Что отмечали крестьяне накануне дня осеннего равноденствия
Технологическая карта урока: Народные праздники в пору осеннего равноденствия.
Предмет: Окружающий мир
Класс: 2
Тема урока: Народные праздники в пору осеннего равноденствия. Ресурсы: учебник: «Окружающий мир» А.А. Плешаков, рабочая тетрадь, презентация к уроку, раздаточный материал. Наименование УМК : «Перспектива» Тип урока: повторение Цель: познакомить детей с обрядами и обычаями поры осеннего равноденствия у разных народов России.
Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока: Народные праздники в пору осеннего равноденствия.»
Министерство образования, науки и молодёжной политики
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края
«ЕЙСКИЙ ПОЛИПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»
СОГЛАСОВАЛ
учитель начальных классов
__________/_________/
урока окружающий мир
Выполнила: Бегларишвили В.
студентка Ш-41 группы
Руководитель практики: Голоскок Г.Н.
Технологическая карта урока
Предмет: Окружающий мир
Тема урока: Народные праздники в пору осеннего равноденствия
Ресурсы: учебник: «Окружающий мир» А.А. Плешаков, рабочая тетрадь, презентация к уроку, раздаточный материал.
Наименование УМК : «Перспектива»
Тип урока: повторение
Цель: познакомить детей с обрядами и обычаями поры осеннего равноденствия у разных народов России.
познакомить детей с обрядами и обычаями поры осеннего равноденствия у разных народов России;
научить детей различать общее и особенное в этих праздниках, соотносить особенности праздничных обычаев и обрядов с особенностями природы и хозяйственной жизни этих народов.
развить у учащихся умение самостоятельно мыслить, оценивать, делать выводы, а также абстрактное и логическое мышление, сообразительность, интерес к предмету.
обогащение словарного запаса;
воспитывать в детях чувство благодарности к природе за её дары людям.
Формы работы: фронтальная, в парах, индивидуальная
— сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре, в группе: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках;
— слушать собеседника, предвидеть разные возможные мнения других людей;
— обосновывать и доказывать собственное мнение.
— понимать учебную задачу урока; осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя;
— определять цель учебного задания, контролировать свои действия в процессе его выполнения, обнаруживать и исправлять ошибки;
— отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать свои достижения;
— организовывать свое рабочее место под руководством учителя.
— проявляют познавательный интерес и готовность к сотрудничеству;
— развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки;
-выражать положительное отношение к процессу познания, желание узнать новое, проявлять внимание.
-развивать умения выделять и формулировать проблемы, выдвигать гипотезы, выстраивать алгоритм по решению выделенной проблемы;
-контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.
-иметь представление о литосфере, о полезных ископаемых, наблюдать простейший опыт о выращивании кристалла.
Универсальные учебные действия
Встало солнышко давно,
Заглянуло к нам в окно.
Нас оно торопит в класс
Урок окружающего мира начинается у нас.
Проверяют готовность рабочего места к уроку.
Регулятивные: организация своего рабочего места.
Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания, желание узнать новое, проявлять внимание.
— Ребята, давайте проведем с вами небольшую работу в парах. У вас на партах лежат карточки с заданиями.
1.Явление природы, при котором водоемы покрываются льдом, это – …(ледостав).
3. Главный признак осени – (похолодание)
4. Легкий мороз – (заморозки)
5. 23 сентября – (день осеннего равноденствия)
б) Подчеркни зимние природные явления.
Солнце всходит поздно и заходит рано. День короткий. Прохладно. Тает снег. Жарко. Метут метели. Журчат ручьи. Гололедица. Земля покрыта снегом.
Солнце светит, но не греет. Опадают листья. Идут дожди. Тепло. Мороз. Ледоход.Река покрыта льдом.
— Проработали в парах, а теперь давайте проверим это и сверимся с эталоном. Слайд.
-Поставьте, пожалуйста, плюсик возле первого номера те, у которых совпал ответ.
Проверяется каждое задание.
— А теперь поднимите руку те, у кого получилось 5 плюсиков. Вы большие молодцы.
Выполнение задания в карточках
Проверяют правильность выполненных заданий.
Познавательные: ориентируются в своей системе знаний.
Коммуникативные: доносят свою позицию до других; оформляют свои мысли в устной речи с учетом своего жизненного опыта.
3. Самоопределение к деятельности.
— Посмотрите пожалуйста на доску, кто отгадал первую загадку поднимите руку.
1.В колыбельке подвесной
Спит в тиши жилец лесной.
Пополнеет, подрастёт –
На зубок он попадет
Мальчикам и девочкам,
Хлопотуньям-белочкам.
Кто найдёт его быстрей
Посреди листвы, ветвей* (Орех)
2.Было зеленое платье атласное,
Нет не понравилось, выбрало красное.
Но надоело также и это,
Платье надела синего света. (Слива)
3.С ним сдружились мы давно,
Дарит нам он толокно,
И муку, и кашу, и печенье…
Поблагодарим за угощение. (Овёс)
4.Главный принцип, в общем, постой:
Голова – на солнце, ноги – под водой. (Рис)
— Какое время года называют урожайным?
— Ребята, почему праздник урожая приходится на время осеннего равноденствия?
— Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке?
Отгадывают загадки представленные на слайде 2-3
— К этому времени убирали урожай
— Сегодня на уроке будем говорить о праздниках в пору осеннего равноденствия.
высказывать свои предположения, выражать свои мысли.
Регулятивные: уметь формулировать тему и учебную цель урока
Раскрывать значения новых понятий, активно использовать их в своей речи
— Возникли народные праздники не случайно. С древних времён люди жили в гармонии с природой. Праздники отмечались главным образом после важных трудовых периодов, в свободное от с/х работ время или в переломные моменты в явлениях природы.
— Какие праздники русский народ отмечал осенью?
— Накануне осеннего равноденствия, в праздник Рождества Богородицы, крестьяне благодарили матушку-землю.
-Давайте представим себе, что мы стоим на хлебородном поле, и глубоким поклоном до земли поблагодарим нашу кормилицу землю.
— Ребята, подождите садиться. Как вы думаете, кого еще мы с вами должны благодарить за это изобилие на нашем столе?
— Конечно, те работящие руки, что вырастили для нас эти овощи, фрукты, хлеб. Давайте поблагодарим и тружеников, которые возделывают землю и растят урожай.
— А третий поклон — тем людям, которые сохраняют урожай на целую зиму.
-Ребята, весь огонь погашен, а где наши предки заново добывали его? А вы знаете этот способ?
— Ребята, а теперь давайте откроем свои рабочие тетради на с. 40 и выполним задание под номером 1.
— С помощью цветных карандашей «зажигите» огонь и «украсьте» сноп в честь окончания жатвы.
3.Работа по учебнику
-Наша страна огромна. Её населяют различные народы. Каждый народ неповторим. У каждого народа есть свои обычаи и традиции, свои праздники. Познакомимся с праздниками, проводимыми в пору осеннего равноденствия нанайским и корякским народами.
— Побываем в Приамурье у народа по имени нанайцы.
— Ребята, а вы знаете, чем занимался этот народ?
— Откройте пожалуйста учебники на стр. 64.
Ученик будет читать о празднике у народа нанайцы.
— Остальные поставили пальчик и следят за чтением, я могу поменять чтеца.
— Давайте же посмотрим как проходил этот обряд. Слайд 6-8
— Считалось, что небесные духи слетаются вниз, садятся на священные деревья, отдыхают, угощаются дарами. Поэтому нельзя было не только рубить священные деревья, но и загрязнять места поблизости.
— Теперь перенесемся на Камчатку в гости к народу по имени коряки.
— А сейчас у нас будет читать о коряках …..
— Праздник хололо проводили, чтобы в будущем было много морского зверя.
— А теперь посмотрите на отрывки из празднования праздника хололо коряками Слайд 9- 0
— Праздник Урожая, Покрова Пресвятой Богородицы, Рождество Богородицы и др.
Дети встают из-за парт и вслед за учителем кланяются
Обучающиеся еще раз кланяются и садятся за парты
— Трение одного куска дерева о другой
Работают в тетрадях с. 40 № 1
Ученик будет читать о празднике у народа нанайцы.
Слушают одноклассника и следят по учебнику за его чтением.
Смотрят слайд 6-8
Слушают учителя.
Ученик читает о коряках.
Смотрят на слайд 9-0
умение вступать в диалог (отвечать на вопросы).
Познавательные: самостоятельно осуществляют поиск необходимой информации; перерабатывают полученную информацию: сравнивают и группируют факты и явления, делают выводы на основе обобщения знаний.
Давайте немного отдохнем.
По тропинке леший шёл.
На полянке гриб нашёл
Раз грибок, два грибок,
Вот и полный кузовок
От того, что приседал.
Леший сладко потянулся
(потягивания – руки вверх),
Леший выполнил разминку
И уселся на тропинку
(присаживаемся за парты).
Дети выполняют движения.
6. Закрепление полученных знаний.
— Откройте пожалуйста свои тетради
и выполните упражнение 3.
-Посмотрите на рисунок праздника нанайцев на стр.64учебника, обратите внимание на цвета национальных костюмов.
— Раскрасьте рисунок в рабочей тетради.
— Какой праздник отмечали в это время нанайские охотники?
— За что коряки благодарили природу в пору осеннего равноденствия?
— Итак, в пору осеннего равноденствия люди подводят итоги своего труда. Разные народы по-своему пользуются дарами природы. Но их праздники подтверждают: природу надо беречь и благодарить её за всё, что она даёт людям.
Выполнение задания в рабочей тетради.
— Накануне осеннего равноденствия в праздник Рождества богородицы крестьяне отмечали окончание жатвы.
— Нанайцы отмечали праздник моления небу-кормильцу.
— Коряки благодарили природу за оленей, рыбу, ягоды, дикорастущие травы, коренья.
умение выражать свои мысли полно и точно; умение работать в парах, группе.
Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.
— Что было интересным на уроке?
-Что вызвало у вас затруднения?
— Молодцы! Вы сегодня замечательно работали на уроке. Я довольна вами.
Оценивают работу на уроке
Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.
Умение осуществлять самоконтроль; совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке; выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить.
— А сейчас откройте пожалуйста свои дневники и запишите домашнее задание.
Народные праздники в пору осеннего равноденствия
Праздник земледельцев
Накануне осеннего равноденствия, в праздник Рождества Богородицы, крестьяне отмечали окончание жатвы, благодарили матушку-землю за урожай. Украшали лентами и ставили в красный угол под иконы последний сноп с поля. Овсяный хлеб из муки нового помола женщины несли с благодарностью к водице-царице.
Бабушки ждали в гости внуков, готовили им вкусное угощение. Вместе с детьми мастерили особую куклу в виде мешочка с зерном нового урожая — зернушку.
Перед этим днём в каждом доме гасили огонь в печи, лампадах и светцах. Мужчины, старые и молодые, шли за околицу села. Там они добывали огонь древним способом: тёрли один кусок дерева о другой. Потом несли новый Кукла-огонь в село. И в каждом доме вновь зернушка загорался огонь в печи. Зажигалась лучина в светце. Загорался фитилёк в лампаде. Вновь становилось тепло, светло и радостно. Так обновлением огня люди отмечали особое время в году, когда ночь побеждала день. Молодые мужчины каждый год учились у старых, как добывать огонь. Ведь нужно было быть готовыми защитить всех в случае нужды от холода и темноты.
Праздники охотников и оленеводов
Побываем в Приамурье у народа по имени нанайцы.
Древний нанайский промысел — охота на диких оленей, медведей, пушных зверей. Об этом говорят и названия месяцев. Например, октябрь — «месяц езды на лодках» для охоты до глубокой осени.
Прекрасные следопыты, знатоки тайги и её обитателей, нанайцы берегли зверей. Они разумно пользовались таёжным богатством и не добывали животных больше, чем требовалось для еды и одежды.
В пору осеннего равноденствия охотники проводили праздник моления небу-кормильцу. Перед началом его постились. Затем в благодарность небу к священным деревьям ставили угощение — мясо и кашу.
Домой с собой брали воду или лёд. А в благодарность воде-поилице отправляли по реке ягоды, травы, крупу в плетённых из прутьев лодочках.
Теперь перенесёмся на Камчатку в гости к народу по имени коряки. С древности пасут они стада оленей. Олень и одевал, и кормил коряков, был средством передвижения по необъятным просторам. Добывали коряки и рыбу, собирали коренья, ягоды и дикорастущие травы.
За эти дары родной земли коряки благодарили природу в пору осеннего равноденствия. Самый большой из старинных корякских праздников назывался Хололо. Длился он целые сутки. Готовили для всех общую трапезу. Юноши и девушки танцевали и пели песни.
В пору осеннего равноденствия люди подводят итоги своего труда. Разные народы по-своему пользуются дарами природы. Но их праздники подтверждают: природу надо беречь и благодарить её за всё, что она даёт людям.
Презентация по окружающему миру для 2 класса УМК «Перспектива» на тему «Народные праздники в пору осеннего равноденствия»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Описание слайда:
Народные праздники в пору
осеннего равноденствия
УМК «Перспектива»
Описание слайда:
Описание слайда:
Несу я урожаи,
Поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю,
Деревья раздеваю,
Но не касаюсь сосен и ёлочек
Я – …
ОСЕНЬ
Описание слайда:
Чем примечательно 23 сентября?
Это день осеннего равноденствия.
Это явление, когда Солнце пресекает небесный экватор.
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
Соберите пословицу:
делу, час, потеха, время
Делу – время, потехе – час.
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
Обычаи крестьян в праздник земледелия.
o Ставили в красный угол под иконы сноп
o Пекли пряники в форме жаворонков
o Пахали землю и сеяли пшеницу
Описание слайда:
В пору осеннего равноденствия люди подводят итоги своего труда. Разные народы по-своему пользуются дарами природы. Но их праздники подтверждают: природу надо беречь и благодарить за всё, что она даёт людям
Описание слайда:
1. Напиши, что такое осеннее равноденствие?
_________________________________________________________________
2. Отметь правильный ответ. Осеннее равноденствие бывает
o 23 марта
o 23 июня
o 23 сентября
o 23 декабря
3. Отметь правильный ответ. Крестьяне накануне Рождества богородицы отмечали
o Наступление бабьего лета
o Наступление осени
o Праздник труда
o Окончание жатвы
4. Отметь обычаи крестьян в праздник земледелия.
o Искали цветок папоротника
o Ставили в красный угол под иконы сноп
o Пекли пряники в форме жаворонков
o Гасили огонь в печи и зажигали новый
o Пахали землю и сеяли пшеницу
Описание слайда:
Проверка!
1. Напиши, что такое осеннее равноденствие?
Явление, когда Солнце пресекает небесный экватор.
2. Отметь правильный ответ. Осеннее равноденствие бывает
3. Отметь правильный ответ. Крестьяне накануне Рождества богородицы отмечали
4. Отметь обычаи крестьян в праздник земледелия.
o Ставили в красный угол под иконы сноп
o Пекли пряники в форме жаворонков
o Пахали землю и сеяли пшеницу
Описание слайда:
Домашняя работа
РТ: стр. 40-41, упр. 1-4
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС
Курс повышения квалификации
Современные педтехнологии в деятельности учителя
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Краткое описание документа:
Презентация по окружающему миру для 2 класса УМК «Перспектива» на тему «Народные праздники в пору осеннего равноденствия» состоит из 14 слайдов, на слайдах даны яркие и красочные иллюстрации, дан ребус, загадка, схема осеннего равноденствия, собери пословицу, обычаи крестьян в праздник земледелия, накануне Рождества Богородицы, в день осеннего равноденствия, самостоятельная работа с проверкой и домашняя работа в тетради.
Общая информация
Похожие материалы
Презентация по окружающему миру для 2 класса УМК «Перспектива» на тему «Осень в неживой природе»
Презентация по окружающему миру на тему «Воздух и его охрана» (3 класс)
Презентация по окружающему миру для 2 класса УМК «Перспектива» на тему «Экологический календарь»
Технологическая карта урока по окружающему миру на тему «Воздух и его охрана» (3 класс)
Презентация по окружающему миру для 2 класса УМК «Перспектива» на тему «Народный календарь»
КТП по окружающему миру УМК «Планета знаний» 2 класс
Тесты по окружающему миру «Закрепление»
Презентация по окружающему миру для 2 класса УМК «Перспектива» на тему «Календарь – хранитель времени, страж памяти»
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5421033 материала.
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Итоговое сочинение успешно написали более 97% выпускников школ
Время чтения: 2 минуты
При детском омбудсмене в России создадут платформу для взаимодействия с родителями
Время чтения: 2 минуты
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Поставщики интернета для школ будут работать с российским оборудованием
Время чтения: 1 минута
В Хабаровске родители смогут заходить в школы и детсады только по QR-коду
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.