Что отличает хорошего руководителя
Настоящий руководитель — кто это такой и как им стать?
Коммерческий директор «СберМаркета»
Позиция руководителя сейчас важна как никогда. Удаленка, постоянная трансформация процессов и текучка кадров — со всем этим нужно разобраться, чтобы удержать бизнес на плаву. Какие для этого понадобятся качества, рассказал Иван Бабич, коммерческий директор «СберМаркета».
Содержание:
Кто такой хороший руководитель
Тут есть две стороны. Первая — бизнес все оценивает сухо, без эмоций и только цифрами. Для компании руководитель хорош, если приносит большую выручку, бережет ресурсы и эффективно работает. То есть чем больше денег и меньше расходов, тем лучше.
С точки зрения команды важна эмоция: нужно заботиться о сотрудниках, вдохновлять, хвалиться их успехами и иметь смелость взять неудачи на себя. Так лидер может мотивировать остальных работать не просто за зарплату, а ради идеи или высокой цели, которую он подсвечивает. Если коллектив чувствует, что ценности компании и корпоративная культура резонируют с ним — это может стать отличным подспорьем.
Идеально, если интересы бизнеса и команды сходятся. В таком случае вам нужно найти синтез: как увеличить доход и производительность компании, при этом не навредив сотрудникам.
Отличительные качества хорошего руководителя
Для начала выделим два важнейших:
Строгость
Вечный вопрос, нужно ли начальнику быть строгим. Тут у каждого индивидуальное решение. Я считаю, что нужно установить для сотрудников прозрачные KPI, следить за ними и погружаться в работу. Если понимаем, что результаты нас не устраивают, можно прийти с критикой.
Однако важно дать человеку понять: это не персонально он плохой, а в его процессах какой-то недочет. Упаковывайте фидбэк так, чтобы сотрудник с большей вероятностью пришел к правильным выводам. Не стоит подавать критику эмоционально — это не лучший инструмент.
Также лучше ограничиться устным обсуждением, вводить штрафы не стоит, они лишь демотивируют работника. Критика в компании — это нормально (но в меру). Без нее доброму боссу команда может сесть на шею.
Ответственность
Пожалуй, главная сложность руководящих позиций в том, что на босса падает ворох ответственности: за моральное и физическое состояние сотрудников, за результаты команды, за финансовые показатели компании и прочее. Нужно быть устойчивым, чтобы спокойно принимать решения и учитывать риски.
Однажды это напряжение может выбить вас из колеи и привести к выгоранию. И с этим нужно уметь работать. Либо не доводить себя до такого состояния, предотвращать его, либо, если оно наступило, быстро выходить из него.
Владение тонкостями рабочего процесса
Всегда будьте с командой в потоке задач, наблюдайте за всеми позициями: от менеджеров до разработчиков. Вы должны быть мастером на все руки, чтобы понимать проблемы каждого, оценивать продуктивность и помогать улучшать процессы.
Эффективные организаторские качества
От того, насколько точно начальник распределит задачи в команде, зависит успех всей компании. Поэтому управляйте правильно:
Создание благоприятного климата в коллективе
В этом году негативные настроения в компаниях достигли предела. Множество сотрудников выгорело из-за удаленки, постоянной перестройки процессов и неопределенности будущего. Американская психологическая ассоциация выяснила, что два из пяти американцев собираются уволиться в следующем году. Для бизнеса это критично.
Руководители по всему миру пытаются придумать, как сохранить людей. Вот несколько примеров:
Как сохранить теплые настроения в компании? Вот небольшая инструкция на примере b2b-направления «СберМаркета»:
Отрицательные качества
А вот признаки плохого руководителя:
Идеальных не бывает, но стремиться нужно
Главное для руководителя — найти баланс между эффективностью и человечностью, особенно в наше непростое время. Боссу в текущих реалиях нужно стать для команды сдерживающим ядром: он должен прислушиваться к каждому, ставить четкие задачи, рисковать и сохранять хладнокровие. Тогда это ядро притянет к себе добрых и продуктивных людей.
Только держитесь, это непростой путь. Об этом писал еще Джон Максвелл в книге «21 неопровержимый закон лидерства»: «Лидерство не приходит внезапно, за один день. Оно требует настойчивости. И здесь абсолютно невозможно игнорировать закон процесса. Лидерские качества не вырабатываются за день. Для этого требуется целая жизнь».
Фото на обложке: SFIO CRACHO / Shutterstock
7 главных признаков, которые отличают хорошего начальника от плохого
Приготовься оценить свое руководство.
Любой начальник хочет, чтобы подчиненные слушали его, уважали и ценили (иногда даже восхищались), но при этом ему нередко приходится быть строгим, урезать зарплаты и увольнять сотрудников.
Однако, как оказалось, хорошего начальника характеризует не то, насколько он строг или, наоборот, мягок, а некоторые другие показатели. Чтобы выявить их, группа ученых из Лондонского университета провела исследование, в ходе которого было опрошено 28 тысяч сотрудников разных организаций.
Все они рассказывали о профессиональных и личностных характеристиках своих начальников, а также о степени удовлетворенности их работой. Это позволило выделить семь главных признаков, отличающих хорошего босса от плохого.
1 Начальник дает обратную связь о проделанной сотрудником работе
Как оказалось, хорошие начальники всегда делятся своими впечатлениями о проделанной их сотрудниками работе. Дело в том, что для подчиненного очень важно понимать, насколько грамотно и эффективно он выполнил то или иное поручение.
Поэтому своевременный фидбек от руководства стимулирует его на новые карьерные свершения и работу над ошибками.
2 Начальник уважает работника
Как показала практика, бывают начальники, которые иногда не здороваются со своими сотрудниками, опаздывают на деловые встречи, что-то делают во время важных обсуждений в телефоне и многими другими способами демонстрируют свое пренебрежение.
Хороший начальник так никогда не будет себя вести.
3 Начальник поощряет сотрудника за хорошо проделанную работу
Причем это не обязательно должна быть какая-то денежная премия или повышение по карьерной лестнице. Иногда достаточно просто отметить, насколько хорошо работник справился со своей задачей, чтобы у него возникло чувство гордости за себя.
Признание компетенций — это один из важнейших аспектов корпоративных отношений.
4 Начальник помогает сотрудникам с работой
Хороший руководитель не должен все время требовать от своих подчиненных идеальных результатов со словами: «Меня не волнует, как вы это сделаете. Главное, чтобы все было готово к шести вечера».
Иногда он должен быть готов прийти на помощь, подсказать с советом, выделить дополнительные ресурсы на решение той или иной проблемы или хотя бы подбодрить своих подчиненных, сказав, что верит в них и надеется на успех.
5 Начальник поддерживает развитие сотрудника
Для многих работающих людей очень важно осознавать, что они трудятся в среде, способствующей их личностному и профессиональному росту.
Именно поэтому хороший начальник должен всячески поддерживать их стремление стать лучше, компетентнее и ценнее на рынке труда.
6 Начальник должен уметь организовать работу команды
Одной из главных задач хорошего начальника является создать позитивную и благоприятную обстановку в рабочем коллективе. Ведь когда сотрудники не могут друг с другом сработаться, исполнительность всех отделов организации находится под угрозой.
7 Начальник всегда должен готов пожертвовать своим временем для сотрудника
Естественно, крупные руководители довольно часто бывают заняты и не могут уделить время каждому сотруднику. Однако если начальнику удается поддержать работника, поговорить с ним, спросить в неформальной беседе о сложностях и успехах в работе, общее настроение и продуктивность коллектива улучшается.
10 качеств эффективного руководителя
Большинство сотрудников поддерживают руководителя, если он хороший лидер. Именно от качеств лидера зависит, насколько успешно бизнес будет функционировать. Как минимум он должен быть нацелен на результат, уметь мотивировать команду и выстраивать с ней коммуникации.
В целом руководитель успешной компании сочетает в себе комплекс различных качеств — и личностных, и преимущественно менеджерских.
1. Расширяет возможности команды, но не занимается микроуправлением
Микроменеджмент — это чрезмерный и постоянный контроль над сотрудниками. Его считают распространенной ошибкой, которую совершают управленцы, часто даже не осознавая этого. Такая привычка начальников сильно раздражает сотрудников, убивает их интерес к работе и подавляет творческое начало.
Гораздо правильнее пытаться соблюдать баланс между советами и предоставлением свободы, демонстрировать доверие подчиненным и при этом отстаивать интересы команды.
2. Продуктивен и ориентирован на результат
Сотрудники предпочитают быть частью продуктивной и успешной команды, а это сложно сделать, если лидер не задает тон.
Эксперты часто говорят о том, что руководитель должен следовать поведенческим моделям. Давно прошли те времена, когда он мог позволить себе показательно опаздывать на встречи.
Руководитель в определенной степени становится для сотрудников образцом для подражания. Вряд ли люди будут выкладываться на работе, если не видят такой же включенности в процесс со стороны менеджеров.
Правильная модель поведения означает и соблюдение сроков, и умение держать слово, и учет мнения сотрудников, а также другие элементы работы, которые важны для конкретного отдела, подразделения компании.
3. Отличается хорошими коммуникационными способностями
Эффективное общение — одна из составляющих успешного менеджмента. Предполагается, что руководитель должен уметь не только делиться информацией, но и хорошо слушать.
Часто много времени уходит на размышления о том, как выстраивать коммуникации с командой: как предоставлять обратную связь, общаться, расставлять приоритеты и т.д. При этом многие не обращают внимания на то, что говорят сотрудники, какие идеи предлагают, какими проблемами и решениями хотят поделиться.
Умение слушать — это эмоциональный и личный вклад в тех, кто на вас работает. Когда вы слушаете людей, они чувствуют, что их ценят.
4. Отмечает потенциал других людей
В книге «Супербоссы» автор Сидни Финкельштейн указывает на то, что выдающиеся руководители выискивают в своих подчиненных скрытые таланты. Благодаря им люди быстрее развиваются в профессии и повышают производительность.
Как они это делают? Не стесняются говорить со своими сотрудниками об их потенциале. Большинство менеджеров считают, что знают все сильные стороны членов своей команды, но слишком часто они не говорят о них. Как правило, они общаются с сотрудниками тет-а-тет, чтобы получить отзывы о том, что можно улучшить в работе компании.
Как правило, люди оправдывают ожидания своего лидера. Поэтому, если вы скажете сотруднику, что верите в его способность достичь более амбициозных целей в продажах, он с большей вероятностью это сделает.
5. Не игнорирует команду
Лидеры часто становятся жертвами синдрома управления по электронной почте. Когда дел становится всё больше и больше, может показаться, что эффективнее закрыть дверь в свой кабинет. Но такую ошибку обычно совершают новички.
Команде необходимо видеть и слышать своего руководителя. Хорошим менеджерам как раз важно быть уверенными в том, что они постоянно находятся на связи с персоналом.
Поэтому, если вы заметили, что стали общаться с людьми исключительно по электронной почте, лучше назначайте индивидуальные встречи.
6. Уверенно принимает решения
Сотрудники ценят того, кто может принимать решения. Но ещё важно не только какое решение принимается, но и почему. Небольшие дополнительные усилия со стороны руководителя помогают команде понять контекст и приоритеты, улучшить свои собственные будущие решения и оставаться вовлеченными.
Как только ваша команда получит больше информации и поймет ваши приоритеты и причины, по которым вы принимаете решения, запустится цикл обратной связи. Если вы будете объяснять, с чем связано принятие того или иного решения, сотрудники будут учитывать эти критерии в своей работе.
Таким образом, вы будете давать команде возможность учиться и совершенствовать результаты.
Актуальное законодательство, справочные показатели, а также экспертная поддержка в решении спорных вопросов по бухгалтерским, кадровым и юридическим тематикам.
7. Обладает позитивным мышлением
Исследования в области социологии показывают, что наше настроение заразительно. Чем больше у вас авторитета, тем выше вероятность того, что ваше настроение влияет на других.
Из этого следует, что, какое бы настроение ни было у руководителя, окружающие его обязательно уловят. Так что, если вы настроены позитивно и излучаете энергию, ваша команда с большей вероятностью будет чувствовать себя так же.
Успешные лидеры должны уметь контролировать эмоции. Поэтому, когда вы чувствуете эмоциональное выгорание, стоит выделить время на отдых, чтобы поддержать позитивный настрой.
8. Поддерживает карьерный рост и обсуждает результаты
Чтобы предоставить сотрудникам свободу проявлять инициативу и мотивировать их на высокую производительность, менеджерам необходимо сформулировать четкие ожидания, обозначить ответственность за их выполнение и быстро реагировать, когда сотрудникам требуется поддержка.
Таким образом, руководители должны не только помогать своей команде развивать навыки и продвигаться по карьерной лестнице, но и четко осознавать ожидания и давать честные отзывы о производительности.
9. Демонстрирует ответственность
Сильный лидер несет ответственность за результаты команды, какими бы они не были — хорошими или плохими. Он считает себя и своих сотрудников ответственными за определенные действия, поэтому в команде создается атмосфера серьезного подхода к делу.
Ответственность и личный пример — одни из самых мощных инструментов, помогающих завоевать доверие команды.
10. Проявляет эмпатию
Эмпатия — это понимание и осознанное сопереживание.
Это образ мышления, который позволяет лидерам:
Эмпатия помогает создать в компании комфортную атмосферу с продуктивным персоналом.
Например, если сотрудник совершает ошибку или опаздывает, то лучше сначала понять причину. Почему ошибся? Почему опаздывает? Может быть, у него проблемы в семье? Может быть, у него сложности со здоровьем?
Настоящие лидеры чутко относятся к своим командам и глубоко вникают в их мотивацию.
Не пропустите новые публикации
Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.
26 признаков того, что вы – прекрасный начальник, даже если вам так не кажется
Быть ответственным за команду – далеко не самая простая задача.
Руководство другими людьми сопровождается массой давления. Когда вы занимаете руководящую должность, бывает очень непросто оценить, насколько хорошо вы справляетесь со своей работой.
Удалось ли вам найти правильный баланс между внушением уважения к себе и демонстрацией своей доступности? Хорошо ли ваши сотрудники реагируют на ваш лидерский стиль? Вызывают ли какие-либо ваши действия протесты в офисе?
Быть хорошим начальником – это критически важный фактор для работы вашей организации, ведь треть опрошенных работников рассказали, что они могли быть уйти с работы, если бы столкнулись с плохим начальником.
Однако вы не можете просто начать ходить вокруг по офису, умоляя окружающих рассказать вам, как у вас получается выполнять свою работу. Самым лучшим подходом для реализации этой цели будет организация опросов среди сотрудников и просьба об обратной связи путём прямых отчётов.
Кроме того, вы можете ознакомиться с этими менее заметными признаками того, что вы – отличный начальник:
У вас нет очевидных любимчиков
Вы обращаетесь с сотрудниками, как с людьми
К сожалению, судя по всему, некоторые начальники искренне считают, что бросание оскорблениями и плохое обращение с людьми – это эффективная мотивационная техника. В большинстве случаев это далеко от истины. Если вы цените своих сотрудников, как людей, то это уже делает вас на голову выше многих менеджеров.
Вы стремитесь пробовать новое
Хорошие начальники используют определённые методики, потому что они доказали свою эффективность, а не потому что они являются привычкой. Лучшие руководители дают своим сотрудникам небольшое пространство для экспериментов и изобретательства.
В действительности, по данным исследования, проведённой консалтинговой фирмой по развитию лидерских навыков Zenger/Folkman, молодые люди склонны становиться лучшими руководителями, потому что они более открыты для изменений.
Вы стараетесь сохранять ответственность за каждым сотрудником…
Поддержка ответственности – это крайне важный фактор в создании боевого духа в офисе, который поощряет ваших сотрудников вести себя честно, что приводит к созданию удивительной рабочей культуры.
… включая себя
Хорошие начальники не ищут козлов отпущения и не стараются сбросить с себя ответственность. В действительности, опытные руководители всегда признают, когда они делают ошибку, чтобы создать вокруг себя рабочее место, которое могло бы стать безопасной средой для экспериментов.
Бывшая сотрудница военно-морской пехоты США Энджи Морган рассказала, что у лучших лидеров крайне маленький разрыв между тем, что они говорят, и тем, что они делают. Всё дело в том, чтобы «всегда помнить о том, что вы должны быть человеком, который следует взятым на себя обязательствам», рассказала она, а также в том, чтобы всегда оставаться примером для остальных членов команды.
Вы вежливы
Ненадёжные начальники озвучивают приказы на повышенных тонах и ведут себя, подобно звёздам мировой эстрады, чтобы закрепить своё доминантное положение. Если вы не забываете говорить волшебное слово и в целом ведёте себя вежливо, то это, определённо, хороший признак.
Вы оказываете поддержку
Начальники должны выстраивать доверие со своими сотрудниками, предоставляя им необходимое количество поддержки и руководства. Очевидно, что вам не нужно водить каждого работника за руку, но бросать людей сразу на передовую – это тоже не идеальный подход.
Вы устраняете препятствия
Плохие начальники подкидывают своим работникам трудности, которые лишь усложняют для них работу и достижение успеха. Хорошие руководители должны активно работать над тем, чтобы делать жизни их сотрудников проще.
Вы – хороший тренер
Тренеры не просто сидят на боковых линиях и размахивают руками. Но они и не выбегают на поле и не начинают играть самостоятельно.
Хорошие начальники похожи на хороших тренеров: они пользуются уважением и предоставляют нужное сочетание похвал и конструктивной критики, чтобы извлечь лучшее из своих сотрудников.
Вы способны управлять ожиданиями
Плохие начальники нередко огорчают или сбивают с толку свои команды, представляя неверную картину того, как идут дела в их офисе – например, такие начальники могут сперва рассказать, как хорошо справляется со своей работой их компания, а затем объявить о массовых сокращениях. Хорошие руководители честны и открыты.
Вы предоставляете обратную связь
Хорошие сотрудники всегда находятся в поиске обратной связи, чтобы узнать больше о том, как они могут стать лучше и развиваться. А хорошие начальники рады им в этом помочь.
Недавно эксперты отметили, что процесс обмена обратной связью во многих компаниях нарушен, потому что он слишком субъективен. Как пишут эксперты в области лидерства Маркус Бекингем и Эшли Гуделл в материале для издания Harvard Business Review, лучше всего делиться вашей личной реакцией на поведение сотрудника, а не предоставлять общую оценку их производительности. Например: «Я вижу это следующим образом» или «Я думаю об этом так».
Вы поддерживаете открытость и прозрачность рабочего окружения
Прозрачность способствует созданию счастливой офисной культуры.
Вы интересуетесь чужим мнением
Сотрудники хотят быть услышанными.
Очевидно, что, в конечном итоге, именно вы ответственны за окончательное принятие решений. Однако время от времени, если ситуация это позволяет, хорошие начальники общаются со своими работниками, чтобы узнать больше об их взглядах и мнениях.
Вы объясняете свои действия
Хорошие руководители не ожидают, что все окружающие читают их мысли. Они чётко озвучивают своё видение ситуации и предоставляют своим командам все нужные знания и инструменты для достижения поставленных целей.
Вы беспокоитесь о решениях
Когда дела начинают идти не лучшим образом, слабые начальники ищут крайних. Хорошие руководители концентрируют своё внимание на поиске решения проблемы, а не на поиске того, кого можно обвинить в ней.
Вы беспокоитесь о том, чтобы подбрасывать своим сотрудникам новые вызовы
Если работникам скучно, то они быстро превращаются в несчастных работников. Лучшие начальники всегда следят за успехом своих сотрудников, чтобы убедиться в том, что они постоянно сталкиваются с новыми сложностями.
Вы не занимаетесь микроменеджментом, но и не слишком пассивны
Тщательно изучите способности своих работников, чтобы достигнуть правильного баланса. Может быть, вы можете предоставить кому-либо из них больше ответственности? Или, может быть, вы сможете найти задачи, которые могли бы делегировать кому-то другому?
Вы находитесь в контакте со своими сотрудниками
Вы не появляетесь внезапно в офисе, чтобы поворчать на своих сотрудников, как делал Билл Ламберг в фильме «Офисное пространство». Вы искренне налаживаете с ними контакт, чтобы общаться со своими сотрудниками и узнавать больше об их целях и беспокойствах.
У вас есть чувство юмора
Очень важно, чтобы шутки не заходили в офисе слишком далеко. Иными словами, хорошие начальники относятся серьёзно к своей работе, а не к себе. Очень важно уметь смеяться вместе со своими сотрудниками.
Вы интересуетесь мечтами и целями ваших сотрудников
Лучшие начальники инвестируют в своих работников. Это означает, что они активно беспокоятся о профессиональных целях и мотивации своих сотрудников.
Вы – классный не просто для того, чтобы быть классным
Быть слишком классным может оказаться губительным для начальника, как подчёркивает Бэтти Лю в одной из своих статей на LinkedIn. Искусственно приятные менеджеры раскидываются незаслуженными похвалами, а затем выбивают почву из-под ног своих сотрудников.
Поэтому не стоит притворяться классными, потому что вы не любите конфликты. Будьте искренними и настоящими со своими работниками. Таким образом, вы окажете им огромную услугу.
Вы – хороший слушатель
Вот почему интроверты становятся довольно хорошими начальниками.
Многие люди в своей работе сталкивались с менеджерами, которые любили разговаривать. Куда реже и куда ценнее становятся начальники, которые являются качественными слушателями. Хорошие слушательные навыки демонстрируют вашим сотрудникам, что вы серьёзно относитесь к их мнениям и потребностям.
Вы интересуетесь жизнью ваших сотрудников
Хорошие начальники прекрасно понимают, где находится граница между интересом и чрезмерным любопытством. Впрочем, они всё равно интересуются планами своих работников на лето, их детьми и родителями. Этот интерес демонстрирует вашим сотрудникам, что их начальник по-настоящему о них беспокоится, что заставляет обе стороны инвестировать ещё больше в их рабочие взаимоотношения.
Вы работаете над своим подходом
У разных сотрудников есть разные потребности. В условиях рабочей среды не бывает никаких шаблонных решений. Лучшие начальники обладают гибкостью. Это позволяет им играть любые роли, чтобы лучше способствовать реализации потребностей своих работников.
По словам Салли Бойл, международной главы по работе с человеческим капиталом в компании Goldman Sachs, каждый менеджер должен лучше узнавать людей в своей команде. В частности, «что их мотивирует, к каким возможностям они стремятся, что им нужно для того, чтобы стать лучше, и какого рода обратную связь они хотят получать».
Вы требуете усилий, а не идеального результата
Прекрасные лидеры требуют от своих сотрудников усердной работы и мотивируют их для этого. Они выступают в роли образца для подражания и предоставляют работникам все необходимые инструменты для достижения успеха путём усердной работы.
Слишком требовательные начальники попросту нереалистичны в своих ожиданиях. Люди совершают ошибки. Так бывает. Если вы наказываете людей за любую погрешность, вы просто препятствуете изобретательству, экспериментированию и проактивности внутри вашего офиса.
Порой вам кажется, что вы – ужасный лидер
Когда мы ранее общалось с писателем Саймоном Сайнеком о лидерстве, он объяснил, что люди, которые убеждены в том, что – они чудесные лидеры, зачастую, в действительности, являются ужасными лидерами.
Прекрасные начальники осознают, что авторитет и ранг не демонстрируют лидерские качества. В результате, они постоянно работают над собой. Такие хорошие начальники порой могут даже считать, что им не хватает умений для своей работы.
Так или иначе, уже тот факт, что они осознают свои собственные недостатки, делает их на голову выше многих других руководителей, которым крайне не хватает самосознания.