Что отнесете к техническим информационным каналам
Классификация технических каналов утечки информации. Информационный сигнал и его характеристики
Классификация технических каналов утечки информации
На вход канала поступает информация в виде первичного сигнала. Первичный сигнал представляет собой носитель с информацией от ее источника или с выхода предыдущего канала. В качестве источника сигнала могут быть:
Так как информация от источника поступает на вход канала на языке источника (в виде буквенно-цифрового текста, символов, знаков, звуков, сигналов и т. д.), то передатчик производит преобразование этой формы представления информации в форму, обеспечивающую запись ее на носитель информации, соответствующий среде распространения. В общем случае он выполняет следующие функции:
Приемник выполняет функции, обратные функциям передатчика. Он производит:
Классификация технических каналов утечки информации приведена на рисунке 12.2.
Основным признаком для классификации технических каналов утечки информации является физическая природа носителя. По этому признаку ТКУИ делятся на:
Носителем информации в оптическом канале является электромагнитное поле (фотоны). Оптический диапазон подразделяется на:
В радиоэлектронном канале утечки информации в качестве носителей используются электрические, магнитные и электромагнитные поля в радиодиапазоне, а также электрический ток (поток электронов), распространяющийся по металлическим проводам. Диапазон частот радиоэлектронного канала занимает полосу частот от десятков ГГц до звукового. Он подразделяется на:
В материально-вещественном канале утечка информации производится путем несанкционированного распространения за пределы контролируемой зоны вещественных носителей с защищаемой информацией. В качестве вещественных носителей чаще всего выступают черновики документов и использованная копировальная бумага.
Каналы утечки информации можно также классифицировать по информативности на информативные, малоинформативные и неинформативные. Информативность канала оценивается ценностью информации, которая передается по каналу.
По времени проявления каналы делятся на постоянные, периодические и эпизодические. В постоянном канале утечка информации носит достаточно регулярный характер. К эпизодическим каналам относятся каналы, утечка информации в которых имеет случайный разовый характер.
В результате реализации технических каналов утечки информации, возможно возникновение следующих угроз:
Пример: В 1960 году англичане решили узнать позицию Франции на переговорах о вступлении Великобритании в ЕЭС. Однако шифр для сообщений оказался слишком сложным, и раскрыть его не удалось. Случайно англичане заметили, что при обработке перехваченных зашифрованных сообщений присутствуют очень слабые сигналы, которые после усиления оказались не чем иным, как открытым текстом этих сообщений – в шифровальном аппарате на стороне Франции присутствовал паразитный элемент, который давал утечку информации.
Правоведение. (09.2020) Курс д.ю.н. Барабановой С.В.
Законодательные и организационно-правовые основы защиты информации.
1. Важнейшие законодательные акты РФ в области информационной безопасности и защиты информации
Основополагающими документами по информационной безопасности в РФ являются Конституция РФ и Концепция национальной безопасности и Доктрина Информационной безопасности.
В Конституции РФ гарантируется «тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений» (ст. 23, ч.2), а также «право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом» (ст. 29, ч.4). Кроме этого, Конституцией РФ «гарантируется свобода массовой информации» (ст. 29, ч.5), т. е. массовая информация должна быть доступна гражданам.
Концепция национальной безопасности РФ, введенная указом Президента РФ №24 в январе 2000 г., определяет важнейшие задачи обеспечения информационной безопасности Российской Федерации:
Для обеспечения прав граждан в сфере информационных технологий и решения задач информационной безопасности, сформулированных в Концепции национальной безопасности РФ, разработаны и продолжают разрабатываться и совершенствоваться нормативные документы в сфере информационных технологий.
1. Закон Российской Федерации от 21 июля 1993 года №5485-1 «О государственной тайне» с изменениями и дополнениями, внесенными после его принятия, регулирует отношения, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их рассекречиванием и защитой в интересах обеспечения безопасности Российской Федерации.
В Законе определены следующие основные понятия:
Законом определено, что средства защиты информации должны иметь сертификат, удостоверяющий их соответствие требованиям по защите сведений соответствующей степени секретности.
Организация сертификации средств защиты информации возлагается на Государственную техническую комиссию при Президенте Российской Федерации, Федеральную службу безопасности Российской Федерации, Министерство обороны Российской Федерации в соответствии с функциями, возложенными на них законодательством Российской Федерации.
2.Закон РФ «Об информации, информатизации и защите информации «от 20 февраля 2006 года №149-ФЗ – является одним из основных базовых законов в области защиты информации, который регламентирует отношения, возникающие при формировании и использовании информационных ресурсов Российской Федерации на основе сбора, накопления, хранения, распространения и предоставления потребителям документированной информации, а также при создании и использовании информационных технологий, при защите информации и прав субъектов, участвующих в информационных процессах и информатизации.
Основными задачами системы защиты информации, нашедшими отражение в Законе «Об информации, информатизации и защите информации», являются:
В соответствии с законом:
Закон определяет пять категорий государственных информационных ресурсов:
Статья 22 Закона «Об информации, информатизации и защите информации» определяет права и обязанности субъектов в области защиты информации. В частности, пункты 2 и 5 обязывают владельца информационной системы обеспечивать необходимый уровень защиты конфиденциальной информации и оповещать собственников информационных ресурсов о фактах нарушения режима защиты информации.
Следует отметить, что процесс законотворчества идет достаточно сложно. Если в вопросах защиты государственной тайны создана более или менее надежная законодательная система, то в вопросах защиты служебной, коммерческой и частной информации существует достаточно много противоречий и «нестыковок».
При разработке и использовании законодательных и других правовых и нормативных документов, а также при организации защиты информации важно правильно ориентироваться во всем блоке действующей законодательной базы в этой области.
Проблемы, связанные с правильной трактовкой и применением законодательства Российской Федерации, периодически возникают в практической работе по организации защиты информации от ее утечки по техническим каналам, от несанкционированного доступа к информации и от воздействий на нее при обработке в технических средствах информатизации, а также в ходе контроля эффективности принимаемых мер защиты.
Правовые основы информационной безопасности общества
Законодательные меры в сфере информационной безопасности направлены на создание в стране законодательной базы, упорядочивающей и регламентирующей поведение субъектов и объектов информационных отношений, а также определяющей ответственность за нарушение установленных норм.
Работа по созданию нормативной базы предусматривает разработку новых или корректировку существующих законов, положений, постановлений и инструкций, а также создание действенной системы контроля за исполнением указанных документов. Необходимо отметить, что такая работа в последнее время ведется практически непрерывно, поскольку сфера информационных технологий развивается стремительно, соответственно появляются новые формы информационных отношений, существование которых должно быть определено законодательно.
Законодательная база в сфере информационной безопасности включает пакет Федеральных законов, Указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, межведомственных руководящих документов и стандартов.
Основополагающими документами по информационной безопасности в РФ являются Конституция РФ и Концепция национальной безопасности.
В Конституции РФ гарантируется «тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений» (ст. 23, ч.2), а также «право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом» (ст. 29, ч.4). Кроме этого, Конституцией РФ «гарантируется свобода массовой информации» (ст. 29, ч.5), т. е. массовая информация должна быть доступна гражданам.
Концепция национальной безопасности РФ, введенная указом Президента РФ №24 в январе 2000 г., определяет важнейшие задачи обеспечения информационной безопасности Российской Федерации:
Для обеспечения прав граждан в сфере информационных технологий и решения задач информационной безопасности, сформулированных в Концепции национальной безопасности РФ, разработаны и продолжают разрабатываться и совершенствоваться нормативные документы в сфере информационных технологий.
информации существует достаточно много противоречий и «нестыковок».
При разработке и использовании законодательных и других правовых и нормативных документов, а также при организации защиты информации важно правильно ориентироваться во всем блоке действующей законодательной базы в этой области.
Проблемы, связанные с правильной трактовкой и применением законодательства Российской Федерации, периодически возникают в практической работе по организации защиты информации от ее утечки по техническим каналам, от несанкционированного доступа к информации и от воздействий на нее при обработке в технических средствах информатизации, а также в ходе контроля эффективности принимаемых мер защиты.
Формулирование целей и задач защиты информации, как любой другой деятельности, представляет начальный и значимый этап обеспечения безопасности информации. Важность этого этапа часто недооценивается и ограничивается целями и задачами, напоминающими лозунги. В то же время специалисты в области системного анализа считают, что от четкости и конкретности целей и постановок задач во многом зависит успех в их достижении и решении. Провал многих, в принципе полезных, начинаний обусловлен именно неопределенностью и расплывчатостью целей и задач, из которых не ясно, кто, что и за счет какого ресурса предполагает решать продекларированные задачи.
Цели защиты информации сформулированы в Законе РФ №ФЗ-149 «O6 информации, информатизации и защите информации».
В общем виде цель защиты информации определяется как обеспечение безопасности информации, содержащей государственную или иные тайны. Но такая постановка цели содержит неопределенные понятия: информация и безопасность.
Информация — первичное понятие, используемое в понятийном аппарате информационной безопасности. Предпринимаются многочисленные попытки дать корректное определение понятию «информация», но список попыток пока не закрыт. Учитывая, что любой материальный объект или физическое явление отображаются в виде совокупности признаков (свойств), а человек, кроме того, на основе этих признаков формирует их модели или образы, то информацию можно представить как отображение реального или виртуального мира на языке признаков материальных объектов или абстрактных символов. Более подробно понятие «информация» рассмотрено в разд. II.
Основной целью защиты информации является обеспечение заданного уровня ее безопасности.
Под заданным уровнем безопасности информации понимается такое состояние защищенности информации от угроз, при котором обеспечивается допустимый риск ее уничтожения, изменения и хищения. При этом под уничтожением информации понимается не только ее физическое уничтожение, но и стойкое блокирование санкционированного доступа к ней. В общем случае при блокировке информации в результате неисправности замка или утери ключа сейфа, забытия пароля компьютера, искажения кода загрузочного сектора винчестера или дискетки и других факторах информация не искажается и не похищается и при определенных усилиях доступ к ней может быть восстановлен. Следовательно, блокирование информации прямой угрозы ее безопасности не создает. Однако при невозможности доступа к ней в нужный момент ее пользователь теряет информацию так же, как если бы она была уничтожена.
Угроза может быть реализована с различной вероятностью. Вероятность реализации угрозы безопасности информации определяет риск ее владельца. Допустимость риска означает, что ущерб в результате реализации угроз не приведет к серьезным последствиям для собственника информации. Ущерб может проявляться в разнообразных формах: неполучение прибыли, ожидаемой от информации при ее материализации в новой продукции или принятии более обоснованного решения; дополнительные затраты на замену образцов военной техники, характеристики которой стали известны вероятному противнику; и другие. По некоторым оценкам, например, попадание к конкуренту около 20% объема конфиденциальной информации фирмы может привести к ее банкротству.