Что отличает правовое государство наличие территории обозначенной
Политика и власть. Государство.
Список вопросов теста
Вопрос 1
Какое положение из перечисленных относится к политической сфере?
Варианты ответов
Вопрос 2
Особенностью политической власти является:
Варианты ответов
Вопрос 3
Найдите признак государства в предлагаемом списке.
Варианты ответов
Вопрос 4
Верны ли суждения о политике?
А. Политика- это участие в делах государства для проведения в жизнь интересов больших групп людей.
Б. Политика- это отношения между социальными группами, охватывающие вопросы государственной власти.
Варианты ответов
Вопрос 5
Верны ли следующие суждения о государстве?
Б. По формам правления различают унитарные и федеративные государства.
Варианты ответов
Вопрос 6
Какой из признаков характерен для парламентской монархии?
Варианты ответов
Вопрос 7
Федеративное государство характеризуется:
Варианты ответов
Вопрос 8
А) государство проводит экономическую политику;
Б) государство обеспечивает внешнюю безопасность страны?
Варианты ответов
Вопрос 9
Все термины за исключением одного характеризуют понятие «государство».
Варианты ответов
Вопрос 10
Что соответствует понятию « политическая власть»? Укажите верные позиции.
Варианты ответов
Вопрос 11
В газетах часто встречается информация о политической жизни общества. Прочитайте выдержки из статей журналистов, рассказывающих о политике. В какой из них содержится информация о демократических выборах?
Варианты ответов
Вопрос 12
Установите соответствие между примерами и элементами формы государства: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из второго столбца.
Варианты ответов
Вопрос 13
Верны ли следующие суждения о политической власти?
А. Политическая власть воздействует на всех членов общества.
Б. Руководство крупным театром является примером политической власти.
Варианты ответов
Вопрос 14
Верны ли следующие суждения о политической власти?
А. Государство осуществляет политическую власть в обществе.
Б. Разработка и принятие закона — пример осуществления политической власти.
Варианты ответов
Вопрос 15
К числу признаков любого государства относится
Варианты ответов
Вопрос 16
Носителем государственной власти является
Варианты ответов
Вопрос 17
По форме государственного устройства страна Z — это унитарное государство. Это значит, что
Варианты ответов
Вопрос 18
Что свойственно любому государству?
Варианты ответов
Вопрос 19
Государство Z включает в себя территории субъектов, обладающих определённой самостоятельностью в решении ряда вопросов. Парламент имеет двухпалатную структуру, субъекты имеют право принятия собственной конституции. На основе приведённых данных можно сделать вывод, что Z это
Варианты ответов
Вопрос 20
В ходе войны за независимость североамериканских колоний возникло государство США, Конституция которого закрепила полномочия периодически избираемого президента в качестве главы исполнительной власти. Какая форма правления установилась в США?
Варианты ответов
Вопрос 21
Что отличает правовое государство?
Варианты ответов
Вопрос 22
Какое из приведённых определений относится, прежде всего, к понятию «правовое государство»?
Варианты ответов
Вопрос 23
Политологи различают формы правления и формы государственно-территориального устройства. Какие термины обозначают формы правления?
Варианты ответов
Вопрос 24
Парламент страны Z имеет двухпалатную структуру, субъекты вправе принимать собственную конституцию.Какова форма государственно-территориального устройства страны Z?
Варианты ответов
Вопрос 25
Понятия «монархия» и «республика» характеризуют
Варианты ответов
Вопрос 26
Z — унитарное государство. Это значит, что
Варианты ответов
Вопрос 27
Верны ли следующие суждения о государстве?
А. Государство осуществляет публичную власть в стране.
Б. Государству принадлежит исключительное право взимания налогов и сборов с граждан и фирм.
Варианты ответов
Вопрос 28
Субъектом государственной власти является
Варианты ответов
Вопрос 29
Установите соответствие между признаками и формами правления, которым они соответствуют: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из второго столбца.
Варианты ответов
Вопрос 30
Установите соответствие между признаками и формами государственно-территориального устройства: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из второго столбца.
Правовое государство: понятие, примеры, признаки, функции
Что такое правовое государство?
Правовым называют государство, система права которого считает главной ценностью права и свободы человека, а деятельность всех органов власти направлена на защиту и соблюдение этих прав и свобод. Его основными признаками принято считать верховенство права, стабильность системы права, отсутствие произвола со стороны представителей государства и независимость разных ветвей власти.
Всем людям, находящимся на подвластной ему территории, правовое государство даёт такие гарантии как:
В правовом государстве личность и государственная власть несут взаимную ответственность. Все обязаны подчиняться существующему правовому порядку, и любые нарушения как со стороны государства, так и со стороны жителей, должны пресекаться. Основная идея правового государства состоит в том, чтобы исключить любые проявления произвола со стороны государственной власти и различных органов, действующих от её имени.
На сегодняшний день считается, что правовым может быть только демократическое государство.
Конечно, практически любое государство в современном мире называет себя правовым. Однако нельзя просто провозгласить себя таким. Необходимо выстроить строгую и стабильную систему, защищающую людей и организации от любых действий со стороны представителей власти, которые нарушали бы их права и свободы.
Впервые идея правового государства была озвучена в 18 веке. Это был период роста антифеодальных настроений в Европе, поскольку представителям всех сословий надоело отношение властей. Основными авторами и идеологами данной концепции выступили Джон Локк (1632-1704) и Шарль де Монтескьё (1689-1755). В своих работах они описывали модель государства, все отношения внутри которого построены на уважении к человеческим правам и свободам.
Признаки правового государства
Чтобы государство можно было назвать правовым в современном понимании данного термина, оно должно обладать такими признаками как:
Примеры правового государства
В 2010 году международная организация WJP (World Justice Project) начала вести рейтинг правовых государств. Для составления данного рейтинга специалисты WJP рассчитывают индекс верховенства права в конкретной стране. Для расчётов используется сложная формула, включающая данные различных экспертных оценок и результаты опросов.
В частности, учитываются такие аспекты как:
Лидерами этого рейтинга в 2020 году стали следующие страны:
России в этом рейтинге досталось 93-е место. В 2021 году в пятёрке лидеров произошли перемены – Германия вытеснила Нидерланды с 5-го места на 6-е. Россия в 2021 году переместилась на 101-ю строку.
Организация власти в правовом государстве
Рассмотрим ряд характерных особенностей, которые свойственны организации власти правового государства.
1. Идеологический и политический плюрализм
Плюрализм – это концепция, подразумевающая законное существование различных точек зрения, в том числе и противоречащих друг другу. В правовом государстве человек имеет возможность высказать субъективное мнение, не боясь уголовной или административной ответственности.
Наличие идеологического и политического плюрализма подразумевает, что в стране не должно быть господствующей идеологии, а власть не должна быть сосредоточена в руках одной партии. Даже если одна партия получила большинство в парламенте благодаря народной поддержке, возможности других партий не должны ограничиваться.
Также признаком правового государства является плюрализм мнений в СМИ. В частности, оппозиция должна иметь возможность критиковать решения действующей власти и иметь для этого свободный доступ ко всем средствам массовой информации, включая государственные.
2. Принцип выборности
Органы власти избираются посредством всенародного голосования. В разных странах оно устроено по-разному, но сводится к тому, что все правоспособные (или дееспособные) граждане могут повлиять на исход выборов, проголосовав за предпочитаемого кандидата. Как правило, совместно с принципом выборности используется принцип сменяемости, подразумевающий, что власть избирается на небольшой срок, после которого происходят повторные выборы.
3. Обеспечение правопорядка и стабильность права
Правовое государство обязано обеспечивать правопорядок, гарантируя людям безопасность. Эту функцию выполняют правоохранительные органы и система правосудия. Кроме того, государство само должно уважать и соблюдать правовые нормы, защищая людей не только от преступности, но и произвола собственных представителей.
Принципы законности должны соблюдаться одинаково по отношению ко всем людям, независимо от социального статуса, должности, заслуг перед обществом и прочих факторов.
Кроме того, государство должно выстраивать максимально стабильную и устойчивую систему права. Обычно с этим не возникает проблем, государство действительно считает права и свободы высшей ценностью. Если же законодательная деятельность государства направлена на их подавление, это снижает стабильность системы права.
4. Недопущение монополизма
Любая монополия вредна, поскольку ограничивает свободу выбора и исключает альтернативы. Политическая монополия фактически подразумевает захват власти, а экономические монополии негативно сказываются на экономике страны, доступности соответствующей продукции и благополучии граждан. Поэтому правовое государство должно следить за тем, чтобы не возникало как политических, так и экономических монополий.
Функции правового государства
Правовое государство выполняет те же функции, что и любое другое государство, но при этом гарантирует защиту прав и свобод. Рассмотрим в этом ключе 5 основных функций правового государства:
Предпосылки создания правового государства
Правовое государство не может быть создано сразу. Чтобы его построить, необходимо обеспечить соответствующие условия. В частности, это такие условия как:
Таким образом, любое государство, стремящееся стать правовым, должно планомерно работать над внедрением различных принципов, подразумеваемых данным статусом. Ни одно государство не может просто провозгласить себя правовым, не будучи таковым – для этого необходимо соответствовать рассмотренным выше критериям.
Правовое государство в России в наше время
В Конституции РФ закреплены все базовые принципы правового государства. В частности, она называет главной ценностью права и свободы людей. Также Конституция гарантирует разделение властей, свободу слова, защиту частной собственности и свободу предпринимательской деятельности.
В статье 1 прямо сказано, что РФ – правовое государство. Таким образом, основной закон прямо провозглашает, что российское государство стремится быть правовым. Здесь стоит отметить, что «правовое государство» – это некий идеал, к которому с разным успехом стремятся все современные страны. России на пути к этому идеалу предстоит решить некоторые проблемы, в частности, сформировать зрелое гражданское общество.
Заключение
Правовое государство – это государство, в котором наивысшей ценностью являются права и свободы людей, а деятельность политических и социальных институтов направлена на то, чтобы максимально полно реализовать эти права и свободы. В современном мире каждое государство стремится получить статус правового, однако просто принять соответствующее решение недостаточно. Создание правового государства – это долгий процесс, в котором должны принимать участие и политические элиты, и простые граждане.
Основы теории государства
Понятие, признаки и функции государства
Предпосылки возникновения государства можно обнаружить уже в первобытном обществе в виде власти верхушки родовой знати, которая выполняла управленческие функции. Эта власть основывалась на обычаях, традициях, авторитете старейшин, представлявших всеобщие интересы.
Разделение общества на классы и связанное с этим усложнение общественной жизни требовали создания особого органа, регулирующего различные функции общества. Господствующие классы для удержания в повиновении эксплуатируемых классов нуждались в особой силе. Такой силой и явилось государство, которое возникло как организация политической власти экономически господствующего класса. Но поскольку этот класс выступает со стороны всего общества, его политическая организация является формой организации, управляющей делами всего общества в целом. Таким образом, исторически государство – это структура господства, которая необходима для выполнения как сугубо классовых задач, так и общих дел, вытекающих из природы всякого общества.
Чтобы полнее раскрыть специфику государства, необходимо проанализировать его признаки. Наличие или отсутствие этих признаков позволяет определить является ли данное общественное образование государством или нет.
Признаками государства являются:
1. Наличие точно обозначенной территории. Территория – это пространственная основа государства, без которой государство не существует. Государство в пределах своих территориальных границ выступает в качестве единственного официального представителя всего общества, всего населения, объединяемого им по признаку гражданства. Население – это общество людей, имеющих единый государственный язык и проживающих на территории государства. Территориальная принадлежность человека выражается в таких терминах, как «подданный», «гражданин», что означает устойчивую правовую связь лица с конкретным государством.
Внешние пределы государственной территории обозначаются линией государственной границы, устанавливаемой в соответствии с заключаемыми между сопредельными странами соглашениями либо на основе исторически сложившихся традиций.
2. Государственный суверенитет. Государственный суверенитет означает верховенство власти внутри страны и ее независимость во внешней сфере (независимость от любой иной власти вне страны), возможность свободно и самостоятельно выполнять стоящие перед ним задачи. На своей территории государство поддерживает свою суверенную власть и имеет право защищать ее от внешнего вторжения. Государство – единственный носитель суверенной власти. Для устойчивости государства власть должна быть:
а) всеобщей, или публичной – это означает, что власть государства распространяет свое действие на всю территорию, все население;
б) универсальной – способной решать любые вопросы, затрагивающие общие интересы, а ее указания должны быть общеобязательными для всех;
в) легитимной, что означает законность власти, ее поддержку населением и международное признание.
3. Наличие особой системы органов и учреждений (механизма государства). Государство располагает специальным аппаратом власти, управления и принуждения. Механизм государства представляет собой систему органов, практически осуществляющих функции государства, позволяет обеспечивать нормальную жизнедеятельность общества. К важнейшим его составляющим относятся судебные, законодательные и исполнительные органы власти.
Специфическая особенность органов, образующих в своей совокупности государственный механизм, состоит в государственно-властном характере их полномочий. Функционирование этого механизма необходимым образом предполагает наличие особого слоя лиц – государственных служащих, основное назначение которых в том только и состоит, чтобы управлять.
4. Организация и осуществление власти на правовых основах. Государство предполагает наличие системы права как главного инструмента управления обществом. Под системой права понимаются созданные или одобренные государством нормы социального поведения, исполнение которых обеспечивается государственным принуждением. С появлением государства, право, как система обязательных правил поведения является мощным средством управления. Государство осуществляет правотворческую деятельность, т. е. издает законы и другие нормативные акты, адресованные всему населению. Правотворчество – исключительная прерогатива государства. Юридические нормы устанавливают определенные нормы и правила и в зависимости от того, как эти нормы и правила соблюдает население, можно судить об их эффективности.
5. Наличие правоохранительных органов. Государство – единственная в политической системе организация, которая располагает правоохранительными (карательными) органами, специально призванными стоять на страже законности и правопорядка. Деятельность этих специальных органов осуществляется с целью охраны права путем применения юридических мер воздействия, в строгом соответствии с законом. В эту часть государственного аппарата входят: судебные органы, прокуратура, милиция, органы безопасности, внешней разведки, налоговая полиция, таможенные органы и т. д. С помощью правоохранительных органов возможно применение принудительных мер, предусмотренных правовой системой к населению.
6. Наличие армии. Только государство располагает вооруженными силами и органами безопасности, обеспечивающими его оборону, суверенитет, территориальную целостность и безопасность.
Одной из причин военных конфликтов являются пограничные споры между смежными государствами, поэтому вооруженные силы до сих пор остаются необходимыми атрибутом любого государства.
7. Существование системы принудительно взимаемых налогов. Налоги – это обязательные и безвозмездные платежи, взыскиваемые в заранее установленных размерах и в определенные сроки, обеспечивающие экономическую независимость государства. Налоги необходимы для содержания органов управления, правоохранительных органов, армии, для поддержания социальной сферы (образования, науки, культуры, здравоохранения и т. д.), а также для создания резервов на случай чрезвычайных происшествий, бедствий и т. д.
Таким образом, на основании перечисленных признаков можно дать следующее определение понятия «государство»:
Государство – это организация суверенной политической власти, действующая в отношении всего населения на закрепленной за ним территории, использующая право и специальный аппарат управления и принуждения.
Функции государства – это основные направления (стороны) его деятельности, выражающее сущность и назначение государства в обществе. Социальное назначение государства проявляется в деятельности внутри страны и на международной арене по достижению конкретных целей. Под целью деятельности государства понимается желаемый результат его внутриполитической и международной деятельности.
В функциях государства проявляется реальная роль государства в жизни общества, в решении основных проблем общественного развития и, прежде всего, в удовлетворении разнообразных интересов населения страны в данное время. Функции государства устанавливаются в зависимости от основных задач, стоящих перед государством на том или ином этапе его развития и представляют собой средство реализации этих задач.
По сфере действия различают внутренние и внешние функции государства.
Внутренние функции – это основные направления государства по управлению внутренней жизнью страны. К ним относят:
а) экономическая функция. Экономическая функция выражается в выработке и координации государством стратегии и тактики развития страны в наиболее оптимальном режиме. Экономическая деятельность государства проявляется в установлении налогов, выдаче кредитов, инвестиций, определении льгот в отношении некоторых товаров, в регулировании работы различных субъектов хозяйственной деятельности, выработке программ экономического развития и т. п. Государство создает правовые основы рынка – «правила игры» для хозяйствующих субъектов различных форм собственности, действующих на рынке. Также государство может осуществлять непосредственное управление предприятиями некоторых особо важных отраслей народного хозяйства (энергетика, связь, атомная и оборонная промышленность, космонавтика и т. п.), выступая в таких случаях собственником средств производства, производителем материальных благ;
б) политическая функция. Политическая функция обусловлена необходимостью осуществления взаимного сосуществования различных социальных групп. Проведение референдумов, выборов позволяет государству определить действительную расстановку социальных сил, учесть в своей политике интересы различных социальных групп и не допустить их открытого столкновения. Государство обеспечивает защиту конституционного строя, государственного суверенитета, ведет правотворческую деятельность и официально представляет все население страны, как во внутренних, так и во внешнеполитических делах;
в) социальная функция. Социальная функция обеспечивает нормальные условия жизни для всех членов общества вне зависимости от их участия в производстве материальных благ, а также от возраста, пола, здоровья и т. п. Государство в законодательном порядке устанавливает: минимальный уровень оплаты труда, пенсий, стипендий, пособий больным, инвалидам, пожилым людям, студентам, детям, матерям, безработным. В государственном бюджете РФ предусмотрено выделение средств на здравоохранение, культуру, образование и просвещение, что позволяет членам общества вести достойную и активную жизнь, способствует развитию общества;
г) правоохранительная функция. Правоохранительная функция, или функция по установлению и охране правопорядка, – эта деятельность государства по выполнения закона всеми гражданами, организациями, государственными органами. Важнейшей частью правоохранительной деятельности государства является борьба с правонарушениями;
д) экологическая функция. Экологическая функция в силу своей значимости выдвигается в разряд основных функций государства. Человечество в связи с интенсивной эксплуатацией природы поставило себя под угрозу полного уничтожения. Государство обязано предусмотреть и обуздать этот процесс своими установлениями. Во многих странах разработано обширное природоохранное законодательство, которое четко регулирует деятельность людей и организаций в области использования окружающей среды, а к его нарушителям применяются суровые меры (от предупреждений, солидных штрафов до ликвидаций предприятий, являющихся источниками загрязнения окружающей среды).
Внешние функции – это основные направления деятельности государства за пределами страны по отношению к другим государствам. Их выполнение обеспечивает полноправное существование государства в современном мире. К ним относят:
а) функция обороны. Функция обороны всегда имела первостепенное значение. Международные организации берут на себя регулирование территориальных претензий и разрешение конфликтов между государствами, предупреждая их военное столкновение;
б) дипломатическая функция. Дипломатическая функция способствует поддержанию приемлемых отношений со всеми странами независимо от того, какой идеологии они придерживаются, какую систему хозяйствования используют. Нормальные добрососедские отношения – это тот минимум общения на международной арене, который позволяет достичь стабильности и процветания всего человечества;
в) внешнеэкономическая функция. Внешнеэкономическая функция связана с развитием взаимовыгодного сотрудничества государств. Эта функция проявляется в международном разделении труда, специализации и кооперировании производства, обмене новейшими технологиями, координации товарооборота, развитии кредитно-финансовых связей;
г) поддержка мирового правопорядка. Поддержка мирового правопорядка, или внешнеполитическая функция, заключается в политическом сотрудничестве государств с целью исключения глобальных вооруженных конфликтов.
Внешняя деятельность государств в современном мире лишь тогда будет эффективной, если базируется на общечеловеческих ценностях, учитывает национальные, экономические, культурные и религиозное особенности и интересы всех народов, входящих в мировое сообщество.
Функции государства осуществляется в различных формах, среди которых различают правовые и организационные.
В правовых формах выделяют правотворческую, правоисполнительную и правоохранительную, которые выражаются в следующем.
Правотворческая форма – деятельность государства, связанная с выполнением тех или иных функций, регламентируется нормативно-правовыми актами, которые создаются в результате правотворчества.
Правоисполнительная форма – органы государства, исполняющие те или иные функции государства, обязаны исполнять законы и другие нормативно-правовые акты, регламентирующие выполнение тех или иных функций государства.
Правоохранительная форма – организации, учреждения, должностные лица, не исполняющие надлежащим образом законы и другие нормативно-правовые акты, регламентирующие ту или иную деятельность государства, должны привлекаться к ответственности.
Организационные формы осуществления функций государства – это разнообразная организационная деятельность, связанная с выполнением тех или иных функций государства (подбор и расстановка кадров, организация финансирования и т. п.).
Формы государства
Для характеристики государства очень важным является понятие формы государства. Форма характеризует государство с точки зрения его устройства, выражающегося в принципах организации государственных органов, в средствах и методах осуществления государственной власти и построения внутренней структуры государства. Соответственно общее понятие формы государства раскрывается через следующие элементы:
Форма правления – это организация высших органов государства. Форма правления выражает основные принципы организации высших органов государственного аппарата, их структуру, порядок образования и распределение компетенции между ними. Форма правления дает возможность уяснить:
В связи с этим государства подразделяются на два вида – монархия и республика.
Монархия – это такая форма правления, при которой источником политической власти провозглашается монарх, т. е. верховная, высшая власть полностью или частично сосредотачивается в руках единоличного главы государства, приобретается по наследству, и осуществляется им единолично и пожизненно. Таким образом, основными признаками классической монархической формы правления являются:
В зависимости от полноты власти монархии бывают абсолютные (неограниченные) и парламентские (ограниченные).
Для абсолютной, неограниченной монархии характерно то, что государственная власть сосредоточена в руках единоличного руководителя государства, т. е. власть монарха никем и ничем не ограничена (Саудовская Аравия, Ватикан). В ограниченных, парламентских монархиях наряду с главой государства – монархом высшая власть осуществляется каким-либо представительным органом, например, парламентом (Марокко, Иордания).
Республика – такая форма правления, при которой источником политической власти является народ, высшие органы политической власти формируются на основе выборов. Главой государства с республиканской формой правления является избранный на определенный срок единоличный или коллегиальный орган. Глава государства с республиканской формой правления (в нашей стране Президент) является выборным, т. е. его власть исходит от народа и эта власть сменяема.
В зависимости от способа обеспечения принципа разделения властей можно выделить три разновидности республиканской формы правления: президентскую, парламентскую и смешанную республики.
В президентской республике полномочия главы государства и главы правительства сосредоточены в руках президента. В таких республиках президент избирается населением страны, а не парламентом. В президентских республиках правительство формирует президент, минуя парламент (например, в США). В парламентских республиках обеспечивается верховенство парламента, перед парламентом правительство ответственно за свою деятельность. Президент как глава государства в большинстве случаев избирается парламентом (например, Италия).
Россия представляет собой смешанную (парламентско-президентскую) республику. Президент избирается народом, имеет полномочия, позволяющие ему действовать независимо от правительства, и в то же время наряду с президентом действует правительство, ответственное перед парламентом.
Форма государственного устройства – это внутренняя структура государства, способ его территориального или национально-территориального деления, характер взаимоотношений между его частями (субъектами), а также каждой из них с государством в целом.
Форма государственного устройства показывает:
По форме государственного устройства все государства можно подразделить на три основные группы:
Унитарное государство – это такое государство, которое не имеет внутри себя обособленных государственных образований, это простое, единое государство, части которого являются административно-территориальными единицами (области, округа, районы, департаменты). В таком государстве существует единая система высших органов и единая система законодательства (например, Франция, Япония, Бельгия).
Федеративное государство состоит из относительно обособленных государственных образований, пользующихся определенной самостоятельностью. Это сложное многонациональное государство, части (субъекты) которого являются государственными образованиями (автономные республики, штаты, земли, кантоны и т. п.). Государства с федеративной формой устройства имеют наряду с высшими органами власти федерации с федеральным законодательством, соответствующие органы и законодательство членов (субъектов) федерации, а также гражданство федерации и гражданство субъектов федерации (например, США, ФРГ). К федерациям относится и Россия, в которой федеративное устройство государства позволяет сочетать общие интересы всего многонационального населения России с интересами каждой нации. Принцип федерализма дает правовую гарантию целостности как территории федерации, так и территории ее субъектов. Обязательным условием любого федеративного государства является верховенство федерального законодательства над законодательством субъекта федерации, а также разграничение полномочий и предметов ведения федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов федерации.
К сложному типу государства, кроме федерации, относится конфедерация, которая представляет собой менее прочную форму соединения национальных государств. Конфедерация – это союз государств с некоторыми общими органами, ведающими строго определенными вопросами. Решения органов конфедерации вступают в силу после их ратификации (утверждения) всеми государствами – членами или квалифицированным большинством членов конфедерации. Члены конфедерации, сохраняя самостоятельность, объединяют свои усилия для достижения определенных целей (формирование единой армии, общность внешней политики и т. д.). Конфедерация может не иметь единой территории, единого законодательства и гражданства. Это сообщество независимых государств, сохраняющих свой суверенитет, созданное для координации политики и взаимовыгодного сотрудничества. Черты конфедерации присущи Содружеству Независимых государств (СНГ), в состав которого входит и Российская Федерация.
Важнейшая характеристика формы государства – политический режим, который представляет собой совокупность приемов и методов осуществления государственной власти. Важнейшей чертой, характеризующей политический режим, является степень политических свобод, положение личности в данном государстве, а также свободное существование оппозиционных партий и движений.
Политический режим влияет на форму правления и государственного устройства. В наиболее обобщенном виде можно выделить две разновидности политического режима: демократический и антидемократический (тоталитарный).
Политический режим в форме демократии означает устройство государства, в котором правление осуществляется согласно воле большинства; единственным источником власти является народ. Права человека в демократическом государстве гарантируются и признаются конституцией страны.
Необходимо различать непосредственную (прямую) демократию и представительную демократию.
Непосредственная демократия означает прямое участие народа в решении государственных дел (например, путем референдума).
Представительная демократия – это участие народа в управлении государством через представительные, выборные органы власти. Демократическим режимам присущ принцип разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную.
Тоталитарные (антидемократические) государства характеризуются сокращением сферы свободы личности, попранием основополагающих прав и свобод граждан, запретом оппозиционных партий и движений, высокой степенью подчинения населения властям. Для антидемократических государств характерно широкое вмешательство государства в экономическую и общественную жизнь страны, преобладание государственной собственности в экономике. В антидемократическом (авторитарном) государстве власть, как правило, сосредоточена в одних руках (например, Северная Корея, Албания). Право в таких странах играет роль принудительной силы в руках одного лица и теряет свою ценность.
Правовое государство и гражданское общество
Философы всегда занимались выяснением понятия, сущности, происхождения и смысла государства. Представления о правовом государстве как об определенном государственном устройстве, осуществляющем свою деятельность на основе закона, стали формироваться еще в Древней Греции и Риме. Главное направление поиска мыслителей античности связано со стремлением к более совершенным и справедливым формам общественной жизни. Такие мыслители как Сократ, Платон, Аристотель последовательно отстаивали мысль о том, что государственность вообще возможна лишь там, где господствуют справедливые законы. Они старались найти такое взаимодействие между правом и государственной властью, которое бы обеспечивало гармоничную жизнь общества, в котором закон общеобязателен как для граждан, так и для самого государства.
Античные философы различали в качестве основных форм государства следующие: монархию, аристократию и демократию, а также формы, отклоняющиеся от указанных и в соответствии с этим означающие упадок: неограниченная монархия превращается в автократию (тиранию), неограниченная аристократия – в олигархию, неограниченная демократия – в охлократию (господство черни, толпы) или анархию.
В основе современных концепций правового государства лежат идеи немецкого философа И. Канта (1724–1804), французского просветителя и правоведа Ш. Монтескье (1689–1755) и других европейских просветителей ХVIII и ХIХ вв., таких как Г. Гроций, Т. Гоббс, Н. Макиавелли, Б. Спиноза, Дж. Локк, Д. Дидро, Ж.-Ж. Руссо.
Кратко рассмотрим основные положения их теорий.
Дж. Локк (1632–1704), обосновывая идеи естественных прав человека, среди неотчуждаемых прав особо выделял собственность, свободу мнений. По его мнению, любое покушение на право собственности (лишение части собственности, повышение налогов) должно рассматриваться как проявление деспотизма. Чтобы не допустить злоупотребления властей, он предлагал не соединять законодательную и исполнительную власть. Другим средством от произвола, по его мнению, является законность.
Государственно-правовые воззрения Монтескье (1689–1755) сводились к следующему:
Значительным влиянием пользовалась теория государства Ж.-Ж. Руссо (1712–1778) – теория общественного договора. Согласно этой теории, живущие первоначально в условиях неограниченной свободы (анархии) люди заключили (молчаливо) договор, по которому они обязались гарантировать при помощи всеобщей воли неотъемлемое право на личную жизнь и собственность.
Конститутивным признаком правового государства, по Канту, является верховенство правового закона. Народу, по его мнению, должна принадлежать законодательная власть. Исполнительная власть должна быть подчинена законодательной. Судебная власть должна назначаться исполнительной. Тем самым должно обеспечиваться равновесие властей, а не просто их разделение.
Итак, в период буржуазных революций возникли новые подходы к идее правового государства: родилась идея правовой организации государственной жизни, исключающей монополизацию власти в руках одного лица или властного органа, утверждающей равенство всех перед законом, обеспечивающей индивидуальную свободу посредством права; идеи естественных прав человека, народного суверенитета, разделения властей.
Значительный интерес к теории правового государства проявляли и российские правоведы конца ХIX – начала ХХ в. Так, С. А. Котляревский (1873– 1939) считал, что необходимые свободы граждан должны быть закреплены в конституции и обеспечены государством. К таким необходимым свободам он относил свободу собраний и союзов, свободу слова и печати, свободу вероисповедания, личную неприкосновенность личности и др. Особенно важными, по мнению С. А. Котляревского, является защита индивидуальных прав личности. Он предлагал и определенные условия их реализации: организацию судебной защиты против случаев нарушения этих прав; ответственность высших представителей власти перед представителями народа за правонарушения. Идеи, выдвинутые С. А. Котляревским, нашли свое отражение в современной концепции правового государства, где сформулированы как принцип взаимной ответственности личности и государства.
Таким образом, теоретическая конструкция правового государства, сложившаяся к началу ХХ вв., включает: разделение властей, верховенство правового закона, взаимную ответственность личности и государства, доминирование общедозволительного типа правового регулирования в соответствии с юридическим принципом «дозволено все, что не запрещено законом», установление реальных гарантий прав и свобод личности. В связи с этим, правовым государством является такое государство, в котором не издается никаких законов, противоречащих нравственной идее права, в котором государственный интерес1, постоянно обходящий законы, не имеет никакой ценности.
Многие ключевые понятия прошлого способствовали формированию современного представления о правовом государстве. В настоящее время юридическая наука правовым государством называет государство, которое подчиняется во всей своей деятельности праву, функционирует в определенных законом пределах и обеспечивает правовую защищенность своих граждан.
Праву принадлежит приоритет перед государством. В широком смысле право – это совокупность этических общностных ценностей (справедливость, порядок, нравственность, правдивость, надежность, верность и т. д.), покоившихся на идее равенства: равным обязанностям должны соответствовать равные права. Государство становится правовым именно потому, что подпадает под власть права и, если государство использует право во всех сферах своей деятельности, то правые нормы всегда санкционируются государством. Органы и институты правового государства должны точно соблюдать существующие в государстве законы. В свою очередь, законы в таком государстве должны быть правовыми. Законы являются правовыми только тогда, когда:
Характеристика правового статуса государства предполагает безусловное подчинение государства ряду принципов, соблюдение которых обеспечивает наличие в нем следующих основных признаков:
1. Верховенство права и закона. Праву должны подчиняться не только граждане и организации, но и само государство. Деятельность государственных органов должна быть основана на нормах права, при этом, как уже отмечалось, законы и другие правовые акты должны быть правовыми, соответствовать основным принципам права (приоритет прав человека, справедливость, демократия, гуманность, разумность).
В системе законодательства правового государства выделяется основной закон, обладающий высшей юридической силой – конституция, поэтому правовое государства – это конституционное государство. Все другие правовые акты должны соответствовать конституции и основываться на ее нормах. Соблюдение законов – это основа нормального функционирования государства и защиты прав граждан, преграда для произвола.
2. Народный суверенитет (полновластие народа). Народный суверенитет предполагает обладание народом социально-экономическими и политическими средствами для реального участия в управлении делами общества и государства.
3. Широкие права и свободы человека – гарантированность прав и свобод граждан, их нерушимость со стороны государства. Это означает, что кроме провозглашения прав и свобод личности в обществе должны существовать конкретные механизмы их реализации. Обязанностью государства является обеспечение в должной мере прав и свобод своих граждан в сфере образования, науки, социального обеспечения, а также их максимальная гарантия.
Правовое государство должно обеспечивать свободу естественных отношений, основанных на началах справедливости для всех без исключения граждан. Однако допускаются и необходимые ограничения прав и свобод человека, и гражданина, но только на основе права, которое должно исключать беззаконие и произвол. Государство применяет ограничение прав и свобод гражданина в правовых (разумных) рамках и только тогда, когда нарушается его суверенитет, интересы его граждан; ограничивает свободу одного человека, если его поведение угрожает свободе других людей.
4. Разделение властей и институт ответственности власти. Единая государственная власть подразделяется на самостоятельные и независимые друг от друга власти: законодательную, исполнительную и судебную власти. Разделение власти необходимо для того, чтобы исключить ее произвол, направлено против авторитаризма в государственном строе и служит развитию демократии в государственном управлении. В правовом государстве должен существовать баланс законодательной, исполнительной и судебной властей при провозглашенном суверенитете народа. Ветви власти должны быть независимы друг от друга и должны действовать в соответствии с конституционно закрепленными полномочиями.
5. Независимость судей. Особое значение имеет сильная и независимая судебная власть, так как она играет решающую роль в обеспечении верховенства закона, прав и свобод человека. По мнению И. М. Гессена, «мощь государства в независимом суде». Судьи, присяжные заседатели должны разрешать дела на основе закона, в условиях, исключающих всякое постороннее воздействие.
6. Приоритет норм международного права над нормами национальными. Законы государства, особенно нормы закрепляющие права и свободы граждан, должны быть сформулированы в соответствии с нормами международного права.
7. Взаимная ответственность гражданина и государства. Не только гражданин должен отвечать за совершенные правонарушения, но и государство и государственные органы должны нести юридическую ответственность за нарушение прав и свобод человека. Этим обеспечивается равенство всех перед законом и судом. Должностные лица должны нести персональную ответственность за посягательство на права и свободы граждан, гарантированные конституцией и другими нормативно-правовыми актами.
8. Независимость массовой информации. В правовом государстве должны быть обеспечены права граждан на информацию, а также возможность в рамках закона отстаивать и пропагандировать свои взгляды и убеждения, что находит свое выражение, в частности в формировании и функционировании политических партий, общественных объединений, союзов, в политическом плюрализме, в свободе прессы и т. п.
В широком смысле правовое государство – это обязательно:
Основные отличия правового государства по сравнению с антиправовым (тоталитарным, моновластным) государством можно представить следующим образом (табл. 1).
Признаки антиправового государства | Признаки правового государства |
Несвязанность правом | Связанность правом |
Всевластие | Верховенство закона |
Свобода государства от общества | Действие в строго определенных границах, установленных обществом |
Незащищенность гражданина от произвола и насилия со стороны государственных органов и должностных лиц | Подчинение обществу |
Приоритет интересов государства | Приоритет защиты прав и свобод граждан |
Таким образом, суть государства правового – в характере законов, их соответствии правовой природе вещей, направленности на обеспечение суверенитета личности. Еще Гегель подчеркивал, что хорошие законы ведут к процветанию государства. В наиболее развитом виде концепция правового государства является социальной ценностью всего человечества, удачным сочетанием общечеловеческих и классовых интересов. Государственная власть зависит от гражданского общества и выражает его интересы. В основе правового государства должна лежать правовая экономика и развитое гражданское общество.
Понятия «гражданское общество» и «правовое государство» отражают различные стороны жизни общества, неотделимы друг от друга. Государство – лишь форма гражданского общества.
Отдельные элементы гражданского общества существовали в некоторых странах античного мира (Греция, Рим), где были развиты ремесло и торговля, породившие товарно-денежные отношения, закрепленные в ряде институтов частного права. Однако сама идея гражданского общества, появившаяся в противовес всевластию государства, формировалась в новое время как идея перехода от деспотического общества к обществу демократическому. Ж.-Ж. Руссо сформулировал критерий перехода к гражданскому, цивилизованному обществу: равенство прав и обязанностей человека, общества и государства. Гегель определял гражданское общество как отношение лиц через систему потребностей и разделение труда, правосудие, внешний порядок и т. п.
В развитии гражданского общества можно выделить два этапа (табл. 2).
I этап | II этап |
Становление | Утверждение |
Рыночной экономики | Рыночной экономики |
Предпринимательства | Различных форм предпринимательства |
Свободы средств массовой информации | Социальной защищенности граждан |
Гласности | Гласности |
Социальной защищенности граждан | Свободной деятельности средств массовой информации |
Для возникновения и функционирования гражданского общества необходимы следующие предпосылки:
Поскольку потребности граждан неравнозначны, данные предпосылки предполагают функционирование государства на нескольких уровнях.
1. Производственный уровень – это удовлетворение базовых потребностей граждан в пище, одежде, жилье (для этого создаются объединения и организации (частные, акционерные предприятия, профессиональные объединения)).
2. Социо-культурный уровень – это удовлетворение потребностей в духовном совершенствовании, знаниях, информации, общении (для этого создаются образовательные, научные, культурные, религиозные институты (образовательные учреждения, семья, церковь, творческие союзы, СМИ)).
3. Политико-культурный уровень – это реализация потребностей граждан в политической деятельности (для этого создаются партии, политические движения, союзы, объединения).
Таким образом, понятие «гражданское общество» характеризует определенный уровень развития общества, его состояние, степень социальноэкономической, политической и правовой зрелости.
Гражданское общество предполагает наличие многочисленных независимых союзов, институтов и организаций, которые служат барьером против посягательств государственных органов. Многие общественные отношения в гражданском обществе являются независимыми от государства. Государство существует в интересах народа, его назначение – обеспечить свободу и благосостояние своих членов. Оно подконтрольно гражданскому обществу, ответственно за правопорядок, способный гарантировать человеку свободу и безопасность. Важнейшей основой гражданского общества является самостоятельный и полноправный гражданин.
Гражданское общество – это общество с развитой системой общественных отношений (экономических, политических, правовых и др.), которое обеспечивает удовлетворение неотъемлемых прав и интересов граждан на основе самоуправления и свободы. Это свободное, демократическое и правовое общество, признающее в качестве высшей ценности – ценность человека.
Основными элементами гражданского общества являются:
Таким образом, важнейшей основой гражданского общества является законодательное закрепление юридического равенства людей на основе наделения их правами и свободами. Критерием зрелости гражданского общества служит степень реализации и гарантий прав человека и гражданина со стороны государства.
Как мы выяснили, правовое государство рассматривают как одну из высших социальных ценностей, призванных утвердить гуманистические начала, обеспечить и защитить свободу, честь и достоинство личности, поэтому формирование правового государства невозможно без последовательной демократизации общества.
Статья 1 Конституции РФ 1993 г. провозглашает Российскую Федерацию правовым государством. Однако конституционное провозглашение еще не означает, что правовое государство в нашей стране уже построено. В России происходят сложные процессы в развитии государства и права. Это развитие осложняется тем, что общество переживает жесточайший экономический и социальный кризис, существенно отразившийся на уровне жизни людей. Конституционная модель российской правовой государственности остается еще не сформированной до конца. В России пока не удалось реализовать в полной мере ни одного из основных принципов правового государства. Официально признанные принципы правового государства и существующая государственно-правовая реальность в России не совпадают.
В нашей стране верховенство права и закона пока не стали незыблемыми принципами деятельности государственных органов. Значительная часть норм, закрепленная федеральным законодательством, не реализуется, действует лишь формально, имеет распространение произвол чиновников. Нередко грубо нарушаются права и свободы человека, не всегда обеспечивается их эффективная защита. Государство оказывается неспособным обеспечить в должной мере права и свободы своих граждан в сфере образования, науки, социального обеспечения. Часть населения лишена возможности иметь работу и получать достойное вознаграждение за свой труд. Поэтому первоочередной является задача доведения до конца процесса формирования всех конституционных институтов. В качестве одной из важнейших задач, связанной с формированием правового государства в нашей стране, следует рассматривать развитие и совершенствование законодательства, формирование новой правовой системы. В нашей стране уже приняты многие законодательные акты, создающие основы для дальнейшего развития государства как демократического, правового: Конституция РФ, Декларация о государственном суверенитете РФ, Декларация прав и свобод человека и гражданина, закон о гражданстве, закон о собственности, Договор об общественном согласии. Для построения правового государства в России необходимо создать должную правовую базу, завершить судебную реформу, преодолеть названные негативные явления. Обеспечение удовлетворительного материального положения граждан является одной из предпосылок достижения политического результата. В связи с созданием института президентской власти необходимы повышение авторитета и роли представительных органов.
Закрепление в ст. 1. Конституции РФ принципа правового государства следует понимать в качестве цели общества, а не как достигнутое положение. Только в том случае, когда будут максимально обеспечены права и свободы человека; ответственность государства перед гражданином и гражданина перед государством; авторитет закона и строгое его соблюдение всеми членами общества и государственными органами; эффективная работа правоохранительных органов и т. д., можно будет говорить о том, что создание правового государства завершено.