Что отличает умного человека
Главный признак, отличающий умного человека от недалекого: мнение Михаила Веллера
Жизнь не черная и не белая, она полна полутонов…
Однажды Михаила Веллера спросили во время интервью, как отличить умного человека от недалекого. И писатель привёл ключевой признак умного человека.
Веллер начал своё объяснение так:
«Представьте себе тёмную комнату. В этой тёмной комнате есть два способа увидеть всё.
Способ первый: у вас в руках фонарик. Этот фонарик бросает вот такой вот размером с тарелку яркий жёлтый луч. И вы освещаете всё этим фонариком, и всё видите, но когда вы видите ботинки, вы не видите шляпу на крючке и так далее.
Способ второй: вы щёлкаете выключателем, и тогда вы видите всю комнату сразу.
Вот этим и отличается умный от дурака».
И затем Михаил Веллер объяснил это различие подробнее.
«Дурак способен держать в сознании одновременно только одну мысль. Если две, то он уже балдеет от своего ума. Человек умный может задействовать четыре канала информации во всём своём объёме: условно говоря, свои 150 триллионов нейронных связей. И он может видеть всё это в оттенках, в полутонах, в противоречиях, в диалектическом единстве.
То есть дурак не может понять, что такое единство и борьба противоречий. Дураку нужно конкретно: надо быть за белых или за красных; ты за Россию или ты против России; ты считаешь, что всё будет хорошо или всё будет плохо».
А потом писатель привёл три блестящих примера из истории в качестве доказательства своего мнения. Приведем один из этих примеров:
«Генерал Власов был предатель, был изменник, повешен за дело, и в этом моменте абсолютно не о чем спорить. Но до этого генерал Власов был блестящий красный командир, был командир лучшей в Красной армии 99-й дивизии, был командиром лучшего во время июльских боёв 4-ого мехкорпуса, был лучшим во время обороны Киева, во время обороны Москвы командовал 20-й армией, которая была лучшей.
А как его сунули во 2-ю ударную — это совершенно отдельная история. Я повторяю: это никак не оправдывает его предательство. Но вот эта метаморфоза красного боевого командира безусловно заслуживает осмысления.
Так вот умный скажет: «Да это так, понятно». Дурак скажет: «Так ты что за Власова?» Вот этим примерно дурак отличается от умного».
Поэтому не зацикливайтесь только на чёрном или только на белом — мыслите шире, рассматривайте все возможные точки зрения и не торопитесь с выводами. И помните, что чёрное неотделимо от белого, и это касается всех явлений и вещей в нашей жизни.
Новое видео:
GuruTest
8 отличий умного человека от глупого
Интеллект — это не только ваш IQ в совокупности с набором знаний и навыков. Это еще и жизненный опыт, а также умение правильно вести себя в обществе, понимать, что хорошо, а что плохо.
Кто-то может сказать, что воспитание виновно в том, насколько человек умен или глуп, но это правда лишь отчасти. Мы говорим о человеческом уме в целом, а не только о том, сколько вы знаете языков и умеете ли вы решать дифференциальные уравнения второго порядка. Отличить глупца от мудреца или хотя бы от человека, развитого в правильном направлении, можно без особого труда.
Умный не завидует, а глупый делает это почти все время
Это первое и самое главное отличие, которое напрямую говорит о недалеком уме той или иной личности. Конечно, и нормальные люди завидуют, но они делают это здраво: им грустно от того, что они понимают свои недостатки. Глупцы же завидуют по поводу и без повода, потому что им не хочется разбираться в причинах чужих побед. Если кто-то лучше них, это априори неправильно. Нормальный и культурный человек будет стараться найти причины того, почему у него нет чего-то. Зависть глупца неприкрытая, отрицательная и основана на отсутствии желания развиваться. Отсюда мы плавно переходим ко второму отличию.
Глупый не хочет учиться, а умный пользуется любой возможностью
Допустим, есть два человека, которые находятся в одинаковых условиях. Они одного пола, одного возраста, но один обладает заурядным и низким интеллектом, а второй более высоким. Если представится возможность бесплатно выучить иностранный язык, то глупец скажет «зачем мне это», а умный человек хотя бы попробует найти способ себя мотивировать на изучение чего-то нового. Это не просто лень, а абсолютное наплевательство на самого себя. В современном мире почти ничего бесплатного не осталось. С другой стороны, есть интернет, который можно использовать как учебник. В руках дурака интернет является лишь источником опасности, но в руках человека мудрого он может стать источником знаний и бесценного опыта.
Глупый ищет выгоду прямо сейчас, а умный понимает, что так не бывает
Отсюда вытекает и высокий процент преступников среди глупых людей. Они умеют только брать то, что им не принадлежит, причем самым наглым способом. Жадность — это отличительная черта низкого интеллекта. Такие люди мелочны и абсолютно безжалостны к другим. Им просто не хватает серого вещества, чтобы попробовать поставить себя на место другого. Умный же просто делает свое дело, понимая, что вкладывается в свое будущее. Он терпелив и готов отдавать себя другим людям.
Недалекий человек высмеивает недостатки других, умный — нет
У каждого в жизни есть такие знакомые, которые смеются над физическими недостатками других людей. Между черным юмором и этим есть огромная пропасть. Любой юмор является порождением мыслей, а не впечатлением от увиденного. Не стоит винить глупца в этом, потому что он просто не понимает, насколько тяжело человеку, над которым он смеется. Более того, люди невоспитанные иногда не могут измениться даже после того, как побывали в такой же ситуации. Они начинают злиться еще больше. Развитая личность никогда такого не сделает, а если и сделает, то такому человеку будет потом очень и очень стыдно. Вообще, ученые считают, что чем умнее человек, тем его чувство юмора шире, то есть универсальнее. Чем человек глупее, тем хуже он шутит, грубее и бестактнее, к тому же несвоевременно или постоянно.
У глупого человека много незавершенных дел, а у умного много текущих
Когда вы не можете что-то сделать, то не стоит это бросать. Конечно, из-за этого на вас нельзя вешать клеймо дурака или дуры, но это всё относится напрямую к вопросу о вашем развитии и стремлении к развитию. Глупые люди боятся тратить время на то, что у них не получается, потому что они опасаются, что это так и останется незавершенным. Так чаще всего и случается. Умные же верят в то, что если приложить максимум усилий, то получится всё. Это скорее какая-то проверка на силу духа, а не на глупость, хотя глупый человек, действительно, вряд ли потратит время на то, что у него уже не получилось.
Если вы умны, то вы учитесь на ошибках, а в противном случае повторяете их снова и снова
Тут стоит понять образ мышления человека недалекого. Он думает: «Я знаю, как правильно нужно это делать». Умный же всегда гибок и учитывает вероятность своей неправоты. Можно рассмотреть типичный пример — любовь. Вот, допустим, у вас не получилось обрести счастье с человеком, который отдает всего себя работе. Глупец в следующий раз вновь допустит такую ошибку, завязав роман с трудоголиком, но умный человек не будет этого делать, потому что уже наступил один раз на грабли. Ну, хорошо, два раза можно ошибиться, но третий раз попасться на одну и ту же ошибку — это чересчур.
Глупец судит о человеке по внешнему виду, а умный — по его поступкам
Когда глупый человек видит мужчину или женщину с нестандартной внешностью, у него в голове сразу появляются мысли о его неправильной ориентации, например. На самом деле это ничего не значит. Возможно, это простая зависть, когда люди осуждают тех, кто выглядит не так. Это простое непонимание, глупость. Умные люди прекрасно понимают, что сейчас есть много способов самовыражения, потому-то огромное количество людей и пользуется этим, чтобы понять лучше себя. На самом деле сейчас людей с заурядной внешностью почти столько же, сколько и неформалов. При этом глупцы умудряются не пропустить ни одного непохожего на них человека, задев их взглядом или словом. Но не стоит думать, что чрезмерная вычурность вашего образа показывает ваш ум. Это совсем не так, потому что умные люди понимают, что необходимо сохранять баланс, а не пытаться привлечь к себе внимание своей непохожестью на других.
Глупцы имеют завышенную самооценку, а умные люди всегда объективны
Каким бы ни был глупец слабым или заурядным, он будет думать, что является лучшим во всем. Конечно, это гипертрофированная версия человека, обделенного умом, но таких очень даже немало. Недалекие люди не понижают свою самооценку даже в тех случаях, когда абсолютно все им говорят, что они, к сожалению, «не фонтан». Иногда бывает так, что уверенность в себе падает настолько, что ее уже ничем не поднять. Тот, кто имеет нормальный интеллект и объективно смотрит на вещи и мир, умеет работать над собой, повышая самооценку. Так что, если у человека уверенность в себе пересекает все верхние границы, то, скорее всего, он глуп.
Конечно, не бывает так, чтобы лишь по одной жизненной ситуации удалось сразу понять, что перед вами за человек. Не спешите судить людей быстро и бескомпромиссно. Дипломатичность — это величайшее достоинство умного и образованного человека. Не мыслите стереотипами и предрассудками, потому что важно иметь на все свое мнение, которое не стоит навязывать другим.
На нашем канале в Яндекс.Дзен всегда самые интересные статьи по этой теме. Обязательно подпишитесь!
10 признаков умного человека
1. Умный человек – это не обязательно отличник или передовик производства. Умный человек знает чего хочет, понимает, как это воплотить в жизнь и делает это.
2. Опрятная внешность. Умный человек знает, что встречают по одёжке. Кроме того, психологи утверждают, что привлекательные люди обычно более приспособлены, популярны и умны – это называется гало-эффект или эффект ореола.
3. Здоровые зубы. По последним исследованиям, люди, прошедшие лечение у стоматолога, считаются более успешными и умными.
4. Умение слушать собеседника. Эмоциональная восприимчивость так же важна, как и IQ. Слушая и задавая наводящие вопросы, можно узнать много нового. Вообще, болтун – находка для шпиона.
5. Хорошая память. Очень многое из того, что считается умом – это просто способность запоминать, а так же в нужный момент доставать из свой “кладовой” нужное знание.
6. Глубокое дыхание. Чтобы выглядеть более уверенным, нужно делать глубокие вдохи, чтобы мозг насыщался кислородом. Окружающим нравятся уверенные в себе люди, потому что они выглядят как герои, на которых можно положиться.
7. Прямая осанка. Грудь колесом, попа ящиком. Большая часть общения строится на языке тела. Если сутулится, то люди подсознательно будут считают, что Вы – ленивый, стеснительный или глупый.
8. Расширение кругозора. Понятие ума подразумевает открытость взглядов. Не слушайте только тех, с кем Вы согласны, читайте разнообразную литературу и выбирайте те книги, которые Вы бы не выбрали, если бы специально не задались целью. Как говорится: “Век живи, век учись”.
9. Использование двойных отрицаний и умных слов. Объясняете Вы что-либо или нет, люди не посмеют задать вопрос, дабы не показаться глупыми.
10. Культурная речь. Перестаньте ругаться. Психологи говорят, что люди находят разговор, приправленный крепкими словечками, менее значимым.
А самое главное, что умный человек, никогда не назовёт себя умным! Он будет тщательно скрывать свои умственные способности.
✔ Напишите своё мнение об этом в комментариях
✔ Поставьте лайк и поделитесь постом с друзьями
С уважением, Команда проекта «Личное развитие и самореализация»
Руководитель: Сергей Марченко
Поставьте лайк и поделитесь постом с друзьями
Умный человек говорите?
пост создан при поддержки ассоциации стоматологов.
если ты такой умный, почему ты такой бедный?
Кроме того, психологи утверждают, что привлекательные люди обычно более приспособлены, популярны и умны – это называется гало-эффект или эффект ореола.
Просто не могу не написать комментарий к 9 пункту. Ух, полегчало.
Скорее не «10 признаков умного человека», а «10 признаков успешного и/или уверенного в себе человека».
если ты не подходишь по какому-либо пункту, ты быдло и х*й 😀
Какого-то пидараса описал.
Умный мозг не только большой, но и жаждущий крови
Мозгу нужно много крови, чтобы быть умным.
Нынешняя парадигма состоит в том, что человеческий интеллект становился все более сложным, когда наш мозг становился больше. Однако австралийские и южноафриканские исследователи утверждают, что это только одна сторона медали. Их исследование показало, что увеличение притока крови к мозгу может быть связано с улучшением когнитивных функций.
Используя размеры двух отверстий в основании черепа, которые позволяют артериям проходить к мозгу, исследователи смогли подсчитать, сколько крови использовалось для прохождения через мозг у 11 видов предков гоминида, от австралопитеков до архаичных Homo sapiens. Это охватывает последние 3,5 миллиона лет.
Они обнаружили, что приток крови к мозгу непропорционально увеличивается с объемом мозга. Они выяснили, что показатель притока крови к объему мозга составляет 1.4, как сообщается в исследовании, опубликованном в Royal Society Open Science.
«Размер мозга увеличился примерно на 350% на протяжении эволюции человека, но мы обнаружили, что приток крови к мозгу увеличился на удивительные 600%», – говорит руководитель исследования, профессор Роджер Сеймур из Университета Аделаиды. «Мы полагаем, что это, возможно, связано с потребностью мозга удовлетворять все более энергичные связи между нервными клетками, которые способствовали эволюции сложного мышления и обучения. Чтобы наш мозг был таким умным, он должен постоянно получать кислород и питательные вещества из крови».
Конечно, чем более метаболически активен мозг, тем больше крови требуется, но новое исследование показывает, что кровоток и объем мозга не увеличиваются согласованно. Опять же, человеческий мозг несколько особенный в том смысле, что он также очень хорошо упакован. А именно, мозг складывается в привычной морщинистой форме ореха, что позволяет формировать больше нервных связей в меньшем объеме. Это может объяснить, почему артерии, направляющие кровь в мозг, увеличиваются в размерах непропорционально размеру мозга.
Используя отверстия в черепе, исследователи определили интенсивность мозговой активности у предков, которые жили миллионы лет назад.
«На протяжении всей эволюции развитие функции нашего мозга, по-видимому, связано с тем, что нам требуется больше времени, чтобы вырасти из детства. Это также связано с семейным сотрудничеством в охоте, защите территории и уходе за молодыми», – сказал соавтор Ваня Бозиочич. «Появление этих признаков, похоже, хорошо следует за увеличением потребности мозга в крови и энергии».
Больше околонаучного у нас на канале t.me/everScience.
Проблемы сценаристов
Что определяет интеллект?
Многие удивляются, какие динозавры тупые! Как мал их мозг относительно тела! Но динозавры не были тупыми!
В старых постах я уже опровергла миф о том, что интеллект зависит от соотношения размеров мозга и тела. Расстояние между нейронами возрастает вместе с размерами тела только у млекопитающих. Так у бурого медведя( brown bear) в коре больших полушарий примерно столько же нейронов, сколько у кошки(cat)
Как объяснить интеллектуальное превосходство крысы над кроликом, если в передних полушариях кролика больше нейронов, чем у крысы? У более умной крысы 31 миллион, а у более глупого кролика 71 миллион. Играет ли большую роль количество нейронов?
Давайте разбираться. Вспомним насекомых. Муравьи.
Они способны передавать друг другу довольно много различных сообщений, а время передачи сообщения пропорционально количеству информации в нем. Более того, эти насекомые способны подмечать закономерности и использовать их для «сжатия» информации.
Последующие опыты, построенные по тому же принципу, но с несколько измененной методикой, в которых муравьи должны были передавать сведения о номере планочки с приманкой (экспериментальная установка напоминала длинную гребенку, установленную в разных вариантах вертикально, горизонтально или замкнутую в круг) выявили у муравьев даже некую систему счисления, сходную с архаичными системами счисления у человека. В последние годы была разработана и проведена серия экспериментов, позволивших исследовать способность муравьев к сложению и вычитанию.
Так же ученые подсчитали их колличество нейронов. У этих насекомых 250 тысяч нейронов. У человека 86 миллиардов нейронов.
Есть и другие гениальные насекомые.
Пчелы идеально знают точное время и место, когда цветут некоторые растения, и способны оценивать количество нектара и пыльцы в этих цветах.
Они могут передавать друг другу координаты цветов с помощью кодовых движений, способны считать, даже осознавать абстрактное понятие нуля, как приматы и попугай Алекс. Они обучаемы, и даже способны перебороть свои инстинкты с помощью интеллекта.
Проводилось немало исследований, где пчелам предстояло решить конкретные практические задачи или выявить закономерность. Самый простой и известный пример – с отодвиганием кормушки.
Каждый день кормушку отодвигали в одном и том же направлении на одно и тоже расстояние. В очередной раз пчелы предусмотрели изменение положения кормушки и слетелись к тому месту, куда должны были отодвигать кормушку заранее. То есть, увидев предыдущие изменения, насекомые сделали умозаключение и просчитали следующие изменения.
Пару лет назад ученые заставили группу насекомых добывать еду, потянув за веревку. Освоив этот трюк некоторые пчелы стали УЧИТЬ ДРУГИХ, а наблюдавшие за процессом сделали это с первого раза. В конце эксперимента уже вся колония могла с лёгкостью делать то, что 1 пчеле давалось с трудом. Ранее считалось что таким талантом обладают только птицы и млекопитающие. Теперь же, используя поразительные умственные способности пчел, некоторые люди забавы ради учат их играть в футбол!
Есть и другой эксперимент, демонстрирующий абстрактное мышление пчел. Мартен Журфа научил пчел узнавать симметричные и не симметричные фигуры. Пчелы быстро перестали заглядывать под не симметричные фигуры в поисках еды, переключившись на симметричные. Затем насекомые освоили различия во взаимных расположениях объектов в пространстве (над – под, справа – слева). А во сколько лет вы перестали путать право и лево? Какому возрасту соответствует интеллект пчёл? Пишите в комменты. А сейчас вернёмся к экспериментам.
Помимо взаимного расположения объектов в пространстве насекомые разобрались в понятиях «такое же» и «совсем другое». Оказалось, что пчёлы запросто переносят навык на новые ситуации. Например, если их научили находить одинаковые запахи, они легко находят и одинаковые на вид фигуры.
Ещё больше впечатляют результаты, полученные Журфа недавно. Он и его коллега Аврора Аваргэ-Вебер обнаружили, что пчёлы могут совмещать освоенные ими понятия. Например, их научили среди нескольких пар из двух разных фигур находить пары фигур одинакового цветового оттенка и одинакового пространственного расположения (например, одна фигура над другой, а не рядом). По мнению Журфа, это свидетельствует о довольно высоком уровне интеллекта. Он научил пчёл данному трюку с 30-й попытки, тогда как некоторые обезьяны начинали справляться с заданием лишь после нескольких тысяч попыток! И это ещё не всё.
Хорошо усвоившие урок пчёлы могут также научиться находить дорогу к приманке в лабиринте, ориентируясь по развешенным в нём изображениям абстрактных фигур. Более того, они способны понять, что одна и та же фигура в разных лабиринтах может означать разные вещи, то есть способны соотносить символ с контекстом.
А ведь у них лишь 960 тысяч нейронов!
Это же тролль, да?
Как Человек Ум и Силу искал
Когда-то, давным-давно, поспорили Ум и Сила, кого из них найти сложнее. Решили они спрятаться, а Человек их искать будет, да рассудит спор.
Первой вызвалась Сила.
Забралась она на самую высокую гору, превратилась в рисовое зёрнышко и спряталась среди скал под огромным камнем, прямо на краю пропасти.
Пошёл Человек искать.
Исходил весь мир, от одного берега океана до другого, и в какой бы стране не был, Силу найти не смог, никто её не видел и не встречал. Люди повсюду использовали механизмы, рычаги и приспособления, чтобы облегчить свой труд.
Уже расстроился Человек, хотел возвращаться, как услышал в одной деревушке, что есть высоко в горах один огромный камень, висит на волоске от пропасти, да никто его сдвинуть не может.
Три года трудился Человек, сбил ладони в кровь, одежда в лохмотья превратились, волосы до плеч выросли, а мышцы стали твёрдыми, как те булыжники.
Наконец подошёл Человек к последнему, огромному камню на краю пропасти, с громким криком поднял его и скинул вниз!
Так нашёл Человек Силу.
Настал черёд Ума прятаться.
Видит он, что Человек упорен и непросто от него утаиться.
Решил Ум хитрее поступить и спрятаться не в одном месте, а во многих.
И забрался он тогда на страницы всех книг на свете.
Начал Человек искать Ум. Ищет его, ищет по миру, спрашивает у каждого, а найти не может. Отчаялся уже было, да тут один старый человек ему подсказал, что ответ можно в книгах поискать, там многое узнать можно.
Начал Человек читать книги. А в книгах было знание. И понял он что на верном пути. Решил, вот оно! Я соберу все знания и тогда найду Ум!
Да только чем больше читает, тем больше удивляется своей глупости!
Прочёл Человек книгу, нашёл в ней крупицу Ума и знаний, да только это капля в море! Теперь ещё больше предстоит ему узнать и прочитать, а кое-где и самому догадаться! И Человек с каждой книгой, в которой искал Ум, понимал эту истину всё отчётливей. Чем больше он читал, тем больше новых вопросов появлялось.
Невозможно даже вообразить, сколь много открытий ещё предстояло сделать!
Так и продолжается до сих пор.
Как бы ни гнался Человек за Умом, всегда остаётся что-то неизвестное, и Ум ускользает от него.
Но Человек упорен, возможно, когда-нибудь он и достигнет своей цели.
(Мой двенадцатый рассказ. Прошу оценить получившийся результат)
Развивающие мультфильмы для взрослых
Леди и джентльмены возник вопрос.
Порою так бывает,что, из-за за**сти на работе, тяга к знаниям сильнее вместимости мозга и хочется перед сном посмотреть что-то умное и познавательное, но легкое.
Всем спасибо и добра
Принцип работы мозга млекопитающих(в том числе человека)
Распишем принцип работы мозга млекопитающего как механизм. Разложим по полочкам модель того, как выполняется координация движений, распознавание, чувства и сознательное мышление.
Начнем с того, что я не раз читала в интернете высказывания, якобы мозг до сих пор загадка для ученых, не доступная изучению. На самом деле уже изобретены невероятно точные методы исследования мозга, позитронно-эмиссионная томография вообще позволяет моделировать его функциональные процессы и структуры на клеточном уровне. И конечно, мозг можно исследовать подробнее еще бесконечно, как и другие сложнейшие явления.
Итак, разберём работу нашего мозга в общих чертах и простыми словами.
Основа мышления у животных всех классов общая. Работа мозга базируется на поиске закономерностей. В мозг попадает бессмысленный набор «пикселей» с глазных рецепторов и прочих, и он находит общие закономерности, на их основе выстраивает 3D модель, разбивает информацию на категории, устанавливает форму объектов и т.д., и так распознаёт объекты. В общем, мозг осмысливает информацию, превращая её из хаотичного набора данных в систематизированный. В тот, в котором может ориентироваться. Тот, который можно использовать, выбирая стратегию поведения в окружающей среде. Так хищная рыба не промахнется, когда инстинкты повелят ей поймать пастью жертву. Мозг рыбы осмыслил информацию с рецепторов, составил 3-D модель окружающего мира, и теперь ориентируется в ней. И он сможет выполнить команду инстинктов.
Змея сможет укусить добычу, кошка не промажет с прыжком, и сова лапами схватит не воздух. Куропатка склюет зёрнышко и сможет узнать хищника, поймет, и где прятаться.
Давайте рассмотрим замечательные качества имеющегося принципа ориентации интеллекта.
Мозг не имеет строгой программы реагирования на конкретный порядок «пикселей» конкретным действием. Мозг способен работать с неточными, неполными данными любого типа.
На основе закономерностей мозг может достраивать для себя недостающую информацию. Принцип поиска закономерностей и классификации информации универсален. Так мозг, точный и материальный орган, где всё, казалось бы, однозначно (нейрон либо возбужден, либо нет), порождает абстрактный процесс, применимый к информации разного типа. Ученые смогли заставить крыс ПРЕДСКАЗЫВАТЬ ПОГОДУ ПО ИНФОРМАЦИИ С ДАТЧИКОВ, напрямую подавая в их мозг данные через виртуальную нейросеть. То есть крысам подавали данные, как если бы это была информация с их собственных рецепторов, переданная с соседних тканей их мозга. И мозг животных смог разобрать информацию с рецепторов того типа, к анализу которого не приспособлен.
Несмотря на совершенство этого принципа работы мозга, древним животным не хватало интеллектуальной мощи, чтобы детально анализировать все предметы окружения. Как же они тогда жили?
Их мозг подробно анализировал только движущиеся предметы. Ведь и хищник, и жертва будут двигаться. Даже мы унаследовали склонность обращать больше внимания на движущиеся предметы. У млекопитающих (зверей) за зрительное восприятие отвечает затылочная доля мозга. Человек тоже относится к ним, поэтому у вас мозг работает по тем же принципам.
Интеллект мозжечка решает сложнейшие задачи, чтобы мы чётко ощущали своё положение в пространстве. Однако осознаём мы положение тела не самим мозжечком, а только сознательными зонами коры, получившими эту информацию от мозжечка.
И при повреждении мозжечка люди не испытывают помутнения сознания, в отличии от повреждения сознательных зон. А сознательность зон мозга зависит от физиологических особенностей его биологических нейронных сетей.
Это может быть вывод о незнакомом человеке лишь по его мимике. А может быть вывод о предстоящем катаклизме, сделанный безо всяких датчиков и аппаратуры синоптиков, только по ощущению атмосферного давления и другим нашим чувствам, и бессознательном понимании закономерностей их взаимосвязей с погодой. Но это уже не столько талант человека, сколько талант некоторых других животных с более развитыми органами чувств. В любом случае, способности интуитивного интеллекта невообразимы. Он тоже работает на основе закономерностей, личного опыта, рассуждения. Но сознательному интеллекту неизвестны эти рассуждения, он получает лишь вывод в виде «предчувствия».
У мозга много бессознательных отделов. Как мы говорили выше, мозжечок, выполняющий сложнейшую задачу координации, тоже относится к ним. Мозжечок хорошо развит и у млекопитающих, и у птиц.
Также и у тех, и у других есть гипоталамус. Он отвечает за регуляцию, так сказать, вегетативной жизни. Но гораздо интересней то, что он создаёт и основные чувства, то есть страх, радость, гнев и т.д. Зачем эволюция наделила животных в том числе отрицательными чувствами и заставила их страдать? Конечно, эволюция не живое, сострадающее существо, и она не способна была пожалеть животных. Но и не садист, то есть такие способности просто отобрал процесс естественного отбора. И всё-таки, почему?
Для того, чтобы эмоции регулировали поведение. Мы осознаём, зачем нужно питаться, но более примитивные древние существа этого не понимали, и их мозгу нужны подсказки. Вот например, что должна делать лягушка, чтобы передать свои гены? Она должна есть и пить, избегать перегрева, ожогов, переохлаждения, травм и других повреждений организма, выбирать самого здорового сексуального партнера и спариваться. Если бы у нее был мощный разум, ее мозг бы анализировал информацию глубже, чем на уровне распознавания. Он бы обнаружил закономерность, что за переохлаждением всегда следует болезнь. Он понимал бы и другие глубокие взаимосвязи. На их основе бы мог составить из закономерностей более длинные причинно-следственные связи. Например, что если лягушке холодно, и она не выйдет на солнце, то заболеет, умрет, и не передаст гены.
А пока приведем еще один пример. Мышь. Если бы у мыши был супер-разум, она могла бы сознательно преследовать цель передать гены. Она поняла бы, что для этого ей нужно выбрать здорового самца, спариться, и заботиться о своём потомстве. Но её мозг такую длинную причинно-следственную связь из закономерностей «не потянет». Поэтому у неё есть чувство влечения к самцу с признаками, обозначающими, что он силен, здоров и т.д. И есть чувство удовольствия от секса. Из-за него млекопитающие, как и птицы, мастурбируют (видео к просмотру не обязательно). Вы спросите, как птицы занимаются онанизмом, не имея члена?
Ответ заключается в том, что у них чувствительная жопа.
Люди занимаются «основным инстинктом» (сексом) потому, что он доставляет положительные эмоции. Инстинкт самосохранения заставляет вас избегать опасности с помощью чувства страха. А чувство страха вызывается гипоталамусом, как и другие чувства. То есть гипоталамус является основой инстинктов.
Но как? Как чувства появляются под действием гипоталамуса?
Вы знаете, что гормоны и нейромедиаторы контролируют активацию зон мозга. Нейромедиаторы помогают проводить импульс. Химия эмоций настолько глубоко изучена, что на нее опирается медицина, создаются антидепрессанты и другие препараты, влияющие на психику. Так какова же химия эмоций?
Гипоталамус связан с лимбической системой. Вы знаете, что наш мозг поделен на отделы со своей специализацией, где нейроны разных типов, по разному организованные в сети, лучше приспособлены к решению соответствующего типа задач. И у нас есть подкорка, пробуждающая определенные нейронные сети отделов нашей коры. Эти сети составляют наше сознание, наши стремления. Регулируя их, подкорка регулирует наше состояние. Смена эмоций, и вообще, смена «режимов» работы мозга начинается с гипоталамуса. На фото гипоталамус.
Теперь вам понятно, как на основе химии возникают чувства. Значит, понятно и то, как чувства и образы создаются химией психотропных препаратов, или как работу сознания удаётся корректировать при лечении психически больных.
Но как тогда ученые создавали чувства у животных с помощью электродов? Ведь широко известен эксперимент, в ходе которого ученые заставляли крыс и быков прятаться, нападать, проявлять дружелюбие и другие эмоции. Как это удалось?
Электрические раряды искусственно пропускали через элементы мозга, пробуждая их. Это и заставляло отделы мозга живого существа выполнять задаваемые задачи. Ученые искусственно включали их, как нужно.
А когда ученые рассчитали всё так, чтобы электричество синтезировало радость, крысы быстро научились нажимать на рычаг, соединяющий электрическую цепь. Потому что ток делал их счастливыми. Мозгу свойственно преследовать награждение от системы поощрения(даже если ее активируют искусственно). Есть разные гормоны удовольствия, это и гормоны морального удовольствия, и физического, которое вы испытываете, например, от вкусной еды.
То, что эмоции представляют из себя процесс включения соответствующих зон мозга под действием подкорки и химии ставит жирую точку на вопросе того, являются ли чувства проявлением энергетики души.
Кстати, гипотеза (ни в коем случае не теория) о памяти воды на энергетику чувств давно потерпела крах. У всех ученых, повторивших тот же эксперимент, результаты были отрицательные. Ничего. Напоминает знаменитый провал эксперимента со взвешиванием души, где при проверке, конечно, тоже не оказалось ничего волшебного.
Даже если вы скажете, что живете не для удовольствия, а для блага других людей, вы всё равно живете ради удовольствия, просто чувствуете его через эмпатию.
У мозга есть механизм защиты от чрезмерного стресса, так вместе с адреналином вырабатываются гормоны удовольствия. Их может быть настолько много, что напуганный человек становится неестественно смешливым. У кого-то эти гормоны удовольствия вырабатываются чрезмерно, что сподвигает их возвращаться в стрессовую ситуацию снова и снова.
Удовольствие еще называется системой поощрения мозга.
Как и система поощрения, система наказания может расстраивать работу мозга. Например, она может мешать воспринятию неприятной информации.
И тем не менее, для закрепления поведения необходимы гормоны награждения/наказания.
Как я уже говорила, сети нейронов находят общие закономерности/взаимосвязи. Это и есть кирпичики, из которых строится мышление.
Простой пример: мозг рыбы обнаружил, что каждый раз, после того, как стучали по стеклу аквариума, кидали корм, и теперь после стука по стеклу рыба будет сразу плыть к поверхности за кормом. Или можете вспомнить собаку Павлова.
Теперь разберём, как работают причинно-следственные связи. Они тоже основываются на закономерности (взаимосвязи), однако включают в себя моделирование последствий на основе этих закономерностей. Мозг должен уметь вырабатывать поведение не только методом проб и ошибок. Без понимания причинно-следственных связей существо будет искать решение проблемы именно методом тыка, а мозг будет «записывать» взаимосвязь того или иного действия с эмоциональным награждением/наказанием на основе регуляции синапсов(система поощрения их укрепляет).
Для понимания последствий и причинно-следственной связи система поощрения должна заранее срабатывать, реагируя на смоделированную мозгом ситуацию, на спрогнозированные им последствия действий.
Например, мозг существа «покадрово» получает с глаз информацию о местоположении предмета. Он находит закономерность, что с каждым «кадром» предмет всё ближе, и моделируя, делает вывод, что далее этот предмет окажется еще ближе, пересечется с ним и причинит повреждения. Повреждения это боль. Не из страха не передать свои гены, но из страха боли, животное избегает приближающегося предмета. Система поощрения/наказания сработала заранее. Это самый базовый, элементарный пример прогнозирования, моделирования мозгом последствий. Такой примитивной формой рассудка, возможно, обладает даже муха.
Вот более сложный пример. Бездомная собака стоит на перекрестке. Она просчитывает, что траектория едущей машины может пересечься с ней. Собака заранее понимает, что если машина на нее наедет, будет больно, хотя не имела опыта попадания под машину. Собака видит, что когда у светофора горит зеленый свет, машин нет, а когда горит красный, машины есть. По природе работы мозга она улавливает и эту закономерность. Она никогда не выполняла данное действие, и рефлекторной связи «зеленый свет есть-иду через дорогу» у нее нет. Но она прогнозирует последствия и разумно использует полученные знания, когда целенаправленно стремится достигнуть какого-то места для каких-то своих дел. Такое поведение довольно распространено среди бездомных собак. Собака может научиться даже поворачивать ручку двери, сделав умозаключение о том, что это помогает открыть дверь, видя, как это делает человек. Она выполняет действие, ранее не совершая эти движения, не имея такого рефлекса. И использует эти знания тогда, когда открытие двери является разумным шагом к достижению ее цели, например, чтобы добраться до миски на кухне.
Когда-то я я играла с таксой брата Китой и прятала от нее мяч под огромными мягкими игрушками. Ей понадобилось время, чтобы догадаться поднять верхние предметы. Сначала она пыталась добраться до мяча, раскапывая предмет, как велит ей врожденный рефлекс. И тем не менее, когда Кита лучше сориентировалась в ситуации, то стала целенаправленно по очереди поднимать и откладывать в сторону все предметы, под которыми может быть мяч. И в итоге она, конечно, нашла его.
Несмотря на то, насколько в использовании орудий труда приуспели приматы и китообразные, я для разнообразия приведу пример с медоедом, представителем куньих.