Что отличает художественную манеру зодчего

Что отличает художественную манеру зодчего

Архитектура барокко

..Но перед красотой и зданья, и фасада

Померкли и фонтан, и мрамор, и ограда.

. В орнаменте витом увидишь тут и там

Победоносный шлем и вазы фимиам,

Колонны, капитель, пилястры и аркады

Увидишь всюду ты, куда ни кинешь взгляды,

Амуры, вензеля, вплетенные тайком,

И головы ягнят, увитые шнурком,

И статую найдёшь в великолепной нише,

В узорах и резьбе карниз под самой крышей.

Перевод Е. Тараховской

Так описывал свои впечатления от архитектуры барокко французский поэт XVII в. Жорж де Сюдери. Желание удивить, восхитить и даже ошеломить зрителя становилось главной зада­чей архитекторов. Искусствовед М. В. Алпатов отмечал:

«Здание вовлекает зрителя в создаваемый им образ, как кар­тина или театральная сцена, но вместе с тем отталкивает его, выходит за свои границы, как бы выплёскивается за берега».

Казалось, что новый архитектурный стиль стремился лишь пересмотреть и разрушить существовавшие ранее нормы и ка­ноны.

Характерные черты барочной архитектуры

Всё в барочной архитектуре было призвано производить впе­чатление пышного богатства, театральной зрелищности, торже­ственной парадности, останавливать взгляд прохожего, рождая в его душе противоречивые чувства, таинственные догадки и сом­нения. Об особенностях восприятия произведений барочной ар­хитектуры справедливо писал искусствовед И. Э. Грабарь:

«В погоне за живописной игрой света архитектор открывает зрителю не сразу все формы, а преподносит постепенно, пов­торяя их по два, по три и по пяти раз. Глаз путается и теряет­ся в этих опьяняющих волнах форм и воспринимает такую сложную систему подымающихся, опускающихся, уходящих и надвигающихся, то подчёркнутых, то теряющихся линий, что не знаешь, которая же из них верная? Отсюда впечатле­ние какого-то движения, непрерывного бега линий и потока форм».

Главными особенностями архитектуры барокко являются:

тяготение к большим городским и садово-парковым ан­самблям, где воедино сливаются архитектура, скульптура и жи­вопись;
увеличение масштабов, массивность, искажение классиче­ских пропорций, когда ордерные элементы перестают быть со­размерными человеку;
появление цельного и единого фасада, который становится своеобразной декорацией здания, рассчитанной на эффект перс­пективного сокращения;
создание нарочито искривлённого, почти иллюзорного пространства за счёт текучести криволинейных форм и объёмов (овал в планах и деталях, эллипсис вместо круга, прямоуголь­ник вместо квадрата);
усиление декоративного начала, детализация, иллюзорное исчезновение стены в массе украшений, скульптур, зеркал, окон («боязнь пустоты»); использование насыщенных цветов и позолоты, создание оптических визуальных эффектов за счёт преломления и отражения солнечных бликов, бокового освеще­ния, контрастное чередование освещённых и затенённых зон.

В разных странах Европы становление и расцвет барокко в архитектуре имели свои характерные особенности. В Италии новый стиль заявил о себе уже в конце XVI — начале XVII в. В Бельгии, Австрии и на юге Германии — в XVIII в., а в России — ближе к середине XVIII столетия. Гол­ландия, страны Скандинавии, Северная Германия остались рав­нодушны к пышному барокко. Во Франции барокко присутст­вовало во внутреннем убранстве архитектурных сооружений. В Англии этот стиль проявился в смешанной форме. В Испании и Португалии мавританский и готический стили удивительным образом сочетались с барокко.

Архитектурные ансамбли Рима. Лоренцо Бернини

Идеи барочной организации больших пространств были свя­заны с созданием ансамблей площадей с фонтанами, обелиска­ми, перспективами улиц, аллей, садов и парков, украшенных каскадами фонтанов, водоёмами и статуями. До этого времени целостные архитектурные ансамбли складывались поэтапно — к уже существовашим постройкам постепенно достраивали но­вые.

Наиболее полно новые черты архитектуры барокко прояви­лись в памятниках «вечного города» Рима, по масштабам стро­ительства с которым не мог тогда соперничать ни один город Италии. Здесь самым невероятным образом переплелись строгая Античность и роскошное барокко. Известный историк искусст­ва П. П. Муратов так писал об этом в книге «Образы Италии»:

«Барокко преобладает в Риме. Построенные в этом стиле дворцы и церкви составляют неизменную и типичнейшую черту города. Надо искать в Риме Рим античный, христиан­ский, средневековый, Рим Возрождения. Но Рим барокко ис­кать нечего — это до сих пор тот Рим, который прежде всего узнаёт каждый из нас. Всё тр, что определяет характер горо­да, — его наиболее заметные здания, главные площади, оживлённейшие улицы, — всё это здесь создано барокко, и всё верно хранит его печать».

Характерные черты итальянского барокко нашли наиболее яркое воплощение в творчестве Лоренцо Бернини (1598—1680), который олицетворяет собой целую эпоху в развитии архитекту­ры. «В итальянской художественной истории не было после Ми­келанджело другой такой исполинской фигуры и яркой талант­ливой индивидуальности, как Лоренцо Бернини», — писал П. П. Муратов. Он прославился не только как талантливый ар­хитектор и скульптор, но и как живописец, комедиограф, ре­жиссёр феерических спектаклей, актер, создатель сложнейших театральных декораций. В 25 лет он уже стал знаменитостью, работал над формированием архитектурного облика Рима, вы­полнял бесчисленные заказы Ватикана. Современников поражали грандиозность замыслов и смелость их осуществления, необычайная работоспособность и тонкий художественный вкус великого мастера, по праву названного «гением барокко». Твор­ческую манеру архитектора отличали изящество в сочетании с точным математическим расчётом, мастерская работа с факту­рой камня, использование оптических эффектов.

Главным архитектурным творением Лоренцо Бернини стало оформление площади перед собором Святого Петра. Архитекто­ру предстояло решить сразу несколько задач: создать торжест­венный подход к главному храму католического мира, добиться впечатления единства площади и собора, строившегося на про­тяжении двух столетий разными архитекторами. Площадь должна была выражать главную идею католической церкви: принимать в свои объятия город и весь мир. Кроме того, она должна была легко превращаться в колоссальную сцену для проведения торжественных церемоний. Архитектору Бернини мастерски удалось справиться с поставленными задачами.

Пространство перед храмом он превратил в единый ансамбль из двух площадей. Первая — в форме трапеции, оформлена гале­реями, отходящими прямо от стен собора. Вторая выполнена в излюбленной форме барокко — овале. Она обращена к городу и обрамлена величественной колоннадой. «Подобно распростёр­тым крыльям», как говорил сам Бернини, она легко и изящно охватывала площадь, незаметно вовлекая в своё пространство зрителей. Величественный фасад собора представал перед зрите­лем постепенно, открывая ему свои торжественные и благород­ные очертания.

В центре огромной площади (ее глубина 280 м) возведён обе­лиск, по обеим сторонам которого расположены два фонтана, фиксирующие её поперечную ось. В сооружении колоннады Бер­нини в полной мере проявил свой талант архитектора: точный математический расчёт, безукоризненное чувство масштаба, умение организовать пространство. Монументальные колонны тосканского ордера (их высота 19 м) расположены в четыре ряда.

Все они объединены изгибающейся лентой балюст­рады, на которой установлены 96 статуй святых. Немало потрудился Лоренцо Бернини и над созданием внут­реннего архитектурного облика собора Святого Петра.

Архитектура Петербурга и его окрестностей. Ф. Б. Растрелли

В середине XVIII в. искусство барокко в России достигло своего расцвета. Архитекторы всё чаще обращались к европей­скому художественному наследию. Пышная архитектура барок­ко распространилась по всей России, но самые яркие творения зодчества были сосредоточены в новой столице Российского го­сударства — Санкт-Петербурге.

Значительный вклад в развитие архитектуры в России внёс Франческо Бартоломео Растрелли (1700—1771) — сын скульптора Б. К. Растрелли, итальянец по происхождению, ро­дившийся во Франции. Получив образование за границей, он за­тем работал только в России, ставшей его второй родиной. Всё, что было им построено в России, вызывало восхищение и востор­женные оценки современников. Поэт и дипломат А. Д. Канте­мир (1708—1744) писал о творениях выдающегося зодчего:

«Граф Растрелли. искусный архитектор. Инвенции его в украшении великолепны, вид здания его казист, одним сло­вом, может увеселиться око в том, что он построил».

Творения архитектора, сформи­ровавшие образ дворцового Петер­бурга и царских загородных рези­денций эпохи «елизаветинского» барокко, — это восторженные оды во славу могущества и процвета­ния российской государственности. Характерными приёмами стиля Ф. Б. Растрелли были: контрастное сопоставление форм и объёмов, ритм вертикалей, эффект зритель­ного колебания плоскости стены, использование пластики сдвоен­ных колонн, отступающих и выдви­гающихся ризалитов (часть зда­ния, выступающая за основную ли­нию фасада), использование статуй, вазонов, провалы огромных окон, волюты, овальные окна. Своеобра­зие стиля архитектора составляет соединение в барочном ансамбле элементов рококо и европейского классицизма. В то же время он твор­чески воплощал многовековые традиции древнерусской архитектуры и народного творчества (пя­тиглавые в храмовом зодчестве, полихромность, обилие позоло­ты, растительный орнамент, декоративность).

К архитектурным шедеврам Растрелли относятся Зимний дворец в Петербурге (1754—1762), загородные резиденции — Большой дворец в Петергофе (1745—1755) и Екатерининский дворец в Царском Селе (1752—1757), частные городские двор­цы М. И. Воронцова (1749—1757) и Строгановых (1752—1754), а также церкви и монастыри — Андреевская церковь в Киеве (1748—1762) и Смольный монастырь в Петербурге (1748— 1754).

Самое блестящее творение Растрелли, украшающее центр го­рода на Неве, — Зимний дворец, в котором в наше время распо­ложен всемирно известный художественный музей Государст­венный Эрмитаж.

Сложное по своим очертаниям сооружение, по замыслу авто­ра, в плане приближалось к форме прямоугольника с замкну­тым внутренним двором (блок-каре). Общая протяжённость фа­садов, составлявшая 210 м, подчёркивала колоссальность масш­табов здания. Но как при этом избежать скучного однообразия и монотонности в их оформлении? Между тем ни один из фаса­дов не повторял другой, в определённых ракурсах (издали или на близком расстоянии) каждый воспринимался по-своему, так как был декорирован особым образом колоннами, скульптурны­ми масками, вазами и статуями. Фасад, выходящий на набереж­ную Невы, был рассчитан на обозрение издали, а противополож­ный, по существу самый главный, — ориентирован на парадную Дворцовую площадь, обращённую к городу. Его составляли три ризалита, средний из которых прорезан арочными въездами, ве­дущими в огромный парадный двор. Главный подъезд был расположен в северном корпусе: к нему торжест­венно подъезжали кареты императрицы и её гос­тей. Через огромную галерею они поднимались по Посольской лестнице, с верхней площадки которой открывался вход в па­радные залы дворца.

Не могла не восхищать общая устремлённость здания вверх. Помимо того что дворец был одним из самых высоких сооруже­ний, архитектор зрительно увеличил этот эффект. На фасаде здания он расположил колонны то группами, то попарно, то в одиночку, причём обязательно в два яруса, строго друг над дру­гом. Более того на уровне кровли шла балюстрада с каменными скульптурами и вазами, расставленными с таким расчётом, что зрительно они продолжали вертикали колонн. Разнообразный ритм колонн, разорванные фронтоны, слияние декора нижнего яруса с верхним сообщали фасаду эффект непрекращающегося движения.

Важным эмоциональным фактором воздействия на зрителей являлось нарядное цветовое решение фасада, основанное на со­поставлении бледно-терракотового тона стен, белых стволов ко­лонн и пилястр, золотистых капителей, разнообразной декора­тивной скульптуры и позолоты металлического кружева решё­ток балконов. Самые ответственные места в декоре здания занимали символы императорской власти и русской государст­венности. Поразителен рисунок обрамления наличников огром­ных окон (22 типа!), в оформлении которых фантазия зодчего- декоратора, казалось, не знала границ.

Дворцовые сооружения поражали своими размерами и пыш­ностью внутреннего убранства. Дворец имел более 1050 отдель­ных помещений и комнат, 1886 дверей, 1945 окон и 177 лест­ниц. В парадных интерьерах было изобилие цвета, лепнины и узора; они полны движения, создаваемого бликами солнечного света и отражениями от множества зеркал. Здесь всё сверкало и переливалось, создавая ослепительную роскошь и торжествен­ное величие.

Замечательное творение Растрелли не было завершено самим мастером. Постройка Зимнего дворца требовала огромных де­нег, которых часто не было в российской казне. Дворец продол­жали достраивать и украшать другие зодчие.

Собор Смольного монастыря был заказан мастеру императ­рицей Елизаветой Петровной. Традиционное русское пятигла- вие, воплощённое в вычурных формах барокко, здесь органично сливалось с основным объёмом здания. Средняя глава собора представляет собой высокий двусветный купол, увенчанный луковичной главкой на световом барабане. Четыре высокие двухэтажные башни, почти вплотную прижатые к центрально­му куполу, придают пятиглавию удивительную монолитность и мощь.

Декоративное убранство собора поражает своей нарядно­стью. Чёткие выступы стен, оформленные пучками колонн, фронтонами различной формы, мягко закругляющимися волю­тами, нависающими карнизами, создают выразительную игру света и тени. Белые детали на синем, лазурном фоне стен, оби­лие позолоты на куполах и главках, капителях, гирляндах и картушах подчёркивают великолепно найденное соотношение форм и пропорций здания. Собор, имеющий план равноконечно­го креста, смотрится одинаково хорошо со всех сторон.

Строительство собора, как и всего ансамбля монастыря, не было завершено Растрелли. Вступившая на престол Екатерина II была увлечена другими планами. Барокко перестало отвечать требованиям последней моды, пристрастиям и вкусам двора и самой императрицы. В России начинал своё победное шествие новый архитектурный стиль — классицизм. Великий зодчий оказался не у дел. В 1763 г. он подал в отставку и покинул Пе­тербург.

1. Чем можно объяснить, что в XVII в. архитектура была ведущим видом искусства? Каковы характерные черты архитектуры западноев­ропейского барокко? Что, на ваш взгляд, отличало сооружения барок­ко от творений зодчих эпохи Ренессанса? Почему архитектура барокко вызывала крайне противоречивые суждения?

2. Почему Италию называют родиной архитектурного барокко, а Рим — его столицей? Докажите справедливость этих утверждений на примере известных вам произведений Лоренцо Бернини. Что отли­чает художественную манеру зодчего?

3. Какие черты стиля вы могли бы отметить в творчестве Ф. Б. Рас­трелли? Что отличает созданные им сооружения от известных вам про­изведений архитектуры западноевропейского барокко? В какой мере зодчему удалось воплотить традиции древнерусской архитектуры? Аргументируйте свой ответ.

1. Что, на ваш взгляд, отличало сооружения барокко от творений зодчих эпохи Ренессанса? Сравните известные вам произведения. Как вы думаете, почему барочному зданию «так хочется» организовать во­круг себя пространство в виде целого ансамбля?

2. Какие градостроительные идеи выдвинуло искусство барокко и в чём суть их образности? Попробуйте доказать свои наблюдения, опираясь на главное творение Л. Бернини — площадь собора Святого Петра в Риме.

3. Что обеспечивает стилистическую целостность ансамблей заго­родных резиденций Растрелли (Большого дворца в Петергофе или Екатерининского дворца в Царском Селе)? Как в них решается пробле­ма синтеза искусств (скульптурный декор, интерьеры, мебель и др.)?

4. Искусствовед А. А. Карев отмечает, что «в зданиях Растрелли заложен один из существенных принципов барокко — вовлечение в единое, почти нерасчленимое живописное целое всего многообразия деталей и форм. Пластическая активность его архитектуры и исполь­зование иллюзорных эффектов позволяют, с одной стороны, организо­вывать большие пространства перед фасадами, с другой — зрительно раздвигает пространство интерьеров. Всеми этими средствами Рас­трелли пользуется с артистической виртуозностью». Докажите спра­ведливость этого утверждения на примере известных вам архитектур­ных сооружений мастера.

5. Если вам приходилось бывать в Санкт-Петербурге и его пригоро­дах, то подготовьте заочную экскурсию по памятным местам, связан­ным с творчеством Ф. Б. Растрелли. Каковы ваши впечатления от этих творений зодчего?

6. Попробуйте снять любительский видеофильм об архитектурных памятниках барокко, имеющихся в вашем городе.

Темы проектов, рефератов или сообщений

«Шедевры архитектуры западноевропейского барокко»; «Лучшие достижения итальянского барокко»; «Лоренцо Бернини — гений барокко»; «Рим — столица архитектурного барокко»; «Национальное своеобразие развития стиля барокко в России»; «Петербург Ф. Б. Растрелли»; «Дворцовые ансамбли Ф. Б. Растрелли в Санкт-Пе­тербурге и его пригородах».

Книги для дополнительного чтения

Аркин Д. Е. Образы архитектуры и образы скульптуры. М., 1990. Базен Ж. Барокко и рококо. М., 2001.

Барокко. Архитектура. Скульптура. Живопись / под ред. Р. Тома­на. М., 2000.

Дасса Ф. Барокко. Архитектура между 1600 и 1750 годами. М., 2002.

Искусство XVII века. Голландия, Франция, Англия, Германия. М., 1995. (История искусства).

Карев А. А. Искусство XVIII века в России. М., 2004.

Лоренцо Бернини. Воспоминания современников. М., 1965. Мастера искусства об искусстве / под ред. А. А. Губера. М., 1967. Т. 3.

Муратов П. П. Образы Италии. М., 1994.

Прусс И. Е. Западноевропейское искусство XVII века. М., 1974. (Малая история искусств).

При подготовке материала использован текст учебника «Мировая художественная культура. От XVIII века до современности» (Автор Данилова Г. И.).

Источник

Стиль и эпоха Барокко в Италии

Что отличает художественную манеру зодчего

В конце XVI века в Риме (Roma) начинается новая культурная эпоха, которую часто ограничивают понятием «художественный стиль». Сменив Поздний Ренессанс, Барокко (barocco) в Италии охватывает период конца XVI − начала XVIII века.

Разнообразие жанров, региональных школ, объединений художников мешают искусствоведам правильно оценить эпоху. Сторонники стиля считают, что грандиозная пластика стремится к красоте, продолжает традиции Возрождения и маньеризма.

Противники уверены, что барокко − безвкусица, кризисная стадия развития художественного творчества. Эмануэле Тезауро (Emanuele Tesauro) знал подход к решению проблемы. Итальянский философ XVII века утверждал: чтобы понять искусство барокко требуется «острый ум», особый способ мышления: способность воспринимать метафоры и аллегорию, умение быстро проникать в суть идей Мастера.

Значение термина

В списке представлены примеры толкований термина:

Рим – родина барокко

Центром развития нового стиля искусства был Рим. Столица католического мира не утратила опыта Ренессанса. «Отцом» итальянского барокко называют Микеланджело Буонарроти (Michelangelo di Lodovico Buonarroti). Крупнейший мастер Возрождения разработал новые композиционные формы для библиотеки папы Климента VII (1523 − 1534) – архитектурное сооружение считается первообразом всех зданий стиля барокко.

Роль церкви. Контрреформация

Историк классического искусствоведения Джулио Карло Арган (Италия) назвал время итальянского барокко «культурной революцией во славу идеологии католицизма». В ответ на протестантскую Реформацию католики начинают церковно-политическое движение − Контрреформацию.

Главная задача реформы заключалась в обновлении Римско-католической церкви, восстановлении её престижа.

Визуально представить власть и могущество могло только искусство, с помощью которого можно ошеломить, привлечь внимание, заинтересовать. Простым церквям протестантов противопоставляют католические храмы, украшенные богатой позолотой, орнаментом, величественными лестницами. Собор святого Петра (Basilica Sancti Petri) в Ватикане − образец нового стиля. Прототипом для церквей итальянского барокко считают римскую церковь Иль-Джезу (Chiesa del Sacro Nome di Gesu), построенную по дизайну Джакомо да Виньола (Il Vignola).

История развития стиля

Мастера барокко отходят от художественных традиций Ренессанса. Развитие искусства происходит в два периода:

Раннее барокко развивалось неравномерно и зависело от местных особенностей. Черты стиля вырабатываются в архитектуре и живописи. Колыбель Ренессанса − Флоренция (Firenze) − остаётся равнодушной к особенностям нового искусства. Рим (Roma) не жалеет средств на реконструкцию города.

Венеция (Venezia), Турин (Torino), Генуя (Genova) придают архитектурным сооружениям утончённый и праздничный вид. Признанные представители раннего барокко: Джакомо Бароцци да Виньола (Il Vignola, 1507 − 1573), Джакомо делла Порта (Giacomo della Porta, 1533 − 1602), Доменико Фонтана (Domenico Fontana, 1543 − 1607), Микеланджело Меризи да Караваджо (Michelangelo Merisi da Caravaggio,1571 − 1610).

Зрелое барокко начинается после 1630 года. Доминирующим видом искусства становится скульптура. Период характеризуется усилением пышности архитектуры. Появляются новые формы: украшенные скульптурой фонтаны, гроты, балюстрады. Культовое зодчество позднего барокко представляют опытные мастера: Джованни Лоренцо Бернини (Giovanni Lorenzo Bernini, 1598 − 1680), Гварино Гварини (Guarino Guarini, 1624 − 1683), Карло Райнальди (Carlo Rainaldi, 1611 − 1691).

Особенности стиля

Появление нового художественного стиля нельзя объяснять только влиянием католической церкви. Культурная эпоха связана с крушением идеалов гуманизма, новым пониманием природы Человека, изменением «картины мира» (рубеж XVI-XVII веков). От Ренессанса искусство Барокко унаследовало пышность и основательность, от маньеризма − глубокую эмоциональность и динамичность.
Характерные черты стиля в архитектуре:

Итальянская барочная скульптура

Новые элементы зодчества появляются после слияния архитектуры и скульптуры: статуя атланта (теламон), колонна в виде фигуры женщины (кариатида), скульптурное украшение маскарон, обелиск. Самый известный скульптор периода — Джованни Лоренцо Бернини (Giovanni Lorenzo Bernini). Лучшая работа — скульптурная группа «Экстаз Святой Терезы» (Estasi di santa Teresa d’Avila).
Характерные черты стиля:

Живопись

Итальянская живопись XVII столетия начинает терять исключительное положение в Европе.
Передовым для эпохи остаётся художественное творчество в архитектуре. Искусствоведы разделяют барочную живопись на три типа: церковную, придворную, буржуазную. Новые жанры используют не только мифологические и религиозные темы. Внимание художников фокусируется на реальной жизни.
Особенности барочной живописи:

Человек эпохи

Мировосприятие в период барокко меняет ренессансное представление о человеке. Итальянская культура нового времени представляет человека песчинкой в мире великой природы. Бог − это Великий Архитектор. Люди должны учиться у высшего разума.

Барокко в искусстве

Современное искусствоведение рассматривает итальянское барокко как художественную эпоху, начавшую движение западной цивилизации к триумфу.

Архитектура

Франческо Борромини (1599 − 1667)

Совместно с Лоренцо Бернини архитектор работал над проектом 29-ти метрового балдахина в соборе святого Петра (Basilica di San Pietro) в Ватикане (Stato della Citta del Vaticano). Витые колонны украшены ветвями лавра. Четыре статуи отцов церкви поддерживают кресло святого Петра. Киворий покрыт бронзой, взятой из Пантеона. Имя резкого, неистового Франческо осталось в тени. Слава досталась его сопернику Лоренцо Бернини.

В историю собора вошла высокая решётка из бронзы для капеллы святого Причастия, выполненная по эскизам Борромини в 1630 году.

Выдающийся архитектор принимал участие в реконструкции кафедрального римского собора Святого Иоанна Крестителя на Латеранском холме (Basilica di San Giovanni in Laterano).

Что отличает художественную манеру зодчего

За четыре года работы (1646 − 1650) он обогатил базилику элементами барочной архитектуры, спроектировал ниши главного нефа, сделал эскизы статуй святых и пророков. Автор проектов величественных дворцов руководил строительством палаццо Барберини (Palazzo Barberini, 1629 − 1633) в Риме.

Винтовая лестница в виде улитки, двойные колонны, причудливые детали восхваляли могущество Маффео Барберини (Maffeo Barberini), избранного в 1623 году папой Римским (Урбан VIII).

Филиппо Юварра (1678 − 1736).

Римский зодчий, яркий представитель позднего барокко, Филиппо Юварра (Filippo Juvarra) строил в Италии церкви, палаццо герцогов, проектировал королевский дворец в Испании (Palacio Real de Madrid).

Барочные находки Франческо Борромини вдохновили архитектора на создание в 1732 году купола церкви Сант-Андреа в Мантуе (Basilica di Sant’Andrea). В Турине сооружены дворцовый комплекс палаццо Мадама (Palazzo Madama, 1721), загородная резиденция монархов Савойской династии − стильный охотничий замок Ступиниджи (Palazzina di caccia di Stupinigi). Важнейшие постройки − собор Суперга (Basilica di Superga) и палаццо Бираго ди Боргаро (Palazzo Birago di Borgaro).

Собор Суперга

Строительство пышной католической базилики Суперга началось в 1717 году.

Что отличает художественную манеру зодчего

Архитектор барочного стиля Филиппо Юварра воздвиг храм, ставший «соперником колоссального собора святого Петра и Павла в Риме» (М.Н. Загоскин).

Палаццо Бираго ди Боргаро

В 1716 году граф Ренато Аугусто Боргаро (Augusto Renato Birago di Borgaro) поручил архитектору построить дворец в Турине. Особенности сооружения: величественная лестница, многочисленные колонны, украшенный статуями главный зал для торжественных приёмов и балов, чередование изогнутых и треугольных фронтонов на окнах.

Пирро Лигорио

Художник итальянского барокко, антиквар, инженер Пирро Лигорио (Pirro Ligorio) был архитектором папского двора Пия IV (1559 − 1565). После критики проекта Микеланджело Буонарроти по сооружению собора Святого Петра, Пирро Лигорио теряет престижную должность и возвращается на службу к Ипполито II д’Эсте (Ippolito II d’Este).

В 1567 году по заказу кардинала архитектор приступает к проектированию фонтанов и парка виллы в Тиволи. Мастер строит сад в соответствии с символикой династии д’Эсте, связанной с прародителем рода − Гераклом. Сорок два водоёма, окружающие виллу, создают «Кипящую лестницу».

Что отличает художественную манеру зодчего

Грандиозное сооружение «Дорога ста фонтанов» построено в соответствии с сюжетом «Метаморфоз» Овидия. Знакомство с «Фонтаном Органа» вызвало восторг современников. При попадании воды в сводчатую ёмкость, воздух проникал в органные трубочки и вызывал звуки музыки. После масштабной реставрации ландшафтной архитектуры, созданной Пирро Лигорио, объект назван самым красивым парком Европы (2007).

Скульптура

В эпоху барокко скульптура тесно связана с живописью и архитектурой. Меняется техника ваяния. Скульпторы отказываются от понятия пластического покоя. Наиболее знаменитым скульптором итальянского барокко признан Лоренцо Бернини, которого искусствоведы назвали «Микеланджело XVII столетия».

Джованни Лоренцо Бернини

Основатель барочного стиля в скульптуре осуществлял масштабные проекты. Джованни Лоренцо Бернини посвятил 50 лет творческой жизни украшению Собора Святого Петра в Ватикане.

Что отличает художественную манеру зодчего

Работая над статуями религиозных сюжетов, скульптор и главный архитектор Базилики (1629) использует белый мрамор, скрытый свет для усиления эффекта богослужения.

В руках мастера твёрдый блестящий камень становился послушным и пластичным. Скульптуры «оживали», передавая изгибы и теплоту человеческого тела.

Классический пример − работа «Экстаз святой Терезы» (1645 − 1652).

Что отличает художественную манеру зодчего

Историк искусства Эрнст Гомбрих (1909 − 2001) дал оценку произведению мастера, написанному для римской церкви Санта Мария делла Витториа (Santa Maria della Vittoria): «Барочный скульптор довёл религиозное чувство до исступления. Лоренцо Бернини нагнетает эмоции до предельного накала и не опасается преступить грань дозволенного. Подобного образа ещё не было в истории искусства».

Давид

Скульптор обращается к античным сюжетам, но создаёт образы в свойственной ему манере. «Давид» Бернини (1623) не похож на героя произведений Микеланджело Буонарроти и Донателло (Donatello).

Что отличает художественную манеру зодчего

Автора интересует правдоподобный показ убийства Голиафа. Тонкие губы юного Давида упрямо сжаты, маленькие глаза наполнены злостью, гримаса на лице выдаёт явные намерения. Динамичная фигура заставляет зрителя представить траекторию броска камня.

Римские фонтаны

Творения Бернини − шедевры аллегории и зрелищности. Величественные фонтаны с сюжетной линией выполнены в Риме по заказу папы Урбана VIII.

Фонтан Тритона

Лоренцо Бернини завершает строительство фонтана Тритона (Fontana del Tritone) в 1642 году.

Что отличает художественную манеру зодчего

Постамент, выполненный из травертина, образуют скульптуры четырёх дельфинов, между которыми находится герб папы Римского. В огромной раковине, установленной на хвостах морских животных, помещена статуя Тритона. Сын Посейдона выдувает из раковины струю воды.

Фонтан пчёл

В 1644 году архитектор по приказу великого понтифика устанавливает фонтан пчёл (Fontana delle Api), предназначенный для нужд горожан.

Что отличает художественную манеру зодчего

По створкам раскрытой раковины к воде спускаются три пчелы − символ династии Барберини.

Фонтан четырёх рек

Период строительства фонтана четырёх рек (Fontana dei Quattro Fiumi): 1648-1651 годы.

Что отличает художественную манеру зодчего

Расположенный в середине фонтана обелиск, демонтированный из древнего храма Исиды, окружают скульптуры мифологических богов. Фигуры символизируют главные реки четырёх частей света: Нил, Ганг, Дунай, Ла-Плата. Композиционное расположение духов, их одеяния, динамичные движения аллегорично представляют истории из древних мифов.

Барокко в живописи

В XVI − XVII столетиях в Италии формируются два главных направления в живописи:

Микеланджело Меризи да Караваджо

Именем самого значительного художника, работающего в стиле барокко, названо реалистическое течение в искусстве западной Европы (караваджизм). Микеланджело Меризи был противником «болонского академизма» и считался бунтарём.

Он уделял внимание необычным персонажам: картёжникам, авантюристам, шулерам. Картины мастера открыли новый жанр в искусстве − реалистический бытовой портрет («Игроки», 1594 − 1595; «Лютнист», 1595). Увлечённость натурализмом в изображении людей и событий находит отражение в картине «Обращение Савла» (1601).

Что отличает художественную манеру зодчего

Религиозный сюжет использовали живописцы до Караваджо. На картинах художников главное внимание уделялось библейским персонажам. Барочный мастер новаторски смело рисует мощный круп лошади на всей верхней части полотна, реалистично изображает сморщенный лоб, натруженные ноги, редкие волосы конюха.

Поиски новых приёмов в творчестве не заслоняют основные достоинства произведений − пластичность, драматизм, эмоциональную выразительность. Лучшие картины: «Положение во гроб» (1602 − 1604), «Распятие Святого Петра» (1601).

Что отличает художественную манеру зодчего

Трое палачей прикладывают большие усилия, чтобы перевернуть тяжёлый крест с распятым апостолом. Ответственность за преступление лежит на тех, кто совершает казнь Святого Петра.

Фрески семьи Карраччи

Против Караваджо выступили Аннибале, Агостино, Лодовико, Антонио Карраччи (Annibale, Lodovico, Agostino, Antonio Carracci). Братья противопоставили караваджизму «болонский академизм». Семья художников создала в Болонье «Академию»» (1585).

Специальная программа была предназначена «вступившим на истинный путь» живописцам. Принципы болонской школы стали прообразом всех будущих европейских академий.

Братьев признали мастерами монументально-декоративной живописи. По поручению кардинала Одоардо Фарнезе (Odoardo Farnese) Карраччи работают над фресками и галереей (1595-1604) в римском палаццо Фарнезе (Palazzo Farnese).

Что отличает художественную манеру зодчего

Совместная работа представляет 13 главных картин: любовные приключения греческих богов, триумфальное шествие Вакха и его свиты, супружеский союз членов династии, другие классические сюжеты. Цельная работа является образцом величайшего произведения раннего барокко.

Литература

Стихотворное творчество первым воспринимает идеи новой эпохи. Поэты считают реальный мир иллюзией. Произведения наполнены метафорами, символами, аллегориями. Исследователи литературы выделяют две стилевые линии в творчестве итальянских писателей конца XVI − начала XVIII веков:
• Аристократическое, элитарное барокко.
• «Низовое» демократическое направление с низменными сюжетами и пародиями.

Джамбаттиста Марино

Родоначальником барочной поэзии был Джамбаттиста Марино (Giambattista Marino, 1569-1625). Поэт находился под покровительством кардинала Пьетро Альдобрандини (Pietro Aldobrandini) и герцога Савойи Карла Эммануила Великого (Carolus Emmanuel Magnus).

Сборники стихов «Лира» (La Lira, 1608 − 1614), «Эпиталамы» (Epitalami, 1616) являются образцом придворной поэзии. Лирические сонеты написаны в привычных формах Ренессанса, но наполнены новым содержанием. Характерный приём − использование метафор, словесная игра сочетаний с противоположным значением («учёный невежда», «богатый нищий»), пасторальные мифологические сюжеты.

Поэт отходит от ренессансного понятия универсальной гармонии и утверждает: миром правит дисгармония. Автор произведения «Слово о музыке» представляет Бога дирижёром хоровой капеллы, распределившим роли между людьми и животными, белыми и чёрными клавишами. Люцифер был первым музыкантом, поддавшимся «диссонансу ада» и сбившимся с нот.

Разгневанный маэстро бросил партитуру на землю, которая стала домом для людей. Творчество придворного поэта легло в основу маринизма − литературного направления эпохи барокко в Италии.

Эмануэле Тезауро

Теорию литературы нового стиля сформулировал итальянский историк, писатель Эмануэле Тезауро (Emanuele Tesauro) в трактате «Подзорная труба Аристотеля» (Il cannochiale aristotelico), опубликованном в 1654 году. Автор назвал произведение главной своей работой, над которой трудился 40 лет.

Теоретик искусства утверждал: литература живёт по своим законам, не связанным с логикой и рациональным мышлением. Новое искусство «быстрого разума» напоминает фокусника, умело использующего Метафору − «Мать поэзии и Остроумия». «Подзорная труба…» следит за всеми удивительными и неожиданными открытиями. Философ восторгается победой человеческой мысли, проникшей с помощью телескопа в загадки Вселенной. Определив критерии прекрасного и отвратительного, Эммануэле Тезауро сформулировал понятие идеала в искусстве своего времени.

Музыка

Период 1630-1750 гг. называют «музыкой барокко». Термин, указывающий на конкретный жанр музыкального искусства, стали применять только в начале XX века. Барочный стиль отличает грандиозность, патетическая приподнятость, театральность, синтез искусств.

Ведущие жанры −опера, оратория, кантата.

Музыкальные инструменты: клавишные (орган, клавесин), струнные смычковые (скрипка, виола, контрабас, виолончель), струнные щипковые (лютня, мандолина, барочная гитара) медные и деревянные духовые, ударные (литавры).
Основными направлениями творчества остаются духовная и светская музыка.

Грегорио Аллегри

В настоящее время Псалом 50 (покаянный) постоянно исполняют в богослужениях католической церкви. Незабываемую барочную музыку можно услышать в видео

Сальватор Роза

Художник, поэт, гравёр, музыкант Сальватор Роза (Salvator Rosa, 1615-1673) был противоречивой знаменитостью Италии. Картина «Титий» (1639) принесла славу живописцу на римской выставке конгрегации «Виртуозы Пантеона».

Но за скандальное полотно «Фортуна» (1658 − 1659) инквизиция пыталась привлечь художника к суду. Разносторонне одарённый человек был отличным музыкантом: играл на арфе, лютне, флейте, гитаре.

Сальватор Роза написал несколько серенад − донцелл, которые пользовались огромной популярностью в Неаполе (Napoli). Вечерние песни трубадуров горожане каждый день распевали под окнами возлюбленных. Незаурядный представитель эпохи итальянского барокко вызвал большой интерес у композиторов XIX века. Ференц Лист написал фортепианную пьесу, которую назвал «Канцонетте Сальваторе Розы» (1849). Бразильский дирижёр и композитор Гомис Антониу Карлус посвятил художнику и музыканту оперу «Сальваторе Розе» (1874).

В отличие от универсального искусства, Италия эпохи барокко не была законодательницей европейской моды. Человек, подчинённый тяготам земной жизни, перестал быть центром мира.

Модной становится скромность, бледность кожи, украшенная лентами и шнурами одежда. Мужчины носили панталоны с завязками под коленями, короткие куртки с широкими рукавами. Женщины одевали корсеты и неширокие юбки. Яркими остаются итальянские шерстяные и шёлковые ткани. В XVII веке начинается рост производства атласа, бархата, муара. Увеличивается спрос на венецианские кружева, появившиеся в Италии ещё в XV столетии.

Художники декоративно-прикладного искусства Niccolo Zoppino (1527), Bugato (1527) разработали неповторимые узоры и орнаменты для создания кружев, которые превращаются в надёжную валюту и подчёркивают статус в обществе.

Что отличает художественную манеру зодчего

Изменения в обществе наметились в первой половине XVII века. К 60-ым годам все итальянцы стали одеваться по французской моде. Идеальным образом мужчины становится нежный, пахнущий духами синьор в напудренном парике. Женщина с вычурной причёской носит корсет и туфли на каблуках. Отличительная особенность костюма − контрастные цветовые сочетания, вышивки, кружева. До XIX века итальянцы носили парики, уложенные по версальской моде.

Заключение

Италия внесла в мировую культуру вклад исключительной важности. Эпоха конца XVI − начала XVIII века сформировала новое искусство, которое стало универсальным. Стиль барокко медленно вызревал, чтобы взорваться именами великих творцов, изменивших ход развития западноевропейского искусства.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *