Что отмечает церковь 11 сентября

Усекновение 2021: история и традиции, Головосек, пост, что нельзя делать 11 сентября

Что отмечает церковь 11 сентября

Иван Постный, или Иван Головосек, — народные названия праздника Усекновение главы Иоанна Предтечи, который Русская православная церковь отмечает 11 сентября. В 2021 году праздник приходится на субботу. На Руси из-за трагических событий, о которых вспоминают в этот праздник, день считался страшным и опасным. Поэтому 11 сентября действовало множество запретов.

Усекновение главы Иоанна: история праздника

Иоанн был очень суров и требовал от всех благочестия и строгого соблюдения предписаний веры. За это пророк подвергся гонениям во времена правления слабохарактерного правителя Иудеи Ирода Антипы, который попал под влияние своей любовницы, — язычницы Иродиады.

За разоблачительные речи Иоанн был заключен в тюрьму, а затем казнен: опьяненный вином царь пообещал красавице Саломее (дочери Иродиады) за прекрасный танец выполнить любую ее просьбу. По наущению матери Саломея потребовала, чтобы ей на блюде принесли голову пророка. Царь не мог нарушить данное публично обещание, и Иоанн был казнен. Но, по преданию, даже его отсеченная голова не молчала, а продолжала обличать пороки.

Голову пророка тайно похоронили, потом ее несколько раз перехоранивали, теряя и вновь обретая эту святыню. Согласно источникам, все гонители Иоанна впоследствии погибли страшной смертью, а сам пророк считается одним из наиболее почитаемых святых в христианстве.

Что отмечает церковь 11 сентября

Иван Постный: что нельзя есть на Усекновение

В память об аскетизме Иоанна верующие в этот день строго постятся, даже если праздник приходится на субботу (как в 2021 году) или воскресенье. Поэтому этот день на Руси называли Иван Постный. Под строгим запретом было не только мясное и молочное, но также рыба и вино. В память о том, что Иоанн пострадал из-за невоздержанности царя, в этот день принято молиться о трезвости — не только физической, но и духовной. День считается подходящим для полного отказа от пьянства. Пост в этот день называли довольно тяжелым из-за обилия продуктов, а значит — соблазнов.

Иван Головосек: традиции и приметы, что нельзя делать 11 сентября

Поскольку Иоанну отрубили голову, день на Руси также называли Иван Головосек. На Головосека действовали строжайшие запреты. В этот день нельзя было работать, особенно с использованием металлического инструмента, иначе, как говорили, «головы не сносить». Особенно строго запрещались все острые предметы, в первую очередь ножи. Пищу не резали, а ломали руками.

Строго запрещалось нарушать пост и употреблять алкоголь, есть все круглое в память об отсеченной главе Иоанна. Нельзя было даже пользоваться круглыми тарелками в память о блюде, на котором Саломее принесли голову пророка.

Особенно строго запрещалось шинковать кочаны капусты (сходство с головой и запрет на использование ножей). Также не разрешалось употреблять в пищу продукты и напитки красного цвета — в память о крови, пролитой Иоанном.

Женщинам предписывалась чрезвычайная скромность, особенно строго запрещалось петь и танцевать, чтобы не уподобляться распутной Иродиаде и ее дочери Саломее. Девушкам и женщинам в этот день также запрещалось расчесывать волосы, иначе «посекутся» (отсылка к отсеченной голове пророка).

Запрещалось посещать лес из страха перед дикими животными и змеями, а также играть свадьбы, иначе, согласно приметам, жди несчастья для всей семьи. Кроме того, святому молились об избавлении от головной боли и других болезней.

Согласно приметам, с Ивана Постного, то есть с 11 сентября, начинается зрелое бабье лето — последние теплые дни.

Что отмечает церковь 11 сентября

Поговорки отражали традиции и народные приметы на Усекновение.

— На Ивана пост тяжел, хотя и разносол.

— На постника-Ивана пей не больше стакана.

— На Иоанна Постного собирай коренья рослые.

— Иван Постный — осени первый крестный.

— На Ивана мужик осень встречает, баба лето начинает.

Источник

Какой церковный праздник отмечают 11 сентября?

Какой православный праздник отмечает церковь 11 сентября в 2021 году? В этот день православная церковь отмечает великий праздник в память об усекновении главы пророка, предтечи и крестителя Господня Иоанна. Это один из великих праздников православной церкви, который на Руси всегда отмечали с особой торжественностью.

11 сентября – День памяти об усекновении главы Иоанна Крестителя

Расскажем подробнее о православном празднике, приходящемся на 11 сентября 2021 года. О мученической кончине Иоанна Крестителя в 32 году по Рождестве Христовом повествуют Евангелисты Матфей, Марк и Лука.

Они сообщают, что после Крещения Господня святой Иоанн Креститель был брошен в темницу правителем Галилеи Иродом Антипой. Ирод не мог простить Иоанна, который открыто обличал его за то, что, оставив законную жену, дочь аравийского царя Арефы, он сожительствовал с Иродиадой, супругой своего брата Филиппа.

В день своего рождения Ирод устроил пир, на который пригласил вельмож, старейшин и тысяченачальников. Перед гостями исполнила танец дочь Иродиады Саломия, и Ирод, которому понравилось ее выступление, пообещал исполнить любую ее просьбу, даже если она попросит половину его царства.

Саломия обратилась за советом к своей матери Иродиаде, и та велела ей в награду за танец попросить отрубленную голову Иоанна Предтечи на блюде. Ирод опечалился, выслушав эту просьбу: он опасался гнева Божия за убийство пророка и народных волнений.

Однако он посчитал, что обязан исполнить клятву, которую дал перед своими вельможами. Палач отрубил голову Иоанна, которую на блюде принесли на пир и вручили Саломии. Согласно преданию, уста мертвой главы проповедника еще раз открылись и произнесли: «Ирод, не должно тебе иметь жену Филиппа, брата твоего».

Ученики и последователи Иоанна погребли тело пророка. В память об этом событии был установлен христианский праздник. Позднее над Иродом, Иродиадой и Саломией свершился суд Божий, и все они погибли.

В 362 году язычники, следуя приказу императора Юлиана Отступника, осквернили могилу Иоанна Крестителя. Вскрыв ее, они сожгли его останки. Однако христианам удалось спасти часть этих останков, которые были отправлены в Александрию, где по сей день хранятся как величайшая святыня.

Как проходит празднование в память усекновения главы Иоанна Крестителя?

Полное название этого праздника – Усекновение честныя главы, честнаго славнаго Пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна. Накануне в храмах проводится всенощное бдение, а в день этого православного праздника, 11 сентября (29 августа по старому стилю), в храмах проходит литургия.

В день этого христианского праздника в храмах также проводится поминовение усопших воинов. Напомним также, что День усекновения главы Иоанна Крестителя – время строгого поста.

Что нельзя делать на Усекновение главы Иоанна Крестителя?

В день праздника, 11 сентября 2021 года, соблюдается пост во время которого верующим нельзя есть не только мясную и молочную пищу, но даже рыбу.

Согласно традиции, также нельзя есть продукты, имеющие круглую форму, которая напоминает человеческую голову: арбузы, лук, репу, капусту, яблоки. В народе говорят: «Если срезать головку капусты в этот день, то может потечь кровь».

В этот день не пользуются ножами и другими острыми и колющими предметами. Даже хлеб, постные пироги разламывают руками, а не режут ножом.

Также нельзя употреблять напитки красного, «кровавого» цвета, овощи и фрукты с красным оттенком (в том числе помидоры, арбузы). Лучше не есть ничего с блюда, ведь именно на блюде лежала голова Иоанна Предтечи.

Пост в День усекновения главы Иоанна Крестителя также предусматривает отказ от спиртных напитков. Ведь пост – прежде всего очищение души, а алкогольные напитки – излишество, но не необходимость.

Говорят, что если человек будет соблюдать в этот день строгий пост (употреблять только хлеб и воду), то к вечеру может загадать желание, и оно непременно исполнится.

Что еще запрещается 11 сентября в День усекновения главы Иоанна Крестителя? Считается, что маленьким детям ограничивать рацион питания не следует. Подростки могут соблюдать пост по достижении 14-летнего возраста. Однако для них предполагается щадящая диета, которая не оказывает негативного влияния на растущий организм.

В период поста на Усекновение главы Иоанна Крестителя следует отказаться от посещения зрелищных мероприятий, просмотра развлекательных программ. Иначе пост соблюдать бессмысленно. В этот день также нельзя венчаться.

Что еще нельзя делать в День усекновения главы Иоанна Крестителя? Нельзя устраивать гуляния, застолья, плясать и петь песни. Считается, что подобными действиями человек навлекает на себя несчастья и оскорбляет саму память святого.

В то же время принято угощать нищих, бедных странников. Побывайте в храме, посетите церковную службу. Прочтите молитвы, подайте милостыню, совершите в этот день добрые дела.

Родительская суббота на Усекновение главы Иоанна Предтечи

Это также день особого общего поминовения усопших в православной церкви – одна из «родительских суббот».

В церковном православном календаре насчитывается восемь таких дней в году: Мясопустная суббота, Троицкая суббота, Дмитриевская суббота, Усекновение главы Иоанна Предтечи, дни поминовения в Великий пост (вторая, третья и четвертая субботы от начала поста) и Радоница.

В это время совершается поминовение усопших в храмах. Люди приводят в порядок могилы почивших и угощают знакомых, чтобы те тоже помянули покойных. В этот день также принято угощать нищих, бедных странников.

Также это день поминовения чад-воинов, которые положили жизнь за Отечество. Поминовение было установлено в 1769 году, когда шла война с Турцией и война в Польше.

Источник

Праздник Усекновения главы Иоанна Предтечи (11 сентября)

Праздник Усекновения главы Иоанна Предтечи – 11 сентября в 2011 году

Все же до чего христианство парадоксально для стороннего взгляда!

Ведь праздник – это торжество, а какое ж тут, казалось бы, торжество? Человеку, да еще какому человеку: величайшему, по словам Спасителя, из всех пророков (Мф. 11; 11; Лк. 7; 28) – отрубили голову… И добро бы за веру, за проповедание Христа грядущего, а то ведь, если, по человеческому рассуждению вдуматься, из-за того, что вмешался в семейные дела царя. Ну, казалось бы, какое ему дело до того, с кем живет Ирод? Проповедовал бы себе покаяние да крестил бы народ, учеников бы воспитывал, а теперь… Вот вам, пожалуйста, и результат его пророческой деятельности, «по плодам», как говорится…

Что отмечает церковь 11 сентября

Если бы мы услышали подобные речи об Иоанне Крестителе, они показались бы нам, по меньшей мере, странными. Но не столько потому, что мы мудрее того, кто это сказал бы, а потому, что знаем: Иоанн Предтеча прославлен в лике святых, он и в преисподней продолжал нести свое служение, проповедуя грядущего вслед за ним Спасителя. А тогда, почти две тысячи лет назад, все выглядело по-другому.

Это мы сейчас горазды, например, осуждать апостолов за малодушие после взятия Христа под стражу и, тем более, после Его крестной смерти. Нам легко: мы-то знаем, что было дальше. А что пережили ученики Иоанновы? Евангелие не рассказывает нам об этом ничего, кроме того, что они забрали его тело и похоронили (Мф. 14; 12). Но ничего не говорится об их колебаниях, об искушениях, которые их посещали. А ведь и они люди.

Как это было дико! Неожиданно и глупо, по человеческим меркам, все получилось: их учитель нес великое служение, он обличил царя в неправде (что это было со стороны св. Иоанна не «вторжением в чужую личную жизнь», а естественным продолжением его проповеди покаяния – этого ученикам объяснять не надо было). Было бы понятно, если бы царь велел обезглавить его за дерзость, так ведь нет: «Ирод боялся Иоанна, зная, что он муж праведный и святой, и берег его; многое делал, слушаясь его, и с удовольствием слушал его» (Мк. 6; 20).

Однако имеет ли это отношение к нам – «простым смертным»? Если мы не цари, не правители, не олигархи, то в чем обличение именно нашей жизни? А в том, что или мы, «соработники у Бога» (1 Кор. 3; 9) в Его правде, или мы соучастники маразма мира сего. В зависимости от того, чем живем, какие ценности исповедуем. Причем под «исповеданием» следует понимать не одну лишь декларацию своей приверженности тем или иным идеалам, но образ мыслей и действий.

Но как мы норовим свою приверженность миру сему прикрыть мнимой «ревностью по Бозе»! Вспомним, как еще недавно было взбудоражено общество психозом по поводу штрих-кодов и грядущего клеймения на лоб и десницу. Оставив в стороне лозунг «жидомасонство – это либерализм плюс всеобщая микрочипизация», обратим внимание, что в технических средствах нуждается только «кровь и плоть», но «наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных» (Еф. 6; 12).

Согласно святоотеческому мнению, «начертание» на лоб – это обмирщенный, лукавый образ мыслей, а на руку – соответствующий образ действий. И вот это наиболее серьезно, потому что будут вживлять чипы, не будут – пока мы суетимся по этому поводу, отвлекаясь на неактуальное, на нас мало-помалу безо всяких ультрасовременных технологий проступают печати антихристовы: в искажении учения Христова и ложном благочестии.

Смерть Предтечи Спасова Иоанна, как и жизнь его – призыв к покаянию. Призыв обличающий, т.е. выявляющий, вскрывающий абсурдность подоплеки как «исторических решений», так и культа «богатых и знаменитых», а равно и ненависти к слою преуспевающих – продиктованной банальной завистью, усиленно прикрываемой реверансами в сторону добродетелей бескорыстия и нестяжательства – все это единое пространство суеты, поглощающей человека, подчиняющей себе его волю, пригибающей к земле его дух (в том числе и под предлогом возвышенных идеалов).

«Что всуе мятемся?» – вздыхаем мы с прп. Андреем Критским. Пожалуй, в этих словах – весь смысл постничества. Дни, посвященные памяти Иоанна Крестителя, всегда постные. Но аскетизм Предтечи не исчерпывается простотой и жесткостью жизни. Это лишь средство. Цель – освобождение от суетного: прельщающего, неволящего, мертвящего.

Источник

11 сентября

Чтения Священного Писания

Богослужения

Тропари, кондаки, молитвы и величания

В субботу, всем святым

Апо́столи, му́ченицы и проро́цы,/ святи́телие, преподо́бнии и пра́веднии,/ до́бре по́двиг соверши́вшии и ве́ру соблю́дшии,/ дерзнове́ние иму́ще ко Спа́су,/ о нас Того́, я́ко Бла́га, моли́те,// спасти́ся, мо́лимся, душа́м на́шим.

Перевод: Апостолы, мученики и пророки, святители, преподобные и праведные, подвиг доблестно совершившие и веру сохранившие, дерзновение пред Спасителем имея, Его за нас, как благого, умолите, молимся, во спасение душам нашим!

Я́ко нача́тки естества́, Насади́телю тва́ри,/ вселе́нная прино́сит Ти, Го́споди, богоно́сныя му́ченики;/ тех моли́твами в ми́ре глубо́це// Це́рковь Твою́, жи́тельство Твое́ Богоро́дицею соблюди́, Многоми́лостиве.

Перевод: Как первые плоды природы Насадителю всего творения вселенная приносит, Тебе, Господи, богоносных мучеников. Их мольбами и ходатайством Богородицы, Церковь Твою – Твой народ в мире глубоком сохрани, Многомилостивый.

В субботу, за умерших

Помяни́, Го́споди, я́ко благ, рабы Твоя́,/ и, ели́ка в житии́ согреши́ша, прости́:/ никто́же бо безгре́шен, то́кмо Ты,// моги́й и преста́вленным да́ти поко́й.

Перевод: Помяни, Господи, как Благой, рабов Твоих и всё, в чем они в жизни согрешили, прости: ибо никто не безгрешен, кроме Тебя. Ты можешь и преставившимся дать покой.

Со святы́ми упоко́й,/ Христе́,/ ду́ши раб Твои́х,/ иде́же несть боле́знь, ни печа́ль,/ ни воздыха́ние,// но жизнь безконе́чная.

Перевод: Со святыми упокой, Христе, души рабов Твоих, там, где нет ни боли, ни скорби, ни стенания, но жизнь бесконечная.

Собору и Усекновению главы Иоанна Предтечи

Па́мять пра́веднаго с похвала́ми,/ тебе́ же довле́ет свиде́тельство Госпо́дне, Предте́че:/ пока́зал бо ся еси́ вои́стину и проро́ков честне́йший,/ я́ко и в струя́х крести́ти сподо́бился еси́ Пропове́даннаго./ Те́мже за и́стину пострада́в ра́дуяся,/ благовести́л еси́ и су́щим во а́де Бо́га я́вльшагося пло́тию,/ взе́млющаго грех ми́ра,// и подаю́щаго нам ве́лию ми́лость.

Перевод: Память праведника чтится похвалами, тебе же довольно свидетельства Господня, Предтеча, ведь явился ты поистине из пророков славнейшим, ибо удостоился в струях крестить Проповеданного. Потому за истину пострадав с радостью, благовествовал ты и находящимся во аде Бога, явившегося во плоти, подъемлющего грех мира и подающего нам великую милость.

Усекновению главы Иоанна Предтечи

Предте́чево сла́вное усекнове́ние,/ смотре́ние бысть не́кое Боже́ственное;/ да и су́щим во а́де Спа́сово пропове́сть прише́ствие./ Да рыда́ет у́бо Ироди́а,/ беззако́нное уби́йство испроси́вши:/ не зако́н бо Бо́жий, ни живы́й век возлюби́,// но притво́рный, привре́менный.

Перевод: Предтечи славное усекновение произошло по некоему Божественному замыслу, чтобы он и пребывавшим во аде возвестил о пришествии Спасителя. Да восплачет же Иродиада, беззаконное убийство испросившая: ведь не закон она Божий возлюбила, не вечную жизнь, но обманчивую и временную.

И́род, Предте́че, беззако́нновав,/ жене́ подаде́ главу́ твою́ честну́ю,/ е́йже покланя́ющеся, весели́мся;/ Ироди́я же пла́чет и рыда́ет,// и И́род, и пляса́вшая.

Перевод: Ирод, совершая беззаконие, Предтеча, подал жене главу твою почитаемую, ей же поклоняясь, радуемся, Иродиада же плачет и рыдает, и Ирод с ней, и плясавшая (Саломея).

Предтече и Крестителю Господню Иоанну

Молитва Предтече и Крестителю Господню Иоанну

Крести́телю Христо́в, пропове́дниче покая́ния, ка́ющагося не пре́зри мене́, но совокупля́яся с во́и Небе́сными, моли́ся ко Влады́це за мене́, недосто́йнаго, уны́лаго, немощна́го и печа́льнаго, во мно́гия бе́ды впа́дшаго, утружде́ннаго бу́рными по́мыслы ума́ моего́. Аз бо есмь верте́п злых дел, отню́дь не име́яй конца́ грехо́вному обы́чаю, пригвожде́н бо есть ум мой земны́м веще́м. Что сотворю́? Не вем. И к кому́ прибе́гну, да спасе́на бу́дет ду́ша моя́? То́кмо к тебе́, святы́й Иоа́нне, благода́ти тезоимени́те, я́ко тя пред Го́сподем по Богоро́дице вем бо́льша бы́ти рожде́нных всех, ты бо сподо́бился еси́ косну́тися верху́ Царя́ Христа́, взе́млющаго грехи́ ми́ра, А́гнца Бо́жия. Его́же моли́ за гре́шную мою́ ду́шу, да поне́ отны́не, в пе́рвый на́десять час, понесу́ тяготу́ благу́ю и прииму́ мзду с после́дними. Ей, Крести́телю Христо́в, честны́й Предте́че, кра́йний Проро́че, пе́рвый во благода́ти му́чениче, по́стников и пусты́нников наста́вниче, чистоты́ учи́телю и бли́жний дру́же Христо́в! Тя молю́, к тебе́ прибега́ю: не отри́ни мене́ от твоего́ заступле́ния, но возста́ви мя, низве́рженнаго мно́гими грехи́. Обнови́ ду́шу мою́ покая́нием, я́ко вторы́м креще́нием, поне́же обоего́ нача́льник еси́: креще́нием омыва́яй прароди́тельный грех, покая́нием же очища́яй коего́ждо де́ло скве́рно. Очи́сти мя, греха́ми оскверне́ннаго, и пону́ди вни́ти, а́може ничто́же скве́рно вхо́дит, в Ца́рствие Небе́сное. Ами́нь.

Мысли свт. Феофана Затворника

Что отмечает церковь 11 сентября

Дошел слух о делах Господа до Ирода; он при этом тотчас и заключил: это Иоанн воскрес. Мало ли что можно было при этом подумать! А между тем он ни о ком не подумал, как только об Иоанне. Кто же это дал такое направление его мыслям? Совесть. От нее не спрячешь бессовестных дел, суда ее ничем нельзя поправить. Обезглавливая Иоанна, Ирод присвоял себе право на то, и другие не отрицали такого права, а совесть заговорила свое, и речей ее не мог он заглушить ничем. Вот ему и видится Иоанн.

Сколько знаем мы подобных сказаний, что совесть преследует грешника и живописует ему предмет и дело греха так, что он видит их даже вне! Стало быть, есть в нас голос, который мы должны признать не нашим голосом. Чьим же? Божиим. От кого естество наше, от того и голос. Если он Божий, то должно его слушать, ибо тварь не смеет поперечить Творцу. Голос этот говорит, что есть Бог, что мы от Него состоим в полной зависимости и потому не можем не питать в себе благоговейного страха Божия; имея же его, мы должны исполнять волю Божию, которую совесть и указывает. Все это составляет слово Божие, написанное в естестве нашем, читаемое и предлагаемое нам, и мы видим, что люди всех времен и всех стран слышат это слово и внимают ему.

Повсюду веруют в Бога, повсюду слушают совесть и чают будущей жизни. Это только ныне как-то в моду вошло не признавать этих истин. Так поступают натуралисты, по-русски – естественники; значит, естественники проповедуют противоестественное учение.

Притча дня

У одного верующего человека был неверующий сын. Отец переживал сильно, но никак не мог привить юноше религиозность. Чувствуя приближение смерти, он позвал сына:
— Исполни одну мою просьбу.

— Когда я умру, ты сорок дней приходи в эту комнату минут на пятнадцать.

— А что мне при этом делать?

— Ничего не нужно делать. Просто сиди. Но каждый день не менее пятнадцати минут.

Сын похоронил отца и в точности исполнил просьбу: являлся каждый день в комнату и просто сидел. Так минуло сорок дней, после которых юноша сам пришел в церковь и стал глубоко верующим.
Лишь много лет спустя он осознал, сколь мудрым было отцово завещание.
Отец понял, что у молодых слишком быстрый ритм жизни, сплошная суета и некогда над вечным подумать: о смысле жизни, о своей душе, о бессмертии, о Боге. Но стоит лишь остановиться, побыть в тишине — и Господь постучится в сердце.

Источник

Усекновение главы Иоанна Крестителя. Православный календарь на 11 сентября

Главные церковные праздники, дни памяти святых и православные святыни сегодняшнего дня

11 сентября (29 августа по «старому стилю» – церковному юлианскому календарю). Пятница 14-й седмицы по Пятидесятнице (четырнадцатой недели после праздника Святой Троицы, иначе именующегося Пятидесятницей). День постный. Сегодня в Русской Православной Церкви совершается скорбный праздник – день Усекновения главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.

Иоанну Крестителю, предсказавшему пришествие Христа, а затем крестившему Спасителя в водах Иордана, посвящено множество православных храмов и монастырей. В их числе – знаменитая московская Иоанно-Предтеченская обитель, в 2015 году отметившая свой 600-летний юбилей. Здесь с особым благоговением совершают дни памяти этого святого, в числе которых – скорбный праздник Усекновения честной главы Крестителя Господня Иоанна.

Иоанн Креститель был сыном ветхозаветного священника Захарии и праведной Елизаветы. По материнской линии он был родственником Христа и родился на шесть месяцев раньше Господа. По милости Божией Иоанн избежал смерти среди тысяч убитых младенцев в Вифлееме и окрестностях. С юных лет он готовил себя к великому служению строгой жизнью – постом и молитвой, жил в пустыне, носил грубую одежду, прихваченную кожаным поясом, и питался диким мёдом и акридами, родом саранчи.

Что отмечает церковь 11 сентября

Иоанн Креститель. Фото: www.pravoslavie.ru

Тридцатилетним Иоанн Креститель был призван Господом на проповедь. Ещё до явления Христа народу этот святой подготовил своих многочисленных учеников к принятию евангельской вести. Как подчеркнул в своем Первосвятительском слове Патриарх Московский и всея Руси Кирилл 11 сентября 2015 года:

Святой Пророк и Предтеча Господа и Спасителя Иоанн проповедовал покаяние людям, глаголя, да и в грядущего по нём Христа веруют. Миссия Предтечи была связана с проповедью покаяния, потому что без покаяния, без осознания собственных грехов человек не способен открыть свое сердце пред Богом. Покаяние есть непременный и первый шаг к спасению. И это не только единовременный шаг: покаяние должно сопровождать всю жизнь человека.

Проповедь покаяния стала для Иоанна Крестителя основой его мученичества: разгульные царь Ирод, царица Иродиада и царевна Саломея, против распутства которых выступал святой Иоанн, погубили его. Честная глава «величайшего из рождённых жёнами» пала под мечом палача. В своем Первосвятительском слове Святейший Патриарх Кирилл также отмечает:

Какой нелепой, страшной кажется его кончина! Святой человек, несомненный авторитет для всего народа, становится жертвой пьяного правителя. Если бы это произошло с кем-то в наше время! Как много слов мы бы услышали наподобие: «Да где же Бог? Где же справедливость?» Однако пример Иоанна Предтечи говорит о том, что для Бога нет этой жизни и жизни вечной – для Него всё одна жизнь.

И именно поэтому в память об этом скорбном событии христиане установили праздник Усекновения честной главы Крестителя Господня Иоанна. День, в который необходимо поститься и каяться в своих грехах. Однако ни в коем случае нельзя впадать в суеверные крайности, связанные с давней, но более чем странной традицией не вкушать в этот день круглые продукты – к примеру, арбузы, яблоки или помидоры. Этот диковинный обычай нельзя назвать благочестивым, он никак не связан с почитанием памяти этого величайшего святого. Куда правильнее 11 сентября прийти в храм и покаянно попросить у Иоанна Крестителя молитв перед Господом.

Поздравляем всех православных христиан с этим высокоторжественным, но скорбным праздником! Храни вас Господь по молитвам Своего Предтечи и Крестителя!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *