Что относится к базовым цифровым компетенциям умение пользоваться
Цифровая грамотность и какие базовые компетенции она предполагает
Цифровая грамотность и какие базовые компетенции она предполагает
Новый этап развития человечества с построением глобального цифрового пространства требует знания информационно-цифровой грамотности от каждого члена общества. Для развития информационного общества важнейшим направлением является цифровая грамотность. Программа ЮНЕСКО «Информация для всех» (IFAP) определяет цифровую грамотность как важнейший жизненный навык. Понятие включает в себя не только умение пользоваться компьютерными технологиями, а также развитие навыков находить, получать, выбирать, использовать информацию в самообразовательных, исследовательских и коммуникативных целях.
Невозможно представить в наше время школу, в которой бы не использовались ресурсы ИКТ для решения базовых вопросов формирования цифровой грамотности и внедрения её в курсы других предметов с целью эффективности обучения.
Базовые компетенции цифровой грамотности включают:
Успешность обучения определяется лёгким и быстрым доступом к информации по сравнению с бумажными источниками.
Умение управлять информацией в учебной деятельности и в жизненных ситуациях помогает учащимся коммуникации в информационных средах и работе в сетях.
Роль учителя оценивать и учить использовать нужную информацию, «отделять зёрна от плевел».
Наиболее важна цифровая грамотность для будущих пользователей ИКТ, профессионального электронного бизнеса и специалистов в области ИКТ. Соотношение общих компонентов цифровой грамотности с базовыми компетенциями:
— доступ к информации определяется как распознавание необходимого из множества предлагаемых источников материала, умение оценить и выбрать адекватную, актуальную, качественную и эффективную информацию требует особого умения и навыков, которые определяют цифровую грамотность, ориентирующуюся на другие виды грамотности;
а) навык обобщать, суммировать, сравнивать, выявлять противоречивость информационных источников,
б) навык решения технических задач при одновременной обработке разных источников и др.
в) умение сравнивать и сочетать между собой тексты, таблицы и иллюстрации, для чего необходима визуальная и вербальная грамотность
г) преимущество различных учебных предметов с применением ИКТ, которое отражается на качестве обучения и направлены на межпредметный подход.
— создание новых знаний, информационных технологий путём формирования исследовательских, творческих навыков;
— коммуникации в цифровой среде предоставляют огромную возможность быстрой передачи информации для большей аудитории, поддерживая другие виды грамотности в различных социокультурных связях.
Цифровая грамотность педагога заключается не только в совершенных приёмах владения компьютерными технологиями, но и в умении эффективно использовать ИКТ в учебной деятельности, в дальнейшем профессиональном развитии. Не всегда получается у учителей, часто имеющих большой стаж работы, использовать ИТК для совершенствования передачи знаний ученикам. Мешает убеждённость, что традиционные методы обучения продуктивнее внедрения цифровых технологий в программу предмета. Пример в таких случаях могут продемонстрировать молодые учителя, которые выросли в цифровую эпоху.
Современные стратегии интеграции ИКТ в образовательный и воспитательный процесс.
Сегодня информатизация школы связана не только с оснащением компьютерными технологиями. Важное место занимает система интеграции ИКТ в образовательный и воспитательный процесс. Для этой цели используются различные современные модели в рамках урока и дополнительного образования:
— веб-серфинг, как один из распространённых методов обучения, помогает учащимся знакомиться с содержанием сайтов, учит перемещению по гиперссылкам.
Проект CyberGuide предлагает выполнить различные задания, связанные с исследованием литературных произведений. Задания, соответствующие стандартам образования, предоставляются через Интернет с инструкцией для учителя и ученика.
— мультимедийные презентации учат работать с такими технологиями как тексты, видео, графика, звук и анимация. Творческий аспект работы: планирование, проектирование и создание презентаций, а также подача готового продукта, делает этот проект наиболее популярным среди обучающихся. К мультимедийным презентациям относятся:
а) разработка сайтов в Интернете;
б) участие в развитии гипермедийной структуры
г) компьютерные презентации с использованием мультимедиа
д) съёмка и монтаж видеофильма.
— Дистанционная проектная деятельность (Telecomputing)помогает педагогам и учащимся непосредственно через Интернет передавать опыт деятельности в разных школах, участвовать в онлайн-конференциях, делиться результатами творческой деятельности, искать общие решения назревших проблем и т.д.
— Онлайн-дискуссии с помощью интернет-каналов позволяют обмениваться информацией в реальном времени.
Все перечисленные внедрения ИКТ в образование зависят от уровня оснащения, технических специалистов и творческого подхода педагогов. Интересным и полезным с образовательной и воспитательной точки зрения является участие в межнациональных и международных проектах, с помощью которых можно узнать много нового о культуре разных народов, совершенствовать знание иностранных языков и т.д.
Наиболее эффективные стратегии ИКТ в практике начального образования
Внедрение современных стратегий ИКТ в практику начального образования позволяет научить младших школьников:
— выполнять проектные задания к урокам начальной школы
— создавать небольшие презентации с использованием фотографий, иллюстраций, анимации.
— осваивать приёмы компьютерной графики для создания рисунков, различных конструкций, моделей.
— нахождению нужной информации в Интернете с помощью учителя и родителей. Проект WebQuest (http://webquest.org/) с успехом можно использовать для этих целей.
Обучение младших школьников основам возможностей ИТК может проходить факультативно и частично на уроках по основным предметам.
Мой опыт показывает, что учащиеся начальной школы лучше воспринимают и усваивают материал, когда учитель использует цифровые технологии: презентации к теме урока или видеоматериал, например, на уроке изобразительного искусства «Как из бумаги сделать розу» и др. Визуальное наблюдение, яркие иллюстрации, музыкальное сопровождение активизируют познавательную деятельность ребёнка, его творческую активность и желание самому узнать и овладеть приёмами работы в занимательном и интересном мире ИКТ.
Для младшего школьного возраста целесообразно использовать многочисленные программы цифровых образовательных ресурсов, представленные на информационных порталах, рекомендованные Министерством образования РФ: компьютерные азбуки и буквари, учебники с иллюстрациями, архивы презентаций и многое другое.
Менеджер 2.0: что важно знать и уметь руководителю цифровой эпохи
Что считать ключевыми цифровыми компетенциями менеджера сегодня и завтра? Есть ли у менеджеров без базового технического образования шанс на лидерство в цифровой экономике? Как должны измениться российские бизнес-школы для успешного развития цифровых компетенций менеджеров? Эти и другие вопросы обсудили эксперты в ходе онлайн-заседания комиссии по образованию Ассоциации менеджеров России под председательством первого проректора, декана Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ Валерия Катькало.
Эпидемия коронавируса ускорила начавшиеся ранее процессы цифровизации бизнеса и увеличила спрос на соответствующие компетенции менеджеров, отметил первый заместитель исполнительного директора Ассоциации менеджеров России (АМР) Вадим Ковалев, открывая состоявшуюся на днях дискуссию «Цифровые компетенции менеджеров: как их успешно развивать во взаимодействии университетам и компаниям?».
Модератор дискуссии Валерий Катькало в свою очередь подчеркнул, что пандемия привлекла внимание к цифровым компетенциям, сформировала необходимость в этих навыках и цифровой грамотности и устранила иллюзии, что можно обойтись без них. При этом пандемия продемонстрировала и проблему понимания цифровых компетенций, поскольку сегодня мир очень динамично меняется.
Представители бизнеса, участвовавшие в дискуссии, рассказали о том, как развиваются цифровые компетенции менеджеров в их компаниях, а также о том, какими навыками должен обладать современный управленец. Так, руководитель академии технологий и данных Сбербанка Дмитрий Зубцов сообщил, что в Сбере набор цифровых компетенций для менеджеров постоянно обновляется в соответствии с текущей ситуацией. Сейчас их обучают работе с данными, кибербезопасности, основам программирования (Python) и развитию продуктов.
Директор по связям с университетами Mail.Ru Group Сергей Марданов рассказал, что команды внутри компании сами выбирают технологии и среды, подходящие для их задач, и в каждом департаменте к сотрудникам могут выдвигаться разные требования. Программирование и работа с данными становятся базовым навыком менеджера, наравне с владением MS Office. Необходимо понимать принцип работы специалистов в цифровой сфере для коммуникации с сотрудниками.
По мнению вице-президента компании ЛАНИТ Владимира Вертоградова, в менеджерах важен в первую очередь широкий кругозор и умение учиться новому и погружаться в проблемы. Поэтому soft skills для сотрудников остаются в приоритете, поскольку их не заменит искусственный интеллект.
Вице-президент по кадровой политике «Норникеля» Дарья Крячкова сообщила, что в компании начато обучение персонала «Норникеля» современным цифровым навыкам, а от специалистов цифровой лаборатории требуется понимание производственных процессов. Процесс обучения, считает она, не может быть быстрым. Для менеджера умение грамотно ставить задачи команде и понимание технических возможностей не менее важно, чем цифровые навыки. Тема трудностей в подборе кадров требует серьезного мозгового штурма, говорит Дарья Крячкова. Если бы все было хорошо с MBA и высшим образованием, не было бы необходимости в корпоративных университетах и учебных центрах, которые созданы во многих крупных компаниях. Она рассказала, что «Норникель» сам организует программы обучения и сотрудничает с бизнес-школами, чтобы привлечь сильных тренеров, практиков и мировых экспертов. Разрыв между бизнесом и образованием велик о нем много говорят, но радикальных изменений при этом нет.
Эксперты, представлявшие университеты, поддержали озвученные тренды развития цифровых компетенций менеджеров. Цифровые компетенции сочетают soft skills, необходимые для любой сферы деятельности, и специализированные hard skills, считает первый заместитель декана Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ Дмитрий Волков. По его мнению, цифровые компетенции имеют несколько уровней, в частности, цифровую грамотность как умение выживать и чувствовать себя комфортно в новом мире.
Цифровые навыки придают новое качество профессиональным компетенциям в любой сфере, преобразуют многие профессии. При подготовке управленцев следует обращать внимание на умение работать с информацией, структурировать ее и принимать решения на основе информации, сконцентрированной в данных
Первый заместитель директора Высшей школы менеджмента СПбГУ Константин Кротов назвал ключевыми компетенциями критическое мышление, аналитические навыки и умение работать с данными. Он сообщил, что в ВШМ недавно открыта программа бизнес-информатики, где один из курсов – программирование Python. Важным конкурентным преимуществом для менеджеров он считает умение учиться всю жизнь.
Валерий Катькало задал участникам дискуссии вопрос, может ли менеджер без базового технического образования претендовать на лидерские позиции. По мнению Сергея Марданова, «технарям» проще управлять техническими командами, чаще всего менеджеры вырастают из них. Но на управляющие позиции приходят и люди с менеджерскими специальностями, часть которых самостоятельно повышали квалификацию в IT. Базовые технические навыки необходимы для понимания процессов и задач, но образование иногда не соответствует реальности, и практика вынуждает пересматривать полученные знания, в свою очередь полагает Владимир Ветроградов.
Дарья Крячкова считает, что ситуация зависит от требований работодателей и целей компании при найме управленцев. Поэтому практический опыт часто более важен, чем образование. Университеты должны поспевать за требованиями бизнеса и включать во все образовательные программы дисциплины, связанные с технологиями, чтобы сократить разрыв на рынке труда во владении цифровыми навыками. Дмитрий Зубцов рассказал, что в Сбербанке есть специальная программа обучения менеджеров высшего звена Python и Data Science, позволяющая им стать квалифицированными заказчиками и управленцами технологическими проектами.
На заседании также обсудили то, как должны меняться бизнес-школы и университеты, чтобы соответствовать запросу на цифровые компетенции. По мнению Константина Кротова, они должны меняться как можно скорее, но мотивации на такие изменения недостаточна у большинства бизнес-школ и университетов потому, что радикального снижения спроса на традиционные программы не предвидится, а изменения всегда рискованны. Он считает, что на рынке труда недостаточно работодателей, которые трудоустраивают менеджеров с цифровыми компетенциями, а в нашей экономике велика доля традиционных компаний.
Дмитрий Волков считает, что назрел вопрос о радикальных изменениях связей между образовательными учреждениями, работодателями, рынком труда. Важно создать единую систему, объединяющую работодателя и университет/бизнес-школы. Они должны превращаться в центры модерации и упаковки новых знаний и компетенций, которыми обладает бизнес, и готовить обучающихся так, чтобы те понимали, где будут работать. По его мнению, ключевым должно стать новое качество взаимосвязи с работодателями, они должны участвовать во всех этапах образовательного процесса. Кроме того, он полагает, что необходимо относиться к университетам и бизнес-школам как к бизнесу. Нужно найти новые способы управления и бизнес-модели в образовании, основанные на более эффективном взаимодействии с работодателями.
Образовательные программы будут ближе к рынку, если бизнес примет участие в управлении этими программами, заметил Валерий Катькало. Он рассказал, что в Высшей школе бизнеса ВШЭ все академические советы образовательных программ теперь возглавляют только бизнес-лидеры, представляющие ведущие компании.
Мы исходим из образа выпускника и существующей потребности в этом образе. Это лучше всего будут знать ведущие работодатели. Это непростой сдвиг, но это один из оправдавших себя инструментов
Владимир Ветроградов рассказал, что его компания испытывает трудности в подборе кадров, отметив, что сейчас найти хороших стажеров-бакалавров – большая сложность. «Ни бренд вуза, ни специальность не характеризуют их. Мы берем стажеров большими потоками и отсеиваем неподходящих. Я не думаю, что это можно быстро найти на уровне вуза», – считает он. По его мнению, работодателям интереснее хорошие краткосрочные программы повышения квалификации, которые вели бы практики. Это может стать идеей для изменений ведущих университетов.
Сергей Марданов сообщил, что «квази-университеты» Mail.ru Group уже зарабатывают на рынке миллиарды рублей, а в будущем могут выйти на триллионы. Компания не только развивает образование, но и предоставляет свои технологии бизнес-школам. Стыковка между бизнес-школой и современными онлайн-образовательными платформами, считает он, может быть сильнее, если обе стороны понимают свою выгоду.
Продуктивнее учить не студентов, а преподавателей, поскольку это сближает университет с индустрией, преподаватели лучше понимают, чему учить, рассуждает Дмитрий Зубцов. Этим летом Сбербанк объявил программу, куда отобрал 760 преподавателей из 3000 заявок. «Их разбили по направлениям и каждую группу отдельно прокачивали и онлайн-курсами, и интенсивами. В результате преподаватели в качестве выпускной работы рассказывали, как они будут применять полученные знания в практике преподавания», – сказал Зубцов. Так компания доносит свои знания и методики до студентов.
Полностью посмотреть заседание комиссии по образованию АМР можно здесь.
Что относится к базовым цифровым компетенциям умение пользоваться
Аналитический отчет
АНО ДПО «Корпоративный университет Сбербанка»
«ОБУЧЕНИЕ ЦИФРОВЫМ НАВЫКАМ: ГЛОБАЛЬНЫЕ ВЫЗОВЫ И ПЕРЕДОВЫЕ ПРАКТИКИ»
представляем саммери первой части аналитического отчета
ОБУЧЕНИЕ ЦИФРОВЫМ НАВЫКАМ:
Модели цифровых компетенций
Пилотный вариант данного отчета был представлен на III Международной
конференции «Больше чем обучение», которую Корпоративный университет
Сбербанка провел 26 октября 2018 г. совместно с Европейским фондом разви-
тия менеджмента (EFMD) при участии Благотворительного фонда Сбербанка
«Вклад в будущее», и которая в этот раз была посвящена теме «Как развивать
Более 700 экспертов из 13 стран приехали в кампус
Корпоративного университета Сбербанка в Истринском районе Подмосковья,
чтобы очно принять участие в конференции, и более 10 000 человек следили
за работой ее пленарных и секционных заседаний и участвовали в них дис-
Среди участников конференции были руководители крупнейших
российских и зарубежных компаний и корпоративных университетов, ректоры
ведущих университетов и бизнес-школ, а также мировые эксперты в образова-
нии, представители общеобразовательных школ и организаций дополнитель-
ного профессионального образования»
В ходе дискуссий на этой конференции ведущие мировые и российские экс-
перты в сферах образования и развития человеческого капитала в центр
внимания поставили следующие вопросы:
• модели компетенций для цифровой экономики в контексте непрерывного
• новая роль преподавателей в обучении цифровым навыкам;
• подготовка ИТ-профессионалов в области новых цифровых технологий;
• инновационные модели образования и передовые образовательные
• оптимальный баланс цифровых, профессиональных и «мягких» навыков.
Особенностью подхода является фокус на поиске инновационных
решений для новых вызовов, возникающих сегодня перед традиционными
Очевидно, что традиционная модель образования, направленная лишь на по-
лучение знаний, безнадежно устарела. Необходима трансформация самой
парадигмы образования и пересмотр существующих подходов и моделей
обучения, направленных на развитие навыков общей цифровой грамотности,
социальных и эмоциональных навыков для успеха в новом цифровом мире.
Мы предлагаем комплексное понимание цифровых навыков и подробно
разбираем их различные аспекты — нам представляется важным сразу
определиться с понятийным аппаратом проблематики развития цифровых
навыков, поскольку в имеющейся профильной литературе еще много
неустоявшихся терминов, а порой туманных и противоречивых толкований.
Мы рассмотрели процесс обучения с позиций принципа непрерывного обуче-
ния (lifelong learning) и описали новые образовательные решения, затрагива-
ющие все форматы обучения, как очные, так и дистанционные, виртуальные
и интерактивные. Именно интеграция новых технологий в уже сложившиеся
обучающие практики становится залогом успеха в цифровом образователь-
ном мире. Описанный нами опыт применения современных моделей обучения
в различных типах организаций, в том числе в таких поистине инновационных,
как École 42, является тому подтверждением.
Другим важным методом при подготовке отчета было изучение опыта по-
строения инновационных моделей обучения в России и в мире — например,
в компаниях Google, IBM, «Яндекс», и в таких известных своим новаторством
образовательных институциях, как École 42/Школе 21, Национальном исследо-
вательском университете «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ) и Корпора-
тивном университете Сбербанка.
Цифровая грамотность,
цифровые компетенции и цифровые навыки
Цифровая грамотность (digital fluency) определяется набором знаний и
умений, которые необходимы для безопасного и эффективного использования
лежат цифровые компетенции (digital competencies) —
— способность решать разнообразные задачи в области использования
информационно-коммуникационных технологий (ИКТ):
— использовать и создавать контент при помощи цифровых технологий,
включая поиск и обмен информацией, ответы на вопросы, взаимодействие с
Европейская комиссия в своем определении цифровой компетентности (digital
competency), подготовленном в рамках Плана действий по развитию
цифрового образования (DEAP), подчеркивает важность осознанного и
ответственного использования цифровых технологий в обучении, на работе,
в общественной жизни
Цифровая компетентность должна включать способность к цифровому
сотрудничеству, обеспечению безопасности и решению проблем.
Цифровая грамотность включает личностные, технические и интеллектуаль-
ные (цифровые) навыки, которые необходимы для того, чтобы жить в цифровом
Под цифровыми навыками (digital skills) мы будем понимать
устоявшиеся, доведенные до автоматизма модели поведения, основанные
на знаниях и умениях в области использования цифровых устройств, комму-
никационных приложений и сетей для доступа к информации и управления
ей. Цифровые навыки позволяют людям создавать и обмениваться цифровым
контентом, коммуницировать и решать проблемы для эффективной и творче-
ской самореализации в обучении, работе и социальной деятельности в целом.
Но уже сейчас понятно, что значительное количество сотрудников с цифровы-
ми компетенциями на разных уровнях в компании обеспечит ей конкурентное
преимущество. В корпоративном мире выделяются компании — «цифровые
чемпионы», в которых уровень владения цифровыми навыками у сотрудников
ализированных сотрудников, чья работа связана с ИКТ, но и всего персонала
компании, и его менеджмента в первую очередь. Такие компании более эффек-
тивны в своей деятельности, в частности в связи с:
• применением более эффективных бизнес-моделей, адекватных
изменившимся потребностям цифрового мира;
• более коротким временем вывода на рынок товаров и услуг, использованием
цифрового маркетинга и приемов компаний-стартапов;
• эффективной структурой затрат благодаря использованию технологических
• высоким качеством цифровых продуктов, которое обеспечивают инвестиции
в цифровые таланты;
• высоким уровнем удовлетворенности потребителей качеством продуктов
• благодаря персонализированным предложениям и индивидуальному
Деятельность EC в области развития цифровых навыков населения опирается
на Европейскую модель цифровых компетенций для образования (EU Digital
Competence Framework for Educators)
Цифровые навыки, лежащие в основе цифровых компетенций, можно условно
поделить на пользовательские и профессиональные Пользовательские
навыки, в свою очередь, включают базовые и производные.
Пользовательские цифровые навыки:
1.1. Базовые цифровые навыки связаны с функциональной грамотностью
в использовании электронных устройств и приложений. Они необходимы для
получения доступа и использования цифровых устройств и онлайн-серви-
сов — критически важны для каждого человека. К ним можно отнести умение
работать с различными техническими устройствами, файлами, Интернетом,
онлайн-сервисами, приложениями. Сюда же можно включить психомоторные
навыки, например, умение печатать на клавиатуре (развитие мелкой мотори-
ки) или работу с сенсорными экранами (развитие жестикуляции).
1.2. Производные цифровые навыки связаны с умением осознанно применять
цифровые технологии в релевантном контексте в быту и на рабочем месте.
Овладение такими навыками нацелено на эффективное и осмысленное ис-
пользование цифровых технологий и получение практических результатов.
Здесь важны творческие навыки для работы в онлайн-приложениях и цифро-
вых сервисах (социальных сетях, мессенджерах, информационных порталах),
способность создавать цифровой контент и в целом умение работать с инфор-
мацией — собирать, структурировать, проверять на достоверность, хранить
2. Специализированные профессиональные цифровые навыки, связанные
с регулярным решением сложных профессиональных задач в цифровой сре-
де — навыки, лежащие в основе высокотехнологичных профессий (програм-
мисты, разработчики, web-дизайнеры, аналитики больших данных и т.д.). Для
их освоения необходимо получить специальное образование. Сюда можно
включить также умение работать в команде, креативность, критическое мыш-