Что относится к автомобильной технике военной
Joomla Сайт
Раздел 1. Общие сведения об автомобильной технике
Глава 1. Классификация и основные требования к военной автомобильной технике
1.1 Военная автомобильная техника. Ее роль, состав и основные образцы
В настоящее время военная автомобильная техника (ВАТ) перестала быть только средством для перевозки личного состава и доставки различных грузов. Свыше 90 % (до 1550 различных вариантов) наземного вооружения и военной техники монтируется на колесных и гусеничных машинах. Фактически ВАТ стала боевым видом техники, т. е. составной частью вооружения и военной техники Вооруженных Сил. Она оказывает непосредственное влияние на эффективность применения монтируемых на ней комплексов вооружения, так как определяет их мобильность. Ей принадлежит ведущее место в обеспечении подвижности подразделений и частей. В связи с этим ВАТ должна обладать высокой надежностью, готовностью к немедленному применению, проходимостью, живучестью.
К военной автомобильной технике относятся:
— полноприводные автомобили многоцелевого и специального назначения;
— специальные колесные шасси (СКШ) и тягачи под ракетное вооружение и военную технику;
— гусеничные транспортеры-тягачи многоцелевого назначения, транспортные и тяговые машины специального назначения, тракторы;
— транспортные прицепы и полуприцепы многоцелевого назначения;
— автомобильные кузова-фургоны многоцелевого назначения;
— средства автотехнического обеспечения.
В настоящее время на укомплектование войск поступают пять базовых моделей автомобилей многоцелевого назначения пяти классов грузоподъемности:
— УАЗ-3151 – грузопассажирский автомобиль особо малой грузоподъемности (до 0,8 т);
— ГАЗ-66-11 – грузовой автомобиль малой грузоподъемности (до 2,0 т);
— ЗИЛ-131Н – грузовой автомобиль промежуточной грузоподъемности (3,75 т);
— Урал-4320-10 (31) и КамАЗ-43114 – грузовые автомобили средней грузоподъемности (6,0 т).
Специальные колесные шасси на территории Российской Федерации выпускаются АО «Брянский автозавод» (АО БАЗ). СКШ этого завода предназначены для ракетных комплексов и производятся как в корпусном исполнении (например, БАЗ-5921), так и в рамном варианте (например, БАЗ-69501). Кроме того, завод выпускает четырехосный колесный тягач БАЗ-6953 для буксировки артиллерийских систем и прицепов (полной массой 15 т) по всем видам дорог и местности.
Гусеничная техника, входящая в состав ВАТ, представляет собой гусеничные транспортеры-тягачи и двухзвенные гусеничные транспортеры. Все они относятся к одной из основных групп средств подвижности вооружения и используются там, где по условиям проходимости применение колесных машин затруднено или невозможно вообще (сыпучие пески, глубокие снежные покровы, заболоченная местность и т. п.). Их можно охарактеризовать одним обобщенным термином – транспортно-тяговые гусеничные машины, которые делятся на 4 категории в зависимости от их полной массы:
— особо легкую – до 8 т (ГТ-СМ, ГТ-МУ);
— легкую – до 18 т (МТ-ЛБ, МТ-ЛБу);
— промежуточную – до 34 т (АТС-59, МТ-С);
— среднюю – до 45 т (АТ-Т, МТ-Т).
Для перевозки танков и другой тяжелой гусеничной техники Курганским заводом колесных тягачей поставляются в войска седельные многоосные колесные тягачи КЗКТ-74281, способные буксировать полуприцепы полной массой до 70 т. Для колесных тягачей Курганского завода в Челябинске серийно выпускается полуприцеп-тяжеловоз ЧМЗАП-9990 грузоподъемностью 52 т.
Упомянутый выше полуприцеп является не единственным представителем прицепного состава. Все многоцелевые автомобили имеют свои штатные прицепы. Грузоподъемность одноосных прицепов составляет 0,5-2,5 т, двухосных – от 2 до 10 т, колесно-лыжного – 2 т.
Автомобильные кузова-фургоны многоцелевого назначения используются под монтаж средств технического обеспечения войск различного назначения, средств связи, радиоэлектроники, командно-штабных машин и комплексов, подвижных средств по техническому обслуживанию и ремонту вооружения и военной техники и для других целей (например, К-4310, К-66, КМ-4320).
Средства автотехнического обеспечения – эта группа ВАТ по составу подразделяется на подвижные мастерские технического обслуживания и ремонта вооружения и военной (в том числе и автомобильной) техники, машин технической помощи и эвакуационные машины (например, МТО-АМ1, ТЭА, КТ-Л).
АВТОМОБИЛЬНАЯ ТЕХНИКА
К автомобильной технике (далее – машины) относятся принятые на вооружение (снабжение) в Вооруженных Силах:
• автомобильные шасси
К автомобильным шасси относятся:
При установке на них других видов (типов) вооружения и техники автомобильные шасси именуются автомобильными базовыми шасси.
• автомобильное имущество
К автомобильному имуществу относятся:
Автомобили по типам разделяются на легковые, грузовые и специальные.
К легковым относятся автомобили, предназначенные для обеспечения служебной деятельности, перевозки личного состава (2-7 человек), транспортировки мелких грузов и техники.
К грузовым относятся автомобили, которые имеют грузовые платформы и предназначенные для перевозки личного состава, вооружения с расчетом, материальных средств или для буксировки вооружения и техники, а также самосвалы, автофургоны и седельные тягачи, с грузовыми полуприцепами.
К специальным относятся автомобили с установленным (смонтированным) на них вооружением, оборудованием для перевозки определенного груза, которые имеют соответствующие типы кузовов, а также санитарные, пожарные автомобили, пассажирские, штабные и другие автобусы.
По предназначению и порядку использования автомобильная техника в мирное время разделяется на группы эксплуатации: Какие машины к каким группам относятся
Основным показателем технического состояния машин воинской части (подразделения) является коэффициент технической готовности (далее – КТГ), определяемый отношением количества исправных машин к их списочному количеству.
Нормативные значения КТГ для воинских частей устанавливаются правовыми актами Министерства обороны.
«Волки», «Рыси» и «Тигры»: какие машины используют российские военные
ТАСС рассказывает о самых популярных военных автомобилях Вооруженных сил РФ
Автомобили являются самым массовым транспортным средством в российской армии и используются во всех видах и родах Вооруженных сил РФ. Причем в каждой воинской части имеется некоторое количество автомобилей различных классов. В войсках в целом их количество многократно превосходит суммарную численность всех видов другой техники.
Общий парк военной автомобильной техники в ВС РФ составляет более 410 тысяч единиц. В последние годы около 90% автопарка идет под монтаж различного вооружения и военной техники, около 10% используется как средства буксировки различных комплексов вооружения и под другие цели.
По данным Минобороны России, ключевым требованием войск к автомобилю XXI века является защита экипажа и оборудования. В настоящее время в этом направлении ведутся работы в проекте «Тайфун», где воплощены в железо требования по противопульной и противоминной защищенности.
Только за последний год прошли испытания 37 образцов военной автомобильной техники, на них проведено около 540 лабораторных работ. В настоящее время ведутся 31 научно-исследовательская и 21 исследовательско-испытательная работы.
ТАСС рассказывает о самых популярных военных автомобилях российской армии.
Новейшие бронеавтомобили «Тайфун» — семейство бронеавтомобилей повышенной защищенности. Первые образцы были представлены на показе военной техники на полигоне в Бронницах в 2011 году.
Предназначены для перевозки личного состава, а также для установки на модульные варианты различного оборудования или систем вооружений. Семейство послужит единой унифицированной платформой для «легких» бригад Сухопутных войск.
Все автомобили этого семейства имеют гидропневматические, независимые подвески, коробку-автомат, двигатели нового, революционного образца и бортовые информационные системы.
В данный момент «Тайфуны» находятся в войсках на опытной эксплуатации.
Бронеавтомобиль «Тайфун-К»
Бронеавтомобиль «Тайфун-К» во время показа техники в рамках подготовки к международному военно-техническому форуму «Армия-2015» в Московской области. |
Источник: Евгений Биятов / РИА Новости |
Предназначен для Сухопутных войск и ВМФ. Представляет собой бронированный автомобиль, созданный на базе шасси КамАЗа. Может перевозить до 16 человек в модуле для транспортировки личного состава воинских подразделений к месту проведения боев.
Максимальная скорость — 80 км/ч. Для него не являются препятствием склоны с углом до 23 и броды глубиной до 1,75 м (при этом водитель сидит уже по пояс в воде, а машина продолжает двигаться).
Имеет противопульную и противоминную защиту экипажа, груза, а также основных узлов и агрегатов. На машинах применена комбинированная броня, состоящая из лайнера, стальной основы и керамических броневых плит на основе керамических элементов. Лоб кабины обладает усиленным бронированием, которое обеспечивает защиту от 30-миллиметровых снарядов.
Автомобили этого семейства защищены от подрыва мины весом не менее 8 кг в тротиловом эквиваленте в любом месте под днищем и колесом.
Бронеавтомобиль «Тайфун-У»
Бронеавтомобиль «Тайфун-У на параде Победы 9 мая |
Источник: Сергей Фадеичев/ТАСС |
Производится на Уральском автомобильном заводе.
Шасси автомобиля капотное, рамное, полноприводное, трехосное. Может быть использован в качестве разведывательной, командно-штабной машины, машины РЭБ/РТР или связи, санитарной машины или для ведения инженерной, радиационной, химической и биологической разведки, осуществления грузоперевозок.
Коробка передач — гидромеханический «автомат» МЗКТ белорусского производства с кнопочным включением блокировки дифференциала и понижающего ряда в «раздатке». Подвеска — гидропневматическая, которая способна «поджимать» колеса при прохождении неровностей, как на Range Rover последнего поколения.
Бронеавтомобиль КамАЗ-43269 «Выстрел»
Боевая пограничная машина БПМ-97 (объект «Выстрел») КамАЗ-43269 Источник: http://m.a.abw.by/ |
Легкобронированный бронеавтомобиль, применение возможно в вариантах штабного, патрульного, санитарного, пограничного или разведывательного автомобиля.
Бронеавтомобиль по проходимости препятствий не уступает танку Т-80УК. Одновременно на борту «Выстрела» может находиться до 10 бойцов, включая водителя и старшего машины.
16-миллиметровая броня обеспечивает экипажу и десанту полное локальное бронирование при обстреле по 6-му классу защиты. Автомобиль рассчитан на эксплуатацию при температуре окружающего воздуха от –45 до +50 °С, при относительной влажности воздуха 98%, скорости ветра до 30 м/с, в горной местности на высотах до 4500 м.
Существует пять модификаций, для Сухопутных войск ВС РФ используется БПМ-97. В 2009 году несколько машин приняли участие в крупномасштабных учениях «Запад».
По данным из открытых источников, в РФ находится более 100 единиц в эксплуатации.
Бронеавтомобиль СБА-60-К2 «Булат»
Специальный бронированный автомобиль СБА-60-К2 Булат на узлах и агрегатах КАМАЗ-5350 (SBA-60-K2 Bulat)на выставке Интерполитех-2012. Источник: vitalykuzmin.net |
Специальный бронированный автомобиль предназначен для перевозки по дорогам всех категорий в различных климатических условиях и защиты личного состава.
Защищен от подрыва безоболочных взрывных устройств массой до 1 кг в тротиловом эквиваленте под днищем и взрыва гранаты Ф-1 на поверхности крыши. Внутри бронеавтомобиль может быть оснащен антиосколочной и антирикошетной защитой.
Бронеавтомобиль создан на базе агрегатов автомобиля КамАЗ с колесной формулой 6 х 6. В передней части бронекорпуса расположены две боковые распашные двери (водителя и командира), в кормовой части — две распашные двери, а в крыше — шесть люков. Лобовое стекло с электрообогревом.
Вместимость — 10 членов экипажа. Кресла десанта подвесные со встроенными амортизационными устройствами, позволяют снизить нагрузку на человека при подрыве автомобиля на мине.
Пригоден к эксплуатации по дорогам всех категорий в любых климатических условиях в диапазоне температур от –45 до +50 °С.
Автомобиль «Урал-4320»
Бронированный автомобиль «Федерал» для Росгвардии на шасси «Урал-4320» |
Источник: www.interpolitex.ru |
Грузовой автомобиль повышенной проходимости двойного назначения с колесной формулой 6 6, производящийся на Уральском автомобильном заводе в Миассе (Россия).
Был разработан для транспортировки грузов, людей и трейлеров на всех типах дорог.
Обладает значительными преимуществами по сравнению с аналогичными автомобилями: он легко преодолевает заболоченные участки, брод до 1,5 м, канавы до 2 м, рвы, подъемы до 60%.
На сегодняшний день серия «Урал-4320» производится с дизельными двигателями ЯМЗ мощностью 230–312 л. с. экологического класса «Евро-4».
Грузовики и шасси этой линейки начали выпускать в 1977 году и производят по настоящее время в существенно модернизированном виде. В 2014 году автомобиль «Урал-4320ВВ» с усиленной бронезащитой был представлен на выставке «Оборонэкспо».
Защищенный модульный автомобиль «Волк»
Защищенный модульный автомобиль ВПК-3927 «Волк» |
Источник: Сергей Суворов/пресс-служба ООО ВПК/ТАСС |
Полноприводная легкая колесная платформа модульного типа для создания бронетранспортеров, грузовиков, тягачей, шасси для ПТУР и ЗРК ближнего действия, командно-штабных, разведывательно-дозорных, медицинских автомобилей.
Автомобили ВПК-3927 «Волк» предназначены для перевозки личного состава (от 8 до 18 человек), грузов, буксирования прицепов массой до 2,5 т. Максимальная скорость — 120 км/ч.
Они не имеют цельносварного корпуса, что является важным отличием от бронеавтомобиля «Тигр». Модульное исполнение семейства является основой в создании унифицированных транспортных платформ нового поколения.
Одна из особенностей машины — возможность изменения дорожного просвета от 250 мм до 550 мм.
Бронеавтомобиль «Рысь»
Бронеавтомобиль ВС России IVECO LMV M65 «Рысь» в Сирии |
Источник: pbs.twimg.com |
Совместная разработка российских и итальянских компаний, российская вариация итальянской бронемашины Iveco LMV M65.
Автомобиль предназначен для использования в качестве средства обеспечения подвижного личного состава и выполнения задач служебно-боевой деятельности разных родов войск и силовых структур. Также применяется в качестве транспортной базы легких систем вооружения, связи и военной техники.
Разработчик заявляет, что бронемашина может защитить экипаж от подрыва взрывного устройства мощностью 6 кг тротила под днищем или колесом. При этом развивает скорость до 130 км/ч и имеет запас хода 500 км.
По данным открытых источников, договоренность о лицензионном производстве «Рысей» в России была достигнута в 2011 году. В конце 2012 года замминистра обороны Юрий Борисов сообщил о контракте на сборку 358 бронеавтомобилей.
В начале 2013 года он заявил, что контракт будет выполнен, хотя уже стало известно о претензиях к этим бронемашинам. Тогда министр обороны генерал армии Сергей Шойгу потребовал сравнить «Рыси» с аналогичными машинами российской разработки, например «Тигром».
Многоцелевой армейский автомобиль «Водник»
http://btvt.narod.ru/5/Vodnik/v-8.jpg
ГАЗ-3937 разработан изначально как высокомобильный колесный армейский автомобиль многоцелевого назначения. Изготавливается на Арзамасском машиностроительном заводе с 1997 года. Впервые был представлен широкой публике на выставке «Средства спасения — 1994».
Автомобиль полностью бронированный, двухосный с колесной формулой 4 х 4, с несущим открытым корпусом модульного типа. Предназначен для перевозки личного состава, буксирования прицепных устройств по всем видам дорог и местности, а также монтажа вооружения и военной техники.
«Водники» способны быстро перемещаться по дорогам и по непроходимой местности на расстояния до 1000 км без дополнительной заправки горючим, нести вооружение от легкого стрелкового до 120-мм миномета, транспортировать экипаж в 10 человек.
Автомобиль имеет водоизмещающий корпус, что позволяет ему преодолевать водные преграды не только вброд, но и на плаву за счет колесного движителя. Он рассчитан на эксплуатацию при температуре окружающего воздуха от –45 до +50 °С и с возможностью преодоления перевалов высотой до 4650 м.
Машины семейства «Водник» сочетают качества вездехода и скоростного маневренного автомобиля.
Бронеавтомобиль «Тигр»
Бронеавтомобиль Тигр |
Источник: Пресс-служба Военно-промышленной компании |
Бронированные автомобили российской разработки производятся для Минобороны РФ группой ГАЗ на Горьковском автомобильном и Арзамасском машиностроительном заводах (входит в Военно-промышленную компанию, ВПК). Они предназначены для разведки, охраны колонн, патрулирования и огневой поддержки пехоты.
«Тигр» — многоцелевой автомобиль повышенной проходимости, бронеавтомобиль, армейский автомобиль-внедорожник. Предназначен для перевозки людей (до 10 человек) и различных грузов по дорогам и бездорожью. Независимая торсионная подвеска всех колес и мощный двигатель обеспечивают машине исключительную проходимость на бездорожье и скорость до 140 км/ч на шоссе. «Тигр» способен форсировать водные преграды глубиной до 1,2 м.
Автомобиль оборудован гидроусилителем рулевого управления. В боковых стенках «Тигра» имеются бойницы, в крыше — два люка, в салоне, кроме размещения экипажа, предусмотрены места для установки радиостанции и блокиратора радиоуправляемых взрывных устройств. Бронированный вариант автомобиля тяжелее обычного на 700 кг.
На «Тигр» дополнительно могут быть установлены: кондиционер, аудиосистема, электростеклоподъемники, дополнительный отопитель, антиблокировочная система.
Существуют более 20 модификаций этого автомобиля, в том числе с боевыми модулями и противотанковыми системами.
В 2016 году стало известно, что на базе «Тигра» ведется разработка новой машины. «Она будет отвечать всем современным требованиям Минобороны. Облик также изменится. Задача стоит в первую очередь сохранить шасси, а внешний вид корпуса будет изменен», — сказал директор департамента проектирования продуктов Военно-инженерного центра (входит в ВПК) Вячеслав Ершов.
Бронеавтомобиль «Скорпион»
Бронированный автомобиль «Скорпион», вмещающий восемь человек, является многоцелевым. Он может использоваться как для транспортировки личного состава и эвакуации раненых, так и для доставки грузов, ведения разведки, проведения спецопераций, буксировки вооружения и т. д.
Машина с 166-сильным «дизелем» выполнена по колесной формуле 4 х 4 со всеми ведущими колесами, имеет полностью независимую подвеску и способна передвигаться по любому типу покрытий, демонстрируя высокую скорость (до 130 км/ч) и маневренность.
Бортовой тягач КамАЗ-6350 из семейства «Мустанг»
Кузов-фургон К6350-11У.100 |
Источник: www.shumerkaf.ru |
Автомобиль КамАЗ-6350 «Мустанг» используется для транспортировки личного состава, а также сопутствующих грузов и буксировки крупных прицепов практически по всем типам местности.
Температурный интервал, в котором можно эксплуатировать КамАЗ-6350, варьируется от –45 и до +40 °С включительно. Колесная формула 8 х 8 делает его практически незаменимым для несения военной службы. Машина способна работать при любых условиях, при этом практически полностью исключены отказы и перебои.
Основные отличия машины — увеличенная грузоподъемность, а также довольно большая длина рамы транспортного средства. Все направлено на обеспечение возможности установки дополнительных модулей и других специализированных надстроек.
На базовом шасси машины монтируются многие спецнадстройки для армии: кузов-контейнер, автомобильные кухни-столовые, опытный образец ЗРПК 96К6 «Панцирь-С1» и т. д.
Автомобиль «Гусар»
Боевой автомобиль создан на базе внедорожника УАЗ. По классификации НАТО относится к классу легких штурмовых автомобилей.
На усиленной раме, размещенной внутри салона, предусмотрена установка на турели пулеметов калибра 7,62 и 12,7 мм и автоматического гранатомета калибра 30 мм.
Армейский внедорожник оснащен 2,5-литровым бензиновым двигателем мощностью 203 л. с. (150 кВт). Весит автомобиль 1,8 т, развивает скорость до 180 км/ч, имеет запас хода 500 км, грузоподъемность машины — 1 т.
Деление машин на типы и группы эксплуатации
Военная автомобильная техника подразделяется по типам на рис 2:
— специальные колесные шасси и специальные колесные тягачи,
— военные гусеничные машины транспортно-тягового класса,
— автомобили многоцелевого назначения,
— прицепы и полуприцепы многоцелевого назначения,
— кузова-контейнеры и кузова-фургоны многоцелевого назначения,
— подвижные средства технического обслуживания, ремонта
по видам на (рис. 3):
Рис. 2. Типы военной автомобильной техники
1. Специальное колесное шасси – специальное автотранспортное средство высокой проходимости, предназначенное для монтажа, транспортирования и обеспечения боевого применения вооружения и военной техники.
2. Специальный колесный тягач – специальное автотранспортное средство, предназначенное для буксирования штатных и специальных прицепов-тяжеловозов или полуприцепов-тяжеловозов.
3. Военная гусеничная машина транспортно-тягового класса – машина с гусеничным движителем, предназначенная для монтажа, буксировки и обеспечения применения по назначению вооружения и военной техники. К ним относятся: транспортеры-тягачи, транспортеры одиночные и двухзвенные высокой проходимости и шасси на их базе.
4. Автомобиль многоцелевого назначения – полноприводный автомобиль или его шасси, предназначенный для перевозки личного состава и различных грузов, буксирования прицепных систем, а также монтажа вооружения и военной техники.
5. Прицеп (полуприцеп) многоцелевого назначения – автомобильный прицеп (полуприцеп), предназначенный для перевозки различных грузов и (или) монтажа, в том числе и на его шасси, вооружения и военной техники.
6. Кузов-контейнер многоцелевого назначения – обитаемый кузов-контейнер закрытого типа, предназначенный под монтаж вооружения и военной техники и приспособленный к перевозке автомобильной техникой и использованию как совместно с ней, так и без нее.
7. Кузов-фургон многоцелевого назначения – обитаемый кузов-фургон, установленный на шасси и предназначенный под монтаж вооружения и военной техники.
Рис. 3. Состав автомобильной техники по типам машин
В мирное время автомобильная техника согласно штатам воинских частей и табелям распределяется на группы эксплуатации и используется только по штатному предназначению с соблюдением установленных технических норм и правил, применением установленных марок горючего, смазочных материалов и специальных жидкостей (рис. 4).
При этом к использованию допускаются только зарегистрированные в установленном порядке машины, при наличии регистрационных документов и знаков установленного образца, опознавательных знаков, надписей и обозначений, договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (транспортной и учебной групп эксплуатации), а также иных требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Рис. 4. Группы эксплуатации военной автомобильной техники