Что открыли читателю произведения пушкина

Актуальность произведений А.С. Пушкина

Содержание статьи

Что открыли читателю произведения пушкина

Говорить об актуальности А.С.Пушкина можно не только применительно к конкретным его произведениям, но и к творчеству поэта в целом, рассматривая его в развитии.

Красота

Главной отличительной чертой пушкинских произведений можно назвать ориентацию на «законы красоты». Его язык удивительно гармоничен и остается таким даже в тех случаях, когда речь идет о каких-то уродливых и даже страшных проявлениях окружающего мира, например, пугачевский бунт в «Капитанской дочке», моральное падение Германна в «Пиковой даме».

Поэт не идеализирует реальность, он судит ее по эстетическим законам. Это его ответ на вопрос, который эстетика ставит уже несколько веков: как именно должно искусство воздействовать на человека. Этот вопрос актуален и сегодня: современное искусство все чаще срывается на попытки шокировать зрителя, слушателя, читателя путем демонстрации чего-то уродливого (вызывающее поведение артистов на сцене, непристойные выражения в литературных текстах и т.п.). Нередко это вызывает у публики бурю протеста, что не останавливает «новаторов». В таких условиях творчество А.С.Пушкина становится примером искусства, которое могло пробудить и мысль, и чувство, не шокируя уродством.

Вечные темы

Произведения А.С.Пушкина проникнуты мыслями и чувствами, которые волновали и будут волновать человека всегда. Поэт воспевает влюбленность, дружбу, любовь к Родине – все это близко и понятно и современному человеку. Не случайно влюбленные юноши могут читать своим возлюбленным «Я помню чудное мгновенье…», а современные патриоты с удовольствием цитируют в социальных сетях «Клеветникам России».

Можно возразить, что за 200 лет эти понятия претерпели изменения, что даже современная любовь отличается от той, которая описывается в произведениях А.С.Пушкина. Действительно, телевидение, журналы, современная литература и другие «каналы информации» создают такое впечатление. Но достаточно поговорить с любой девочкой-подростком, чтобы убедиться: она хочет чувствовать себя не вещью, которую используют, а человеком, которого любят, хочет обрести любимого – а не «партнера», хочет красивых романтических отношений, и именно такую любовь воспевал А.С.Пушкин.

Взросление

Примечательно, что в ранний период творчества А.С.Пушкин писал только стихи, но позднее нередко отдавал предпочтение прозе. Прозу часто называют «суровой», противопоставляя стихам. Переход к прозе знаменует собой отход от романтического настроя молодости, все-таки отмеченного некоторой идеализацией мира. Пушкинская проза, как и стихотворные произведения данного периода, более реалистична, чем ранние его стихи, но реалистичность эта не сопровождается разочарованием в идеалах.

Примечательно в этом отношении изображение любви в пушкинской прозе. Не всегда она бывает возвышенной, в ряде случаев диктуется попыткой вырваться из ненавистного быта (любовь Лизаветы Ивановны в «Пиковой даме»). Не всегда юношеское чувство, во многом скопированное с «красивых» романов, может стать основой супружеского счастья. Много лет читатели пытаются понять, почему в финале повести «Дубровский» Марья Кирилловная не вышла из кареты: подчинилась судьбе или поняла, что в тех условиях, которые может предложить Дубровский, крепкой семьи не получится.

Но такое критическое отношение к любви не снижает ее ценности. Любовь взрослеет вместе с человеком. Это взросление сметает все ложное, искусственное – как сметает ветер наивные планы героев в повести «Метель». Истинная же любовь в процессе взросления обретает новое качество, как это происходит с героями «Капитанской дочки».

Такое «взросление чувств» в произведениях А.С.Пушкина помогает повзрослеть и читателю, если он молод, а зрелому или пожилому человеку позволяет оглянуться на прожитую жизнь. И то, и другое будет актуальным всегда.

Источник

Роль А. С. Пушкина в русской литературе

Вы будете перенаправлены на Автор24

Введение

Русскую классическую литературу невозможно представить без столь выдающегося писателя всех времен как А. С. Пушкин. Вклад, который он внес в становление русской литературы, невозможно переоценить. А. С. Пушкин воистину является самым знаменитым русским поэтом и писателем. Творчество А. С. Пушкина уникально. Как в нашей стране, так и во всем мире слог Пушкина считают высшим проявлением литературного искусства.

Сегодня А. С. Пушкина можно назвать символом не только русской литературы, но и русской культуры в целом. Несмотря на то, что поэта нет в живых уже почти 200 лет, интерес к его творчеству не угасает. Нет сомнения, что А. С. Пушкин является гением русской литературы, одной из самых выдающихся и уникальных личностей России. Было бы не справедливо сказать, что Пушкин внес вклад исключительно только в русский язык и русскую литературу, так как Александр Сергеевич был очень образованной и всесторонне развитой личностью, вклад его так же прослеживается и в истории, в философии, политологии.

Факты биографии

Знаменитый русский писатель и поэт А. С. Пушкин родился 6 июня 1799 года в московской дворянско-помещичьей семье.

В возрасте 12 лет Александр Пушкин поступил в Царскосельский Лицей, где провел 6 лет. Именно в лицее были созданы его первые поэтические работы. В первых его произведениях нашли свое отражение как русский, так и французский классицизм. Еще обучаясь в лицее, Пушкин был принят в литературное общество «Арзамас». По своей сути это общество представляло собой литературный кружок, который продвигал идеи формирования русского литературного языка на основе рационального эстетического подхода, ориентируясь на образцы литературы Европы.

В 1817 году А. Пушкин закончил лицей и приступил к работе секретаря в Коллегии иностранных дел, а в 1819 году стал членом литературно-театрального сообщества «Зелёная лампа». В это же время он продолжает работать над поэмой «Руслан и Людмила», которую начал писать, будучи еще лицеистом. Поэма была опубликована в 1820 году, но вызвала не однозначное мнение публики и критиков.

Готовые работы на аналогичную тему

В 1820 году Пушкина перевели из Москвы на другое место службы, в Кишинёв. Причиной перевода стало содержание некоторых его произведений, которое по мнению властей не соответствовало его должности.

В связи с перенесенной пневмонией, Пушкин уезжает на восстановление здоровья в Крым, где под впечатлением от красот этого края пишет несколько своих знаменитых произведений:

Восстановив свое здоровье, А. С. Пушкин приезжает обратно в Кишинёв. В 1822 году публикуется поэма «Кавказский пленник», она принесла Пушкину заслуженную славу. В 1923 году писатель начинает работу над романом «Евгений Онегин». В 1824 году его государственная служба закончилась, так как Пушкин из-за своих вольнодумческих взглядов был отправлен в ссылку, в село Михайловское. В этом селе Пушкин ведет плодотворную литературную деятельность.

В 1826 году Пушкин был доставлен в Москву на личную аудиенцию к Николаю I. Николай I выражает благосклонность к поэту, освобождает его от цензуры.

В 1828 году происходит знакомство Пушкина с Натальей Гончаровой. В 1830 году его предложение руки и сердца было принято. Пушкин едет в имение своего отца в Болдино, для того что бы получить в качестве свадебного подарка древнюю Кистенево. В Болдино из-под пера поэта появляются одни из самых знаменитых его произведений:

В 1833 году Пушкин становится членом Российской академии.

Период с 1933-1835 года считается для Пушкина не очень удачным, публика не смогла по достоинству оценить опубликованные произведения поэта, но тут следует отметить, что многие его великие произведения просто не выходили в печать.

1837 год стал последним для поэта. Его жене, Н. Гончаровой, начал оказывать знаки внимания кавалергард Дантес. Пушкин и Дантес встречаются на дуэли. В результате Пушкин получил ранение, которое было не совместимо с жизнью, через 2 недели он скончался.

Пушкин в русской литературе

Нельзя ставить под сомнение тот факт, что А. С. Пушкин внес неоценимый вклад в становление русской литературы и сотворил национальный русский язык. Взяв за основу язык народа, он реалистично описывал и художественно изображал действительность того времени. А. С. Пушкин писал для обычных людей, тем не менее он наполняет свой литературный язык большим разнообразием эпитетов, метафор, призывает людей мыслить не прямолинейно, а более абстрактно.

В литературе А. С. Пушкина считают основоположником такого направления как реализм. Пушкин никогда не придерживался какого-то определенного стиля, в его творчестве присутствует абсолютно разные по стилистической окраске произведения.

Пушкин внес в русскую литературу очень важные для каждого человека ценности: его поэзия наполнена горячими высказываниями, свободой, любовью к людям, гуманностью.

Несмотря на свою не слишком долгую жизнь, Пушкин создал огромное количество величайших произведений. Практически ни один поэт не смог внести столько же много в русскую литературу, сколько сумел внести А. С. Пушкин примерно за 20 лет своей продуктивной творческой деятельности. Благодаря А. С. Пушкину русская литература приобрела свою национальную самобытность, он сумел превознести ее до уровня мировой.

Помимо этого, А. С. Пушкин имел удивительную способность художественным образом описывать удивительную природу России. Пушкина называют художником слова. Как мы можем наблюдать из биографии поэта, ему удалось побывать во многих, абсолютно разных уголках нашей необъятной страны: две столицы – Москва и Петербург, глубинка – село Михайловское и Болдино, далекий Крым, Азия, Молдавия, уда только судьба не заносила поэта. Находясь под впечатлением от мест в которых ему удалось побывать, он удивительным образом описывает природу, обстановку тех мест и свое душевное состояние.

Особенность Пушкинской поэзии заключается еще и в том, что все его описания очень реалистичны: начиная от описания природы и заканчивая описанием людей, причем как дворян, так и людей из народа.

Источник

Индивидуальный проект «Значение творческого наследия А.С.Пушкина»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ

Государственное Автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области «Верхнепышминский механико-технологический техникум «Юность»

Зам. директора по УР

ГБПОУ СО ВП МТТ «Юность»

Итоговый индивидуальный проект

«Значение творческого наследия А.С.Пушкина»

Проект выполнил: студент группы СП-165

Используя различную литературу на тему «Значение творческого наследия» выяснить и собрать информацию для поставленной цели

Цель и задачи проекта

Цель: рассмотреть широкий спектр эстетических реакций на личность и творчество А. С. Пушкина.

— установить степень разработанности исследуемой проблемы в критической литературе;

— определить основные факторы, повлиявшие на формирование творческого наследия;

— раскрыть особенности творчества А. С. Пушкина;

— рассмотреть проблемы специфичности отношения к А. С. Пушкину, отличие взгляда от общих тенденций в восприятии А. С. Пушкина писателями конца XIX – начала XX вв

Актуальность работы обусловлена отсутствием единого представления, единого взгляда на личность и творчество Александра Сергеевича среди представителей литературы, так как каждая литературная эпоха выдвигала своего Пушкина

Творческое наследие А.С.Пушкина оказывает широкое влияние на развитие современной русской культуры.

Значение творческого наследия А.С.Пушкина.

Буклет «Значение творческого наследия»

Выяснение и сбор информации при помощи научной и художественной литературы

Анализ полученных результатов

В результате проведенного исследования удалось выяснить широкий спектр эстетических реакций на личность и творчество А. С. Пушкина

ГЛАВА 1 БИОГРАФИЯ И ТВОРЧЕСТВО А.С.ПУШКИНА………………. 5

1.4 Послелицейский период……………………………………………. 8

1.5 Тема любви в творчестве А.С. Пушкина…………………………8

1.6 Тема дружбы в лирике А.С.Пушкина………..………………….10

1.7 Тема свободы поэзии А.С.Пушкина……..……………………. 11

1.8 Философская лирика А.С.Пушкина………………………………. 14

ГЛАВА 2 О ТВОРЧЕСКОМ НАСЛЕДИИ А.С.ПУШКИНА………………. 17

2.1 Творческое наследие А.С.Пушкина………………………………..15

2.2 Какое творческое наследие оставил после себя А.С.Пушкин ……17

2.3 Влияние творческого наследия А.С.Пушкина

на развитие русской и мировой литературы…………………………………..19

ГЛАВА 3 ОПРОС О ТВОРЧЕСКОМ НАСЛЕДИИ А.С.ПУШКИНА……. 23

Александр Сергеевич Пушкин — один из ярчайших поэтов «золотого века», который оставил неизгладимый след в русской литературе.

Мир пушкинской поэзии — это светлый, добрый, радостный мир любви, дружбы и созидания. Он необычайно широк и потому включает в себя все: взлеты и падения, успех и разочарования, радость и печаль, любовь и дружбу, предательство и измену. Поэт изливает свои чувства и переживания в стихах. Он живет в них. Каждое его стихотворение можно сравнить с драгоценным камнем, с янтарем, внутри которого находится жучок. Так и в пушкинских стихах. В каждом из них есть своя сердцевина, ядро, в котором и заложена основная мысль.

Актуальность работы обусловлена отсутствием единого представления, единого взгляда на личность и творчество А. С. Пушкина среди представителей литературы, так как каждая литературная эпоха выдвигала своего Пушкина.

Проблема исследования: используя различную литературу на тему «Значение творческого наследия» выяснить и собрать информацию для поставленной цели.

Цель исследования: рассмотреть широкий спектр эстетических реакций на личность и творчество А. С. Пушкина.

— установить степень разработанности исследуемой проблемы в критической литературе;

— определить основные факторы, повлиявшие на формирование творческого наследия;

— раскрыть особенности творчества А. С. Пушкина;

— рассмотреть проблемы специфичности отношения к А. С. Пушкину, отличие взгляда от общих тенденций в восприятии А. С. Пушкина писателями конца XIX – начала XX вв

Объект исследования: произведения А.С.Пушкина

Предмет исследования: Значение творческого наследия А.С.Пушкина.

Гипотеза исследования: Творческое наследие А.С.Пушкина оказывает широкое влияние на развитие современной русской культуры.

Практическая ценность данной работы: Данную работу можно использовать в образовательных целях

ГЛАВА 1 БИОГРАФИЯ И ТВОРЧЕСТВО А.С.ПУШКИНА

Пушкин родился 26 мая (6 июня) 1799 г. в Москве в небогатой дворянской семье.
В детские годы большое влияние на Пушкина оказал его дядя, Василий Львович Пушкин, знавший несколько языков, знакомый с поэтами и сам не чуждый литературным занятиям. Маленького Александра воспитывали французы-гувернеры, он рано выучился читать и уже в детстве начал писать стихи, правда, по-французски.
Летние месяцы 1805—1810 гг. будущий поэт обычно проводил у своей бабушки по матери, Марии Алексеевны Ганнибал, в подмосковном селе Захарове, близ Звенигорода. Ранние детские впечатления отразились в первых произведениях Пушкина: поэмах «Монах», 1813; «Бова», 1814; и в лицейских стихотворениях «Послание к Юдину»,1815, «Сон», 1816. [5, с.125]

Шесть лет Пушкин провёл в Царскосельском Лицее. Здесь юный поэт пережил события Отечественной войны 1812 года. Здесь впервые открылся и был высоко оценён его поэтический дар. Воспоминания о годах, проведённых в Лицее, о лицейском братстве навсегда остались в душе поэта. В июле 1814 года Пушкин впервые выступил в печати, в издававшемся в Москве журнале «Вестник Европы». В тринадцатом номере было напечатано стихотворение «К другу-стихотворцу», подписанное псевдонимом Александр В начале 1815 года Пушкин читает в присутствии Гавриила Державина своё патриотическое стихотворение «Воспоминания в Царском Селе». Ещё на лицейской скамье Пушкин был принят в литературное общество «Арзамас», выступавшее против рутины и архаики в литературном деле. Атмосфера свободомыслия и революционных идей во многом определили впоследствии гражданскую позицию поэта.
Ранняя поэзия Пушкина передавала ощущение быстротечности жизни, которая диктовала жажду наслаждений.
В 1816 году характер лирики Пушкина претерпевает существенные изменения. Элегия становится основным его жанром. [1, с.57]

Из Лицея Пушкин был выпущен в июне 1817 в чине коллежского секретаря и определён в Коллегию иностранных дел. Впрочем, чиновничья служба мало интересует поэта, и он окунается в бурную петербургскую жизнь: он становится постоянным посетителем театра, принимает участие в заседаниях литературного общества «Арзамас», в 1819 вступает в члены литературно-театрального сообщества «Зелёная лампа». Не принимая участия в деятельности первых тайных организаций, Пушкин тем не менее связан дружескими узами со многими активными членами декабристских обществ, пишет острые политические эпиграммы и сочиняет проникнутые идеалами свободы стихи «К Чаадаеву» («Любви, надежды, тихой славы. », 1818), «Вольность» (1818), «Н. Я. Плюсковой» (1818), «Деревня» (1819). В эти годы он занят работой над поэмой «Руслан и Людмила», начатой в Лицее и отвечавшей программным установкам литературного общества «Арзамас» о необходимости создания национальной богатырской поэмы. Поэма была закончена в мае 1820 и после публикации вызвала ожесточённые отклики критиков, возмущённых снижением высокого канона. [3, с.96]

Полным творческих замыслов поэт вступил в новую пору своей жизни. Видные русские литераторы и поэты: Карамзин, Жуковский, Батюшков, Вяземский – пророчили Пушкину поэтическую славу. Служба в коллегии иностранных дел, куда был зачислен молодой коллежский секретарь Пушкин по выходе из лицея, не обременяла его. Первоначально поэт уехал в Михайловское, но в Августе 1817 вернулся в Петербург и поселился с родителями на окраине столицы. Поэт ощутил полноту жизни, наслаждался молодостью, здоровьем, избытком душевных сил. Круг знакомых Пушкина расширялся: здесь и друзья-лицеисты, и новые ценители его таланта. Пушкин сблизился с самыми передовыми людьми своего времени, вошел в круг вольномыслящей молодежи, которая мечтала об ограничении власти царя конституцией. В 1819 году Пушкин стал посещать дом Н.В.Всеволожского, друга поэта, любителя театра, у которого собирались члены кружка «Зеленая лампа», проходившие собрания держались в тайне. [4, с.30]

Тема любви в творчестве А.С. Пушкина

Одной из самых главных в творчестве поэта стала тема любви, которая развивается, подобно всем мотивам его лирики. В юности лирический герой А. С. Пушкина видит в любви радость и великую общечеловеческую ценность:

. мои стихи, сливаясь и журча,

Текут, ручьи любви, текут полны тобою.

Во тьме твои глаза блистают предо мною,

Мне улыбаются — и звуки слышу я:

Но постепенно с взрослением лирического героя тема любви переосмысливается, и теперь для А. С. Пушкина становятся важнее чувства и переживания любимой женщины:

Но ты от горького лобзанья

Свои уста оторвала;

Из края мрачного изгнанья

Лирический герой Пушкина способен ценить любое чувство и наслаждаться даже грустью любви:

На холмах Грузии лежит ночная мгла;

Шумит Арагва предо мною.

Мне грустно и легко; печаль моя светла;

По мере того как лирический герой становится личностью, он наделяется способностью жертвовать своими чувствами ради счастья любимой женщины. В качестве примера хотелось бы привести свое любимое стихотворение «Я вас любил: любовь еще, быть может. », в котором неразделенная любовь поэта лишена всякого эгоизма:

Я вас любил: любовь еще, быть может,

В душе моей угасла не совсем;

Но пусть она вас больше не тревожит;

Кульминацией этой темы можно по праву считать стихотворение «Мадонна», в котором А. С. Пушкин возносит женщину до небес и обожествляет ее:

Исполнились мои желания.

Творец Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна,

Чистейшей прелести чистейший образец. [6, с.56]

Тема дружбы в лирике А. С. Пушкина

Пока свободою горим,

Пока сердца для чести живы,

Мой друг, отчизне посвятим

Столь же недвусмысленный призыв к восстанию содержится и в знаменитой оде Пушкина “Вольность”. Главная мысль оды в том, что “вольность” возможна и в монархическом государстве, если монарх и народ строго следуют законам, в том числе и моральным. Пушкин призывает к этому, но вместе с тем звучит предупреждение тиранам:

Поэтические проклятия в их адрес занимают целую строфу. Самовластительный злодей!

Тебя, твой трон я ненавижу

С жестокой радостию вижу.

Читают на твоем челе

Печать проклятия народы.

Ты ужас мира, стыд природы,

Увижу ль, о друзья! народ не угнетенный

И рабство, падшее по манию царя,

И над отечеством свободы посвященной

Но царь не внял призывам поэта. Пушкина ожидала ссылка. Правда, благодаря Жуковскому, северную ссылку заменили южной. Во время восстания декабристов Пушкин жил в Михайловском. Здесь его застала весть о жестокой расправе над ними. Он пишет замечательное стихотворение “В Сибирь”, которое передает декабристам через Екатерину Трубецкую. Он посылает друзьям слова утешения:

Не пропадет ваш скорбный труд

Тема свободы поэзии А. С. Пушкина

Везде неправедная власть

В сгущенной тьме предрассуждений

Воссела — рабства грозный гений

Пока свободою горим,

Пока сердца для чести живы,

Мой друг, отчизне посвятим

Души прекрасные порывы! [5, c.10]

Поэтому оказывается оправданным даже шокировавшее многих современников сравнение гражданского чувства с любовным:

Мы ждем с томленьем упованья

Минуты вольности святой,

Как ждет любовник молодой

Идеал «вольности», то есть свободы в гражданском понимании этого слова, сменяется у Пушкина сначала идеалом романтической свободы личности (стихотворение «Погасло дневное светило. » и другие), затем идеалом внутренней свободы (стихотворения «Из Пиндемонти», «Пора, мой друг, пора. » и другие). Но тема свободы остается для Пушкина одной из важнейших в течение всей его жизни. Даже в одном из последних стихотворений, «Я памятник себе воздвиг нерукотворный. », поэт как о главной своей заслуге перед народом говорит о том, что он «в свой жестокий век восславил. свободу». [8, с.67]

Философская лирика А.С.Пушкина

Молодое, незнакомое! не я

Увижу твой могучий поздний возраст,

Когда перерастешь моих знакомцев

И старую главу их заслонишь

От глаз прохожего. Но пусть мой внук

Услышит ваш приветный шум, когда,

С приятельской беседы возвращаясь,

Веселых и приятных мыслей полон,

Проблема времени и вечности, на мой взгляд, одна из главных проблем в философской лирике А. С. Пушкина. Лирический герой осознает, что человек живет в рамках времени, а природа вечна, и поэтому она равнодушна к трагедии человека:

И пусть у гробового входа

Младая будет жизнь играть,

И равнодушная природа

Также в философской проблематике я хотела бы выделить тему поэта и толпы. А. С. Пушкин осознает одиночество поэта в мире обывателей, которые не могут понять, а главное — оценить его творчество:

Поэт! не дорожи любовию народной.

Восторженных похвал пройдет минутный шум;

Услышишь суд глупца и смех толпы холодной,

Дар поэта обрекает личность на одиночество, на выделенность из толпы, на страдания, но это противопоставление толпе может быть осмыслено как благо в стихотворении «Поэт»:

Тоскует он в забавах мира,

Людской чуждается молвы,

К ногам народного кумира

Мне кажется, что самым выдающимся стихотворением, которое посвящено теме поэта и поэзии, является произведение «Пророк». A. С. Пушкин утверждает высокую миссию поэта:

Восстань, пророк, и виждь, и внемли,

Исполнись волею моей

И, обходя моря и земли,

Это стихотворение является моим самым любимым, так как поэт показывает, что приходится пережить человеку, которому назначено судьбой стать пророком:

И он к устам моим приник,

И вырвал грешный мой язык,

И труднословный и лукавый,

И жало мудрыя змеи

В уста замершие мои

Вложил десницею кровавой. [6, с.45]

ГЛАВА 2 О ТВОРЧЕСКОМ НАСЛЕДИИ А.С.ПУШКИНА

2.1 Творческое наследие А.С.Пушкина

Название одинаковое, исправьте

Творчество Александра Сергеевича Пушкина, как величественная и могучая горная вершина, возвышается у истоков XIX века, золотого века русской литературы. Пронизанное идеями декабризма, оно полно глубокой и всеобъемлющей любви к многострадальной родине, ее народу, изнывающему под игом крепостного права. Неизбывна жизнеутверждающая вера поэта в силы, таящиеся в простых русских людях, крестьянах-тружениках. Проникновенны лирические строки, посвященные описанию русской природы. [7, с.63]

Пушкин не писал специально для детей, но многие стихотворения и отрывки из его произведений давно вошли в детское чтение. …никто, решительно никто из русских поэтов не стяжал себе такого неоспоримого права быть воспитателем и юных, и возмужалых, и даже старых… читателей, как Пушкин, потому что мы не знаем на Руси более нравственного, при великости таланта, поэта, как Пушкин”,- писал Белинский и рекомендовал для детского чтения многие его произведения. Среди них Белинский в первую очередь называл сказку “О рыбаке и рыбке”, стихотворения “Песнь о вещем Олеге”, “Бесы”, “Утопленник”, “Жених”, “Зимний вечер”, отрывки из поэм “Кавказский пленник ” и “ Руслан и Людмила”. [ 8, с.34]

Уже начиная с 20-х годов XIX века дети читали произведения Пушкина, и не только те, которые были пропущены цензурой, но и те, которые ходили по рукам в рукописях. “Мы списывали их украдкой, вытверживали наизусть, прятали на ночь под подушку… Саша (Герцен.- Авт.) не выдерживал тайны и громко декламировал то оду “Вольность”, то “Деревню”, “Кинжал”2,- вспоминает Т. П. Пассек, двоюродная сестра Герцена.

В набросках и заметках для “Литературной газеты” Пушкин высказывает резко отрицательное отношение к ограничению детского чтения назидательными, верноподданническими произведениями. Он выступает против реакционных критиков, которые объявляли “безнравственным” все, что могло познакомить детей с социальными противоречиями, с реальной жизнью: “Некоторые моралисты утверждают, что и восемнадцатилетней девушке нельзя позволить чтение романов; из того еще не следует, чтоб цензура должна запрещать все романы”. Не ограничиваясь обличением в своих статьях реакционной критики, Пушкин создает пародии – фельетоны на назидательную детскую литературу и ее защитников. Таковы его фельетоны на П. Свиньина, Н. Надеждина, Н. Полевого, напечатанные под рубрикой “Детская книжка”. [5, с.21]

В творческом наследии Пушкина есть записи, заметки, наброски, статьи, по которым можно судить, что он живо интересовался вопросами воспитания молодого поколения. [2, с.66]

Вопросы воспитания Пушкин рассматривал в тесной связи с проблемой народности. В это время о народности много писали и спорили. В черновом наброске “О народности в литературе” Пушкин замечает, что нельзя смешивать народность с требованием просторечных русских слов и выражений в литературе [8, с. 97]

Он призывает к серьезному осмыслению проблемы народности, говорит, что в понятие народности входит многое: “Климат, образ правления, вера дают каждому народу особенную физиономию, которая более или менее отражается в зеркале поэзии. Есть образ мыслей и чувствований, есть тьма обычаев, поверий и привычек, принадлежащих исключительно какому-нибудь народу”. [8, с.75]

2.2 Какое творческое наследие оставил после себя А.С.Пушкин

Название не может быть вопросительным предложением (у нас научный текст)

Полнота чувств ставит любое произведение Пушкина на вершину, которая до этого еще никем не досягалась. Вероятно, это банально, но я считаю, что лирика этого замечательного поэта будет жить всегда, ровно как и любовь. Каждая строка, слово носят в себе душу Пушкина. Возможно, именно поэтому каждое знаменитое пушкинское «послание» такое искреннее и нежное. Как раз такой характер носит его величайшее и очень красивое стихотворение «Мадонна», которое Александр Сергеевич написал в 1830-м году прямо накануне того, как связать узы брака с Натальей Гончаровой. Тридцатого апреля поэт послал своей возлюбленное письмо, в котором он поведал ей о картине художника из Италии Пьетро Перуджино и сравнил ее с белокурой мадонной. [4, с.55 ]

2.3 Влияние творческого наследия А.С. Пушкина на развитие русской и мировой литературы

Творчество Пушкина отличается единством. Оно много жанрово. И хотя в сознании читателей он был прежде всего поэт, но и проза, и драматургия сопровождали его художественное воображение от первых опытов до последних страниц. А к этому следует добавить литературную критику, публицистику, эпистолярий, историческую прозу, вспомнить, насколько разнообразной была его поэзия, вмещающая и все жанры лирики, и поэмы, и роман в стихах, и сказки. [1, с.53]

Жанры развивались в тесном взаимодействии. При постоянной перекличке жанров, их взаимном вторжении отменялся иерархический, ценностный подход к ним. Перенесение норм одного жанра в пределы другого оказывалось важным средством пушкинского стиля и источником его динамики. Отсюда поражавшее современников ощущение новизны и необычности пушкинского стиля. Благодаря этому же Пушкин смог отказаться от принципиального деления средств языка на «низкие» и «высокие». Это явилось существенным условием решения им важнейшей национально-культурной задачи – синтеза языковых стилей и создания нового литературного языка. [7, с.80]

Говоря о Пушкине как о создателе национального литературного языка, А.И. Куприн в своей статье «Солнце русской поэзии» пишет: «Пушкин взял этот великолепный язык у народа и отдал его народу очищенным от плевел, прекрасным и выразительным, светлым, чистым и прозрачным, как горный источник, упругим, как сталь, звонким, как золото, и бодрящим и ароматным, как старое доброе вино». [7, с.79]

Пушкин установил национальный литературный язык, чтобы создавать на нём шедевры искусства слова, во всех отношениях (и интеллектуальном, и эстетическом) не уступающие западным образцам. Но чтобы осуществить это высокое предназначение, одного, даже такого, как у Пушкина, гения было недостаточно. Нужно было освоить великие художественные достижения наиболее развитых западных литератур, выросших на почве того культурно-исторического развития, которого у русского поэта в его родной стране не было. А.И. Куприн тонко подметил удивительную способность Пушкина впитывать в себя накопленный веками опыт: Пушкин «одним из первых открыл нам богатства чужой поэзии. Он никогда не являлся ни переводчиком, ни подражателем: слишком самобытен, кипуч, страстен и стремителен был для этого его чудный гений. Но Пушкин, так удивительно умевший отождествлять себя с самыми несходными, с самыми крайними образами, Пушкин – Протей весь целиком проникался поэзией великих мастеров, впитывал в себя её аромат и сохранял это в новом творении, так же прекрасном, как и то, что послужило первообразом…». [6, с.74]

Уже в южной ссылке – на пороге творческой зрелости – Пушкин осознаёт в качестве своей жизненно важной и неотложной задачи необходимость стать самому и поставить тем самым русскую литературу на уровень наиболее передовых явлений своей современности – «в просвещении стать с веком наравне». Именно так, языком поэтической формулы, определяя основную тенденцию всего хода прогрессивного развития России со времени Петра I, говорит он об этом в послании к Чаадаеву 1821 года. [5, с.112]

Пушкин выполнил свой высокий жребий: всего за пятнадцать с небольшим (считая от послания к Чаадаеву) лет своего творческого пути, шагая через века по вершинам мирового искусства слова (Вольтер, Байрон, Гёте, Данте), он эстетически освоил то, что в истории развития западных стран заняло, если начать отсчёт от Данте, свыше пяти столетий. [3, с.50]

Продолжая говорить об эстетическом освоении Пушкиным культурного наследия зарубежных стран, необходимо отметить универсальность художественного мышления поэта, его способность интуитивно проникать в дух различных культур и эпох и его широкую осведомлённость в мировой литературе. [6, с.70]

Органически связанный с традициями отечественной культуры, он одновременно был прекрасным знатоком французской, ориентируясь в ней не хуже, чем любой французский писатель его эпохи, имел широкие сведения в области итальянской и английской литератур, проявлял интерес к немецкой и испанской литературам. Предметом его постоянного внимания на протяжении всей жизни была античная культура. Фольклор самых различных народов привлекал его внимание. Существенно при этом, что все эти интересы складывались в сознании поэта в единую концепцию мировой культуры. [5, с.43]

ГЛАВА 3 ОПРОС О ТВОРЧЕСКОМ НАСЛЕДИИ А.С.ПУШКИНА

Объект исследования: опрос случайных прохожих.

Предмет исследования: мнение общества о творческом наследии А.С.Пушкина.

Предположение исследования: современное общество положительно высказывает мнение о творчестве А.С.Пушкина

— сделать анализ значения творческого наследия А.С.Пушкина для современного общества;

Методы исследования: социологический опрос, анализ содержания.

Андрей, 42 года, сварщик:

Анастасия, 34 года, стоматолог:

«Даже несмотря на то, что школьный курс литературы очень односторонне знакомил с творчеством Александра Сергеевича и изучали не самые лучшие произведения, осталось желание читать его даже уже во взрослом возрасте. Его стихи улучшают настроение, плавно текущие строчки действуют успокаивающе, умиротворяют. Величайший из писателей и поэтов, гений. Ученые проводили исследование его творчества и почти каждое слово в его стихотворениях, поэмах, прозе несет определенный смысл, нет пустых бессмысленных слов, которыми грешат современные писатели. А какой прекрасный русский язык, какие замечательные образы героев, стихи, проникающие в самую душу!»

Сергей, 30 лет, автомеханик:

«Пушкин велик уже тем, что русскую литературу, весьма отстававшую от Европейской сразу подвинул на два столетия вперед, прожил мало, но достаточно, чтоб стать недосягаемым для многих поэтов будущего. Это национальное достояние народа русского, гордость и слава русской словесности»

Михаил, 20 лет, программист:

«После окончания школы не думаю о творчестве Пушкина, а просто перечитываю его, наслаждаюсь им и лечусь от мрачных дум и тоски»

Вячеслав, 26 лет, писатель:

Николай, 28 лет, графический дизайнер:

Дмитрий, 18 лет, студент 2 курса:

« Значение Пушкина неизмеримо велико. Через него разлилось литературное образование на десятки тысяч людей, между тем как до него литературные интересы занимали немногих. Он первый возвёл у нас литературу в достоинство национального дела, между тем как прежде она была, по удачному заглавию одного из старинных журналов, «Приятным и полезным препровождением времени» для тесного кружка дилетантов. Он был первым поэтом, который стал в глазах всей русской публики на то высокое место, какое должен занимать в своей стране великий писатель »

Мария, 41 год, преподаватель истории:

Владимир, 37 лет, столяр:

« Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа: это русский человек в его развитии, в каком он, может быть, явится через двести лет. В нём русская природа, русская душа, русский язык, русский характер отразились в такой же чистоте, в такой очищенной красоте, в какой отражается ландшафт на выпуклой поверхности оптического стекла.»

Игорь, 61 год, преподаватель литературы:

«Пушкин, я думаю, был иногда и в некоторых отношениях суеверен; он говаривал о приметах, которые никогда его не обманывали, и, угадывая глубоким чувством какую-то таинственную, непостижимую для ума связь между разнородными предметами и явлениями, в коих, по-видимому, нет ничего общего, уважал тысячелетнее предание народа, доискивался в нем смыслу, будучи убежден, что смысл в нем есть и быть должен, если не всегда легко его разгадать»

На мое удивление все опрошенные хорошо разбираются в понимании творческого наследия А.С.Пушкина, видя его гением и двигателем народной культуры. Вывод должен быть на полстраницы.

Упростите речь опрашиваемых, а то ощущение, что жители города говорят только высокопарными словами.

Я думаю, что творческое наследие А.С. Пушкина весьма значительно. Его талант не знал границ. Автору были подвластны любые жанры и формы, стили и направления в литературе и словесном искусстве. Пушкин пробовал себя во всем. И во всем достигал успеха. Его произведения пользовались бешеной популярностью у современников, стихи и поэмы читали взахлеб на собраниях литературных обществ и на светских мероприятиях. Не было человека, который бы не слышал стихов Пушкина или ничего не знал о судьбе самого поэта. В данной работе я изучил значение творческого наследия А.С.Пушкина, а также рассмотрел широкий спектр эстетических реакций на личность и творчество русского поэта. Отличие взгляда от общих тенденций в восприятии А.С. Пушкина заключается в том, что стереоскопия нетрадиционного видения раскрывает его бунтарскую натуру и являет облик поэта-революционера, поэта-мятежника, поэта-освободителя.

Мне кажется, что для более полного понимания колорита пушкинского наследия, важно самому изучить творчество Пушкина, ведь многие поэты вдохновлялись его творениями, и посвящали ему целые произведения. Пушкин, в всеобщем понимании, был великим русским поэтом, способным двигать народную классику, оказывать влияние на творческую энергию русских поэтов всех поколений — и Тютчева, и Некрасова, и Блока, и Маяковского., собеседником, советчиком. С Пушкиным она постоянно сверяет свое чувство прекрасного, свое понимание поэзии».

В моем отношении к Пушкину, самое важное и решающее — это твердое, непреложное убеждение в том, что влияние Пушкина может быть только освободительным. Порукой этому — сама духовная свобода Пушкина. В его поэзии, в его личности, в природе его я вижу полное торжество той свободной и освобождающей стихии, выражением которой, как она понимает, служит истинное искусство (об этом — в ее трактате «Искусство при свете совести»).

Здесь, пожалуй, не к месту вносить поправки в моем понимание и истолковании искусства и творчества. Но нельзя не считаться с моим убеждением: поэт — дитя стихии, а стихия — всегда «бунт», восстание против слежалого, окаменевшего, пережившего себя. Нет ни одного настоящего поэта, который не искал и не находил бы в стихии бунта источник высочайшего вдохновения. Пример — Пушкин, который «Николая опасался, Петра боготворил, а Пугачева — любил». Именно поэтому у каждого настоящего поэта есть свой «Пугачев», свой образ бунтарской стихии.

Сама любовь к Пушкину и принятое на себя «исполнение пушкинского желания» предполагают не рабскую зависимость, а полную свободу от нее. Ее Пушкин — самый вольный из вольных, бешеный бунтарь, который весь, целиком — из меры, из границ — и потому «всех живучей и живее».

Собранные мои размышления о нем подтверждают его постоянное присутствие в творческой и обыденной жизни поэта — с самого ее детства
Таким образом, рассмотрев проблемы специфичности отношения к творчеству А.С.Пушкина, выявив возможные причины, повлиявшие на формирование нетрадиционного видения личности и творчества А.С.Пушкина, я могу смело заявить, что мои задачи решены, а цель достигнута.

русскую культуру к совершенству.

Данная работа может быть использована для изучения творческого наследия А.С.Пушкина, а также для применения в образовательных целях

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

2. Губер П.К. Дон-Жуанский список Пушкина: главы из биографии с 9 портретами.. –Харьков: Дельта, 1993г. с.170

3. Детский Плутарх: «История России от Рюрика до 1917г.» Энциклопедия для школьника. – М.: Олма-пресс,2001г. с.220

4. Друзья Пушкина: Переписка; Воспоминания; Дневники. В 2-х томах. /Сост. В. В. Кунина – М. Правда,1986г. с.120

5. Карпушин С.В. и др. Язык русской классики: А.С.Пушкин. В 2-х частях.- Минск: Высшая школа, 1998 г. с.210

6. Колокольцев Е. Н. А.С. Пушкин в портретах и иллюстрациях: Пособие для учащихся. –М.: Просвещение, 1999 г. с.100

7. Лотман Ю. М. Александр Сергеевич Пушкин. Биография писателя: Пособие для учащихся. –М.:Просвещение,1981 г. с.150

8. Михайлова Н.И. Василий Львович Пушкин.//Пушкин В.Л. Стихи. Проза. Письма./Сост. Н.И. Михайловой. – М.: Сов. Россия, 1989. С.300

9. Соколов В.Д. Рядом с Пушкиным: Портреты кистью и пером./Под ред. В.А. Алексеева. – Харьков: Паритет ЛТД, 1991 с.200

10. Анненский Л. Серебро и чернь: Русское, советское, славянское, всемирное в поэзии Серебряного века. – М., 1997 –с.250

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *