Что относится к автомобильному транспорту общего пользования

Автомобильный транспорт и городской наземный электрический транспорт: планы по правовому регулированию

Что относится к автомобильному транспорту общего пользования
alazur / Depositphotos.com

22 сентября Минтранс России вынес на общественное обсуждение проект федерального закона «Об автомобильном транспорте и городском наземном электрическом транспорте» 1 (далее – законопроект). Документ призван систематизировать правовые и организационные условия функционирования автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта в России, а также закрепить обязательные требования в этой области.

Законопроект содержит нормы о (об):

Предпосылки разработки законопроекта

Необходимость подготовки отдельного федерального закона об автомобильном транспорте и городском наземном электрическом транспорте назрела давно. Несмотря на то что действующее российское законодательство содержит множество норм в этой области, все они разрознены и не структурированы. Часть положений, касающихся рассматриваемых видов транспорта, содержатся в Федеральном законе от 8 ноября 2007 г. № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (далее – Устав), другие – в федеральных законах от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», от 24 июля 1998 г. № 127-ФЗ «О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения», от 21 апреля 2011 г. № 69-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», от 13 июля 2015 г. № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и т. д.

В связи с этим подготовка проекта самостоятельного федерального закона вошла в перечень приоритетных законотворческих задач и была включена как в План законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации на 2020 год, утв. распоряжением Правительства РФ от 26 декабря 2019 г. № 3205-р, так и в План мероприятий («дорожную карту») по реализации механизма «регуляторной гильотины», утв. Правительством РФ 29 мая 2019 г. № 4714п-П36.

Изначально Минтранс России рассматривал три возможных варианта модернизации системы правового регулирования отношений в области автомобильного и городского наземного электрического транспорта:

Проработка указанных вариантов применительно к уже имеющейся системе законодательного регулирования в сфере транспорта показала целесообразность последнего. Предполагается, что систематизация правовых норм в отдельном федеральном законе будет достаточной для устранения пробелов и внутренних противоречий текущего правового регулирования. «Выбор такого варианта связан с ориентацией на эволюционный подход к структурированию правового регулирования отношений в области автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», – подчеркивается в пояснительной записке к законопроекту.

Важным аспектом планируемого правового регулирования сферы автомобильного и городского наземного электрического транспорта является закрепление в законопроекте основных применяемых понятий с их расшифровкой. В случае принятия закона впервые на законодательном уровне появятся определения терминов:

Кроме того, будут конкретизированы понятия:

В целом отраслевой нормативный понятийный аппарат синхронизируется с терминами, уже используемыми в других федеральных нормативных правовых актах. Например, понятие «путевой лист», аналогичное предлагаемому, встречается в Уставе. Категории «пассажир», «фрахтователь», «фрахтовщик», «транспортная накладная», «маршрут» и «маршрут регулярных перевозок» тоже используются в значениях, определенных Уставом. А определение понятия «организованная перевозка группы детей» идентично тому, что имеется в ПДД, но в законопроекте есть оговорка, исключающая из последнего перевозки в автобусе, используемом при осуществлении регулярных перевозок.

Однако наблюдаются и существенные отличия в толковании отдельных терминов. Так, если сейчас в Уставе под багажом понимаются только вещи пассажира, принятые для перевозки в установленном порядке, то в законопроекте – вещи пассажира или иного лица, перемещаемые ТС, сохранность которых при осуществлении перевозки обеспечивает владелец такого ТС. То есть терминологически расширяется не только состав лиц, вещи которых могут перевозиться, но и конкретизируется обязанность владельца ТС обеспечивать сохранность багажа.

Имеются различия и в понимании правовой категории «владелец транспортного средства» – им считается юрлицо или ИП, владеющее ТС на праве собственности или ином законном основании, а в случае, если ТС используется на основании договора аренды ТС с экипажем, – юрлицо или ИП, являющееся арендодателем. Однако в отличие от определений, упоминаемых в других федеральных законах, в законопроекте содержится дополнение о том, что в предусмотренных федеральными законами случаях владельцем ТС может выступать и физлицо, владеющее им на праве собственности или ином законном основании, не являющееся ИП и применяющее налог на профессиональный доход, то есть самозанятое лицо.

Так же, как в Федеральном законе от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», в законопроекте выделены категории перевозок – коммерческие (перевозки пассажиров и их багажа и (или) перевозки грузов на основании договора перевозки или договора фрахтования) и перевозки для собственных нужд (осуществляемые с использованием ТС для нужд владельцев таких ТС перевозки лиц и их багажа или перевозки грузов без заключения договора перевозки или договора фрахтования).

Всего в законопроекте приводятся определения 19 терминов. Очевидно, что систематизация и конкретизация понятийного аппарата будет способствовать более эффективному применению новых норм на практике, поскольку предотвратит их неправильное толкование.

Изъятия из Устава и отсылочные нормы

По замыслу законодателя, планируется сохранить в структуре отраслевого правового регулирования Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», обеспечив исключение из него норм, не связанных с регулированием гражданско-правовых отношений, и включение их в рассматриваемый законопроект. Так, в него могут войти нормы об особенностях: использования путевых листов (предусмотрена обязанность оформления путевого листа на каждое ТС, используемое для осуществления перевозок в городском, пригородном и междугородном сообщениях, оформление путевого листа возможно как на бумажном носителе, так и в форме электронного документа); лицензирования деятельности по перевозке пассажиров и иных лиц автобусами (планируется сохранить запрет на осуществление деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами с использованием автобусов, сведения о которых не включены в реестр лицензий, дополнив его запретом на осуществление лицензиатом деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами, если сведения внесены в реестр лицензий в отношении другого лицензиата).

Вместе с тем, в тексте проекта встречаются и отсылочные нормы к федеральным законам:

Часть проектируемых норм направлены на реализацию механизма «регуляторной гильотины» и предполагают установление на уровне федерального закона, а не подзаконных актов, прямых норм права, содержащих обязательные требования. Это касается, в том числе, установления:

В части страхования гражданской ответственности владельца ТС в отношении деятельности по оказанию услуг по перевозке грузов, пассажиров, иных лиц и багажа автомобильным и городским наземным электрическим транспортом оговорено, что такое страхование является добровольным, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Большинство из указанных требований в настоящее время упоминаются в подзаконных актах, но не имеют прямого законодательного подтверждения. Поэтому их включение в проектируемый федеральный закон особенно важно для целей правоприменения.

Не менее значимыми являются нормы трудового права, прописанные в законопроекте, поскольку в действующем законодательстве они рассредоточены по многим нормативным актам, причем не только на уровне федеральных законов, но и приказов Минтранса России, а, значит, не имеют прямого законодательного подтверждения. К числу таких положений можно отнести следующие:

Отдельные статьи законопроекта посвящены особенностям оценки квалификации работников и лиц, претендующих на осуществление отдельных видов трудовой деятельности на автомобильном и городском наземном электрическом транспорте, включая лиц, ответственных за обеспечение безопасности дорожного движения, консультантов по вопросам безопасности перевозок опасных грузов и лиц, ответственных за организацию международных автомобильных перевозок.

Одним из главных нововведений законопроекта является переход к безбумажному документообороту на автомобильном и городском наземном пассажирском транспорте посредством создания правовых условий для оформления путевых листов, транспортных накладных, сопроводительных ведомостей и заказ-нарядов в форме электронных документов.

Курс на цифровизацию рассматриваемой сферы наметил Президент РФ Владимир Путин, прописав в своих майских поручениях необходимость принять меры по ускоренному внедрению онлайн-технологий в сфере автомобильной промышленности и транспортных услуг, включая переход на электронный документооборот при совершении сделок по реализации автотранспортных средств на территории России и внедрение новых цифровых государственных сервисов, среди которых – электронная товарно-транспортная накладная и электронный путевой лист. Реализация таких мер должна избавить бизнес от обременительных затрат. По подсчетам экспертов, количество ежегодно оформляемых в России перевозочных документов превышает 3 млрд., что в пересчете на чистые листы бумаги составляет более 40 тыс. тонн. При средней стоимости листа бумаги формата А4 около 50 коп. в масштабах страны это складывается в расходы бизнеса в сумме свыше 1,5 млрд руб. без учета расходов ресурсов и рабочего времени на заполнение этих бумаг.

Поэтому в законопроект было решено включить отдельную статью, регулирующую порядок оформления электронных перевозочных документов. Предполагается, что оформление таких документов будет осуществляться с использованием информационных систем, соответствующих установленным Правительством РФ требованиям. Причем функциональные характеристики электронно-вычислительного оборудования и программного обеспечения таких информсистем должны будут обеспечивать их программно-техническую совместимость и взаимодействие с государственной информационной системой сведений из электронных перевозочных документов.

Поскольку часть сведений, содержащихся в перевозочных документах, требуется для проведения контрольных (надзорных) мероприятий в рамках различных видов госконтроля (надзора), государственная информационная система сведений из электронных перевозочных документов станет для контрольно-надзорных органов единой информационной платформой, предоставляющей для них доступ к указанным сведениям. Такую систему планируется внедрить в рамках создания суперсервиса «Безбумажные перевозки пассажиров и грузов». Причем выделение бюджетных ассигнований на создание указанной государственной информационной системы документооборота не предполагается – для этого потребуется привлечение инвестиций.

Согласно законопроекту Минтранс России получит полномочия по формированию и ведению реестра операторов информационных систем электронных перевозочных документов для отражения в нем сведений об операторе информационной системы, который:

В документе прописан перечень обязанностей оператора информационной системы электронных перевозочных документов – начиная от обеспечения соответствия информационной системы установленным требованиям, самостоятельного и на постоянной основе осуществления обработки сведений из электронных перевозочных документов в целях оформления таких документов в режиме реального времени, включая передачу сведений из электронных перевозочных документов в режиме реального времени в госинформсистему сведений из электронных перевозочных документов, и заканчивая уничтожением сведений из электронных перевозочных документов по истечении пяти лет с даты их записи и обеспечением консультирования пользователей по вопросам оформления электронных перевозочных документов по телефону в круглосуточном режиме. В свою очередь, оператор государственной информационной системы сведений из электронных перевозочных документов, помимо организации обработки сведений, обеспечения доступа к ним уполномоченных органов власти и т. п., должен будет формировать аналитическую информацию о перевозках автомобильным транспортом и городским наземных электрическим транспортом для предоставления ее Минтрансу России.

Одновременно устанавливается правовая возможность оформления путевых листов в форме электронного документа, нацеленная на обеспечение реализации Национальной технологической инициативы по направлению «Автонет», утв. распоряжением Правительства РФ от 29 марта 2018 г. № 535-р.

В целях обеспечения необходимых технических и организационных условий для оформления электронных перевозочных документов в законопроекте предусмотрен переходный период сроком на один год со дня официального опубликования федерального закона. Однако, как проинформировал Минтранс России на своем официальном сайте (Информация Министерства транспорта РФ от 17 февраля 2020 г.), тестирование электронного оформления перевозок на автомобильном транспорте начнется уже с 1 октября текущего года. В течение месяца (до 30 октября) ряд крупнейших российских грузоперевозчиков и операторов электронного документооборота будут принимать участие в эксперименте по внедрению электронной транспортной накладной и электронного путевого листа на автомобильном транспорте при перевозке пассажиров и грузов. Пилотными регионами станут Москва, Татарстан, Московская, Калужская, Рязанская области и Краснодарский край.

Цифровое взаимодействие между представителями бизнеса и государства обеспечит прототип единой государственной информационной системы, а обмен юридически значимыми первичными перевозочными документами между участниками транспортно-логистической цепочки и контрольно-надзорными органами будет происходить в режиме 24 часа в сутки 7 дней в неделю 365 дней в году. Документы в рамках эксперимента будут заполняться как в электронном, так и в бумажном виде.

«Существующий механизм оформления транспортной накладной и путевого листа «на бумаге» требует от всех участников рынка перевозок существенных временных и финансовых затрат. Перевод же их в цифру обеспечит качественно новый уровень документооборота, что для бизнеса означает сокращение затрат, а для государства – прозрачность контроля», – подчеркнул замминистра транспорта РФ Алексей Семёнов.

В случае одобрения законопроекта новое правовое регулирование будет применяться со дня официального опубликования соответствующего закона, за исключением норм о безбумажном документообороте и трудовых норм, которые вступят в силу через год после этого, а также положений об осуществлении организованных перевозок групп детей автобусами, для которых предусмотрен отлагательный срок вступления в силу – через 180 дней после опубликования закона.

Положительный эффект от принятия предлагаемого федерального закона очевиден – с его помощью будут систематизированы организационные и правовые основы и оптимизированы обязательные требования. Документ не только уточнит содержание и конкретизирует уже имеющиеся нормативные предписания, но и устранит избыточные правовые нормы, исключит дублирование и восполнит правовые пробелы.

В свою очередь, намеченный путь к цифровизации транспортно-логистической деятельности при перевозках пассажиров и грузов через создание единых стандартов обмена данными между госорганами и бизнесом станет действенным инструментом на пути повышения безопасности дорожного движения, сокращения издержек для бизнеса, ускорения и упрощения прохождения контрольно-надзорных процедур. В конечном итоге это позволит создать для граждан более благоприятные и безопасные условия пользования автомобильным и городским наземным электрическим транспортом, а также повысить эффективность работы субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности.

1 С текстом законопроекта «Об автомобильном транспорте и городском наземном электрическом транспорте» и материалами к нему можно ознакомиться на федеральном портале проектов нормативных правовых актов (ID: 01/05/09-20/00108563).

Источник

Статья 789. Перевозка транспортом общего пользования

1. Перевозка, осуществляемая коммерческой организацией, признается перевозкой транспортом общего пользования, если из закона, иных правовых актов вытекает, что эта организация обязана осуществлять перевозки грузов, пассажиров и багажа по обращению любого гражданина или юридического лица.

Перечень организаций, обязанных осуществлять перевозки, признаваемые перевозками транспортом общего пользования, публикуется в установленном порядке.

2. Договор перевозки транспортом общего пользования является публичным договором (статья 426).

Комментарий к Ст. 789 ГК РФ

1. В комментируемой статье дается определение транспорта общего пользования и, соответственно, перевозок, осуществляемых им. В бытовом значении под транспортом общего пользования понимается только городской транспорт, за исключением легкового такси, и, может быть, автобусы и электрички, совершающие перевозки в пригородном сообщении. Комментируемая статья в целом не опровергает данное бытовое значение. На первый взгляд понятие перевозок транспортом общего пользования дается через призму публичного договора (ст. 426 ГК): коммерческая организация, обязанная осуществлять услуги по перевозке в отношении каждого, кто к ней обратится, признается организацией, обязанной осуществлять перевозки транспортом общего пользования. В то же время обращает на себя внимание существенное отличие определения, данного в комментируемой статье, от общей нормы ст. 426 ГК РФ. Если по общему правилу публичным признается договор, который коммерческая организация обязана заключить по характеру своей деятельности, то в комментируемой статье обязанность заключения договоров перевозки по обращению любого лица должна следовать только из закона или иного правового акта, т.е. принадлежность к транспорту общего пользования определяет законодатель (на это указывает и предусмотренная комментируемой статьей необходимость составления списков организаций, осуществляющих перевозки транспортом общего пользования).

В законе видами транспорта общего пользования названы:

— весь железнодорожный транспорт, осуществляющий перевозки как груза, так и пассажиров и их багажа (ст. ст. 2, 4 УЖТ; ст. 2 Закона о железнодорожном транспорте);

— автомобильный и городской электрический транспорт, осуществляющий регулярные перевозки пассажиров и багажа (ст. 19 УАТ). Таким образом, к транспорту общего пользования не относятся автомобильный транспорт, осуществляющий перевозки груза, и легковое такси, осуществляющее перевозки пассажиров;

— внутренний водный транспорт, осуществляющий перевозки пассажиров и их багажа (п. 2 ст. 95 КВВТ);

———————————
См., например: подп. 12 п. 1 ст. 4 Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 115-ФЗ «О концессионных соглашениях».

2. Не вызывает сомнения, что перевозки пассажиров всеми видами транспорта осуществляются на основании публичного договора (в том числе договор «фрахтования» легкового такси — п. 1 ст. 31 УАТ). Большинство перевозок груза также осуществляется на основании публичного договора в связи с характером деятельности перевозчика (ст. 426 ГК). Тем не менее законодатель, как было показано, разграничивает перевозки, осуществляемые на основании публичного договора, и перевозки транспортом общего пользования. «Перевозки транспортом общего пользования» — понятие более узкое. Как представляется, законодатель использует особое понятие транспорта общего пользования в связи с намерением устанавливать для него особенности правового регулирования, в частности усиливать государственное регулирование отношений по перевозке этим транспортом. Так, в п. 2 ст. 790 ГК РФ указано, что размер платы за перевозку грузов, пассажиров и багажа транспортом общего пользования подлежит государственному регулированию вне зависимости от того, осуществляет ли данный вид транспорта монополистическую деятельность, и вне зависимости от других причин, по которым устанавливается государственное регулирование цен.

3. В ч. 2 п. 1 комментируемой статьи содержится указание на то, что перечень организаций, обязанных осуществлять перевозки, признаваемые перевозками транспортом общего пользования, «публикуется в установленном порядке». Однако до настоящего времени такой порядок не установлен, перечень не опубликован. Очевидно, данный перечень мыслится как реестр, призванный обеспечить потребность в информации о конкретных юридических лицах (и предпринимателях), осуществляющих перевозки транспортом общего пользования, и этот реестр должен вестись как на федеральном уровне (в отношении конкретных организаций, осуществляющих перевозки по всей территории России), так и на региональном и местном уровнях.

Источник

Статья 789. Перевозка транспортом общего пользования

1. Перевозка, осуществляемая коммерческой организацией, признается перевозкой транспортом общего пользования, если из закона, иных правовых актов вытекает, что эта организация обязана осуществлять перевозки грузов, пассажиров и багажа по обращению любого гражданина или юридического лица.

Перечень организаций, обязанных осуществлять перевозки, признаваемые перевозками транспортом общего пользования, публикуется в установленном порядке.

2. Договор перевозки транспортом общего пользования является публичным договором (статья 426).

Комментарий к ст. 789 ГК РФ

— субъектным составом: перевозчиком является коммерческая организация либо индивидуальный предприниматель (последний может быть стороной этого договора в силу п. 3 ст. 23 ГК), а контрагентом перевозчика может быть любое физическое или юридическое лицо;

— содержанием в силу того, что договор признан публичным (п. 2 ст. 789 ГК): а) перевозчик обязан осуществлять перевозки грузов, пассажиров и багажа по обращению любого гражданина или юридического лица; б) все условия этого договора, в том числе и цена (размер провозной платы), для всех потребителей по общему правилу являются одинаковыми (п. 2 ст. 426 ГК). Однако законом и иными правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей. Эти льготы, как видно, не носят индивидуального характера, они могут быть предоставлены лишь группам (категориям) потребителей.

Кроме того, для договора перевозки транспортом общего пользования характерен особый порядок заключения: перевозчик не вправе оказывать предпочтение одному пассажиру (грузоотправителю) перед другим в отношении заключения этого договора, кроме случаев, предусмотренных законом и иными правовыми актами. Не допускается также отказ перевозчика от заключения договора перевозки грузов, пассажиров и багажа транспортом общего пользования при наличии возможности предоставить потребителю услуги по перевозке (п. 1 и 3 ст. 426 ГК).

В тех случаях, когда заказчиком транспортной услуги по указанному договору является гражданин, к отношениям по перевозке транспортом общего пользования применяется законодательство о защите прав потребителей.

2. Договор перевозки грузов, пассажиров и багажа транспортом общего пользования имеет свои разновидности, выделяемые в зависимости от видов транспорта и условий перевозки. Так, на автомобильном транспорте регулярные перевозки пассажиров и багажа осуществляются на основании публичного договора перевозки пассажира по маршруту регулярных перевозок, которые относятся к перевозкам транспортом общего пользования (ст. 19 УАТ). В свою очередь, такие перевозки на данном транспорте подразделяются на перевозки с посадкой и высадкой пассажиров только в установленных остановочных пунктах по маршруту регулярных перевозок и перевозки с посадкой и высадкой пассажиров в любом не запрещенном Правилами дорожного движения месте по маршруту регулярных перевозок.

Судебная практика по статье 789 ГК РФ

Отказывая в иске, суды руководствовались статьями 309, 310, 785, 789 Гражданского кодекса Российской Федерации, и, исследовав и оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, пришли к выводу о том, что представленные истцом (исполнитель) составленные им в одностороннем порядке листки прибытия и убытии не подтверждают факт простоя автотранспортных средств по вине ответчика (заказчик).

Оценив доказательства по делу в соответствии со статьей 71 АПК РФ, исследовав фактические обстоятельства дела, установив факт ненадлежащего оказания исполнителем услуг по контракту, руководствуясь статьями 309, 789, 781 Гражданского кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», суды пришли к выводу о правомерном начислении ответчику штрафа и, не усмотрев оснований для снижения его размера, удовлетворили иск в заявленном размере.

Удовлетворяя иск, суды, руководствуясь положениями статей 309, 789, 781, 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации, учитывая условия заключенных между сторонами спора в 2012 году договоров на оказание услуг, установив отсутствие доказательств, подтверждающих выполнение обществом «ЗЕМЭКО» принятых обязательств до момента расторжения обществом с ограниченной ответственностью «Главстрой Девелопмент» договоров в одностороннем порядке, непредставление по неоднократному требованию истца актов оказанных услуг, а также документов, подтверждающих расходы, понесенные при исполнении этих договоров, обоснованно пришли к выводу о наличии на стороне ответчика неосновательного обогащения.

Оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, установив, что между обществом (перевозчиком) и Министерством соцзащиты (заказчиком) заключен договор от 06.02.2014 N 2 по компенсации выпадающих доходов в связи с перевозкой отдельных категорий граждан железнодорожным транспортом по тарифам, утвержденным исполнительным органом субъекта Российской Федерации, в соответствии с условиями которого заказчик оплатил перевозчику оказанные услуги в полном объеме, руководствуясь положениями статей 15, 393, 426, 789, 790 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 10.01.2003 N 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации», Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статьей 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации, постановлением Администрации Тверской области от 29.03.2007 N 97-па «О предоставлении права на льготный проезд на железнодорожном транспорте пригородного сообщения отдельным категориям граждан», пунктом 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации», суды пришли к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска.

Отказывая в иске, суды руководствовались статьями 15, 307, 309, 408, 426, 786, 789, 790 Гражданского кодекса Российской Федерации, и, исследовав и оценив представленные по делу доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пришли к выводу о недоказанности истцом (перевозчик) несения истребуемых расходы, связанных с предоставлением отдельным категориям граждан льготного проезда на городском пассажирском транспорте, в том числе вследствие предъявления льготных талонов, которые не реализовывались распространителями гражданам, относящимся к льготным категория, а также превышавших общее количество выпущенных талонов.

Суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями статей 426, 784, 785, 789 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 23 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации», статьей 17 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации», Перечнем специальных грузов, перевозимых железнодорожным транспортом общего пользования, подлежащих охране подразделением ведомственной охраны Росжелдора, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2015 N 1424-р, сделал вывод о том, что обязанность по обеспечению охраны газов энергетических лежит на перевозчике.

Правомерно применив к спорным правоотношениям нормы о договоре возмездном оказании услуг и о неосновательном обогащении, суды на основании статей 711, 779, 789, 1102, 1105 Гражданского кодекса Российской Федерации, проверив расчет задолженности и признав его верным, удовлетворили иск в указанном размере.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, исследовав и оценив в порядке, предусмотренном статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные сторонами доказательства, руководствуясь статьями 15, 16, 789, 790, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, положениями постановления Региональной энергетической комиссии Свердловской области от 28.05.2008 N 75-ПК «Об утверждении предельных тарифов на перевозку пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском и пригородном сообщении по муниципальным и межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории Свердловской области», постановлением Администрации г. Екатеринбурга от 12.01.2011 N 6 «О стоимости электронных проездных билетов», исходя из наличия у перевозчика права самостоятельно устанавливать тарифы на перевозку в рамках предельных тарифов, утвержденных постановлением РЭК Свердловской области от 28.05.2008 N 75-ПК и обращаться в РЭК Свердловской области в целях утверждения индивидуальных тарифов, принимая во внимание рекомендательный характер постановления Администрации г. Екатеринбурга от 12.01.2011 N 6, а также учитывая, что обязательство по принятию к оплате проезда карт в соответствии с условиями платежной системы взято перевозчиком на себя в добровольном порядке, суды пришли к выводу о недоказанности условий, необходимых для применения меры ответственности к ответчику в виде возмещения убытков.

Принимая обжалуемые судебные акты, суды руководствовались статьями 789, 781, 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации и исходили из доказанности наличия на стороне предпринимателя неосновательного обогащения и обязанности по его возврату обществу.
Выводы судов подробно мотивированы, основаны на представленных в материалы дела доказательствах и установленных на их основании фактических обстоятельствах.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *