Что отличает познавательную деятельность

Что отличает познавательную деятельность

Деятельность человека, в отличие от поведения животных

1) носит узко специализированный характер

2) направлена на удовлетворение физиологических потребностей

3) предваряется целеполаганием

4) всегда носит индивидуальный характер

Деятельность человека в широком смысле слова направлена не только на удовлетворение первичных потребностей, носит общественный характер, не узкоспециализирована, предварительно планируется.

Правильный ответ указан под номером 3.

Ну а как же те же самые волки, собравшись в стаю идут на охоту? это разве не запланированная деятельность?

Поведением волков в вашей ситуации руководят инстинкты.

странно. у животного активность предваряется целеполаганием,а у человека целенарвленностью

Целеполагание − свойство человека.

Игра, общение и познание — это

1) виды деятельности человека

2) этапы формирования личности

3) виды поведения всех живых существ

4) формы коммуникации

Существует всего 4 вида деятельности: труд, игра, общение, учение.

Правильный ответ указан под номером 1.

можно объяснить почему 4 не подходит?конечно, с 1 я абсолютно согласна, но все же интересно.

Потому, что познание — это никак не форма коммуникации.

Социальной потребностью человека является потребность в

3) физическом движении

Социо — общество, социальная потребность — потребность в обществе.

Правильный ответ указан под номером 4.

Правительство осуществляет реформу избирательной системы. Это пример деятельности

Избирательная система— совокупность правовых норм, регулирующих порядок предоставления избирательных прав, проведения выборов в органы государства и местного самоуправления, определения результатов голосования. Такая система правовых норм в совокупности образует избирательное право (в широком смысле).

Реформа — преобразование, вводимое законодательным путем.

Правильный ответ указан под номером 4.

Что отличает познавательную деятельность?

1) получение практически полезного результата

2) затрата физических и интеллектуальных усилий человека

3) необходимость совместных действий с другими людьми

4) направленность на получение новой информации

Познавательная деятельность представляет собой сложную иерархическую структуру психических процессов ощущения, восприятия, представления, мышления, памяти, эмоций, внимания, воображения, сознания, речи, воли. Познание основывается на предметно-чувствительной, практической деятельности. Предметы и процессы внешнего мира становятся объектами познания, поскольку они вовлекаются в орбиту человеческих интересов, подвергаются активному воздействию со стороны человека и лишь благодаря этому обнаруживают и раскрывают свои свойства. Потребности практики определяют направления познания, ставят познавательные задачи, которые нужно решать. В свою очередь, знания, полученные в результате познавательной деятельности, способствуют совершенствованию практики.

Источник

Что отличает познавательную деятельность. Смотреть фото Что отличает познавательную деятельность. Смотреть картинку Что отличает познавательную деятельность. Картинка про Что отличает познавательную деятельность. Фото Что отличает познавательную деятельность

Определение и основные понятия

Развитие индивидуальности у человека происходит через познание. Оно помогает освоить новые знания, навыки и умения, которые необходимы для жизни в обществе и мире в целом.

Познавательная деятельность определяется в обществознании как активное изучение индивидом окружающей среды. В этом процессе человек получает новую информацию, узнаёт о законах мира и учится не только взаимодействовать с ним, но и влиять на него.

Проблемами познавательной активности занимается гносеология. Процесс познания субъектом определённого объекта, на который направлено познание, можно объяснить кратко в две ступени:

Что отличает познавательную деятельность. Смотреть фото Что отличает познавательную деятельность. Смотреть картинку Что отличает познавательную деятельность. Картинка про Что отличает познавательную деятельность. Фото Что отличает познавательную деятельность

Эти уровни находятся в единстве, дополняя и сменяя друг друга. Чувственное восприятие и мышление, которые лежат в основе познавательной функции, всегда сочетаются с практикой. Она происходит в любых социальных отношениях и видах деятельности. Её считают источником и целью познания, поскольку всё, что человек узнаёт, он применяет на практике. Познавательные задачи возникают в тот момент, когда человек сталкивается с проблемой в практической деятельности.

Однако за пределами общественного изучения мира бывают иные ситуации. К примеру, учёный может иметь только желание узнать о чём-то и не планировать применить полученные знания на практике.

Целью познания является достижение истины. Она должна быть объективной, поскольку не зависит от субъекта изучения, однако она субъективна по форме, так как не может существовать вне человеческого сознания.

Виды истины:

В процессе познания также используются такие формы мышления, как предвидение, интуиция и воображение. Они дают возможность предугадать будущее развитие предметов и явлений на основании имеющихся знаний.

Задачи и мотивы

Познавательная активность предполагает, что индивид должен осознавать используемые средства и методы целенаправленной деятельности. Познание может осуществляться индивидуальным субъектом или коллективной группой с определёнными способами коммуникации.

При осуществлении познавательной функции решаются следующие задачи:

Что отличает познавательную деятельность. Смотреть фото Что отличает познавательную деятельность. Смотреть картинку Что отличает познавательную деятельность. Картинка про Что отличает познавательную деятельность. Фото Что отличает познавательную деятельность

Значительную роль в познавательной активности отводят факторам, которые на неё влияют. Их необходимо выявлять, чтобы обеспечить качественные преобразования познания.

В педагогике выделяют 5 уровней познавательного интереса, которые зависят от степени их выраженности:

Что отличает познавательную деятельность. Смотреть фото Что отличает познавательную деятельность. Смотреть картинку Что отличает познавательную деятельность. Картинка про Что отличает познавательную деятельность. Фото Что отличает познавательную деятельность

Пятый уровень характеризуется полным отсутствием заинтересованности учащегося. В этом случае у ребёнка нет желания решать поставленные задачи, которые обычно становятся причинами, заставляющими индивида действовать.

Разновидности познания

Полученная информация создаёт ориентировочную основу поведения людей. Знания могут быть научными, художественными, житейскими и т. д. Их свойства зависят от вида познания:

Что отличает познавательную деятельность. Смотреть фото Что отличает познавательную деятельность. Смотреть картинку Что отличает познавательную деятельность. Картинка про Что отличает познавательную деятельность. Фото Что отличает познавательную деятельность

Особым типом познания выступает самопознание. Человек осмысливает собственные психические и физические свойства. В этом ему помогают самоанализ, формирование своей личности и сравнение себя с окружающими.

Научно-познавательная форма

Научное познание заключается в необходимости получения достоверного знания, которое направлено на отражение закономерностей реальной жизни. Оно основано на логике, рациональных подходах и выводах.

Что отличает познавательную деятельность. Смотреть фото Что отличает познавательную деятельность. Смотреть картинку Что отличает познавательную деятельность. Картинка про Что отличает познавательную деятельность. Фото Что отличает познавательную деятельность

Научное познание связано с описанием, объяснением и предсказанием различных явлений окружающего мира. Оно помогает регулировать человеческую деятельность. На ранних этапах развития социума объектная и предметная стороны практики рассматривались как единое целое. Люди первобытного общества сравнивали явления природы с силами человека, а её процессы — с их действиями. Только в процессе эволюции познание позволило исключить эти факторы из предметных связей. Способствовало этому развитие практической деятельности.

Чтобы выявить законы, в соответствии с которыми развиваются и изменяются объекты и явления, люди обращаются к естественным, техническим и общественным наукам. Последняя группа исследует изменения социальных объектов и их отношения. Наука ориентирована на изучение объектов и субъектов по отдельности. Именно эта особенность отличает научное познание от других форм.

Процесс научно-познавательной деятельности обусловлен свойствами изучаемых объектов и различными социально-культурными факторами. С помощью науки люди могут исследовать любые феномены жизни: культуру, психику, деятельность. Однако все эти явления изучаются как предметы, подчиняющиеся определённым законам. Именно ракурс предметности выражает отсутствие границ в научно-познавательной активности. Но в то же время она не всегда способна найти ответы в процессе изучения объектов и заменить остальные формы познания.

Что отличает познавательную деятельность. Смотреть фото Что отличает познавательную деятельность. Смотреть картинку Что отличает познавательную деятельность. Картинка про Что отличает познавательную деятельность. Фото Что отличает познавательную деятельность

Научно-познавательная деятельность не ограничивается способами изучения предметов и явлений, существующими на современном этапе развития социума. Наука должна предвидеть возможные изменения имеющихся объектов, а также те, которые могут возникнуть в будущем и стать незаменимыми для общества.

Изучение окружающего мира формирует у каждого индивида определённый стиль познания. Познавательная деятельность имеет важное значение в решении разных проблем в интеллектуальном, эмоционально-волевом и деятельностном развитии как ребёнка, так и взрослого. Поэтому человеку необходимо уделять достаточно внимания этому процессу не только в учебный период, но и в течение всей жизни.

Источник

Лекция №3 Познавательная деятельность для дисциплины ОП.02 Психология

Лекция №3. Сознательная деятельность личности. Познавательная деятельность.

Подструктура форм отражения – познавательные процессы..

Ощущение как первичный этап познания мира.

Восприятие как действие.

Сознательная деятельность человека гораздо отличается от индивидуально изменчивого поведения животных, по основным особенностям. Эти отличия сознательной деятельности человека можно отнести к трем основным чертам, противоположным поведению животного.

Первая особенность – сознательная деятельность человека может быть не связана с биологическими мотивами. В деятельности человека присутствуют сложные потребности, которые называют «высшие», или «духовные», к ним отнесем познавательные потребности, которые толкают человека на получение новых знаний, потребность в общении, потребность быть полезным обществу, занимать в обществе определенное положение и т.д.

Часто встречается ситуация, в которой сознательная деятельность человека не только не подчиняется биологическим влияниям и потребностям, а также входит в конфликт с ними, подавляя их.

Вторая особенность, в отличие от поведения животного, может не определиться наглядными впечатлениями, полученными от среды, либо следами непосредственного индивидуального опыта.

Человек может отражать условия среды гораздо глубже, чем животное. Он может абстрагироваться от непосредственного впечатления, проникнуть в глубокие связи и отношения вещей, познавая причинную зависимость событий и, разобраться в них, ориентируясь не на внешние впечатления, а на более глубокие закономерности.

Сознательная деятельность человека может руководиться не непосредственным впечатлением от внешней ситуации, а более глубоким познанием стоящих за ней внутренних законов, значит, поведение человека, основанное на познании необходимости, свободно.

Третья черта: поведение животного имеет только два источника:

1) заложенные в генотипе наследственные программы поведения;

2) результаты личного, индивидуального опыта.

Также сюда можно отнести и третий источник – подавляющее число знаний и умений человека формирующиеся путем усвоения общечеловеческого опыта, накопленного в процессе общественной истории и передающегося в процессе обучения.

Итак, с переходом к общественной истории коренным образом меняется структура поведения.

наряду с биологическими мотивами поведения возникают высшие («духовные») мотивы и потребности, наряду с поведением, зависящим от непосредственного восприятия среды.

Познание – творческий процесс получения и постоянного обновления знаний, необходимых человеку. Знания – результаты познания окружающего мира и самого человека, обоснованные процессом практики.

Этапы познания

I этап. Чувственное познание. Включает в себя такие процессы как ощущение, восприятие и представление.

Чувственное познание позволяет человеку получить информацию о предметах и явлениях окружающего мира на основе органов чувств, но оно не всегда даёт истинное знание, нередко искажает действительность.

II этап. Рациональное познание. Представлено такими процессами как понятие, суждение, умозаключение

Рациональное познание обеспечивает постижение сущности познаваемых предметов и явлений, отличается от чувственного познания своим понятийным, абстрактно-теоретическим характером, неразрывно связано с мышлением.

Сегодня мы приступаем к изучению важного раздела психологии: «Познавательные процессы».

Все мы имеем возможность воспринимать красоту, чувствовать запах цветов, анализировать события и свои поступки, забывать плохое и запоминать хорошее и многое другое.

Благодаря чему, мы имеем такую возможность? Эту возможность нам обеспечивают познавательные процессы.

Что же такое познавательные процессы?

Важнейшая функция всех познавательных процессов состоит в том, чтобы сообщать сведения разного толка об окружающей действительности и о нас самих для планирования дальнейших действий. Наша задача разобраться и понять содержание и особенности различных познавательных процессов.

Мир широк. Мир многообразен. Мир сложен. Мир запутан.

Но ориентацию в мире с чего-то надо начинать! И вот выделен один психологический процесс, который выполняет функцию ориентации субъекта в самых простых, самых непосредственных и самых элементарных свойствах бытия. Этот процесс и носит название «ощущения».

Что же такое ощущения?

Ощущениями обладают все живые существа, имеющие нервную систему. Но осознают свои ощущения только те, которые имеют головной мозг, а главное кору головного мозга.

Так, человек обладает зрением. Сетчатка глаза фиксирует цвета, их яркость, контраст, движение и величину предметов. Ясной темной ночью человек способен увидеть пламя свечи, находящейся на расстоянии 27 км.

Для того чтобы ощущение возникло, необходимо воздействие раздражителя определенной силы.

Сколько, например, нужно положить в стакан с водой крупинок сахара, чтобы вы почувствовали сладость? Правильно, у каждого будет свой ответ.

Какая же связь между величиной порога и чувствительностью?

Порог и чувствительность находятся в реципрокных отношениях:

Чем выше порог, тем ниже чувствительность;

Чем ниже порог, тем выше чувствительность

Вспомните наш пример с сахаром: у кого будет чувствительность выше? Чем меньше величина порога, тем выше чувствительность.

Каков механизм возникновения ощущения?

Уже в древней Греции знали пять органной чувств и соответствующие им ощущения.

Какие? Зрительные, слуховые, осязательные, вкусовые и обонятельные.

В настоящее время известны тактильные (ощущения прикосновения, давления, шероховатости, твердости), болевые, температурные, вестибулярные (равновесия и ускорения), вибрационные и другие.

По месту расположения рецепторов ощущения подразделяются на три группы:

Итак, мы говорили, что каждый из нас имеет свой порог чувствительности. Как вы думаете, можно ли изменить порог чувствительности? Как?

Как вы думаете, а если слепота развилась с возрастом, наступила после 70 лет. В этом случае изменится чувствительность других органов? Почему?

Может ли медработник использовать свои ощущения в профессиональной деятельности?

Медработнику необходимо отличать цвет кожных покровов больного, выслушивать звук дыхания, работы сердца, перистальтики кишечника; наощупь определять форму, размеры, плотность различных органов тела. Следует знать, какие обонятельные и вкусовые ощущения могут возникать у больного, особенно у ребенка, при приеме тех или иных лекарств. Изменения, происходящие в организме человека, не всегда доступны внешнему наблюдению. Сигнализировать о внутреннем неблагополучии может боль. Именно ощущение боли всегда свидетельствует о серьезном нарушении в работе организма человека.

Таким образом, медработник не просто может, но и должен всячески совершенствовать свою чувствительность, чтобы поставить ее на службу своей профессиональной деятельности.

Возьмите любую вещь. Дайте, мне, пожалуйста, вашу тетрадь. Посмотрите. Вы видите нечто. Однако видите, как целостную вещь. Вещь, обладающую определенной формой, цветом, размерами. В жизни мы отражаем вещи в целостности их свойств. Итак.

В процесс восприятия включаются помять, мышление, раннее приобретенные опыт и знания. Восприятие всегда является активным и даже творческим процессом.

Как вы думаете, почему, посещение одной и той же выставки вызовет совершенно разные рассказы о ней? Восприятие работает избирательно. В зависимости от интересов, значимости тех или иных событий и объектов для конкретного индивида.

Большое влияние на процесс восприятия оказывает эмоциональное состояние. Если человек находится в состоянии депрессии, он пессимистичен, предчувствует какие-то неприятности, при этом склонен даже радостные события видеть в черном цвете. И наоборот. Если человеку хорошо и приятно, то окружающий мир и людей, он склонен воспринимать как?

Такие качества восприятия, как быстрота, точность и полнота, во многом зависят от знания и опыта человека. Поэтому, опытный медработник и начинающий, могут видеть неодинаковые проявления болезни. Теперь вы понимаете, почему так важно хорошо знать теорию. Кто-то из мудрых сказал: «Теория без практики пуста, а практика без теории преступна».

Восприятие, проводимое с определенной целью, называется наблюдательностью. Для медработника наблюдательность является профессионально-важным качеством, которое нужно постоянно развивать в себе.

Вспомните, кто из литературных героев обладал исключительной наблюдательностью?

Наблюдательность медицинского работника поможет увидеть изменения болезненных проявлений пациента: цвет лица, особенности мимики, походки и других признаков, что имеет большое значение для диагностики.

Для хирурга, который манипулирует на ощупь, важна тактильная чувствительность.

Итак, восприятие, в отличие от ощущения, отражает предмет в целом, в совокупности его свойств, а не отдельные свойства.

К основным свойствам восприятия относят:

1) Предметность восприятия

2) Целостность восприятия

Из отдельных ощущений восприятие синтезирует целостный образ объекта, это свойство восприятия и называют целостностью.

Целостный образ складывается на основе обобщения получаемой в виде различных ощущений информации об отдельных свойствах и качествах предмета. Мы не воспринимаем отдельно: глаза, уши, рот, нос человека, перчатки, пальто, галстук, шапку, брюки, ботинки, шнурки и т.д., а также голос человека и его запах. Для нас всё это объединяется в один целостный образ человека. При этом образ даже получается как бы многослойным: мы воспринимаем не голову, приставленную сверху к рубашке или платью, но рубашку или платье, надетые на человеческое тело, хотя самого этого тела не видим.

3) Структурность восприятия

Структурность воспринимаемых образов облегчает работу нашего сознания. Оно не работает непосредственно с визуальной и аудиальной информацией. Мы воспринимаем фактически абстрагированную от этих ощущений обобщенную структуру, которая формируется в течение некоторого времени.

Кстати, момент структурности восприятия, когда мы не различаем фактурности вещи и берем ее схематично, обнаруживается вот в чем. В знаменитом утверждении: все китайцы на одно лицо.

А почему? Потому что вы смотрите на определенный тип отношений частей тела и берете его схематично, не выделяя индивидуальности.

Правда, китайцы говорят, что мы все тоже на одно лицо.

Вот в этом примере, когда вы можете предмет воспринимать без реальной фактуры и без различий, связанных с этой фактурой, т.е. схематично — показано качество восприятия, которое мы называем структурностью. Схватывается структура, а не детали, не фактура, не внешнее выражение данной структуры. Это очень важное качество.

Пример с китайцами показывает, что нужно поставить специальную задачу наблюдения и классификации вещей, чтобы от схематического отношения к вещи перейти к детальному.

А вместе с тем, если бы мы всё детализировали, могли бы мы жить? Конечно, нет! Чтобы воспринимать вещи такими, какие они есть, нужно воспринимать их и схематично.

4) Константность восприятия

Константностью восприятия называется относительное постоянство некоторых свойств предметов при изменении условий их восприятия. Например, движущийся вдали грузовой автомобиль будет нами по-прежнему восприниматься как большой объект, несмотря на то, что его изображение на сетчатке глаза будет значительно меньше, чем его изображение, когда мы стоим возле него.

Таким образом, уже в акте восприятия отражение любого предмета приобретает определенное обобщение, предмет определенным образом соотносится с другими.

6) Осмысленность восприятия

Наше восприятие и мышление устроены так, что они теснейшим образом между собой связаны. Восприятие поставляет мышлению информацию для анализа, мышление поставляет восприятию задачи и схемы.

Это условный термин. Осмысленность означает, что, хотя вы вещи видите внешне, непосредственно, вы их всегда относите к определенным категориям. Это нечто совпадающее с предметностью. Но существует отличие, тонкое.

Если вы говорите: это книга! Это означает предметность восприятия.

Но когда вы знаете, для чего книга, когда вы знаете способ ее употребления, то это означает, что ваше восприятие осмысленно.

Осмысленность — это восприятие вещи, слитое с пониманием способа ее употребления. Вы не только воспринимаете вещь как предмет, как схематичную структуру. В отношении воспринимаемой вещи присутствует момент способа ее использования.

Это очень важно. Вы смотрите на стул. Вы же видите не только вещь как она есть. Вы одновременно воспринимаете способ употребления стула.

Вы видите ручку. Вы не просто видите такую-то вещь. Вы одновременно воспринимаете способ ее употребления.

Избирательность. На наши анализаторы действует, конечно, ряд объектов. Однако не все эти объекты мы воспринимаем одинаково четко и ясно. Эта особенность характеризует избирательность восприятия.

Особого внимания так же достойна такая особенность восприятия, как апперцепция. С предыдущим опытом человека связаны его интересы, установки, стремления, чувства, взгляды и убеждения, которые также влияют на восприятие им предметов и явлений окружающей действительности. Известно, что восприятие картинки, мелодии, кинокартины у разных людей неодинаково. Бывают случаи, когда человек воспринимает не то, что есть, а желаемое ему. Так, уходя лугом, биолог может обратить внимание на разнообразные растения, совокупность которых дает полную структуру травяного покрова. Художник-пейзажист, уходя тем самым лугом, останется равнодушным к этим объектам, однако его внимание привлечет соотношения цветовых пятен, которые образуют живописный пейзаж этой местности.

И еще пример. Вспомним роман в стихах А. С. Пушкина «Евгений Онегин». В образ Ольги влюблен Ленский, увидел «деву красоты», а для равнодушного к ней Онегина, Ольга «круглая, красная она, как эта глупая луна на этом глупом небосклоне».

Зависимость восприятия от прежнего опыта человека, его предпочтений является важной закономерностью, которую нужно учитывать в организации учебной деятельности. В педагогической практике учителю важно учитывать опыт и знания ученика, направленность его интересов, наличие или отсутствие установок на восприятие, чтобы обеспечить основательное усвоение учебного материала.

К, сожалению, есть тяжелое заболевание, при котором, люди не могут классифицировать вещь иначе, как нечто.

Такой пример приводил в своей лекции выдающийся отечественный психолог В.В. Давыдов

Вы ему показываете книгу и спрашиваете:

— Иван Иванович, это что?

Вы можете его еще раз спросить:

— Иван Иванович, но все-таки, что перед вами?

Когда он был студентом и проходил патопсихологию, то иногда с другими студентами проделывали подобные шутки. Очень любили упражняться с такими больными.

«… Помнится, брали мы новогодний номер журнала «Крокодил» (новогодний «Крокодил» — красный, Дед Мороз в зипуне что-то тащит в мешке) и начинали показывать такому больному.

— Иван Иванович, что это такое?

И от него нельзя было добиться никакой предметной характеристики. Он видел лишь отдельные стороны объекта и синтезировать их в реальную вещь не мог.

Более того, мы показываем на медсестру и спрашиваем:

— Ну, а на что похоже?

Причем это не значит, что он не пользуется услугами медсестры. Он с ней, как с вещью, имеет дело, но предметности восприятия у него нет…»

Как видите, налицо нарушение процессов восприятия. Человек не может дать никакой предметной характеристики, видит лишь отдельные стороны объекта и синтезировать их в реальную вещь не может.

Существуют и иные нарушения восприятия, а также ощущений. Описание этих нарушений вы найдете в учебнике психологии. Это будет вашим домашним заданием. Ваша задача найти нарушения ощущений, восприятия, записать название, дать определение.

Что такое ощущение, восприятие?

Опишите физиологический механизм возникновения ощущения.

Что такое порог чувствительности?

Какие пороги чувствительности существуют.

Чем восприятие отличается от ощущений?

Что такое избирательность восприятия?

Какие свойства восприятия вы знаете?

Основные виды нарушений ощущений и восприятия

1. Нарушения ощущений

Гиперестезия – повышенная чувствительность к действию на органы чувств физических стимулов.

Гипостезия – снижение восприимчивости к действующим раздражителям.

Анестезия – это полная нечувствительность одного или нескольких анализаторов при формальной их сохранности.

Сенестопатия – трудно локализуемые, тягостные, не поддающиеся точному описанию ощущения, не имеющие в своей основе какой-либо соматической патологии.

Парестезия – ощущения жжения, потягивания, стягивания.

2. Нарушения восприятия

Иллюзии – неправильное, извращённое восприятие реально существующего объекта. Могут наблюдаться при эмоциональном напряжении, переутомлении, приёме некоторых лекарств. Подразделяются по органам чувств.

Галлюцинации – восприятие без объекта, ложные восприятие. При галлюцинациях человек видит, слышит, ощущает при отсутствии реального раздражителя. Выделяют псевдогаллюцинации, которые проецируются не во внешнем пространстве, а во внутреннем (голоса «внутри головы»).

Агнозия – нарушение узнавания предметов и явлений. Это всегда симптом грубого органического поражения головного мозга.

Дереализация – чувство неопределённого изменения окружающего («что-то стало не так»). Дереализация часто сочетается с деперсонализацией – чувство неопределённого изменения собственного «Я».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *