Что относится к антитеррору
Антитеррористическая защищенность объекта
Перечень основных террористических угроз на объектах (территориях) определяется Федеральным законом от 06.03.2006 № 35-ФЗ, постановлением Правительства РФ от 15.11.2016 № 1196. Перечень включает 5 (пять) основных угроз.
Ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности того или иного объекта (территории) возложена на правообладателя объекта (территории). Действующим законодательством под правообладателем понимается юридическое (физическое) лицо, владеющее объектом (территорией) на праве собственности или ином законном основании (договор аренды, оперативного управления и т.п.).
Виды объектов (территорий) на которые распространяется законодательство АТЗ
Требования по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий)
В настоящее время в рамках обеспечения антитеррористической защищенности различных объектов (территорий) действует 44 (сорок четыре) нормативно правовых акта (постановления Правительства РФ (ПП РФ)), которыми устанавливаются основные Требования по обеспечению АТЗ объектов и территорий различных видов деятельности и относящихся к ведению или сфере деятельности различных Федеральных органов исполнительной власти (ФОИВ).
При обеспечении антитеррористической защищенности объектов и территорий необходимо учитывать принадлежность (отношение) эксплуатирующей их организации к тому или иному ФОИВ, вид деятельности, осуществляемой на объекте (территории) и присвоенную категорию по антитеррористической защищенности.
Мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий)
1. Организовать процедуру обследования и категорирования объекта (территории) по антитеррористической защищенности. Данная процедура должна проводиться межведомственной комиссией (МВК). Категорирование является основополагающим вопросом обеспечения АТЗ объекта, т.к. именно по результатам его проведения объекту (территории) присваивается категория по антитеррористической защищенности, которая определяет систему мер обязательную к реализации на объекте. Чем выше категория, тем более серьезные требования предъявляются к объекту. Также на данном этапе перед межведомственной комиссией стоит задача по изучение принятых на объекте мер, направленных на обеспечение его антитеррористической защищенности и оценка их соответствия мерам, определяемым Требованиями законов. На этапе обследования и категорирования правообладатель объекта (территории) для участия в работе МВК имеет право привлечь специализированную организацию, что поспособствует более качественному проведению данной процедуры. Объекту может быть присвоена одна из категорий по антитеррористической защищенности (количество категорий и критерии категорированию устанавливаются ПП РФ в соответствии с которым организована процедура категорирования). Результатом выполнения данного этапа является подписанный всеми членами межведомственной комиссии акт обследования и категорирования объекта (территории).
3. Обеспечить охрану объекта путем привлечения ведомственной (вневедомственной) охраны, частной охранной организации (ЧОО) или путем создания собственной службы безопасности. В отдельных случаях охрана объекта может осуществляться только подразделениями (организациями) Росгвардии. Перечень объектов подлежащих обязательной охране Росгвардии приведен в Распоряжении Правительства РФ от 15.05.2017 № 928-р. Кроме того, ряд ограничений по охране объектов (территорий) устанавливается Приложением 1 постановления Правительства РФ от 14.08.1992 № 587. Стоит отметить, что охрану объекта (территории), в отношении которого установлены требования по антитеррористической защищенности имеют право осуществлять ЧОО соответствующие п. 7 ст. 3 Закона РФ от 11.03.1992 № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации».
4. Обеспечить (при необходимости) проведение специализированной организацией проектных изысканий на проектирование (модернизацию) инженерно-технических средств охраны (ИТСО) с целью приведения объекта (территории) в соответствие Требованиям законодательства с учетом присвоенной категории.
5. Организовать строительно-монтажные и пуско-наладочные работы по оснащению объекта (территории) инженерно-техническими средствами охраны (ИТСО).
6. Обеспечить работоспособность и своевременное техническое обслуживание ИТСО на всем периоде их эксплуатации.
Руководящие документы
Основные нормативно правовые акты (законы) регулирующие вопросы обеспечения антитеррористической защищенности объекта (территории) приведены в разделе сайта «Законодательство», подраздел «Антитеррористическая защищенность объекта (территории)».
Что относится к антитеррору
Антитеррористическая защищенность объектов (территорий) образовательной организации независимо от их категории опасности обеспечивается путем осуществления комплекса мер, направленных:
Воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории) образовательной организации достигается следующим образом:
Выявление потенциальных нарушителей установленных на объектах (территориях) образовательных организаций режимов, а также признаков подготовки или совершения террористического акта обеспечивается путем:
Пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях) достигается следующими совокупными методами:
Минимизация (сведение до минимума) возможных последствий террористических актов и ликвидация угрозы терактов на объектах (территориях) достигается следующими способами:
В целях обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий) независимо от присвоенной им категории опасности осуществляются следующие мероприятия:
В отношении объектов (территорий) второй категории опасности дополнительно к мероприятиям, указанным выше, осуществляются следующие мероприятия:
В отношении объектов (территорий) первой категории опасности дополнительно к мероприятиям для третьей и второй категорий опасности, осуществляются следующие мероприятия:
Инженерная защита объектов (территорий) осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».
Выбор и оснащение объектов (территорий) инженерно-техническими средствами охраны конкретных типов определяются в техническом задании на проектирование инженерно-технических средств охраны.
Система оповещения и управления эвакуацией на объекте (территории) должна обеспечивать оперативное информирование лиц, находящихся на объекте (территории), об угрозе совершения или о совершении террористического акта. Количество оповещателей и их мощность должны обеспечивать необходимую слышимость на объекте (территории).
Система оповещения должна быть автономной, не совмещенной с ретрансляционными технологическими системами.
Система видеонаблюдения с учетом количества устанавливаемых камер и мест их размещения должна обеспечивать непрерывное видеонаблюдение потенциально опасных участков и критических элементов объекта (территории), архивирование и хранение данных в течение одного месяца.
По решению руководителей органов (организаций), являющихся правообладателями объектов (территорий), объекты (территории) могут оборудоваться инженерно-техническими средствами охраны более высокого класса защиты.
При организации антитеррористических мероприятий работникам образовательных организаций следует также руководствоваться Постановлением Правительства Российской Федерации 2 ноября 2000 г. № 841 «Об утверждении Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны».
При разработке конкретных антитеррористических мероприятий и организации охраны объекта (территории) могут быть использованы также Рекомендации национального антитеррористического комитета (НАК) «Руководителям предприятий и учреждений по защите от террористических угроз и иных экстремистских проявлений».
Таким образом, в образовательной организации должен быть разработан план действий на каждый из объявленных уровней террористической опасности, а именно:
Дополнительные меры по обеспечению безопасности личности, общества и государства, принимаемые при том или ином уровне террористической опасности, определены Указом Президента № 851. Руководитель образовательной организации обязан принять конкретные соответствующие меры, зависящие от него, на вверенном ему объекте (территории).
Антитеррор
Терроризм
Терроризм – угроза обществу!
Статья 205 УК РФ. Террористический акт
2. Те же деяния:
3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, если они:
Примечание
Лицо, участвовавшее в подготовке террористического акта, освобождается от уголовной ответственности, если оно своевременным предупреждением органов власти или иным способом способствовало предотвращению осуществления террористического акта и если в действиях этого лица не содержится иного состава преступления.
Возможные места установки взрывных устройств:
Вокзалы; Рынки; Стадионы; Дискотеки; Магазины; Транспортные средства; объекты жизнеобеспечения (электроподстанции, газоперекачивающие и распределительные станции…); учебные заведения; больницы, поликлиники; детские учреждения; подвалы и лестничные клетки жилых зданий; контейнеры для мусора, урны; опоры мостов.
Признаки наличия взрывных устройств:
Припаркованные вблизи домов автомашины, неизвестные жильцам (бесхозные); наличие на найденном предмете источников питания (батарейки); присутствие проводов, небольшой антенны, изоленты; шум из обнаруженного предмета (тиканье часов, щелчки); обнаруженные растяжки из проволоки, шпагата, веревки. Необычное размещение обнаруженного предмета; специфический, не свойственный окружающей местности, запах; бесхозные портфели, чемоданы, сумки, свертки, мешки, ящики, коробки.
Предупредительно-защитные меры. Необходимо:
Укрепить и опечатать входы в подвалы и на чердаки, установить решетки, металлические двери, замки, регулярно проверять их сохранность; установить домофон; организовать дежурство граждан (жильцов) по месту жительства; создать добровольные дружины из жильцов для обхода жилого массива и проверки сохранности печатей и замков; обращать внимание на появление во дворах незнакомых автомобилей и посторонних лиц; интересоваться разгрузкой мешков, ящиков, коробок, переносимых в подвал или на первые этажи; не открывать двери в подвалы и на чердаки неизвестным людям; освободить лестничные клетки, коридоры, служебные помещения от загромождающих их предметов.
Что относится к антитеррору
Для противодействия терроризму Совет Безопасности призывает все государства осуществлять неотложные меры по недопущению и пресечению любой активной или пассивной поддержки терроризма.
Совет Безопасности призывает государства:
Правовую основу по организации борьбы с терроризмом в Российской Федерации составляют:
Основные положения Конституции Российской Федерации:
Федеральный закон Российской Федерации «О противодействии терроризму» от 6 марта 2006 года № 35-Ф3 (далее – Федеральный закон № 35-Ф3) устанавливает основные принципы противодействия терроризму; определение террористической деятельности, правовые и организационные основы противодействия терроризму, полномочия органов исполнительной власти субъектов РФ (областей, краев, республик, городов Москвы и Санкт-Петербурга), полномочия органов местного самоуправления в области противодействия терроризму, а также правовые и организационные основы применения Вооруженных Сил Российской Федерации в борьбе с терроризмом, правовой режим контртеррористических операций, компенсации, выплаты, возмещение вреда в связи с ущербом, причиненным террористическими актами.
Федеральный закон № 35-Ф3 и другие нормативные правовые документы раскрывают основные понятия, связанные с терроризмом:
Терроризм – идеология насилия и практика воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий.
Противодействие терроризму – деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления. а также физических и юридических лиц по:
Антитеррористическая защищенность объекта (территории) – состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта.
При этом под местом массового пребывания людей понимается территория общего пользования поселения или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более пятидесяти человек.
Потенциально опасные участки объекта (территории) – участки объекта (территории), совершение террористического акта на которых может привести к возникновению чрезвычайных ситуаций с опасными социально-экономическими последствиями.
Критические элементы объекта (территории) (уязвимые места) – элементы объекта (территории), совершение террористического акта на которых может привести к прекращению функционирования объекта (территории) в целом, его повреждению или аварии на нем.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона № 35-Ф3 организационные основы противодействия терроризму следующие:
1) Президент Российской Федерации определяет основные направления государственной политики в области противодействия терроризму и устанавливает компетенцию федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых он осуществляет, по борьбе с терроризмом, принимает решение об использовании за пределами территории Российской Федерации формирований Вооруженных Сил и подразделений специального назначения для борьбы с террористической деятельностью, осуществляемой против РФ либо граждан РФ или лиц без гражданства, постоянно проживающих в РФ.
2) Правительство Российской Федерации определяет компетенцию федеральных органов исполнительной власти в области противодействия терроризму;организует обеспечение деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления по противодействию терроризму необходимыми силами, средствами и ресурсами и организует разработку и осуществление мер по предупреждению терроризма и минимизацию / ликвидацию последствий проявлений терроризма; устанавливает порядок взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, физических и юридических лиц при проверке информации об угрозе совершения террористического акта, а также информирования субъектов противодействия терроризму о выявленной угрозе совершения террористического акта, устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса);
3) Федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих определенных Федеральным законом № 35-Ф3 полномочий.
В законе определен порядок применения Вооруженных Сил Российской Федерации в борьбе с терроризмом в воздушной среде, в территориальном море, на континентальном шельфе РФ, во внутренних водах РФ и при обеспечении безопасности национального морского судоходства, а также по пресечению международной террористической деятельности за пределами территории Российской Федерации.
Федеральным законом № 35-Ф3 определен правовой режим контртеррористической операции на период ее проведения, условия ее проведения, порядок руководства операцией, компетенция оперативного штаба, силы и средства, привлекаемые для проведения контртеррористической операции.
В Федеральном законе № 35-Ф3 определено, что компенсационные выплаты физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, государство осуществляет в порядке, установленном Правительством РФ. Возмещение вреда осуществляется в порядке гражданского судопроизводства. На требование о возмещении вреда, причиненного в результате террористического акта жизни или здоровью граждан, исковая давность не распространяется.
Федеральный закон № 35-Ф3 предусматривает возмещение вреда, причиненного в результате правомерных действий при пресечении террористического акта. Он осуществляется за счет средств федерального бюджета в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном Правительством РФ.
Согласно Федеральному закону № 35-Ф3, в Российской Федерации запрещается создание и деятельность организаций, цели и действия которых направлены на пропаганду, оправдание и поддержку терроризма или совершения преступлений, предусмотренные Уголовным кодексом РФ (статьи: 205, 206, 208, 211, 277 – 280, 360).
Лицам, оказавшим содействие в выявлении, предупреждении, пресечении, раскрытии и расследовании террористического акта, выявлении и задержании лиц, подготавливающих, совершающих или совершивших такой акт, из средств федерального бюджета может выплачиваться денежное вознаграждение. Размер, основания и порядок выплат денежного вознаграждения определяются федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности.
Указ Президента РФ «О мерах по противодействию терроризму» от 15 февраля 2006 г. № 116 подписан в целях совершенствования государственного управления в области противодействия терроризму. Этим указом образован Национальный антитеррористический комитет, определены его основные задачи и состав. Председателем Национального антитеррористического комитета по должности является директор Федеральной службы безопасности РФ (ФСБ).
Для организации планирования применения сил и средств федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов по борьбе с терроризмом, образован в составе Комитета Федеральный оперативный штаб.
Указом Президента Российской Федерации от 14 июня 2012 г. N 851 «О порядке установления уровней террористической опасности, предусматривающих принятие дополнительных мер по обеспечению безопасности личности, общества и государства» в целях своевременного информирования населения о возникновении угрозы террористического акта и организации деятельности по противодействию его совершению устанавливаются следующие уровни террористической опасности на отдельных участках территории Российской Федерации (объектах): повышенный («синий»), высокий («желтый»), критический («красный»).
Уровень террористической опасности на отдельных участках территории Российской Федерации (объектах) устанавливается:
а) повышенный («синий») – при наличии требующей подтверждения информации о реальной возможности совершения террористического акта;
б) высокий («желтый») – при наличии подтвержденной информации о реальной возможности совершения террористического акта;
в) критический («красный») – при наличии информации о совершенном террористическом акте либо о совершении действий, создающих непосредственную угрозу террористического акта.
Основным нормативным правовым документом по практической организации антитеррористической защищенности образовательных организаций является Постановление Правительства РФ от 07.10.2017 № 1235 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)» (далее – Постановление № 1235).
Во исполнение Федерального закона №35-Ф3 «О противодействии терроризму» Правительство Российской Федерации Постановлением № 1235 утвердило:
Принятые Постановлением № 1235 Требования устанавливают обязательные для выполнения мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) образовательных организаций:
Уголовный кодекс РФ предусматривает ответственность и за преступления террористического характера: совершение террористического акта – взрыва, поджога и т.п. (ст.205); содействие терроризму в виде финансирования и пособничества, публичные призывы к терроризму и его публичное оправдание, прохождение обучения в целях осуществления террористической деятельности, организация террористического сообщества, организация деятельности и участие в деятельности террористической организации, несообщение о террористическом преступлении (ст.ст. 205.1-205.6), захват заложника (ст. 206), организация незаконных вооруженных формирований или участие в таковых (ст. 208), угон воздушного или водного судна либо железнодорожного состава (ст. 211), незаконное обращение с ядерными материалами или радиоактивными веществами (ст.220), их вымогательство (ст. 221), пиратство (ст. 227), посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля (ст. 277), насильственный захват власти (ст. 278), вооруженный мятеж (ст. 279), посягательство на лиц или учреждения, пользующиеся международной защитой (ст. 360), акт международного терроризма (ст.361). Наказания по многим этим статьям – вплоть до пожизненного лишения свободы.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает ответственность за нарушение правового режима контртеррористической операции (ст. 20.27 КоАП).
Несанкционированное проникновение либо попытка проникновения на территорию (объект), в пределах которой (на котором) введен правовой режим контртеррористической операции, – влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей.
Воспрепятствование проведению контртеррористической операции влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток; на должностных лиц – от трех тысяч до пяти тысяч рублей или административный арест на срок до тридцати суток; на юридических лиц – от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.
Антитеррористическая защищенность объекта: что должен знать руководитель
эксперт по технологиям оценки профессиональных рисков, систем мотивации и обучения персонала, аудитор систем менеджмента качества
Рассказываем, каковы обязанности руководителя организации в части защиты объектов от террористического акта, как обеспечить безопасность работников и посетителей, избежать административного или уголовного наказания
Основные понятия и нормативно-правовое регулирование
Что такое антитеррористическая защищенность объекта
Противодействовать терроризму обязаны не только органы государственной и муниципальной власти. Обычные граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица должны организовать работу по предупреждению терроризма. Для этого необходимо обеспечить безопасность собственных или арендуемых зданий и сооружений.
Антитеррористическая защищенность объекта (далее — АТЗ) — состояние здания или территории, которое не позволит совершить террористический акт. Цель АТЗ — сберечь жизнь и здоровье людей, сохранность имущества, окружающей среды, флоры и фауны.
Чтобы обеспечить АТЗ, организация должна:
Какие объекты подлежат антитеррористической защищенности
Марина Шобохонова, специалист по техносферной безопасности, эксперт по независимой оценке квалификации в области охраны труда:
Согласно ч. 6 ст. 3 Закона «О противодействии терроризму» от 06.03.2006 № 35-ФЗа антитеррористической защищенности подлежат места массового пребывания, к которым относятся:
В одной организации может быть несколько объектов защиты, если в каждом из зданий или строений находится одновременно больше 50 человек.
Какие нормативные акты регулируют эту сферу
Требования к антитеррористической защищенности объектов и территорий, их категории и формы паспортов безопасности утверждает Правительство РФ (п. 4 ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ). Для разных сфер деятельности разработаны отдельные документы. Они содержат правила категорирования, формы паспортов безопасности и пр.
Перечень действующих нормативных правовых актов вы найдете в нашей шпаргалке.
В конце статьи есть шпаргалка
Категорирование объекта
Каковы критерии оценки риска
Категорию зданию или территории устанавливают, опираясь на сведения о совершенных или предотвращенных террористических актах не только на самом объекте, но и в районе его расположения. Эта информация есть в сводках федеральной службы безопасности, национальной гвардии, других статистических материалах.
Также для категоризации объектов защиты специалисты применяют математико-статистические методы расчета ущерба, которые могут оценить возможные потери населения и материального оснащения в случае террористического акта.
Чем выше категория риска, тем больше мероприятий предстоит выполнить руководству организации, чтобы обеспечить защиту.
В 2020 году в России совершено 397 преступлений террористического характера. Такие данные приводятся в аналитическом сборнике Генпрокуратуры РФ о состоянии преступности в стране.
Как организовать категорирование объекта
Критерии по категорированию перечислены в постановлениях Правительства РФ. Единого набора не существует, к разным объектам применяются разные критерии, их выбор зависит от официальной статистики по предотвращенным терактам, прогнозных показателей по количеству пострадавших и материальному ущербу.
Приказ об обследовании и категорировании объекта вы найдете в нашей шпаргалке.
В конце статьи есть шпаргалка
Чтобы правильно присвоить категорию, нужны статистические данные по совершенным или предотвращенным терактам — их необходимо получить в территориальном органе безопасности района расположения организации.
Прогнозный показатель количества пострадавших принимается равным максимальному количеству единовременно пребывающих людей на объекте или территории в рабочие дни. Прогнозный показатель возможного материального ущерба — равным балансовой стоимости объекта или территории.
Пример. Расчет категории для детских учреждений стационарного типа
Критерии | I категория | II категория | III категория | IV категория |
---|---|---|---|---|
Количество попыток или совершенных терактов за последние 12 месяцев | Пять и более | От 3 до 4 | До 2 | Не зафиксировано терактов и попыток их совершения |
Прогнозируемое количество пострадавших | Более 800 человек | От 300 до 800 человек | От 100 до 300 человек | Менее 100 человек |
Прогнозируемый размер материального ущерба и ущерба окружающей природной среде | Более 300 млн руб. | От 300 до 150 млн руб. | От 75 до 150 млн руб. | Менее 75 млн руб. |
Объекты Минпросвещения (Постановление Правительства РФ от 02.08.2019 № 1006) | ||||
Количество попыток или совершенных терактов за последние | Показатели те же | |||
Прогнозируемое количество пострадавших | Более 1100 человек | От 800 до 1100 человек | От 100 до 800 человек | Менее 100 человек |
Прогнозируемый размер материального ущерба и ущерба окружающей природной среде | Показатели те же | Менее 15 млн руб. |
Антитеррористическая защищенность объектов
Какие документы надо оформить
Марина Шобохонова, специалист по техносферной безопасности, эксперт по независимой оценке квалификации в области охраны труда:
Для того чтобы работа по АТЗ была систематизированной, руководитель предприятия должен разработать несколько документов. Первый — это план организационных и технических мероприятий по защищенности вверенных ему объектов с массовым пребыванием людей.
Организационные мероприятия | Технические мероприятия |
---|---|
Назначение ответственных за АТЗ | Установка систем контроля доступа на территорию, в здания и помещения |
Обучение и инструктажи по АТЗ, тренировки, обучение оказанию первой помощи пострадавшим при теракте; повышение квалификации для ответственных лиц и руководителя организации | Установка системы оповещения на случай террористического акта |
Заключение договоров с охранными предприятиями | Оснащение объекта и территории инженерно-техническими средствами и системами охраны |
Категорирование мест массового пребывания людей, с учетом степени потенциальной опасности и угрозы совершения на них террористического акта и его возможных последствий | |
Разработка, утверждение, актуализация паспорта безопасности |
Приказ о создании комиссии, которая реализует этот план, обследует и присвоит объекту категорию риска, станет следующим документом. В комиссию кроме руководителя организации должны войти представители территориальных органов безопасности, МВД, Росгвардии.
В организации также должны быть:
Какие мероприятия провести
Нужна обучающая работа с персоналом организации и посетителями. Если речь идет о школе, то каждый ученик должен знать план эвакуации в случае сигнала угрозы теракта.
Проводите плановые учения и тренировки по отработке правильных действий. Всех работников и посетителей известите о правилах эвакуации, применении средств индивидуальной и коллективной защиты, месте сбора при эвакуации. Для этой цели нужно проводить инструктажи по АТЗ. Уделите внимание отработке действий при условном совершении террористического акта. Проводите устные опросы, записи о них вносите в журналы проведения инструктажа и практических занятий.
Кого назначить ответственным за АТЗ
Нельзя назначать ответственными тех, кто не обладает административно-управленческим ресурсом. Полномочия зафиксируйте в должностных инструкциях сотрудников, формулировки вы найдете в отраслевых постановлениях Правительства РФ.
Примеры должностных обязанностей:
Как обучить оказанию первой помощи пострадавшим
Сергей Мещерин, к.м.н., врач-хирург, организатор здравоохранения:
Обучение работников и посетителей объекта, например учеников школы или пациентов больницы, проводится по программам, которые не отличаются от программ обучения оказанию первой помощи пострадавшим на производстве. Составляются они на основе Приказа Минздравсоцразвития России от 04.05.2012 № 477н. Обучение можно провести внутри самой организации или направить сотрудников в учебный центр.
Первая помощь при терактах нужна в следующих ситуациях:
Чтобы обучить работников и посетителей, организация должна приобрести и подготовить технические средства: тренажеры, учебные пособия, плакаты, стенды, памятки.
Обратите внимание: работник, который будет проводить обучение оказанию первой помощи при терактах, обязан пройти повышение квалификации в учебном центре (ст. 31 Федерального закона от 21.11.2011 года № 323-ФЗ).
Паспорт безопасности объекта и другие документы
Как заполнить паспорт
В постановлениях Правительства РФ, регулирующих эту сферу, фигурирует понятие «паспорт безопасности». Поэтому юридически правильным будет использовать именно этот термин, а не «паспорт антитеррористической защищенности», который также встречается в различных нормативных правовых актах.
Паспорт безопасности состоит из обязательных разделов:
Подробный алгоритм и образец заполнения паспорта безопасности вы получите на курсе повышения квалификации «Антитеррористическая защищенность».
Как оформить акт обследования и категорирования объекта
Акт обследования и категорирования объекта защиты — это первый этап создания паспорта безопасности. Акт составляют в двух экземплярах. Так же как и паспорту безопасности, ему присваивают гриф «ДСП» (для служебного пользования) или гриф секретности. Выбор зависит от категории объекта (ст. 8 Закона РФ от 21.07.1993 № 5485-1).
Категорирование проводят в момент ввода объекта в эксплуатацию и в случае значимых изменений его характеристик, например, при монтаже новой автоматической системы пожаротушения.
Каждый федеральный орган исполнительной власти (министерство, ведомство), в ведении которого находятся организации, разрабатывает методический материал, который помогает составлять акт обследования и категорировать объекты защиты.
Пример. Для вузов применяется Письмо Минобрнауки России от 22.02.2018 № ТС-543/12. Для школ и детских садов — Письмо Минпросвещения России от 28.01.2020 № ВБ-85/12.
Акт обследования и категорирования объекта защиты составляет комиссия, назначенная приказом руководителя организации. Требования к созданию комиссии в органах исполнительной власти различны. Во всех случаях можно привлекать сотрудников органов безопасности и МВД России.
В некоторых ведомствах допустимо привлекать:
Каких-либо нормативно закрепленных прямых ограничений или запретов, кроме конфиденциальности информации, по составу комиссии нет. Собственник должен в первую очередь защищать информацию, представляющую интерес для террористов.
Ответственность за неисполнение законодательных требований
Наталья Герасименко, юрист, к.ю.н., эксперт по охране и экономике труда, руководитель направления «Охрана труда» в Контур.Школе:
Многие работодатели, к сожалению, халатно относятся к обеспечению АТЗ, притом что ужесточены меры ответственности за неисполнение законодательных требований — вплоть до уголовной ответственности.
В конце 2019 года в КоАП РФ появилась ст. 20.35, которая предусматривает ответственность за нарушения антитеррористического законодательства для объектов и территорий.
За нарушения организациям грозит штраф от 100 000 до 500 000 руб., должностным лицам — дисквалификация от полугода до трех лет или штраф от 30 000 до 50 000 руб.
Если действия виновных будут содержать признаки уголовного преступления, наступят основания для уголовного преследования конкретного человека — руководителя организации или сотрудника, который по должности занимался обеспечением безопасности и антитеррористической защищенности.
Пример. Школа не организовала режим антитеррористической защищенности, и в результате нападения погибли ученики и учителя. При этом согласно федеральному закону «Об образовании в РФ» (ч. 6-7 ст. 28 Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ) школа обязана создавать безопасные условия для учащихся и педагогов и отвечает за неисполнение этой функции. Кроме того, в отношении педагогов действует ст. 212 ТК РФ, где сказано, что работодатель обязан обеспечить безопасность своих сотрудников во время выполнения трудовых обязанностей.
В этой ситуации директор школы и его заместитель по безопасности могут быть привлечены к уголовной ответственности по ч. 3 ст. 293 УК РФ за халатность, которая привела к гибели людей. А это принудительные работы на срок до пяти лет, а также в некоторых случаях лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет. Второй вариант — лишение свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
Шпаргалка
В шпаргалке собрана полезная информация из статьи: