Что относится к базовым видам педагогической деятельности
Виды педагогической деятельности
Ни один человек, проживающий в обществе и имеющий социальные отношения, не может существовать, не ощутив на себе педагогического воздействия. Это жизненно необходимое и постоянно востребованное общественное явление, обусловленное закономерностями социального, культурного и цивилизационного становления человечества.
Что такое педагогическая деятельность
Педагогическая деятельность — это особый вид человеческих отношений, обеспечивающий процесс передачи жизненного опыта как духовного, так и практического от обучающего обучающемуся.
Это один из древнейших видов деятельности возникший ещё на заре человечества. Его появление было обусловлено необходимостью сохранить знания и умения рода и передать их новым поколениям. Однако как вид профессиональных занятий, имеющий определённые требования к реализации, она оформилась только с возникновением письменности, ставшей приоритетной формой закрепления знаний. В этот период сформировалась специальная группа людей, не только владеющая письменностью, но и способная обучить других этому уникальному способу сохранения и распространения культурных и социальных основ общества.
В узком, практическом, смысле педагогическая деятельность понимается как осознанно выбранная профессиональная практика некоторых членов общества, реализуемая в отношении учащихся школ и других учебных заведений, содержанием которой является их обучение, воспитание, образование и развитие, осуществляемое специальными педагогическими средствами и методами.
Важнейшей отличительной чертой педагогической деятельности является её совместная форма осуществления, предполагающая реализацию через обязательное донесение необходимых знаний педагогом до ученика. Такая работа не подразумевает одностороннюю трансляцию знаний без учёта их усвоения другой стороной. Её сущность именно в их переходе к обучающемуся и усвоении им. Таким образом, в этом виде деятельности осуществляется не только самореализация педагога, но и проводится работа над совершенствованием ученика: повышением уровня его знаний, умений, культурных и бытовых навыков, а также социализации и адаптации в обществе.
Какие виды педагогической деятельности существуют
Педагогическая деятельность способна успешно реализовываться только в целостном педагогическом процессе, добиваясь намеченных целей за счёт комплексного использования всех средств и способов донесения знаний до обучающегося, и применяя для этого разнообразные её виды.
Анализ практического использования этих видов позволяет говорить об их неразрывной взаимосвязи и взаимопроникновении и только для более углублённого изучения особенностей каждого из них, они рассматриваются изолированно. Тем не менее каждый вид педагогической деятельности обладает собственными специфическими чертами.
Выделяют семь основных видов педагогической деятельности.
Отмеченные особенности представленных видов педагогической деятельности позволяют говорить о том, что успешное развитие личности обучающихся способно осуществляться только при условии тесной взаимосвязи всех этих видов. Все они в том или ином объёме имеют место практике каждого педагога и являются обязательными условиями обеспечения полноценного учебно-воспитательного процесса.
Тест по педагогике для учителей и преподавателей общеобразовательных дисциплин
Тест по педагогике
для учителей и преподавателей общеобразовательных дисциплин
1. Основой объективной оценки уровня образования и квалификации выпускников образовательного учреждения является
· Государственный образовательный стандарт.
· Закон «Об образовании».
2. Источник учебной информации, раскрывающий в доступной для учащихся форме предусмотренное образовательными стандартами содержание – это:
3. Нормативной базой для создания общеобразовательными учреждениями Российской Федерации рабочих учебных планов с учетом специфики и условий их функционирования является:
· Закон «Об образовании».
· Национальная доктрина образования в РФ
· Базисный учебный план.
· Государственный образовательный стандарт.
5. Способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесс, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов, это
6. Устойчивые, объективные, существенные связи между сторонами педагогического процесса, социальными и педагогическими явлениями, на основе которых строится теория и методика воспитания и обучения, педагогическая практика. это
7. Фундаментальное основание педагогической деятельности, базирующееся на определенной концепции это:
8. Приоритетное развитие сферы образования на фоне других социально-экономических структур предполагает принцип:
· Принцип опережающего образования
9. Включение в содержание образования деятельностных компонентов — целеполагания, планирования, образовательных технологий, а также видов деятельности учащихся — исследований, дискуссий, конструирования и т. п. является отражением:
· Принципа структурного единства содержания образования на различных уровнях общности и на межпредметном уровне
· Принципа единства содержательной и процессуально-деятельностной сторон обучения
· Принципа доступности и природосообразности содержания образования.
· Принципа учета социальных условий и потребностей общества.
10. Необходимость обмена культурным опытом между поколениями составляет основу:
· Преобразующей функции педагогической деятельности
· Информационной функции педагогической деятельности
· Коммуникативной функции педагогической деятельности
· Демонстрационной функции педагогической деятельности
11. Требование эталонности действий педагога, транслирующего культурные образцы другим людям составляет основу:
· Преобразующей функции педагогической деятельности
· Информационной функции педагогической деятельности
· Коммуникативной функции педагогической деятельности
· Демонстрационной функции педагогической деятельности
12. Педагогическая поддержка относится к видам педагогической деятельности, называемым:
13. Педагогическая диагностика относится к видам педагогической деятельности, называемым:
14. Способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, направленной на решение задач образования– это:
15. Принцип, обеспечивающий единство общего, специального и дополнительного образования во всех видах образовательных институтов – это:
· Принцип вариативности образования
· Принцип опережающего образования
· Принцип полноты образования
16. Возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средств и методов с целью коррекции результатов это
· Эффективность педагогической технологии
· Воспроизводимость педагогической технологии
· Управляемость педагогической технологии
· Концептуальность педагогической технологии
17. Законосообразная педагогическая деятельность, реализующая научно-обоснованный проект дидактического процесса и обладающая высокой степенью эффективности, надежности, гарантированности результата – это
18. Принцип, указывающий на объективную необходимость приведения любой педагогической деятельности в соответствие с природой человека это:
· Принцип личностной ориентированности
19. Написание методических рекомендаций по организации и проведению деловых игр на уроках физики относится к группе педагогических задач, называемых:
20. Среди перечисленных видов педагогической деятельности к сервисным относится:
21. Среди перечисленных видов педагогической деятельности к базовым относится:
22. Средство, которое потенциально способно улучшить результаты образовательной системы при соответствующем использовании – это:
23. В классификации методов обучения словесные, наглядные и практические методы выделяют по:
· Ведущему источнику знаний.
· Характеру умственной деятельности учащихся.
· Ведущей дидактической цели.
24. Программно-методический комплекс «Информационная культура» как элемент содержания общего среднего образования относится к:
· Уровню общетеоретического представления
· Уровню учебного предмета
· Уровню учебного материала
· Уровню процесса обучения
25. Целенаправленное изменение, вносящее в среду внедрения новые стабильные элементы, вследствие чего происходит переход системы из одного состояния в другое – это:
26. Поставить в соответствие критерий правильности педагогического действия (успешность; технологичность; полезность; эффективность) и его сущность:
o Благодаря данному действию достижение цели облегчается либо становится возможным полезность
o Способность по результатам действия с высокой степенью вероятности произвести запланированное изменение технологичность
o Достижение всех указанных целей в наиболее оптимальном виде успешность
o Нужные результаты достигаются с наименьшими затратами эффективность
27. Поставить в соответствие вид компетентности педагогического работника (информационная; правовая; коммуникативная; профессиональная и его параметр:
· Умение формулировать учебные проблемы различными информационно-коммуникативными способами информационная
· Качество действий работника, обеспечивающих эффективное конструирование прямой и обратной связи с другим человеком коммуникативная
· Использование методических идей, новой литературы и иных источников информации в области компетенции и методик преподавания для построения современных занятий с обучающимися (воспитанниками, детьми профессиональная
· Качество действий работника, обеспечивающих эффективное использование в профессиональной деятельности законодательных и иных нормативных правовых документов органов власти для решения соответствующих профессиональных задач правовая
28. Поставить в соответствие название подхода к конструированию образовательных программ спиральный; линейный; концентрический) и его сущность:
· Возможно возвращения к одному и тому же материалу в разные периоды обучения, например через несколько лет, предусматривая усложнение и расширение его содержания; концентрический
· Не теряя из поля зрения исходную проблему, осуществляется расширение и углубление круга связанных с ней знаний спиральный
· Отдельные части (порции) учебного материала выстраиваются последовательно друг за другом без дублирования изучаемых тем в разные годы обучения линейный
29. Поставить в соответствие метод обучения систематизирующий; познавательный; преобразовательный; контрольный) и соответствующую ему дидактическую цель:
· Творческое применение умений и навыков преобразовательный
· Восприятие, осмысление, запоминание нового материала познавательный;
· Обобщение и систематизация знаний систематизирующий
· Выявление качества усвоения знаний, умений и навыков, их коррекция; контрольный
30. Поставить в соответствие функцию оценки (информационная; воспитательная; диагностическая; мотивационная) ее характеристику:
· Определение степени успешности ученика в освоении учебного материала диагностическая;
· Выявление причин образовательных результатов информационная
· Поощрение и стимулирование учебной деятельности мотивационная
· Формирование адекватной самооценки ученика воспитательная;
31. Поставить в соответствие методологическое требование к педагогической технологии (воспроизводимость; управляемость; концептуальность; эффективность) и его содержание:
· Оптимальность по затратам, гарантия достижения определенного уровня результатов эффективность
· Философское, психологическое, дидактическое и социально-психологическое обоснование достижения образовательных целей концептуальность
· Возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования образовательного процесса, диагностики, варьирования средств и методов с целью коррекции результата управляемость;
· Возможность применения педагогической технологии в других учреждениях, другими субъектами воспроизводимость;
32. Поставить в соответствие форме обучения (фронтальная; коллективная; групповая; индивидуальная) ее характеристику:
· Взаимодействие педагога с классом на основе разделения труда и принципа индивидуальной ответственности каждого за общий результат коллективная
· Взаимодействие учителя с одним учеником индивидуальная
· Работа педагога со всем классом в едином темпе с общими задачами фронтальная
· Организация совместной деятельности школьников на различных основаниях групповая;
33. Поставить в соответствие аспект содержания педагогической идеи (ценностно-смысловой; прогностический; деятельностный; социопрактический) и его сущность:
· Обобщенные характеристики субъектов педагогической деятельности, региональные и культурно-исторические характеристики, временные и пространственные возможности реализации идеи, социальные, педагогические, материальные и другие условия обучения и воспитания социопрактический
· Соотнесенность идеи с определенными установками, отдельных индивидов, групп людей (сообществ) или общества в целом, соответствие социокультурным нормам ценностно-смысловой
· Механизм управления функционированием и развитием идеи прогностический
· Способ реализации идеи в практике деятельностный;
34. Поставить в соответствие образовательный подход (герменевтический; личностно-ориентированный; деятельностный; социокультурный) и особенности его применения в образовательном процессе:
· Формирование личностных качеств учащихся в деятельности, адекватной природе данного качества деятельностный;
· Формирование «человека активного», субъекта действия; концентрация на основных ценностях социальных групп, наиболее значимых для определенного типа общества социокультурный
· Моделирование педагогических условий актуализации и развития опыта личности личностно—ориентированный;
· Создание условий вхождения в мир чувств другого человека, в текст, в ситуацию с целью понимания их исходного смысла герменевтический
35. Поставить в соответствие метод обучения (репродуктивный; проблемное изложение; объяснительно-иллюстративный; исследовательский) и особенности его реализации:
· Учитель сообщает информацию, ученики ее воспринимают объяснительно-иллюстративный
· Ученик выполняет действия по образцу учителя репродуктивный
· Учитель ставит перед детьми проблему и показывает путь ее решения; ученики следят за логикой решения проблемы, получают образец развертывания познания проблемное изложение
· Самостоятельная поисковая деятельность учащихся (практическая или теоретическая) исследовательский
36. Поставить в соответствие названию компоненты учебника (творческая; информативная; эмоционально-ценностная; репродуктивная) ее сущностную характеристику:
· Представлена с помощью вербального и символического изложения, а также иллюстрациями (лексика, факты, законы, методологические и оценочные знания) информативная ;
· Задается с помощью проблемного изложения, проблемных вопросов и задач творческая
· Отражает мировоззренческую, нравственную, практико-трудовую, идейную, эстетическую и другие направленности эмоционально-ценностная
· Ориентирует на общеучебные, предметно-познавательные и практические действия репродуктивная
37. Поставить в соответствие тип педагогического анализа (психологический; дидактический; методический; самоанализ) и его основную задачу:
· Изучение и оценка деятельности учителя и учащихся через предметное содержание методический
· Оценка представленности в уроке следующих категорий: цель, принципы, логика учебных материалов, логика процесса обучения, целесообразность применения средств обучения, активность учащихся и результативность дидактический ;
· Изучение стиля работы учителя, самочувствия учеников на всех этапах урока, уровня понимания и сформированности учебной деятельности психологический;
· Оценка конечного результата урока путем сравнения запланированного с осуществленным с учетом успехов и продвижения учащихся самоанализ
38. Поставить в соответствие тип педагогического опыта (передовой совершенствующий; передовой преобразующий; личный; массовый) и характеристику сооветствующего уровня профессиональной педагогической компетентности:
· Обладание основами профессии личный
· Ориентация на педагогический поиск в рамках усовершенствования отдельных компонентов педагогической системы передовой совершенствующий
· Владение высшими образцами известных в педагогической науке технологий, методик, приемов массовый
· Проектирование новых образовательных норм, ярко выраженное авторство во всех компонентах педагогической системы передовой преобразующий
39. Поставить в соответствие форму контроля образовательных результатов (текущий; периодический; итоговый; предварительный) и целевую ориентацию контроля:
· Определение и фиксация начального уровня подготовки ученика, имеющихся у него знаний, умений и навыков, связанных с предстоящей деятельностью предварительный
· Систематическая проверка и оценка образовательных результатов ученика по конкретным темам на отдельных занятиях текущий
· Диагностирование качества усвоения учеником основ и взаимосвязей изученного раздела, его личностных образовательных приращений по выделенным ранее направлениям периодический;
· Комплексная проверка образовательных результатов по всем ключевым целям и направлениям учебного процесса итоговый;
40. Поставить в соответствие основанию классификации (степень активности познавательной деятельности; логический подход; дидактическая цель; соотнесенность деятельности преподавателя и обучающихся) группу методов:
· Объяснительно-иллюстративный, проблемный, эвристический, исследовательский степень активности познавательной деятельности
· Индуктивные, дедуктивные, анализ, синтез логический подход
· Информирующий, формирование умений и навыков, закрепление ЗУНов, проверка ЗУНов дидактическая цель
· Информационно-обобщающий, исполнительский, объяснительно-побуждающий и частично-поисковый, побуждающий и поисковый соотнесенность деятельности преподавателя и обучающихся
41. Установить последовательность уровней содержания образования как педагогической модели социального опыта в логике перехода от теории к практике:
5. Уровень структуры личности ученика
1. Уровень общего теоретического представления.
4. Уровень процесса обучения
2. Уровень учебного предмета.
3. Уровень учебного материала
42. Установить последовательность методов обучения в логике возрастания степени самостоятельности обучающихся:
2. Репродуктивный метод
1. Информационно-рецептивный метод.
4. Частично-поисковый метод
3. Метод проблемного изложения
5. Исследовательский метод
43. Установить последовательность этапов организации проблемного обучения
2. Введение проблемной ситуации
1. Актуализация знаний и умений учащихся, требуемых для решения проблемной ситуации
3. Выдвижение гипотезы (проектируемого результата решения проблемы)
4. Проверка произведенного решения
44. Установить последовательность уровней представления содержания образования в порядке его внешнего проявления
1. Концепция содержания образования.
4. Содержание циклов учебных курсов
2. Содержание образования по ступеням и отраслям образования
3. Содержание учебного курса.
45. Установить правильную последовательность шагов работы с информацией в ходе анализа образовательного процесса:
2. Выработка, формулирование и принятие общих, согласованных норм и критериев оценки образовательного процесса в целом и его анализируемых элементов
1. Формулирование запроса на необходимую информацию
5. Самоанализ и самооценка результатов и хода аналитического обследования
4. Обобщение и резюмирование полученных результатов, их самооценка, подготовка выводов для принятия решений об изменениях в образовательном процессе.
46. Установить последовательность этапов тематического планирования учебных занятий:
3. Распределение общего количества годовых учебных часов по разделам и темам курса
1. Изучение образовательной программы учебного курса
2. Определение основных блоков тематического плана.
5. Окончательная компоновка и оформление годового тематического плана
4. Планирование учебных занятий внутри каждого блока учебного курса
47. Установить последовательность стадий инновационного процесса:
2. Выявление потребности в изменениях субъектов образовательного процесса
1. Выявление необходимости изменений на участках образовательного процесса
3. Разработка способов решения проблем (проектирование новшества)
5. Перевод новшества в режим постоянного использования
4. Внедрение и распространение новшества
48. Установить последовательность элементов структуры творческого урока
2. Создание образовательной ситуации, мотивирующей учащихся к творческой деятельности
1. Выявление личного опыта и отношений учащихся касательно изучаемого объекта
3. Выполнение творческой работы лично каждым учащимся (группой учащихся)
5. Рефлексия собственных действий по решению творческой задачи
4. Демонстрация результатов творческой деятельности, систематизация образовательных продуктов учащихся, их сопоставление с культурно-историческими аналогами
49. Установить последовательность элементов выступления учителя с самоанализом урока
2. Содержательная характеристика темы урока
3. Обоснование целей урока, выбора его типа и структуры
1. Краткая характеристика класса, выделение групп учащихся с различным уровнем овладения программным материалом
4. Выделение главного этапа урока и его полный анализ, исходя из реальных результатов обучения на уроке.
5. Оценка успешности достижения целей урока, обоснование показателей реального результата и определение перспектив совершенствования своей деятельности
50. Установить последовательность этапов обобщения передового педагогического опыта
1. Организационный этап
3. Накопление и обработка фактического материала
4. Оценка фактического материала и принятие решений
2. Теоретический поиск
5. Пропаганда, распространение, внедрение опыта