Что отличает общество как систему
Что характеризует общество как динамическую систему
Человек — разумное существо. Он выбирает жильё, еду и куда приложить силы. Однако, бессмысленно иметь свободу выбора, если твой выбор никто не оценит.
Мы нуждаемся в обществе. Природа наделила нас неизменной чертой — жаждой общения. Благодаря этой особенности, мы думаем не только о себе. В рамках семьи или целой планеты, человек принимает решения ради общего прогресса. Благодаря жажде общения мы толкаем мир вперёд.
Что такое общество
Стоило нашим предкам спуститься с пальмы, они столкнулись с возрастающей враждебностью природы. Маленький примат не мог победить мамонта. Естественной шкуры недостаточно, чтобы согреться зимой. Спать на открытом воздухе опасно втройне.
Зарождающееся сознание понимало — выжить можно только сообща. Праотцы создали примитивный язык, чтобы понимать друг друга. Они собирались в общины. Общины делили на касты. На охоту ходили сильные и бесстрашные. Потомство растили мягкие и понимающие. Лачуги строили умные и практичные. Уже тогда человек занимался тем, к чему предрасположен.
В широком определении общество — приручившая природу часть природы, использующая волю и сознание для выживания.
В группе мы можем не распыляться на поверхностные знания. У каждого из нас свои склонности. Профессиональный сантехник и за миллионную зарплату не станет с удовольствием выращивать бонсай — мозги у него заточены технически. Союз позволяет нам заниматься любимым делом, а остальное доверить другим.
Теперь мы понимаем узкое определение общества — осознанное собрание личностей для работы ради общей цели.
Общество как динамическая система
У общества сложная динамическая структура. Как и любая система, оно состоит из подсистем. Подсистемы в группе делятся по сферам влияния. Социологи отмечают четыре подсистемы общества:
Подсистемы — это системы по отношению к отдельным их членам. Они работают, только когда все элементы на месте. Как подсистемы, так и отдельные части неразрывно связаны. Без производства и регулирования духовная жизнь теряет смысл. Без человека другому жизнь не мила.
Общественная система непрерывно движется. Её приводят в движение подсистемы. Подсистемы двигаются за счёт элементов. Элементы делятся на:
Материальные ценности больше характеризуют подсистемы, тогда как идеальные — человеческая черта. Человек — единственный неделимый элемент в общественной системе. У человека есть воля, стремления и убеждения.
Общественные отношения
Люди играют роли. В семье мы играем примерного отца. На работе от нас ждут беспрекословного подчинения. В кругу друзей мы — душа компании. Мы не выбираем роли. Их диктует нам общество.
У каждого человека не одна личность, а сразу несколько. Каждая личность по-своему себя ведёт в разных ситуациях. Вы ведь не можете ругать начальника так же, как ребёнка, верно?
У животных фиксированная социальная роль: если вожак «сказал», что ты будешь спать снизу и есть последним, так будет всю жизнь. И даже в другой стае особь никогда не сможет принять роль вожака.
Человек универсален. Каждый день мы надеваем десятки масок. Благодаря этому мы легко приспосабливаемся к различным ситуациям. Вы главный, в чём разбираетесь. Вы никогда не станете требовать подчинения у грамотного лидера. Великолепный механизм выживания!
Учёные делят социальные отношения:
Мы общаемся не только с кем хотим, но и по необходимости. Например, мы не хотим общаться с коллегой, но он сидит с нами в одном офисе. А работать мы должны. Поэтому отношения бывают:
Вы можете общаться с единомышленниками и с врагами. Социальные отношения бывают:
Итоги
Общество — сложная динамичная система. Люди лишь однажды её запустили, и теперь она определяет каждый этап нашей жизни.
Признаки общественной системы:
Благодаря динамичному общественному механизму человек — самое живучее существо на планете. Ибо только человек меняет мир вокруг себя.
Видео
Из видео вы узнаете, что есть общество, его понятие и взаимосвязь человека и общества.
Общество как система
Социальные отношения пронизывают любые другие отношения – личные, экономические, политические, духовные, интеллектуальные. Социальные отношения отличаются тем, что они отражают субъектов (людей), которые имеют определенный статус. Именно отношения самостоятельных субъектов превращают совокупность групп в общество как целостную систему.
Американский социолог Т. Парсонс считал общество самодостаточной системой, «которая способна функционировать сама по себе без внешнего управляющего и регулирующего воздействия других внешних систем и обладает такими внутренними ресурсами, которые позволяют ей осуществлять самоуправление и саморегуляцию. Самодостаточной системой не являются ни семья, ни город, ни село, ни организация, ни регион.
Как и всякая система, общество проходит в своем развитии различные этапы: зарождения, становления, расцвета, гибели или превращения в другое общество. Итак, общество – это самодостаточная система взаимодействий и взаимосвязей людей, имеющая свои пространственно-временные характеристики
Теоретический анализ позволяет предложить два типа модели общества: модель взаимодействия и модель взаимосвязи. Тип модели взаимодействия – интерактивный (интеракция в переводе с английского – взаимодействие). Тип модели взаимосвязи – коммуникативный (коммуникация – сообщение, передача, связь ). Коммуникации служат целям передачи разнообразных сообщений, необходимых для политической, личной, экономической и духовной жизни людей. Сообщения, содержащие элемент новизны, называют информацией. Так, духовная информация выступает необходимым условием процесса обучения и воспитания. Общество в целом и систему образования, в частности, можно описать как гигантское поле коммуникации. Поэтому общество уместно моделировать в качестве информационно-коммуникативной системы, а систему образования как духовно-коммуникативную подсистему.
В процессе перехода от традиционного общества к индустриальному произошло обособление сфер жизни и превращение их в самостоятельные системы. Освобождение общества из-под господства религии и церкви (секуляризация) привело к отделению духовной жизни от экономики и политики. В самой духовной культуре относительную автономию приобрели система образования и наука.
Описывая субъектов отношений, отвечая на вопрос «кто вступает в коммуникацию, кого связывает между собой информационный обмен?», мы вправе изобразить общество как социально-коммуникативную систему. Однако в любой организации обнаруживается не только взаимосвязь, но и процесс целенаправленного воздействия на поведение объектов и, следовательно, в равной мере организация выступает и как модель социально-интерактивной системы.
Общество как социокультурная система
В социологии сложившиеся в обществе способы (технологии, механизмы ), обеспечивающие взаимосвязи (взаимосвязанность) людей, называются институтами. Процесс формирования институтов (технологизации, формализации новых форм взаимосвязей людей) называется институционализацией.
Таким образом, продуктом (творением) взаимодействий людей являются разнообразные институты общества. В результате общество представляет систему взаимосвязей множества экономических, политических и духовных институтов. Однако институты не являются неизменными. Меняются экономические, политические, личные и духовные отношения, в результате рано или поздно происходит институционализация новых взаимодействий и взаимосвязей. Иначе говоря, формируются новые способы, технологии деятельности людей. Поэтому один и тот же институт в разных типах общества существенно отличается друг от друга
Итак, общество – это система взаимосвязей людей, обусловленных институтами, ценностями и нормами, и взаимодействий, осуществляемых в символической форме. Таким образом, общество проявляет себя как социокультурная система.
Общество как социальная система
Социальными отношениями называются взаимосвязи и взаимодействия между личностью, группами и обществом – субъектами и объектами общественных (в т.ч. экономических, политических, личных, интеллектуальных,духовных) отношений.
Общество можно представить как социально-коммуникативную систему. Социально-коммуникативная модель представляет общество как систему постоянно воспроизводящихся процессов общения между личностью, общностями людей и обществом в целом. Коммуникативная модель позволяет исследовать социально-психологичесую специфику общественных отношений. Это и социальная атмосфера, мода, общественное мнение, социальные образы и представления, массовое подражание и заражение, мифы и стереотипы, которым подвержены жители современных массовых обществ.
Одни и те же отношения существуют, например, как экономические и социальные отношения одновременно. Если мы их рассмотрим с точки зрения, кто с кем вступает в отношения, то они проявляют себя как социальные. Социальные отношения можно определить как процесс взаимодействия и общения личности, общностей людей и общества в целом, выступающих субъектами и объектами экономических, политических, личных, духовных и интеллектуальных отношений. Социальные отношения характеризуют общество как систему отношений, определяющих общность людей, объединенных экономически, политически, личностно, духовно, информационно…
Исходя из сказанного, можно построить социальную модель общества
Реальные общности людей подразделяются на массовые и групповые. В реальной жизни мы чаще имеем дело с преимущественно групповыми общностями – определенными совокупностями людей, которые образуют целостную систему. Среди групповых общностей выделяются целевые общности – организации. Именно к таким общностям принадлежит учебное заведение.
Номинальные общности объединяются некоторыми общими социально значимыми признаками. В отличие от реальных общностей, в них могут отсутствовать непосредственные контакты. Виды номинальных общностей: социально-классовые, социально-профессиональные, социально-демографические, социально-этнические, конфессиональные.
Можно выделить следующие конкретные виды социальных отношений:
Социальные отношения осуществляются не только «вовне», но и «внутри» общностей. Студенты вступают в отношения с преподавателями, а также образуют систему внутренних (внутристуденческих) отношений. Ясно, что социальные отношения представляют сложную сеть различных конкретных видов.
«Незаменимых людей нет» – изрек И.Сталин. Однако в результате массовых репрессий на смену образованным пришли необразованные, на смену высококвалифицированным пришли малоквалифицированные. Эффективность и качество труда закономерно упали, а в экономике, политике и духовной жизни четко проявились признаки деградации и регресса.
Социальная сфера – это не обособленный остров общества. Она «пересекается» с другими сферами жизни общества. Экономические отношения предстают как социальные, если их рассматривать с точки зрения субъектов этих отношений. И, наоборот, социальные отношения предстают как экономические, политические, личные, информационные или духовные, если мы их будем анализировать с точки зрения содержания (из-за чего взаимодействуют). Поэтому выделение социальной сферы жизни общества достаточно условно. Где бы мы ни находились (на работе, дома, в магазине, в театре), окажемся в социальной сфере жизни общества. Иначе говоря, социальная сфера – это сквозная сфера, которая пронизывает все другие сферы жизни общества, поскольку и в политике, и в экономике, и в личной жизни важен социальный статус субъектов, который и определяет все виды отношений между ними. Поэтому важно, чтобы представители государственной власти (политическая элита) были в высокой степени социальными, то есть выражали интересы общества в целом, его регионов, групп и личности.
Краткие итоги:
Набор для практики
Темы для курсовых работ, рефератов, эссе:
ОБЩЕСТВО КАК СИСТЕМА
Понятие “общество” является одним из центральных в социологии. Что такое общество? Каковы признаки общественных явлений, отличающих их от множества других явлений? На эти вопросы пытались ответить многие социологи.
— общество как определенный этап в развитии человечества или страны, характеризующийся специфическими формами социальных, экономических, политических и др. отношений (первобытное, рабовладельческое, феодальное, капиталистическое, социалистическое общество и т.д.). Здесь слово “общество” употребляется в смысле “стадия”, “этап”, “период”.
— Общество как группа лиц, объединившихся для совместной деятельности по реализации общих для них целей и интересов (общество книголюбов, общество любителей природы и т.д.). В этом своем значении слово общество синоним словам “организация”, “союз”, “объединение” и др.
— Общество как предельно широкое понятие для обозначения той части материального мира, которая обособилась от природы и определенным образом взаимодействует с нею. В этом смысле обществом называют совокупность всех форм объединения и способов взаимодействия людей, как между собой, так и с природным, окружающим их миром.
Обществокак предмет изучения социологии дано только там, где есть несколько единиц (индивидов) одаренных психикой и связанных между собой процессами психического взаимодействия, то есть обменом идей, чувств, волевых устремлений и т.д., то есть находящихся в процессе общения.
Однако для полной характеристики общества этого явно не достаточно. Следовательно, к приведенным признакам общества, следует добавить другие, чтобы показать специфику общества изучаемого социологией. Эти отличительные признаки заключаются как в свойствах самих взаимодействующих единиц, так и в свойствах процесса взаимодействия.
Разработка теории общества сопровождалась формированием многочисленных подходов к определению общества. Так, Э.Дюркгейм рассматривал общество как надиндивидуальную духовную реальность, основанную на коллективных представлениях. По М. Веберу, общество – это взаимодействие людей, являющееся продуктом социальных, т.е. ориентированных на других людей действий. Крупный американский социолог Т.Парсонс определял общество как систему отношений между людьми, связующим началом которой являются нормы и ценности. С точки зрения К.Маркса, общество – это исторически развивающаяся совокупность отношений между людьми, складывающихся в процессе их совместной деятельности.
Системный подход к обществу. Система – это определенным образом упорядоченное множество элементов, взаимосвязанных между собой и образующих некоторое целостное единство. Внутреннюю природу, содержательную сторону всякой целостной системы, материальную основу ее организации определяют состав, набор элементов. Социальная система – это целостное образование, основным элементом которого являются люди, их связи, взаимодействия и отношения. Эти связи, взаимодействия и отношения носят устойчивый характер и воспроизводятся в историческом процессе, переходя из поколения в поколение.
Определяя общество мы можем сказать, что это устойчивая во времени и в пространстве совокупность людей, групп, социальных институтов, объединенных исторически сложившимися формами их взаимосвязи и взаимодействия.
Общество не может существовать вне природы и без взаимодействия с ней. Общество возникло в результате длительной эволюции природного мира в процессе становления человека. Оно непосредственно связано с природой, так как само его существование зависит от средств и ресурсов, которые оно черпает из окружающей природы. Специфика природной среды, климатические и географические условия влияют на особенности развития общества.
Вместе с тем само общество оказывает огромное влияние на природу, как положительное, так и отрицательное. Вырабатывая различные средства приспособления, адаптации к окружающей природной стихии человек вместе с тем вмешивается в функционирование природной системы. Он меняет ландшафты, “поворачивает” реки, осушает болота, моря тем самым, нанося природе невосполнимый урон. Исчерпание природных ресурсов, их загрязнение ставит перед человеческим обществом задачу выживания, сохранение рода человеческого. Сегодня очевидно, что общество не может быть независимым от природы.
Общество возникло исторически, это результат естественно складывающихся взаимоотношений людей. В отличие от него государство искусственно созданный политический институт, призванный управлять этими взаимоотношениями. Понятие “общество” применимо к любой исторической эпохе, к любой по численности группе или объединению людей. Подчеркнем, что общество – самая большая из проживающих на данной территории группа. Социолог Э. Шилз выделил ряд признаков общества:
1. Это самая крупная группа, не являющаяся частью какой-либо системы.
2. Оно имеет территорию, которую считает своей.
3. Оно обладает собственной системой управления.
4. Браки заключаются между представителями данного объединения.
5. Объединение существует дольше средней продолжительности жизни отдельного индивида.
6. Пополняется оно за счет детей тех людей, которые уже являются его признанными представителями.
7. У него есть своя система ценностей (культура).
8. У него есть собственное название и собственная история.
Эти признаки общества являются универсальными. Им соответствуют и древние племена, и современные государства. Они указывают на семейно-брачные и кровно-родственные отношения, они описывают культуру и способ социального воспроизводства и систему управления.
Подчеркнем, что общество первично, а государство вторично. Оно возникает лишь на определенной стадии развития общества.
Одной из важнейших характеристик общества является устойчивость. Ее причины ученые видят в наличии общей воли, “коллективном сознании” (Э.Дюркгейм), наличии общей системы фундаментальных ценностей и норм (Мертон), наличии общей, единой системы властных отношений (Шилз).
Итак, общество является сложной системой. Ее элементы – люди, социальная деятельность которых обусловливается определенным социальным статусом, который они занимают, социальными функциями (ролями), которые они выполняют, социальными нормами и ценностями, принятыми в данной системе, а также индивидуальными качествами личности (мотивами, ценностными ориентациями, интересами и др.)
Базисным механизмом регулирования общества выступают социальные институты. Именно они являются тем самым стержнем, который скрепляет все общество. Благодаря им оно выживает и функционирует.
В социологии социальные институты определяют как приспособительное устройство общества, созданное для удовлетворения его важнейших потребностей и регулируемое сводом социальных норм. Это относительно стабильные и интегрированные совокупности символов, верований, ценностей, норм, ролей и статусов, которые управляют целыми сферами социальной жизни. Социальными институтами являются: семья, религия, образование, государство, экономика, управление и др.
Социальные институты позволяют человеку борясь за выживание удовлетворять важнейшие жизненные потребности: в воспроизводстве рода, в добывании средств существования, в передаче знаний, в безопасности и социальном порядке, в решении духовных проблем. Эти институты сформировались в процессе естественного отбора в ходе эволюции общества.
Социальные институты выполняют в обществе ряд функций:
— удовлетворение социальных потребностей;
— обеспечение устойчивости социальной жизни;
— регулирование взаимоотношений между членами общества путем выработки норм поведения;
— интеграция стремлений и действий индивидов, обеспечивающая внутреннюю сплоченность общества.
Институты не остаются неизменными. Они постоянно развиваются, изменяются, совершенствуются. Чем сложнее общество, тем более развита система институтов. Общество отличает большая интегрирующая сила. Оно включает, подчиняет общепринятым нормам и правилам каждое поколение людей. В то же время оно восприимчиво к нововведениям: оно включает новые институты, нормы, отношения. Оно обеспечивает преемственность в развитии.
Ни одно общество не стоит на месте: оно либо прогрессирует, либо регрессирует. Когда сумма позитивных последствий крупномасштабных изменений превышает сумму негативных изменений мы говорим о прогрессе. Преобладание негативных изменений означает регрессобщества. Прогресс – глобальный процесс. Он характеризует движение общества на всем протяжении истории. Это процесс восхождения человеческих обществ от состояния дикости к вершинам цивилизации.
Регресс охватывает отдельные общества на короткий промежуток времени. Это локальный процесс.
Прогресс бывает постепенный и скачкообразный. Постепенный прогресс осуществляется в форме реформ. Реформа– частичное усовершенствование в какой-либо сфере жизни, ряд постепенных преобразований.
Скачкообразный прогресс имеет место тогда, когда происходят революционные изменения в обществе. Революция – комплексное изменение всех или большинства сторон общественной жизни, затрагивающее основы существующего строя. Она означает качественное изменение общества.
Революции и реформы различаются масштабом, областью применения, субъектом реализации. Революции означают качественный скачок, а реформы – постепенные частичные улучшения. По своей продолжительности они могут не различаться. Например, неолитическая революция отнюдь не была краткосрочной – она продолжалась несколько тысячелетий.
Выделяя в качестве критерия типологии количество уровней управления и степень социального расслоения различают:
· Простые общества – в них нет социального расслоения, нет руководителей и подчиненных, нет богатых и бедных. К этому типу относятся первобытные племена, возраст которых более 40 тысяч лет.
· Сложные общества – характеризуются социальным расслоением, наличием нескольких уровней управления (управляющие и управляемые составляют противоположные страты). В обществах этого типа социальное неравенство закреплено экономически, юридически, религиозно и политически. Сложные общества возникают с возникновением государства. Их возраст примерно 6 тысяч лет.
Если в качестве критерия типологизации выделить письменность, то общество бывает:
· Дописьменное– умеющее говорить, но не умеющее писать.
· Письменное – фиксирующее звуки в знаках, владеющее алфавитом и умеющее сохранять и передавать в письменной форме знания, накопленные поколениями. Возраст письменных обществ примерно 10 тысяч лет.
Можно также классифицировать общества по способу добывания средств существования. Выделяют, в соответствии с этим критерием следующие типы:
· Протообщество – основным способом является охота и собирательство. Общество состоит из локальных родственных групп. Длился этот период сотни тысяч лет.
· Доцивилизационное – определяющими способами добывания средств существования были скотоводство и огородничество.
· Земледельческоеобщество – аграрная цивилизация – на этом этапе развития произошло зарождение государства, городов, произошло социальное расслоение, появилась письменность.
· Индустриальное –обществокоторое начало складываться в европейских государствах к XVII в. Это механизированное общество. Основными средствами здесь выступают машины, станки. Его главными структурными чертами являются капитал и труд. Продукция его производится отдельными, четко идентифицированными единицами.
· Постиндустриальное – общество, в котором определяющими отраслями являются не промышленность, а информатика и сфера обслуживания. Компьютеризация, кардинально изменяющая организацию и обработку информации, бурное развитие “индустрии знаний” и возрастание роли сферы услуг – таковы черты постиндустриального общества. Фактором развития такого общества являются теоретические знания, наука. А доминирующей фигурой становится ученый, научный работник. По мнению многих специалистов на этом этапе развития сегодня находятся лишь США и Япония.
Итак, развитие человеческого общества последовательно проходит три стадии: доиндустриальную, индустриальную и постиндустриальную.
Переход от первобытного к традиционному или доиндустриальному обществу называется неолитической революцией, а к индустриальному – промышленной революцией или модернизацией.
Термин “модернизация” относится не ко всему периоду социального прогресса, а только к современному этапу. В переводе с английского термин “модернизация” означает “осовременивание”. Суть модернизации связывают с рационализмом, с повышением сложности общественной организации, с урбанизацией и т.д.
Различают два вида модернизации общества:
1. Органическая модернизация подготовлена всем ходом предшествующей эволюции и является характеристикой собственного развития страны. Предпосылки ее заложены, прежде всего, в сфере культуры, социальных отношений. Примером органической модернизации мог бы быть процесс становления капитализма. Это было естественное изменение в укладе жизни, традициях, мировоззрении, обусловленное объективными факторами развития общества.
2. Неорганическая модернизация – способ “догоняющего” развития. Ее предпосылки не формируются в ходе длительной эволюции, и она является ответом на внешние вызовы. Прежде всего, она проявляется в сфере экономики и политики. Заимствование новых технологий, закупка оборудования, приглашение зарубежных специалистов, изменение законодательной базы, вплоть до принятия новой конституции страны – вот примеры неорганической модернизации.
Подчеркнем, что общество не остается неизменным в своем состоянии. Оно развивается, усложняется его структура. Общество не только крайне дифференцировано, состоит из множества социальных групп, но и иерархизировано. Подробнее эти проблемы будут рассмотрены в следующих главах.
1.Горшков М.К. Российское общество в условиях трансформации: социологический анализ /– М.: РОССПЭН, 2003.
2. Луман Н. Общество как социальная система. – М., Логос, 2004.
3.Россия и социальные изменения в современном мире / Под ред. Проф. В.И. Добренькова. – М.: Макс ПРЕСС, 2004.
СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ОБЩЕСТВА
Любое человеческое общество предстает не как нечто однородное и монолитное, а как состоящее из различных социальных групп, слоев, общностей. Изучение общества как целостности общественных отношений требует группирования разнородных элементов общества в отдельные целостности в соответствии с их общими признаками.
Все социологические теории занимаются классификацией общественных элементов, из которых состоит общество, стремятся установить взаимосвязь между группами элементов, т.е. занимаются структурой общества. Она по существу является анатомическим скелетом общества.
Термин «структура» происходит из французского языка и означает стабильную целостность отношений между элементами какой-либо вещи, явления. Общество представляет собой определенную целостность. Его внутреннее содержание (части) можно анализировать с самых различных позиций, находящихся в определенной взаимосвязи: экономика и политика, семья и образование, работа и досуги т.п.
Социальная структурапредставляет собой определенный способ связи и взаимодействия элементов, т.е. индивидов, занимающих определенные социальные позиции и выполняющих определенные социальные функции в соответствии с принятой в данной социальной системе совокупностью норм и ценностей. В социологии имеется специальный термин, обозначающий социальное взаимодействие – интеракция.
Социальная структура присутствует во всем, что имеет место в обществе – в социальных институтах, группах, движениях, а также и во всех формах социального поведения.
Критериев исследования социальных структур может быть столько, сколько необходимо для глубокого и достаточно полного описания каждого элемента.
В социологии существует две модели социальных структур общества: классовая и стратификационная. Основой различий между ними выступает выделение основного элемента структуры. Многие исследователи таким элементом считали классы.
Результатом такого исследования явилось появление распределительной теорииА. Смита и Д. Гизо, согласно которой выделялись три основных класса: собственники земли (феодалы), получающие ренту; владельцы капитала (буржуазия), получающие прибыль; рабочие (располагают своим трудом), получающие заработную плату.
Наиболее активно категория «класс» используется в марксизме, хотя мы не найдем четкого определения этого понятия ни у Маркса, ни у Энгельса. Как и многие социологи XIX века, К.Маркс связывал деление общества на классы, с разделением труда и институтом частной собственности. Обладая монополией на основные средства производства, правящие классы контролируют процесс общественного разделения труда и распределения материальных благ, занимают ведущие позиции в общественной организации труда. Принадлежность к классам определяет социальное положение людей, условия их жизни, общественную психологию, мировоззрение, их интересы. Противоположность коренных интересов находит выражение в классовой борьбе и ее основных формах. Она выступает в качестве движущей силы истории. Деление общества на классы, считал К.Маркс, оказывает решающее влияние на все стороны общественной жизни, определяя ее политический облик.
Идеи К.Маркса были развиты в трудах В.И. Ленина. В своей работе «Великий почин» он дает определенную формулировку классов, которая широко использовалась в марксистской теории XX в. «Классами называются большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их роли в общественной организации труда и, следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают. Классы – такие группы людей, из которых одна может присваивать труд другой, благодаря различию их места в определенном укладе общественного хозяйства».[1]
Согласно этому подходу, социальная структура кроме классов включает общественные прослойки и социальныегруппы. Классы делятся на основные и неосновные. Существование первых вытекает непосредственно из господствующих в данной формации экономических отношений (по поводу собственности и места в процессе производства). Исходя из этого, можно выделить следующие основные классы: рабы и рабовладельцы, крестьяне и феодалы, пролетариат и буржуазия.
Для ведения классовой борьбы, для обоснования классового господства или для организации борьбы за его свержение, классы создают собственные институты, свою внутреннюю организацию, вырабатывают собственную идеологию.
Напротив, классы, существование которых связано с сохранением остатков прежнего или развитием нового способа производства, являются неосновными. Так например, после утверждения капитализма в той или иной стране, в ней еще долгое время наряду с буржуазией и пролетариатом сохранялись в качестве неосновных классов помещики и крестьяне.
Внутри как основных, так и неосновных классов существуют различные слои, группы, интересы которых могут частично не совпадать. Так, в составе рабочего класса существуют слои высококвалифицированных, квалифицированных и неквалифицированных рабочих. Наряду с существованием основных и неосновных классов в социальной структуре общества выделяют различные общественные группы, которые по своему положению в системе общественного производства и по своему отношению к собственности не входят в состав того или иного класса, а образуют особые социальные группы, слои, сословия и т.д. В России до революции широкое распространение имели такие сословия, как дворянство, купечество, мещанство. Особое место в социальной структуре социалистического общества занимала интеллигенция.
В западной социологической науке широкое распространение получила теория социальной стратификации. До недавнего времени она критически оценивалась представителями советской науки. Ее упрекали в произвольности выделения признаков, определяющих разделение общества на социальные единицы. Представители теории социальной стратификации утверждают, что понятие класса годится для анализа социальной структуры прошлых обществ, но в настоящее время оно не работает, т.к. в современном обществе размыты отношения собственности (акционирование, производством управляют наемные менеджеры). Поэтому понятие «класс» должно быть заменено понятием «страта».
Термин «стратификация»происходит от латинского stratum (слой, пласт) и facio (делаю) и пришел в социологию из геологии, где он обозначает расположение пластов различных пород по вертикали. Использование данного понятия в науке об обществе предполагает выявить групповое многообразие и определить вертикальную последовательность положения социальных слоев, пластов в обществе, ихиерархию.
У различных авторов понятие страта нередко заменяется иными ключевыми словами: класс, каста, сословие. Употребляя ниже эти термины, мы будем вкладывать в них единое содержание и понимать под стратой большую группу людей, отличающуюся по своему положению в социальной иерархии общества.
Главное отличие социальной структуры и социальной стратификации заключается в том, что первая возникает в обществе по поводу общественного разделения труда, а социальная стратификация по поводу неравного общественного распределения результатов труда, т. е. социальных благ.
Основой стратификационной структуры является естественное и социальное неравенство людей. Социальную стратификацию следует отличать от социальной дифференциации. Последняя представляет собой анализ любых социальных различий, в том числе и не связанных с неравенством.
Сама категория социального неравенства противоречива. Неравенство – несправедливо, т.к. все люди имеют равные права (Т. Гоббс, Дж. Локк, Т. Джефферсон), в то же время социальное неравенство как распределение различных групп людей в иерархической упорядоченной общественной системе может рассматриваться и как справедливое явление, поскольку позволяет дифференцированно и адресно компенсировать социальные затраты разных людей. Социальное неравенство при правильном его регулировании может служить мощным стимулом общественного прогресса. Без него не было бы развития, движения.
Сущность социальной стратификации заключается в размещении людей и коллективов по определенным социальным позициям, которые, в свою очередь, подвергаются оценке, как находящиеся «выше» или «ниже» по нормативной шкале стратификации, т.е. ранжируются как обладающие различной степенью социального престижа. Так в современном обществе должности профессора, врача, адвоката ценятся гораздо выше, чем дворника, сантехника или продавца. Их деятельность требует высокого уровня образованности, оплаты труда, высоко ценится в обществе и позволяет обладать большим объемом власти.
Основным социологическими понятиями стратификационного анализа выступают: социальный класс, социальный слой и социальная группа.
Социальный класс –это крупная аналитическая единица в теории социальной стратификации, вошедшая в научный аппарат социальных мыслителей Западной Европы в новейшее время. Она используется как собирательный термин для построения различных моделей вертикальной социальной стратификации. Существует множество подходов к определению этого понятия (один из них – марксистский – был рассмотрен выше).
В ХХ веке предпринимаются попытки дать более четкое представление о социальном классе, приводя его в соответствие с реальными изменениями, характерными для капиталистического общества. Так М. Вебер базовый регулятор классовых отношений сводит к «собственности» и ее отсутствию. Между полярными классом собственников и рабочим классом он видит наличие так называемого среднего класса. Немецкий социолог Р. Дарендорф считает, что классовая структура общества производна от структуры власти и понятие «социальный класс» можно определить через отношение к власти.
При всем многообразии оценки социального класса можно выделить общие черты, объединяющие различные подходы. Главными признаками выделения класса у немарксистских теоретиков служат: отношение людей к средствам производства, характер присвоения благ в условиях рыночных отношений.
На этой основе выделяют: верхний класс – собственники экономических ресурсов общества; низший класс – промышленные наемные рабочие; средний класс – учителя, юристы, инженеры и т.д.
Понятие «статус» (ранг) имеет в анализе стратификации важнейшее значение. Статус –позиция, положение человека в группе или обществе, со всеми вытекающими из него правами, обязанностями и жизненными стилями, который индивид занимает в социальной иерархии. ( Более подробно это понятие будет рассмотрено в теме « личность»). Страты в отличие от класса формируются не только по экономическим или производственно-профессиональным признакам, а по признакам, связанным с культурно-психологической оценкой (нормы, ценности, представления, образцы поведения и навыки), которые реализуются в индивидуальном поведении и сознании.
Еще одним, очень важным различием при определении класса и страты выступает то, что классывыделяются по их отношению к средствам производства, способам доступа к различным благам, а страты – по формам и объему потребляемых благ, по воспроизводству своего статусного положения.
В существовании страт большую роль играютоценочные факторы: линия поведения человека, в той или иной ситуации, его отношение к чему-либо, установки, основанные на некоторых критериях. Роль статусав иерархической структуре общества определяется такой важной особенностью социальной жизни, как ее нормативно-целостное регулирование. Благодаря последнему на верхние этажи социальной лестницы всегда поднимаются лишь те, чей статус соответствует укоренившимся в массовом сознании представлениям о значимости его титула, профессии, а также действующим в обществе нормам и законам.
Необходимой единицей исследования социальной стратификации является социальная группа. Это менее определенная и фиксированная единица анализа, нежели социальный слой. Однако, есть общности, которые по своей принадлежности можно определить только как социальную группу. Наиболее ярким примером социальной группы в современном обществе является семья – малая социальная группа. Но представители семей, имеющий высокий или низкий социальный доход будут фигурировать в исследованиях как слой.
Исследователи стратификационного строения общества выделяют большое количество признаков, по которым можно дифференцировать страты. Прежде всего, к ним следует отнести критерии, связанные с экономическим положением людей: наличие частной собственности; виды и величина доходов; уровень материального благосостояния.
Это позволяет выделить следующие слои: богатые – бедные; высоко- и низкооплачиваемые работники; собственники недвижимости; обитатели муниципальных квартир.
Большое значение для определения страты играют признаки, связанные с разделением труда, учитывающие характер и виды труда, типы профессиональной деятельности и иерархию профессиональных статусов и т.д.
Такой подход позволяет выделить следующие слои: работники легкой и тяжелой промышленности; умственного или физического труда; лица с высшим и средним образованием и т.д.
К основным признакам, позволяющим дифференцировать слои общества, можно отнести также признаки, связанные с объемом властных полномочий, социальным престижем, авторитетом, влиянием. Чаще всего при стратификационном анализе выделяются четыре главных измерения: доход, власть, образование, престиж.
Все перечисленные выше признаки можно назвать базовыми, т.к. они напрямую срабатывают в стратификационном делении. Однако существует большое количество признаков, роль которых в стратификации может выступать лишь в скрытой форме. Чаще всего они не срабатывают в процессах стратификации сами по себе, а тесно взаимодействуют с базовыми признаками. К ним можно отнести половозрастные характеристики людей, этнонациональные качества, религиозную принадлежность, признаки, определяемые характером семейных отношений, родственными связями, местом проживания.
Существенную роль для анализа статусного положения различных слоев играют признаки, которые позволяют создать представление об определенных формах потребления материальных и культурных благ, а также об определенном образе жизни.
Все перечисленные выше признаки не могут претендовать на окончательную завершенность, однако, в своей совокупности они позволяют дать многомерную картину социальной структуры общества.
В социологии различают открытые и закрытые системы стратификации. Социальную структуру, члены которой могут свободно менять свой статус, называют открытой системой стратификации. В ней каждый член общества может изменять свой статус, подниматься или опускаться по социальной лестнице на основе собственных усилий и способностей. Структуру, члены которой с большим трудом могут изменить свой статус, называют закрытой системой стратификации. Наиболее ярким примером такой системы является кастовая система Индии, которая существовала до 1900 г.
Дата добавления: 2015-07-30 ; просмотров: 2202 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ