Что открыть на втором этаже
Коммерческие помещения на вторых этажах. Весомые премущества
18 июня 2018 • Контакты • Ссылки • Фотоматериалы
Распространено мнение, что первые этажи под коммерцию лучше, чем вторые. Если вы собираетесь разместить там, например, магазин одежды с витринной экспозицией или магазин «24 часа» – возможно. Но и у коммерческих помещений на вторых этажах есть свой «покупатель».
Коммерция на втором этаже идеально подойдёт для бизнесов, ориентированных на целевой заход: офисы, салоны, медицинские учреждения, школы танцев и различные центры дополнительного образования. Но даже рестораны, которым важен и нужен постоянный трафик, зачастую выбирают вторые этажи, поскольку они гораздо уютнее, особенно если столики располагаются у панорамного окна. Хотя, как отмечают в компании LEGENDA, такое деление очень условно, потому что пространство входов на вторые этажи организовано таким образом, что оно подходит под разные виды бизнеса.
У коммерческих помещений на втором этаже есть целый ряд объективных преимуществ. Во-первых, это – цена. При прочих равных условиях в сравнении с первыми этажами она может быть ниже на 25-35%. Более того, компания LEGENDA подготовила специальное летнее предложение на коммерческие помещения на втором этаже. Предложение распространяется на недвижимость площадью от 41,5 м 2 до 507,4 м 2 в smart-комплексе «LEGENDA Дальневосточного», который строится в Невском районе Санкт-Петербурга в 5 км от центра города.
Второе преимущество – это хорошая видимость вывески. Расположенная на втором этаже, она заметнее как для пешеходов, так и автомобилистов. В-третьих, дополнительное рекламное пространство. На лестничном пролете можно разместить дополнительную информацию о компании – ее будут видеть клиенты, поднимаясь в офис. Ну и наконец, на вход в помещение на втором этаже можно поставить ограничение – с помощью звонка домофона или ресепшна.
Что отличает smart-коммерцию в «LEGENDA Дальневосточного» от типовых коммерческих помещений современных новостроек?
В первую очередь – это расположение на первой линии вдоль Дальневосточного проспекта и улицы Коллонтай с высоким пешеходным и автомобильным трафиком. Удобные отдельные входы с улиц, панорамное остекление, которое позволяет сделать эффектные витрины, выделенные места под рекламные вывески на фасадах – все это будет способствовать постоянному пешеходному трафику. А благодаря высоким потолкам, правильной геометрии помещений, отсутствию несущих стен и минимуму колонн внутри бизнес сможет адаптировать пространство под свои потребности.
Приобрести smart-коммерцию можно на условиях единовременной оплаты, в рассрочку и по программе лояльности для постоянных клиентов. Также сразу четыре банка – ПАО Банк Санкт-Петербург, Абсолют Банк, Банк Санкт-Петербург и СМП Банк – предоставляют ипотечный кредит на покупку коммерческой недвижимости.
Кроме того, при желании покупатель сможет воспользоваться специальной программой от LEGENDA по поиску арендатора. Застройщик свяжет собственника или потенциального покупателя с заинтересованным в помещении арендатором для обсуждения условий сотрудничества. Данная программа бесплатна для участников.
Контакты
Legenda Intelligent Development,
телефон: +7 812 649-71-24
Ссылки
Что можно открыть, имея помещение: идеи для малого бизнеса в квартире, нежилом или подвальном помещении
Представьте себе ситуацию: энергичный гражданин, не обладающий весомым капиталом, решил начать собственное дело. Его главный актив – площадь, которую можно использовать для ведения бизнеса. Сбережения есть, но их немного. Какое предприятие можно открыть в помещении, имеющемся в наличии?
Для ответа нужны уточнения. Возникает встречный вопрос – а что за помещение? Просторное ли оно? Это подвал, сарай или часть многоквартирного дома? На каком этаже находится объект? Подведены ли коммуникации, и какие? Есть и другие условия, определяющие направление деятельности. Что умеет хозяин, и чем бы ему хотелось заниматься?
Эта статья не для магнатов и олигархов. Прочитать ее будет полезно обычному человеку, озабоченному добыванием хлеба насущного. Чаще всего, ему нужно определиться с тем, каким ремеслом можно заработать в небольшом жилом помещении, какой-то пристройке, гараже или подвале, принадлежащем владельцу на законных основаниях. Варианты есть, и их немало.
Четыре ошибки, которые допускают владельцы помещений
Да, сначала о типичных ошибках, допускаемых владельцами помещений, пригодных для ведения бизнеса. Почему так? А потому что нерациональное распоряжение ресурсами по всем законам экономики ведет к краху. Человек, не поставивший себе конкретной цели, вряд ли достигнет желаемого результата, а он практически всегда представляется одинаково: возможность вести обеспеченную жизнь. Иными словами, нужен достойный доход.
Итак, начнем хит-парад наиболее распространенных ляпов.
Сначала ремонт – потом идеи
Природа этой ошибки имеет психологические корни. Зайдя в цоколь собственного дома (например), будущий предприниматель порой смотрит на него с отвращением. Облупившиеся стены, влажные разводы на потолке, подгнившие доски пола и прочие «прелести» запустения как бы неслышно вопрошают: «Какой бизнес можно открыть в подвальном помещении, да еще в таком?» Руки сами тянутся к мастерку, терке и прочим инструментам. Это можно. Навести элементарный порядок, наверное, необходимо. А вот вкладываться в капитальный ремонт не стоит до тех пор, пока не выработана концепция коммерческого использования помещения. Масштабные работы не только могут оказаться напрасными – есть вероятность, что они принесут вред.
Пример – снесена перегородка, казавшаяся ветхой. Не исключено, что потом ее придется вновь ставить и тратить на это деньги. Стена отлично оштукатурена, выровнена и зашпаклевана по профилям, и вдруг оказывается, что на ней не хватает розеток. В общем, можно «утром ремонт, а вечером идея», но сначала всегда она.
Свое дело будет выгоднее аренды
Первая мысль хозяина о выгоде от помещения, как раз и состоит в том, чтобы сдать его в аренду. Но потом его начинают терзать сомнения: ведь кто-то же будет регулярно платить за площадь, что-то на ней делать и еще получать прибыль. А чем он глупее? Ведь можно открыть в нежилом помещении магазин, например, и зарабатывать больше! Или мастерскую какую-то. Или еще что-то.
Эти рассуждения не лишены логики, но и не всегда справедливы. Ведь нередко арендатор опытен в своем бизнесе, уже развил его, имеет нужное оборудование, клиентуру, каналы снабжения и сбыта. Всего этого нет у собственника помещения, решившего вдруг получать от него выгоду и раньше об этом почему-то даже не думавшего (что само по себе наводит на мысль об отсутствии предпринимательской хватки).
Так что следует взвесить все аргументы в пользу собственного дела и аренды. Возможно, сдача помещения будет выгоднее. А рисков и хлопот намного меньше.
Вносить цену аренды в затратную часть не нужно
Свое помещение – как собственные деньги. Вроде бы пользоваться им можно бесплатно, но если актив «не работает», то косвенно он приносит убытки. Всегда нужно помнить о том, что полезная площадь могла бы давать прибыль, даже если ее просто сдать в аренду (см. предыдущий пункт). И этот минимальный доход следует учитывать в себестоимости товара или услуги. Зачем это нужно, если помещение свое? Для того чтобы правильно оценивать рентабельность.
Дорогие товары и услуги принесут больше прибыли
Азбучная истина бизнеса состоит в том, что на успешность влияет не цена, а востребованность. Перед тем как открыть магазин в маленьком городе, следует изучить потребительские предпочтения с учетом района, величины посетительского трафика и покупательской способности населения, в целом. Вполне возможно, что недорогие товары будут пользоваться высоким спросом, даже если такие же предлагаются в супермаркете несколько дешевле. Имеют значение «фишки» в виде продуктов, которых больше нигде нельзя приобрести – поход за ними побуждают покупать и другие позиции, за которыми идти куда-то специально будет просто лень.
Какой бизнес открыть
Решение о том, какой бизнес открыть в маленьком помещении, зависит от многих факторов, таких, как:
Последний фактор является первоочередным для бизнеса, зависящего от активности посетителей. Рассмотрим его подробнее.
Центральная часть города
В центре даже небольшого города располагаются наиболее престижные заведения общественного питания и самые популярные торговые точки. Независимо от вида помещения, оно стоит дороже, чем такое же, но в спальном районе. Подвалы и полуподвалы могут использоваться в качестве художественного салона с выставками-продажами, элитного бутика, спортивного зала, кабинета врача-психолога, частного музея или магазина с нестандартным ассортиментом. Отличный вариант – небольшая чайная или кофейня, но, выбирая, желательно объективно оценить уровень конкуренции.
Следует учитывать особые требования, предъявляемые муниципальными властями к бизнесу в исторических районах. Наверняка возникнут трудности с подвозом грузов по причине ограниченности автомобильного движения. О создании какого-либо дискомфорта прохожим не может идти и речи.
Варианты организации ремонтной мастерской (по мобильным телефонам, ноутбукам, компьютерам, бытовой технике) востребованы, но для их реализации нужны профессиональные умения.
Спальные районы
Заняться бизнесом в жилом доме, даже многоквартирном, можно, но этот вариант обладает определенной спецификой. Конечно, формально (по закону) шуметь можно с девяти утра до восьми вечера, но опыт показывает, что конфликты с соседями до добра не доводят.
В собственной квартире целесообразно заниматься делами тихими и требующими особых навыков. Для этого лучше всего выделить отдельную комнату и в ней, например, репетиторствовать или переводить тексты на иностранные языки.
Есть и кустарно-производственные варианты. Немало людей изготавливают дома товары, пользующиеся спросом, в том числе, относящиеся к продовольственной группе.
Рекомендуются некоторые меры предосторожности, противоречащие условиям успеха в других видах бизнеса. В частности, нежелательно, чтобы в жилище толпились посетители. Лучше вообще обойтись без чужих глаз. Для этого вопросы снабжения и сбыта нужно решать в «нейтральной» зоне, а платежи принимать на электронные кошельки или банковскую карту.
Особенности выбора для больших пространств
Промышленные зоны – часть любого индустриального города. Помещения на территориях закрывшихся предприятий иногда пустуют. Обычные граждане такими объектами владеют крайне редко, но в жизни случается всякое.
Обычно в отдаленные от центра районы легко подъехать по междугородной трассе. Первое, что приходит на ум при оценке перспектив использования просторных помещений – склад или производство. Не стоит зацикливаться на этих простейших вариантах, хотя они, безусловно, хороши. Просторное помещение бывшего цеха можно гордо назвать лофтом и организовать в нем все что угодно: модный молодежный клуб, спорткомплекс, гимнастический зал, а если этаж первый, то и станцию техобслуживания автомобилей или мойку.
Табу в домашнем бизнесе
Помещения всегда относятся к одному из двух видов фондов (жилому и нежилому). Разница между ними очевидна, исходя из названий.
В отношении использования жилого фонда для предпринимательства присутствуют признаки правовой коллизии. Одновременно действуют две юридические нормы, которые, как кажется, противоречат друг другу:
Иными словами, противоречия нет, а в жилом фонде можно делать практически все, что не мешает соседям и не относится к промышленному производству.
Само собой разумеется, что товары и услуги, предоставляемые собственником помещения должны быть легальными. В противном случае, применяются статьи уже не Жилищного, а Уголовного кодекса Российской Федерации. Не может идти и речи об организации подпольных игорных заведений (катранов), торговле алкоголем и содержании притона, сколь бы прибыльными эти занятия ни представлялись.
Не требуется перевода жилого помещения в нежилой фонд, когда для осуществления трудовой индивидуальной деятельности его строительная конструкция не изменяется.
Главный минус состоит в том, что расходы на содержание площади (ЖКХ) не учитываются в качестве издержек предпринимателя. Исключение составляет оплата телефона, специально проведенного и зарегистрированного на ИП для его коммерческих нужд.
Перевод в нежилой фонд обязателен, если возникла надобность в перестройке (перепланировке), после которой квартиру нельзя использовать для проживания. Например, из объекта на первом этаже хозяин хочет сделать магазин или разместить там парикмахерскую. Прихожей, гостиной и спальни больше нет. Помещение теперь нельзя даже назвать квартирой. Работы по перепланировке нужно начинать после перевода в нежилой фонд, но не раньше.
Исходя из этих логичных ограничений, можно формулировать идеи для бизнеса на маленькой площади (в 20 квадратных метров или около того) по месту проживания гражданина. При увеличении оборотов встанет вопрос о переводе предприятия в помещение нежилого фонда, но эта проблема решаема. А пока дозволяются следующие направления, реализуемые в собственной квартире:
Примером может служить изготовление керамических поделок. В квартире их можно выполнять из полимерных композиций, затвердевающих при комнатной температуре. Обычная глина требует обжига в специальной муфельной печи, а, следовательно, потребляет большое количество электроэнергии. Обычная проводка не выдержит, а требования к безопасности выходят за рамки бытовых.
Мелкое производство некоторых востребованных товаров бывает специфичным. К примеру, разведение червей для рыбаков, изготовление гумуса или копчение рыбы вряд ли возможно в городской квартире. Но гараж или иное помещение, удаленное от соседей, вполне для этого годится.
Хитрости
Главная задача любого бизнесмена состоит в расширении сбыта. Предпринимателю, ведущему деятельность в собственном помещении, доступны следующие приемы продвижения коммерческого продукта:
Законы бизнеса одинаково работают для крупных и мелких производителей. Следует изучать методы маркетинга и применять их по мере возможности.
Как продавать товары, произведенные на дому
Существуют два основных способа реализации «домашних» товаров и услуг – на рынке и через интернет. Кустарь, продающий свой продукт «вживую», вынужден тратиться на сбор. Интерактивное предложение обычно подразумевает доставку. В настоящее время большинство предпринимателей, работающих в собственных помещениях, практикуют комбинацию этих каналов сбыта.
Заключение
Собственное помещение, пригодное для ведения коммерческой деятельности, может стать ценным активом. Его наличие не гарантирует предпринимателю успеха, но служит его основой, по крайней мере, в начальный период.
Главное не площадь, а интересная бизнес-идея.
В некоторых случаях следует рассматривать возможность сдачи в аренду объекта недвижимости с целью извлечения стабильного пассивного дохода.
Бизнес на первом этаже: как заработать на арендном бизнесе в 2021 году
Один из популярных у частных инвесторов способов заработка — сдача в аренду специально купленных квартир. Но в последнее время ставки аренды жилья в Москве не успевают за темпами роста цен на квартиры. Эксперты все чаще говорят, что покупка коммерческого помещения с точки зрения арендного дохода выгоднее покупки жилья — ставки аренды выше, а срок окупаемости вложений короче.
Как быть инвесторам в 2021 году? Эксперты рассказали, в чем особенности вложений в нежилые помещения на первых этажах многоквартирных домов, сколько стоят такие помещения в Москве и по каким ставкам их можно сдавать.
Сколько стоят помещения на первых этажах
Цены на нежилые помещения на первых этажах под размещение различного арендного бизнеса зависят от класса проекта, расположения, ликвидности помещения, метража и их возможного функционала. По оценке консалтинговой компании RRG, в Москве они начинаются от 200 тыс. руб. за 1 кв. м и могут превышать 500 тыс. руб. за «квадрат». Большие помещения будут стоить дешевле. Например, аренда площадей под фитнес-центр, частный детский сад или другое дошкольное образовательное учреждение (ДОУ) обойдется от 100 тыс. до 160 тыс. руб. за 1 кв. м. Кроме того, стоимость нежилых помещений очень сильно зависит от самого ЖК и его местонахождения, цены могут начинаться от 90 тыс. руб. за 1 кв. м в отдаленных спальных районах столицы, говорит генеральный директор консалтинговой компании DNA Realty Антон Белых.
В отличие от квартир, цены на нежилые помещения почти не изменились за год, то есть они растут только по мере заселения конкретного комплекса: чем больше людей там живет и чем меньше в ЖК свободных помещений, тем выше цены на оставшиеся, пояснил Антон Белых.
Ставки аренды и доходность арендного бизнеса в новостройках
В помещениях торгового назначения арендные ставки выше, но и сроки окупаемости короче. Эксперты отмечают, что стрит-ретейл по уровню доходности на столичном рынке аренды занимает лидирующие позиции. Средний показатель по спальным районам достигает 10–12%, в центре — 8–10% со сроком окупаемости 10–12 лет, подсчитали аналитики. Но общей цифры для стрит-ретейла нет — каждое помещение уникально.
Несмотря на более высокую доходность помещений на первом этаже, это более сложный продукт, чем квартиры. Успех работы таких помещений на своего владельца зависит от совокупности факторов: назначения (офисы, торговля, услуги и т. п.), местоположения, планировки, транспортной доступности, окружения и других. Иногда неудачность даже одного из этих показателей делает покупку помещения невыгодной, поэтому покупателю стоит заранее все просчитать. Доход арендодателя зависит от ставки аренды, а не от вида бизнеса, размещенного на площадке, а размер ставки зависит от договоренностей сторон и работы консультанта, говорит Антон Белых.
Средние значения ставок аренды таких помещений сложно рассчитать, утверждают эксперты. Но в целом если говорить о новых жилых комплексах в столице, то, по оценке RRG, ставки варьируются в диапазоне от 25 тыс. до 60 тыс. руб. за 1 кв. м в год. Исключения составляют помещения в непосредственной близости от метро, для которых арендные ставки работают по законам классического стрит-ретейла и могут доходить до 100 тыс. руб. в год, и условно торговые помещения, которые, скорее, функционально ближе к офисным, где ставка аренды варьируется от 12 тыс. до 25 тыс. руб. за «квадрат» в год, пояснили аналитики компании RRG.
Наименьшие ставки аренды в столичных домах, которые расположены «в чистом поле» и реновационных пятиэтажках вдали от людских потоков, самые высокие — в ЖК около метро и в густонаселенных комплексах, отмечает Антон Белых. В среднем, по оценкам DNA Realty, речь идет о 1,5–3 тыс. руб. за 1 кв. м в месяц. Для сравнения: в ЖК «Новокосино-2» помещения сдаются по 0,8–1,2 тыс. руб. за 1 кв. м, а в ЖК ONLY — уже от 3,7 тыс. до 4,3 тыс. руб. за 1 кв. м. «Чем меньше площадь помещения, тем выше ставка — если в ЖК почти все помещения в среднем по 70–100 кв. м, то наиболее дорогим будет помещение 30–40 кв. м. Разница в цене за 1 кв. м может достигать 30%, так как такие помещения наиболее ликвидные и востребованные более широким числом арендаторов», — поясняет эксперт.
Наиболее востребованы сейчас помещения под алкомаркеты, аптеки, пекарни, продуктовые магазины или мини-маркеты, салоны красоты, маникюрные студии и барбершопы, говорит Антон Белых. По его словам, эти арендаторы всегда наиболее стабильные, платят самые высокие ставки аренды и арендуют площади на длительный срок, крайне редко съезжая, так как их бизнес востребован среди жителей ЖК.
«Часто на старте заселения помещения активно арендуют магазин стройматериалов и мебели. Но, как правило, через два года после заселения спрос на их товары падает — и они уходят, заработав и собрав все сливки с комплекса. Так что сдавать площади таким арендаторам можно, лишь понимая, что, скорее всего, через пару лет вам придется искать им замену, зато им можно накинуть надбавку к ставке за риск», — отмечает Антон Белых.
Читайте также
Кто покупает первые этажи для бизнеса
В основном покупатели площадей на первых этажах в новостройках Москвы — это частные инвесторы. Под свои нужды помещения также покупают супермаркеты, фитнесы, ДОУ, салоны, клиники, но они все равно расценивают покупку как инвестицию и прикидывают, за сколько можно сдать в аренду или перепродать помещение, если бизнес не пойдет, говорит руководитель департамента брокериджа коммерческой недвижимости компании RRG Светлана Ярова. С этим мнением согласен Антон Белых. По его оценке, более 80% помещений в новостройках покупается для сдачи в аренду, так как ведение бизнеса на собственных площадях актуально и экономически обоснованно лишь для небольшого числа бизнесов. Помещения для собственных нужд часто покупают стоматологии, медицинские центры, фитнес-центры, у которых очень большие сроки окупаемости и вложения в открытие, поэтому им очень опасно зависеть от договора аренды и прихотей арендодателя, поясняет гендиректор DNA Realty.
«Покупка помещений для собственного бизнеса актуальна лишь для тех, кто не планирует масштабировать сеть, а таких очень мало, так как на стоимость одного помещения в собственность можно открыть пять — десять точек по аренде и снизить сроки окупаемости вложений с семи — десяти до пары лет», — считает Антон Белых.
Читайте также
Какие помещения подходят для бизнеса
Инвесторам стоит обратить внимание на помещения в видовых, легко доступных зонах с красивой входной группой, рекомендует Светлана Ярова. Также, по ее словам, желательно, чтобы у помещения была удобная зона загрузки товара, достаточное количество кВт, которое позволит подключать различное электрооборудование, необходимое для бизнеса, высокие потолки, возможность выдержать достаточную нагрузку на пол (от 400 кг/кв. м) — такие помещение подойдут для широкого круга арендаторов, в том числе для размещения магазина. Важно также обратить внимание на перспективы развития района в целом, конкуренцию, сроки реализации, удобство планировки и возможность размещения востребованных бизнесов — магазина, кафе, клиники, аптеки и др., добавляет эксперт.
Наименее востребованы помещения с торца дома, с видом на лес, поле или свалку, магистраль без парковки и с шумовыми экранами, закрывающими обзор помещения, а также помещения со двора или с закрытой территории, считает Антон Белых. Также, по его словам, неинтересны помещения с подвалами, антресолями, на вторых этажах, менее интересны помещения без витрин, с множеством ступенек при входе или внутри помещения.
Антон Белых, генеральный директор консалтинговой компании DNA Realty:
— Никогда не стоит покупать помещения с кабинетной планировкой, это сразу ограничивает пул арендаторов и дает большой дисконт к ставке аренды. В панельных домах, увы, все помещения такие, поэтому я всегда рекомендую выбирать современные дома с зальной открытой планировкой и минимумом несущих стен. Идеально для сдачи подходят помещения с двумя входами, угловой витриной на две перпендикулярные улицы, только на открытой территории, без заборов и пропускного режима, с большим числом витринных окон и с местом под рекламу.
Также всегда интересны помещения напротив остановки транспорта, парковки, рядом с большим супермаркетом, поликлиникой, детским садом, въездом на паркинг, около выхода из метро или на самом въезде в ЖК, то есть около тех мест, где люди постоянно ходят или ездят. Для многих арендаторов важно наличие окон или второго входа со двора, но это уже опционально, как правило, в ЖК помещения небольшой площади вторым входом не оборудованы. Также выгодно покупать уникальные помещения с площадью меньше или больше остальных.
От редакции: настоящая статья не содержит предлагаемой стратегии инвестиций и имеет исключительно ознакомительный характер
Бизнес на дому: чем можно и чем нельзя заниматься в квартирах
В последнее время растет популярность бизнесов на дому. Каждый хоть раз в жизни стригся у мастера дома или покупал десерты из домашней кондитерской. Преимущества такого предпринимательства — экономия ресурсов, поскольку не надо тратить время на дорогу до салона и деньги на аренду помещения. Для потребителя подобные услуги тоже обычно дешевле.
Но бизнес на дому можно организовать далеко не всегда. В одних случаях потребуются специальные разрешения, в других — придется переводить квартиру в нежилое помещение, покупать оборудование и делать отдельный вход. Вместе с юристами рассказываем, что можно делать в квартире, а что нельзя.
Что можно делать в квартире
В квартире можно организовать небольшой бизнес — например, готовить десерты на заказ, шить одежду или собирать букеты. На дому разрешено оказывать услуги в сфере красоты (маникюр, парикмахерские услуги и другие). Для этого не потребуется переводить квартиру в нежилое помещение, рассказала юрист адвокатского бюро Asterisk Софья Волкова.
Квартиру можно использовать для профессиональной, научной и творческой деятельности. Организовать домашний офис могут программисты, дизайнеры или юристы — в законе нет ограничений. Например, адвокат может разместить свой кабинет в жилом помещении, которое принадлежит ему или членам его семьи, добавила член Ассоциации юристов России Мария Спиридонова.
«Жилые помещения, занимаемые адвокатом и членами его семьи по договору найма, также могут использоваться для адвокатского кабинета, но с согласия наймодателя», — уточнила она.
Домашний бизнес не должен нарушать права и интересы других собственников и соседей — например, из-за постоянной загруженности лифта или шума в подъезде. Также должны соблюдаться противопожарные и санитарно-эпидемиологические правила. «В особенности это касается работающих со специальным оборудованием и инструментами. Например, понадобится организовать пространство для дезинфекции инструментов тем, кто делает маникюр на дому», — объяснили Софья Волкова.
Зарегистрироваться в качестве ИП или самозанятого
Тем, кто хочет начать вести бизнес в квартире, нельзя забывать, что эта деятельность является предпринимательской и требует регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или самозанятого. Платить налоги и делать отчисления в пенсионный фонд обязательно, напомнила Софья Волкова.
Заниматься бизнесом без регистрации, даже в своей квартире, незаконно и чревато санкциями. Административный штраф за это составляет от 500 до 2 тыс. руб. «Если налоговая докажет, что человек является предпринимателем и скрывает доход, то к административному штрафу добавится предписание на выплату до 40% незадекларированного дохода и штраф в размере 10 тыс. руб. Если незаконный доход превысит 2,25 млн руб., это может привести к уголовной ответственности», — предупредила она.
Бизнес с переводом квартиры в нежилое помещение
Не всеми видами предпринимательской деятельности получится заниматься в квартире. Если косметологические услуги мастер может оказывать на дому, то открыть салон красоты или массажный кабинет в квартире уже не получится. Для этого потребуется перевести помещение в нежилое и получить лицензию, уточнила частнопрактикующий юрист Наталья Тарасова.
То же самое касается полноценных кондитерской и ателье, кафе, частного детсада или кухни по приготовлению еды на заказ. Для этого также необходимо перевести квартиру в нежилое помещение с отдельным входом и собственной системой вентиляции.
Аналогично обстоит дело с хостелами и гостиницами, которые ранее были расположены в квартирах. С 2019 года закон запрещает заниматься гостиничным бизнесом в жилых помещениях. «Сделать из квартиры гостиницу получится, только если она находится на первом этаже или на втором при наличии под ней нежилого помещения. Все гостиницы обязаны пройти проверку и получить от Ростуризма документ о соответствии требованиям», — отметила Софья Волкова.
За несоблюдение этого требования грозит административная ответственность за использование жилого помещения не по назначению. Для граждан штраф составляет до 1,5 тыс. руб. «Необходимо серьезно отнестись к соблюдению противопожарных, санитарных и градостроительных норм, не забывая об интересах жильцов и их безопасности. Иначе жильцы могут пожаловаться в Роспотребнадзор», — добавила эксперт.
Перевод жилого помещения в нежилое
Перевод жилого помещения в нежилое возможен не всегда. Он допускается, только если квартира расположена на первом этаже либо непосредственно над нежилыми помещениями. Также нежилое помещение должно иметь отдельный вход и соответствовать пожарным и санитарным нормам.
Кроме того, для перевода квартиры в нежилое помещение потребуется получить согласие собственников примыкающих помещений и заручиться большинством голосов на собрании собственников жилых и нежилых помещений, расположенных в доме.
Что под запретом
Сложнее всего тому, кто хочет начать в квартире свое производство — делать этого нельзя. В жилых помещениях запрещено открывать крупное производство и устанавливать оборудование, которое будет мешать соседям и превышать допустимый уровень шума и вибрации, отметила Софья Волкова.
«Если говорить о категорических запретах, то это еще заведения, работающие после 23:00, склады, учреждения ритуальных услуг, рыбные магазины, прачечные, химчистки, бани и сауны. Не могут продаваться в жилых домах и взрывоопасные материалы, автозапчасти и шины», — добавила Наталья Тарасова.
Также в жилых помещениях запрещается размещение приютов для животных. Хотя закон не устанавливает ограничение по количеству домашних животных, которых можно содержать в квартире, к приютам для животных установлены специальные требования. Они должны быть размещены в специально предназначенных для этого зданиях, строениях и сооружениях.
Резюме
Если вы хотите использовать свою квартиру для ведения небольшого бизнеса, следует соблюдать несколько правил: