Что относится к 5 классу сложности в строительстве
Что относится к 5 классу сложности в строительстве
год основания 1992 г.
Завод экспериментального оборудования «Галана»
Как определить класс сложности ( уровень ответственности) планируемого к строительству объекта и почему это так важно? На чем вы экономите свое время и деньги, а на чем теряете?
Очень важная информация для руководителей и владельцев бизнеса на этапе приятия решения о возведении планируемого объекта.
Заказчику нужно построить бытовые помещения с гаражом для Пождепо (изображено на рис.).
Что получается в итоге? Одно и то же сооружение, выполненное из одних и тех же материалов, может обойтись бюджету либо владельцу частного предприятия абсолютно по разной стоимости. При том, что разница может достигать огромных цифр ( в несколько раз!). За счет чего она достигается? Дело в том, что отнеся сооружение к пятому классу сложности, Вам не требуется получать разрешение органов Госстройнадзора, а также проходить государственную экспертизу проекта (включая экологическую экспертизу, экспертизу условий труда), т.е. Вам не надо тратить деньги на разработку дорогостоящей проектно-сметной документации, а это не только деньги, но и Ваше время! Кроме всего прочего, сами сооружения пятого класса сложности обходятся значительно дешевле, чем построенные классическим способом.
Давайте рассмотрим детальнее за счет чего достигается экономия времени и денег на проектно-сметных работах, если здание не строить, а покупать готовое, произведенное на заводе?
Вам НЕ НУЖНО:
— собирать технические условия на проектирование
— платить за проектно-сметные работы, включая устройство инженерных сетей
— тратить время на то, чтобы пройти экспертизу
— проводить инженерно-геологические изыскания, т.к. объекты такого плана, в рассматриваемом примере это гараж с бытовыми помещениями, собираются из заводских модулей и не требуют заглубленных фундаментов, а благодаря плитному основанию с сегментным, независимым разделением нагрузок могут устанавливаться на любых пучинистых (водонасыщенных) грунтах без проведения масштабных геологических изысканий.
За счет чего достигается экономия времени на строительно-монтажных работах по сравнению с капитальным строительством?
Вам НЕ НУЖНО:
— идти и получать решение Исполкома на строительство
— идти и подавать документы в органы Госстройнадзора (объекты пятого класса сложности не попадают под действие этого контролирующего органа. см. ссылки на Законодательство снизу)
За счет чего достигается экономия времени и денег на устройстве всех инженерных сетей?
Вам НЕ НУЖНО:
— идти и заказывать разработку проектов на устройство инженерных сетей и платить за это
— проходить экспертизу и переплачивать за проведение проектно-сметных работ
Проектирование объектов 5 класса сложности
Основанием для классификации здания или сооружения и отнесению его к пятому классу сложности (III уровню ответственности), являются технические характеристики проекта (высота, объем, площадь, вместимость, протяженность здания или сооружения и др.). В качестве дополнительных критериев учитывают функциональное назначение зданий и сооружений, их технико-экономические характеристики и другие факторы.
Часть, из основополагающих моментов для Заказчика (Застройщика), которые необходимо учесть в проекте:
– определение пятна застройки с учетом градостроительных, санитарных, пожарных норм;
– уточнение пятна застройки с учетом охранных зон и других обременений налагаемых на участок или сооружения;
– обязательно наносить все здания и сооружения на генеральный план, включая инженерную инфраструктуру (с учетом выполненной топографической съемки (выкопировки) участка и сооружений вокруг него);
– принимать грамотное решение по выбору той или иной инженерной инфраструктуре, применительно конкретно к вашим условиям (пример: септик, ЛОС, выгреб или иной вариант, выполнять в зависимости от геологии, от наличия водоохранной зоны и других факторов, располагать на правильных нормируемых расстояниях от сооружений, забора, а ключевое от водозаборной скважины);
– назначение минимально-возможной (необходимой) степени огнестойкости здания или сооружения;
– инженерные расчеты здания (статика) и инженерной инфраструктуры;
– и много другое.
«Проект Про» с удовольствием подскажет, расскажет и проконсультирует о всех тонкостях объекта пятого класса сложности (К-5), владеть которыми Заказчик обязан для принятия взвешенных решений на всех этапах, от написания заявления, до правильного проектирования, строительства и безупречного ввода в эксплуатацию (с необходимый комплектом документации для этого).
К здания и сооружения пятого класса сложности (К-5) относят:
Примечание:
высота здания — разность отметок поверхности проезжей части ближайшего к зданию проезда и пола верхнего этажа, не считая технического;
бокс — часть помещения, предназначенная для хранения не более двух автомобилей, ограниченная ограждающими конструкциями или сетчатым ограждением и оборудованная воротами;
выезд из бокса непосредственно наружу — выезд, осуществляемый на прилегающую к боксу открытую территорию.
ЗДАНИЯ И СООРУЖЕНИЯ. КЛАССИФИКАЦИЯ СТБ 2331-2015
ЗДАНИЯ И СООРУЖЕНИЯ. КЛАССИФИКАЦИЯ СТБ 2331-2015
1 Область применения
Настоящий стандарт распространяется на здания и сооружения различного назначения и устанавливает основные положения их классификации по классам сложности.
Настоящий стандарт предназначен для определения сложности работ при осуществлении архитектурной и строительной деятельности.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие технические нормативные правовые акты в области технического нормирования и стандартизации (далее — ТНПА):
ТКП 45-3.03-19-2006 (02250) Автомобильные дороги. Нормы проектирования ТКП 45-3.04-169-2009 (02250) Гидротехнические сооружения. Строительные нормы проектирования
ТКП 45-3.02-191-2010 (02250) Здания и помещения организаций отдыха и туризма.
Правила проектирования
СТБ 2331-2015/ОР
ТКП 45-3.03-227-2010 (02250) Улицы населенных пунктов. Строительные нормы проектирования
СНБ 3.03.01-98 Железные дороги колеи 1520 мм.
Примечание – При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ТНПА по Перечню технических нормативных правовых актов в области архитектуры и строительства, действующих на территории Республики Беларусь, и каталогу, составленным по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим информационным указателям, опубликованным в текущем году.
Если ссылочные ТНПА заменены (изменены), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться замененными (измененными) ТНПА. Если ссылочные ТНПА отменены без замены, то положение, в котором дана ссылка на них, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применяют следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 аэродромные сооружения: Грунтовые элементы летного поля, грунтовые основания, аэродромные покрытия, водоотводные и дренажные системы, а также специальные площадки и конструкции.
3.2 временные здания и сооружения: Специально возводимые или временно приспосабливаемые постоянные на период строительства здания (жилые, культурно бытовые и др.) и сооружения (производственного и вспомогательного назначения), необходимые для обслуживания работников строительства, организации и выполнения строительно-монтажных работ.
3.3 временный мост: Сооружение для пропуска транспортных средств на время возведения новых сооружений, а также реконструкции и ремонта существующих сооружений, или других целей.
3.4 высотное здание: Многоэтажное здание жилого назначения высотой от 75 до 100 м включительно, общественного и многофункционального назначения — высотой от 50 до 200 м включительно.
Примечание – Высота здания – разность отметок от поверхности проезжей части ближайшего к зданию проезда до отметки пола верхнего этажа, не считая технического.
3.5 гидротехнические сооружения: Сооружения, подвергающиеся воздействию водной среды, предназначенные для использования и охраны водных ресурсов, предотвращения вредного воздействия вод, в том числе загрязненных жидкими отходами, включая плотины, здания гидроэлектростанций (ГЭС), водосбросные, водоспускные и водовыпускные, водозаборные, рыбозаградительные и рыбопропускные сооружения, каналы, насосные станции (НС), судоходные шлюзы, сооружения, предназначенные для защиты от наводнений и разрушений берегов водохранилищ, берегов и дна русел рек, сооружения (дамбы), защищающие населенные пункты и сельскохозяйственные угодья от затопления и подтопления, ограждающие золошлакоотвалы и хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций, устройства от размывов на каналах и т. п.
3.6 железнодорожный путь: Комплекс сооружений, включающий в себя верхнее строение пути, земляное полотно, водоотводные, водопропускные, противодеформационные, защитные и укрепительные сооружения земляного полотна, расположенный в полосе отвода, а также искусственные сооружения [1].
3.7 железнодорожные пути не общего пользования: Железнодорожные подъездные пути, примыкающие непосредственно или через другие железнодорожные подъездные пути к железнодорожным путям общего пользования и предназначенные для обслуживания определенных пользователей услугами железнодорожного транспорта на условиях договоров или выполнения работ для собственных нужд [1].
3.8 здание с массовым пребыванием людей: Здание, имеющее в своем составе помещения(-е) с массовым пребыванием людей, общее количество людей в которых(-ом) превышает 300 чел.
3.9 киоск: Сооружение модульного типа для торговли, осуществляемой без доступа покупателей внутрь помещения [2].
3.1 лесная дорога: Дорога, расположенная на территории лесного фонда и предназначенная для проезда транспортных средств, обеспечивающих деятельность работников лесного хозяйства, лесозаготовительной и лесохимической промышленности.
3.11 магистральная инженерная инфраструктура: Инженерные сети, капитальные строения (здания, сооружения), изолированные помещения и иные объекты, транспортирующие транзитом ресурсы к местам их учета и распределения в районах (кварталах) жилой застройки, к территориям застройки объектами, не относящимися к многоквартирным, одноквартирным, блокированным жилым домам (далее – иные объекты), а
также отводящие от района (квартала) жилой застройки, территории застройки иными объектами использованные ресурсы [3].
3.12 магистральный трубопровод: Единый имущественный неделимый производственно-технологический комплекс, состоящий из подземных, подводных, наземных и надземных трубопроводов и других объектов, обеспечивающих безопасную транспортировку продукции от пункта ее приемки до пункта сдачи, передачи в другие трубопроводы, на иной вид транспорта или хранение [4].
3.13 мобильное (инвентарное) здание или сооружение: Здание или сооружение комплектной заводской поставки, конструкция которого обеспечивает возможность его передислокации.
3.14 объекты агроэкотуризма: Здания и сооружения сельских усадеб, предназначенные для отдыха и оздоровления разных возрастных и социальных групп населения, их ознакомления с природным потенциалом, национальными и культурными традициями республики.
3.15 павильон: Сооружение модульного типа для торговли, осуществляемой с обслуживанием покупателей внутри помещения [2].
3.16 распределительная инженерная инфраструктура: Инженерные сети, капитальные строения (здания, сооружения), изолированные помещения и иные объекты, обеспечивающие распределение ресурсов от места их учета и распределения до участков размещения конкретных объектов потребления в районе (квартале) жилой застройки, на территориях застройки иными объектами [3].
3.17 тоннель: Протяженное подземное сооружение, предназначенное для прокладки автомобильных и железных дорог.
4 Общие положения
4.1 Здания и сооружения относятся к пяти классам сложности в соответствии с разделом 5
4.2 Основанием для принятия решения по отнесению здания или сооружения к определенному классу сложности являются технические характеристики (высота, объем, площадь, вместимость, протяженность здания или сооружения и др.).
В качестве дополнительных критериев учитывают функциональное назначение зданий и сооружений, их технико-экономические характеристики, прогнозируемые экономические, социальные и (или) экологические последствия при аварии на объекте.
4.3 Здания и сооружения, которые по техническим характеристикам не могут быть отнесены к классам сложности К-1, К-2, К-3 и К-4, следует относить к классам сложности К-2, К-3, К-4 и К-5 соответственно.
4.4 Не подлежат классификации согласно настоящему стандарту изолированные помещения зданий, линии связи, прокладываемые в существующей канализации, а также технологическое оборудование, в том числе, устанавливаемое на автомобильных дорогах, и следующие системы (сети и оборудование), которыми оснащаются эксплуатируемые здания и сооружения:
– кондиционирования;
– телефонизации;
– радиофикации;
– телефикации;
– домофонной связи;
– конференц-связи;
– кабельного и спутникового телевидения;
– локальных вычислительных сетей;
– электрочасификации;
– диспетчеризации, оповещения и озвучивания, иных видов связи;
– структурированных кабельных сетей (объединение всех коммуникаций в единую сеть);
– сотовой связи.
5 Классификация
5.1 Здания и сооружения первого класса сложности (К-1)
5.2 Здания и сооружения второго класса сложности (К-2)
5.3 Здания и сооружения третьего класса сложности (К-3)
5.4 Здания и сооружения четвертого класса сложности (К-4)
5.5 Здания и сооружения пятого класса сложности (К-5)
Примечание 1 – Внутренние (за исключением указанных в 4.4) и внутриплощадочные инженерные сети и системы являются составной частью возводимых зданий и сооружений, указанных в 5.1 – 5.5.
Примечание 2 – В 5.2.1, 5.3.1, 5.4.1 и 5.5.1 высота здания – разность отметок поверхности проезжей части ближайшего к зданию проезда и пола верхнего этажа, не считая технического.
Порядок отнесения объектов строительства к IV и V категорий сложности
отнесения объектов строительства
к IV и V категорий сложности
1. Настоящий Порядок определяет механизм отнесения объектов
строительства различного функционального назначения к IV и V категорий сложности.
2. Отнесение объекта строительства к соответствующей категории сложности осуществляется проектировщиком и заказчиком.
3. Категория сложности объекта строительства определяется в соответствии со строительными нормами и государственными стандартами на основании класса последствий (ответственности) такого объекта строительства.
4. Класс последствий (ответственности) объекта строительства определяется в соответствии с требованиями ДБН В.1.2-14-2009 «Общие принципы обеспечения надежности и конструктивной безопасности зданий, сооружений, строительных конструкций и оснований »по уровню возможных экономических убытков и (или) других потерь, связанных с прекращением эксплуатации или потерей целостности объекта.
5. К IV категории сложности относятся объекты строительства, которые имеют хотя бы один из следующих признаков:
1) рассчитаны на постоянное пребывание более 300 человек и (или) периодическое пребывание более 500 человек;
2) составляют возможную опасность для более 10000 человек, которые находятся вне объекта;
3) в случае аварии или невозможности (нецелесообразности) дальнейшей эксплуатации:
— могут повлечь убытки в объеме более 15000 минимальных размеров заработных плат;
— могут привести к прекращению функционирования объектов транспорта, связи, энергетики и инженерных сетей регионального уровня;
— могут привести к потере объектов культурного наследия местного значения.
6. К V категории сложности относятся объекты строительства,
которые имеют хотя бы одну из следующих признаков:
являются объектами повышенной опасности;
2) рассчитаны на постоянное пребывание более 400 человек и (или) периодическое пребывание более 1000 человек;
3) составляют возможную опасность для более 50000 человек, которые находятся вне объекта;
4) в случае аварии или невозможности (нецелесообразности) дальнейшей эксплуатации:
— могут повлечь убытки в объеме более 150000 минимальных размеров заработных плат;
— могут привести к прекращению функционирования объектов транспорта, связи, энергетики и инженерных сетей общегосударственного значения;
— могут привести к потере объектов культурного наследия национального значения.
7. Юридические и физические лица, которые принимают участие в определении категории сложности объектов строительства, несут в соответствии с законом ответственность за нарушение требований настоящего Порядка.
8. Контроль за соблюдением требований этого Порядка осуществляется
специально уполномоченными органами в сфере градостроительства и архитектуры.
Комментарий к Указу Президента Республики Беларусь от 14 января 2014 г. № 26 «О мерах по совершенствованию строительной деятельности»
Комментарий к Указу Президента Республики Беларусь от 14 января 2014 г. № 26 «О мерах по совершенствованию строительной деятельности»
Материал подготовлен с использованием
правовых актов по состоянию
на 24 января 2014 г.
14 января 2014 г. Президентом Республики Беларусь был подписан Указ № 26 «О мерах по совершенствованию строительной деятельности» (далее – Указ № 26). В Указе № 26 содержится большое количество нововведений, существенно затрагивающих интересы субъектов хозяйствования, осуществляющих архитектурную, градостроительную и строительную деятельность.
В 2014 году будет иметь место применение не категории «уровни ответственности зданий и сооружений», а понятия «классы сложности». К моменту выхода Указа № 26 был принят предварительный государственный стандарт СТБ П 2331-2013 «Классификация зданий и сооружений. Основные положения», утвержденный постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 30 августа 2013 г. № 45 (далее – СТБ П 2331-2013). Срок действия данного предварительного государственного стандарта установлен с 1 декабря 2013 г. по 1 декабря 2015 г.
Согласно СТБ П 2331-2013 здания и сооружения относятся к пяти классам сложности.
Классификацию зданий и сооружений применяют для определения необходимости осуществления административных процедур, стадийности проектирования и строительства, определения состава проекта и необходимости выполнения специальных расчетов, проведения государственных экспертиз, процедур подтверждения соответствия, аттестации и аккредитации.
Основанием для принятия решения по отнесению объекта строительства к определенному классу сложности являются технические характеристики (высота, объем, площадь, вместимость, протяженность здания или сооружения и др.).
В качестве дополнительных критериев учитывают функциональное назначение зданий и сооружений объекта строительства, их технико-экономические характеристики, прогнозируемые экономические, социальные и (или) экологические последствия при аварии на объекте.
Объекты строительства, включающие комплекс зданий и сооружений различного функционального назначения, относят к классу сложности К-1.
К классам сложности К-2, К-3, К-4 и К-5 относят объекты строительства, которые по функциональному назначению или техническим характеристикам не могут быть отнесены к более высокому классу сложности.
Таблица. Классы сложности зданий и сооружений по СТБ П 2331-2013
Объекты первого класса сложности (К-1)
2) большепролетные здания и сооружения с пролетами 100 м и более. Производственные здания и сооружения площадью более 20 000 кв. м и их комплексы (заводы, фабрики, комбинаты);
3) здания и сооружения, на которых используют, хранят и транспортируют взрывчатые и взрывоопасные продукты, высокотоксичные и сильнодействующие ядовитые вещества согласно Закону Республики Беларусь «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 10 января 2000 г. № 363-3 (в ред. от 9 ноября 2009 г.);
4) монументальные сооружения (памятники, обелиски и т.п.), включенные в установленном порядке в Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь;
5) объекты, включенные в установленном порядке в Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь;
6) здания и сооружения атомной энергетики;
7) здания и сооружения тепловой энергетики мощностью 5 МВт и более;
9) аэродромы и основные здания и сооружения аэропортов;
10) железные дороги и предприятия железнодорожного транспорта (вокзалы, пассажирские павильоны, станционные сооружения) на линиях I категории (по РД РБ 09150.15.003-2001 Категорирование объектов Белорусской железной дороги по финансово-эксплуатационным показателям);
11) мачты, башни и т. п. высотой 100 м и более;
12) дымовые трубы высотой более 200 м;
14) резервуары нефти, нефтепродуктов и сжиженного газа общей вместимостью 10 000 куб. м и более;
15) подземные хранилища нефти, нефтепродуктов и газа (за исключением автозаправочных станций);
16) магистральные трубопроводы нефти, газа и нефтепродуктов;
17) трубопроводы высокого давления;
18) большие мосты (по ТКП 45-3.03-232-2011 (02250) « Мосты и трубы. Строительные нормы проектирования», утвержденному приказом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 22 апреля 2011 г. № 133 (далее – ТКП 45-3.03-232-2011);
19) линии электропередачи напряжением 330 кВ и выше;
20) основные производственные здания подстанций напряжением 500 кВ и выше;
21) опоры и фундаменты высотой 100 м и более специальных переходов воздушных линий электропередачи через инженерные сооружения и судоходные реки;
22) магистральные инженерные сети и сооружения подземных коммуникаций различного назначения;
23) объекты, для проектирования и строительства которых требуется разработка специальных технических условий в соответствии с ТКП 45-1.01-234-2011 (02250) « Система технического нормирования и стандартизации Республики Беларусь. Специальные технические условия в области архитектуры и строительства. Порядок разработки, построения, изложения, согласования и утверждения», утвержденном приказом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 15 апреля 2011 г. № 119 (в ред. от 2 апреля 2013 г.)
Объекты второго класса сложности (К-2)
1) Здания повышенной этажности (высотой 30 м и более);
2) здания с массовым пребыванием людей;
3) большепролетные здания и сооружения с пролетами 36 м и более;
4) производственные здания и сооружения площадью св. 10 000 до 20 000 кв. м;
5) здания и сооружения (их комплексы) по хранению и переработке зерна;
6) объекты агропромышленного комплекса:
● животноводческие комплексы (по производству молока – на 800 и более коров; по производству говядины – на 6 000 и более скотомест);
● свиноводческие (54 000 и более свиней в год);
● птицеводческие (по содержанию кур несушек – 50 000 и более голов; по производству мяса – 412,5 т и более);
8) средние мосты (по ТКП 45-3.03-232-2011);
9) мачты, башни и т.п. высотой менее 100 м;
10) дымовые трубы высотой 200 м и менее;
11) основные здания и сооружения подстанций напряжением от 35 до 220 кВ;
12) линии электропередачи напряжением от 6 до 220 кВ;
13) опоры и фундаменты высотой менее 100 м специальных переходов воздушных линий электропередачи через инженерные сооружения и судоходные реки;
14) здания и сооружения тепловой энергетики мощностью менее 5 МВт;
15) ветроэнергетические и гелиоэнергетические установки;
17) автозаправочные станции;
18) резервуары нефти, нефтепродуктов и сжиженного газа (расходные склады) в составе котельных, дизельных и других предприятий;
19) резервуары нефти, нефтепродуктов и сжиженного газа общей вместимостью менее 10 000 куб. м
Объекты третьего класса сложности (К-3)
1) Здания и сооружения различного назначения высотой менее 30 м (не относящиеся к классам К-1 и К-2);
2) производственные здания и сооружения площадью от 5 000 до 10 000 кв. м;
3) объекты агропромышленного комплекса:
● животноводческие комплексы (по производству молока – менее 800 коров; по производству говядины – менее 6 000 скотомест);
● свиноводческие (менее 54 000 свиней в год);
● птицеводческие (по содержанию кур несушек – менее 50 000 голов; по производству мяса – менее 412,5 т);
● тепличные комбинаты и теплицы площадью более 12 га;
5) внеплощадочные и внутриплощадочные распределительные инженерные сети подземных коммуникаций
Объекты четвертого класса сложности (К-4)
1) Здания и сооружения различного назначения высотой до 15 м (не относящиеся к классам К-1, К-2 и К-3);
2) тепличные комбинаты площадью 1 га и более;
3) одноэтажные бесподвальные гаражи боксового типа с выездами непосредственно наружу (вместимостью 100 автомобилей и более);
4) открытые площадки и стоянки для автомобилей (вместимостью 100 автомобилей и более)
Объекты пятого класса сложности (К-5)
1) Здания и сооружения различного назначения высотой до 7 м (не относящиеся к классам К-1, К-2, К-3 и К-4);
2) временные здания и сооружения;
3) теплицы площадью до 1 га;
4) сооружения сезонного и вспомогательного назначения (навесы, ограждения и т.п.);
5) объекты торгового сезонного и вспомогательного назначения с использованием павильонов, киосков комплектного заводского изготовления торговой площадью до 50 кв. м;
6) мобильные (инвентарные) здания или сооружения;
7) садовые домики, хозяйственные строения на приусадебных, садовых и дачных участках.
8) временные линии электроснабжения и связи (включая опоры линий электропередачи, связи и наружного освещения);
9) объекты агропромышленного комплекса – отдельно стоящие объекты подсобного и вспомогательного назначения;
10) одноэтажные бесподвальные гаражи боксового типа с выездами непосредственно наружу (вместимостью менее 100 автомобилей);
11) открытые площадки и стоянки для автомобилей (вместимостью менее 100 автомобилей);
12) склады без процессов сортировки и упаковки площадью до 200 кв. м;
13) объекты агроэкотуризма первой и второй категорий (по ТКП 45-3.02-191-2010 (02250) « Здания и помещения организаций отдыха и туризма. Правила проектирования», утвержденному приказом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 3 мая 2010 г. № 141)
Аттестация соответствия организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области строительства
Указ № 26 вводит поэтапно требование об аттестации соответствия:
● заказчиков, застройщиков, проектных организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих разработку предпроектной ( прединвестиционной ) документации;
● юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих отдельные виды архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, по перечню, определяемому Советом Министров Республики Беларусь;
● юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих работы по обследованию зданий и сооружений.
Исходя из данных неясных положений Указа № 26, а также проекта постановления Совета Министров Республики Беларусь «О некоторых вопросах аттестации организаций, индивидуальных предпринимателей, руководителей и специалистов организаций, осуществляющих деятельность в области строительства» (далее – ПСМ об аттестации; проект данного постановления размещен на официальном сайте Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь), обязательной аттестации соответствия будут подлежать организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие:
● строительство зданий и сооружений первого–четвертого класса сложности – при этом требование об обязательной аттестации соответствия вступает в силу при выполнении работ:
● на объектах первого уровня сложности – с 1 апреля 2014 г.;
● объектах второго уровня сложности – с 1 июля 2014 г.;
● объектах третьего уровня сложности – с 1 октября 2014 г.;
● объектах четвертого уровня сложности – с 1 января 2015 г.;
● проектно-изыскательскую деятельность – требование об обязательной аттестации соответствия вступает в силу с 1 января 2015 г.;
● инженерную деятельность – предполагается, что требование об обязательной аттестации соответствия будет вступать в силу аналогично требованию об обязательной аттестации соответствия при строительстве зданий и сооружений первого–четвертого класса сложности;
● обследование зданий и сооружений первого–четвертого класса сложности – требование об обязательной аттестации соответствия будет вступать в силу аналогично требованию об обязательной аттестации соответствия при строительстве зданий и сооружений первого–четвертого класса сложности.
В ожидаемом ПСМ об аттестации должно быть принято до 1 апреля 2014 г. согласно подп. 28.1 Указа № 26 будет содержаться:
● перечень работ (услуг) в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, на выполнение (оказание) которых и будет необходимо проходить процедуру аттестации соответствия;
● квалификационные требования, предъявляемые к организациям и индивидуальным предпринимателям для получения аттестата соответствия;
● собственно процедура аттестации соответствия.
Для строительных организаций (индивидуальных предпринимателей, осуществляющих строительную деятельность) важно знать, что согласно проекту ПСМ об аттестации, требование о наличии аттестата соответствия устанавливается в отношении расширенного перечня строительных работ по сравнению с перечнем строительных работ, подлежащих обязательной сертификации. В частности, аттестат соответствия потребуется при выполнении земляных, отделочных, электромонтажных работ, работ по устройству наружных сетей.
Аттестацией соответствия не будет заменяться или отменяться обязательная сертификация строительных работ. Одними из условий прохождения аттестации соответствия будет являться наличие сертификатов соответствия и системы производственного контроля на строительные работы.
Что касается квалификационных требований, то ожидаются повышенные требования к наличию аттестованных специалистов, квалифицированных рабочих, испытательного и контрольно-измерительного оборудования и т.д.
Аттестация руководителей и специалистов
Требование о наличии аттестованных руководителей и специалистов для организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих строительную деятельность, деятельность в области проектирования, технического надзора, не является новым для Республики Беларусь, что обусловлено действующими актами законодательства или сложившейся практикой.
Процедура аттестации специалистов в области строительства регулируется Инструкцией о профессиональной аттестации специалистов в области строительства, утвержденной постановлением Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 22 апреля 2003 г. № 11 (в ред. от 8 декабря 2008 г.). Вместе с тем в ближайшее время ожидается отмена данного акта законодательства в связи с принятием Советом Министров Республики Беларусь до 1 апреля 2014 г. положения об аттестации руководителей, специалистов организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, выполнение работ по обследованию зданий и сооружений.
Явным нововведением Указа № 26 в отношении наличия аттестованных руководителей (специалистов) является требование о наличии у заказчика, застройщика с 1 апреля 2014 г. руководителя (управляющего) проектом по возведению, реконструкции, реставрации объекта строительства. При этом с 1 января 2015 г. на должность руководителя (управляющего) проектом может быть назначено только лицо, имеющее соответствующий аттестат. В случае невозможности назначения такого руководителя (управляющего) проектом из числа своих работников заказчик, застройщик обязаны будут привлекать инженерную организацию (инженера).
Предпроектная ( прединвестиционная ) документация
С 1 апреля 2014 г. Указом № 26 вводится требование об обязательной разработке заказчиком, застройщиком предпроектной ( прединвестиционной ) документации при строительстве, реконструкции, реставрации объектов строительства первого–четвертого класса сложности. В состав такой документации будут входить обоснование инвестиций и задание на проектирование, в которых определяются необходимость, техническая возможность, оценка воздействия на окружающую среду (в случаях, предусмотренных законодательством о государственной экологической экспертизе), экономическая целесообразность осуществления инвестиций в возведение, реконструкцию и реставрацию объектов строительства, требования к земельному участку (при возведении, реконструкции объектов), варианты объемно-планировочных и технологических решений, сведения об инженерных нагрузках, а также источники и объемы финансирования, расчеты по определению эффективности осуществления инвестиций, социальных, экологических и других последствий возведения, реконструкции, реставрации и эксплуатации объектов строительства.
Основная цель, с которой разрабатывается предпроектная ( предынвестиционная ) документация, – определение целесообразности и (или) обоснованности осуществления инвестиций и возведения, реконструкции и реставрации объектов строительства.
Такая предпроектная ( прединвестиционная ) документация до принятия Указа № 26 фактически являлась одной из стадий разработки проектной документации (ст. 51 Закона Республики Беларусь от 5 июля 2004 г. № 300-З «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь» (в ред. от 13 июля 2012 г.; далее – Закон № 300-З)), однако эта стадия не носила обязательного характера.
Заказчиками, застройщиками предпроектная ( прединвестиционная ) документация разрабатывается и утверждается в форме задания на проектирование в случаях:
● проведения капитального ремонта и благоустройства объектов строительства первого–четвертого класса сложности;
● возведения, реконструкции, капитального ремонта, реставрации и благоустройства объектов строительства пятого класса сложности;
● возведения объектов строительства по типовым или рекомендованным для повторного применения проектам.
Состав предпроектной ( предынвестиционной ) документации для объектов строительства в зависимости от их функционального назначения, порядок ее разработки и утверждения заказчиком, застройщиком должен быть определен Министерством архитектуры и строительства Республики Беларусь до 1 апреля 2014 г.
Одно / 2-стадийное проектирование
Указом № 26 устанавливается, что с 1 апреля 2014 г. проектная документация на объе кт стр оительства разрабатывается в одну или две стадии по выбору заказчика, застройщика, если иное не определено законодательством или инвестиционным договором, заключенным с Республикой Беларусь. Таким образом, положение Закона № 300-З о 3-стадийном проектировании фактически утрачивает силу.
Договор подряда на выполнение проектных и изыскательских работ (ведения авторского надзора за строительством)
Совет Министров Республики Беларусь Указом № 26 обязывается до 1 апреля 2014 г. утвердить правила заключения и исполнения договоров подряда на выполнение проектных и изыскательских работ и (или) ведение авторского надзора.
В Республике Беларусь давно появилась потребность в принятии такого акта законодательства. Связано это с тем, что законодательство Республики Беларусь, регулирующее порядок заключения и исполнения договоров подряда на выполнение проектных и изыскательских работ, является плохо «проработанным» в отличие от, например, законодательства, регулирующего порядок заключения и исполнения договоров строительного подряда. На сегодняшний день вопросы заключения и исполнения договора подряда на выполнение проектных и изыскательских работ регулируется такими нормативными правовыми актами, как:
● Гражданский кодекс Республики Беларусь (далее – ГК);
● приказ Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 4 ноября 1999 г. № 339 «Об утверждении Положения о договорах подряда на выполнение проектных и изыскательских работ» (в ред. от 28 февраля 2003 г.);
● постановление Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 28 февраля 2003 г. № 3 «Об утверждении Инструкции о порядке расчетов между заказчиком и подрядчиком за выполнение проектных и изыскательских работ для строительства объектов»;
● постановление Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 9 декабря 2012 г. № 33 «Об утверждении методических рекомендаций», которым утверждены Методические рекомендации о порядке заключения и исполнения договоров подряда на выполнение проектных и (или) изыскательских работ и расчетов за выполненные работы (далее – Методические указания).
Многие положения данных актов находятся в противоречии между собой либо морально устарели. Из указанных нормативных правовых актов наиболее детально регламентируются вопросы заключения и исполнения договора подряда на выполнение проектных и изыскательских работ Методическими указаниями, однако не понятен статус этого документа – «методические рекомендации», обязателен ли он к применению.
Особенно не хватает четкого регулирования вопроса авторских прав на произведение архитектуры в рамках разработки проектной документации и дальнейшего строительства. По мнению автора, будущие правила данный вопрос урегулируют более детально.
В договоре на ведение авторского надзора правовое регулирование осуществляется только ТКП 45-1.03-207-2010 (02250) «Авторский надзор в строительстве. Порядок проведения», утвержденном приказом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 15 июля 2010 г. № 267 (в ред. от 22 апреля 2011 г.).
Параллельное проектирование и строительство
Понятие «параллельное проектирование и строительство объекта» было введено Указом Президента Республики Беларусь от 28 мая 2009 г. № 266, которым внесены изменения в Указ Президента Республики Беларусь от 16 ноября 2006 г. № 676 «О некоторых вопросах управления строительной отраслью и ее функционирования».
Такое нововведение было связано с практической стороной проектирования в Республике Беларусь, а именно с чрезвычайно длительными сроками подготовки проектной документации. Поэтому в целях ускорения данного процесса и повышения инвестиционной привлекательности Республики Беларусь было принято решение разрешить параллельное проектирование и строительство объектов.
На практике данное явление зарекомендовало себя с отрицательной стороны: серьезно страдало качество проектной документации и, как следствие, качество выполняемых на ее основе строительных работ, возникали дополнительные расходы. В результате Указом № 26 запрещено параллельное проектирование и строительство, за исключением случаев, установленных Президентом Республики Беларусь.
Обязанность подрядчика по предоставлению обеспечения исполнения своих обязательств
С 1 апреля 2014 г. вводится требование о том, что в случае строительства (возведения, реконструкции, капитального ремонта, реставрации и благоустройства объекта строительства) объектов жилищного, социально-культурного, коммунально-бытового назначения подрядчик обязан предоставить заказчику, застройщику обеспечение исполнения своих обязательств по устранению ненадлежащего качества устранения результата строительных, специальных, монтажных работ в одной из следующих форм:
● зарезервировать на специальном счете на период действия гарантийного срока эксплуатации объекта средства в размере 1,5 % стоимости выполненных на объекте строительных, специальных, монтажных работ;
● представить банковскую гарантию;
● заключить договор страхования ответственности по договору за неисполнение либо ненадлежащее исполнение таких обязательств на период действия гарантийного срока эксплуатации объекта. При этом страховые взносы по данному виду страхования не включаются подрядчиком в затраты по производству и реализации продукции, товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываемые при налогообложении.
Таким образом, Указом № 26 введен новый способ обеспечения исполнения обязательств (по отношению к способам обеспечения исполнения обязательств, предусмотренных в главе 23 ГК) – резервирование денежных средств.
В Указе № 26 предусмотрен порядок использования зарезервированных сре дств в дв ух следующих ситуациях:
● при отсутствии ( невыявлении ) в период гарантийного срока эксплуатации объекта ненадлежащего качества в результате выполненных строительных, специальных, монтажных работ;
● в случае принятия решения о ликвидации (прекращении деятельности) подрядчика, наличия иных обстоятельств, исключающих его деятельность.
Совет Министров Республики Беларусь должен до 1 апреля 2014 г. утвердить порядок резервирования подрядчиком сре дств дл я обеспечения устранения результата строительных, специальных, монтажных работ ненадлежащего качества, выявленного в период гарантийного срока эксплуатации объекта строительства, их учета, расходования, в т.ч. перечисления в местный бюджет.
Приемка объектов в эксплуатацию
С 1 апреля 2014 г. представители органа государственного пожарного надзора в состав приемочных комиссий не включаются. Соответствие объектов строительства проектной документации, требованиям безопасности и эксплуатационной надежности подтверждается органами государственного пожарного надзора путем выдачи в пределах их компетенции заключения.
С 1 апреля 2014 г. Указом № 26 вводятся в действие дополнительные составы административных правонарушений в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности (п. 4–14 Указа № 26), а также определяются органы, правомочные составлять протоколы об административных правонарушениях и рассматривать дела об административных правонарушениях (п. 15 Указа № 26).
Из введенных составов административных правонарушений обращает на себя внимание административное правонарушение в виде невыполнения, несвоевременного выполнения подрядчиком в строительной деятельности обязательств по устранению результата строительных, специальных, монтажных работ ненадлежащего качества, выявленного в период гарантийного срока эксплуатации объекта, если такие обязательства предусмотрены в договоре строительного подряда. За данное правонарушение установлена максимальная санкция, вводимая Указом № 26, а именно штраф на индивидуального предпринимателя – от 10 до 100 базовых величин (БВ), а на юридическое лицо – от 50 до 500 БВ. С 1 января 2014 г. в соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 12 июля 2013 г. № 623 (в ред. от 13 сентября 2013 г.), внесшим изменения в Правила заключения и исполнения договоров строительного подряда, утвержденные постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15 сентября 1998 г. № 1450, повышен размер неустойки (с 1 % до 2 %), взыскиваемой с подрядчика за несвоевременное устранение дефектов.
Пункты 4–15 Указа № 26 действуют до вступления в силу закона Республики Беларусь о внесении соответствующих дополнений и изменений в Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях и Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях.
Все технические нормативные правовые акты, используемые в архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, подлежат обязательному согласованию с Министерством архитектуры и строительства Республики Беларусь.
Указом № 26 установлено, что проекты технических нормативных правовых актов, используемых в архитектурной, градостроительной, строительной деятельности, в т.ч. нормы и правила пожарной безопасности, нормы и правила по обеспечению промышленной безопасности, санитарные нормы и правила, гигиенические нормативы, государственные стандарты, устанавливающие требования к процессам, материалам и оборудованию, относящимся к объектам стандартизации в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, подлежат согласованию с Министерством архитектуры и строительства Республики Беларусь.
В течение 2014–2015 годов должен быть произведен пересмотр государственными органами, иными государственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь, технических нормативных правовых актов, используемых в архитектурной, градостроительной, строительной деятельности, утвержденных без согласования с Министерством архитектуры и строительства. Указанные технические нормативные правовые акты, не согласованные с Министерством архитектуры и строительства, с 1 января 2016 г. не подлежат применению.
Корректировка сметной стоимости строительства объекта (выполнения строительных, специальных, монтажных работ)
Указом № 26 вносятся изменения в Указ Президента Республики Беларусь от 11 августа 2011 г. № 361 «О совершенствовании порядка определения стоимости строительства объектов и внесении изменений в некоторые указы Президента Республики Беларусь». В частности, вносятся изменения в порядок изменения стоимости строительства объекта (выполнения строительных, специальных, монтажных работ). Если период с даты начала разработки сметной документации до даты начала строительства, указанной заказчиком, застройщиком в задании на проектирование, не превышает шести месяцев, то для отражения в сметной документации изменения стоимости строительства объекта (выполнения строительных, специальных, монтажных работ) в указанный период, а также в период нормативного срока строительства объекта (выполнения строительных, специальных, монтажных работ) до его (их) завершения используются прогнозные индексы цен в строительстве, утверждаемые Министерством экономики Республики Беларусь. В иных случаях сметная стоимость строительства объекта (выполнения строительных, специальных, монтажных работ) подлежит корректировке в порядке, определенном Советом Министров Республики Беларусь. Такой порядок Совет Министров Республики Беларусь должен утвердить до 1 апреля 2014 г.
Большинство нововведений, установленных Указом № 26, вступают в силу с 1 апреля 2014 г. Вместе с тем данные нововведения не будут распространяться:
● на строительство одноквартирных, блокированных жилых домов, строений и сооружений при них, садовых домиков, хозяйственных строений и сооружений, необходимых для ведения коллективного садоводства, личного подсобного хозяйства, дачное, гаражное строительство, осуществляемое гражданами на предоставленных им для этих целей земельных участках;
● на строительство объектов (за исключением объектов, указанных в следующем пункте), на которые до вступления в силу Указа № 26 в установленном порядке начата разработка проектной документации либо такая проектная документация разработана и утверждена;
● на строительство, в т.ч. проектирование, объектов инженерной, транспортной, социальной инфраструктуры, начатое до вступления в силу Указа № 26, а также строительство таких объектов инфраструктуры к земельным участкам, предоставленным в установленном законодательством порядке для строительства объектов до вступления в силу Указа № 26. Строительство этих объектов инфраструктуры осуществляется по правилам, действовавшим до вступления в силу Указа № 26.