Что относится к ассистивным технологиям
Ассистивные технологии
Ассистивная технология
К ассистивной технологии относят любой товар, оборудование, программное обеспечение или систему, которые используются для увеличения, поддержки или улучшения функциональных возможностей людей с ограниченными возможностями здоровья.
Ассистивная технология (АТ) это товары, оборудование и системы, которые помогают в обучении, работе и повседневной жизни людям с ограниченными возможностями здоровья..
Ассистивная технология может быть:
— низкотехнологичной: коммуникативные таблицы выполненные из картона или войлока.
— высокотехнологичной: компьютеры специального назначения.
— вспомогательными устройствами: протезирование, крепежные системы и поддерживающие устройства.
— компьютерными устройствами: специальные выносные кнопки, клавиатуры и джойстики.
— программным обеспечением: скринридеры и программы коммуникаторы.
— инклюзивными или адаптированными обучающими материалами, а также средствами, используемыми в процессе обучения.
— специальным обучающим программным обеспечением.
— электронными устройствами, инвалидными креслами, ходунками, распорками, образовательным программным обеспечением, подъемниками, ручкодержателями, управлением взглядом и головными мышками, а также многим другим.
Ассистивная технология помогает людям с речевыми, письменными, умственными, моторными, зрительными, слуховыми и другими трудностями. Необходимое ассистивное устройство подбирается в соответствии с состоянием человека.
Как правильно выбрать ассистивную технологию?
Как правило выбор делается совместно со специалистами и консультантами, которые подбирают устройство в соответствии с нозологией. К специалистам, которые могут посоветовать подходящее средство относятся врач, педагог, логопед, реабилитолог, трудотерапевт и другие специалисты, включая производителей ассистивной технологии.
Кто оплачивает ассистивные устройства?
Ответ зависит от устройства, использования и пользователя. Многие средства могут предоставляться бесплатно, либо по сниженной цене.
— Министерство образования закупает специальные образовательные материалы.
— Государственные программы оплачивают некоторые устройства, выписанные лечащим врачом.
— Министерство социальной защиты закупает необходимое оборудование в реабилитационные центры.
— Работодатели могут предоставлять оборудование для своих работников.
Тюлячинская центральная районная больница
Мы сегодня работаем с 8:00 до 16:00
Это важно
Ассистивные технологии
Основные факты
Введение
Ассистивные технологии дают людям возможность быть здоровыми, продуктивными, независимыми и сохранять свое достоинство, а также получать образование, выходить на рынок труда и участвовать в жизни общества. Ассистивные технологии снижают потребность в формальных услугах здравоохранения и поддержке, долгосрочном уходе и услугах опекунов.
Люди, не имеющие доступа к ассистивным технологиям, зачастую оказываются исключенными из жизни общества, пребывают в изоляции и бедности, что повышает негативное воздействие болезни и инвалидности на самого человека, членов его семьи и общество в целом.
Сегодня лишь один из 10 нуждающихся имеет доступ к ассистивным технологиям, что связано с их высокой стоимостью, низкой осведомленностью о них, их слабым распространением, отсутствием квалифицированных специалистов, политики и финансирования.
Кто мог бы воспользоваться ассистивными технологиями?
К категориям лиц, в наибольшей степени нуждающихся в ассистивных технологиях, относятся:
Здоровье, благополучие и положительный социально-экономический эффект
Ассистивные технологии могут положительно влиять на здоровье и благополучие человека, членов его семьи, а также иметь более широкие положительные социально-экономические последствия.
Неудовлетворенные глобальные потребности в ассистивных технологиях
Во всем мире многие люди, нуждающиеся в ассистивных технологиях, не имеют к ним доступа. Несколько примеров неудовлетворенной глобальной потребности в ассистивных технологиях:
Для многих из стран с наиболее высокой распространенностью патологий, связанных с инвалидностью, характерны самые низкие показатели укомплектованности медицинскими кадрами, прошедшими подготовку в области использования ассистивных технологий (всего лишь два специалиста на 10 000 человек).
Слишком большая стоимость ассистивных средств — основная причина невысоких показателей их использования в странах с низким уровнем дохода.
Препятствия
Отсутствие политики
В очень небольшом числе стран есть национальная политика или программа в области ассистивных технологий. Во многих странах доступ к ассистивным технологиям в государственном секторе обеспечен слабо или не обеспечен совсем.
Даже в странах с высоким уровнем дохода, ассистивные средства часто нормируются или не входят в пакет услуг в рамках медицинского и социального страхования, что создает для пациентов и членов их семей необходимость совершать крупные выплаты наличными.
Так, во многих европейских странах распространенной является ситуация, при которой в рамках государственных программ людям с обусловленными старением нарушениями слуха предоставляется только один слуховой аппарат, тогда как большинству из них требуется два.
Недостаточное предложение
Производство ассистивных средств в настоящее время отличается небольшими объемами и высокой специализацией и ориентировано прежде всего на рынки с высокой покупательной способностью. Отмечается нехватка государственного финансирования, общенациональных систем оказания услуг, исследований и разработок, ориентированных на потребности пользователей, систем закупок, стандартов качества и безопасности, а также конструкторских решений, учитывающих условия эксплуатации.
Низкий уровень обслуживания
В странах с высоким уровнем дохода услуги зачастую изолированы друг от друга и не интегрированы. Люди вынуждены записываться к нескольким специалистам в разных местах, что связано с дополнительными издержками и усугубляет бремя, которое лежит на пользователях и лицах, ответственных за уход за ними, а также на бюджетах здравоохранения и социальной защиты.
Во многих странах с низким и средним уровнем дохода национальной системы оказания услуг, связанных с ассистивными технологиями, не существует. Те, кто могут себе это позволить, покупают ассистивные средства непосредственно в аптеках, частных клиниках или у производителей.
Менее обеспеченные категории населения вынуждены полагаться на бесплатные товары, нерегулярно предоставляемые в рамках благотворительной деятельности, часто основанной на массовой раздаче низкокачественной или бывшей в употреблении продукции. Часто такая продукция не соответствует потребностям пациента или условиям эксплуатации. При этом отсутствуют возможности ремонта или последующего наблюдения за использованием продукта. Аналогичная ситуация часто встречается в рамках осуществления программ по чрезвычайному реагированию.
Нехватка кадров
Крайне важным вопросом является обеспечение наличия подготовленного персонала для правильного назначения ассистивных средств, их настройки, обучения пользователей и дальнейшего наблюдения. Без этих ключевых элементов ассистивные средства часто оказываются неэффективными или перестают использоваться пациентами. В некоторых случаях они могут привести даже к физическим травмам (например, при предоставлении лицам с травмами спины инвалидных кресел без специальных подушек для уменьшения давления).
Деятельность ВОЗ
ВОЗ является координатором Глобального сотрудничества в области ассистивных технологий (GATE), целью которого является расширение доступа к высококачественным, недорогостоящим ассистивным средствам для каждого человека во всем мире. Инициатива GATE готовит четыре практических пособия для оказания странам поддержки в деле решения проблем, описанных выше.
В понимании ВОЗ инициатива GATE — это конкретный шаг на пути к достижению целей Конвенции ООН о правах инвалидов, обеспечению всеобщего охвата медико-санитарными услугами и Целей в области устойчивого развития.
Инициатива GATE будет способствовать осуществлению глобальной стратегии ВОЗ по ориентированному на потребности людей комплексному медико-санитарному обслуживанию на протяжении всего жизненного цикла, а также планов действий по неинфекционным заболеваниям, старению и здоровью, инвалидности и психическому здоровью.
Ассистивные технологии в обучении детей с НОДА
В статье идёт речь о вспомогательных, или ассистивных технологиях, используемых в обучении детей с НОДА (нарушениями опорно-двигательного аппарата).
Таким образом, включение детей с НОДА в образовательное пространство требует особой организации учебного процесса, в частности речь идет о:
К ассистивным технологиям для детей с НОДА относятся: инвалидные кресла-коляски, протезы, оптические очки, телевизионные субтитры, роботы-помощники и роботы телеприсутствия, лифты-подъемники для колясок, звуковые сигналы светофоров, а также пандусы и направляющие на дорогах, и многое другое. В процессе обучения используются такие средства, как: отслеживание головы, направления глаз, ножные манипуляторы-мыши, устройства перелистывания книг, виртуальные клавиатуры, шлемы для печатания на клавиатуре, специальные клавиатуры с разноцветными большими клавишами и др.
В нашей школе на уроках активно применяются все вышеперечисленные средства. Для каждого ребёнка создаётся индивидуальная программа сопровождения образовательного процесса. Это даёт возможность детям с тяжёлыми сочетанными нарушениями чувствовать себя более успешными и самостоятельными в процессе обучения, а также лучше адаптироваться в социуме.
Использование перечисленных средств в процессе обучения детей с ОВЗ значительно повысит уровень получаемых знаний и облегчит работу по передаче и восприятию необходимой информации. Ассистивные технологии особенно важны для детей с ограниченными возможностями здоровья. Они помогают компенсировать функциональные ограничения ребёнка и становятся инструментом, который закладывает основу для развития личности и облегчает процесс получения образования.
Ассистивные технологии
Основные факты
Ассистивные технологии дают людям возможность быть здоровыми, продуктивными, независимыми и сохранять свое достоинство, а также получать образование, выходить на рынок труда и участвовать в жизни общества. Ассистивные технологии снижают потребность в формальных услугах здравоохранения и поддержке, долгосрочном уходе и услугах опекунов.
Люди, не имеющие доступа к ассистивным технологиям, зачастую оказываются исключенными из жизни общества, пребывают в изоляции и бедности, что повышает негативное воздействие болезни и инвалидности на самого человека, членов его семьи и общество в целом.
Сегодня лишь один из 10 нуждающихся имеет доступ к ассистивным технологиям, что связано с их высокой стоимостью, низкой осведомленностью о них, их слабым распространением, отсутствием квалифицированных специалистов, политики и финансирования.
Кто мог бы воспользоваться ассистивными технологиями?
К категориям лиц, в наибольшей степени нуждающихся в ассистивных технологиях, относятся:
Здоровье, благополучие и положительный социально-экономический эффект
Ассистивные технологии могут положительно влиять на здоровье и благополучие человека, членов его семьи, а также иметь более широкие положительные социально-экономические последствия. Например:
Неудовлетворенные глобальные потребности в ассистивных технологиях
Во всем мире многие люди, нуждающиеся в ассистивных технологиях, не имеют к ним доступа. Несколько примеров неудовлетворенной глобальной потребности в ассистивных технологиях:
Для многих из стран с наиболее высокой распространенностью патологий, связанных с инвалидностью, характерны самые низкие показатели укомплектованности медицинскими кадрами, прошедшими подготовку в области использования ассистивных технологий (всего лишь два специалиста на 10 000 человек).
Слишком большая стоимость ассистивных средств — основная причина невысоких показателей их использования в странах с низким уровнем дохода. 5
Препятствия
Отсутствие политики
В очень небольшом числе стран есть национальная политика или программа в области ассистивных технологий. Во многих странах доступ к ассистивным технологиям в государственном секторе обеспечен слабо или не обеспечен совсем.
Даже в странах с высоким уровнем дохода, ассистивные средства часто нормируются или не входят в пакет услуг в рамках медицинского и социального страхования, что создает для пациентов и членов их семей необходимость совершать крупные выплаты наличными.
Так, во многих европейских странах распространенной является ситуация, при которой в рамках государственных программ людям с обусловленными старением нарушениями слуха предоставляется только один слуховой аппарат, тогда как большинству из них требуется два.
Недостаточное предложение
Производство ассистивных средств в настоящее время отличается небольшими объемами и высокой специализацией и ориентировано прежде всего на рынки с высокой покупательной способностью. Отмечается нехватка государственного финансирования, общенациональных систем оказания услуг, исследований и разработок, ориентированных на потребности пользователей, систем закупок, стандартов качества и безопасности, а также конструкторских решений, учитывающих условия эксплуатации.
Низкий уровень обслуживания
В странах с высоким уровнем дохода услуги зачастую изолированы друг от друга и не интегрированы. Люди вынуждены записываться к нескольким специалистам в разных местах, что связано с дополнительными издержками и усугубляет бремя, которое лежит на пользователях и лицах, ответственных за уход за ними, а также на бюджетах здравоохранения и социальной защиты.
Во многих странах с низким и средним уровнем дохода национальной системы оказания услуг, связанных с ассистивными технологиями, не существует. Те, кто могут себе это позволить, покупают ассистивные средства непосредственно в аптеках, частных клиниках или у производителей.
Менее обеспеченные категории населения вынуждены полагаться на бесплатные товары, нерегулярно предоставляемые в рамках благотворительной деятельности, часто основанной на массовой раздаче низкокачественной или бывшей в употреблении продукции. Часто такая продукция не соответствует потребностям пациента или условиям эксплуатации. При этом отсутствуют возможности ремонта или последующего наблюдения за использованием продукта. Аналогичная ситуация часто встречается в рамках осуществления программ по чрезвычайному реагированию.
Нехватка кадров
Роль ассистивных технологий в обеспечении ВОУЗ
Здоровье и благополучие занимают центральное место в новой концепции развития, сформулированной в Повестке дня в области устойчивого развития на период до 2030 года. В ней подчеркивается важное значение всеобщего охвата услугами здравоохранения (ВОУЗ) для обеспечения устойчивого развития в интересах всех людей с тем, чтобы каждый человек имел доступ к необходимым услугам здравоохранения, не сталкиваясь при этом с финансовыми трудностями.
Неуклонное движение навстречу ВОУЗ на благо всех без исключения людей возможно только в том случае, если люди смогут пользоваться качественными ассистивными средствами в нужное им время и в нужных местах.
Удовлетворение актуальных потребностей в ассистивных технологиях является важнейшим условием достижения Целей в области устойчивого развития, обеспечения ВОУЗ и осуществления ратифицированной 177 странами Конвенции ООН о правах инвалидов.
В соответствии с принципом «никого не оставить без внимания», пожилые люди и лица, страдающие хроническими заболеваниями, должны быть включены в жизнь общества и иметь возможность вести здоровую и достойную жизнь.
Деятельность ВОЗ
ВОЗ является координатором Глобального сотрудничества в области ассистивных технологий (GATE), целью которого является расширение доступа к высококачественным, недорогостоящим ассистивным средствам для каждого человека во всем мире. Инициатива GATE готовит четыре практических пособия для оказания странам поддержки в деле решения проблем, описанных выше.
В понимании ВОЗ инициатива GATE — это конкретный шаг на пути к достижению целей Конвенции ООН о правах инвалидов, обеспечению всеобщего охвата медико-санитарными услугами и Целей в области устойчивого развития.
Инициатива GATE будет способствовать осуществлению глобальной стратегии ВОЗ по ориентированному на потребности людей комплексному медико-санитарному обслуживанию на протяжении всего жизненного цикла, а также планов действий по неинфекционным заболеваниям, старению и здоровью, инвалидности и психическому здоровью.
Вспомогательные технологии для обучения детей с ОВЗ
Что такое вспомогательные технологии?
К вспомогательным или ассистивным технологиям (от англ. assistive technologies) относятся устройства, программные и иные средства, использование которых позволяет расширить возможности лиц с особыми образовательными потребностями в процессе приема информации, их адаптации к условиям жизни и социальной интеграции[1].
Фактически любые инструменты, которые помогают в обучении, называют
вспомогательными технологиями. Инструмент или устройство, которое использует ученик с инвалидностью для выполнения задания, которого он не мог выполнить без этого инструмента/устройства, или позволяющее ему выполнить задание проще, быстрее или лучшим образом можно назвать вспомогательной технологией. Это может быть, как коммерческий продукт, так и что-то сделанное своими руками. Это может быть простая технология, как, к примеру, резиновая насадка для карандаша, или сложная технология, как компьютер.
Технологии в инклюзивном образовании решают две основные задачи:
Кому помогают вспомогательные технологии?
Любому ребенку с инвалидностью (от легкой формы до тяжелой) ВТ могут помочь. Есть технологии, которые помогают читать, писать, запоминать, ходить, сидеть, видеть, слышать, общаться. Каждый ребенок, которому нужна такого рода помощь, может получить пользу от использования вспомогательных технологий.
Чем вспомогательные технологии могут помочь ученикам?
Какие существуют услуги относительно вспомогательных технологий?
Это любые услуги, которые необходимы, чтобы помочь ученику получить или использовать вспомогательные технологии. Эти услуги включают в себя:
Существует несколько категорий вспомогательных технологий. Каждая из этих категорий направлена на развитие функциональных способностей учеников с инвалидностью. Некоторые из них приводятся ниже:
Инструменты, которые помогают в обучении: Электронные и неэлектронные устройства, например, калькулятор, корректор, портативное устройство для электронной обработки текста и компьютерные программы для учащихся, испытывающих сложности в обучении.
Инструменты, которые помогают справляться с ежедневными рутинными действиями: приборы и устройства, которые помогают самостоятельно есть, умываться, готовить еду, одеваться, убираться и следить за гигиеной. К таким инструментам относят, например, чашки с большими ручками, миски с резиновыми подложками, ложки с утяжеленными ручками, крючки для застегивания пуговиц.
Вспомогательные слуховые аппараты и устройства контроля внешних условий: Электронные и неэлектронные средства, например, приборы усиления, системы скрытых субтитров, системы предупреждения, предназначенные для не слышащих учеников или учеников с нарушениями слуха.
Инструменты дополнительной коммуникации: Электронные и неэлектронные устройства и программы, благодаря которым ученики с нарушениями речи имеют средство выражения и восприятия информации.
Компьютерный доступ и обучение: Устройства ввода и вывода, альтернативные устройства доступа, модифицированные или альтернативные клавиатуры, выключатели, специальные программы и другие устройства и программные решения, позволяющие ученику с ограниченными возможностями пользоваться компьютером.
Инструменты контроля внешних условий: Электронные и неэлектронные средства, например, выключатели, приборы контроля внешних условий и остальные инструменты, которые обеспечивают ученику с ограниченными возможностями максимальную независимость в процессе обучения.
Средства перемещения: Электронные и неэлектронные средства, например, инвалидные коляски (с ручным или электрическим приводом), ходунки, скутеры, предназначенные для личного перемещения.
Инструменты, помогающие овладеть начальными трудовыми и профессиональными навыками: Электронные и неэлектронные средства, например, анализ задач в рисунках, адаптированные держатели и часы, помогающие учащимся выполнить поставленные перед ними задачи по овладению начальными трудовыми и профессиональными навыками.
Инструменты для отдыха и развлечения: Электронные и неэлектронные средства, например, адаптированные книги, игрушки с адаптированными выключателями, компьютерные программы для самостоятельного участия в досуговых мероприятиях.
Инструменты, помогающие сохранить сидячее положение или иное положение тела: Адаптированные системы для сохранения сидячего положения или иного положения тела, позволяющие учащимся включаться в учебный процесс.
Сенсорные средства: Утяжеленные одеяла, утяжеленные жилеты, ручные головоломки, массажные подушки для учащихся, которым показана сенсорная диета.
Визуальные средства: Электронные и неэлектронные средства, например, лупы, калькуляторы с голосовым вводом, устройства для набора шрифта Брайля, адаптированные кассетные проигрыватели, ПО для озвучивания написанного на экране текста, устройства для конспектирования шрифтом Брайля – все это позволяет незрячим ученикам или ученикам с нарушениями зрения получать доступ к визуальной информации.
В США потребность учащегося во вспомогательной технологии определяется группой по разработке индивидуальной программы обучения. Как правило, прежде всего рассматривается возможность применения вспомогательной технологией или ее оценка. Как только определяется потребность во вспомогательной технологии, группа по разработке индивидуальной программы обучения описывает необходимую технологию в индивидуальной программе обучения.
При рассмотрении возможности применения вспомогательной технологии в ходе первоначальной и ежегодной оценки ИПО, группа по разработке индивидуальной программы обучения должна придерживаться Контрольного списка для рассмотрения возможности применения ВТ:
Процесс рассмотрения возможности применения вспомогательной технологии включает в себя пробный период использования такой технологии, что позволяет оценить потенциальную эффективность инструмента. Возможность испытать ВТ предлагается в классе или в школе.
В случае необходимости, к примеру, когда группа по разработке ИПО решает, что действующих модификаций и программ недостаточно для реализации потребностей ученика во вспомогательных технологиях в полной мере, проводится оценка потребности во вспомогательной технологии. Оценка также может проводиться по просьбе родителей учащегося.
Самое важное, что необходимо знать педагогу или школе, которые принимают решение использовать вспомогательные технологии в обучении детей с ОВЗ, технологии вторичны, первичны потребности каждого конкретного ребенка, которые те или иные технологии могут помочь удовлетворить.
Большинству людей технологии облегчают жизнь. Людям с инвалидностью вспомогательные технологии дают возможности!
Обзор подготовлен Е.В. Молюковой, менеджером отдела инклюзивного образования Региональной Общественной Организации Инвалидов «Перспектива» (г.Москва)
В рамках Проекта «Вспомогательные технологии в инклюзивном образовании» (2017гг)
Проект финансировался Фондом «Евразия»
БИБЛИОГРАФИЯ
[1] Карпов А.А. Ассистивные информационные технологии на основе аудиовизуальных речевых ИНТЕРФЕЙСОВ //Труды СПИИРАН. 2013. Вып. 4(27). ISSN 2078-9181 (печ.), ISSN 2078-9599 (онлайн)