Что отличает западную цивилизацию

в чем отличия западного и восточного типов цивилизации

Восточный тип цивилизации (восточная цивилизация) — исторически первый тип цивилизации, сформировавший­ся к III тысячелетию до н. э. на Древнем Востоке: в Древней Индии, Китае, Месопотамии, Древнем Египте. Характерны­ми чертами восточной цивилизации являются: 1. Традиционализм — ориентация на воспроизводство сложившихся форм образа жизни и социальных структур. 2. Низкая подвиж­ность и слабое разнообразие всех форм человеческой жизне­деятельности. 3. В мировоззренческом плане представление о полной несвободе человека, предопределение всех действий и поступков независящими от него силами природы, социу­ма, богов и т. д. 4. Нравственно-волевая установка не на познание и преобразование мира, а на созерцательность, безмя­тежность, мистическое единение с природой, сосредоточенность на внутренней духовной жизни. 5. Общественная жизнь построена на принципах коллективизма. 6. Политическая организация жизни в восточных цивилизациях происходит в форме доспотий, в которых осуществляется абсолютное преобладание государства над обществом. 7. Экономической основой жизни в восточных цивилизациях являются корпоративная и государственная формы собственности, а основным методом управления выступает принуждение.

Западный тип цивилизации (западная цивилиза­ция) — систематическая характеристика особого типа циви-лизационного развития, включающая в себя определенные этапы историко-культурного развития Европы и Северной Америки. Основными ценностями западного типа цивили­зации, по М. Веберу, являются следующие: 1) динамизм, ориентация на новизну; 2) утверждение достоинства и ува­жения к человеческой личности; 3) индивидуализм, уста­новка на автономию личности; 4) рациональность; 5) идеа­лы свободы, равенства, терпимости; 6) уважение к частной собственности; 7) предпочтение демократии всем другим формам государственного управления. Западная цивилиза­ция на определенном этапе развития приобретает характер техногепной цивилизации.

Обычно в основе общества лежала корпорация. Также было характерно разделение общества на слои по имущественному принципу. Рабство было отдельным слоем общества и преимущественно пленным. Существовала зависимость политических прав граждан от их принадлежности к тому или иному слою.

Обычно в обществе существовала строгая иерархия. Это приводило к неподвижности и затруднённому развитию общества. В основе общества также лежала корпорация и также было характерно разделение общества на слои по имущественному принципу. Зависимость политических прав граждан от их принадлежности к тому или иному слою тоже существовала.

Были хорошо развиты внутренняя и внешняя торговля, животноводство, растениводство и ремесло. Неплохо было развито и мясное животноводство. Широкое распространение получило виноградарство. Земля официально только частично была собственностью государства. Зато владелец земли обладал правом частной собственности на нее. Внешняя торговля была в основном морской. Византия имела собственные колониальные территории. Рабство стало основополагающей формой труда.

Были хорошо развиты внутренняя и внешняя торговля, животноводство, растениводство и ремесло, молочное животноводство. Широко было развито садоводство. Право частной собственности на землю было официальным, но государство было вправе ее забрать.

В государственном управлении были сенат и государственный совет, с мнением которых императору приходилось считаться. Также императору приходилось считаться с мнением церкви, армии и жителей Константинополя. Голоса имели простые горожане, имели место некоторые демократические принципы.

Император в Византии считался единственным «хозяином» власти, и наделялся божественными функциями. В руках императора была сосредоточена исполнительная и законодательная власть. Руководство империей осуществлялось с помощью огромного бюрократического аппарата. Существовал табель о рангах – закон, в котором учитывались все существующие титулы.

Религия, как и в цивилизациях средневековья, была христианской. Церковь обладала большими богатствами и являлось одним из крупнейших частных собственников.

Официальной религией Византии была религия спасения. Проповедовались идеалы монашества и традиции аскетизма. Монахи пользовались большим почитанием.

Возникла в субтропическом климате в приэкваториальных широтах. Территория, которую занимала Византия, богата полезными ископаемыми. Огромную роль в жизни Византии играло море. Поэтому её можно назвать скорее морской цивилизацией, чем речной.

Возникла в субтропическом климате в приэкваториальных широтах. Территория, которую занимала Византия, богата полезными ископаемыми. Сказывалось присутствие рек крупных и не очень. В Византии было довольно много плодородных земель, что не характерно для западных цивилизаций.

Преподавались науки, которые были характерны для западных цивилизаций: юриспруденция, математика, астрономия, и многие естественные науки. В философии развивалось два направления, одно из которых было характерным для философии Запада, потому что философия была отделена от религии и развивалась в сторону естественной науки.

Преподавались науки характерные для восточных цивилизаций: исторические, технические и биологического направления. В философии развивалось два направления, одно из которых было характерным для философии Востока, потому что философия была неразрывно связана с религией. Литература и

Источник

Что отличает западную цивилизацию?

Западная цивилизация – это уникальное неповторимое в истории явление. Она появилась внезапно и поработила все остальные народы мира.

Отличает западную цивилизацию особенная хищническая безудержность, цинизм, пренебрежение к человеческой жизни, маниакальный снобизм, технологический расизм, изобретательная жестокость и нечеловеческое коварство.

Запад превратил Африку в источник рабской силы. Обоснования этого были привычные – фашизм. Не секрет, что Гитлер копировал поведение английских завоевателей, которые в свое время уничтожили в Северной Америке 10 млн индейцев.

Даже со своими гражданами простых сословий лорды и сэры обращались хуже, чем с животными.

Представителей завоеванных народов западная цивилизация не считала за людей. Достаточно вспомнить, что в США только недавно черных уровняли в правах с белыми. Еще в 1960 году в США в некоторых штатах существовал запрет на смешанные браки. Черных не пускали в общественные места. Таблички «черным и собакам вход воспрещен» в 1960 году – вполне обыденная реальность.

Интересный факт: когда после Второй мировой войны афроамериканцы (граждане США!) конвоировали по США пленных немцев, то немцев пускали в местные пабы для белых, а вот якобы «победивших» фашизм афроамериканцев – не пускали! Смотрите свежий фильм «Зеленая книга». Вы все поймете.

Думаете, что теперь что-то изменилось? Нет! США и НАТО строят базы по всему миру, развязывают кровавые войны и угрожают всем тем, кто не принял «либеральные ценности», расправой. Вот такой мир «свободы и демократии».

Надеюсь, вы все поняли. Западная цивилизация не отказалась от своего маниакального стремления к мировому господству. Уникальная роль России – встать на защиту мира. Мы уже дважды побеждали коллективный Запад – и победим его еще раз, если потребуется.

Источник

Что отличает западную цивилизацию?

Западная цивилизация – это уникальное неповторимое в истории явление. Она появилась внезапно и поработила все остальные народы мира.

Отличает западную цивилизацию особенная хищническая безудержность, цинизм, пренебрежение к человеческой жизни, маниакальный снобизм, технологический расизм, изобретательная жестокость и нечеловеческое коварство.

Запад превратил Африку в источник рабской силы. Обоснования этого были привычные – фашизм. Не секрет, что Гитлер копировал поведение английских завоевателей, которые в свое время уничтожили в Северной Америке 10 млн индейцев.

Даже со своими гражданами простых сословий лорды и сэры обращались хуже, чем с животными.

Представителей завоеванных народов западная цивилизация не считала за людей. Достаточно вспомнить, что в США только недавно черных уровняли в правах с белыми. Еще в 1960 году в США в некоторых штатах существовал запрет на смешанные браки. Черных не пускали в общественные места. Таблички «черным и собакам вход воспрещен» в 1960 году – вполне обыденная реальность.

Интересный факт: когда после Второй мировой войны афроамериканцы (граждане США!) конвоировали по США пленных немцев, то немцев пускали в местные пабы для белых, а вот якобы «победивших» фашизм афроамериканцев – не пускали! Смотрите свежий фильм «Зеленая книга». Вы все поймете.

Думаете, что теперь что-то изменилось? Нет! США и НАТО строят базы по всему миру, развязывают кровавые войны и угрожают всем тем, кто не принял «либеральные ценности», расправой. Вот такой мир «свободы и демократии».

Надеюсь, вы все поняли. Западная цивилизация не отказалась от своего маниакального стремления к мировому господству. Уникальная роль России – встать на защиту мира. Мы уже дважды побеждали коллективный Запад – и победим его еще раз, если потребуется.

Источник

Черты западной цивилизации: кратко

Черты западной цивилизации

Итак, начиная с ХVI века на Западе побеждает чувственная культура со своей системой истины, познания, этики и права, а в ХIХ- ХХ веках на Западе окончательно устанавливается со­вершенно новый тип общества, новый тип цивилизации. Его иногда называют капитализмом, но это характеризует только чисто экономически его основы. Целый ряд классиков исторической науки, таких как Эдуард Майер, Макс Вебер или Ростовцев, утверждают, что все компоненты, из которых обычно складывается капитализм: капитал, рынок, наемные рабочие и массовое производство на экспорт, — все это существовало и в Вавилоне, и в Риме, и в других обществах. Поэтому речь идет о не просто о капитализме, а о новой цивилизации – западной цивилизации ( и соответственно, англо-саксонской протестантской социально-экономической модели). Вебер и Зомбарт первые среди западных исследователей попытались подчеркнуть не только экономические, но и духовные основы новой цивилизации а именно протестантизм кальвинистского толка (практически означавший возврат к идеологии Ветхого Завета и далеким от христианства ).

Можно выделить такие особенности западной цивилизации:

1) ее духовно-культурную основу составил протестантиз­м кальвинистского толка и чувственная культура;

3) психология избранничества, первенства, по сути, предполагает агрессивное отношение к другому миру как к объекту для завоевания: это относится как к другим странам, так и к природе, иному мировоззрению;

6) следствием построения технологической цивилизации становится замена реального мира искусственным, абстрактным, а позже виртуальным ;

Менталитет западной цивилизации зиждется на том, что внешнее, материальное определяет достоинство внутреннего, духовного. Сомнительность иерархии ценностей техногенной цивилизации состоит в редукционизме – сведении высшего ранга к низшему, внутреннего – к внешнему, духа – к материи, ценностного сознания – сциентизму, культуры – к социальным технологиям, нравственности – к праву, искусства – к коммерческим зрелищам, человеческого общения – к отношениям собственности и денежной аксиологии (кто сколько заплатит), воспитание интеллекта – к формированию только профессионализма. В целом несостоятельность технической цивилизации заключается в том, что техника человеческой жизни превратилась в ее самоцель (с).

Теперь остановимся на каждом пункте более подробно.

Западная цивилизация

Западный тип цивилизации (Запад понимается как символ определенных ценностей и образа жизни, а не как географическая категория), или «прогрессивного развития». При котором возникла самоподдерживающаяся (рыночная) экономика, светское правовое государство, демократическое общественное устройство, развитые системы жизнеобеспечения (здравоохранение и гигиена, светское образование и светская культура, социальная помощь и социальные гарантии, система распределения и перераспределения, материальных благ и т.д.).

Этот тип наиболее ярко представлен античной цивилизацией Древней Греции и Рима (греко-латинской), доколумбовой Мезоамерикой (ацтеки, майя неклассического периода), современной европейской цивилизацией. Ряд стран, находящихся далеко от Европы: США, Канада, Австралия, Новая Зеландия и некоторые другие — также относятся к третьему типу развития, ассоциируются с понятиями «Запад», «западное общество», «западная цивилизация». Они демонстрируют варианты европейского пути, привнесенные большими массами эмигрантов в различные части света, и у них больше общего, чем различий.

Вместе с тем некоторые ученые, прежде всего американские, рассматривают США как самостоятельную цивилизацию западного типа, однако это не соответствует действительности. История этого государства насчитывает всего чуть более 200 лет. Прогрессивный тип развития позволил США за относительно короткий срок выйти на передовые рубежи. В отличие от европейских стран Соединенные Штаты являются не национальным, а федеральным государством. Подобный тип государства позволяет преодолеть разделение населения по национальному признаку, сделать преобладающими процессы интернационализации.

В трудной борьбе против расизма удалось создать обстановку межнациональной лояльности, способствовать развитию общественной солидарности на социальной, а не на национальной основе.

Для западного или прогрессивного типа цивилизации в буквальном смысле характерна идеология индивидуализма, безусловен приоритет личности, ее интересов.

Следовательно, политический плюрализм, характерный для обществ западного типа свои истоки имеет в индивидуализме, который не отрицает, а предполагает наличие коллективных интересов общества в целом.

Прогрессивный тип развития требует постоянного притока ресурсов, рабочей силы, все новых и новых мозгов.

Устойчивый динамизм западная цивилизация приобрела в эпоху географических открытий и колониальных войн (в виде огромной колониальной системы).

Основные черты западной цивилизации

Эксплуатируя колонии, Европа выходила за рамки и привносила в разные части света очаги, анклавы своего развития. Так она превращалась в Запад или в западную цивилизацию.

Совсем недавно понятие цивилизации имело для Европы чисто историко-культурный интерес. Сейчас понятие цивилизации выходит на первый план как категория, отражающая единство народов Европы, общность ценностей европейского дома. Именно в Европе прогрессивный тип цивилизации обрел устойчивость, развивается длительное время.

Поэтому рассматривать особенности этого типа цивилизации целесообразнее, прежде всего на примере Европы.

Становление современной европейской цивилизации шло трудно, в ходе войн, революций, социальных и религиозных движений. Это становление не было однолинейным. За революцией часто следовала контрреволюция, за реформами — контрреформы, но все же побеждала прогрессивная тенденция.

Для Европы характерно представление о линейном, быстро текущем времени, которое состоит из трех ступеней:

Оно свершилось, в нем ничего нельзя изменить, из него лишь можно извлекать уроки.

— Настоящее. Человек — активно действующее лицо в настоящем, он может и должен влиять на ход событий, на жизнь общества.

— Будущее. Оно лишь предстоит, оно неизвестно, но человек своей активной деятельностью в настоящем может в той мере, в какой ему это доступно, подготовить будущее.

В общественном сознании господствует убеждение в необходимости постоянного развития, прогресса, движения вперед.

В христианстве, как системе духовных ценностей, заложена идея прогресса, необходимости постоянного развития и совершенствования общества и человека.

Для этого типа цивилизации характерна в буквальном смысле идеология индивидуализма.

Приоритет личности, ее интересов безусловен. Индивидуализм — это исторически сложившийся тип поведения, имеющий социально — психологическую и идейно — мировоззренческую мотивированность. Акцент делается на самоценность индивида, на ее свободу, автономию, на право самому определять направления своей деятельности.

Каковы исторически сложившиеся, прежде всего на примере Европы, черты западной цивилизации?

— Высокий нравственный престиж труда и его результатов.

— Рынок как способ функционирования экономики и ее регулятор Развитая частная собственность.

Высокий престиж предпринимательства.

— Классовая структура общества, развитые формы классовой организации: профсоюзы, партии, программы и идеологии и т.д.

— Наличие развитых, не зависимых от власти (горизонтальных) связей, экономических, социальных, культурных, духовных, и, как следствие, наличие гражданского общества, существующего независимо от власти.

— Правовое демократическое государство.

Государство в классовом обществе неизбежно предоставляет наибольшее влияние имущим и образованным. Форма государства — демократия. Вмешательство государства в гражданскую жизнь ограничено законом.

Необходимо отметить, что западный тип цивилизации характеризует западо- или европоцентризм.

Он пронизывает все: науку, искусство, общественное сознание, политику. Запад считается центром и вершиной мира. Все остальное — отсталая периферия.

1.Западная цивилизация – это тип цивилизации, который связан с прогрессивным развитием, постоянными изменениями в жизни человека.

Возникла она в Древней Греции и Древнем Риме. Первый этап ее развития, получивший название «античная цивилизация», был отмечен возникновением основных ценностей западного типа общества: частнособственнических отношений, частного производства, ориентированного на рынок; первого образца народовластия – демократии, правда, ограниченной; республиканской формы правления.

Были заложены основы гражданского общества, обеспечивающие права и свободу личности, а также система социокультурных принципов, способствующих мобилизации творческого потенциала и расцвету личности.

Следующий этап развития западной цивилизации связан с Европой и христианством.

Реформация породила новое направление в христианстве – протестантизм, который стал духовной основой западной цивилизации. Главная ценность этой цивилизации, на которой основывались все остальные,– индивидуальная свобода выбора во всех сферах жизни.

Это было прямо связано со становлением особого европейского типа личности, появившегося в эпоху Возрождения.

«Индивид становится трагически ответствен не только за приближение и удаление от Высшего, но и за выбор того, что же он, индивид, считает Высшим. Отвечает… не только за себя, но и перед собой».

Важнейшей самостоятельной ценностью Запада стала рациональность (М. Вебер). Общественное сознание рационально, свободно от религиозных догм в решении практических вопросов, прагматично, но сфера приложения христианских ценностей – это общественная мораль, причем не только личной жизни, но и деловой этики.

В эпоху географических открытий и колониальных войн Европа, распространила свой тип развития на другие регионы мира.

Впервые человечество в результате всемирного распространения западных по своему происхождению ценностей и институтов (XVI–XIX вв.) было реально объединено в рамках охватывающей весь мир системы связей. К концу XIX–началу XX в. эти ценности и институты стали господствующими на планете и продолжали определять главные черты облика Земли в нашем столетии вплоть до самого последнего времени.

Основное содержание цивилизационного процесса в XX в.составляет тенденция к историческому становлению структур универсальной мировой цивилизации. Процессы, происходившие в XX в. на Западе, приобрели глобальный характер, непосредственным образом затронув все народы, все иные цивилизации, которые вынуждены были искать ответ на исторический вызов Запада.

Этот вызов воспринимался в конкретной форме действительности как императив модернизации.

В подобной ситуации вопрос о соотношении модернизации и вестернизации стал центральным для подавляющего большинства человечества незападного мира. Следовательно, анализ процессов, происходящих в ареале западной цивилизации, имеет решающее значение для понимания цивилизационного развития как человечества в целом, так и различных его составляющих в XX в.

Известно, что межцивилизационный диалог между Западом и Востоком происходил всегда.

С Востока пришла к грекам письменность, у восточных мудрецов учились первые греческие философы, а греки в результате походов Александра Македонского оказали влияние на Восток.

На Востоке родилось христианство, которое стало духовной основой западной цивилизации. В-XX в. особенно интенсивно идет процесс взаимовлияния и взаимообогащения различных типов развития при сохранении цивилизационных особенностей каждого сообщества.

Исторический процесс многовариантен.

Страны Азии, Африки, Латинской Америки испытали сильное влияние западной цивилизации во времена колониальных империй. Европейский образец становился ориентиром как для колониальных стран, так и для населения, которое не было колонизированным, но также подвергалось западному влиянию. В XIX столетии в странах Востока развернулись реформы западной ориентации, хотя большинство стран продолжало придерживаться устоявшихся традиций.

В первой половине XX в. попытки глубоких реформ продолжались (Китай, Индия), но начало модернизации этих обществ совпало с нарастанием кризиса западной цивилизации, что осложнило процесс внедрения этого типа общества.

После второй мировой войны процесс пошел более масштабно, причем страны Востока, имея целью ускоренное развитие и индустриализацию, стремились сохранить свои фундаментальные цивилизационные ценности, выбирая различные пути модернизации.

Однако не только Восток осваивает западные ценности, но и Запад – восточные.

Происходят изменения в общественном сознании – укрепляются авторитет семьи, коллективизм, делаются попытки одухотворить западную меркантильность, усиливается интерес к восточной философии, этическим и эстетическим учениям Востока. Идет процесс взаимообогащения стран и народов.

Рассматривая этапы развития западной цивилизации до XX в., мы видим, что основные ценности ее взаимосвязаны и взаимообусловлены, но взаимосвязь их носит весьма противоречивый характер.

Тот тип современного общества, который первоначально сформировался на Западе, был создан не просто на основе преобладания определенных сторон экзистенциальных противоречий, а на базе безусловного доминирования господства человека над природой, индивидуалистического начала над общественными интересами, инновационной стороны культуры над традиционной.

Названные противоречия были и остаются основными источниками развития человечества. Но для того чтобы противоречие подобного типа могло выполнять свою функцию, сохраняться, обе стороны должны быть достаточно сильно выражены.

Чрезмерное преобладание одной из сторон в ущерб другой ведет в конечном счете к пересыханию источника развития и усилению разрушительных тенденций (в результате нарастания диспропорций в процессе развития цивилизационной системы). Такова самая глубокая основа цивилизационного кризиса XX в.

Становление современного общества на Западе означало утверждение капитализма, и, как следствие, отчуждение человека от продуктов его деятельности, превращение последних в господствующую над человеком и враждебную ему силу.

Индивид оказался один лицом к лицу со всем миром, безграничным и угрожающим.

Поиск утраченного смысла жизни составляет основное содержание духовной жизни Запада XX в. В начале этого века глобальный кризис Запада стал реальностью и фактически продолжался всю его первую половину. Насколько близка была западная цивилизация к гибели, показала уже первая мировая война.

Эту войну и связанные с ней социальные революции 1917–1918 гг. можно считать первым этапом развития западной цивилизации XX в.

Первая мировая война была качественно новым грандиозным столкновением по сравнению со всеми теми вооруженными конфликтами, которые ранее знало человечество.

Прежде всего беспрецедентны масштабы войны – в нее были вовлечены 38 государств, где проживала подавляющая часть населения планеты.

Совершенно новым стал характер вооруженной борьбы – впервые было мобилизовано все взрослое мужское население воюющих стран, а это – более 70 млн человек. Впервые для массового уничтожения людей применялись новейшие технические достижения.

Во всех воюющих странах была свернута демократия, сузилась сфера действия рыночных отношений, государство активно вмешивалось в область производства и распределения.

Особенности западной и восточной цивилизаций. Россия в диалоге культур

Были введены трудовая повинность, карточная система, применялись меры внеэкономического принуждения.

Впервые устанавливался оккупационный режим на территориях, занятых иностранными армиями. По количеству жертв война тоже не имела себе равных: 9,4 млн человек погибли или умерли от ран, миллионы стали инвалидами. Беспрецедентными оказались масштабы нарушений основных прав человека. Они далеко превзошли все, что было известно тогдашнему мировому сообществу.

Западное общество вступало в новый этап своего развития.

Казарменная психология получила распространение не только в армии, но и в обществе. Массовые разрушения, уничтожение людей показали, что человеческая жизнь потеряла самоценность. Идеалы и ценности западной цивилизации уничтожались на глазах.

Рождались политические силы, предлагающие реализовать альтернативы западному пути, западной цивилизации: фашизм и коммунизм, имеющие различную социальную опору и разные ценности, но одинаково отвергающие рынок, демократию, индивидуализм.

2.Возникновение предпосылок формирования современной западноевропейской цивилизации (V век)

Нашествия варваров на Римскую империю и их последующее расселение на территории Западной и Восточной частей империи получили в исторической литературе наименование эпохи “Великого переселения народов”.

В течение этого периода существенным образом изменилась как политическая, так и этническая карта Европы. Некоторое время на территории современной Венгрии существовала гуннская держава Аттилы. Гунны были кочевниками, пришедшими в Европу из Азии и присоединившими по пути множество других племён, в частности, северо-кавказское племя алан.

Могущество гуннов не смогла подорвать даже победа над ними армии Западной Римской империи в битве на Каталаунских полях в 451 г. Распад державы произошёл со смертью Аттилы. В то время довольно часто возникали такого рода образования, быстро достигавшие могущества и также быстро сходившие с исторической сцены.

На протяжении VI — VII веков политическая карта Европы неоднократно перекраивалась, но уже стали выкристаллизовываться некоторые объединения, давшие начало позднейшим государствам.

Остров Британия был с середины V века завоёван германскими племенами англов, саксов и ютов, которые создали там несколько королевств, число которых не было постоянным.

И те и другие большей частью сохраняли племенной строй.

На Пиренейском полуострове располагались королевства вестготов и свевов. В Италии в конце V века вождь остготов Теодорих сверг власть Одоакра и основал своё государство, но после его смерти в распри наследников вмешалась Византийская империя и захватила часть Италии. С 568 года на полуостров началось вторжение племён лангобардов, которые, в конце концов, и подчинили себе большую его часть. В северной части Африки, на территории древнего Карфагена, располагалось королевство вандалов, ему же принадлежали и острова Сардиния и Корсика.

Всё Восточное Средиземноморье продолжало входить в Византийскую империю, за пределами юго-восточных границ которой жили арабские племена, впервые вышедшие на историческую сцену в VII веке.

Все варварские королевства были христианскими, но многие жители были приверженцами арианства, что рассматривалось как ересь. Формально короли новых государственных образований считали византийского императора верховным владыкой, а свои королевства воспринимали как части единой христианской империи, правда, на реальную политику это не оказывало почти никакого воздействия и не мешало различным “частям империи” вести между собой ожесточённые войны.

Переселение варварских племён не сопровождалось тотальным уничтожением местного населения; изгнанию и истреблению, пожалуй, подверглись только бритты в Британии, вынужденные уйти в Уэльс и переселиться на полуостров Бретань в Галлии.

На других территориях Западной Римской империи основная масса населения, состоявшая из потомков романизированного, в основном кельтского, коренного населения и переселенцев из римской Италии, осталась на своих местах.

Завоеватели-варвары отнюдь не составляли большинства населения. В северной Галлии, где их число было наиболее значительным, самые смелые подсчёты позволяют говорить о 15 % всего населения, на юге Галлии их было не более 5 %. Примерно та же картина наблюдается и в других королевствах. Потомки местного населения сначала даже не смешивались с пришельцами, посколькуте расселялись компактными массами, сохраняя на первых порах свои соцальные институты.

Сохраняли привычные формы социальной и экономической жизни и местные жители. Таким образом, многие институты поздней Римской империи без существенных изменений перешли и в следующую эпоху.

Благодаря тому, что многие элементы феодализма появились ещё в эпоху Рима, процесс становления новых порядков, как социальных, так и экономических, в этих областях шёл быстрее, чем на территориях, никогда не входивших в состав Римской империи, то есть на землях собственно германских и славянских. Значительным своеобразием отличался процесс феодализации в Византийской империи, на территорию которой переселилось много славян, но центральная власть там сохранялась.

Огромную роль во всех этих процессах играла христианская церковь, во многом благодаря тому, что в обстановке всеобщего хаоса и нестабильности подчас только она одна и сохраняла организацию и структуру, которую могли использовать в своих целях принимавшие христианство варварские короли.

Велика также роль церкви и монастырей в сохранении культурной традиции античности. В эпоху зарождения европейских государств уровень образованности и грамотности резко упал сравнительно с римской эпохой. И только в монастырях можно было встретить грамотных и образованных людей, которые на протяжении многих столетий сохраняли и переписывали книги и рукописи, тем самым сберегли их до нашего времени.

Стоит заметить, что большая часть античного литературного наследия дошла до нас в средневековых списках.

Итак, начиная с ХVI века на Западе побеждает чувственная культура со своей системой истины, познания, этики и права, а в ХIХ- ХХ веках на Западе окончательно устанавливается со­вершенно новый тип общества, новый тип цивилизации.

Его иногда называют капитализмом, но это характеризует только чисто экономически его основы. Целый ряд классиков исторической науки, таких как Эдуард Майер, Макс Вебер или Ростовцев, утверждают, что все компоненты, из которых обычно складывается капитализм: капитал, рынок, наемные рабочие и массовое производство на экспорт, — все это существовало и в Вавилоне, и в Риме, и в других обществах.

Особенности Западной цивилизации

Поэтому речь идет о не просто о капитализме, а о новой цивилизации – западной цивилизации ( и соответственно, англо-саксонской протестантской социально-экономической модели). Вебер и Зомбарт первые среди западных исследователей попытались подчеркнуть не только экономические, но и духовные основы новой цивилизации а именно протестантизм кальвинистского толка (практически означавший возврат к идеологии Ветхого Завета и далеким от христианства ).

Можно выделить такие особенности западной цивилизации:

1) ее духовно-культурную основу составил протестантиз­м кальвинистского толка и чувственная культура;

3) психология избранничества, первенства, по сути, предполагает агрессивное отношение к другому миру как к объекту для завоевания: это относится как к другим странам, так и к природе, иному мировоззрению;

6) следствием построения технологической цивилизации становится замена реального мира искусственным, абстрактным, а позже виртуальным ;

Менталитет западной цивилизации зиждется на том, что внешнее, материальное определяет достоинство внутреннего, духовного.

Сомнительность иерархии ценностей техногенной цивилизации состоит в редукционизме – сведении высшего ранга к низшему, внутреннего – к внешнему, духа – к материи, ценностного сознания – сциентизму, культуры – к социальным технологиям, нравственности – к праву, искусства – к коммерческим зрелищам, человеческого общения – к отношениям собственности и денежной аксиологии (кто сколько заплатит), воспитание интеллекта – к формированию только профессионализма.

В целом несостоятельность технической цивилизации заключается в том, что техника человеческой жизни превратилась в ее самоцель (с).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *