Что относится к барьерам понимания
Барьеры понимания.
В психологии выделяется четыре уровня непонимания.
Фонетическое непонимание появляется в результате использования непонятного языка, невыразительной речи, речи-скороговорки или речи с большим количеством звуков-паразитов (гм-м, э-э. ). Неполное понимание возникает из-за невнятной речи, плохой дикции и речи с дефектами. Поэтому, чтобы быть правильно понятым, надо учиться говорить внятно, разборчиво, достаточно громко и избегать скороговорки. Например, быстрая или медленная речь людьми воспринимается по-разному: это зависит от возраста, образования, индивидуальных особенностей. Так, пожилые люди поймут хуже быструю речь, а молодые — медленную.
Семантические барьеры понимания связаны с многозначностью слов любого языка, когда участники общения используют различные значения слов, имеющие иной смысл.
Использование жаргона, «тайного языка» также приводит к возникновению семантического барьера. Кроме этого существует множество специальных профессиональных терминов, которых непрофессионал не поймет.
Стилистический барьер понимания возникает при несоответствии стиля речи говорящего и ситуации общения или стиля речи и состояния того, кто в данный момент слушает. В этом плане поучительна история с иностранцем, который выучил несколько фраз и применил их, но был избит и изгнан. Произошло это потому, что он перепутал слова, которые выражают соболезнования, со словами, которыми желают счастья на свадьбе.
Логический барьер понимания возникает в тех случаях, когда логика рассуждения говорящего либо слишком сложна для понимания слушающего, либо кажется ему неверной, либо противоречит присущей ему манере доказательств. Каждый человек живет и действует по своей логике, поэтому при отсутствии представления о логике партнера по общению «срабатывает» барьер непонимания. Ведь не секрет, что существует «детская», «женская», «мужская» логика, влияющая на процесс общения. Преодолеть логические барьеры непонимания можно при помощи правильных аргументов.
Барьеры социально-культурного различия основаны на социальных, политических, религиозных и профессиональных различиях, которые приводят к отличиям в интерпретации тех или иных понятий, употребляемых в процессе общения. Так, например, известная поговорка «сытый голодного не разумеет» характеризует социальное различие. Иногда препятствием в общении может быть профессия, пол и возраст партнера. Психологи доказали, что барьер общения тем меньше, чем выше авторитетность говорящего в глазах слушающего. Иначе говоря, чем выше авторитет, чем легче происходит усвоение предлагаемого сообщения. Пословица «яйца курицу не учат» показывает отношение к партнеру, не имеющему авторитета у собеседника, т. е. он не авторитет, его можно не слушать.
Барьер отношения связан с неприязненным отношением к партнеру, с недоверием к говорящему, которые «переносятся» на получаемую информацию.
Невербальные средства общения дополняют речевое общение. Психологами установлено, что от 60 до 80 % информации человек получает за счет невербальных (неречевых) средств общения. Выделяются следующие виды невербальных средств общения:
1. Кинесика изучает внешние проявления человека, включающие в себя: мимику (движение мышц лица), пантомимику (движение тела — осанка, походка, позы), жесты и взгляд.
2. Экстралингвистика исследует речевые паузы, кашель, плач, смех, а паралингвистика — громкость, тембр, ритм, высоту звука.
3. Такесика изучает прикосновения в процессе общения (рукопожатие, поцелуй, дотрагивание и пр.).
4. Проксемика исследует расположение людей в пространстве при общении (расстояние до собеседника, персональное пространство и т.п.).
Количество и качество невербальных сигналов зависит от возраста человека, например, у детей невербальные сигналы читаются легче, чем у взрослых. Кроме того, на них влияет пол, тип темперамента, социальный статус, национальность. Так, по данным английского психолога, на протяжении часового разговора финн прибегает к жестикуляции один раз, итальянец — 80, француз — 120, мексиканец — 180 раз.
От принадлежности человека к той или иной культуре зависит значение одного и того же жеста. Например, «большой палец правой руки, опущенный вниз» у англичан означает неодобрение, у римлян — наказание, а у русских такой жест отсутствует. Покачивание головой из стороны в сторону у русских означает «нет», у болгар — «да». Для правильной трактовки невербального общения специалисты рекомендуют руководствоваться следующими правилами:
• «читать» следует не отдельные жесты (они, как и некоторые слова, могут иметь несколько значений), а их совокупность;
• жесты следует трактовать в контексте их проявлений («руки скрещены на груди» — при общении этот жест выражает недоверие, закрытость; при холодной морозной погоде человек со скрещенными руками попросту замерз);
• необходимо учитывать национальные особенности;
• при «прочтении» жестов не следует приписывать свой опыт и свое состояние другому человеку;
• необходимо помнить о формально-ролевом общении (см. разд. 2.2), т.е. если человек играет роль высокомерного, то и жесты будет использовать соответствующие;
• нужно учитывать факторы здоровья: к примеру, у близоруких людей зрачки всегда расширены, у дальнозорких — сужены.
Мимика тесно связана с эмоциями и позволяет человеку догадаться о переживаемых собеседником чувствах радости, печали, напряжения или покоя. Мимика помогает человеку передавать настроение, отношение к тому, о чем он говорит; радость, гнев, печаль — самые распространенные эмоциональные состояния лица. При выражении радости мускулы лица приходят в движение, и все черты лица кажутся приподнятыми кверху. Носогубные складки резко изменяют форму, дугообразно расходясь от крыльев носа сначала кверху, а потом вниз. Уголки губ оттягиваются назад и кверху, щеки также поднимаются вверх, образуя под глазами, у наружных углов мелкие морщины. Брови принимают изогнутый вид. Чувство гнева выражается в мимике нахмуриванием лба, брови сдвигаются. В межбровном пространстве появляются вертикальные складки, губы при этом плотно сжаты.
Выражение лица играет важную роль в общении, обеспечивая эмоциональный контакт между собеседниками. Немецкий писатель, литературный, театральный критик Георг Кристоф Лихтенберг (1742—1799) отмечал, что самая замечательная для нас поверхность на земле, — это человеческое лицо. Выражение лица очень сильно зависит от движения губ. Плотно сжатые губы выдают внутреннее напряжение, расслабленные «говорят» о мягкости и открытости.
Улыбкаявляется универсальным средством невербального общения. Первоначально улыбка была символом угрозы, но в наше время означает потребность в одобрении, доброжелательность. Некоторые психологи придерживаются мнения, что человек улыбается не только потому, что рад чему-либо, но и потому, что улыбка помогает чувствовать уверенность и быть счастливее. Возможно, эта точка зрения спорная, но все же при встрече улыбка снимает настороженность первых минут, способствует спокойному, уверенному общению и создает положительный настрой. Улыбка украшает человека, выражает радость встречи, говорит о расположении и дружелюбии партнера по общению. Психологи рекомендуют слова приветствия и благодарности сопровождать улыбкой.
Люди улыбаются по-разному; существуют дружелюбная, ироничная, заискивающая, презрительная, насмешливая и другие виды улыбок. При общении с собеседником всегда надо помнить, что улыбка должна выражать дружеское расположение. Улыбка, при которой немного обнажается верхний ряд зубов, выражает большее дружеское расположение, чем обычная улыбка. Однако такую открытую улыбку специалисты не рекомендуют использовать при первой встрече, так как она может породить недоверие. Широкая улыбка, когда рот приоткрыт и обнажены оба ряда зубов, не используется при знакомстве, она характерна при шутках между друзьями.
Американцы любят повторять: «улыбайтесь». Однако следуя этому принципу, помните, что улыбка должна соответствовать ситуации и не должна вызывать раздражение собеседника.
Взгляд— это первый шаг на пути к собеседнику. Взгляд очень красноречив и выражает самые различные чувства и состояния. Он может быть жестким, колючим, добрым, радостным, открытым, враждебным, ласковым, вопрошающим, блуждающим, застывшим и т.д.
Взгляд выражает отношение к собеседнику, люди смотрят друг на друга от 30 до 60 % времени беседы. Зрительный контакт помогает регулировать разговор. Когда человек говорит, он обычно реже смотрит на собеседника, чем когда он его слушает. Если говорящий переводит взгляд с партнера на что-то другое и обратно, это означает, что он еще не закончил говорить. Если мысль говорящего закончена, то он, как правило, смотрит в глаза собеседника, как бы сообщая: «Я все сказал, слово за вами». Взгляд в сторону или искоса воспринимается как выражение подозрения и сомнения.
Больше всего нас раздражают люди, которые во время разговора опускают веки. Таким способом человек пытается убрать вас из поля своего зрения, потому что вы ему надоели, стали неинтересными, или он выражает чувство превосходства над вами (в сочетании с откинутой назад головой).
Зрительный контакт зависит от дистанции между собеседниками. Мы больше смотрим на говорящего, когда он находится на некотором расстоянии, и избегаем зрительных контактов, когда он находится вблизи. Чем ближе находится собеседник, тем меньше нужно смотреть ему прямо в глаза, чтобы не вызвать у него неприятного чувства.
Статистики подсчитали, что в произведениях Л.Н.Толстого (1828— 1910) описано восемьдесят пять оттенков выражения глаз и девяносто семь оттенков улыбки.
Мимические выражения лица можно сознательно контролировать для того, чтобы «скрыть» информацию о психологическом состоянии. Поэтому в общении важно знать, какую информацию можно получить, если наблюдать за телом человека, за его движениями.
Жесты.В беседе мы часто сопровождаем слова действиями, в которых главную роль играют руки, причем даже простое рукопожатие несет информацию о собеседнике. Например, рука для рукопожатия, поданная ладонью вниз, как правило, означает превосходство партнера, рука, поданная ладонью вверх, — согласие на подчинение, а рука поданная вертикально, — партнерское рукопожатие. Каждый жест человека подобен слову в языке, он неразрывно связан с ходом мысли и с движением чувств человека.
Для определения понимания информации в психологии используют механизм обратной связи,который проявляется в том, что в процессе обмена информацией она помимо своего первоначального содержания несет сведения о том, как собеседники воспринимают и оценивают поведение друг друга. Обратная связь подразумевает наблюдение за партнером по общению и оценку его реакций, а также последующее изменение в соответствии с этим собственного поведения.
В общении специалиста любого профиля с клиентом или коллегой обратная связь является важным и необходимым условием установления доверительных отношений. Благодаря обратной связи мы можем понять, как встречено то, о чем мы говорим, — с одобрением или враждебно, открыт собеседник или замкнут. «Бессловесная» обратная связь помогает достичь нужного нам результата.
В общении чаще всего встречаются следующие виды жестов:
• жесты оценки, при которых человек оценивает информацию: почесывание подбородка, вытягивание указательного пальца вдоль щеки, вставание и прохаживание;
• жесты самоконтроля: руки сведены за спину, при этом одна сжимает другую или когда человек, сидящий на стуле, вцепился руками в подлокотники;
• жесты доминирования: жесты, связанные с выставлением больших пальцев напоказ, а также резкие взмахи сверху вниз;
• жесты расположения: прикладывание руки к груди, означающее честность, и прерывистое прикосновение к собеседнику.
Поза— это положение человеческого тела; от умения правильно держаться и двигаться в значительной степени зависит ваш внешний вид. Наша манера стоять, ходить и сидеть является дополнительным источником информации. Очень информативны плечевой пояс и верхняя часть тела человека. Например, высоко поднятые плечи со слегка сутулой спиной и втянутым подбородком свидетельствуют о беспомощности, боязливости и неуверенности, а плечи, спадающие вперед, указывают на чувство подавленности. Свободно опущенные плечи «говорят» о внутренней свободе, уверенности, а отжимание плеч назад указывает на активность, решительность (но нередко — на переоценку собственных возможностей).
Человеческое тело способно принимать около тысячи различных положений, из которых в силу культурной традиции каждого народа одни позы являются запретными, а другие — нормативными. Позы свидетельствуют об уровне культуры общества. Так, сидеть, развалившись на стуле или положив ноги на стол, в присутствии партнера в нашем обществе не принято. Нужно учиться сидеть красиво, удобно и естественно, при этом не следует «плюхаться» на стул — нужно садиться спокойно и красиво. Не следует также разглаживать юбку после того, как усядетесь. Когда собеседник сидит, слегка наклонившись вперед, то он выражает внимание и сосредоточенность; если же он откинулся назад и положил ногу на ногу, то его вид «говорит» о незаинтересованности, «выключении» из разговора.
В ходе общения можно наблюдать наиболее «читаемые» позы:
• открытую, характеризующую искренность и правдивость: открытые ладони рук, развернутых навстречу собеседнику; руки и ноги не скрещены; расстегнутый пиджак;
• закрытую, или защитную, означающую реакцию на возможные угрозы или конфликтные ситуации: скрещенные руки; посадка на стуле верхом, при этом спинка стула является щитом, защитой; а также когда человек сидит на стуле, закинув ногу на ногу или скрестив их;
• поза готовности, характеризующая желание активных действий, энтузиазм в достижении цели: руки лежат на бедрах; туловище наклонено вперед, руки опираются на колени, а ноги опираются о пол так, что одна нога выступает чуть-чуть вперед, оставляя другую позади.
Важное значение для общения имеет голос,который является выразителем наших чувств. Тихим голосом разговаривают люди робкие и неуверенные в себе; очень громкая, «взвинченная» речь может восприниматься как резкость и агрессия. В обычной обстановке нужно говорить с нормальной громкостью, чтобы вас все хорошо слышали. Каждому человеку необходимо работать над постановкой голоса, особенно это относится к тем, кто постоянно вступает в общение, чья профессия связана со звучащим словом.
Существенное значение имеет гибкость, пластичность голоса, умение легко изменять его в зависимости от содержания речи. Кроме того, очень важен тон речи, т.е. окраска голоса человека, с помощью которой он передает свои чувства и мысли. Ведь тон может изменить содержание речи, придать ей противоположный смысл. Хорошо поставленному голосу свойственно богатство тембральной окраски. Тембр — это окраска звука, яркость, теплота, мягкость и индивидуальность. Не случайно есть голоса, которые привлекают нас и надолго запоминаются.
Одним из важнейших средств может стать умелое использование пауз, которые помогают доносить и воспринимать смысл высказывания. Длительность пауз различна и зависит от причины, которой она вызвана. Голос и жест в сочетании с мимикой помогают человеку создать свой образ.
Проксемиказанимается нормами пространственной и временной организации общения. Выделяют четыре пространственные зоны, или дистанции в общении:
1) интимная (от 0 до 45 см). Из всех дистанций в общении является самой важной и охраняемой человеком; проникнуть в эту зону позволяется самым близким людям;
2) личная (от 45 см до 120 см). Это расстояние используется в повседневном общении среди знакомых людей;
3) социальная (от 120 см до 400 см). Это дистанция официальных встреч с посторонними людьми, людьми, которых мы не очень хорошо знаем (новичок в группе, новый сотрудник в коллективе);
4) общественная, или публичная (от 400 см до 750 см). При общении с большим количеством людей, например лектору, удобнее передавать информацию, а слушателям — воспринимать.
Интересно, что определяющим фактором расстояния между общающимися являются социально-возрастные различия. Исследователи отмечают, что чем больше разница в возрасте у общающихся людей, тем больше расстояние между ними. То же происходит при общении людей с разным социальным статусом.
Исследования также показали, что между ростом собеседника и дистанцией общения существует связь: чем выше мужчина, тем более он старается приблизиться к собеседнику, и наоборот. У женщин прослеживается противоположная зависимость, поэтому специалисты рекомендуют учитывать в общении данную закономерность.
Задавались ли вы вопросом: почему в местах общественного скопления (кинозал, транспорт, эскалатор и т. п.) чаще всего возникают конфликтные ситуации? Это может быть объяснено вторжением людей в интимные зоны друг друга. В книге «Психология общения» Е.И.Рогов* (* Рогов Е.И. Психология общения. — М., 2001. — С. 111.) приводит правила, которые А.Б.Добрович сформулировал как неписаные правила поведения современного человека в условиях скученности людей, например, в автобусе или лифте.
1. Ни с кем не разрешается разговаривать, даже со знакомыми.
2. Не рекомендуется смотреть в упор на других.
3. Лицо должно быть совершенно бесстрастным — никакого проявления эмоций не разрешается.
4. Если у вас в руках книга или газета, вы должны быть полностью погружены в чтение.
5. Чем теснее в транспорте, тем сдержаннее должны быть ваши движения.
6. В лифте следует смотреть только на указатель этажей над головой.
Жан де Лабрюйер (1645—1696), французский писатель, мастер афоризмов, говорил, что в любом самом мелком, самом незначительном, самом неприметном нашем поступке уже сказывается весь наш характер: дурак и входит, и выходит, и садится, и встает с места, и молчит, и двигается иначе, нежели умный человек.
Какие существуют виды барьеров общения
Барьеры общения становятся препятствием для нормальных коммуникаций между людьми. Существует несколько разновидностей препятствий; для их устранения необходимо правильное определение причин трудностей, которые могут быть связаны с речевыми, психическими, коммуникативными отклонениями. Знание и применение приемов избегания барьеров общения во время разговора поможет направить беседу в нужное русло и не допустить возникновение конфликтов.
Что такое барьеры общения в психологии
Процесс межличностного общения представляет собой психологическое пространство информационного, эмоционального обмена, в ходе которого каждый субъект получает не только определенную информацию, но и жизненный опыт взаимодействия. На эффективность общения могут оказывать влияние множество факторов как психологического, так и непсихологического плана. Определенная группа таких факторов получила название «барьеры в общении».
Научно-практической задачей психологической науки является поиск способов получения человеком информации об успешности процесса межличностного и делового общения, осуществления рефлексии и выработки эффективных стилей общения. Одной из основных особенностей человека в данной сфере является способность понимать, распознавать коммуникативные барьеры и эффективно преодолевать их, повышая успешность общения.
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.
Психолого-педагогический словарь дает следующую трактовку «. под барьерами общения понимаются личностные факторы социально-психологического характера, препятствующие взаимопониманию и социальному взаимодействию, служащие причиной конфликтов или способствующие им».
Какие бывают виды барьеров
Барьеры понимания и восприятия
Механизм психологической защиты неосознанно искажает восприятие действительности и способствует созданию более благоприятного ее и собственного образа. В результате такого искажения смягчается противоречие и снимается или сглаживается внутренний конфликт.
Примеры психологических защит:
Барьеры взаимодействия
Барьеры коммуникации
Качества характера, создающие проблемы
Знание типов барьеров в общении может помочь быстро найти способ его устранения. На возникновение препятствий в коммуникации также влияют личные черты характера собеседника:
Напряжение во время общения может быть определено с помощью следующих сигналов:
Анализ невербальных проявлений собеседника не может точно говорить о его отношении к разговору. Для получения более точной информации желательно анализировать все доступные факторы (вербальные и невербальные сигналы) комплексно, чтобы не вводить себя в заблуждение и относиться к человеку предвзято.
Как преодолевать психологические барьеры в межличностном общении
Необходимо развивать коммуникативные навыки и учиться выступать хорошим рассказчиком и собеседником. Для этого можно использовать приемы привлечения внимания, развивающие ораторское мастерство, и правила этичного общения, которые позволят избежать конфликтных ситуаций.
Для этого можно использовать следующие приемы привлечения внимания и общения:
Сочувствие. При ярко ощутимом дискомфорте во время общения желательно попытаться понять положение собеседника и его личные особенности, которые могли повлиять на диалог. Иногда человек может активно использовать психологические защиты в общении, которые трудно сразу заметить. Это может оскорбить других участников беседы, хотя причина возникшей проблемы их совершенно не затрагивает. Понимание психологии и использование правил уважительного общения может помочь избежать ссор и нежелательных дискуссий.
Юмор. Если собеседник уверен, что другой участник диалога склонен позитивно реагировать на юмор, он может разрядить напряженную обстановку уместной шуткой или ироничным высказыванием на актуальную тему.
Отстранение. Иногда разговор может касаться неприятной или остро воспринимаемой конкретным человеком темой, что вызывает бурные эмоции, лишнюю агрессию, которую нежелательно показывать окружающим. В таком случае рекомендуется использовать прием отстранения, когда необходимо сосредоточиться на какой-то детали в образе собеседника (например, пуговице, галстуке, прическе). Также можно на какое-то время погрузиться в размышления о человеке, его жизни, опыте, семейном положении.
Правильные ожидания. Вступая в разговор необходимо помнить, что беседа может пойти в неожиданном направлении, а собеседник может оказаться некомпетентным и невежливым. Устранение личных ожиданий помогает избежать лишних разочарований, а следовательно, негативных эмоций и возникновения барьеров в коммуникации.
Использование в речи приемов привлечения внимания, умение преодолевать коммуникационные барьеры положительно отражается на уверенности в себе и разностороннем развитии в разных областях.
Психологический барьер в общении и его виды: коммуникативный и физиологические
Что такое психологический барьер?
Психологический барьер — это состояние человека, которое не дает возможности осуществить желаемое действие и становится препятствием для проявления своей активности.
Например, Вы учите иностранный язык и на курсах спокойно отвечаете на вопросы и высказываетесь на английском языке. А при виде иностранца Вы теряетесь и не можете произнести ни слова. Это и есть проявление психологического барьера.
Психологический барьер имеет пассивную окраску. Такое состояние может усилить негативные переживания.
Коммуникативные барьеры
Когда один из партнёров не умеет общаться, он испытывает чувство досады, ощущает, что в ходе переговоров теряет время зря. Собственно, так оно и есть. Поэтому очень важно уметь общаться, избегать конфликтов, а если произошла ошибка, то знать, как себя везти. Если партнёр не разбирается в ситуации, не способен преодолеть конфликт исходя из его разновидности, то он не сможет успешно провести переговоры.
Например, многие партнёры имеют плохую технику речи, невнятно говорят, общаются очень тихо или, наоборот, слишком громко. Подобные факторы способны вывести из себя кого угодно. Однако если вы действительно заинтересованы в данном партнёрстве, то необходимо приспособиться. Кроме того, нельзя подавать вид, что вы чем-то недовольны.
Необходимо также уметь слушать своего партнёра. Если один из оппонентов начинает перебивать, говорить о своем или уходить в какую-то другую тему, которая не интересна партнёру, то переговоры зайдут в тупик. Если один из оппонентов не умеет говорить, он вполне может компенсировать это умением слушать.
Необходимо подобрать материал для учебной работы? Задай вопрос преподавателю и получи ответ через 15 минут! Задать вопрос
Трудности и виды барьеров общения
Вы когда-нибудь разговаривали с человеком, который явно не хочет с вами разговаривать? Не понятно почему, между вами и ним стоит невидимая стена, сквозь которую не только не поступает от него информация, но, как вам кажется, и он мало что понимает из вашей речи. Именно эта невидимая преграда и называется барьером в общении в психологии. Истоков появления этой причины множество:
Характер человека; Воспитание; Уровень образования; Возраст; Статус в социуме; Сложившаяся ситуация и другое.
С уверенностью нужно отметить, что с этой проблемой сталкивался каждый человек, живущий на планете Земля.
В процессе общения, причины, которые ставят барьер между людьми, бывают сознательными и бессознательными. Сознательные причины – это те, которые человек может объяснить себе и собеседнику. Бессознательные, когда истоков нарушения общения люди не могут понять и объяснить. Особенно сложно наладить контакт в том случае, если оба партнера имеют трудности с общением.
Итак, на какие виды барьеров психология подразделяет общение?
Коммуникативные барьеры
Если между партнерами отсутствует соответствие словарного запаса, возникают коммуникативные барьеры. Психологический барьер будет присутствовать в результате диалога иностранцев, поскольку связан со сложностями перевода. Основными видами коммуникативных препятствий также являются:
Коммуникативные барьеры: примеры из жизни
Рассмотрим несколько видов коммуникативных барьеров на реальных жизненных примерах:
Методы устранения
Рассмотрим основные способы избавиться от распространенных форм коммуникационных барьеров:
Общие советы по улучшению коммуникации:
Коммуникативные барьеры непонимания из общения может убрать любой. Данный навык легко тренируется и, будучи прокачанным, помогает налаживать контакт с совершенно разными по происхождению, месту жительства, социальному статусу людьми.
Пять коммуникационных барьеров и способы их преодоления:
Логический барьер
Логический препон в разговоре – это неумение формулировать фразы, а затем их выражать с помощью речевого общения. Это люди, которые не могут подобрать слова для выражения определенной ситуации или не в состоянии справиться с потоком мыслей и эмоций, пролетающим в его мозгу. Причинами подобных проявлений могут стать следующие факторы:
Сталкиваясь с таким человеком, наберитесь терпения, слушайте его с олимпийским спокойствием, и спрашивайте. Только в этом случае, вам удастся дождаться «рационального зерна» из всего услышанного. Если вы сами являетесь таким человеком, следуйте правилам:
Попросите друзей помочь вам преодолеть логический барьер с помощью «обратного общения» и их рекомендаций.
Семантический барьер
Подобный барьер возникает от разночтений слов и понятий, которыми оперирует собеседник. Это самый распространенный барьер, потому что для всех людей одинаковые вещи трактуются по-разному. Для одного мужчины лучшая жена – это хозяйка, мать его детей, умница и красавица, а для второго – та, которая ему не перечит и молча сидит дома с детьми, не имея права голоса. Поэтому утверждение из уст мужчин о том, что все женщины одинаковые, звучит по-разному. Говорят они одну и ту же фразу, но звучит она для каждого по-своему. Понимая, что не нашли единого русла в разговоре, собеседники сталкиваются с барьером на пути к взаимопониманию и согласию.
Для преодоления конкретно этого барьера, собеседники должны иметь представление о мире и жизни, которыми живет оппонент. Нужно знать обороты речи собеседника, его манеру высказывать мысли, чтобы не возникало разночтений в произнесенных фразах. Если вы видите, что ваш собеседник находится в замешательстве, пытаясь расшифровать мысль, которую вы вкладываете в ту или иную фразу, не торопитесь, остановите свой монолог, и объясните партнеру, что вы имели в виду. Расшифровывайте теми словами и понятиями, которыми оперируют большинство людей, чтобы максимально доходчиво донести до собеседника мысль.
Стилистические препятствия
Возникают в случаях, когда стиль речи говорящего не соответствует ситуации или стилю речи реципиента, т. е. при неправильной организации сообщения. Например, критическое замечание не воспринимается таковым, если высказано в дружественной форме, так как выбранный стиль неуместный, не соответствует цели коммуникации и намерениям участника разговора.
Подсознательное или явное сопротивление у реципиента вызывают фразы, содержащие слова принуждения: должен, обязан, необходимо и т. п. В деловой сфере не всегда уместна и парадигма возможного и желательного без конкретики. Психологи советуют использовать такие приемы структурирования информации:
Стилистический барьер появляется и в условиях, когда форма коммуникации не соответствует ее содержанию. Например, человек, пригласивший собеседника к диалогу, ведет односторонний монолог. Такой способ общения приводит не только к недовольству собеседника, но и вызывает непонимание и даже неприятие самой информации, вызванное негативными эмоциями, не позволяющими слушателю сосредоточиться и эффективно воспринять услышанное. Непонимание между партнерами возникает и при использовании стилей, уместных в письменной речи, но затрудненных для восприятия на слух.
Организационные барьеры
Организационные барьеры внутри организации могут быть следующих типов:
Моральный
Это самый труднопреодолимый психологический барьер. Даже если обе стороны будут заинтересованы в конструктивном диалоге, в процессе они столкнутся с разногласиями. Взрослому человеку очень непросто отказаться от своих устоявшихся взглядов и принципов.
Но у этого вида психологического барьера есть и положительная сторона. Люди, которые избегают общения с грубыми, лживыми, двуличными людьми, оберегают себя таким способом от контактов с неприятными личностями (например, маргиналами).
Глобальные барьеры
Также барьеры в общении могут быть внешними, внутренними и базовыми. Можно сказать, что это три глобальных вида коммуникативных барьеров.
Внешние барьеры возникают тогда, когда человеку что-то мешает передавать информацию и эта причина от него никак не зависит. Например, пропала связь, пока человек разговаривал по телефону или во время разговора с другом, вдруг откуда-то со стройки или железнодорожной станции донесся громкий звук, из-за которого собеседник не смог услышать последние слова. Внешний вид коммуникативных барьеров носит исключительно технический характер и никак не связан с физиологическими патологиями.
Внутренние барьеры возникают из-за лингвистических, семантических или стилистических причин. Наиболее распространен этот вид коммуникативного барьера при изучении иностранного языка. Он сводится к тому, что декодируемые сигналы являются неадекватно закодированными на вербальном уровне. Проще говоря, реципиент не в состоянии понять того, что сказано на языке, которого он не знает.
Базовые барьеры – это уже объект изучения психологии. Если внутренние и внешние барьеры можно определить как чисто технические, и от них, по крайней мере, легко избавиться, то базовые устранить не так просто, к тому же их бывает несколько. Итак, какие существуют виды коммуникативных барьеров базового типа?
Базовые барьеры
Базовые барьеры заключаются в непонимании реципиентом смысла сказанного не потому, что это другой язык, а потому, что у него возникают свои ассоциации, сравнения и представления, которые мешают адекватному восприятию. Вот какие существуют виды коммуникативных барьеров базового типа: ментальные и эмоциональные.
В разговоре, особенно неформальном, людям свойственно переводить мыслеобразы в слова и жесты, а потом декодировать обратно. Вот только одни и те же слова вызывают у контактеров разные ассоциации. В зависимости от того, где человек учился, работал и проживал, у него возникают свои представления, то есть он совершенно по-другому воспринимает переданные ему мыслеформы. Этот вид коммуникативного барьера в общении может быть логическим или эмоциональным. В некоторых случаях эту преграду практически невозможно преодолеть, в особенности если контактеры находятся на разных уровнях ментального и эмоционального состояния. Допустим, эмоциональное состояние – вещь нестабильная, и его можно выровнять. Тогда проблема с коммуникацией разрешится сама собой. А вот чтобы исправить ментальный уровень, потребуется несколько лет дополнительного образования и тренировки сообразительности.
Также принято выделять следующие виды межличностных коммуникативных барьеров:
Интеллектуальный
Типы мышления собеседников часто могут не совпадать: например, один человек обрабатывает информацию быстрее, чем другой. Это делает коммуникацию не очень комфортной, что и создает барьер. Также имеет значение и уровень интеллекта: людям с высоким интеллектом вряд ли будет интересно общаться с человеком более низкого уровня IQ. Интеллектуальный психологический барьер возникает и при обсуждении профессиональных вопросов, если у людей разная компетентность в этом, – такая беседа приведет к разочарованию или раздражению.
Перцептивный барьер
Перцептивный барьер — барьер восприятия. Настроение, с которым с нами ведут беседу, напрямую сказывается на эффективности коммуникации.
Проблема
Равнодушный тон и незаинтересованность, выдаваемая языком тела, формируют у собеседника скептическое отношение к успеху беседы и отбивают у него желание вести с вами разговор. То же касается людей, объясняющих свою точку зрения без уважения или с трудно скрываемой или не скрываемой вовсе неприязнью.
Решение
Начните разговор с позитивной ноты и старайтесь удерживать её на протяжении всей беседы. Допускайте уместную жестикуляцию, улыбайтесь и не забывайте о зрительном контакте с собеседником.
Этический барьер
Этот вариант встречается там, где происходит общение между людьми разного уровня воспитания. В этом случае, следует либо принять точку зрения собеседника и не стараться его перевоспитывать, либо уйти от общения. Как правило, люди, имеющие общую цель, стараются найти обоюдное согласие, и продолжать делать общее дело.
Поведенческий барьер
Мнение окружающих о нас напрямую влияет на уровень усвоения ими наших слов и на вероятность эффективного диалога. Исходя из отношения к вам, собеседник может абстрагироваться от темы беседы или частично игнорировать информацию.
Проблема
Напыщенный тон — причина неприязни со стороны собеседника. Если вся информация проходит через призму снисходительности, это вредит коммуникации и портит впечатление о говорящем. Низкая самооценка также может послужить причиной возникновения барьера.
Решение
Воспринимайте собеседника как равного себе. Обязательно хвалите человека за хорошо выполненную работу, даже если думаете, что сами могли бы сделать её лучше. Не забывайте про зрительный контакт и улыбку.
Языковой барьер
Языковой барьер может стать причиной непонимания не только между носителями разных языков, но и между людьми разного социального статуса и уровнем компетенции в каком-либо вопросе. Если собеседник в процессе коммуникации использует непонятные для вас слова и профессиональные жаргонизмы, вряд ли это приведет к откровенной и веселой беседе. Во избежание коммуникативного барьера следует общаться с собеседником на равных, при этом не унижая его.
Как преодолеть психологический барьер
Ориентируясь в теоретической основе характеристики психологического барьера, человеку становится легче придумывать и разрабатывать различные варианты выхождения из ситуации, создаваемой барьером. Существует также общая стратегия преодоления психологических барьеров и вызванных ими конфликтов.
Преодоление психологических барьеров имеет схему, в которой есть несколько шагов. Первым делом необходимо оценить сложившуюся ситуацию, определить ее направленность и всевозможные последствия. Далее нужно выявить ориентиры причин возникновения, рассматривать и изучать предполагаемые пути выхода из ситуации относительно ее причин. И напоследок определить необходимые аффективные действия для решения выхода из проблемной ситуации, вызванной психологическим барьером.
Действия, направленные на устранение психологических барьеров, налаживают процесс общения и приводят к аффективной совместной деятельности. Большую роль в преодолении психологических барьеров имеет мотивационная направленность человека.
Преодоление психологических барьеров в отношениях, в первую очередь нуждается в оценке ситуации, выяснении причин возникновения психологического барьера, а потом в действиях согласно намеченной стратегии. При этом должен использоваться главный принцип: сотрудничества и взаимопонимания, учитывая индивидуально-психологические особенности собеседников. Поскольку психологические барьеры способны порождать эмоциональное состояние, при котором тяжело мыслить, делать выводы, творчески решать проблемы, необходимо разрешать возникающие конфликтные ситуации.
Преодоление психологических барьеров не будет эффективным, если не придерживаться следующих правил. Необходимо помнить, что во время конфликта человек руководствуется не разумом, а эмоциями, что часто приводить к аффекту, а в состоянии аффекта сознание отключается, и человек становится не способным отвечать за свои действия.
Чтобы не возникали психологические барьеры общения, нужно придерживаться многоальтернативного подхода, настаивать на своем предложении, но не отвергать идею партнера, представить ему выгодные позиции своей идеи и понять его предложение.
Чтобы предотвратить психологический коммуникативный барьер нужно осознать насколько значимым является разрешение конфликта, и подумать, что может быть в случае, если решение так и не найдется. Таким образом, основной аспект перенесется с отношений между партнерами на возникший между ними проблемный вопрос.
Если собеседник раздражен или агрессивный, нужно снизить внутреннее напряжение. Если теряется контроль над ситуацией, нужно сделать то, что возможно в любой ситуации и не требует лишних затрат – замолчать. В скором времени партнер перестроится, успокоится, и можно будет далее вести спокойный разговор.
В процессе общения нужно ориентироваться на положительные черты человека, на лучшее, что в нем есть. Если человек видит к себе внимательное отношение с признаками симпатии, тогда ему в ответ хочется также быть вежливым, и он настраивается на позитивную волну. Создавая благоприятную положительную атмосферу, личность тем самым минимизирует возможность возникновения психологического коммуникативного барьера.
Чтобы понимать намерения человека, необходимо пробовать ставить себя на его место. Не нужно обвинять другого субъекта в сложившейся проблемной ситуации, которая касается обеих личностей, необходимо признавать свою долю ответственности. Нежелательно преувеличивать свои заслуги или демонстрировать превосходство над собеседником, это лишь настроит его более агрессивно, тогда о результативной беседе можно забыть.
Если психологический барьер в общении невозможно преодолеть, тогда нужно, хотя бы постараться сберечь сносные отношения с собеседником.
В преодолении социально-личностных психологических барьеров лучше всего может помочь психолог. Он проведет индивидуальную консультацию и независимо от вида психологического барьера подберет грамотный подход.
Если в нужный момент нет возможности пообщаться с психологом, тогда необходимо заняться самоанализом. Нужно проанализировать свой режим дня, подумать, если ли в нем действия, направленные на решение давних проблем, воспоминания которые вызывают негативные ассоциации. Если действительно существуют подобные проблемы, тогда следует заняться отвлекающей деятельностью.
Очень хорошо помогают занятия йогой. Они приводят разум в спокойствие, очищают мышление. Научившись расслабляться и владеть собой, человек обеспечивает себя психологической защитой от стрессов.
В распорядок дня нужно включить действия, направленные на решение конфликтов, которые мешают жить дальше, расстаться с ними раз и навсегда, а не нести эту ношу с собой на протяжении всей жизни. Возможно, причина кроется в том, что человек боится встретиться с этими проблемами, особенно, если ранее у него был неприятный опыт, относительно этой ситуации. В таком случае необходимо вообразить себе насколько положительными могут быть результаты от решения этой проблемы. Следует научиться видеть ситуацию с разных сторон, не давать отрицательным эмоциям и помыслам овладеть своим сознанием.
Невежливость как барьер
Нередко оппоненты сталкивается с таким барьером как невежливость и невоспитанность. Данный барьер мешает правильно воспринять партнёра и, соответственно, грамотно провести переговоры. К сожалению, многие люди проявляет признаки невоспитанности. Например, многие опаздывают навстречу, не приветствуют друг друга как следует. Если один оппонент сделать замечание по поводу опоздания, то это портит настроение обеим сторонам. Не исключено раздражение.
Нередко также оппоненты вынуждены выслушивать критику в свой адрес. Однако цель оппонента – достичь сотрудничества, а не спровоцировать новый конфликт. Однако если человек грубит, возникает непременное желание поставить его на место. Но в таком случае конфликт неизбежен. Психологи советуют при возникновении подобных ситуаций ответить холодным и спокойным тоном. Подобные действия способны отрезвить многих. Однако некоторых собеседников подобной тактикой не успокоить.
Напряженность также способно снять сочувствие по отношению к возмущенному партнёру. Необходимо сказать ему: «Да, я понимаю тебя.». Обычно после произнесение данной фразы накал эмоций ослабевает. Хорошо действует и такой метод: когда партнёр начинает кричать, вы извиняетесь и говорите, что не правы. В недоумении партнёр начинает успокаиваться, а впоследствии и сам извиняется. Подобная тактика называется приемом самообвинения.
Ищешь идеи для учебной работы по данному предмету? Задай вопрос преподавателю и получи ответ через 15 минут! Задать вопрос