Что относится к аудиотехнике
Аудиотехника
Аудиотехнику на сорта не подразделяют. Это значит, что изделия должны поступать в торговлю без дефектов и отвечать требованиям стандартов. При контроле качества устанавливаются: сохранность упаковки, наличие и правильность заполнения сопроводительной документации, заводских пломб, выясняется полнота комплектации, отмечается сохранность товарного вида и проверяется работоспособность изделия путем сравнения звучания испытуемого аппарата с заранее настроенным качественным аппаратом.
Аппаратура должна храниться в подсобных помещениях в первичной упаковке. Нормальными условиями для хранения аудиотехники считаются; температура от 12 до 28°С и относительная влажность воздуха — 50—60%. Помещения должны быть чистыми, сухими, иметь отопление и приточно-вытяжную вентиляцию.
Маркировка аудиотехники должна соответствовать ГОСТ Р 51121-97 «Информация для потребителей. Непродовольственные товары». В маркировке должны быть указаны: полное торговое наименование; товарный знак предприятия-изготовителя; отметка ОТК предприятия-изготовителя; порядковый номер магнитофона согласно системе нумерации предприятия-изготовителя.
2) Воспроизведение звука.
Современная аудиотехника представлена довольно широким спектром оборудования.
К аудиотехнике относятся такие устройства, как:
1) Музыкальные центры.
5) Наушники самых разных видов.
7) Акустические системы.
10) Портативное аудио (например, портативные колонки, портативные аудиосистемы или магнитолы).
11) Усилители звука.
13) Домашние кинотеатры и домашние аудиосистемы.
14) Преобразователи аудиосигнала.
Не нашли что искали? Вы можете оставить заявку, в форме обратной связи.
Аудиотехника для «чайников» и знатоков
Как же не «заблудиться» среди такого количества всевозможного аудио и приобрести именно то, что нужно вам? В этой статье мы проведём краткий ликбез и поговорим о том, какие наиболее популярные виды музыкальной аппаратуры существуют и потребностям каких пользователей они соответствуют.
Начать стоит, пожалуй, с вещей простых. Для того чтобы «новичкам» было понятно, почему выпускается техника классов Hi-Fi и Hi-End и почему некоторые «чокнутые», в хорошем смысле, аудиофилы готовы выкладывать за неё бешеные деньги.
Магнитолы
Казалось бы, такой технический «каменный век», как кассетная магнитола, давно должен оказаться на свалке истории аудиотехники. Однако даже серьезные, зарекомендовавшие себя компании, такие как Panasonic, Philips, Sony, Hyundai, Samsung и другие, всё ещё выпускают подобные «конструкции». Усовершенствованные, правда, встроенным CD-проигрывателем. Что уж говорить о фирмах, только начинающих делать себе имя и заинтересованных в широком охвате рынка. Интерес производителей показатель устойчивого спроса. Поэтому секрет метаморфозы на самом деле прост. И скрыт он в том, что магнитола по сути техника портативная. Она компактна, легка по весу и может питаться от батарей. Следовательно, магнитола незаменима при поездке на дачу, в лес, в горы или в отпуск на море. Она без труда «впишется» в любой интерьер, потому что не занимает много места. Но и рассчитывать на «убойный» звук вряд ли стоит: магнитолы обладают малой мощностью, а динамики встроены в пластмассовый корпус моноблока, что существенно ухудшает качество аудио. Все навороты: кассетная дека, CD-проигрыватель, цифровое или аналоговое радио больше подойдут для тех, кого не интересуют «акустические» тонкости лишь бы что-то «пело».
Магнитола JVC RV-NB20 выделяется «космическим» дизайном
Простейшая однокассетная магнитола Hyundai H-1003 с одним динамиком и аналоговым радио обойдётся примерно в 665 рублей. Более «продвинутая» двухкассетная модель с аналоговым радио и стереозвуком Hyundai H-2203 стоит около 1050 рублей. Philips AZ 1022 с CD-проигрывателем и аналоговым радио чуть дороже 1289 рублей. За «навороченную» же однокассетную магнитолу Panasonic RX-ES29EE-S с CD-проигрывателем, тюнером (цифровое радио, производящее поиск радиостанций в автоматическом режиме) и множеством функций придётся выложить примерно 1879 рублей. Ну а если вам нужна аппаратура с необычным дизайном, то можно выбрать магнитолу JVC RV-NB20, напоминающую космический аппарат (ориентировочная стоимость 6360 рублей) или же ретромагнитолу TEAC SL-D900 (ориентировочная стоимость 9023 рубля).
Ретромагнитола TEAC SL-D900 привет из далёких 50-х
Музыкальные центры
Следующими по «сложности» можно считать музыкальные центры: в одном блоке размещены кассетная дека, CD-проигрыватель, тюнер, усилитель мощности. По внешнему виду от магнитол они отличаются тем, что колонки отделены от корпуса и их можно разнести на некоторое расстояние друг от друга. Музыкальные центры в зависимости от габаритов бывают трёх видов: микросистемы однокассетная дека, проигрыватель CD, тюнер, стереоусилитель; мини-системы CD-чейнджер на несколько дисков, двухкассетная дека, могут поддерживать многоканальный звук и имеют акустику соответствующего формата (5.1 пара колонок фронтальных, пара тыловых, центральный канал и сабвуфер); миди-системы каждый компонент (усилитель, кассетная дека, CD-проигрыватель, тюнер) заключён в отдельный блок.
Музыкальные центры обладают более высокой мощностью по сравнению с магнитолами. В них применены более дорогие технологии, что положительно влияет на качество звука. К тому же они имеют хоть и простенькую, но возможность для регулирования высоких частот, средних и низких оснащены эквалайзером. Музыкальный центр требует больше места, чем магнитола, особенно если колонок пять, да ещё сабвуфер в придачу. Некоторые модели могут читать DVD-диски, что позволяет использовать их в качестве домашнего кинотеатра. Идеально подойдут для тех, кто ценит хороший звук, но привередлив не особенно. Чем больше возможностей и качественнее аудио, тем выше, естественно, цена.
Музыкальный центр JVC DX-T77 позволяет «убить двух зайцев» и музыку послушать, и кино посмотреть
Одной из самых недорогих моделей с набором простейших функций можно считать музыкальный центр LG F-515 (ориентировочная стоимость 1287 рублей). Более «навороченная» модель Panasonic SC-PM09E-S, обладающая мощностью в 30 Вт на канал, имеющая возможность регулирования НЧ и ВЧ, а также поддерживающая форматы CD-R, CD-RW и MP3, стоит дороже примерно 2032 рубля. Мини-система Samsung MAX-KT85 с классическим стерео, читающая форматы DVD и MPEG4, с мощностью 50 Вт стоит около 7879 рублей. За систему JVC DX-T77 c пятью колонками, сабвуфером и возможностью чтения дисков DVD и MPEG4 придётся выложить 11660 рублей. Если же вы ищете центр с нетрадиционным дизайном, то можно обратить внимание на микросистему Hyundai H-MS1111: мощность фронтальных колонок 15 Вт на канал, мощность сабвуфера 30 Вт, проигрывание DVD, поддержка CD-R, CD-RW, MP3, MPEG4. Ориентировочная стоимость 4090 рублей. Ну а примером сочетания современных технологий и умопомрачительного дизайна может стать мини-система Nakamichi SoundSpace 9. Мощность основной стереопары 30 Вт на канал, мощность сабвуфера 50 Вт. Ориентировочная стоимость 73798 рублей.
Мини-система Nakamichi SoundSpace 9 поистине космический звук
Домашние кинотеатры
Всё большую популярность завоёвывают в последнее время домашние кинотеатры «всё в одной коробке». Это термин, обозначающий мини-комплект проигрыватель и усилитель, заключённые в одном корпусе, а также акустику формата 5.1. В силу того, что ДК способны читать большинство современных форматов видео и аудио, в некоторых квартирах они становятся неким универсальным устройством, способным заменить музыкальный центр. Отметим сразу, что коробочные кинотеатры всё же предназначены для просмотра фильмов, а не для прослушивания музыки. Поэтому они подойдут скорее тем, для кого качество воспроизведения звука стоит на втором месте.
Стоимость таких комплектов зависит от количества функций и применения современных технологий. Кинотеатр Philips HTS3152 обладает скромными возможностями (невысокая мощность 37.5 Вт для колонок и 75 Вт для сабвуфера, отсутствуют системы обработки изображения, чтение форматов DVD, CD-Audio/Video, MP3, WMA, JPEG, DivX) и невысокой ценой примерно 5900 рублей. Модель SC-HT995 от Panasonic оснащена серьёзной электронной начинкой, может обрабатывать стандартный видеосигнал до высокого разрешения, из широко распространённых форматов игнорирует только SACD и обладает суммарной выходной мощностью в 1000 Вт. Ориентировочная стоимость 14018 рублей.
Домашний кинотеатр Panasonic SC-HT995 убойная сила
Существуют также ДК, каждый компонент которых приобретается отдельно: проигрыватель, усилитель/ресивер, акустическая система, сабвуфер. Такая техника позволяет добиться высокого качества звука, и по стоимости она, конечно, не сравнима с коробочными ДК примерно от 15000 рублей за отдельную составляющую.
Акустика для ПК
Стоимость простейших колонок для ПК начинается от 100 рублей за пару. Это модели Genius SP-P110, Sven 310, Dialog М-691ВС, Defender SPK-180, KME SP-1900 и многие другие. Стерео с сабвуфером будет стоить дороже от 500 рублей. Это модели Sven MS-900, AVE T10, Genius SW-S2.1 350, Defender Blaze 20. За звук в формате 5.1 придётся выложить от 1100 рублей. Это модели TopDevice TDE 305/5.1, KME SH-7620, Edifier M1500, Sven SPS-850, Genius SW-5.1 1000. Наиболее же дорогие модели традиционного стерео JetBalance JB-391 (ориентировочная стоимость 7233 рубля), Edifier S2000V (ориентировочная стоимость 7333 рубля), формата 2.1 обладающие оригинальным дизайном Klipsch GMX A-2.1 System (ориентировочная стоимость 8290 рублей), формата 5.1 Dialog W-3500 (ориентировочная стоимость 7154 рубля), Creative GigaWorks G550W (ориентировочная стоимость 9705 рублей) и Microlab H-500D (ориентировочная стоимость 7970 рублей).
Усилитель акустической системы Microlab H-500D позволяет работать с двумя источниками звука
Hi-Fi и Hi-End
Вот мы и добрались до предметов аудиофильских грёз: аппаратуры классов Hi-Fi и Hi-End. Для того чтобы построить домашнюю систему, придётся решить сначала, для чего вам нужен такой комплект. Если вы хотите слушать только музыку, то подойдёт классическое стерео: проигрыватель дисков, усилитель мощности (а если необходимо радио ресивер) и пара колонок. Если же вы желаете построить дома кинотеатр, то понадобится проигрыватель, поддерживающий большинство современных форматов, AV-ресивер и комплект акустики 5.1.
Предметы аудиофильских грёз: DVD-проигрыватель NADM55, AV-ресивер NADT744, акустическая система KEF: iQ7, iQ3, iQ6c, PSW2500
Помните и о том, что купить комплектующие и просто расставить всё это «добро» в комнате недостаточно. Необходимо выполнить грамотную инсталляцию каждый элемент должен находиться на своём месте. Нужно провести и ряд работ по оптимизации звукового пространства помещения для снижения вероятности появления всевозможных акустических искажений. Правильно подготовленная комната по сути одна из важнейших частей системы. Только тогда вы сможете насладиться настоящим искусством. Иначе все траты могут оказаться пустыми.
Скажем, что, по-нашему мнению, стоимость хорошего комплекта класса Hi-Fi начинается примерно от 70000-80000 рублей. Ну а что касается категории Hi-End, то здесь пределов «совершенству» нет. Всё зависит только от толщины вашего кошелька.
Краткий ликбез для начинающих аудиофилов мы провели, разобравшись с тем, какая аудиотехника существует и для чего она нужна. Незатронутыми остались только устройства так называемого «индивидуального аудио» CD- и MP3-плееры, которым на нашем сайте посвящён отдельный раздел. Более же подробно обо всех технических нюансах и проблемах выбора конкретной аппаратуры мы поговорим в следующих статьях.
Каждый день мы так или иначе используем аудиоаппаратуру. Большинству людей на улице не обойтись без наушников, у многих дома есть колонки с сабвуфером. Практически в любом административном здании есть актовые залы. Повсюду аудиотехника. Что же такое аудиоаппаратура? Представьте себе один день без музыки: в вашем доме тишина, на рок-концертах только акустика без электроники и усиления, на дискотеках лишь люди у барной стойки, танцпол пуст. Представили? Скукота, правда? При выборе для покупки аудиоаппаратуры, необходимо получше узнать, какая аудиоппаратура используется для той или иной обстановки или деятельности, какие виды бывают. Многие, особенно не продвинутые люди, еще не сталкивались с термином Hi-End.
Для начала рассмотрим основные виды аудиоаппаратуры и области ее применения:
Музыкальные центры
Пожалуй, один из самых распространенных видов аудиоаппаратуры. Название «музыкальный центр» говорит само за себя и не нуждается в излишнем представлении.
Основные преимущества музыкальных центров:
• конструкция музыкальных центров такова, что все компоненты (колонки, центр управления, дисплей и другие) соединены в единое и целое. За счет этого, нет необходимости приобретать дополнительное оборудования для эксплуатации этого вида аппаратуры, также это значительно снижает цену. Очень удобно и выгодно.
• все составляющие музыкального центра за счет «цельности» максимально скомпонованы по параметрам и гармонируют друг с другом. Это хороший плюс, ведь если аудиоаппаратуру для дома собирать по частям, приходится прилагать дополнительные усилия, чтобы, например, ваши колонки хорошо сочетались с сабвуфером и тому подобное.
Наушники
• Без них не обойдется ни один плеер. Наушники бывают разных размеров и форм. Цена на них варьируется очень сильно, самые дорогие модели стоят как сам плеер. Все зависит от того, для чего они нужны, для использования во время пробежек, прогулок и т.д. или же для работы с музыкой на профессиональном уровне.
Радиопремники
• Радиоприемники как отдельные приборы сейчас не часто используются, так как большинство музыкальных центров, плееров и т.д. способны работать с радиоволнами FM. Однако, люди, которые слушают преимущественно радио (чаще пенсионеры или, например, сторожа и охранники), используют современные радиоприемники повседневно.
Акустические системы и усилители
• Аппаратуру этого вида используют на музыкальных сценах, в кинотеатрах, актовых залах. Усилители и акустические системы предназначены для увеличения мощности звука. От их качества зависит эффект, который произведет звук, будущий в зале.
Другие виды аудиоаппаратуры
• К другой аппаратуре можно отнести диджейские пульты, луперы, а также дизайнерские аудиосистемы, кабеля, провода и другие комплектующие. Такого рода аудиоаппаратура чаще применятся в определённых областях и для определенных целей.
Виды и классификация звукового оборудования
Классификация звукового оборудования:
По назначению оборудование разделяется на трансляционное и низкоомное.
Трансляционное оборудование
Пприменяется для построения систем звукового оповещения, громкоговорящей связи и фоновой трансляции. За рубежом для определения этого класса оборудования широко используется термин Public Address Systems.
В трансляционном оборудовании сигнал звуковой частоты, который подается в линию громкоговорителей усиливается до высокого напряжения. В современных трансляционных системах основное рабочее напряжение составляет 100В, реже используются напряжения 25, 50 и 70В. В сетях проводного вещания и радиофикации РФ используются напряжения 30, 120 и 240В.
Сигнал высокого напряжения звуковой частоты можно передавать на большие расстояния с минимальными потерями. Так как все громкоговорители имеют большое входное сопротивление, к одному усилителю мощности можно подключать большое количество громкоговорителей, например, десятки и сотни штук. В громкоговорителях происходит обратное преобразование сигнала, звуковой сигнал высокого напряжения понижается с помощью согласующего трансформатора. В большинстве случаев, все трансляционные системы работают в режиме МОНО.
В каталоге представлены:
Трансляционное оборудование разделяется:
Настольные системы
Включают трансляционные усилители-микшеры, для применения в простых комплектах, в основном для фонового озвучивания. Все усилители имеют микрофонные и линейные входы для подключения внешних звуковых источников. Различные модели усилителей обладают большим набором функций, например, встроенным селектором зон, MP3 проигрывателем или FM-тюнером. Также есть модели настольных усилителей на базе которых можно создавать системы пожарного оповещения, например СОУЭ 3-типа.
В каталоге представлены:
Модульное оборудование
Звуковой комплект, который реализован на базе модульного оборудования включает большой набор блоков и реализуется под конкретную задачу. Используются для построения систем автоматического оповещения (СОУЭ) на больших объектах. Например, это может быть система оповещения о пожаре промышленного предприятия, оповещение и фоновая музыка в торговом центре, громкоговорящая связь на ж/д вокзале, озвучивание парка отдыха и пр.
Кроме тревожного оповещения, в повседневной работе такое оборудование может выполнять другие функции, например, передачу сообщений по громкой связи или рекламную фоновую трансляцию.
Обязательные функции системы аварийного и тревожного оповещения: работа в автоматическом режиме, резервное питание, контроль линий громкоговорителей, подключение к внешним охранным системам, программирование различных алгоритмов оповещения, создание удаленных мест управления и пр.
В каталоге представлены:
И другие, весь ассортимент смотрите в разделе системы оповещения о пожаре
Передача управляющих и звуковых сигналов может осуществлять как по аналоговым линиям, так и с помощью цифровых протоколов и оптических линий связи. Возможно построение распределенных систем оповещения, когда объекты удалены друг от друга на сотни километров. СОУЭ на базе модульного оборудования легко поддаются дальнейшей модернизации.
Низкоомное звуковое оборудование
Применяется для построения качественных систем озвучивания и музыкального сопровождения. В ней используются низкоомные громкоговорители с сопротивлением от 4 до 16 Ом. Как правило, количество громкоговорителей в системе не больше 10 шт., все громкоговорители находятся с усилителем мощности в одном помещении. Низкоомное звуковое оборудование относится к профессиональному классу и всегда предусматривает работу в режиме СТЕРЕО.
Пример использования профессионального звукового оборудования: фоновая музыка в ресторане, громкая танцевальная музыка в ночном клубе, торговый бутик, конференц-зал и пр.
Классификация по схемотехнике
В зависимости от способа обработки и передачи сигналов звуковое оборудование может быть аналоговым или цифровым.
Аналоговое оборудование
Аналоговые звуковые устройства, например, аналоговые усилители мощности, отличаются простотой конструкции и невысокой ценой, но выбор и количество функций достаточно ограничены. Между тем, аналоговое звуковое оборудование отличается высокой надежностью. Ремонт и сервисное обслуживание можно проводить без дорогостоящих измерительных приборов и программных комплексов, а большая часть комплектующих всегда доступны к заказу.
Цифровое оборудование
Современные цифровые технологии активно проникают во все сферы, в том числе системы звукоусиления. В цифровом звуковом оборудовании обработка всех сигналов осуществляется с помощью цифрового сигнального процессора (DSP), а управление устройствами возможно с компьютера или мобильных устройств. Для передачи сигналов по линиям связи используются цифровые протоколы RS-422/485, Dante, CobraNet и другие.
Эволюция аудиотехники: от фонографа до Яндекс станции
Содержание
Содержание
В начале 13 века во Фландрии один звонарь изобрел механический колокол, конструкция нашла применение в часах. В 1780-м швейцарский часовщик Пьер Жаке-Дро изобретает механическую певчую птицу (а впоследствии строит андроидов на шестеренках). Так начинается эра механической акустики. Как развивалась история дальше и что ждать в будущем?
Эра механической акустики (9 век — 1925 год)
1805 — Йохан Мальцель изобретает пангармоникон
Пангармоникон — один из первых автоматических оркестрионов, финальное воплощение музыкальных шкатулок. Он имитировал игру оркестра с помощью вращающихся колес и надувающихся мехов. Устройство размером с огромный шкаф заводилось вручную подобно механическим часам, умело играть до двух часов музыки на одном заводе и читало партитуру с перфорированной бумаги на валиках. Базовые модели могли иметь лишь одну секцию духовых, но умели наращивать количество инструментов до полноценного оркестра. Оркестрионы пользовались спросом у владельцев дорогих ресторанов и увеселительных заведений. В начале 20 века появляется и набирает популярность младший брат оркестриона — механическое пианино.
1859 — Эдуард-Леон Скотт де Мартенвиль изобретает фоноавтограф
Девайс улавливал звуковые волны огромным конусом, вибрации передавались на иглу, которая рисовала колебания на покрытом копотью стеклянном цилиндре. Правда, воспроизводить записанный звук устройство не умело. Зато им заинтересовался Александр Белл, который пытался передать звук с помощью электричества, и опыты с фоноавтографом в этом помогли. В 2008 году ученые прочитали фонограмму с помощью компьютера и получили самую старую запись человеческого голоса прямиком из 1860 года. Звучит не хуже саундтрека к фильму ужасов!
1877 — Томас Эдисон изобретает фонограф
Это первое устройство, которое умело не только записывать, но и воспроизводить звук. Запись выполнялась на фольге, намотанной на цилиндр, впоследствии стали применяться и восковые цилиндры. Качество звука было низким, а с одного валика можно было сделать лишь 25 копий. Чтобы получить 500 копий сингла, исполнители играли один и тот же трек 25 раз перед 20 фонографами. Интересно, что автор задумывал девайс скорее для деловых коммуникаций. Однако сфера развлечений в итоге принесла больше прибыли. С момента изобретения и до 1928 года было создано 845 000 фонограмм и продано около 48 миллионов восковых валиков.
1887 — Емиль Берлинер патентует граммофон
Граммофон впервые использует формат пластинки, обрекший эдисоновские цилиндры на вымирание. Пластинки были более компактными, их проще было хранить и производить в больших количествах, качество звука тоже выросло. Правда, на каждой стороне 7-дюймового диска умещалось лишь две минуты музыки, но со временем вместимость выросла. К 1912 году граммофон превзошел фонограф по продажам и еще долго доминировал на рынке аудиоустройств.
Эра электричества (1925–1945)
1876 — Александр Белл патентует телефон
И в том же году демонстрирует устройство на первой Промышленной Выставке в Филадельфии. Затем Белл открывает компанию Bell Telephone Company, выросшую позднее в AT&T Inc. и сыгравшую огромную роль в аудиотехнике. В тех же годах Томас Эдисон изобретает угольный микрофон, что повышает качество аудио и позволяет транслировать музыку. Этим пользуются предприниматели: появляется Electrophone System — система установленных микрофонов в популярных концертных залах. За 6 фунтов в год абонент мог послушать дома любой концерт по телефону в стереонаушниках. Первый стриминговый сервис пользовался успехом и работал до середины двадцатых, уступив место радио.
1880 — Все изобретают радио
Радио появилось в конце 19 века, открытие приписывают себе сразу дюжина изобретателей, и о правах до сих пор ведутся споры. Сначала радиосвязь используется моряками и военными, но с 1920-х начинается радиовещание. Первые радиоприемники — сложные устройства с кучей кнопок и реостатов, но спустя пару лет они упрощаются и становятся предметом интерьера. Появившиеся накануне радиолампы открывают новые типы модуляции (AM и FM). Возникают компрессоры и эквалайзеры для обработки голоса и более стабильного вещания.
1925 год — Bell Laboratories патентует электрический фонограф
Усовершенствованный фонограф записывает фонограммы с помощью конденсаторного микрофона, изобретенного накануне Эдвардом Венте. В том же году Эдвард Келлог и Честер Райс изобретают динамический громкоговоритель, конструкция которого почти не изменилась и по сей день. Эти устройства произвели рывок в качестве аудиозаписи: механический фонограф производил треки с частотным диапазоном всего 250–900 Гц, новинки расширили значения до 50–6000 Гц — на целую октаву. В звуке стало меньше искажений и хрипов, стало возможным записывать сложные произведения: дополнительные герцы на расширенной АЧХ открыли голос тихим инструментам. В апреле 1925 года компания Victor Talking Machine Company выполняет первую электрическую запись симфонического оркестра.
1926 — Warner Brothers выпускают фильм со звуком
Первая звуковая картина — «Дон Жуан». Устройство Vitaphone, заказанное Warner Brosers у Bell Laboratories, позволяло синхронизировать звук на огромной 16-дюймовой пластинке с видео частотой 24 кадра в секунду (против 16 в немом кино). Киностудии сыграли большую роль в истории аудиотехники благодаря их поискам более качественных способов записи и воспроизведения, возрастающим требованиям к мощности аудиосистем и первым шагам в обработке звука. Многоканальный звук — также изобретение кинематографа. Первой картиной с объемным звучанием стала «Фантазия» 1940 года, а мюзикл «Мулен Руж» 1987 года впервые выходит в 5.1.
Эра магнитной записи (1935 — 1970)
1898 — Вальдемар Поульсен создает телеграмофон
Датский инженер использует стальную проволоку для записи звука. Проволочные магнитофоны получают популярность и конкурируют с фонографами. Одна катушка такой проволоки вмещала от нескольких минут до часа аудио. Были и недостатки: тонкая проволока часто рвалась и путалась, качество записи было не очень высоким, зато машина пользовалась успехом как диктофон и даже применялась на ТВ и радио.
1935 — AEG выпускает катушечный Magnetophon K1
В 1920-х годах инженер Фриц Пфлеймер пытается записать аудио на бумажной ленте, покрытой оксидом железа. В 1935 году компании BASF и AEG демонстрируют на Берлинской радиовыставке Magnetophon K1 — первое устройство, использующее магнитную ленту. К тому времени относятся первые записи, но с началом войны технология засекречивается, магнитофоны не экспортируются из Германии и применяются в военных целях. Запись выполняется на 12-мм пленке, одного километра хватает на 12 минут аудио. Качество записи получается настолько высоким, что слушатель не может отличить прямую радиотрансляцию от заранее записанной на пленку.
В 1945-м американские войска обнаруживают немецкие магнитофоны и бобины с магнитной пленкой, переправляют их в США, где технологию воспроизводит компания Ampex, выпуская через пару лет первый американский магнитофон Ampex 200. В СССР на основе полученной в ходе репараций немецкой технике выпускаются аналоги серии МЭЗ (для радиовещания) и РМС-16 (для студий звукозаписи).
1954 — Fender изобретает Stratocaster
Секрет легендарной гитары не столько в звучании, сколько в конструкции — гриф впервые крепится на болтах (раньше вклеивался), дефектный гриф легко сменить, гитару проще производить, она становится доступнее. Также Лео Фендер, 20 лет ремонтировавший радиолы и фонографы, конструирует более мощные и надежные гитарные усилители. Возникновение новых инструментов и носителей музыки привело к рождению рок-н-ролла и всплеску интереса к музыке в целом. Теперь есть и что слушать, и на чем слушать.
1960 — Philips выпускает компакт-кассету
Привычная всем кассета становится главным носителем музыки для магнитофонов всего мира. Были и конкурирующие форматы — Stereo 8, Elcaset, микрокассета от Olympus, но все они не стали доминирующими и заняли свои ниши. Появляются первые кассетные магнитофоны — поначалу рекордеры для журналистов, потом и устройства для меломанов.
1964 — Moog презентует модульный синтезатор Modular
Американский инженер Роберт Муг конструировал и продавал терменвоксы, но решил превратить их во что-то более функциональное. Взял осциллятор, добавил модули обработки и приделал клавиатуру. Рождается модульный синтезатор, а затем и арпеджиаторы, секвенсоры, семплеры и другие машины, которые дают импульс к развитию электронной музыки. Оригинальные Moog и сегодня часто можно услышать в альбомах и саундтреках.
1972 — Sony выпускает Walkman
В 1979 году компания Sony выпускает первый серийный портативный кассетный плеер Walkman TPS-L2. Он позволяет брать музыку с собой и полностью меняет способ ее восприятия. Сам бренд становится культовым, оригинальный плеер носит с собой Питер Квилл в Стражах Галактики. Последний кассетный Walkman был выпущен в 2010 году, но цифровые модели выпускаются и по сей день. Возрастает популярность наушников для персонального прослушивания музыки.
Цифровая эра (1970 — наши дни)
1970 — Sony превращает звук в бинарный код
Появляются первые ЦАП и АЦП. Код хранится на магнитной пленке в виде нулей и единиц. Это приводит к появлению первых цифровых машин для аудиозаписи — размером с холодильник и весом около 250 кг. Спустя 10 лет выходит первый альбом, полностью записанный с помощью нулей и единиц — Ry Cooder «Bop Til You Drop».
1977 — Yamaha создает NS-10M
Эти колонки в прямом смысле определяют звук всей последующей музыки. Они установлены почти в каждой студии, именно на NS-10 отслушивается любой трек перед релизом. Появление недорогой студийной акустики высокой верности способствовало возникновению небольших и домашних студий звукозаписи и открыло дорогу к продвинутым техникам сведения и мастеринга. Качество аудиозаписей стало заметно выше, а формирование рынка бытовой многополосной акустики дало возможность слушателям оценить это качество. Впоследствии Yamaha переиздает колонки в виде активных студийных мониторов.
1982 — Philips и Sony выпускают CD
Вскоре компакт-диск полностью вытеснит старые 12″ альбомы и 7″ синглы в пользу новых стандартов — цифровая запись в разрешении 44,1 кГц\16 бит, до 80 минут музыки на одном диске. Важная особенность: CD не деградирует со временем и может проигрываться тысячи раз без потери качества. Впервые он позволяет воспроизвести весь слышимый спектр звука — от 20 Гц до 20 кГц, без шумов и треска, с идеальным качеством. В 1984-м Sony выпускает Discman D-50, первый портативный CD-плеер. К 1986-му продано более 140 млн CD, к 1992 году цифра перевалит за миллиард, к 1996-му — за 2 миллиарда. Продажи CD превосходят винил в 1988 и кассеты в 1991 годах.
1993 — MPEG разрабатывает mp3
Появилась возможность компрессировать аудиофайлы, уменьшая их размер в 10 раз без слышимой потери качества. Это очень кстати во времена винчестеров объемом лишь пару гигабайт. Стали появляться первые mp3 плееры — сперва для mp3 дисков, потом и на флеш-памяти. С начала 2000-х, буквально за 10 лет mp3 стал доминировать на рынке, вытесняя другие форматы. Возможность делиться музыкой через интернет за пару секунд стала решающей.
2001 — Apple выпускает iPod
Запускается iTunes, теперь музыку можно легально купить в интернете. На жестком диске iPod умещается огромное количество аудиозаписей. Количество памяти выросло с 5 ГБ в первых поколениях до 160 ГБ в 2009 году. Появляются миллионы аналогичных устройств от конкурентов. К 2010 году продажи CD упали вдвое. Всего было продано более 400 миллионов айподов. В последующее десятилетие смартфон вытесняет аудиоплееры, а последняя модель iPod touch выглядит как iPhone.
2009 — Creative производит беспроводные колонки
Технология Bluetooth появилась в 1994 году, но для потокового аудио ее скорости не хватало еще с десяток лет. В 2009-м выходит Bluetooth 3.0 со скоростью передачи данных до 24 Мбит/с. Компания Creative выпускает беспроводную акустику с передачей звука по Bluetooth. Появляется стандарт DLNA, позволяющий устройствам стримить звук и видео, возникает схожий с ним AirPlay. Рост скоростей беспроводного интернета открывает двери стриминговым сервисам. Совершенствуется оцифровка аудио, появляется формат HiRes, выпускаются альбомы в разрешении 96 кГц\32 бит и выше. Появляются беспроводные наушники и умные колонки, совершенствуются технологии шумоподавления и управления голосом.
Что дальше?
Цифровизация завершилась — музыкант играет через цифровой гитарный процессор, звукорежиссер настраивает звук на цифровом пульте с помощью планшета, слушатель записывает концерт на рекордер в бинауральном формате, чтобы потом переслушать со смартфона на беспроводных наушниках.
Сегодня возлагают надежды на искусственный интеллект. Ученые пытаются создать более совершенные колонки, реконструировать старые записи, научить акустику адаптироваться под помещение с помощью ИИ. Развивается направленное аудио, появляются ультранаправленные динамики, которые словно транслируют звук прямо в мозг, отслеживая положение головы.