.п.). Все другие виды сна (наркотический, гипнотический и патологический) являются следствием нефизиологических воздействий на организм человека или животного.
Гипнотический сон наступает под влиянием словесного воздействия гипнотизера, сосредоточением на монотонных раздражителях, гипнотическим действием обстановки.
Патологический сон возникает при анемии мозга, мозговой травме, опухолевом поражением больших полушарий или некоторых участков ствола мозга. К явлениям патологического сна относятся и летаргический сон, снохождение и др.
Фаза «медленного» сна длится примерно 70 мин, а фаза «быстрого», парадоксального сна длится 15-20 мин. При нормальном 8-часовом ночном сне фазы медленного и парадоксального сна много раз чередуются (цикл около 90 мин).
Фаза парадоксального («быстрого») сна интересна тем, что здесь активность мозга резко возрастает, как будто человек просыпается, учащаются сердечный ритм и дыхание, глаза совершают быстрые движения под сомкнутыми веками, но в то же время человек находится в полной неподвижности вследствие резкого падения мышечного тонуса. Это обусловлено очень сложным механизмом тормозного контроля двигательной активности во сне.
Исследования показали, что за фазу быстрого сна ответственна определенная область ретикулярной формации, состоящая из гигантских клеток, разветвления которых заходят далеко в соседние области и приводят к активации сенсорных областей коры, особенно зрительной зоны, возбуждают высшие мозговые центры влечений и эмоций. Сновидения в этот период отражают мотивацию, желания человека и служат как бы символической их реализацией, разряжают очаги напряжения, возникшие из-за неоконченных дел и тревожных мыслей. В сновидениях отражается прошлая жизнь человека, его переживания (Фрейд 3., 1933). Быстрый сон способствует стабилизации эмоционального состояния человека, а сновидения можно рассматривать как своеобразный дополнительный механизм психологической личностной защиты. Каждую ночь человек видит сны 4-5 раз, и «разглядывание» сновидений занимает в сложности от 1 до 2 ч. Люди, утверждающие, что они видят сновидения редко, просто не просыпаются в фазе сновидений.
О связи сновидений с бывшими впечатлениями убедительно свидетельствует факт, что в своих снах слепорожденные не видят зрительных сцен, а глухорожденные не слышат голосов и звуков. Другим источником сновидений могут быть текущие ощущения, в том числе и со стороны внутренних органов, включая интерорецептивные сигналы, не доходящие до сознания в состоянии бодрствования. Последнее обстоятельство может иметь значение во врачебной практике, так как первые симптомы нарастающего неблагополучия органов могут проявляться в сновидениях больных.
Медленноволновой сон сопровождается снижением вегетативного тонуса: сужаются зрачки, розовеет кожа, активность сердечной, дыхательной, пищеварительной и выделительной систем снижается. В противоположность этому во время парадоксального сна наступает «вегетативная буря». Дыхание становится нерегулярным, меняется по глубине и ритму. Возможна остановка дыхания (например, в ночном кошмаре).
4. Взаимодействие сознательного и бессознательного
Чем отличается сознательная деятельность человека? Первое отличие заключается в том, что деятельность животных может осуществляться только по отношению к предмету жизненной, биологической потребности. Сознательная деятельность человека не всегда и не обязательно связана с биологическими мотивами, а зачастую даже противоречит им. У человека то, на что направлена деятельность, не совпадает с тем, что ее побуждает. Это проявляется в изготовлении орудий труда, в разделении функций (например, загонщика и охотника) в процессе трудовой деятельности.
Вторая особенность сознания заключается в том, что человек обладает иными формами отражения действительности, не только наглядным, чувственным, а отвлеченным, рациональным опытом, абстрактным мышлением. Обезьяна, по выражению Келлера, является рабом зрительного поля, то есть ее отражение ограничено наглядной ситуацией, она отражает непосредственно данные, внешние связи и отношения между предметами. Сознание же человека отражает существенные, устойчивые, закономерные связи между предметами и явлениями окружающего мира, выходит за пределы чувственного опыта.
Понятия «сознательное» и «психическое» неравнозначны. Нельзя считать, что все психические процессы у человека в каждый данный момент включены в сознание. В психике часто выделяют три взаимодействующих уровня:
В зоне ясного сознания находит свое отражение лишь малая часть всех одновременно приходящих из внешней и внутренней среды организма сигналов. Сигналы, попавшие в зону ясного сознания, используются человеком для осознанного управления своим поведением.
Остальные сигналы также используются организмом для регулирования некоторых процессов, но на подсознательном уровне. Большинство физиологических процессов (например, процессы обмена веществ) вообще не осознаются, другие (сердцебиение, дыхание) могут быть частично осознаны, если направить на них свое внимание. Сознание не участвует и в таких безусловных рефлекторных реакциях, как моргание или отдергивание руки при уколе, можно сознательно тормозить, задерживать эти реакции. Сознание практически не участвует и в таких автоматизированных действиях, как ходьба или езда на велосипеде. Здесь речь идет не о выборе направления, а о самих двигательных актах, хотя иногда, задумавшись, человек может автоматически (бессознательно) обходить препятствия.
На неосознаваемом уровне могут протекать и некоторые психические процессы. Мы можем частично воспринимать и запоминать предметы и звуки, на которые наше внимание не было сознательно обращено. При мышлении человек не всегда может дать себе ясный отчет, каким именно образом он пришел к определенному заключению. В таких случаях мы говорим об интуиции, так как начало мышления и его завершение (вывод) осознаны, но вся промежуточная часть цепочки мыслительных операций человеком не осознается. Особенно велика роль неосознаваемых психических процессов в возникновении и проявлениях эмоций и чувств. Во многих случаях человек не может дать обоснование на уровне сознания причинам антипатии или симпатии к кому-либо в своем окружении или чувству страха перед какими-то предметами явлениями.
Взаимоотношения между осознаваемыми и бессознательными психическими процессами очень сложны. Многие наблюдения психологов, особенно при изучении явления установки (Узнадзе Д.Н., 1966), показали, что в каждый данный момент в зону ясного сознания попадают преимущественно те моменты, которые создают затруднения для продолжения прежнего режима регулирования. Возникшие затруднения привлекают внимание и таким образом осознаются. Осознание затрудняющих регуляцию или решение задачи обстоятельств способствует нахождению нового режима регулирования или нового способа решения, но как только они найдены, управление вновь передается в подсознание. Происходит как бы непрерывная передача управления, постоянное взаимодействие сознания и подсознания.
Отсюда допускают, что сознательное управление пошаговое (поэтапное дискретное) и сознание привлекается к данному объекту только на относительно короткий интервал времени. Если сознание принудительно сосредоточивается на одном и том же монотонно изменяющемся содержании достаточно долго, то это автоматически приводит к снижению уровня бодрствования, возникновению сонливости и сна. Очень многие техники медитации и гипноза используют эти эффекты сосредоточенности на монотонных раздражителях с целью получения измененных состояний сознания.
В структуру бессознательного психического входит широкий круг явлений:
— Субсенсорные (то есть подпороговые) ощущения и восприятия.
— Интероцептивные ощущения, которые не осознаются в норме, когда человек здоров и начинают осознаваться только при нарушениях состояния здоровья.
— Автоматизмы и навыки, которые вырабатываются в течение жизни (например, автоматизм речи, ходьбы, навык письма, рабочие навыки). Сознательная деятельность может выполняться лишь тогда, когда большинство ее элементов автоматизировано. Мы можем следить за смыслом речи и письма, только если их механизм автоматизирован.
— Информация, которая накапливается в течение всей жизни и хранится в памяти. Из всей суммы имеющихся знаний в каждый момент в фокусе сознания находится только небольшая ее доля. Формы бессознательной переработки информации, в частности, интуиция.
— Установка как целостное состояние человека, выражающее динамическую направленность личности на активность в каком-либо виде деятельности, устойчивую ориентацию по отношению к определенным объектам.
Сознание структурно организовано и представляет собой целостную систему, состоящую из множества компонентов.
В современной философии в структуре индивидуального сознания принято выделять четыре основных компонента:
1) телесно-перцептивный (ощущения, восприятия, представления);
2) чувственно-эмоциональный (эмоции, аффекты, чувства, инстинкты);
3) логико-понятийный (понятия, логические умозаключения);
4) ценностно-мотивационный (идеалы, фантазия, воображение, интуиция).
Современные представления о феноменологии бессознательного психического позволяют говорить о том, что сознание и бессознательное работают в режиме гармоничного единства. При этом зона максимально ясного сознания невелика. Бессознательное можно определить как совокупность психических явлений, состояний и действий, не представленных в сознании человека, безотчетных и не поддающихся контролю.
5. Механизмы психологической защиты
Механизмы психологической защиты и сопротивления могут проявляться в следующих случаях:
Если длительное время не решать возникшие проблемы, то психологические защиты могут отрицательно воздействовать на психику человека, т.е:
1. Сначала теряется адаптивность поведения, т.е. человек ведет себя неадекватно ситуации. Возникают сложности общения. Ограничивается образ жизни или он становится очень специфичным.
2. Далее дезадаптация нарастает. Могут возникать психосоматические заболевания (заболевания, первопричиной которых явились эмоциональные травмы). Нарастает внутреннее напряжение, тревожность. «Сценарий» жизни начинает подчиняться психологической защите от душевной боли: определенного вида хобби, увлечения, профессия.
Образ жизни становится формой «безболезненной психотерапии». Защитный стиль жизни становится самым важным, т.о. идет постоянное отрицание проблем и усугубление дезадаптации и психосоматики.
В свое время профессор Зигмунд Фрейд и его младшая дочь, профессор Анна Фрейд, открыли т.н. защитные механизмы психики, посредством которых любая информация из внешнего мира, будучи отвергнутой сознанием, попадает, минуя его, в бессознательное психики. К подобным защитным механизмам следует отнести такие формы и способы защита, как сублимация, отрицание, вытеснение, проекция, идентификация, интроекция, рационализация, аннулирование действия, расщепление и др. Кратко рассмотрим перечисленные защитные механизмы психики.
Это далеко не полный список всех психологических защит, но зато это самые яркие и распространенные реакции. В любом случае эти реакции не освобождают человека от психологической проблемы, а только временно защищают, дают возможность «психологически выжить» в критической ситуации.
Механизмы защиты направлены, в конечном счете, на сохранение стабильности самооценки личности, ее образа Я и образа мира. Это может достигаться, например, такими путями как: устранение из сознания источников конфликтных переживаний; трансформация конфликтных переживаний таким образом, чтобы предупредить возникновение конфликта.
В тех случаях, когда Эго не может справиться с тревогой и страхом, оно прибегает к механизмам своеобразного искажения восприятия человеком реальной действительности. Защита психологического механизма является по существу способами искажения реальности (самообмана): Эго защищает личность от угрозы, искажая суть самой угрозы. Все механизмы психологической защиты искажают реальность с целью сохранения психологического здоровья и целостности личности. Они формируются первоначально в межличностном отношении, затем становятся внутренними характеристиками человека, то есть теми или иными защитными формами поведения. Следует заметить, что человек часто применяет не одну защитную стратегию для разрешения конфликта или ослабления тревоги, а несколько.
Несмотря на различия между конкретными видами защит их функции сходны: они состоят в обеспечении устойчивости и неизменности представлений личности о себе.
6. Нарушения сознания
Наиболее четко главные симптомы нарушенного сознания описал немецкий психиатр К. Ясперс (1923). Он сформулировал три главных признака синдромов нарушенного сознания: отрешенность от окружающего мира, дезориентировка и амнезия в период нарушенного сознания.
3. Амнестические расстройства (полная или частичная амнезия), распространяющиеся на события всего периода расстроенного сознания.
Важно подчеркнуть, что для установления состояния нарушенного сознания необходимо обязательное наличие совокупности перечисленных признаков. Один или несколько не связанных между собой симптомов не могут в достаточно точной степени свидетельствовать о патологии сознания.
Состояния выключения сознания
Количественные нарушения сознания связаны с нарушениями процессов активации, что приводит к снижению уровня бодрствования со своеобразным «выключением» сознания. В зависимости от степени выраженности выключения сознания выделяют кому, сопор и оглушение.
Сопорозное состояние характеризуется, так же как и кома, полным выключением сознания, но у больного сохранены оборонительные и другие безусловное рефлексы. Сопор и кома являются признаками тяжелого соматического неблагополучия организма. После выздоровления остается полная амнезия всего периода бессознательного состояния.
Состояния помрачения сознания
Качественные нарушения сознания обусловлены расстройством (дезинтеграцией) сознания и его «заполнением изнутри» патологическим содержанием (психопатологической продукцией, чаще галлюцинаторной и бредовой), в силу чего нарушается ориентировка больного в конкретно-предметной среде, изменяется поведение, а после выздоровления отсутствуют или отрывочны воспоминания о периоде помрачения сознания.
Менее глубокое помрачение сознания наблюдается при ониризме («бред сновидений»), когда нарушается дифференцировка между сновидениями и реально происходящим вокруг. Бред является как бы продолжением очень ярких сновидений и сновидных переживаний, чаще приятных. После пробуждения убежденность в реальности виденного во сне, его актуальность постепенно уменьшаются.
Аменция (от лат. amentia — бессмыслие) характеризуется состоянием спутанности сознания в силу острой потери способности синтеза восприятии образования причинно-следственных ассоциаций (инкогеренция, бессвязность мышления). Поведение определяется растерянностью с аффектом недоумения. Нарушены все виды ориентировки, а речь больного состоит из рывков воспоминаний. Амнезия после выздоровления полная, распространяю на весь период аменции. Аментивные состояния бывают после тяжелых травм мозга, при тяжелых и длительных заболеваниях, приводящих к истощению нервной системы (интоксикации, инфекции).
Тестовый контроль знаний
1. Относительно устойчивая совокупность всех представлений человека о самом себе, связанная с самооценкой, называется в психологии:
2. Грезоподобное нарушение сознания, сопровождающееся состояниями зачарованности или эйфории, называется:
3. Онейроидное помрачнение сознания представляет собой:
4. Особая форма психического отражения у человека, интегрирующая в себе все другие процессы, обеспечивая их взаимодействие, т.е. последовательность, непрерывность и целенаправленность их протекания.
5. В философии понятия «сознание» и «душа» рассматриваются как две основные разновидности бытия. В рамках какого философского направления душа является сущностью, началом любого предмета живой, а иногда и не живой природы, рассматривается как причина жизни, дыхания, познания.
7. Какие факторы стали решающими для формирования сознания.
8. Основные компоненты сознания.
9. Компонент сознания, способствующий познавательной деятельности, это
10.Какой этап бодрствования не связан с творчеством и не окрашен особыми эмоциями?
11.На каком этапе происходит переход ко сну на фоне внутреннего созерцания?
12. Периодическое функциональное психическое состояние со специфическими поведенческими проявлениями в сфере вегетативной и моторной, характеризуется значительной обездвиженностью и отключенностью от сенсорных воздействий внешнего мира.
13. Вид сна, сопровождающийся быстрыми низкоамплитудными колебаниями на энцефолограмме, атония антигравитационной мускулатуры, падет активность мышц шеи, появляется физические явления в виде быстрых движений глаз, подергивание мышц лица, конечностей, нарушается регулярность ритма дыхания и сердечной деятельности, поднимается артериальное давление.
14. В фазе этого сна наблюдаются тонические (стойкие)изменения вегетативных и моторных показателей, снижается тонус мускулатуры, замедляется активность дыхания, сердечной, пищеварительной и выделительной систем, сужаются зрачки, розовеет кожа.
15. Синхронизированный сон, без сновидений, со снижением вегетативного тонуса, фаза которого длится приблизительно 70 минут. В период этого сна могут появляться сомнамбулизм, сноговорение, ночные кошмары у детей, о которых после пробуждения не помнят.
16. Вид сна, сопровождающийся физическими явлениями в виде быстрых движений глаз, подергивание мышц лица, конечностей, нарушается регулярность ритма дыхания и сердечной деятельности, поднимается артериальное давление.
17. Этот сон наступает под влиянием словесного воздействия, сосредоточением внимания на монотонных раздражителях.
18. Тип сна, при котором бодрствование и сон приурочены к суточной смене дня и ночи.
19. Что не входит в структуру бессознательного?
20. Совокупность психических процессов, актов и состояний, обусловленных явлениями действительности, во влиянии которых субъект не отдает себе отчета.
21. Теория личности, личностной структуры развития, динамики и изменений личности, созданная Зигмундом Фрейдом.
22. Основатель психоаналитической теории, он утверждал, что поведение в большей степени подчиняется влиянию подсознательных сил (влечений).
24. При каком состоянии у больного наблюдается полное выключение сознания, однако сохраняются оборонительные и другие безусловные рефлексы.
25. Состояние выключенного сознания, при котором больного удается «растормошить» и он приходит на некоторое время в сознание. При отсутствии сильных стимулов извне больной снова погружается в спячку.
26. К количественным нарушениям сознания, характеризующихся нарушениями процессов активации, приводящим к снижению уровня бодрствования со своеобразным «выключением» сознания, относятся все нижеперечисленные состояния, за исключением:
27.Качественные нарушения сознания обусловлены расстройством сознания и его заполнением изнутри патологическим содержанием. К качественным нарушениям сознания относятся все перечисленные состояния, за исключением:
28.Состояние помраченного сознания, характеризующееся преобладанием у больных наплывов ярких сценоподобных истинных зрительных галлюцинаций.
29. Состояние, характеризующееся преобладанием у больных наплывов фантастических зрительных псевдогаллюцинаторных переживаний, напоминающих сновидения или грезы.
30. Состояние спутанности сознания в силу острой потери способности синтеза восприятий и образования причинно-следственных ассоциаций. Поведение определяется рассеянностью с эффектом недоумения, нарушены все виды ориентировки, а речь состоит из обрывков воспоминаний.