Что отличает восточную цивилизацию

в чем отличия западного и восточного типов цивилизации

Восточный тип цивилизации (восточная цивилизация) — исторически первый тип цивилизации, сформировавший­ся к III тысячелетию до н. э. на Древнем Востоке: в Древней Индии, Китае, Месопотамии, Древнем Египте. Характерны­ми чертами восточной цивилизации являются: 1. Традиционализм — ориентация на воспроизводство сложившихся форм образа жизни и социальных структур. 2. Низкая подвиж­ность и слабое разнообразие всех форм человеческой жизне­деятельности. 3. В мировоззренческом плане представление о полной несвободе человека, предопределение всех действий и поступков независящими от него силами природы, социу­ма, богов и т. д. 4. Нравственно-волевая установка не на познание и преобразование мира, а на созерцательность, безмя­тежность, мистическое единение с природой, сосредоточенность на внутренней духовной жизни. 5. Общественная жизнь построена на принципах коллективизма. 6. Политическая организация жизни в восточных цивилизациях происходит в форме доспотий, в которых осуществляется абсолютное преобладание государства над обществом. 7. Экономической основой жизни в восточных цивилизациях являются корпоративная и государственная формы собственности, а основным методом управления выступает принуждение.

Западный тип цивилизации (западная цивилиза­ция) — систематическая характеристика особого типа циви-лизационного развития, включающая в себя определенные этапы историко-культурного развития Европы и Северной Америки. Основными ценностями западного типа цивили­зации, по М. Веберу, являются следующие: 1) динамизм, ориентация на новизну; 2) утверждение достоинства и ува­жения к человеческой личности; 3) индивидуализм, уста­новка на автономию личности; 4) рациональность; 5) идеа­лы свободы, равенства, терпимости; 6) уважение к частной собственности; 7) предпочтение демократии всем другим формам государственного управления. Западная цивилиза­ция на определенном этапе развития приобретает характер техногепной цивилизации.

Обычно в основе общества лежала корпорация. Также было характерно разделение общества на слои по имущественному принципу. Рабство было отдельным слоем общества и преимущественно пленным. Существовала зависимость политических прав граждан от их принадлежности к тому или иному слою.

Обычно в обществе существовала строгая иерархия. Это приводило к неподвижности и затруднённому развитию общества. В основе общества также лежала корпорация и также было характерно разделение общества на слои по имущественному принципу. Зависимость политических прав граждан от их принадлежности к тому или иному слою тоже существовала.

Были хорошо развиты внутренняя и внешняя торговля, животноводство, растениводство и ремесло. Неплохо было развито и мясное животноводство. Широкое распространение получило виноградарство. Земля официально только частично была собственностью государства. Зато владелец земли обладал правом частной собственности на нее. Внешняя торговля была в основном морской. Византия имела собственные колониальные территории. Рабство стало основополагающей формой труда.

Были хорошо развиты внутренняя и внешняя торговля, животноводство, растениводство и ремесло, молочное животноводство. Широко было развито садоводство. Право частной собственности на землю было официальным, но государство было вправе ее забрать.

В государственном управлении были сенат и государственный совет, с мнением которых императору приходилось считаться. Также императору приходилось считаться с мнением церкви, армии и жителей Константинополя. Голоса имели простые горожане, имели место некоторые демократические принципы.

Император в Византии считался единственным «хозяином» власти, и наделялся божественными функциями. В руках императора была сосредоточена исполнительная и законодательная власть. Руководство империей осуществлялось с помощью огромного бюрократического аппарата. Существовал табель о рангах – закон, в котором учитывались все существующие титулы.

Религия, как и в цивилизациях средневековья, была христианской. Церковь обладала большими богатствами и являлось одним из крупнейших частных собственников.

Официальной религией Византии была религия спасения. Проповедовались идеалы монашества и традиции аскетизма. Монахи пользовались большим почитанием.

Возникла в субтропическом климате в приэкваториальных широтах. Территория, которую занимала Византия, богата полезными ископаемыми. Огромную роль в жизни Византии играло море. Поэтому её можно назвать скорее морской цивилизацией, чем речной.

Возникла в субтропическом климате в приэкваториальных широтах. Территория, которую занимала Византия, богата полезными ископаемыми. Сказывалось присутствие рек крупных и не очень. В Византии было довольно много плодородных земель, что не характерно для западных цивилизаций.

Преподавались науки, которые были характерны для западных цивилизаций: юриспруденция, математика, астрономия, и многие естественные науки. В философии развивалось два направления, одно из которых было характерным для философии Запада, потому что философия была отделена от религии и развивалась в сторону естественной науки.

Преподавались науки характерные для восточных цивилизаций: исторические, технические и биологического направления. В философии развивалось два направления, одно из которых было характерным для философии Востока, потому что философия была неразрывно связана с религией. Литература и

Источник

Западный и восточный тип цивилизации. Особенности, определение, черты, сходства и различия. Таблица.

Что отличает восточную цивилизацию. Смотреть фото Что отличает восточную цивилизацию. Смотреть картинку Что отличает восточную цивилизацию. Картинка про Что отличает восточную цивилизацию. Фото Что отличает восточную цивилизацию

У цивилизаций западного и восточного типов хватает различий, несмотря на то, что первая европейская цивилизация, крито-микенская, пришла именно с Востока. Впрочем, у неё-то как раз было много сходств с древневосточными культурами, но её история – это отдельный вопрос. Мы же постараемся охарактеризовать основные черты западных и восточных цивилизаций, указать особенности этих двух типов и дать им определение.

Определение и основные черты

Каждая цивилизация является обществом определённого исторического типа со всеми присущими ему особенностями развития и особой культурой. Соответственно, её определяют образцы как духовной культуры, так и материальной, но основным моментом здесь всё же является духовная жизнь, так как материальная составляющая различных цивилизаций в меньшей степени различается, чем духовная.

Восточная цивилизация

На Востоке разные культуры возникли раньше, чем на Западе. Они отличались наличием деспотии в качестве государственного строя и высоким уровнем контроля государственной властью большинства аспектов жизни людей – экономики, торговли и так далее. При этом цивилизации восточного типа развивались медленно и плавно, тяготея при этом к консервативности и неохотно принимая всё новое.

Западная цивилизация

Западные культуры, в отличие от восточных, развивались быстро и стремительно, постоянно прогрессируя и охотно впитывая всё новое. Они отличались стремлением к равноправию всех граждан (как в Древнем Риме и Древней Греции, например), к частной собственности, конкуренции в политике и экономике, к гражданским правам и свободному предпринимательству.

Источник

Различия западной и восточной цивилизаций

Есть два направления развития общества. Западная цивилизация в основном ориентирована на изменение и совершенствование окружающего мира, в котором мы живем, на его приспособление к нуждам человека. Это научно-технический прогресс во всех его направлениях. Прогресс этот основан на интеллектуально-творческих возможностях населения страны, где каждый сам расширяет их в соответствии с социально-экономическими законами государства и с принципами положительной обратной связи. Эта творческая задача постоянно требует поиска новых решений для удовлетворения потребностей населения и развития общества.

Восточная цивилизация, зародившаяся в Индии и Китае, больше ориентирована не на изменение мира, а на приспособление человека к миру во всей его сложности и противоречивости на основе совершенствования внутреннего мира человека для достижения гармонии с внешним миром. Это тоже очень творческая задача, требующая постоянного поиска, но для её решения мало веками развивающихся философских методов психологического совершенствования, выживания и развития человека, необходимо и научно-тохническое развитие, чтобы не отстать от мирового уровня такого развития.

При таком направлении человек постоянно должен заниматься совершенствованием своего внутреннего мира, интеллектуально-духовным развитием и своего отношения к миру больше, чем его изменением, поэтому социальные условия имеют меньшее значение. Человек может вписываться в любую систему социальных отношений, подчиняться в своём поведении требованиям законов общества и своей социальной группы, как бы сливаться с ними без ущерба для своего внутреннего мира. Как бы он ни идентифицировал себя со свои обществом и не подстраивал своё поведение под его требования, он остаётся самим собой. Индивидуализм при этом проявляется не в самоутверждении в социальной среде, а в поиске самого себя, и часто находит выражение в искусстве и во взаимодействии себя с природой, часто жертвуя социальным комфортом.

Для социальной активности, ориентированной на изменение мира, очень важно, чтобы социальные отношения не препятствовали именно самореализации и самоутверждению и при этом сами эти отношения не нарушались, т.е. чтобы у человека было ощущение гармоничности его уникальной личности и социальной среды.

Если говорить только о доминирующих направлениях, то в наше время между обоими направлениями устанавливается продуктивное взаимодействие. В частности научно-технический прогресс сделал грандиозные шаги в Японии и Китае, а Западная культура все чаще обращается к успехам восточной философии и психологическими методами устанавливается гармонии между человеком и окружающим миром.

Мы привыкли оценивать общество по достижениям ее отдельных выдающихся представителей: ученых, философов, художников, поэтов, архитекторов. Мы видим в них символ разных цивилизаций, определяющий направление развития, между тем сами эти духовные лидеры формируются под влиянием психологического климата, складывающегося в обществе. Этот климат является определяющим и включает направленность поисковой активности.

Арабы оказались вне двух этих основных направлений развития цивилизации и именно в этом основная причина их конфликта с миром, особенно с Западной цивилизацией и представляющими её, в их глазах, евреями, которые вдруг оказались рядом. Но в Израиле многие арабы живут не хуже евреев благодаря законодательству Израиля, а в некоторых арабских странах менталитет, традиции и законы этих государств не позволяют людям жить и трудиться мирно и благополучно.

Это было непродуктивное направление в том смысле, что успешная агрессивность становилась высшей ценностью. Параллельно ослабевала религиозная терпимость, происходил регресс общественной морали. Ориентация на завоевание и доминирование не оставляет места не только для изменения мира в конструктивном направлении, но и для изменения себя, своего отношения к миру, приспособления к нему, как это происходило в культурах Дальнего Востока. То есть это было проявление деструктивной активности.

А тем временем у соседних народов происходило развитие и социально-технологический прогресс, дальнейшие завоевания оказывались уже невозможными и арабы стали отставать в цивилизационном развитии.

Корни национальных психологических особенностей арабов, как отмечают некоторые психологи, в том числе выходцы из мусульманских и арабских стран (http://orien.byethost13.com/psyho2.htm) в недостаточной инициативности; в беспечности в отношении будущего; культ силы в межличностных отношениях (и, соответственно, в межнациональных отношениях); уверенность, что справедливость всегда на стороне сильного, и любая уступка в споре отражает слабость уступающего, а не добровольное признание справедливости оппонента; потребность не в самоуважении, а в уважении извне.

Пока евреи были в подчиненном и беззащитном положении, к ним можно было проявлять терпимость и покровительственное отношение, но сегодняшние евреи, и особенно имеющие свое процветающее государство, олицетворяют для арабов все преимущества преуспевающей Западной культуры и вызывают чувство неполноценности. То, что не удается догнать, перегнать и подчинить, должно быть уничтожено.

Арабов не удовлетворит никакая помощь и никакие уступки, пока они не убедятся в невозможности выиграть эту войну и не будут вынуждены попытаться трансформировать свою деструктивную активность в конструктивную. Только после этого помощь им будет иметь смысл.

Доказательством того, что это в принципе возможно, что деструктивная активность не является фатальным природным свойством арабов является пример эмирата Дубая, создавшего образец процветающего современного курорта, обеспечивающего благополучную жизнь и своих граждан, и многочисленных приглашённых наемных рабочих и инженеров, постоянно развивающих и совершенствующих этот бизнес.

Когда же, наконец, мировое сообщество поймёт, с чем имеет дело?

Источник

База знаний

Восточный тип цивилизации (восточная цивилизация) — исторически первый тип цивилизации, сформировавшийся к III тысячелетию до н.э. на Древнем Востоке: в Древней Индии, Китае, Месопотамии, Древнем Египте. Характерными чертами восточной цивилизации являются: 1. Традиционализм — ориентация на воспроизводство сложившихся форм образа жизни и социальных структур. 2. Низкая подвижность и слабое разнообразие всех форм человеческой жизнедеятельности. 3. В мировоззренческом плане представление о полной несвободе человека, предопределение всех действий и поступков независящими от него силами природы, социума, богов и т. д. 4. Нравственно-волевая установка не на познание и преобразование мира, а на созерцательность, безмятежность, мистическое единение с природой, сосредоточенность на внутренней духовной жизни. 5. Общественная жизнь построена на принципах коллективизма. 6. Политическая организация жизни в восточных цивилизациях происходит в форме деспотий, в которых осуществляется абсолютное преобладание государства над обществом. 7. Экономической основой жизни в восточных цивилизациях являются корпоративная и государственная формы собственности, а основным методом управления выступает принуждение.

Общая характеристика цивилизаций Древнего Востока

Древний Восток стал колыбелью современной цивилизации. Здесь появляются первые государства, первые города, письменность, каменная архитектура, мировые религии и многое другое, без чего невозможно представить нынешнее человеческое сообщество. Первые государства возникают в долинах крупных рек. Земледелие в этих районах было очень продуктивно, но для этого требовались ирригационные работы — по осушению, орошению, возведению дамб и поддержанию всей ирригационной системы в порядке. Одна община не могла справиться с этим. Назревала необходимость в объединении всех общин под контролем единого государства.

Впервые это происходит сразу в двух местах независимо друг от друга — в Двуречье (долины рек Тигр и Евфрат) и Египте в конце IV—III тыс. до н.э. Позднее государство возникает в Индии, в долине реки Инд, а на рубеже III—II тыс. до н.э. — в Китае. Эти цивилизации получили в науке наименование речных цивилизаций.

Земледельцы заселили Двуречье в VIII тыс. до н.э. Постепенно они научились осушать заболоченные участки. В долинах Тигра и Евфрата нет камня, лесов, металлов, зато они очень богаты зерном. Жители Двуречья выменивали зерно на недостающие в хозяйстве предметы в процессе торговли с соседями. Камень и дерево были заменены глиной. Из глины строили дома, изготавливали различные предметы бытового обихода, на глиняных таблицах писали.

В конце IV тыс. до н.э. в Южном Двуречье возникло несколько политических центров, которые объединились в государство Шумер. На протяжении всей своей древней истории район Двуречья был ареной ожесточенной борьбы, в ходе которой власть захватывал какой-либо город или пришедшие со стороны завоеватели. Со II тыс. до н.э. ведущую роль в регионе начинает играть город Вавилон, став могучей державой при царе Хаммурапи. Затем усиливается Ассирия, которая с XIV по VII вв. до н.э. была одним из ведущих государств Двуречья. После падений Ассирийской державы вновь усиливается Вавилон — возникает Нововавилонское царство. Персы — выходцы с территории современного Ирана — сумели завоевать Вавилонию и в VI в. до н.э. основать огромное Персидское царство.

Источник

Характерные черты восточных цивилизаций в период нового времени

Цивилизация — это

Цивилизация (от лат. civilis – государственный, гражданский) — это определенная стадия развития человеческого общества, которая отражает достижение некоторого уровня социальности.

Уровень социальности выражается в способности создавать культурные ценности, обеспечивать саморегуляцию посредством социальных норм, жить в относительной независимости от природы и ряде других признаков.

Существуют иные подходы к определению цивилизации:

В числе первых ввел в научный оборот понятие цивилизация шотландский ученый Адам Фергюсон. Он предложил собственную периодизацию всемирной истории, состоящую из трех стадий: дикость, варварство и цивилизация.

Что отличает восточную цивилизацию. Смотреть фото Что отличает восточную цивилизацию. Смотреть картинку Что отличает восточную цивилизацию. Картинка про Что отличает восточную цивилизацию. Фото Что отличает восточную цивилизацию

С началом XX столетия этот подход утратил поддержку в научных кругах, а ему на смену пришло циклическое понимание истории, которое отдает предпочтение цивилизации как локальной форме существования.

Признаки цивилизации

При определении перехода от архаичного периода к цивилизации большое значение имеют признаки, на основании которых обозначается появление нового формата жизни общества.

Важную роль в решении этого вопроса сыграл английский ученый Гордон Чайлд, выделивший следующие признаки цивилизации:

В 1959 году после научной дискуссии в Чикаго было принято решение обобщить эти признаки и свести к трем основным — строительство городов и монументальных сооружений, а также изобретение письменности.

Что отличает восточную цивилизацию. Смотреть фото Что отличает восточную цивилизацию. Смотреть картинку Что отличает восточную цивилизацию. Картинка про Что отличает восточную цивилизацию. Фото Что отличает восточную цивилизацию

Важным признаком цивилизации можно считать культурную самоидентификацию людей, олицетворяющих себя с тем или иным сообществом.

Она постоянно изменяется, что приводит к сдвигу цивилизационных границ. Вспомним, как менялось понятие гражданин Рима. Сначала это были исключительно обитатели Вечного города, а во времена империи в эту категорию включили жителей многочисленных провинций, поэтому парфяне, ливийцы или египтяне также могли считаться римлянами.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *