Что отличает машинную технику
ЦП Автоматизированные системы управления и промышленная безопасность
БК Автоматизированные системы управления и кибернетика
3. Основные исторические этапы развития техники (зарождение техники, ремесленная, машинная, современная (информационная) техника).
(Аль-Ани, Н. М. Философия техники: очерки истории и теории : учебное пособие / Н. М. Аль-Ани. – СПб, 2004. – 184 с.)
Техника прошла в своем развитии долгий исторический путь, включающий в себя ряд этапов, среди которых можно выделить четыре основных: этап зарождения техники, ремесленную технику, машинную технику и современную (информационную) технику.
На первом из указанных исторических этапов техника носила ещё сугубо случайный характер. Исторически первые средства или орудия, как подчеркивали Л. Гейгер и Л. Нуаре, случайно находились, а не изобретались преднамеренно. Следовательно, на самом раннем этапе своего существования первобытный человек ещё не знал изготовления орудий в собственном смысле слова.
Только по истечении огромного отрезка исторического времени, исчисляемого тысячелетиями, употребление случайно находимых естественных предметов в качестве орудий, становилось настолько постоянным, привычным, укоренившимся и автоматизированным актом, что древнейшие люди по аналогии и путем подражания научились приготовлять орудия для целесообразного использования.
Древнейший человек, работая методом «проб и ошибок», случайно наталкивался на нужное решение и поэтому можно сказать, что новое средство, скорее, само «находило» человека, чем он – его.
На первом историческом этапе формирования и развития техники арсенал технических средств был весьма скромным, а набор операций (умений и навыков) по их изготовлению и применению был весьма простым, элементарным. Ввиду этого умением не только использовать, но и изготавливать эти простые и даже примитивные орудия фактически обладали все взрослые члены первобытного человеческого коллектива.
На первом историческом этапе существования техники темпы её развития были крайне низкими. Поэтому этап зарождения и становления техники был самым длительным и продолжался, по-видимому, сотнями тысячелетий. Он охватывал собой весь доисторический период существования человечества и завершился только с появлением древних цивилизаций в Месопотамии, Египте, Индии и Китае, где начинает складываться новый этап в развитии техники – этап так называемой ремесленной техники.
На втором историческом этапе развития техники технические изделия становятся сравнительно многочисленными и гораздо более разнообразными, а технология их изготовления – достаточно сложной. Именно поэтому уже не всякий человек может, как это было раньше, сам изготовить необходимые для своей работы орудия. Использование некоторых наиболее сложных орудий требует теперь соответствующей, более или менее серьёзной подготовки. Ещё более серьёзной подготовки и длительной выучки требует теперь занятие собственно ремеслом, т.е. изготовлением самих орудий и производством утвари и услуг.
Следовательно, развитие техники шло по пути дифференциации и узкой специализации технической деятельности, которые привели к образованию отдельной социальной прослойки, специально занимающейся этой деятельностью – ремесленников.
Одна из важнейших особенностей ремесла, отличающая его от других, более развитых форм технической деятельности, заключается в том, что при нем орудие труда ещё выступает простым дополнением или придатком к человеку, который поэтому продолжает оставаться главным действующим лицом всего технического процесса.
Другое существенное отличие ремесла как особой формы технической деятельности состоит в том, что оно основывается не на науке, не на теоретическом расчете, а на традиционных знаниях, на передаваемых от поколения к поколению (от отца к сыну и т.д.) практических навыках и умениях. Ремеслом можно было овладевать только эмпирическим путём. Второй исторический этап в развитии техники продолжался тысячелетиями и в историческом плане завершился лишь с наступлением эпохи Возрождения, а ещё точнее – с началом эпохи Нового времени в Европе.
В основе машинной техники лежит уже инженерная деятельность, которая ориентируется на науку, на теоретическое и прикладное естествознание.
Переход от мануфактуры к промышленному производству, который ознаменовался превращением средства производства из орудия в машину, привел к широкому внедрению в производство и использованию в производственном процессе машинной техники. Это, в свою очередь, резко повысило спрос на инженерную деятельность. Появляется острая потребность в научно-методической, профессиональной подготовке инженеров.
Итак, машинная техника, как боле высокий этап в развитии техники, не могла складываться иначе, чем на строго научной основе, на базе теоретического и прикладного естествознания. Другой существенный признак машинной техники, отличающий её от техники ремесленной, состоит в том, что мускульная сила человека как движущее начало всего технического процесса заменяется какой-либо из сил природы (силой животного, ветра, воды, пара, электричества и т.д.).
В период машинной техники движущим началом технического прогресса выступает уже преобразованная в машину сила природы. Это значит, что имевшая место в ремесленном производстве непосредственная связь человека с орудием разрывается и отношения между ними при промышленном производстве становятся опосредованными природными силами. В результате собственно техническая функция и функция сугубо исполнительная, которые ранее соединял в себе и одновременно выполнял один и тот же человек (ремесленник), оказываются теперь разделенными. И в самом деле, указанные функции в машинной технике выполняются уже разными людьми: инженерами (проектировщиками и конструкторами) и рабочими (исполнителями).
Среди всех существенных признаков информационной техники как нового этапа в историческом развитии техники, который начал складываться примерно с середины ХХ столетия, прежде всего, необходимо выделить следующие. Во-первых, при информационной технике не только мускульная сила человека, но и его интеллектуальные способности заменяются природными силами, связями и процессами.
Во-вторых, на информационном этапе своего исторического развития техника еще в гораздо большей степени становится «органом человеческого мозга» и «овеществленной силой знания», что в частности выражается в синтезе науки, техники и производства.
В-третьих, в непосредственной связи с этим стоит и такой признак информационной техники, как возрастающая вовлеченность техники и науки в экономический оборот, их коммерциализация.
В-четвертых, информационная техника отличается более глубокой дифференциацией инженерной деятельности, в структуре которой достаточно отчетливо обозначаются границы между такими его элементами, как изобретение, проектирование и конструирование. Некоторые аспекты или функции проектирования, конструирования и даже собственно изобретательской деятельности «передоверяются» компьютерам, то есть их выполнение переходит от человека к машине.
В-пятых, участие и роль человека в непосредственно технолого-производственном процессе (и особенно, потребность в его исполнительных в данном процессе функциях) крайне минимизируются, что повлечет за собой такие серьезные последствия как:
— крайне узкую специализацию;
— превращение непосредственного исполнителя в незначительную частицу машинного механизма;
— существенное пополнение рядов безработных.
В-шестых, информационная техника ещё больше и острее выявляет негативные стороны научно-технического прогресса. Дело в том, что темпы развития техники на современном этапе её существования настолько ускоряются, что направленность, а стало быть, и последствия этого развития чаще всего становятся непредсказуемыми.
Естествознание. 11 класс
Конспект урока
Естествознание, 11 класс
Урок 2. Зарождение и развитие техники
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме: Каковы ключевые этапы развития техники? Какие можно привести примеры важнейших технических изобретений? Какие существуют этапы развития техники и каковы их характерные признаки? Как можно выстроить эволюционный путь развития техники от ее зарождения до современного этапа?
Техника – это совокупность средств труда и производства, а также, приёмов, служащих для создания материальных ценностей.
Нанотехнология – это особая область на основе синтеза знаний фундаментальной и прикладной науки и техники, которая представляет собой совокупность методов производства и использования продуктов с заданной атомной и молекулярной структурой через контролируемое манипулирование отдельными частицами – атомами и молекулами.
Ремесленная техника – техника, в ходе использования которой человек, получивший особое обучение – перенявший практический опыт (ремесленник), выполняет работу при помощи специальных средств.
Машинная техника – техника, в ходе использования которой мускульная сила человека заменяется одной из сил природы (животных, ветра, воды и т.д.).
Информационная техника – техника, в ходе использования которой как мускульная, так и интеллектуальная сила человека заменяются информационными процессами.
Основная и дополнительная литература по теме урока:
1. Естествознание. 11 класс: учебник для общеобразоват. организаций: базовый уровень / И.Ю. Алексашина, К.В. Галактионов, И.С. Дмитриев, А.В. Ляпцев и др. / под ред. И.Ю. Алексашиной. – 3-е изд., испр. – М.: Просвещение, 2017. : с 18-26.
2. Аль-Ани, Н. М. Философия техники: очерки истории и теории: учебное пособие / Н. М. Аль-Ани. – СПб, 2004. – 184 с.
Открытые электронные ресурсы по теме урока:
Научная статья: Петров В.П. Исторические этапы становления и развития техники: особенность проблемы и степень ее изучения // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 2. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=12679 (дата обращения: 08.08.2018).
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Развитие человеческой цивилизации сопровождалось развитием технических средств, их постоянным совершенствованием. В свою очередь, совершенствование технических средств во многом обуславливает развитие цивилизации – в первую очередь через создание средств производства, рост производительности труда и экономики.
Техника – это совокупность средств труда и производства, а также, приёмов, служащих для создания материальных ценностей.
Техника в ходе своего развития прошла длительный исторический путь, в рамках которого выделяют четыре ключевых этапа:
Исторический этап зарождения техники характеризуется в первую очередь тем, что зарождение и применение технических средств носит случайный характер. Считается, что первые технические орудия и средства, как находились людьми случайно, а не создавались преднамеренно. То есть изначально человек не занимался изготовлением орудий, а лишь приспосабливал окружающие его предметы, как технические средства для своих нужд.
В дальнейшем употребление человеком случайно находимых и приспосабливаемых технических средств в качестве орудий труда, стало постоянным, и древнейшие люди постепенно научились самостоятельно изготавливать орудия для использования.
На этапе зарождения техники разнообразие технических средств было небольшим, а имеющиеся технические средства требовали достаточно простого набора умений и навыков. В то же время умением создать и применить технические средства обладали практически все взрослые люди.
На первом этапе развития техники процесс ее совершенствования был достаточно медленным. В этой связи этап зарождения техники по продолжительности был наиболее длительным и исчислялся сотнями тысячелетий. Этап зарождения техники – это доисторический период развития человечества. Его окончание пришлось на появление древних цивилизаций в Египте, Индии, Месопотамии, Китае, где формируется уже новый этап в развитии техники – этап развития ремесленной техники.
На этапе ремесленной техники различные средства и орудия приобретают большее разнообразие, и применяются более массово. Технология изготовления технических средств становится на данном этапе более сложной и уже не доступной всем членам общества. То есть, далеко не каждый человек самостоятельно изготовить орудия труда для работы.
Изготовление и применение некоторых видов технических средств и орудий требует подготовки. Занятие ремеслом и создание технических средств, как и производство с их применением товаров требует предварительного обучения. Изобретение второго этапа развития техники, игравшее центральную роль в прогрессе технических средств, – это колесо. Считается, что колесо в сочетании с осью появилось в 3000 году до н.э. в Древней Месопотамии и использовалось для транспорта. Колесо стало деталью повозок, с его помощью появилась возможность перевозить урожай в города, что спровоцировало рост населения городов и дальнейшее развитие цивилизации.
Развитие техники происходило по пути её узкой специализации и дифференциации. Это привело к формированию нового социального слоя – ремесленников.
Особенность ремесла, как вида человеческой деятельности, в том числе и по производству техники, состоит в том, что оно базируется на традиционных знаниях, передаваемых из поколения в поколение, но не основанных на теоретическом расчете или науке. Ремеслом овладевали только практически. Этап ремесленной техники продолжался тысячелетия, его окончание исторически наступило с началом эпохи Нового времени в Европе.
В рамках эпохи нового времени особое развитие получает наука, что становится одним из условий установления нового этапа в развитии техники – этапа машинной техники.
На этапе машинной техники в основе создания различных технических средств и орудий труда лежит инженерная и конструкторская деятельность, ориентированная на научные знания.
Этап машинной техники характеризуется тем, что техническое средство, как средство производства превращается из, пусть и специализированного, но сравнительно простого орудия в более сложную машину.
Например, одним из ключевых изобретений данного периода стал паровой двигатель. Силу пара люди использовали и ранее, но только в рамках парового двигателя она стала использоваться в рамках машинных механизмов. Считается, что конструктором парового двигателя стал инженер и изобретатель Томас Ньюкомен, создавший первые паровые двигатели в 1712 году. Паровой двигатель – это система поршней, которые толкает пар. Изначально они применялись для выкачки воды из шахт.
Развитие научно-технической мысли привело к обширному внедрению в производственный процесс машинной техники. Вследствие этого в обществе возникла потребность в инженерной деятельности и обучении и подготовке инженеров.
Машинная техника, в отличие от ремесленной техники уже не могла производиться на базе традиций и практического опыта, а требовала научной основы и специальной многокомпонентной подготовки. Кроме того, важной характеристикой машинной техники является тот факт, что в процессе производства мускульная сила человека заменяется одной из сил природы – это сила ветра, лошадей, воды и т.д. То есть этап развития машинной техники характеризуется тем, что движущим началом и фактором развития технического прогресса является преобразованная человеком при помощи машинных механизмов сила природы.
Немаловажным отличием машинной техники является и то, что работу на ней выполняет уже не один-два ремесленника, а большое количество человек, которые выполняли разные функции в процессе работы.
Современный этап развития техники – это этап информационной техники, который начался с развития вычислительной техники.
Первым разработчиком и исследователем вычислительной техники является Чарльз Бэббидж. С 1810-х годов он проводил исследования в данной области, в частности разработал калькулятор, который мог высчитывать числа до 8 знаков после запятой. К 1830 году Ч. Бэббидж разработал чертежи машины, которая использовала перфокарты для расчетов. Однако только 21 января 1888 было проведено частичное практическое испытание «Аналитической машины Бэббиджа», которую создал уже сын Ч. Бэббиджа. Именно на аналитической машине Бэббиджа было достаточно точно вычислено число Пи – с 29 знаками после запятой.
Пионером компьютерного программирования является Ада Лавлейс. А. Лавлейс работала у Чарльза Бэббиджа помощницей, а затем стала разработчиком первого в мире компьютерного алгоритма, вычислявшего числа Бернулли. А. Лавлейс предсказала, что компьютеры скоро будут не только вычислять числа, но и манипулировать разными, и не только математическими символами. С 1940-х годов теоретические разработки А. Лавлейс использовались в разработке программных кодов для компьютеров.
В 1946 году разработана и представлена модель компьютерной архитектуры, являющаяся основой для современных компьютеров, которая получила название архитектуры фон Неймана. Начиная с 1950 года модель фон Неймана создала базу для единства конструкций всех созданных в дальнейшем компьютеров. Модель Неймана включала три части: арифметическо-логическое устройство (АЛУ), оперативная память (ОП) и блок управления памятью. Эти части присутствуют в любом современном компьютере.
В 1985 году компания Intel представила наиболее быстрый для своего времени процессор, который лег в основу первых персональных компьютеров. В дальнейшем совершенствование информационной техники шло по пути наращивания объема памяти, увеличения скорости работы процессоров, компактности устройств и разработки комплектующих (принтеров и т.д.).
Таким образом, этап развития информационной техники наиболее короткий по продолжительности, и в то же время более «скоростной» по темпам развития.
Среди наиболее характерных признаков этапа развития информационной техники, который берет начало с середины ХХ столетия, можно выделить следующие.
1. Как мускульная сила человека, так и его интеллектуальные умения заменяются информационными процессами.
2. Техника становится отчасти генератором новой информации и средством ее распространения в обществе, это в том числе выражается в совмещении в едином процессе науки, техники и производства.
3. Возрастает вовлеченность техники и научных разработок в области ее совершенствования в экономический оборот.
4. На информационном этапе развития техники технические средства отличаются более значительной специализацией и дифференциацией инженерной деятельности. В частности, в инженерной деятельности на этапе информационной техники выделяются такие элементы, как изобретение и создание, конструирование, проектирование.
5. Участие человека в технолого-производственном процессе постепенно минимизируются.
Последний этап имеет неоднозначные последствия для развития человеческой цивилизации. С одной стороны, человек сумел переложить значительную часть своего труда, в том числе и интеллектуального, на информационную технику. С другой – данный факт превратил человека из создателя и генератора технологических процессов, в «элемент» машинного механизма. Кроме того, в связи с тем, что большое число операций выполняет машина, растет число безработных людей.
Следует отметить, что информационная техника наиболее остро выявляет все негативные последствия научно-технического прогресса. А сама скорость развития техники настолько велика, что трудно предсказать направление ее развития, а так же и то, во благо или во зло будут использованы новые и новые технические изобретения.
Например, одним из новых направлений совершенствования техники является развитие нанотехнологий.
Нанотехнология – это особая область на основе синтеза знаний фундаментальной и прикладной науки и техники, которая представляет собой совокупность методов производства и использования продуктов с заданной атомной и молекулярной структурой через контролируемое манипулирование отдельными частицами – атомами и молекулами.
Нанотехнологии сегодня используются в медицине, строительстве, промышленном производстве, а сама область исследования нанотехнологий – одна из наиболее интенсивно развивающихся на современном этапе.
Техника – это совокупность средств труда и производства, а также, приёмов, служащих для создания материальных ценностей.
Техника в ходе своего развития прошла длительный исторический путь, в рамках которого выделяют четыре ключевых этапа:
Одним из новых направлений совершенствования техники является развитие нанотехнологий.
Нанотехнология – это особая область на основе синтеза знаний фундаментальной и прикладной науки и техники, которая представляет собой совокупность методов производства и использования продуктов с заданной атомной и молекулярной структурой через контролируемое манипулирование отдельными частицами – атомами и молекулами.
Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля:
1. Особая область на основе синтеза знаний фундаментальной и прикладной науки и техники, которая представляет собой совокупность методов производства и использования продуктов с заданной атомной и молекулярной структурой это:
1) биосферная функция;
Правильный ответ: 2) нанотехнология;
2. Восстановите правильную последовательность этапов развития техники:
Основные этапы развития техники и технических знаний.
Техника как один из существенных аспектов культуры, а, следовательно, и как одна из важнейших разновидностей творческой человеческой деятельности прошла в своем развитии долгий исторический путь, включающий в себя ряд этапов, среди которых российский философ техники Н.М. Аль-Ани выделил четыре основных, а именно:
1) этап зарождения техники или техники случая (от начала человеческой истории до появления древних цивилизаций в Месопотамии, Египте, Индии и Китае);
2) этап ремесленной техники (от эпохи Древних царств до эпохи Нового времени в Европе);
3) этап машинной техники (от эпохи Возрождения до и ХХ века);
4) этап современной (информационной) техники (с 60-х годов ХХ века).
Остановимся вкратце на основных характеристиках каждого из этих этапов.
Этап зарождения техники.
Для первого этапа развития техники характерна случайность, как писал X. Ортега-и-Гассет, это «техника случая». Исторически первые средства или орудия случайно находились, а не изобретались преднамеренно. Следовательно, на самом раннем этапе своего существования первобытный человек еще не знал изготовления орудий в собственном смысле слова. Он тогда ограничивался лишь тем, что использовал случайные, преднаходимые естественные предметы в качестве средств для достижения своих целей. Так, например, осколок яичной скорлупы мог заменить ладони для утоления жажды; камень, привязанный к палке, мог увеличить силу удара и т.п.
Творческий потенциал первобытного дикаря проявился и реализовался скорее в применении его естественных органов (а соответственно, и естественных, еще не обтесанных предметов в качестве их прямого продолжения), нежели в создании и применении искусственных. И только по истечении огромного отрезка исторического времени, исчисляемого тысячелетиями, употребление случайно находимых естественных предметов в качестве орудий, становилось настолько постоянным, привычным, укоренившимся и автоматизированным актом, что древнейшие люди по аналогии и путем подражания научились приготовлять орудия для целесообразного пользования ими.
Роль орудия в становлении человека и его развитии детально была исследована немецким ученым Людвигом Нуаре (1827-1897), который в своих работах «Происхождение языка» (1877) и «Орудие и его значение в историческом развитии человечества» (1880) твердо придерживался того убеждения, что только с появлением орудий начинается подлинно человеческая история. Л. Нуаре в этом процессе выделяет три обстоятельства:
Во-первых, примитивный инструмент служил для дополнения и усиления физиологической деятельности;
во-вторых, инструменты создавались методом проб и ошибок: скорее, они находили человека, чем наоборот;
в-третьих, в силу простоты и скудости первобытная техника была массово доступна: все могли разводить огонь, мастерить луки и стрелы и т.д.
Техника не выделяется из всевозможных занятий. Естественное разделение технического труда существовало разве только по признаку возрастных и половых различий. На исходном этапе существования техники человек еще не осознавал себя в качестве субъекта своей собственной деятельности, а, следовательно, и в качестве творца техники. И, в самом деле, дикарь, как известно, не выделяет себя из окружающей его действительности, он не противопоставляет себя природе, а, наоборот, его сознание как бы еще «слито» с миром. Он, как говорил Х.Ортега-и-Гассет, «еще не ощущает себя как homo faber», поэтому техника принимается им как часть природы, с которой он пребывает в полном единстве.
Этап ремесленной техники.
На втором историческом этапе развития техники технические изделия становятся сравнительно многочисленными и намного более разнообразными, а технология их изготовления — достаточно сложной. Именно поэтому уже не всякий человек может, как это было раньше, сам изготавливать необходимые для своей работы орудия. Более того, само использование некоторых особенно сложных орудий требует теперь соответствующей, более или менее серьезной, подготовки. Еще более серьезной подготовки и длительной выучки требует теперь занятие собственно ремеслом, т.е. изготовлением самих орудий и производством утвари и услуг.
Следовательно, можно определенно сказать, что развитие техники шло по пути дифференциации и узкой специализации технической деятельности, которые привели к образованию отдельной социальной прослойки, специально занимающейся этой деятельностью — прослойки ремесленников. Ремесленник, как справедливо заметил Х. Ортега-и-Гассет, соединяет в себе и техника, и рабочего. Он не только проектирует, т.е. идеально создает предмет своей деятельности, но и сам осуществляет свой проект, превращая его в материальный объект.
Этап машинной техники.
В основе машинной техники лежит уже инженерная деятельность, которая, как более развитая форма технической деятельности, ориентируется на науку, на теоретическое и прикладное естествознание. Вот, собственно, почему она как историческая альтернатива ремесленной технике, в принципе, не могла сложиться раньше, чем начало формироваться и свободно развиваться естествознание. Тем более, что инженерная деятельность, как и само естествознание, были вызваны к жизни, именно потребностями в развитии производительных сил, которые общество стало особо остро испытывать в Новое время вместе с завершением эпохи первоначального накопления капитала и началом эпохи буржуазных революций в странах Западной Европы.
Вместе с тем не следует, однако, забывать и того, что инженерная деятельность не могла появиться из «вакуума» и что она, как любое другое явление, должна была иметь свою предысторию. Поэтому «ростки» этой деятельности, ее исторические прообразы, можно найти не только в эпохе Возрождения, но и в античности. Правда, эти прообразы оставались тогда лишь чем-то эпизодическим, нетипичным, случайно существующим на фоне безраздельного господства ремесленной деятельности. Именно так следует оценивать, например, техническую мысль и вообще техническую деятельность Архимеда (ок. 287-212 до н.э.). Как повествуют исторические источники, он прославился, в частности, своими хитроумными техническими решениями и изобретениями при обороне осажденных римлянами родных Сиракуз. Именно благодаря использованию этих решений и изобретений и их практическому воплощению в оборонительных сооружениях и метательных машинах город смог оказать достойное сопротивление неприятелю. А поскольку Архимед сочетает технические дарования с практическими и большинство своих технических проектов производит на основе точных математических расчетов, постольку его деятельность можно охарактеризовать как инженерную. Однако сам Архимед не считал себя техником или инженером. Он, наоборот, презрительно смотрел на то, что мы называли бы сегодня инженерным делом, как, впрочем, и на всякое другое практическое занятие, считая его грубым и недостойным свободных мужей.
Причина столь нелестного отношения к практической деятельности и ее негативной оценки заключается в том, что она, якобы, не имеет никакого отношения к мудрости и поиску истины, которые превыше всего ставились античными мыслителями.
Традиция столь резкого противопоставления теоретической деятельности практической оказалась настолько сильной и живучей, что отход от нее в научно-познавательном творчестве всерьез наметился только в эпохе Возрождения. Нет, конечно, сомнений в том, что с формированием протестантизма в качестве одного из основных течений в христианстве отношение к физическому труду в Европе начинает постепенно меняться. Однако, несмотря на это, указанная традиция продолжала все же действовать в виде сохранившего свое значение вплоть до XVII столетия противопоставления так называемых семи «механических искусств» семи «свободным искусствам». Дело в том, что к «механическим искусствам» относили земледелие, охоту, мореходство, ткацкое дело, оружейное дело, врачевание, театральное искусство, т.е. главным образом различные виды практической, технической деятельности, тогда как к «свободным искусствам» причисляли: грамматику, логику, геометрию, арифметику, астрономию и музыку, которые, по сути дела, отождествлялись с науками, теоретическими знаниями и теоретической деятельностью вообще.
Характерной чертой Ренессанса стала реабилитация роли опытного знания, символом которого стало творчество великого Леонардо да Винчи(1452—1519). Его изречение «Наука — капитан, а практика — солдаты» стало своеобразным лозунгом новой эпохи. В те времена церковь все еще властвовал над душами и умами людей, и ученому приходилось защищаться. В частности, свои труды Леонардо писал как бы в обратном порядке, в зеркальном отражении, чтобы кроме него их никто не мог прочитать. Внедрение в практику его идей было затруднено.
Гонениям со стороны церкви подвергся и Галилео Галилей(1564-1642). Его лабораторию сравняли с землей, учение запретили, а сам он умер в нищете. Галилей подвел в основание науки математическое начало, ввел мыслительный эксперимент на основе рациональной индукции, заложил фундамент науки о природе. Он стал основоположником научного естествознания, основал принцип новоевропейского мышления, способствовал забвению принципа антропоцентризма. Его труды «О движении», «Беседы и математические доказательства» долгое время служили методологией науки.
С философской точки зрения опытное познание и вся практическая деятельность человека были реабилитированы одним из основоположников философии Нового времени Френсисом Бэконом (1561-1626). Этому он посвятил свой главный труд «Новый Органон».
Бэкон расчленил процесс познания на ряд составляющих: объект познания; задача познания; цель познания; метод познания. Главным и кратчайшим путем к познанию он объявил индукцию. Задачей науки, согласно Бэкону, является опыт, его изучение на основе апелляции к возможностям дедуктивного метода, однако уже после того, как первые, исходные аксиомы выведены из опыта посредством индукции. Бэкон настоятельно требовал, чтобы теория и практика соединялись более прочными узами. Он считал, что три великих открытия, которые не были известны древним, а именно искусство книгопечатания, применение пороха и мореходная игла (т.е. компас), изменили облик и состояние всего мира. Они способствовали делу просвещения, военному делу и мореплаванию. Основополагающая идея в учении Бэкона состоит в том, что наука должна дать человеку власть над природой, увеличить его могущество и улучшить жизнь. Причиной заблуждений разума философ считал ложные идеи, которые он называл «призраками» или «идолами». Он выделял четыре вида таких призраков:
¾ призраки рода — это искаженные отражения всех вещей, бытующие в силу того что человек примешивает к их природе свою собственную;
¾ призраки пещеры — они вытекают из индивидуальных особенностей субъекта познания;
¾ призраки рынка — это заблуждения, вытекающие из неверного использования слов;
¾ призраки театра — ложные учения, завлекающие человека подобно пышным театральным представлениям.
Другой основоположник философии и науки Нового времени, французский философ Рене Декарт(1596-1650) не просто внес крупный вклад в развитие научного знания, но и разработал альтернативную методологию научного познания, основанную, в отличие от бэконовской, на дедукции и рационалистической интуиции. Принципиальное расхождение Р.Декарта в методологических вопросах с Ф.Бэконом не помещало ему, однако, полностью согласиться с ним в оценке и признании практического значения науки как двигателя технического прогресса.
В своих трудах «Рассуждения о методе», «Начала философии» он выступил как один из родоначальников «новой» философии и «новой» науки, предложив пересмотреть все старые философские традиции. Концепцию Бэкона о необходимости свести философские исследования к опыту и наблюдению Декарт дополнил предложением положить в основу философского мышления принципы очевидности, достоверности и тождественности. Традиционным формам приобретения знаний Декарт противопоставил познание на основе принципа сомнения. Научное знание в его трактовке представало не как случайность, но как единая достоверная система. Абсолютно несомненным он считал принцип cogito ergo sum («мыслю, следовательно, существую»). Этот аргумент несет его убеждение в онтологическом превосходстве умопостигаемого над чувственным опытом. Однако окончательное установление истины он все же «предоставил» Богу. Вслед за Бэконом Декарт считал, что повелителем природы можно стать, лишь прислушиваясь к ней.
Вклад Декарта в науку огромен. В математике он явился одним из творцов аналитической геометрии, в которой владел новым понятием о функции; разработал аналитический способ выражения геометрических объектов и их отношений посредством уравнений алгебры. Современные алгебраические уравнения во многом обязаны своим происхождением Декарту. В механике он разработал принципы относительности движения и покоя, действия и противодействия; в оптике обосновал закон постоянного отношения синусов при преломлении света, развил математическую теорию радуги и разгадал причину ее возникновения; разработал идею естественного развития солнечной системы, обусловленного свойствами материи и движения ее разнородных частей.
В познании природы и ее закономерностей значительно продвинулся Исаак Ньютон (1643-1727), ставший продолжателем и борцом за окончательное утверждение галилеевских традиций в науке. Основоположник классической и небесной механики, создатель системы дифференциальных и интегральных исчислений, автор исследования «Математические начала натуральной философии», он сформулировал законы и понятия классической механики, закон всемирного тяготения, теоретически обосновал законы Кеплера, научную теорию дедуктивного типа. Сформулированный им тезис «Гипотез не измышляю» лег в основу критики натурфилософии. Своими трудами Ньютон заложил основы механистической картины мира и механистического мировоззрения. В работе «Математические начала натуральной философии» он писал: «Было бы желательно вывести из начал механики и остальные явления природы». Ньютон выступал с идеями о независимом существовании материи, пространства и времени, в чем проявился его метафизический образ мышления. Недостатки механистического объяснения мира он пытался восполнить посредничеством Бога. Ньютон не был кабинетным ученым. В своих натурфилософских исследованиях он стремился решать некоторые практические задачи. В этой связи интересно отметить, что ряд своих научных открытий он делал именно в ходе решения подобных задач, например в области кораблестроения и гидромеханики.
Широко известны в этот период были труды по механике старшего современника Ньютона Христиана Гюйгенса (1629— 1695), изобретателя маятниковых часов с пусковым механизмом, а также автора ряда произведений по теории механического маятника, хотя, заметим, в те времена речь о создании отдельных технических наук идти еще не могла.
Повысился спрос на инженерную деятельность, которая раньше еще могла удовлетворяться случайными предложениями. Теперь же эпоха требовала массовой подготовки инженерно-технических специалистов. В 1746 г. в Париже открывается политехническая школа с новой организацией учебного процесса, сочетающего теоретическую подготовку с технической. Позже такие вузы, действующие на новой основе обучения — на базе теоретического и прикладного естествознания, открываются в США и во многих странах Европы.
Итак, машинная техника, как более высокий этап в историческом развитии техники, не могла складываться иначе, чем на строго научной основе, на базе теоретического и прикладного естествознания. Другой существенный признак машинной техники, отличающий ее от техники ремесленной, состоит в том, что мускульная сила человека как движущее начало всего технического процесса заменяется какой-либо из сил природы (например, силой животного, ветра, воды, пара, электричества и т.д.).
Следовательно, в отличие от ремесленной практики, где человек продолжал оставаться главным действующим лицом и основной движущей силой технического процесса, в машинной технике движущим началом этого последнего выступает уже преобразованная в машину сила природы. Это значит, что имевшая место в ремесленном производстве непосредственная связь человека с орудием разрывается и отношения между ними при промышленном производстве становятся опосредованными природными силами. В результате собственно техническая функция и функция сугубо исполнительная, которые ранее соединял в себе и одновременно выполнял один и тот же человек (ремесленник), оказываются теперь разделенными. И в самом деле, указанные функции в машинной технике выполняются уже разными людьми: инженерами (проектировщиками и конструкторами) и рабочими (исполнителями). Первые не имеют прямого отношения к собственно изготовлению и выпуску продукции, тогда как вторые не имеют отношения к составлению технической документации, в соответствии с которой производится продукция. Так техник и рабочий отделяются друг от друга.
При этом следует отметить, что ремесленник, трансформировавшийся в рабочего, отчуждается не только от своей технической функции, но и от своих орудий производства. Рабочий как носитель исполнительной функции при машинной технике впадает, таким образом, не только в функционально-техническую зависимость от инженера (техника), но (что более важно) и в трудовое рабство, в полную жизненную зависимость от капиталиста — владельца машин и других средств производства. Все это непременно приведет к трансформации рабочего из главного действующего начала технического процесса, каким он был в лице ремесленника, во второстепенное звено этого процесса, что, в частности, находит свое выражение в превращение его в простое дополнение или придаток к машине.
Внедрение машин в капиталистическое производство не просто сделало мускульную силу человека в производственном процессе излишней, что впоследствии привело к широкому применению в данном процессе менее оплачиваемого детского и женского труда, но и многократно увеличивало производительность труда. В результате этого сотни тысяч рабочих были вытеснены из производства и оказались выброшенными на улицу.