Что относится к авансированным ресурсам
Этап 5. Комплексная оценка всесторонней интенсификации производства
Комплексную оценку интенсификации производственно-хозяйственной деятельности можно провести на основе сравнительного анализа использования различных видов ресурсов. При наличии опыта и профессиональной интуиции аналитика этот подход дает достаточно точные результаты.
В то же время в теории экономического анализа разработаны методики формирования интегрального показателя, характеризующего в целом процесс интенсификации и эффективности.
В методике А.Д. Шеремета можно выделить 3 способа комплексной оценки интенсификации:
1 способ. Расчет и оценка общей экономии по всем видам ресурсов.
где Эотн ФЗП – относительная экономия фонда заработной платы,
Эотн ОФ – относительная экономия основных фондов;
Эотн ОбС – относительная экономия оборотных средств;
Эотн мат. рес. – относительная экономия материальных ресурсов.
2 способ. Расчет и оценка рентабельности производственных фондов.
Рпр. фондов = | Ппр |
ОС + НОбС |
Проведем преобразование данной факторной модели путем деления числителя и знаменателя на один и тот же показатель – Впр. Получим:
Ппр /Впр | = | 1-С/Впр | = | 1- (А/Впр + M/Впр + ФЗП/Впр) |
ОФ/Впр + НОбС/Впр | ОФ/Впр + НОбС/Впр | ОФ/Впр + НОбС/Впр |
где ФЗП/Впр – зарплатоемкость продукции;
М/Впр – материалоемкость продукции;
A/Впр – амартизациоемкость продукции;
ОФ/Впр – фондоемкость продукции по основным фондам;
НОбС/Впр – уровень запасов оборотных средств на рубль продукции.
3 способ. Характеристики интенсификации и эффективности производственно-хозяйственной деятельности по совокупному ресурсу.
А. Расчет совокупного ресурса:
— по авансированным ресурсам:
— по потребленным ресурсам:
СР = СРпотр = А + М + ФЗП.
Б. Расчет Тр качественного показателя использования совокупного ресурса.
В. Расчет прироста совокупных ресурсов на 1% прироста продукции.
С. Расчет доли влияния интенсивности на прирост объема производства.
Д. Расчет и оценка относительной экономии по совокупному ресурсу.
Методика комплексного анализа и оценки эффективности хозяйственной деятельности занимает важное место в управленческом анализе. Ее применение обеспечит:
7) объективную оценку прошлой деятельности, поиск резервов повышения эффективности хозяйствования;
8) технико-экономическое обоснование перехода на новые формы хозяйствования;
9) сравнительную оценку товаропроизводителей и конкурентной борьбе и выбор партнеров.
Данная методика позволяет определить совокупный эффект, полученный благодаря более интенсивному использованию производственных ресурсов, и оценить влияние на него отдельных факторов. Прибыль в абсолютном выражении не обладает свойством совокупного эффекта, она впитывает в себя такие факторы как себестоимость продукции, приращение объема продукции, ее качество и ассортимент и т.д., но не отражает результаты применения ресурсов, т.е. авансирования капитала, что проявляется только в показателе рентабельности.
Тема 5: Использование анализа в бизнес-планировании и бюджетировании
Бизнес-план – одно из основных средств управления организацией. Он составляется в целях:
§ Регулярного планирования деятельности организации;
§ Обоснования инвестиционных проектов
§ Проведения реорганизационных мероприятий;
§ Финансового оздоровления организации;
§ Определения перспектив развития фирмы и др.
Пользователями бизнес-плана являются: учредители-собственники, партнеры и смежники организации, потенциальные инвесторы, банки, хозяйственные структуры.
Примерный перечень разделов бизнес-плана и соответствующие задачам виды аналитических процедур представлены в таблице 1.
Структура и содержание бизнес-плана
№ п/п | Название раздела | Содержание раздела | Задача анализа и оценки |
Титульный лист | Название и адрес фирмы Имена и адреса учредителей Название предлагаемого проекта Стоимость проекта Ссылка на секретность | ||
I | Резюме(вводная часть) | Основные положения предлагаемого проекта Цель проекта Новизна продукции Сведения об объемах продаж, выручке, затратах, прибыли | Анализ и оценка объема продаж Анализ затрат Оценка риска Оценка прибыли |
II | Основная часть | ||
Товар (услуга) | Описание продукта: потребительские свойства, отличие от товаров конкурентов, степень защищенности патентами, прогноз цены и затрат на производство, организация обслуживания | Оценка потребительских свойств товара Анализ товаров конкурентов Анализ цен и затрат на производство продукции | |
Рынок сбыта | Состояние дел в отрасли Потенциальные потребители Рыночная конъюнктура Информация о рынке | Оценка состояния дел в отрасли Анализ темпов прироста продукции в отрасли Анализ потенциальных потребителей Анализ рыночной конъюнктуры | |
Конкуренция | Потенциальные конкуренты: оценка объема их продаж, доходов, перспектив внедрения моделей, основных характеристик, уровня качества их продукции, политики цен | Сравнительный анализ отдельных показателей деятельности конкурентов Анализ цели, стратегии конкурентов Анализ сильных и слабых сторон деятельности конкурентов | |
План маркетинга | Цены Каналы сбыта Рекламная политика Прогноз новой продукции Ценообразование Ценовые показатели Смета продаж | Анализ состояния рынка Анализ изменения цен Анализ внешних и внутренних факторов Анализ эффективности рекламы Анализ сильных и слабых сторон фирмы Анализ производственных возможностей фирмы | |
План производства | Производственный процесс (описание) Перечень базовых операций по обработке и сборке Смета производства в натуральном выражении поставки сырья, комплектующих Оборудование, здания, сооружения Трудовые ресурсы Затраты на производство продукции | Анализ сырья и материалов Анализ трудовых ресурсов Анализ фондовооруженности Анализ затрат на производство Анализ себестоимости продукции | |
Организационный план | Организационная схема фирмы Описание системы управления Разделение труда по подразделениям Источники и способы привлечения специалистов, их заработная плата | Анализ эффективности управления Анализ ритмичности производства Выявление и измерение внутренних резервов | |
Юридический план | Форма собственности Правовой статус Разработка правовых документов, регулирующих деятельность организации | ||
Оценка риска и страхование | Слабые стороны фирмы Вероятность появления новых технологий Альтернативные стратегии Меры профилактики риска Программа страхования от рисков | Анализ риска по источникам и причинам Анализ риска статистическим и экспертным методами Анализ выбора инвестиционных решений | |
Финансовый план | Прогноз объемов реализации Денежные расходы и поступления Смета прибыли и убытков Прогнозный баланс активов и пассивов График достижения безубыточности | Финансовый анализ деятельности предприятий Анализ движения денежных средств Анализ безубыточности Анализ доходов и затрат | |
Стратегия финансирования | Определение величины и источников получения финансовых ресурсов Обоснование полного возврата средств и получения доходов | Анализ источников финансирования Анализ платежеспособности Анализ сроков окупаемости вложений | |
III. | Приложения | Письма Копии контрактов, лицензии и т.д. |
Использование анализа в процессе бизнес-планирования на предприятии представлено на рис. 2.
Одним из наиболее популярных методов финансового планирования является бюджетиование или сметное планирование
Бюджетирование – это инструмент текущего и оперативного управления финансами. В этом смысле бюджетирование должно обеспечить непротиворечивость, согласование стратегических и текущих целей деятельности предприятия.
Основные цели и задачи бюджетирования:
1. постановка плановых целей;
2. отражение фактического уровня;
3. контроль достижения плановых целей путем своевременного сопоставления фактического и запланированного результатов;
4. анализ причин, вызвавших отклонения;
5. оперативное регулирование;
6. корректировка планов.
По содержанию Бюджетирование (в широком смысле) – система тотального планирования и контроля целей, потенциала, мероприятий и ресурсов, необходимых для их достижения (т.е. инструмент управления предприятием в целом).
— все функции управления;
— все подразделения (ЦФО);
— всю информацию (управленческий и внутренний финансовый учет).
1) систему бюджетов;
2) процедуру формирования бюджетов;
3) процесс согласования, утверждения и контроля исполнения бюджетов (управление бюджетированием).
Система бюджетов.
Полный бюджет – система интегрированных бюджетов, отражающих различные стороны деятельности предприятия:
а) виды деятельности (горизонтальный);
б) центры ответственности (вертикальный).
Полный бюджет – это финансовое, количественно определенное выражение маркетинговых, производственных, инвестиционных, финансовых планов, необходимых для реализации хозяйственных и финансовых стратегических целей предприятия.
Операционный бюджет – система вспомогательных бюджетов для формирования статей финансового бюджета.
Дата добавления: 2016-04-11 ; просмотров: 1041 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ
Система обобщающих показателей эффективности использования примененных и потребленных ресурсов
Понятие эффективности общественного производства и задачи ее статистического изучения
Сущность эффективности любого экономического явления заключается в том, чтобы на каждую единицу затрат – трудовых, материальных и финансовых – добиваться существенного увеличения результата конкретной деятельности.
Эффективность – это социально-экономическая категория. Повышение эффективности выражается в экономии живого и овеществленного труда. Но нужна не всякая экономия, а способствующая более качественному и полному удовлетворению общественных и личных потребностей субъектов экономики. Эффективность измеряется отношением полученного эффекта (результата) к авансированным (примененным) ресурсам или потребленным текущим затратам.
Такое соотношение может быть выражено прямой и обратной величинами:
Е = Эф / Рес; Е = Рес / Эф; Е = Эф / З; Е = З / Эф,
где Е – эффективность функционирования экономики;
Эф – абсолютный экономический эффект;
Рес – авансированные ресурсы;
З – текущие затраты.
Экономический эффект представляет конечный результат хозяйственной или финансовой деятельности. В качестве этого показателя могут выступать валовой выпуск, валовая добавленная стоимость, валовой внутренний продукт, чистый внутренний продукт, валовой или чистый национальный доход. Результат финансовой деятельности выражается показателем прибыли.
Экономический эффект представлен всегда абсолютной величиной, и может быть как положительным, так и отрицательным (получен убыток, а не прибыль).
Примененные ресурсы – это то, чем располагают отдельные предприятия, отрасли или экономика в целом для осуществления своей деятельности. К ним относятся рабочая сила (среднесписочная численность работников), основные фонды, оборотные фонды. В расчете уровня эффективности эти показатели используются как средние за период (месяц, квартал, год). Ресурсы представляют потенциальные условия производства и, как правило, в процессе производства используются не полностью.
Текущие производственные затраты включают затраты труда, материальных и финансовых средств. Потребление рабочей силы характеризуется количеством вложенного труда, которое может быть измерено показателем заработной платы работников; потребление основных фондов выражается величиной, перенесенной на производственную продукцию, работу и услуги частью их стоимости (сумма амортизации); потребление оборотных средств измеряется величиной их использования в процессе производства.
Ввиду различного содержания результата и затрат, участвующих в расчете эффективности, характеризовать ее можно только при помощи системы показателей. Эта система включает как обобщающие показатели, характеризующие использование всех видов ресурсов (затрат), так и частные, отражающие использование каждого конкретного вида ресурсов. В рамках этой системы показателей ведущая роль принадлежит обобщающим показателям эффективности. Различают обобщающий показатель эффективности примененных ресурсов и обобщающий показатель эффективности текущих затрат. При этом каждый из названных показателей может быть выражен в виде прямой и обратной характеристик. Прямой обобщающий показатель эффективности примененных ресурсов.
где Фос – среднегодовая стоимость основных фондов;
Фоб – среднегодовая стоимость оборотных фондов;
Т – ресурсы труда (в условной стоимостной оценке) по сумме совокупных затрат на подготовку и воспроизводство рабочей силы.
При определении показателей эффективности примененных ресурсов возникает проблема соизмерения этих ресурсов, поскольку в практике статистики основные и оборотные фонды учитываются в стоимостном выражении, а трудовые ресурсы – в численности рабочих.
Для решения этой проблемы предлагаются различные методы. Первый метод заключается в том, что основные и оборотные фонды пересчитывают в условно-трудовые измерители. Последние представляют собой условную численность трудовых ресурсов, которая потребовалась бы для воспроизводства стоимости основных и оборотных фондов при современной общественной производительности труда:
где Тусл – условная численность трудовых ресурсов, чел.;
W – уровень общественной производительности труда, исчисленной отношением объема чистого внутреннего продукта к среднегодовой численности занятых в народном хозяйстве.
Этот расчет обеспечивает приведение разнородных видов ресурсов к одному измерителю и позволяет определить их суммарную величину:
где Тсумм – трудовой эквивалент всех авансированных ресурсов;
Т – численность работников.
Второй метод предполагает выражение трудовых ресурсов в стоимостной оценке, что дает возможность суммировать их с производственными фондами. При этом предлагается два способа. При первом способе трудовые ресурсы выражаются в стоимостной оценке через показатель фонда оплаты труда, однако он применим только на уровне отдельного предприятия, где численность трудовых ресурсов совпадает с фактической численностью занятых работников.
Второй способ заключается в том, что трудовые ресурсы пересчитываются в стоимостную условную оценку по сумме совокупных затрат на воспроизводство и подготовку рабочей силы.
Прямой обобщающий показатель эффективности текущих затрат:
Е = Эф / З = Эф / (А + МЗ + ЗП),
где А – амортизация;
МЗ – материальные затраты;
ЗП – фонд оплаты труда.
Расчет обобщающего обратного показателя эффективности текущих затрат можно выполнить по формуле
Рассмотренные показатели могут выступать как статические, характеризующие эффективность в каждый данный момет времени, либо как динамические, характеризующие измерение эффективности за определенный период времени. Статические показатели, как правило, используются при сравнении эффективности в данный период в отдельных отраслях, в одноименных странах. При выявлении закономерностей измерения эффективности за ряд лет пользуются показателями эффективности в динамике.
При изучении показателей эффективности в динамике выявляют прирост эффекта за счет следующих факторов:
1) эффективности использования примененных ресурсов
Эф (Е) = (Е1 – Е0) Рес1;
2) объема примененных ресурсов
ЭФ(Рес) = (Рес1 – Рес0) Е0.
Общий прирост эффекта:
Эф = Эф (Е) + ЭФ (Рес).
Аналогично, можно рассчитать прирост эффективности за счет эффективности использования текущих затрат и их объема.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
К вопросу о понятиях «капитал», «стоимость капитала» и «стоимость привлечения капитала»
Автор: Л. Д. Ревуцкий, к.т.н.,с.н.с. (доцент по специальности),
Член-корреспондент РАЕН
Внештатный эксперт информационного агентства «ИВИС»
г. Москва
Немало был удивлён, когда заглянув в интернет и словари русского языка, неожиданно обнаружил, что возникшие столетия назад и существующие поныне понятия «капитал», «стоимость капитала» и «стоимость привлечения капитала» не имеют чётких, однозначных, корректных по сути обозначаемого понятия определений.
Приведу наиболее распространённые определения основополагающего для этой конкретной статьи понятия «капитал».
Под капиталом понимают группу товаров, имущества, которые используются с целью получения прибыли и достижения богатства (Интернет).
Капитал – это совокупность ресурсов, вложенных в какое-либо дело с целью получения дохода (Интернет).
Капитал – стоимость, используемая для получения прибавочной стоимости посредством производственной и экономической деятельности, основанной на добровольном обмене (Википедия).
Капитал – это то, что порождает поток услуг, которые оборачиваются притоком доходов (американский экономист Ирвинг Фишер [1867 – 1947]).
Капитал – это самовозрастающая стоимость, порождающая прибавочную стоимость (К. Маркс). К. Маркс ошибочно, мотивированно тенденциозно утверждал, что создателем прибавочной стоимости является труд наёмных рабочих. Создают эту стоимость не только они, но и владельцы капитала, члены их семей, партнёры по бизнесу, кредиторы (займодатели), акционеры, и т.д.
Капитал – стоимость, приносящая прибавочную стоимость (Политический словарь).
Капитал – активы физического или юридического лица (Бизнес-словарь).
Капитал – общая стоимость активов физического или юридического лица за вычетом его финансовых обязательств (Экономический словарь).
Капитал – имущество физического или юридического лица, приносящее ему доход. (Экономический словарь другого составителя).
Капитал – накопленные ценности физического или юридического лица (Ещё один экономический словарь).
Капитал – деньги, большая сумма денег. (Толковый словарь русского языка, составленный Ожеговым).
Существуют и другие многочисленные определения понятия «капитал», но они не лучше, не точнее перечисленных выше.
Основные признаки некорректности существующих определений понятия «капитал»:
— утверждение, что капитал – это стоимость или деньги (капиталом могут быть материальные и/или нематериальные ресурсы в натурально-вещественных единицах измерения, а также собственные и привлечённые финансовые активы владельца в стоимостном выражении);
— не все виды активов входят в состав капитала (например, не могут быть включены в состав капитала активы, которые можно изготовить по специальному заказу для особых нужд или приобрести на рынке, но после даже кратковременного использования практически нельзя продать);
— не всякое имущество (не всякая собственность) приносит прибавочную стоимость (личная яхта, самолёт, дорогой автомобиль; носильные и ношенные вещи от известных модельеров и Домов моды; деньги, расходуемые на содержание своей недвижимости, на благотворительность, на любовниц и любовников и т.д., не приносят владельцам прибыль, а связаны с соответствующими расходами, т.е. с регулярной убылью какой-то части имеющегося богатства);
— игнорирование таких элементов совокупного капитала физических или юридических лиц как социальный капитал и человеческий капитал;
— утверждение, что все активы и накопленные ценности владельцев имущества (собственности) относятся к их капиталу.
Обязательно, в первую очередь нужно определиться с тем, что является ключевым капиталообразующим признаком понятия и показателя «капитал».
В таком случае придётся согласиться с тем, что не всякое богатство, не всякое состояние, не все блага, не всё имущество, не вся собственность, не все активы физического или юридического лица являются его капиталом. Получается так, что показатели богатства, состояния, количества накопленных благ и ценностей, объёмов имеющегося имущества (имеющейся собственности), с одной стороны, и показатель размера капитала указанных выше лиц, с другой стороны, – совершенно разные показатели объектов рассмотрения, которые по величине могут существенно, в том числе и в разы (а иногда и на порядок), отличаться друг от друга.
Кроме того, как правило, не весь капитал, находящийся в распоряжении владельца,
в условиях рыночной экономики и рыночной конкуренции может быть запущен в хозяйственный оборот и приносить ожидаемую прибыль.
Отсюда напрашивается вывод о необходимости различать активную и пассивную части капитала владельца, востребованную (задействованную) и не востребованную (не задействованную) части этого капитала. При этом, соотношения этих частей по размерам могут быть самыми разными и управлять ими весьма непросто.
В качестве других примеров, упомяну американского долларового мультимиллиардера Уоррена Баффета, успешно управляющего своим громадным, несметным богатством и капиталом. Рядом с ним, немного опережающим его по богатству, может быть поставлен компьютерный магнат, основатель и владелец мощной корпорации Билл Гейтс, создавший и постоянно развивающий свои повсюду востребованные, уникальные программные продукты Майкрософт (Microsoft).
Представляется целесообразным различать потенциальный и фактически задействованный для получения соответствующего дохода (прибыли) капитал его владельцев. Такой подход позволяет тогда, когда это необходимо, определять достигнутый уровень фактического использования имеющегося у каждого из них потенциального капитала и по мере возможности стремиться к оптимизации величины этого показателя.
Приведенные выше соображения убедительно показывают, что не всё так просто с определениями понятия капитала и примыкающих к нему понятий его стоимости и стоимости привлечения (займа) капитала для тех или иных целей.
Ниже сформулирую предлагаемые определения этих понятий. Однако, не стану утверждать, что они идеальны и долговечны. Со временем могут появиться более корректные определения рассматриваемых понятий, но полагаю, что по всей вероятности, случится это не скоро.
Капитал – это совокупность ликвидных материальных и/или нематериальных ресурсов в натурально-вещественных единицах измерения, а также финансовых активов в денежном выражении, которые частично или полностью, будучи запущенными в хозяйственный оборот, станут приносить его владельцу – физическому или юридическому лицу, оправданно ожидаемый чистый доход.
В приведенном определении словосочетание «ликвидные материальные и/или нематериальные ресурсы» можно заменить словами «ликвидное материальное и/или нематериальное имущество» либо «ликвидная материальная и/или нематериальная собственность».
Для ещё большего повышения степени корректности приведенного определения понятия «капитал» в состав его финансовых активов должны быть введены такие дополнительные капиталообразующие поправки как социальный капитал [ 1 ] и человеческий капитал [ 2 ].
Под социальным капиталом понимаются социальные (общественные либо индивидуальные) связи между людьми, которые в ряде случаев могут выступать ресурсом получения тех или иных финансово-экономических выгод.
Человеческий капитал – совокупность знаний, умений, навыков, используемых для удовлетворения многообразных потребностей человека и общества в целом, в том числе и как ресурс получения вполне определённых, весьма ощутимых выгод финансово-экономического характера.
Над методами определения величины социального капитала учёным общественных наук ещё предстоит поработать. Возможный метод оценки размеров человеческого капитала в своё время был предложен автором этой статьи [ 3, 4 ].
Стоимость капитала – это денежная форма всей совокупности материальных и/или нематериальных ресурсов и финансовых активов его владельца с учётом размеров имеющегося у него социального и человеческого капитала.
плата за пользование долгосрочным капиталом, который необходим фирме для осуществления предпринимательской деятельности. Средняя стоимость капитала для фирмы, финансирующей свои инвестиции за счет разных источников (кредитов, акционерного капитала), зависит от стоимости каждого отдельного источника (например, нормы ссудного процента), взвешенного пропорционально его доли [ 5 ].
Остальные определения этого понятия аналогичны: стоимость капитала – это стоимость привлечения капитала. Тот, кто предложил такое определение понятия «стоимость капитала» явно был не в ладах с экономикой, финансами, логикой, русским языком и здравым смыслом.
До сих пор не могу понять, зачем кому-то стало нужным подменить понятие «стоимость капитала» понятием «стоимость привлечения капитала», и почему с этой ничем не оправдываемой подменой безропотно согласились авторы и читатели публикаций, в которых суть первого понятия раскрывалась?
При определении стоимости капитала конкретного физического или юридического лица нужно уметь переоценивать основные средства объектов оценки, оценивать стоимость предприятий и их разнообразных хозяйственных объединений, недвижимости, кредитных, инвестиционных, страховых и прочих организаций, памятников истории, культуры, архитектуры, предметов искусства, антиквариата, драгоценностей и прочего имущества.
Очевидно, что задача определения стоимости капитала и состояний владельцев богатства является чрезвычайно сложной, трудоёмкой, дорогостоящей задачей, заниматься решением которой следует лишь в самых исключительных случаях.
По многолетней устоявшейся традиции, стоимость богатства и капитала бизнесменов в нашей стране и в мире оценивается в миллиардах и миллионах долларов США.
Не могу в этом месте кратко не остановиться на вопросе о том, как журналом “ Forbs ” составляется список самых богатых людей мира. При этом предполагается, что самые богатые люди планеты располагают капиталами, примерно пропорциональными их состояниям.
В апреле 2017 г. опубликован список самых богатых бизнесменов России: 200 человек, располагающих богатством в сумме не менее 500 млн. долларов США. Методика ранжирования этих бизнесменов по размеру богатства, т.е. методика определения состояния каждого из них, представлена ниже [ 6 ]:
Стоимость принадлежащих активов: акций компаний, земельных участков, объектов недвижимости, а также личного имущества и др.
Все публичные компании оцениваются по рыночной капитализации. Закрытые компании оцениваются на основании информации об объёмах продаж, прибыли, собственном капитале; проводится сравнение с аналогичными по показателям компаниями, торгующимися на бирже или в недавнем прошлом бывшими объектом купли-продажи.
Российские предприниматели часто записывают акции своих предприятий на ближайших родственников. Учитывая это обстоятельство, Forbes приписывает все активы, какими распоряжается семья предпринимателей, главе семейства — если родственники не принимают активного участия в управлении компанией, совладельцами которой являются.
В список включены только те граждане России, кто заработал основную часть своего капитала частным порядком, не будучи госслужащим.
Нетрудно заметить, что разработчики рейтинга наиболее известных богачей России и мира часто неправомерно называют их состояния капиталом. Грубо, с научной точки зрения, оцениваемые рекорды богатств отдельных бизнесменов в отдельные годы приближаются к 90 миллиардам долларов США (американцы Джефф Безос [ amazon.com ] и Билл Гейтс [ Microsoft ]). Самые крупные олигархи российского происхождения, имеющие гражданство других стран, по размеру состояний отстают от рекордсменов из США в 5 с лишним раз.
Ежегодно появляющиеся рейтинги самых богатых людей планеты отличаются очевидной необъективностью, лукавой неполнотой публикуемых списков. Сразу бросается в глаза отсутствие в этих списках представителей не разорившихся старинных родов богачей. Скорее всего, между ними и теми, кто эти списки составляет, существует проплаченная договорённость не вспоминать о династиях, кланах, семействах этих мультимиллиардеров и триллионеров: мегабольшие деньги любят тишину. Тем не менее, в интернете, например, по электронному адресу: http://ubiznes.ru/finansy-v-licax/rejting-samyx-bogatyx-semej-planety.html находится информация о ТОП – 5 самых богатых семействах планеты. Не мне судить, насколько эти сведения достоверны.
Следует отметить очевидную приблизительность установленных размеров богатства крупных российских и зарубежных бизнесменов. Занимаются этим в основном дилетанты журналисты. Вместо достоверной стоимости имущественно-земельных комплексов принадлежащих бизнесменам предприятий, фирм и компаний определяется их спекулятивная, контролируемая ими самими рыночная капитализация. Оценка их личного имущества получена неизвестно как (официальной полной информации об этом не существует), и т.д. и т.п.
Насколько выдаваемые журналом «Форбс» и агентством Bloomberg экспертные оценки размеров состояний рассматриваемых отечественных бизнесменов и бизнесменов других стран мира соответствует действительности определить невозможно. Разница может быть весьма существенной. Знают эту разницу только сами бизнесмены, но никогда никому о ней не скажут, так как говорить об этом им не выгодно.
Сложившееся положение, в частности, в этом вопросе, не позволяет отечественным и зарубежным учёным-экономистам корректно решать задачу оценки современной реальной величины национального богатства своих стран и их регионов.
В завершающей части статьи приведу определения понятия «стоимость привлечения капитала».
Стоимость привлечения капитала (стоимость ссудного капитала, стоимость кредита) – это цена, которую физическое или юридическое лицо платит за заимствование (взятие в долг, в кредит) той или иной суммы финансовых (денежных) средств из различных источников их поступления. Стоимость привлечения капитала, как правило, определяют в процентах к сумме заимствуемой ссуды. Если ссуды берут из разных источников поступления, то средняя величина стоимости ссудного капитала (среднее значение нормы ссудного капитала) зависит от стоимости этого капитала, полученного из каждого отдельного источника его поступления, т.е. от нормы ссудного процента, взвешенного пропорционально его доли в общей сумме привлечённого ссудного капитала.
Финансовые активы и стоимость капитала определяют с учётом финансовых обязательств его владельца.
Только после вхождения в тему этой статьи, после соответствующих размышлений по поводу рассмотренных понятий, стало ясным, почему долгие годы не было, и нет корректных формулировок определений этих понятий. Оказалось, что в этом вопросе всё не так просто, как может показаться на первый взгляд.
Буду рад критическим замечаниям и особенно рационализаторским предложениям по повышению качества содержания этой статьи.
Библиографические ссылки
3. Ревуцкий Л.Д. Человеческий потенциал отдельного работника и трудового коллектива предприятия. В электронном виде на Информационно-исследовательском портале «Человеческий потенциал России» (ИИП «ЧПР» МосГУпо адресу: http://hdirussia.ru/521./
4. Ревуцкий Л.Д. Человеческий капитал предприятий: понятие и методы определения. В электронном виде на ИИП «ЧПР» МосГУ по адресу: http://hdirussia.ru/522./
5. Ф. Модильяни, М. Миллер. Сколько стоит фирма? – М.: издательство «Дело», 2001. 272 с.
6. Как составляется рейтинг миллиардеров списка Forbes (с разделом «Методология»). Электронный адрес в интернете: https://forbes.kz/process/businessmen/mejdu_strok_reytinga_milliarderov_2014_tsifryi_i_faktyi
Ключевые слова: понятия, определения, капитал, стоимость капитала, стоимость привлечения капитала, богатство, состояние, имущество, собственность, физическое или юридическое лицо, социальный капитал, человеческий капитал, рейтингование списка миллиардеров, основы методики составления рейтинга.
Аннотация
Рассмотрены существующие определения понятий «капитал», «стоимость капитала» и «стоимость привлечения капитала» и приведены предлагаемые уточнённые формулировки этих определений.
Отмечено принципиальное отличие капитала от понятий «богатство», «состояние», «имущество», «собственность» и т.д.
Упомянуты рейтинги (списки) самых богатых бизнесменов и семейств России и планеты. Указана сомнительность достоверности приведенных в этих списках сведений. Обращается внимание на необъективность, приблизительность и мотивированную неполноту публикуемых рейтингов.
Статья предназначена читателям, которых в той или иной степени, интересует затронутая в ней проблематика.
Леопольд Давидович,
Независимый оценковед по вопросам методологии определения стоимости предприятий