Что открыли финикийцы 5 класс география таблица

Финикийские мореплаватели — открытия и интересные факты о путешествиях

В восточной части Средиземного моря около 4 тысяч лет назад появились финикийцы. В древности эти люди прославились как искусные строители кораблей и исследователи. Финикийские мореплаватели первыми открыли земли, о которых другие народы даже не подозревали. Путешественники внесли существенный вклад в развитие многих государств.

Что открыли финикийцы 5 класс география таблица

История народа

Слово «Финикия» переводится как «пурпурная». Племена финикийцев добывали материал, из которого делалась пурпурная краска. Другая версия гласит, что название народа образовано от слова «фенеху», которое в переводе означает «кораблестроители». Финикийцы делали лучшие корабли, которые выдерживали непогоду, и могли добраться до самых труднодоступных земель. Этот народ считается создателем многоярусных весельных лодок.

Финикийцев малосведущие люди воспринимают наравне с викингами. Обогащались последние исключительно благодаря грабежам: скандинавы жили на суровых землях, где было тяжело выращивать пищу.

Что открыли финикийцы 5 класс география таблица

Земли Финикии тоже не славились плодородием, на ее территории постоянно шли дожди. Единственный материал, который был в достатке, — лес. Народ научился строить корабли, которые позволили заниматься торговлей с соседями. Финикийцы наживали богатство торговлей, а не разбоем, как викинги.

Их накопления шли на благие дела:

Морские пути

Что открыли финикийцы 5 класс география таблица

Исследования, успешная торговля и путешествия финикийских мореплавателей позволили им создать множество городов и наладить куплю-продажу в Северной Африке, на Атлантическом побережье и почти во всех портах Средиземного моря. Карфаген, один из самых знаменитых городов древности, был основан этой народностью. Благодаря удачному географическому положению он процветал и служил защитой для колоний финикийцев.

Великие мореплаватели проложили десятки маршрутов, исследовали множество морей и земель. При этом им не помогала стрелка компаса и другие хитрые приборы — они ориентировались только по солнцу и звездам. Интересно будет узнать, какие открытия совершили финикийские мореплаватели. Они открыли:

В VII веке до н. э. финикийцы сумели обогнуть Африку. Они доказали, что континент со всех сторон окружен водой, кроме места соединения с Азией. До них никто не совершал плаваний вокруг Африки. Мореплаватели оказались в другом полушарии Земли и обнаружили, что солнце находится с иной стороны. Это натолкнуло их на мысль, что наша планета может быть круглой. В те времена многие восприняли эту информацию с недоверием.

Что открыли финикийцы 5 класс география таблица

Финикийцы прошли через Гибралтарский пролив примерно в 500 году до н. э. Они основали несколько колоний, позже добрались до Гвинейского залива.

Несмотря на многие открытия мореплавателей, мало кто отправлялся в новые земли. Финикийцы держали в тайне бо́льшую часть маршрутов, чтобы торговать с обнаруженными городами без конкуренции со стороны соседних народов. Такой подход позволял им завышать цены при продаже товаров иноземцам и за баснословные суммы продавать соотечественникам диковинки из далеких земель. Выяснилось, что до XV века почти никто, кроме финикийцев, не торговал с африканскими поселениями.

Путешествие в Индию в древние времена было редкостью. Никто не знал точного местоположения земель, многие верили, что там нет ничего, кроме бесконечного океана.

Финикийцы первые добрались до земель Великобритании. Они завезли туда янтарь и олово.

Изобретения и достижения

Некоторые вещи финикийцы изобретали самостоятельно. Другие знания и технологии они заимствовали у народов, с которыми вели торговлю. Финикийцев можно сравнить с современными инвесторами: они видели интересный проект, вкладывали в него деньги и получали прибыль.

Что открыли финикийцы 5 класс география таблица

Их самыми значительными достижениями считаются:

Мореплавание и торговля

Что открыли финикийцы 5 класс география таблица

Историкам известны интересные факты о финикийских мореплавателях. Древние мастера научились создавать корабли с килем, покрывали поперечные ребра корпуса обшивкой. Такие инновации делали движение судна быстрее, увеличивали надежность.

Над палубой создавались отделения, в которых перевозилась часть груза. Прочный корпус выдерживал свирепые штормы.

Снизить вероятность потери корабля позволяли рукотворные бухты. Их строили на пути следования кораблей, чтобы в случае угрозы моряки могли завести судно в безопасное место и переждать непогоду.

Благодаря надежности корабли редко шли на дно, поэтому и убытки у финикийцев были минимальные. Это позволяло быстрее развивать торговлю. Учитывая, что кораблям требовались месяцы и даже годы, чтобы сделать рейс туда-обратно, каждое затонувшее судно наносило ощутимый урон экономике финикийцев. В торговле преимущественно использовали следующие товары:

Возвращаясь домой, финикийцы везли различные вещи. Из Испании они доставляли серебро и медь, из Египта — папирус и зерно. В Урарту мореплаватели закупали мулов и лошадей, в Аравии — овец. Со многих земель они привозили рабов.

Что открыли финикийцы 5 класс география таблица

Покупка рабов требовалась как для постройки новых кораблей, так и для использования их труда на весельных судах. Мощные и быстроходные корабли финикийцев иногда нападали на суда других государств. Небольшие поселения также подвергались нападению, из пленников делали рабов. Невольников не всегда оставляли себе — за них платили высокую цену многие государства.

Нападение на мирных граждан — это пиратство. Называть всех финикийцев разбойниками будет некорректно. Большинство из них — мирные торговцы. Пиратов нельзя отнести к определенной национальности или стране. Они являются сборищем негодяев со всех концов света, которые объединяются ради легкой наживы.

На удачно расположенных землях торговцы создавали колонии. В них производились товары для последующей продажи. Колонии были удобны тем, что они могли торговать с ближними поселениями, находящимися на суше. Мореплаватели же имели дело только с городами, стоящими у моря.

Особенности строения кораблей

Судно становилось домом для путешественников на долгие месяцы и годы. Его постройка доверялась проверенным плотникам. Подготовить корабль к дальнему переходу — занятие для высококлассных мастеров. Финикийское торговое судно было примерно таким:

Что открыли финикийцы 5 класс география таблица

Финикийцы были удачными торговцами и мореплавателями только благодаря плотникам, которые превратили судостроение в вид искусства.

История финикийских мореплавателей входит в тему урока по истории 5 класса. Дети изучают географию мест, в которых вели торговлю путешественники. С помощью контурных карт ученики закрепляют знания о древнем мире.

Значение исследований финикийцев огромно. Они оказали влияние на развитие древних земель. Торговля с разными государствами позволила ускорить прогресс многих стран, восполнить недостаток ресурсов, которые невозможно добыть в некоторых природных условиях.

Корабли, построенные по технологиям финикийцев, по многим параметрам считались лучшими до XIX века. Если бы не постройка пароходных судов, то их владычество на море могло продолжаться еще дольше.

Источник

Урок истории в 5-м классе на тему: «Важнейшие открытия и достижения финикийцев»

Тема урока: Важнейшие открытия и достижения Финикийцев.

Тип урока: объяснение нового материала.

Ход урока

Задание №1. Решите кроссворд.

Что открыли финикийцы 5 класс география таблица

Задание 2. Ответьте на вопросы.

— Кто из жителей Двуречья или героев сказаний мог бы произнести такие слова, по какому поводу они могли быть сказаны?

-Я начертал мои драгоценные слова на камне, чтобы сильный не притеснял слабого! Я дал сиять справедливости в стране!

2. Сообщение темы и цели урока.

Сегодня на уроке мы будем изучать историю новой для вас страны Финикии, познакомимся с важнейшими открытиями и достижениями финикийцев в области культуры, которые будем записывать в тетрадь; выясним основные занятия финикийских мореплавателей. Познакомитесь с эстетическими представлениями (представлениями о прекрасном) финикийцев.

3. Изучение нового материала.

(Запись темы урока в тетрадь)

Торговые пути из Двуречья выходили к государству с красивым названием Финикия. Жители его были замечательными мастерами, мореплаватели бороздили просторы морей и океанов. В конце урока вы должны будете ответить на следующий вопрос: Какие открытия были сделаны финикийцами?

Сейчас эту территорию занимает страна, которая называется Ливан (обращение к политической карте).

Финикия располагалась на восточном побережье Средиземного моря. На узкой полоске земли между морем и цепью Ливанских гор не было крупных рек и долин с плодородными почвами. Да и места здесь мало для полей и пастбищ. Проходили века, жизнь шла вперед. Маленькие долины покрылись полями и садами. Финикийцы сажали виноградники и рощи оливковых деревьев. Когда поспевал виноград, спелые ягоды сваливались в огромные каменные ящики, и тогда десятки юношей и девушек с радостным смехом и веселыми песнями топтали их босыми ногами, выдавливали темно-красную “виноградную кровь”, чтобы она, перебродив, превратилась в сладкое вино. В песнях восхвалялась богиня плодородия Астарта (показать слайд), впервые научившая людей возделывать виноград и приготовлять из него напиток, веселящий людей и богов.

Покончив со сбором винограда, финикийцы отправлялись в оливковые рощи. Палками сбивали созревшие маслины и выжимали из них душистое масло.

О каком из достижений финикийцев идет речь?(Запись в тетрадь виноградное вино и оливковое масло)

Прошло еще несколько веков, и страна преобразилась. Маленькие рыбачьи поселки превратились в крупные города, такие как Библ, Сидон, Тир. В финикийских городах было много искусных ремесленников.

(Сообщение ученика) Пурпурная краска

Некоторые финикийцы, взяв в руки два тяжёлых камня, ныряли на дно моря и добывали оттуда маленькие чудесные раковины. На вид раковины были невзрачны. Но из каждой можно было выдавить несколько капель густой жидкости. Это была замечательная пурпурная краска. Владельцы ткацких мастерских давали за маленький сосудик, наполненный такой краской, слиток серебра весом в два сикля.(8, 4 грамма) Одежды, окрашенные в пурпур, сверкали на солнце. Если краску замешивали погуще, ткань становилась лиловой, если пожиже — она алела, как будто обрызганная кровью. Можно было стирать пурпурную одежду каждый день в речной и морской воде, в холодном, как лёд, горном ручье и в котле с бурлящим кипятком, а она не линяла; казалось, что её только вчера покрасили. Такую одежду охотно покупали цари и князья, жрецы и военачальники.

— Что именно было изобретено финикийцами (Запись в тетрадь пурпурная краска)

(Сообщение ученика) Зеркала и стекло.

Был и ещё один выгодный промысел. На юге страны, у подножия горы Кармил, весь морской берег был покрыт белым, чистым песком. Изобретательные люди смешивали его с селитрой и плавили, как медную руду, терпеливо очищая от всяких примесей. Получалось прозрачное стекло, из которого выдували маленькие, изящные сосудики для душистых благовоний или отливали круглые зеркала, в которых лица людей отражались яснее, чем в старых, желтоватых бронзовых зеркалах.

Изготовление стекла приносило большой доход, и соседи, проходя мимо мастерских, где дымились печи стекольщиков, с завистью говорили: “Они сосут богатства морей, из песка добывают сокровища!” Но не только песок шёл в ход. Блестящие камешки, раковины и даже битый хрусталь, привезённый из Индии, бросался в печи и давал новые, более тонкие и прозрачные сорта стекла.

— Какой вид промысла также приносил доход финикийцам?(Запись в тетрадь зеркала и стекло)

Что открыли финикийцы 5 класс география таблица

(Сообщение ученика) ТОРГОВЛЯ И МОРЕПЛАВАНИЕ

Финикийские купцы торговали по всему Средиземному морю. Из своей страны они везли ткани, выкрашенные пурпурной краской, сосуды и бусы из стекла, бревна из ливанского кедра, оливковое масло и виноградное вино. Из Египта вывозили зерно, полотно, тонкие желтоватые листы папируса, с острова Кипр медь, из Испании серебро. Жажда наживы гнала финикийских купцов все дальше и дальше. Возвращались домой через много лет, нагруженные новыми невиданными изделиями, пригоняя скот и закованных в цепи рабов. Пригнав рабов домой, можно было продать их в десять раз дороже.

Но если предоставлялся удобный случай, не стеснялись финикийцы и разбойничать: иногда высаживались на берег и грабили беззащитные поселения. Людей, застигнутых врасплох, похищали и продавали в рабство.

Чем торговали финикийцы?

Что ввозили в страну финикийцы?

Финикийские колонии. В тех краях, где постоянно бывали финикийцы, они стали основывать поселения (мы называем их колониями). Торговля сразу пошла живее. Корабли из Финикии приходили в благоустроенную гавань, и обмен шел уже с соплеменниками, даже с родственниками. В свою очередь жители колоний завязывали отношения с населением окружающих земель и добывали нужные товары. В IX-м веке до н. э. жители Тира основали в Северной Африке Карфаген, который впоследствии стал главным городом крупного государства.

-Что именно создавали финикийцы в тех краях, где они бывали? (запись в тетрадь основывали колонии)

КОЛОНИЯ – поселение финикийцами в чужих землях.(запись в тетрадь)

Древнейший алфавит. Финикийским торговцам необходимо было знать грамоту, чтобы вести свои счетные записи. Но им вовсе не требовалось овладеть всей премудростью иероглифов или клинописи. В Финикии около трех тысяч лет назад придумали более простое письмо. В нем не было таких значков, которые выражали бы целое слово. Каждый значок соответствовал отдельному звуку и был буквой. Поэтому и запомнить все значки было легче, чем сотни иероглифов, — букв было всего двадцать две. Но для гласных звуков финикийцы букв не изобрели. Нам пришлось бы не просто, если бы мы попытались писать по финикийски, без гласных. Попробуйте-ка догадаться — чтздснпсн! (запись на доске)

Финикийский алфавит еще в древности заимствовали греки. Но они изменили его и впервые стали обозначать буквами не только согласные, но и гласные звуки. Некоторыми буквами, у финикийцев выражавшими согласные, в греческой письменности стали передавать гласные. От финикийского и греческого алфавитов произошли все алфавиты в мире, в том числе и наша азбука.

— Каким из изобретений финикийцев люди пользуются и по сей день? (запись в тетрадь финикийский алфавит)

4. Обобщение и систематизация знаний.

Давайте поиграем, я говорю фразу, а вы её заканчиваете. Что продавали Финикийские купцы.

— Ткани выкрашенные (пурпурной краской).

— Сосуды и бусы из (стекла)

— Бревна из ливанского (кедра)

В глубокой древности Финикия и соседние с ней области носили название Ханаан. Название же Финикия этой стране дали греки. “Финикийцы” по-гречески означает “красноватые”, или, точнее, “красящие в багряный цвет”.

Почему именно так называли греки финикийцев?

Ответьте на вопрос.

Более трех тысяч лет назад в Египте и Двуречье ученики писцовых школ тратили на овладение письмом и чтением долгие-долгие годы. Напротив, в древних городах Тире, Библе и Сидоне школьники, едва только начав учиться — проходило каких-нибудь несколько недель,— могли записать и прочитать несложный текст. Чем объяснить различие в сроках обучения грамоте в разных странах древности?

Перечислите открытия сделанные финикийцами?

5. Самостоятельная работа.

1. Древняя страна, расположенная между морем и цепью Ливанских гор:

2. Где был придуман первый алфавит?

3. Что обозначает понятие “колония”?

а) поселение финикийцев в других странах
б) свободная территория
в) город-порт

4. Что вывозили торговцы из Финикии?

а) бумагу и чай
б) сахар и хлопок
в) ткани, изделия из стекла.

5. Как называлась страна, где находились города Библ, Сидон, Тир?

6. Итог урока.

Важнейшие открытия и достижения Финикийцев помогли людям в освоении письма, позволили пользоваться изделиями из стекла, любоваться пурпурной краской. Оценивание учащихся.

7. Д/3 переписать в тетрадь с карточки значение терминов “Финикия” и “колония”, выучить параграф, ответить на вопросы в конце параграфа

Источник

Презентация к уроку

– сформировать у учащихся целостное представление о государстве Финикия, показать вклад финикийцев в мировую культуру;
– развивать умения и навыки работы с историческими источниками, картой, хронологией, понятиями; способствовать развитию умений делать выводы, сравнивать, анализировать;
– воспитывать интерес к предмету.

Тип урока: урок изучения нового материала по курсу “ История Древнего мира”

Ход урока

Постановка проблемы:

– Сегодня мы с вами совершим увлекательное путешествие в прошлое, в страну, которой уже нет на карте. Она носила красивое и вкусное название (какое?) – Финикия. Вы обратили внимание, что я поставила три точки после названия этой страны, что это означает? (Что мысль до конца не высказана)

– И я предлагаю вам побывать в уже привычной роли – ученых востоковедов и изучить подробно историю этой страны. И записать тему в конце урока, когда с этой страной познакомимся поближе.

1. Местоположение и природные условия Финикии. Основные занятия жителей.

– Любому путешественнику, отправляющемуся в путешествие, всегда интересно, где находится страна, куда он отправляется, какая там природа, климат.

– Что в этом нам поможет? (Карта, кстати, это слово финикийского происхождения)

1) А на что влияют географическое положение и природа государства? (На занятия людей).

– Таблица «Природа Финикии и основные занятия ее жителей«

2) Чем могли заниматься жители Финикии, если их государство расположено на берегу моря? (Мореплавание, кораблестроение, торговля, рыболовство, ремесло).

3) В долинах (низменностях) чем могли заниматься жители? (Земледелием). Однако в Финикии земли были неплодородными – на них росли только неприхотливые деревья. Что могли выращивать финикийцы? (Финики, персики, виноград, оливки, торговля ими)

(Скотоводством) – мало места для пастбищ.

4) Что могут дать человеку горы? (Полезные ископаемые). Их в горах Финикии не было. (Лес) А вот леса было много, там растет уникальный материал – ливанский кедр. В связи с этим, чем могли заниматься жители Финикии? (Кораблестроение, торговля, ремесло)

Местоположение и природа ФиникииЗанятия жителей
1) Выход к морю (расположена на восточном побережье Средиземного моря, на пересечении торговых путей).Мореплавание
Торговля
Кораблестроение
Рыболовство
Ремесло
2) НизменностиСадоводство (финики, оливки, виноград, персики)
Торговля
Ремесло
3) Горы и возвышенностиКораблестроение
Торговля
Ремесло

2. Кораблестроение и мореплавание.

– Что было необходимо финикийцам для того, чтобы заниматься мореплаванием и торговлей? (корабли)

Познавательное задание.

– Древние финикийцы были выдающимися мореходами своего времени. Они строили разные типы кораблей – военные и торговые. Догадайтесь, где на слайде они изображены?

– Военные корабли назывались галерами. В носовой части (спереди) у них располагался таран, обитый медью. Галеры были длинными и узкими. Почему военные корабли имели именно такую форму? (Более быстроходные и маневренные).

Их скорость зависела от числа гребцов. Чаще всего гребцами были рабы, прикованные цепями к скамейкам. Почему галеры имели невысокие борта? (Это позволяло грести значительно быстрее).

С какой целью воины на галере развешивали вдоль бортов свои щиты? (Таким способом финикийцы закрывали бойницы корабля от врагов).

– Торговые суда были широкими (их называли «пузатыми») с полукруглыми бортами. Почему финикийские суда были широкими? (Чтобы на корабль поместилось больше товара).

На таких судах было мало гребцов, и шли эти корабли неспешно и только в дневное время. К носу корабля крепился большой сосуд из обожженной глины для хранения питьевой воды. Зачем на корабле нужен сосуд с водой, если вокруг море? (Финикийцы путешествовали по нескольку недель и месяцев).

– Ни один народ не объехал столько стран, сколько финикийцы.

– Что обозначает на карте кружок? (Город)

Термин (запись в тетради). Колония – поселение, основанное на чужой территории.

– Где основали свои колонии финикийцы? (на южном и западном побережье Средиземного моря)

Большая часть населения финикийцев жила за пределами своей страны, они не составляли единого государства. Но между Финикией и колониями сохранялись дружеские отношения.

– Самой крупной финикийской колонией был город Карфаген в Северной Африке. Во время своих плаваний в Испанию финикийцы регулярно заходили сюда, укрываясь от непогоды. Название “Карфаген” переводится как “новый город”.

– Хоть финикийцы и были торговцами, но многие люди их боялись. Дайте заглянем в порт одного из городов Древнего мира.

Работа с документом.

(По рассказу древнегреческого историка Геродота.)

Финикийцы прибыли в греческий город. Они выставили товары на продажу. На берег моря среди прочих женщин пришла и дочь местного царя Ио. Женщины поднялись на корабль и покупали товары. Тогда финикийцы по условному знаку набросились на женщин. Большинство их спаслось бегством. Ио же с несколькими другими они захватили и поспешно отплыли.

1) Что перед нами? (Исторический источник, документ)

2) Почему в греческих городах боялись финикийцев? (Они разбойничали, похищали людей, продавали их в рабство)

3) Почему они так поступали. Как данные поступки их характеризуют? Какая слава могла распространиться о финикийцах?

– Что бы это значило? (на слайде изображена контурная карта Африки и стрелки вокруг нее)

– Финикийские мореходы путешествовали не только по Средиземному морю. На своих кораблях они ходили даже вокруг Африки. Их корабли отплыли из порта в Красном море и лишь на третий год вошли в Средиземное море. Даже Геродот не поверил, что жители Финикии смогли обогнуть Африку.

3. Торговля. Изобретения финикийцев.

– Много путешествуя, финикийские купцы торговали со всеми странами Средиземноморья. Подумайте, а что могли предложить сами финикийские купцы? Работа с учебником стр.70,72. (Виноград, персики, оливковое масло, виноградное вино, финики, кедровый лес, рабов)

– Финикийцы были не только кораблестроителями и мореплавателями. Они были изобретателями. Но все изобретения были так или иначе связаны с морем. Что изобрели финикийцы?

Рассказ учителя. Однажды финикийский корабль, вез груз соды. Он пристал к песчаному берегу. Купцы решили пообедать, развели огонь, достали котелки, но не нашли камней, на которые можно было бы их поставить. Тогда они вместо камней использовали взятые с корабля куски каменной соды. Огонь был сильным, сода расплавилась и смешалась с песком и ракушками: от костра потекли струи прозрачной жидкости.

– Догадайтесь, что открыли финикийцы? (Стекло)

– Финикийские ремесленники научились окрашивать шерстяные ткани особой пурпурной краской. А добывали ее из раковин моллюсков.

Название же Финикия этой стране дали греки. “Финикийцы” по – гречески означает “красноватые”, или, точнее, “красящие в багряный цвет”. Почему именно так греки называли финикийцев?

4. Финикийский алфавит.

– В Финикии придумали очень простую систему письма. Не было в ней таких значков, которые выражали бы целое слово или слог.

– Каждый значок соответствовал отдельному звуку и был буквой.

Поэтому и запомнить все значки было легче, чем сотни иероглифов,— их было всего 22.

– Но букв для гласных звуков финикийцы не изобрели. Нам пришлось бы не просто, если бы мы попытались писать по – финикийски, без гласных.

Попробуйте догадаться, что здесь написано?

КРФГН – Карфаген
ГРВ – Егоров (фамилии одноклассников)
ЙСБКВ – Айсабекова
ВНВ – Иванова
ВЧНК – Ивченко

– Присмотритесь (можно использовать зеркало): финикийские буквы чем-то напоминают буквы нашего алфавита.

(Финикийские буквы – зеркальное отражение букв нашего алфавита. Дело в том, что финикийцы писали справа налево, а греки, которые заимствовали их алфавит, изменили направление письма, а заодно «перевернули» и буквы. От финикийского и греческого алфавитов произошли все алфавиты в мире, в том числе и наша азбука.)

– Почему алфавит был нужен финикийцам? (Чтобы вести торговлю)

– Итоги урока. Решение проблемы.

А права я буду, если скажу, что финикийцы были лучшими мореплавателями Востока? Докажите это:

природные условия Финикии;
– наличие хороших кораблей;
– расположение Финикии на перекрестке торговых путей;
– основание колоний;
– развитие торговли и ремесла;
– изобретение алфавита помогало вести торговлю.

А теперь обратимся к теме нашего урока.

– Допишите название темы урока, как бы вы озаглавили наш урок, какое словосочетание придумали?

“Финикия – страна мореплавателей”.

Тест для закрепления (ответьте на вопросы и составьте график):

1. Что обозначает термин “колония”?

А) свободная территория; Б) поселение финикийцев в других странах; В) город – порт.

2. Что вывозили торговцы из Финикии?

А) бумагу и чай; Б) сахар и хлопок; В) строительный лес и стекло.

3. Финикийцы изобрели:

А) шахматы; Б) алфавит; В) компас.

4. Что в переводе с греческого означает “Финикия”?

А) страна пурпура; Б) страна у моря; В) страна, где растут финики.

Что открыли финикийцы 5 класс география таблица

Это финикийская буква “гимель” – первоначальное ее значение “верблюд”.

– Рефлексия: Что понравилось? Что не понравилось? Почему?

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *