Что открыли финикийские мореплаватели
История народа
Слово «Финикия» переводится как «пурпурная». Племена финикийцев добывали материал, из которого делалась пурпурная краска. Другая версия гласит, что название народа образовано от слова «фенеху», которое в переводе означает «кораблестроители». Финикийцы делали лучшие корабли, которые выдерживали непогоду, и могли добраться до самых труднодоступных земель. Этот народ считается создателем многоярусных весельных лодок.
Финикийцев малосведущие люди воспринимают наравне с викингами. Обогащались последние исключительно благодаря грабежам: скандинавы жили на суровых землях, где было тяжело выращивать пищу.
Земли Финикии тоже не славились плодородием, на ее территории постоянно шли дожди. Единственный материал, который был в достатке, — лес. Народ научился строить корабли, которые позволили заниматься торговлей с соседями. Финикийцы наживали богатство торговлей, а не разбоем, как викинги.
Их накопления шли на благие дела:
Морские пути
Исследования, успешная торговля и путешествия финикийских мореплавателей позволили им создать множество городов и наладить куплю-продажу в Северной Африке, на Атлантическом побережье и почти во всех портах Средиземного моря. Карфаген, один из самых знаменитых городов древности, был основан этой народностью. Благодаря удачному географическому положению он процветал и служил защитой для колоний финикийцев.
Великие мореплаватели проложили десятки маршрутов, исследовали множество морей и земель. При этом им не помогала стрелка компаса и другие хитрые приборы — они ориентировались только по солнцу и звездам. Интересно будет узнать, какие открытия совершили финикийские мореплаватели. Они открыли:
В VII веке до н. э. финикийцы сумели обогнуть Африку. Они доказали, что континент со всех сторон окружен водой, кроме места соединения с Азией. До них никто не совершал плаваний вокруг Африки. Мореплаватели оказались в другом полушарии Земли и обнаружили, что солнце находится с иной стороны. Это натолкнуло их на мысль, что наша планета может быть круглой. В те времена многие восприняли эту информацию с недоверием.
Финикийцы прошли через Гибралтарский пролив примерно в 500 году до н. э. Они основали несколько колоний, позже добрались до Гвинейского залива.
Несмотря на многие открытия мореплавателей, мало кто отправлялся в новые земли. Финикийцы держали в тайне бо́льшую часть маршрутов, чтобы торговать с обнаруженными городами без конкуренции со стороны соседних народов. Такой подход позволял им завышать цены при продаже товаров иноземцам и за баснословные суммы продавать соотечественникам диковинки из далеких земель. Выяснилось, что до XV века почти никто, кроме финикийцев, не торговал с африканскими поселениями.
Путешествие в Индию в древние времена было редкостью. Никто не знал точного местоположения земель, многие верили, что там нет ничего, кроме бесконечного океана.
Финикийцы первые добрались до земель Великобритании. Они завезли туда янтарь и олово.
Изобретения и достижения
Некоторые вещи финикийцы изобретали самостоятельно. Другие знания и технологии они заимствовали у народов, с которыми вели торговлю. Финикийцев можно сравнить с современными инвесторами: они видели интересный проект, вкладывали в него деньги и получали прибыль.
Их самыми значительными достижениями считаются:
Мореплавание и торговля
Историкам известны интересные факты о финикийских мореплавателях. Древние мастера научились создавать корабли с килем, покрывали поперечные ребра корпуса обшивкой. Такие инновации делали движение судна быстрее, увеличивали надежность.
Над палубой создавались отделения, в которых перевозилась часть груза. Прочный корпус выдерживал свирепые штормы.
Снизить вероятность потери корабля позволяли рукотворные бухты. Их строили на пути следования кораблей, чтобы в случае угрозы моряки могли завести судно в безопасное место и переждать непогоду.
Благодаря надежности корабли редко шли на дно, поэтому и убытки у финикийцев были минимальные. Это позволяло быстрее развивать торговлю. Учитывая, что кораблям требовались месяцы и даже годы, чтобы сделать рейс туда-обратно, каждое затонувшее судно наносило ощутимый урон экономике финикийцев. В торговле преимущественно использовали следующие товары:
Возвращаясь домой, финикийцы везли различные вещи. Из Испании они доставляли серебро и медь, из Египта — папирус и зерно. В Урарту мореплаватели закупали мулов и лошадей, в Аравии — овец. Со многих земель они привозили рабов.
Покупка рабов требовалась как для постройки новых кораблей, так и для использования их труда на весельных судах. Мощные и быстроходные корабли финикийцев иногда нападали на суда других государств. Небольшие поселения также подвергались нападению, из пленников делали рабов. Невольников не всегда оставляли себе — за них платили высокую цену многие государства.
Нападение на мирных граждан — это пиратство. Называть всех финикийцев разбойниками будет некорректно. Большинство из них — мирные торговцы. Пиратов нельзя отнести к определенной национальности или стране. Они являются сборищем негодяев со всех концов света, которые объединяются ради легкой наживы.
На удачно расположенных землях торговцы создавали колонии. В них производились товары для последующей продажи. Колонии были удобны тем, что они могли торговать с ближними поселениями, находящимися на суше. Мореплаватели же имели дело только с городами, стоящими у моря.
Особенности строения кораблей
Судно становилось домом для путешественников на долгие месяцы и годы. Его постройка доверялась проверенным плотникам. Подготовить корабль к дальнему переходу — занятие для высококлассных мастеров. Финикийское торговое судно было примерно таким:
Финикийцы были удачными торговцами и мореплавателями только благодаря плотникам, которые превратили судостроение в вид искусства.
История финикийских мореплавателей входит в тему урока по истории 5 класса. Дети изучают географию мест, в которых вели торговлю путешественники. С помощью контурных карт ученики закрепляют знания о древнем мире.
Значение исследований финикийцев огромно. Они оказали влияние на развитие древних земель. Торговля с разными государствами позволила ускорить прогресс многих стран, восполнить недостаток ресурсов, которые невозможно добыть в некоторых природных условиях.
Корабли, построенные по технологиям финикийцев, по многим параметрам считались лучшими до XIX века. Если бы не постройка пароходных судов, то их владычество на море могло продолжаться еще дольше.
Что открыли финикийские мореплаватели
Финикийские мореплаватели считались самыми искусными и непревзойденными мастерами морского дела. Как же удалось обычным морякам из маленькой страны построить мощное государство на берегах Средиземного моря?
Моряки тоже постоянно улучшали свои корабли. Именно они придумали сделать корабль с килем. Благодаря этому и не только, корабли финикийцев были быстроходнее и крепче, чем у других.
Быстроходность и вместительность их кораблей давала преимущество при нападении на небольшие поселения и угон пленных в рабство. Зачастую финикийцам даже не приходилось ни на кого нападать, так как они хитростью заманивали на свои корабли маленьких детей, обещая подарить им красивые подарки, а потом сразу же отплывали. За одного ребенка можно было получить быка или серебряный кувшин. Работорговля приносила огромные барыши. В поисках новых товаров и рабов финикийцы плыли все дальше от родного дома. Они доплыли до западных берегов Африки, они доплыли до берегов Ирландии, где покупали ценное в то время олово. Из Северной Европы финикийцы везли янтарь. А однажды они решились обогнуть всю Африку, и это у них получилось.
Не лишним будет сказать, что финикийцы изобрели стекло. По легенде, одно судно возвращалось домой с грузом соды. Моряки остановились у берега, чтобы сварить себе обед, но не нашли камней, куда можно было поставить котелок. Тогда они поставили его прямо на камни соды. Горящая сода смешалась с песком и ракушками, и в разные стороны стали растекаться прозрачные струи. Так изобрели стекло.
Финикийцы придумали алфавит. Писать в те времена приходилось иероглифами, и это было очень сложно. Как и читать их. Чтобы быстро вести учет товара, финикийцы придумали азбуку согласных букв, с помощью которых писать стало намного проще. А уже потом на основе финикийской азбуки будут изобретены и арабское письмо, и греческий алфавит, а потом и наша кириллица.
Очень хорошо и богато жили финикийцы. На всех берегах, куда они плавали, стали строить свои поселения, так появились колонии. В колониях торговать было еще проще. А потом колонии так разбогатели и разрослись, что превратились в мощное государство Карфаген во главе со столицей Карфаген на территории нынешнего Туниса на севере Африки.
Но потом ливанский кедр почти весь вырубили, другие страны стали строить корабли еще лучше, и финикийцы постепенно исчезли.
Древнее мореплавание и морская торговля. Популярная история
Книга посвящена одному из человеческих ремесел, возникшему в далекие времена, – мореплаванию и морской торговле. Автор сознательно ищет истоки мореплавания не на Востоке – в Индии, Китае, Японии, а в традиционных местах – в Греции, Египте, Финикии, Италии. В «Популярной истории» автор использует много цитат из старинных книг, ибо лучше один раз прочитать текст от Плиния, Страбона, Геродота, Цезаря, Диодора, Арриана, чем сто раз слышать их фамилии и читать пересказы их сообщений.
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Древнее мореплавание и морская торговля. Популярная история предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Древние финикийские морские достижения
Есть все основания полагать, что большинство морских достижений, сделавших финикийцев очень знаменитыми в древности, приходятся на времена между смертью Иакова и установлением монархии у израильтян; т.е. на период между 1700 и 1095 годами до р. Х. Но даже до этих времен мы находим сообщения о финикийской морской торговле и мореплавании. Во времена Авраама финикийцев считали могущественным народом, в последних словах Иакова его детям говорится об их большой морской торговле. Моисей сообщает нам о плавании финикийца Фарсиса. Когда Иисус Навин, о котором говорилось ранее, изгнал финикийцев на север из мест их проживания, они сохранили за собой портовый город Сидон, и оттуда начинали свои морские экспедиции.
Карфаген, Гадер, Мадейра, Канарские острова
Точные времена, в которые происходили морские экспедиции финикийцев, а также их цели и результаты, плохо известны, однако, очевидно, что они были регулярны. Финикийцы основывали колонии либо свои торговые конторы сначала около 900 г. до р.Х. на Кипре и Родосе, а затем в Греции, на Сицилии, на Сардинии, в Галлии и на юге Испании.
В 814 году до р.Х. на побережье Африки был основан Карфаген — главная колония финикийцев. Город Утика, расположенный неподалеку от Карфагена, вероятно основан финикийцами не намного ранее его, хотя некоторые исследователи называют годом его основания 1101 год до р.Х.
Приблизительно в 1250 году до р.Х. финикийцы на своих кораблях вышли за Геракловы Столпы (Гибралтарский пролив) в Атлантику, где на побережье Испании основали город Гадер (современный Кадис в Испании). К первому веку нашей эры Гадер под именем Гадес имел большое население, и назывался Страбоном, возможно с некоторым преувеличением, вторым по численности населения в Римской империи после Рима [7]. Сегодня Кадис считается самым древним городом в Европе. После Гадера на побережье Африки в 900—600 годах до р.Х. финикийцы основали колонии Ликсус, Хелла, Арамбис (Могадор, Суйра).
Весьма вероятно, что в 800—900 годах до р.Х. финикийцы случайно открыли остров Мадейра в Атлантическом океане. Это оценочное суждение основано на сообщении Диодора Сицилийского [12]:
«В середине океана против Африки находится остров, отличающийся своей величиной. Он находится от Африки лишь на расстоянии нескольких дней морского пути.» «финикияне, обследовавшие по приведенным выше причинам побережье по ту сторону Столбов и плывшие на парусах вдоль побережья Африки, были сильными ветрами отнесены далеко в океан. После многих дней блуждания они достигли, наконец, названного острова.»
К этим же 800—900 годам до р.Х. можно отнести и открытие карфагенянами Канарских островов. Об этом написано в книге «Secretum Secretorum» арабского псевдо-Аристотеля, жившего после 8-го века [51]:
«Говорят, будто по ту сторону. Столбов Геракла карфагеняне обнаружили в океане необитаемый остров, богатый множеством лесов и судоходными реками и обладающий в изобилии плодами. Он находится на расстоянии нескольких дней пути от материка. Но когда карфагеняне стали часто посещать его и некоторые из них из-за плодородия почвы поселились там, то суфеты Карфагена запретили под страхом смерти ездить к этому острову. Они истребили жителей, чтобы весть об острове не распространилась и толпа не могла бы устроить заговор против них самих, захватить остров и лишить карфагенян счастья владеть им».
Морская торговля и корабли финикийцев
Номенклатура товаров финикийцев во времена их раннего мореплавания неизвестна. Вероятно, в связи с малой тоннажностью кораблей из дальних мест для богатых людей и правителей привозились товары дорогие и уникальные. Гомер пишет [8], что во время Троянской войны (до 1240 г. до р.Х.) финикийцы продавали красивую серебряную чашу:
«Сын же Пелеев другие за бег предлагает награды:
Первая — серебряный, пышный сосуд, шестимерная чаша,
Чудной своей красотой помрачавшая в целой вселенной
Славные чаши, сидонян искусных изящное дело.
Мужи ее финикийцы, по мглистому плавая понту,
В Лемнос продать привезли, но как дар предложили Фоасу…».
Писание [1] сообщает нам, что корабли Хирама, царя Тирского, привезли из Офира (страна на Красном море, вероятно Йемен) царю Израиля Соломону (см. далее) много золота. Там же мы читаем, что финикийцы привозили царю Соломону красное дерево и серебро из Фарсиса (вероятно порт Тарсис у города Гадира в Испании).
Несколько раз Гомер в «Илиаде» [8] упоминает металл олово, используемый при изготовлении доспехов. Месторождения олова в то время считались не менее ценными, чем месторождения серебра и золота, но откуда привозили финикийцы олово, Гомер не сообщает. По одной из версий это могло быть самородное олово, выносившееся к своему устью рекой Гвадалквивир, расположенной неподалеку от Гадера — Гадеса — Кадиса. Впоследствии эти месторождения истощились, и привезти из Испании олово стало невозможно.
Вся описанная выше морская торговля проводилась финикийцами из Сидона, затем существенно выросла роль города Тир, но в какое время был выстроен город Тир, оттеснивший Сидон на второй план — неизвестно.
Серьезным препятствием в получении точных сведений о Финикии и финикийцах является полное отсутствие первичных текстов на финикийском языке. Исключение представляют тексты надписей на различных сооружениях в акватории Средиземного моря и надписи на черепках. Причина этого феномена заключается в том, что римская власть, по мере вытеснения финикийцев и карфагенян из акватории Средиземного моря, методично уничтожала все малейшие следы финикийской культуры. Кроме того, в финикийских текстах слова записаны с помощью согласных букв, и какие в этих словах присутствуют гласные установлено только по сохранившимся параллельным переводам на латынь и греческий язык. При этом едва ли не основным источником фонетики и звучания живой финикийской речи считаются диалоги из комедии Плавта «Пуниец». [18].
В настоящее время точно фонетически известно не более 200 финикийских слов. Среди этих слов мы не встретим ни одного так или иначе связанного с морем и мореплаванием. Финикийское слово «drkmn» — «драхмы» — вес слитка серебра — вероятно единственное сохранившееся «в употреблении» до наших дней. Транскрипция названия города Сидон — «sdn» известна, но что означает это слово в переводе неизвестно. С городом и островом Тир ситуация противоположная — в надписях он не встречается, и написание его названия неизвестно, но слово «tr» — имеет значение «дверь». Синоним слова «двери» — слово «ворота» — и можно сделать смелое никак не подтвержденное предположение, что имя города Тир означает «ворота».
Темным периодом истории Финикии и всего юго-восточного берега Средиземного моря были 900-е годы до р.Х., время массового вторжения с севера в Египет, Палестину и Сирию «народов моря». Вероятно, именно от этого вторжения серьезно пострадал город Сидон, но документальные свидетельства о причинах и результатах этого вторжения отсутствуют.
Во времена Гомера город Тир был неизвестен, но вскоре после этого он стал упоминаться Исаией, Иеремией, Иезекиилем и другими пророками как город непревзойденной торговли и богатства. При этом развитие Тира происходило при постоянной военной угрозе и частых вторжениях войск набравшей силу Ассирийской державы. Маленькое островное государство Тир выживало между двумя гигантами — Египтом и Ассирией более 400 лет.
Иезекииль, который пророчествовал до 595 года до р.Х., дал подробное описание богатств Тира, источником которых вероятно, была его морская торговля. Описание Иезекииля относится ко времени освобождения Тира от власти рухнувшей Ассирии, и нахождении Тира под достаточно либеральным патронажем египетского фараона Неко.
Иезекииль пишет, что финикийские корабли в Тире были сделаны с применением в качестве материалов:
сенирской ели — из города Сенир на юге Малой Азии;
башанского дуба из города Башан на Голанах в Израиле;
индийской слоновой кости;
а также гиацинтовой и пурпурной ткани с Елисейских островов.
Под термином Елисейские острова принято понимать Эолийские острова в Греции. Однако на этих островах нет красителя для знаменитого в древности тирского пурпура. Тирцы держали технологию окрашивания ткани в пурпурный цвет в строжайшем секрете.
Однако, известно, что Плиний, живший в 1-м веке, называет Канарские острова Пурпурными островами [13]. Поэтому велика вероятность того, что в Тир краситель для пурпура привозили именно оттуда. Это могла быть либо смола драконова дерева — Драцены канарской, которая продолжает и сегодня использоваться для подкрашивания вин, либо лишайник оризелло. Интересным представляется факт, что когда француз барон Бетанкур в 1405 году захватил Канарские острова, и объявил себя их королем, то из Нормандии с родины барона туда направились переселенцы. Они монополизировали продажу лишайника оризелло — орсель, использовавшегося в Европе для крашения тканей, и заработали на этом большие капиталы.
Приведенные факты могут свидетельствовать в пользу регулярной и активной морской торговли между аборигенами с Канарских островов и финикийцами — из Карфагена, Тира и других финикийских колоний. А отсутствие информации об этом связано с особенностями финикийской торговли, когда всё и всегда сохранялось в строжайшем секрете.
На ярмарки Тира морем на финикийских кораблях или по суше караванами из Сирии, в первую очередь из Дамаска, Греции, Аравии и из других мест доставлялись товары:
железо и свинец, серебро и олово, латунная посуда, слоновая кость и черное дерево, жемчуг и шелк, ковры и шерсть, пшеница и мед, масло и бальзам, вино и камедь, лошади и мулы. С Кипра из города Китий в Тир привозили медь, которую вместе с оловом продавали в другие страны для производства бронзы. Кроме того, в Тир привозились рабы, и там шла большая работорговля. Мы видим, что структура морской торговли у финикийцев в Тире по сравнению с временами Троянской войны существенно расширилась. Наличие среди товаров олова уже говорит об устойчивых связях по морю с Британией, либо Испанией, пшеница и шерсть относились к товарам для небогатых слоев населения, перевозка лошадей и мулов требовала существенной грузоподъемности судов.
Не позднее пятнадцати или двадцати лет после вышеупомянутого описания Иезекииля — около 598 г. до р.Х. — Тир был осажден войсками Нововавилонского царя Навуходоносора II, и после упорного и очень длительного 13-летнего сопротивления его защитников, город был покорен, и частично разрушен. Жителям Тира, однако, вавилоняне разрешили уйти во время осады с большей частью своей собственности на берег. Вскоре финикийцы построили Новый Тир, который через некоторое время превзошел старый город и в торговле, и в судоходстве.
Финикийская экспедиция вокруг Африки
Незадолго до уничтожения старого Тира, вероятно около 600 года до р.Х. финикийцы совершили первое морское путешествие с географическими целями. Они проплыли вокруг Ливии — так в те времена называлась Африка, и доказали, что со всех сторон она окружена морем. Отправил финикийцев в плавание египетский фараон Неко, также известный как Нехао II, Нехо II, Нехо, имена самих мореплавателей неизвестны. Две попытки повторить плавание финикийцев вокруг Ливии предпринял по приказу персидского царя Ксеркса его племянник Сатасп, но обе оказались неудачны. Эти сведения нам сообщает Геродот [5], поэтому предоставим ему слово:
«42. Поэтому мне кажется странным различать по очертанию и величине три части света — Ливию, Азию и Европу (хотя по величине между ними различие действительно немалое). Так, в длину Европа простирается вдоль двух других частей света, а по ширине, думается, она и не сравнима с Азией и Ливией. Ливия же, по-видимому, окружена морем, кроме того места, где она примыкает к Азии; это, насколько мне известно, первым доказал Неко, царь Египта. После прекращения строительства канала из Нила в Аравийский залив царь послал финикиян на кораблях. Обратный путь он приказал им держать через Геракловы Столпы, пока не достигнут Северного моря и таким образом не возвратятся в Египет. Финикияне вышли из Красного моря и затем поплыли по Южному. Осенью они приставали к берегу, и в какое бы место в Ливии ни попадали, всюду обрабатывали землю; затем дожидались жатвы, а после сбора урожая плыли дальше. Через два года на третий финикияне обогнули Геракловы Столпы и прибыли в Египет. По их рассказам (я-то этому не верю, пусть верит, кто хочет), во время плавания вокруг Ливии солнце оказывалось у них на правой стороне.
Так впервые было доказано, что Ливия окружена морем. Впоследствии карфагеняне утверждали, что им также удалось обогнуть Ливию.
Недоверчивость Геродота трудно объяснить, ввиду того, что он вполне мог посещать сам или получать сообщения от жителей Эфиопии, в которой солнце часть года появляется на севере.
Подвиг финикийцев очень значителен, но продолжались ли подобные плавания впоследствии? Вполне возможно.
Финикийские мореплаватели
Всего получено оценок: 1531.
Всего получено оценок: 1531.
Государство Финикия в древности располагалось вдоль Средиземного моря. Оно прославилось своими достижениями в сфере мореплавания. Предлагаем в нашей статье ознакомиться с этой темой из курса истории для 5 класса.
Кораблестроение
Месторасположение Финикии не подходило для земледелия, но способствовало развитию других сфер. Одна из таких, принесшая финикийцам мировую славу, – кораблестроение. Без него невозможно было бы мореплавание.
Основным материалом для строительства кораблей был ливанский кедр, который рос на территории Финикии. Древесина отличалась отличным качеством, что делало корабли очень прочными и устойчивыми к сильным штормам. Кроме того финикийцы первыми из древних народов применили в кораблестроении новые принципы:
С 12 века до н. э. финикийцы создавали вместительные торговые суда с хорошей грузоподъемностью. На бортах закрепляли ограждающие решетки, защищающие груз, на корме – два крупных весла для маневров. Прямой парус (обычно пурпурной окраски) крепили к мачте, снабженной реями. Гребцами часто были рабы.
Финикийцы строили у своих берегов прочные укрытия для кораблей, защищающие суда во время штормов.
Финикийцы считаются создателями триремы. Это военный (боевой) корабль с тремя рядами весел, распространенный в Средиземноморье с 8 века до н. э. Весла размещали в шахматном порядке, а ряды друг над другом. Корабли могли достигать 40 метров в длину, снабжались железным тараном (реже деревянным).
которые читают вместе с этой
Финикийский флот активно использовали в своих завоеваниях египетский правители, так как триремы были очень маневренными.
Рис. 2. Финикийская трирема.
Достижения мореплавателей
Изначально финикийцы использовали корабли для рыбной ловли. Позже главной целью мореплавания стало развитие торговли: нужно было сбывать свои товары и максимально дешево приобретать другие для собственного использования и на продажу. Большой популярностью пользовались финикийские изделия из металла, черного дерева, слоновой кости и ценные ткани, особенно пурпурного цвета (такую краску в Финикии изготавливали из моллюсков).
Государство имело свободный доступ к Средиземному морю, а качественные корабли позволяли осваивать Атлантический океан. Поэтому финикийские мореплаватели получили возможность исследовать разные направления. Они проплыли все Средиземное море, на островах которого основали свои колонии (Сицилия, Мальта, Сардиния, Кипр, Крит); достигали Атлантического побережья Англии, Испании и Канарских островов.
Самым знаменитым мореплавателем считается Ганнон. Он возглавлял экспедицию на триреме к берегам Африки. По требованию египетского правителя Нехо ΙΙ в 6 веке до н. э. финикийцы вышли в Красное море, затем достигли Гибралтарского пролива и вернулись в Египет, обойдя таким образом вдоль всего побережья Африки. Это путешествие продлилось около трех лет.
Именно финикийцы считаются первыми мореплавателями, которым удалось обойти на своих кораблях вокруг Африканского континента.
Что мы узнали?
Из статьи мы узнали кратко о путешествиях финикийских мореплавателей и развитии кораблестроения, что способствовало расширению торговых связей с другими странами и освоению новых морских путей.