Что относится к антропофоническому дефекту звукопроизношения
Нарушение звукопроизношения является относительно частой патологией среди дошкольников и школьников.
Бесплатные занятия с логопедом
Нарушение звукопроизношения является относительно частой патологией среди дошкольников и школьников. Причинами его могут служить аномалии развития и формирования речевого аппарата, неправильная социальная среда и органические повреждения головного мозга.
Специфическими признаками заболевания считается неправильное воспроизведение звуков (отсутствие, искажение, замена, смешение). Диагностические мероприятия включают методики выявления причин нарушения звукопроизношения. Чтобы улучшить характер воспроизведения звуков, проводят логопедические занятия, а также лечат основную причину нарушения речи.
Понятие нарушения звукопроизношения, развитие речевой функции у ребенка
Звукопроизношение − это (в логопедии) правильное воспроизведение звуков речи, благодаря активной работе речевого центра и артикуляционных органов. Становление речевой функции у ребенка происходит постепенно. Процесс развития речи может длиться весь дошкольный период. На первом году жизни появляются звуки [а], [б], [п], [м], [г], на 2 году гласные [э], [у], [ы], [о], [и], согласные [в], [т], [д], [к], [х], [л’], [с], [ф]. Когда ребенку исполняется 3 года, формируются следующие согласные звуковые единицы: [ш], [ж], [ч], [ш’], [з]. Звуки [л], [р] устанавливаются к 5-6 годам.
В логопедии считается, что окончательное развитие речевой функции у ребенка происходит только к 5-7 годам. В этот возрастной период пациент может воспроизводить правильно все звуковые единицы языка, на котором он говорит. Если у ребенка отмечается нарушение речи после 5-7-летнего возраста, то следует обратиться к врачу для выяснения причины речевой дисфункции.
Этиологические причины нарушения речевой функции
Воспроизведение звуков нарушается по причине повреждений структур мозга, неправильного развития артикуляционного аппарата, а также проживания в некомфортной социальной среде. Эти основные причины способны сильно повлиять на формирование речевой функции. Если ребенок живет с родителями, которые неправильно произносят звуки и слова или совсем не говорят, то формирование речи происходит неправильно.
Часто речь развивается с дефектом при заболеваниях головного мозга. Причиной повреждения мозговой ткани могут быть разные травмы во время родов или в течение жизни ребенка. Родовая травма возникает по причине тяжелых и длительных родов, а также при стремительной родовой деятельности. Мозг может повреждаться во время длительной гипоксии. Гипоксическое поражение провоцируют обвитие пуповины, длительные роды, фетоплацентарная недостаточность, частичная отслойка плаценты, повышенный тонус матки во время вынашивания плода.
Этиология неправильного развития артикуляционного аппарата:
Речь неправильно формируется также при неверном восприятии звуков. Часто на развитие речевой функции сильно влияет соматическое заболевание, обостряющееся у ребенка до 5-7-летнего возраста.
Чтобы предупредить неправильное формирование речевой функции, следует планировать беременность, снизить вероятность инфекционных заболеваний во время вынашивания плода. В период становления речи важно развивать речь малыша, корректировать звукопроизношение, если имеются нарушения воспроизведения звуков.
Разновидности патологий воспроизведения звуков и клинические проявления
Ребенок может неправильно воспроизводить любой звук, но чаще дети плохо произносят свистящие: ([с], [з], [ц]), шипящие ([ш], [ж], [ч], [ш’]), сонорные ([р], [л]). Эти звуки имеют сложную структуру и требуют навыков звукопроизношения. Звуковые единицы, которые просты для воспроизведения, нарушаются реже. К ним относятся − [м], [н], [т], [п]. Эти звуковые единицы появляются на раннем этапе формирования речевой функции.
Разновидности нарушения воспроизведения звуков:
• отсутствие звуковой единицы; • изменение звука; • замена одной звуковой единицы другой; • смешивание звуковых единиц.
Отсутствие звуковой единицы проявляется в виде выпадения звука в слове. Исчезает она в начале, в середине или в конце слова. Пример: карман − каман, разный – азный, Амур – Аму.
Искажение звука характеризуется измененным произношением звуковой единицы, которая не соответствует русской системе фонетики. К этой форме ОНР (общего нарушения речи) относится несколько видов искажения:
У некоторых пациентов нарушение речевой функции проявляется заменой звуков. Пример: компот – томкот, губа – дуба, сумрак – фумрак, сухарик – фухарик, дом – том, кочки – гочки, рама – ряма, лампа – лямпа. Смешивание звуков характеризуется тем, что пациент путает звуковые единицы друг с другом. Пример: шапочка – сапочка, саночки – шаночки. При этом отдельно звук [с] и [ш] ребенок произносит и различает правильно.
Виды дислалии
Патология других анализаторов
Фонетическая классификация
· Артикулярно-фонетическая.
· Сигматизм (неправильно произносятся свистящие и шипящие).
· Нарушение произношения сонорных звуковых единиц.
· Нарушения создания заднеязычных звуковых единиц.
· Неправильное воспроизведение мягких звуков.
Диагностические мероприятия
Целью диагностических мероприятий является выявление первопричины заболевания, а также определение вида нарушения звукопроизношения. Диагностику проводит невролог, педиатр, логопед и другие специалисты в зависимости от проявлений заболевания. При наличии патологий головного мозга (гипоксия, ДЦП, травмы головы и другие) ребенка сначала обследует невролог. Если у пациента имеется заболевание слухового и зрительного анализатора, требуется консультация отоларинголога и окулиста. К узким специалистам пациент попадает по направлению педиатра.
В зависимости от патологии направляют на обследование:
По окончании обследования невролог пишет заключение и направляет ребенка к логопеду. Логопед анализирует причины нарушения речи, определяет симптомы и уровень ОНР и фонематического дефекта, проводит диагностическое логопедическое исследование. Для этого ребенку дают задания для выявления звуков, произносимых с ошибкой. По окончании диагностических мероприятий логопед пишет заключение (характеристики произношения: какие звуки нормальные, а какие с дефектом) и составляет план логопедических занятий.
Для того чтобы выявить звуки, произносимые неправильно, ребенку показывают карточки с изображением зверей или предметов. Ребенок называет, что изображено на картинке. По такой простой методике логопед выявляет, какие звуковые единицы произносятся неверно. После определения перечня неправильных звуков логопед просит пациента воспроизвести звуки, проговариваемые с ошибкой (не в составе слова, а отдельно).
Лечебные мероприятия и коррекция речевых нарушений
Лечебные мероприятия включают терапию заболевания, вызвавшего патологию речи, а также коррекционные занятия по исправлению речевого дефекта. При наличии патологии мозга (гипоксии, травм, ДЦП) назначают лекарственные препараты, улучшающие мозговой кровоток. Активно используют ноотропные средства: Пантогам, Кортексин и другие. Если у ребенка речевую функцию тормозит тяжелое хроническое заболевание, то врачи стараются снизить тяжесть болезни, уменьшить частоту рецидивов.
Помимо терапии основной болезни, ребенку назначают регулярные логопедические занятия. Они могут быть групповые или индивидуальные. Групповые занятия позволяют научить пациента слушать и различать ошибки в словах других детей. Занятия проводятся как на дому, так и в школах, детских садах.
Главным направлением в терапии нарушения звукопроизношения считается индивидуальный подход к каждому пациенту. Другим аспектом коррекции является использование компенсаторных возможностей ребенка. Правильный подбор материалов для обучения также имеет большое значение во время занятий. Коррекция направлена не только на исправление речевых дефектов, но и на развитие интеллектуальных способностей детей.
Методы коррекционной работы
Специфический
Дидактический
· Двигательно-кинестетический.
· Словесность (с наглядностью и без).
Двигательно-кинестетическая форма обучения помогает установить связь между работой артикуляционного аппарата и ощущением его. Зрительно-кинестетическая методика позволяет зрительно запомнить как работает функциональный артикуляционный аппарат при произношении того или иного звука, помогая при этом движениями руками. Наглядность подразумевает применение картинок, книг, игрушек во время обучения, чтобы ребенок видел, как выглядит звук или слово. Словесный способ характеризуется использованием загадок, скороговорок, слов, предложений, песенок. Практические методики объединяют обучение и игры. Игровой способ коррекции подразумевает постановки сценок, сказок, использование намеренных ошибок в словах.
Занятия включают упражнения для артикуляционного аппарата, развития лингвистических навыков, тренировку дыхания и громкости голоса. Также логопеды стараются стимулировать речевую функцию мелкой моторикой и тренировкой координации. Активно проводят массажные движения пальцев рук, мимических мышц.
Во время обучения логопед старается автоматизировать звуки в речи ребенка при помощи повторения слогов, слов, предложений, словосочетаний. На занятиях пациент учится правильно ставить речь, пересказывать и представлять прочитанное или услышанное. Детей, умеющих писать, логопед обучает правильности написания слов. При тяжелой дислалии длительность коррекции больше, чем при обычном нарушении звукопроизношения. Сначала обучают пациента различать неправильные звуки на слух, а затем исправляют дефекты. После постановки звуков их применяют в словах, словосочетаниях, стихах, скороговорках.
Своевременная диагностика и коррекция речи помогает восстановить речевую функцию и подготовить ребенка к школе.
Профилактические мероприятия
Чтобы предупредить возникновение расстройств звукопроизношения, необходимо проводить профилактику. Женщинам рекомендуется планировать беременность. Во время вынашивания плода нужно избегать стрессов, тяжелых работ, контактов с инфекциями. При отслойке плаценты, повышенном тонусе матки, снижении количества шевелений следует обращаться к гинекологу. После рождения ребенка нужно следить за состоянием малыша. Если у ребенка снижен сосательный рефлекс, повышен или понижен тонус рук и ног, отмечается сильный плач, следует обязательно обратиться к доктору.
На протяжении жизни ребенка нужно избегать травм головы, вовремя пролечивать хронические и инфекционные заболевания. Детям с ДЦП показано лечение и реабилитация. В период формирования речевой функции с детьми следует постоянно заниматься, четко проговаривать слова, читать стихи и книги, исправлять произношение неверно произнесенных слов. При проявлениях задержки речи ребенку показана своевременная коррекция речи.
Заключение
Нарушение звукопроизношения является частой проблемой. Детям с нарушениями речи следует вовремя лечить заболевания, спровоцировавшие отставание в развитии речевой функции. При возникновении ОНР родителям нужно обратиться к логопеду. Врач-логопед проведет логопедические занятия, которые повысят качество речи ребенка, исправит все дефекты произношения. Чем раньше проводится коррекция речи, тем выше результат терапии.
Искажение звуков – это акустически ненормативное произношение фонем. Характеризуется использованием в речи вариантов звукопроизношения, отсутствующих в фонетике русского языка. Встречается при билингвизме, дислалии, ринолалии, дизартрии. Искажение звуков диагностируется при проведении обследования устной речи. Коррекция неправильного звукопроизношения осуществляется преимущественно логопедическими методами (артикуляционная гимнастика, звукопостановка, автоматизация). Иногда дополнительно требуется ортодонтическая коррекция, хирургическое устранение аномалий ЧЛО, неврологическое лечение.
Классификация
В отечественной логопедии искажение звуков относят к фонетическим (моторным, антропофоническим) дефектам, при которых видоизменяется звуковая структура. В отличие от замены или отсутствия фонем, искажение не является физиологическим и не проходит самостоятельно. Существует несколько типов и множество подтипов искажения звуков. Они обозначаются терминами, образованными от соответствующих греческих букв:
При речевых нарушениях часто искаженно произносятся звуки различных групп, т. е. имеют место полиморфные дефекты: ротацизм+сигматизм, ротацизм+ламбдацизм, сигматизм шипящих+дефекты заднеязычных и т. д. Статистически чаще искажается произношение переднеязычных фрикативных (шипящих и свистящих), реже – задне- и среднеязычных. По своему логопедическому статусу дети с искажением звуков могут относиться к группе ФН, ФФН или ОНР.
Причины искажения звуков
В основе искаженного звукопроизношения, как правило, лежат анатомические отклонения в строении периферических органов артикуляции либо их функциональная незрелость. В итоге формируются компенсаторные артикуляционные уклады, которые не обеспечивают акустическую норму. Искаженные звуки лишь отдаленно напоминают правильный речевой образец.
Билингвизм
Искажение звуков русского языка характерно для носителей других языковых систем. Так, для французской фонетики нормой является картавое произношение [r], для английской ‒ межзубное произношение дифтонга [th]. Подобные заимствования часто встречаются в речи билингвов. Вместе с тем, для русского языка такие искажения являются фонетическими ошибками.
Дислалия
Искажение фонем встречается как при функциональной, так и при органической дислалии, однако имеет разные механизмы развития. Функциональное косноязычие связано с вялостью речевой моторики, подражанием дефектной речи окружающих и пр. Механическая дислалия может быть обусловлена укороченной подъязычной связкой, большим неповоротливым языком (макроглоссией) или маленький узким языком (микроглоссией), высоким («готическим») сводом нёба, диастемами, аномалиями прикуса.
Искажения звуков при аномалиях зубо-челюстной системы чаще представлены различными видами сигматизма, дефектами переднеязычных и губно-зубных звуков. Воздушная струя выходит через щели между зубными рядами. Свистящие и шипящие становятся излишне зашумленными, с хлюпающим оттенком; гласные – малоразборчивыми.
При аномалиях и слабости мышц языка нарушенными обычно оказываются вибранты и шипящие, отмечается боковой сигматизм свистящих. Произношение может становиться невнятным. Неполноценное смыкание губ вызывает искажение губных и губно-зубных звуков. Возможно дефектное артикулирование лабиализованных гласных ([О], [У]).
Во всех случаях при дислалии отмечается только нарушенное звукопроизношение. Другие компоненты речи (голос, просодика, лексика и грамматика, словарное разнообразие) остаются сохранными.
Дизартрия
Многочисленные искажения звуков при дизартрии вызваны иннервационной недостаточностью речевого аппарата. В результате слабости артикуляционных мышц звуки произносятся неточно. Движения кончика языка плохо дифференцированы, отчего в наибольшей степени искажаются переднеязычные: возникают различные варианты сигматизма, ротацизма, ламбдацизма.
При этом наибольшую трудность представляют свистящие звуки, следом идут шипящие, в меньшей степени нарушаются соноры. Практически не страдают йотированные и заднеязычные. Искажение звуков в большинстве случаев происходит по типу бокового и межзубного произношения.
Напряжение мышц губ сказывает на произношении губных согласных и лабиализованных гласных. Отмечаются дефекты озвончения и оглушения, излишняя палатализация. Речь смазанная, плохо разборчивая. Процесс автоматизации поставленных звуков протекает крайне сложно, длительно по времени.
Кроме искажения звукопроизношения, для дизартрии типичны изменения голоса (слабость, монотонность, осиплость, ринофония). Часто нарушается глотание, отмечается гиперсаливация. В той или иной степени страдает общая моторика, особенные затруднения вызывают дифференцированные движения пальцев рук.
Ринолалия
Открытая ринолалия возникает вследствие врожденных расщелин лица (незаращение нёба, расщепление губы). При данной патологии все гласные и согласные имеют носовой оттенок, храпящий призвук, плохо дифференцируются на слух. Особенную трудность представляют переднеязычные и заднеязычные согласные. Глухие согласные больше напоминают назализованный звук [Х], звонкие – звукосочетание [КГ]. Таким образом, искажение звуков является первичным речевым дефектом при ринолалии. Вторично могут нарушаться фонематические, лексико-грамматические процессы и письменная речь.
Диагностика
Особенности речевой функции изучаются логопедом в ходе индивидуального обследования. При отдельных нозологиях показано проведение стоматологической, неврологической диагностики. Логопедическая диагностика включает несколько последовательных этапов:
Коррекция
Логопедическая работа
Коррекционно-педагогический комплекс при искажении звуков, обусловленном дислалией и дизартрией, реализуется в три этапа. Каждый из них имеет свои цели и задачи, проводится с использованием специализированных методов и приемов:
При ринолалии коррекционно-логопедическая работа имеет свои особенности, проводится в дооперационном и послеоперационном периодах. До операции осуществляется звукопостановка доступных по артикуляции фонем, развитие голоса и речевого дыхания, специальный массаж. После операции ставятся и автоматизируются все остальные искажаемые звуки, продолжается логопедический массаж неба, ведется работа над формированием небно-глоточного смыкания, устраняется назализация.
Медицинское направление
Логопедическая коррекция искажения звуков при зубо-челюстных и челюстно-лицевых аномалиях проводится на фоне ортодонтического и хирургического лечения. Если уздечку языка не удается растянуть с помощью логопедических упражнений, выполняется френулопластика. При неправильном прикусе может потребоваться ношение ортодонтический аппаратов, выполнение ортогнатической операции.
Пациентам с открытой ринолалией производтся хирургическая коррекция деформаций лица: хейлопластика, уранопластика, велофарингопластика. Дизартрические расстройства требуют регулярного прохождения курсов медикаментозного лечения, физиотерапевтической реабилитации (ЛФК, Бобат-терапия, массаж по методу Кастильо Моралес и др.).
Дислалия – это нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации артикуляционного аппарата. Это значит, что отклонение не связано с нарушением слуха или повреждениями головного мозга. Может быть нарушено (дислалия) или затруднено (паралалия) произношение любого из звуков родного языка.
Дислалия у детей проявляется отсутствием звуков в речи, либо происходит их замена, смешение или искажение. При наличии подобной симптоматики обязательно проведение логопедического обследования с целью изучения подвижности, строения речевого аппарата, обследования фонетического слуха. Важно понимать, что коррекция дислалии должна проводиться своевременно, потому что это нарушение может привести к дислексии и дисграфии, при этом оно серьезно затрудняет коммуникацию ребенка с окружающими его людьми.
Основная характеристика дислалии
Дислалия считается наиболее часто встречающимся нарушением речи у детей. Характеризуется оно нарушением произношения звуков, а также патологическим их употреблением. При этом органические патологии слуха и нервной системы отсутствуют.
Наибольший процент детей с дислалией выявляется именно в дошкольный период. По разным оценкам специалистов, этот показатель составляет 25-30% (некоторые источники говорят о 50%). В младших классах количество детей составляет 17-20% от общего числа, в старшем возрасте – порядка 1%.
В структуре дислалии больше всего выделяются полиморфные нарушения при звукопроизношении, которые препятствуют дальнейшему овладению письменной речью. Особенность дислалии заключается в том, что ребенок может использовать все падежи правильно, его словарный запас будет находится на нормальном уровне, и он может выговаривать до 90% звуков, но иметь серьезные проблемы с оставшимися 10%. Это говорит об избирательности данного нарушения.
Основная классификация дислалии
Специалисты выделяют две основные формы дислалии – функциональную и механическую (органическую).
Функциональная дислалия проявляется в нарушении воспроизведения фонем, при этом нарушения артикуляционного аппарата отсутствуют. Она делится на 3 вида:
От несформированности тех или иных звуков, можно выделить следующие виды дислалии:
Существует классификация нарушения и по степени тяжести – простая и сложная дислалия. При простой нарушено от 1 до 4 звуков, при сложной – более 4.
В каждой из этих категорий можно выделить виды дислалии по тому, какие звуки и из каких артикуляционных групп страдают. Если все проблемные звуки находятся в одной группе (свистящие или только шипящие), то это мономорфная дислалия, а если из разных, то полиморфная:
Помимо этого, встречаются нарушения озвончения и оглушения, когда ребенок заменяет парные глухие звонкой и наоборот, а также дефекты твердости и смягчения, когда парные твердые звуки меняются на мягкие согласные и наоборот.
Механическая дислалия (органическая) обусловлена органическими патологиями органов речи:
Фонетическое нарушение речи – это группа речевых расстройств, при которых нарушается исключительно произносительная сторона при достаточной сформированности фонематического слуха, лексики, грамматики. К фонетическим дефектам относят искажение звуков и слоговой структуры слов, просодические нарушения. Произносительные недостатки выявляются в ходе логопедической диагностики. Коррекция фонетических речевых нарушений включает формирование правильных артикуляционных позиций, выработку речевого дыхания, постановку и автоматизацию дефектно произносимых звуков.
МКБ-10
Общие сведения
О фонетических нарушениях речи (ФНР), или недостатках произношения отдельных звуков (НПОЗ), говорят в тех случаях, когда имеется неточная, не соответствующая языковым нормам фонация или артикуляция при сохранном физическом слухе, интеллектуальном статусе. ФНР относится к категориям психолого-педагогической классификации, наряду с ФФН, ЛГНР и ОНР. Логопедическое заключение ФНР / НПОЗ позволяет выделить категорию детей с однотипными речевыми дефектами, сформировать группу логопатов, нуждающихся в равнозначной логопедической помощи.
Причины
Фонетические нарушения характерны для целого ряда логопедических нозологий: дислалии, ринолалии, стертой дизартрии, нарушений голоса. Их отличает наличие звукопроизносительных и фонационных дефектов. Непосредственными причинами фонетических недостатков могут являться:
Фонетическое недоразвитие также может выступать частью более сложных речевых нарушений, но тогда говорят о фонетико-фонематическом или общем (системном) речевом недоразвитии.
Механизмы развития
Фонетическая сторона речи включает в себя звуковое (звуки, слоги, звуковые цепочки) и мелодико-интонационное (темп, ритм, тон, ударение) оформление высказывания. Каждый звук обладает определенными артикуляционными и акустическими характеристиками, которые в языке приняты за норму. При фонетических нарушениях изменяются механизмы речепроизводства, что приводит к искаженному звучанию речевого потока.
Плохая подвижность языка при аномалиях строения или нарушенной иннервации делает его движения недостаточно активными, недифференцированными, не позволяет принимать точные артикуляционные позы, из-за чего акустические эффекты произносимых звуков отличаются от нормы. При расщелинах мягкого и твердого неба происходит утечка воздушного потока через носовые ходы, в результате чего голос становится гиперназализованным, монотонным, немодулированным. Патология голосовых связок приводит к их несмыканию и неучастию в фонации ‒ появляется осиплость, хриплость, глухость голоса.
Симптомы ФНР
Фонетические недостатки включают дефекты произнесения звуков, нарушение звуко-слогового ритма слова и диспросодию. Искажения артикуляции могут касаться отдельных звуков, целой группы (например, сигматизм свистящих) или нескольких групп звуков (свистящий и шипящий сигматизм + ротацизм). Искаженное звукопроизношение, как правило, не отражается на письме, поэтому не препятствует овладению грамотой.
Нарушения звуко-слоговой структуры слова могут быть представлены пропусками согласных/гласных или целых слогов, вставкой «лишних» слогов, перестановкой звуков и слогов, персеверациями и др. В младшем дошкольном возрасте такие ошибки в длинных, незнакомых словах являются нормотипичными. К старшему дошкольному возрасту практически все дети овладевают звуко-слоговой структурой многосложных слов (исключение составляют иноязычные, малочастотные слова, узкоспецифичные термины). Ошибки в виде пропусков согласных при их стечении, сокращения количества слогов преимущественно указывают на нарушение артикуляционной моторики.
Диспросодия приводит к изменению ритмического рисунка, снижению эмоциональной окраски высказывания. Существенное влияние на мелодико-интонационный контекст оказывает речевое дыхание, которое обычно нарушается у детей с ринолалией, дизартрией. Поэтому их голос звучит слабо, а речь ‒ недостаточно выразительно.
Осложнения
Оформление произносительной стороны речи в основном заканчивается к 5-6 годам, т. е. в дошкольном детстве. Если возрастное косноязычие не исчезает самостоятельно, могут возникнуть нежелательные последствия. Известно, что простые по артикуляции звуки создают базу для появления артикуляторно более сложных фонем. Если первые произносятся неверно, искаженно, то основа для появления последующих звуков в онтогенезе оказывается несформированной.
Ошибки звуко-слогового состава негативно влияют на развитие лексико-грамматической и фонематической сторон речи, отражаются на письме в виде дисграфии. В целом фонетические трудности «тормозят» психическое развитие ребенка, препятствуют познание окружающего мира, затрудняют коммуникацию со сверстниками и взрослыми.
Диагностика
Логопедическая диагностика всегда начинается с выяснения общего и речевого анамнеза. Со слов родителей логопед-дефектолог получает информацию о протекании беременности и родов, раннем постнатальном развитии ребенка, перенесенных детских болезнях. Оценивается речевая среда, время появления и активность довербальных реакций. При изучении медкарты уточняется состояние слуха, нервно-психического развития. Специальные методы диагностики фонетических нарушений включают:
Расширенная диагностика фонетических нарушений при необходимости также включает медицинский блок. Перечень исследований определяется врачом-специалистом (детским неврологом, ортодонтом, челюстно-лицевым хирургом):
Коррекция ФФН
Лечение
Медицинская помощь требуется в случаях, когда правильного произношения невозможно достичь одними только логопедическими средствами. Ребенку может назначаться:
Логопедическая коррекция
Организованные дети с фонетическими нарушениями должны зачисляться на логопункт образовательного учреждения для проведения систематических занятий по совершенствованию звукопроизношения. Основные задачи коррекционного обучения сводятся к уточнению акустических и артикуляционных признаков звуков, их постановке и закреплению, развитию речевого выдоха, интонационной выразительности.
Прогноз и профилактика
Фонетические нарушения относятся к самым благоприятным в прогностическом плане. Практически всегда они преодолеваются с помощью медицинских и логопедических усилий. Невнимание к произносительным дефектам и затягивание их коррекции, напротив, ухудшает социальную адаптацию ребенка, порождает комплексы, вызванные плохой дикцией.
Избежать появления фонетических дефектов возможно, если родители будут следить за «чистотой» собственной и детской речи, своевременно обращаться к логопеду по вопросу профилактики речевых нарушений. Необходимо предупреждать и своевременно устранять проблемы, приводящие к произносительным трудностям.