Что открыл уиллоуби и ченслор
Экспедиция Уиллоуби — Ченслора
Экспедиция Уиллоуби — Ченслора
Англия в первой половине XVI в. была слишком слаба, чтобы пытаться оспаривать португальское и испанское господство в южных и западных морях, но для англичан оставались открытыми северные моря. И они начали искать Северо-Восточный проход, т. е. морской путь из Западной Европы в Восточную Азию в обход Северной Европы и Азии. В середине XVI в. дела английских купцов пришли в упадок и по совету С. Кабота и при его деятельном участии лондонские «почтенные и мудрые люди» организовали в 1548 г. «Общество купцов-предпринимателей для открытия стран, земель, островов, государств и владений, неведомых и даже доселе морским путем не посещаемых». Общество купило три корабля, отремонтировало их и снабдило небольшими вспомогательными парусно-гребными судами (пинасами), обычно помещавшимися на борту корабля.
Начальником экспедиции и командиром лучшего судна (120 т) был назначен знатный дворянин Хью Уиллоуби; главным штурманом флотилии и капитаном крупнейшего (160 т) корабля — Ричард Ченслор; командиром третьего (90 т) — штурман Корнелий Дюрферт. Никто из членов нового общества и капитанов не имел представления о странах, куда направлялась экспедиция. Команда флотилии состояла из 105 человек. Кроме того, на борту кораблей было 11 купцов.
10 мая 1553 г. флотилия Уиллоуби оставила устье Темзы, но из-за сильных противных ветров и волнения только в августе достигла норвежского о. Сенья (у 69° с. ш.). Там в ночь на 3 августа 1553 г. поднялась буря, и судно Ченслора навсегда разлучилось с двумя другими. Когда ветер несколько стих, Уиллоуби и Дюрферт пошли к Варде (на северо-востоке Норвегии), но не сумели разыскать эту гавань. 14 августа рано утром показалась земля. «Мы подошли к ней и спустили бот, чтобы посмотреть, что это была за земля. Но бот не мог подойти к берегу из-за мелководья и большого количества льда… На берегу не было видно никаких признаков жилья. Земля эта находится на широте 72°». Если Уиллоуби верно определил широту, то он коснулся Гусиной Земли — юго-западного выступа Новой Земли, уже давно посещавшейся русскими. Но на западе до XVIII в. предполагали, что он «открыл» какой-то остров, который долго и напрасно искали («Земля Уиллоуби»). Три дня англичане продвигались к северу, обнаружили в малом корабле течь и повернули на юг. 21 августа Унллоуби отметил, что море становилось «все мельче и мельче и все же не было видно берега». Чтобы избежать опасности, он отошел в открытое море и четыре недели шел на запад, то вдоль берега, то теряя его из вида, пока за небольшим островом не достиг устья реки, где решил зимовать. Англичане не нашли там ни людей, ни жилья.
А следующей зимой 1554 г. русские поморы обнаружили за Нокуевым островом, у Мурманского берега, в устье р. Варзины, два судна: «…стоят на якорях в становищах, а люди на них все мертвы, и товаров на них много» (Двинская летопись). Из найденного на корабле завещания одного из купцов видно, что Уиллоуби и большая часть его спутников были еще живы в январе 1554 г. Позднее погибли все: «умерли, замерзли до смерти» 63 человека.
Корабль Ченслора (штурман Стивен Барроу), обогнув Нордкап, неделю простоял у Варде, ожидая Уиллоуби, а затем проник в Белое море и 24 августа 1553 г. вошел в устье Северной Двины. Ченслор, не дождавшись разрешения, отправился санным путем в Москву. На полпути он встретил гонца, который передал ему царское приглашение. Иван IV с большой пышностью принял «королевского посла» (так назвал себя Ченслор) и обещал покровительство английским купцам. В марте 1554 г. он отпустил Ченслора с почетом, но под крепкой охраной. Когда Ченслор вернулся в Англию, «Общество купцов-предпринимателей» было официально утверждено правительством. Кабот стал директором этой «Московской компании», как ее обычно называли, а Ченслор в 1555 г. снова отправился на Русь, на этот раз действительно как посол. С ним прибыли два агента «Московской компании». Англичане получили от Ивана IV обещанные привилегии. Ченслор отплыл в Англию с царским послом Осипом Григорьевичем Непеей, но утонул, когда корабль потерпел крушение у шотландских берегов. Непея спасся и добился в Лондоне таких же льгот, какие англичане получили в Москве.
Читайте также
Экспедиция за короной
Экспедиция за короной Природа как будто специально по заказу астрономов подогнала размеры Солнца и Луны, открыв тем самым возможность важных исследований во время солнечных затмений. Мы всегда торопимся, люди атомного века. Мы всегда торопимся, нам всегда некогда. Мы
Экспедиция Приска
Экспедиция Приска Вторжение авар немедленно привело к активизации славянских набегов на Фракию. Теперь они диктовались уже не столько поиском новых мест, сколько жаждой наживы племенной знати. Набеги организовывал лично Радогост, посылавший за Дунай племенные дружины
Экспедиция Селенки
Экспедиция Селенки Чтобы разрешить некоторые вопросы, окружавшие окаменелости питекантропа и его открытия, Эмиль Селенка, профессор зоологии Мюнхенского университета в Германии, подготовил прекрасно экипированную экспедицию на Яву, но он скончался до ее начала. Его
Глава 38. Экспедиция
Глава 38. Экспедиция Прошло несколько лет. Мысль об открытии Галиной Ивановной Пелих прародины шумеров в среднем Приобье не давала мне покоя. Почему заслуженный этнограф, доктор наук, не обнародовала сенсацию? Я понимал, она не хотела быть высмеянной и ошельмованной. В
Экспедиция по Германии
Экспедиция по Германии Германия. Шверин. Памятник последнему независимому славянскому князю Никлоту. Странно, но немецкий народ, несмотря на то, что князь ободритов в 1447 году уничтожил под стенами своей столицы армию крестоносцев, относится как к своему герою. Ответ
Экспедиция Неарха
Экспедиция Неарха Наконец флот пришел в Патталу (около Татты, 155 километров к востоку от Карачи?) в начале дельты Инда. Да и пора уже. Половина кораблей сгнила. Начались практически безостановочные муссонные дожди. Люди были изнурены. О состоянии женщин и детей,
14. Несостоявшаяся экспедиция
14. Несостоявшаяся экспедиция В конце 1923 г. А. В. Барченко зачислили на должность научного консультанта Главнауки и ему были выделены средства на создание биофизической лаборатории. Размещалась лаборатория в здании Политехнического музея в Москве, однако нам
XXI. ВЕЛЬЯМИНОВСКАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ
XXI. ВЕЛЬЯМИНОВСКАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ В декабре 1830 года положение дел в Чечне представлялось в следующем виде:Не решенная борьба Астемира с карабулаками, державшая обе стороны в напряженном состоянии, продолжала волновать народ близкой междоусобицей, которая, при развивающемся
Экспедиция в Ирий
Экспедиция в Ирий Зов Русколани Если открыть «Книгу Велеса» (а теперь и «Книгу Ярилы»), то пред нами сразу встанет образ могущественного древнего царства Русколани в Северном Причерноморье.Это царство в пору своего расцвета, в начале нашей эры, занимало земли от Дуная и
Экспедиция в Пунт
Экспедиция в Пунт Ученым известно, что государство Пунт (по крайней мере, так его называли египтяне) существовало на самом деле. И это был не простой племенной союз, а государство со своей структурой управления, царем, армией. В его столице существовали строения и
Экспедиция на марше
Экспедиция на марше Отгремела битва. Индейцы разгромлены и обращены в бегство. Конкистадоры оказывают помощь раненым и подсчитывают потери. Редко бывало, чтобы они превышали полсотни человек, как правило, десяток-полтора. Потери индейцев всегда несравнимо больше:
ЭКСПЕДИЦИЯ КОРТЕСА
ЭКСПЕДИЦИЯ КОРТЕСА Эрнандо Кортес отправился с Кубы с И кораблями, из которых наибольший был в 100 бочонков, и назначил на них несколько капитанов, будучи сам одним из них. Он увёз 500 человек, несколько лошадей и мелочной товар для обмена. Франсиско де Монтехо был у него
Экспедиция на «Бигле»
Экспедиция на «Бигле» 27 декабря 1831 г. из Девонпорта (Англия) в кругосветное плавание на судне «Бигль» отправилась экспедиция капитана Роберта Фиц-Роя. Фиц-Рой был известен как крупный гидрограф и метеоролог. Это был его второй рейс на «Бигле». Основно й задачей
Экспедиция Уиллоуби и Ченслера
Экспедиция Уиллоуби и Ченслера В середине XV в. из-за завоевания турками стран Юго-Восточной Европы и Ближнего Востока европейские купцы утратили возможность пользоваться прежними сухопутными торговыми путями в Индию. Это и стало причиной активных поисков морских
Загадка длиной в пять веков: гибель экспедиции Уиллоби
«Некоторые из умерших были найдены сидящими с пером и бумагой перед ними, другие — сидящими за столом с тарелками в руках и ложками во рту, третьи — открывающими шкаф, иные — в других позах, как будто статуи, которые поставили таким образом», — так описывал трагедию, разыгравшуюся во льдах Лапландии, современник. С тех пор прошло 462 года, но загадка гибели арктической экспедиции, возглавляемой сэром Хью Уиллоби, до сих пор будоражит умы исследователей. Отправившись на поиски Северо-Восточного прохода в Тихий океан, 63 английских путешественника погибли внезапно, в одночасье, а причина их таинственной смерти так до конца и не выяснена. Что же все-таки произошло зимой 1554 года в устье реки Варзины на Кольском полуострове?
К середине XVI века Великие географические открытия стали оказывать прямое влияние на экономику и политику Старого Света. В Европу потянулись испанские галеоны, груженные американским золотом и серебром, и португальские каравеллы, в трюмах которых были драгоценные пряности из стран Индийского океана. Все это существенным образом изменило расклад сил на континенте. В стороне от этих процессов не могла остаться и Англия. Местные купцы и промышленники, разбогатевшие на торговле сукном, все чаще засматривались на Индию и Китай, которые могли сыграть роль как объектов вложения накопленных капиталов, так и источников новой баснословной прибыли.
Проблема была в том, что существовавшие торговые пути с этими сказочно далекими странами контролировались конкурентами Англии. В этой связи сверхактуальность приобрели поиски новых маршрутов, получивших названия Северо-Западного (вокруг современной Канады) и Северо-Восточного проходов. Окончательно идея организации похода в Индию и Китай вдоль арктического побережья Скандинавии, Московского царства и по-прежнему загадочной «Тартарии» сформировалась к 1551 году.
Именно в этом году в Лондоне было учреждено «Общество купцов-предпринимателей для открытия стран, земель, островов, государств и владений неведомых и даже доселе морским путем не посещаемых». Духовным вдохновителем организации стал переселившийся в Англию итальянский мореплаватель и путешественник Себастьян Кабот, а практическое руководство осуществлялось сэром Хью Уиллоби и Ричардом Ченслором, которым было суждено уже в недалеком будущем войти в историю.
«Дольщиками» нового общества стали около 240 человек (среди них были и богатейшие лондонские купцы, и даже лорд-мэр английской столицы), каждый из которых внес в его капитал свой вклад — 25 фунтов стерлингов (внушительная на то время сумма). На собранные средства организация приобрела три судна: «Бона Эсперанса» (водоизмещением в 120 тонн), «Эдвард Бонавентура» (160 тонн) и «Бона Конфиденца» (90 тонн). Кроме того, каждый из кораблей был оборудован пинассой и ботом — небольшими парусно-гребными судами, с помощью которых команды имели возможность высаживаться на сушу.
Устав общества прямо декларировал его основную цель: «…Вы имеете надежду успешно осуществить это замечательное предприятие, которое, как все надеются, будет иметь не меньший успех и принесет не меньшую прибыль, чем та, какую Восточная и Западная Индии принесли императору [Священной Римской империи, который по совместительству был и королем Испании] и королям Португалии».
Любопытна личность, которую отцы-основатели организации выбрали на роль руководителя амбициозной экспедиции. Хью Уиллоби не имел никакого опыта морских исследований, однако был удачливым солдатом, успешно воевавшим с шотландцами на севере Англии. За свою доблесть он был пожалован в рыцари (получил титул сэра), и его работодатели надеялись, что он окажется столь же талантливым организатором и этого морского предприятия.
Однако с самого его начала что-то пошло не так. Официальной датой старта экспедиции считается 10 мая 1553 года, но небольшая флотилия долго не могла просто покинуть берега Англии — сначала из-за того, что внезапно испортилась часть провизии, затем из-за неблагоприятных ветров. Только 23 июня «Бона Эсперанса» (флагман под командованием Уиллоби), «Эдвард Бонавентура» (капитан — Ричард Ченслор) и «Бона Конфиденца» смогли наконец выйти в море.
В плавании Хью Уиллоби вел судовой журнал, благодаря чему перипетии экспедиции, несмотря на шумевший за иллюминатором далекий XVI век, дошли до наших дней. Через месяц после отплытия корабли смогли пересечь Северное и Норвежское моря и добраться до Лофотенских островов у северо-западного побережья Норвегии. Здесь моряков ждало новое испытание. 3 августа в результате жестокого шторма «Бона Эсперанса» и «Бона Конфиденца» потеряли из виду «Эдварда Бонавентуру» Ченслора. Ситуация, в общем-то, была обычной для того времени, и на такой случай всегда определялся порт, где корабли должны были вновь встретиться. В случае с флотом Уиллоби таковым был Вардехус (современный Варде) — достаточно мощная крепость, расположенная на крайнем северо-востоке Норвегии.
Ченслор на своем корабле успешно добрался до нее и целую неделю безуспешно прождал коллег. Затем он двинулся дальше на восток и уже 24 августа вошел в Двинскую губу Белого моря. Там он пристал к берегу в районе Николо-Корельского монастыря, расположенного на месте нынешнего города Северодвинска неподалеку от Архангельска. В монастыре Ченслор встретил первых русских, после чего началось его долгое путешествие по суше на юг, в конце концов завершившееся в Москве аудиенцией у Ивана Грозного и созданием в Лондоне «Московской компании», получившей монопольные права на торговлю с Россией. Все это время о судьбе двух оставшихся кораблей экспедиции во главе с ее руководителем Хью Уиллоби ничего не было известно. Что же произошло осенью — зимой 1553 года с несчастными судами «Бона Эсперанса» и «Бона Конфиденца»?
Ричард Ченслор на приеме у Ивана Грозного
Возможно, сэр Хью Уиллоби был отличным солдатом, но моряком он оказался посредственным. Несмотря на наличие в команде профессионального штурмана, «Бона Эсперанса» умудрилась промахнуться мимо Вардехуса и заплыть далеко на восток. 14 августа 1553 года капитан записал в судовой журнал, что с корабля была замечена земля. Куда именно судьба забросила осколок экспедиции, долго оставалось тайной, и загадочная «Земля Уиллоби» до 1640-х годов украшала первые карты Арктики. Судя по всему, на самом деле незадачливый мореплаватель добрался до Новой Земли, однако высадиться на остров из-за мелководья и сложной ледовой обстановки он так и не смог и был вынужден повернуть обратно на запад.
23 августа «Бона Эсперанса» и «Бона Конфиденца» вновь увидели побережье Кольского полуострова, однако по несчастливому стечению обстоятельств с «Эдвардом Бонавентурой» они разминулись: корабль Ричарда Ченслора к этому времени уже вошел в Белое море. Проплыв некоторое время вдоль территории современной Мурманской области России, Уиллоби в конце концов приказал бросить якорь в показавшейся ему удобной гавани. Это оказалась Нокуевская губа у устья реки Варзины. Было 18 сентября 1553 года, Ричард Ченслор уже отправился в путешествие в Москву.
Уиллоби оставил достаточно подробное описание бухты, которой суждено было стать местом его гибели: «В ней было много тюленей и больших рыб, а на материке мы видели медведей, больших оленей и иных странных животных и птиц, как, например, дикие лебеди, чайки, а также другие, неизвестные нам и вызывавшие наше удивление. Пробыв в этой гавани с неделю и видя, что время года позднее и что погода установилась плохая — с морозами, снегом и градом, как будто бы дело было в середине зимы, — мы решили тут зимовать».
В принципе, к зимовке моряки были готовы, ведь в момент подготовки похода ее вероятность рассматривалась. У них было достаточно теплой одежды, а провизии хватало на 18 месяцев дороги. Тем не менее они предприняли попытки вступить в контакт с аборигенами. «Мы послали трех человек на юго-юго-запад посмотреть, не найдут ли они людей; они проходили три дня, но людей не нашли; после этого мы послали еще четырех человек на запад, но и они вернулись, не найдя никаких людей. Тогда мы послали трех человек в юго-восточном направлении, которые таким же порядком вернулись, не найдя ни людей, ни какого бы то ни было жилища», — записал Уиллоби в судовой журнал, и это была последняя запись, сделанная его рукой.
Бухта Святого Николая в Двинской губе Белого моря, где бросил якорь «Эдвард Бонавентура» Ченслора, была всего в одном дневном переходе к востоку, крепость Вардехус — в трех днях к западу, но англичане понятия не имели, где именно они находились. Они приняли, казалось бы, верное решение: ввиду стремительно наступавшей зимы остаться в защищенной гавани, где можно было спокойно переждать грядущие месяцы плохой погоды.
Их обнаружили поморские рыбаки лишь следующей весной, в мае 1554 года — два заморских корабля, внутри одного из которых было 63 трупа моряков, офицеров, купцов, врачей и самого Хью Уиллоби — всех находившихся на борту «Бона Эсперансы» и «Бона Конфиденцы». «Два корабля на Мурманском море стоят на якорях в становищах, а люди на них все мертвы, и товаров на них много», — писалось в Двинской летописи. Ченслор к тому времени успешно завершил переговоры при царском дворе в Москве и держал обратный путь в Англию.
Русские сохранили корабли, товар и останки погибших моряков. Летом следующего, 1555 года из Англии в Московское царство прибыла новая представительная торговая делегация, которой их и передали. В ноябре они вернулись на родину, по случаю чего Джованни Микель, венецианский посол при дворе короля Англии, и оставил в своем письме дожу ставшее знаменитым описание страшной находки, которую сделали полугодом ранее рыбаки-поморы: «Некоторые из умерших были найдены сидящими с пером в руках и бумагой перед ними, другие — сидящими за столом с тарелками в руках и ложками во рту, третьи — открывающими шкаф, иные — в других позах, как будто статуи, которые поставили таким образом. Так же выглядели собаки».
При этом посол утверждал, что команды двух кораблей просто замерзли. Существует и другое свидетельство — рассказ купца Генри Лейна, который находился в составе английской торговой делегации 1555 года, забравшей трупы погибших на родину. Спустя 30 с небольшим лет после этих событий в разговоре с Ричардом Хаклитом, писателем, составившим объемный труд «Основные плавания, путешествия, торговые экспедиции и открытия английской нации» (1589), Лейн утверждал, что Уиллоби и его товарищи погибли из-за неумения делать «пещеры и печи».
На борту «Бона Эсперансы», кроме 63 тел, было обнаружено и завещание, составленное родственником капитана Гэбриелом Уиллоби, присутствовавшим в экспедиции в качестве купца. Завещание ныне утеряно, но свидетельства о нем сохранились в рассказе Генри Лейна, зафиксированном Ричардом Хаклитом в 1589 году. Согласно этим данным, документ был датирован январем 1554 года, то есть как минимум в течение первых четырех месяцев зимовки экспедиционеры были живы. Трагедия, по всей видимости, случилась вскоре после его написания.
Место гибели экспедиции Уиллоби
Нечто подобное чуть было не случилось зимой 1596—1597 годов с другой арктической экспедицией — Виллема Баренца. Построив для зимовки на берегу целый дом с каменным очагом внутри команда Баренца чуть было не угорела из-за неисправности вытяжной трубы. Лишь в последний момент кто-то из моряков сумел открыть входную дверь и тем самым спасти товарищей. Нередки случаи массового отравления угарным газом и сегодня.
Тем не менее это пусть и правдоподобная, но лишь версия случившегося. Причина гибели экспедиции Уиллоби, как и смерти на Северном Урале туристической группы Игоря Дятлова в феврале 1959 года, похоже, так навсегда и останется загадкой. При этом символично, что свои последние месяцы англичане провели всего в нескольких километрах от небольшого острова в Баренцевом море со странным для этих мест названием Китай. Сами того не подозревая, они все-таки нашли новый путь в Китай, только вот путешествие их оказалось куда короче ожидаемого.
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Интересы
—Постоянные читатели
—Сообщества
—Статистика
Эпоха Великих открытий (до середины XVI века): экспедиция Уиллоуби и Ченслора
1553 год. Корабль капитана Ченслора «Эдуард Бонавентура» огибает мыс Нордкап
В первой половине XVI века Англия была слишком слаба, чтобы пытаться оспаривать португальское и испанское господство в южных и западных морях, но для англичан оставались открытыми северные моря. Каботы не нашли ничего интересного для купцов на северо-западе, но удача могла ждать на северо-востоке. И англичане начали искать Северо-восточный проход, то есть морской путь из Европы в Восточную Азию через Ледовитый океан, в обход Северной Азии.
В середине XVI века английская торговля переживала кризис. Дела английских купцов пришли в упадок. Тогда лондонцы обратились к престарелому Себастьяну Каботу. По его совету и при его деятельном участии лондонские «почтенные и мудрые люди» организовали в 1548 году компанию с длинным названием: «Общество купцов-предпринимателей для открытия стран, земель, островов, государств и владений, неведомых и даже доселе морским путем не посещаемых». Компания купила три корабля, отремонтировала их и снабдила небольшими вспомогательными парусно-гребными судами (пинассами), обычно помещавшимися на палубе корабля.
Начальником экспедиции и командиром лучшего корабля (водоизмещением 120 тонн) был назначен настойчиво добивавшийся этого Хью Уиллоуби, «храбрый дворянин знатного происхождения». Он был мужчиной представительной наружности и искушен в делах военных. Главным кормчим флотилии и капитаном крупнейшего (160-тонного), но тихоходного корабля был избран Ричард Ченслор, «человек, пользовавшийся большим уважением за свой ум». Командиром третьего корабля (водоизмещением 90 тонн) был назначен штурман Корнелий Дюрферт.
Никто из членов новой компании не имел представления о восточных странах — «Катае или Тартарии», куда направлялась экспедиция. Поэтому на собрании, где были назначены капитаны кораблей, «самые серьезные люди из числа присутствующих» решили раздобыть нужные географические сведения… на королевской конюшне.
«Послали за двумя татарами, служившими в то время в королевских конюшнях… Но они не могли сообщить ничего по этому поводу, поскольку более привыкли, как сказал весело один из них, „пьянствовать, чем изучать строй и наклонности народов“».
Команда флотилии состояла из 105 человек. Кроме того, на борту кораблей было 11 купцов. Участники экспедиции дали торжественное обещание строго соблюдать торговую монополию купцов-предпринимателей и „никому ни в каком случае не разглашать тайн компании ко вреду, ущербу и убытку последней“.
В середине мая 1553 года флотилия Уиллоуби оставила устье Темзы, но из-за сильных встречных ветров и волнения шесть недель лавировала у английских берегов. Только 23 июня корабли двинулись, наконец, на север, а еще через шесть недель достигли норвежского острова Сенья, у 69° северной широты. В ночь на 3 августа 1553 года поднялась буря; флотилия вынуждена была выйти в открытое море, и корабль Ченслора навсегда разлучился с двумя другими судами.
Через день, когда ветер несколько стих, Уиллоуби и Дюрферт пошли к Варде (на северо-востоке Норвегии), но не сумели разыскать эту гавань. 14 августа рано утром показалась земля.
„Мы подошли к ней и спустили наш бот, чтобы посмотреть, что это была за земля. Но бот не мог подойти к берегу из-за мелководья и из-за большого количества льда. Однако на берегу не было видно никаких признаков жилья. Земля эта находится на широте 72°…“.
Если Уиллоуби верно определил широту, то он достиг Гусиной Земли — юго-западного выступа Новой Земли, уже давно посещавшейся русскими. Но на западе до XVIII века предполагали, что он „открыл“ не Новую Землю, а какой-то остров, который позже долго и напрасно искали („Земля Уиллоуби“). Три дня англичане продвигались к северу, вероятно, пытаясь обогнуть таинственную землю, пока в малом корабле не обнаружилась течь. Тогда они повернули на юг и шли так еще три дня. 21 августа Уиллоуби отметил, что море становилось „все мельче и мельче и все же не было видно берега“. Чтобы избежать опасности, он отошел в открытое море и четыре недели двигался на запад, то вдоль берега, то теряя его из виду. За это время Уиллоуби миновал остров Колгуев, полуостров Канин и вдоль Мурманского берега дошел до Нокуева острова. 18 сентября оба судна бросили якоря в Нокуевой губе.
„Пробыв в этой гавани с неделю, — записано в журнале Уиллоуби, — и видя, что время года позднее и что погода установилась плохая, с морозами, снегом и градом… мы решили тут зимовать…“.
Уиллоуби отправил посланцев во всех направлениях, но они не нашли ни людей, ни жилья. А следующей зимой 1554 года русские поморы обнаружили за Нокуевым островом, у Мурманского берега, в устье реки Варзины, два судна:
„…стоят на якорях в становищах, а люди на них все мертвы, и товаров на них много“ (Двинская летопись).
Из найденного на корабле завещания одного из купцов видно, что Хью Уиллоуби и большая часть его спутников были еще живы в январе 1554 года. Позднее погибли все без исключения. На обоих кораблях „умерли, замерзли до смерти“ 63 человека. В 1555 году английскому торговому агенту в Москве были переданы „два корабля с прахом сэра Хью Уиллоуби и его спутников, причем было возвращено и спасено много съестных припасов и товаров“. Возвращена была также и доставлена в Лондон тетрадь с извлечениями из судового журнала и некоторыми другими документами.
Больше повезло Ченслору. Одинокий корабль Ченслора благополучно добрался до Барде и неделю простоял там, ожидая Уиллоуби, а затем продолжил плавание, проник в Белое море и 24 августа 1553 года вошел в устье Северной Двины.
„…Простые люди начали приезжать к кораблю, — пишет спутник Ченслора Климент Адамс. — Они добровольно предлагали новоприезжим гостям съестные припасы…“.
Холмогорские власти послали в Москву сообщение о прибытии иностранцев. Но Ченслор, не дождавшись ответа, настоял на том, чтобы его отправили санным путем в Москву, угрожая, что иначе он отплывет от русских берегов. На полпути он встретил гонца, который передал ему царское приглашение. Иван IV с большой пышностью принял королевского „посла“ (так назвал себя Ченслор) и обещал покровительство английским купцам, если они начнут торговать с Москвой. Он отпустил Ченслора с почетом, но под охраной.
Когда Ченслор вернулся в Англию, „Общество купцов-предпринимателей“ было официально утверждено английским правительством. Кабот стал директором этой „Московитской компании“, как ее обычно называли, а Ченслор в 1555 году снова отправился на Русь — на этот раз действительно как королевский посол. С ним прибыли два агента „Московитской компании“. Англичане получили от Ивана IV большие торговые и судебные привилегии. Ченслор отплыл в Англию с царским послом Осипом Григорьевичем Непеей, но утонул, когда корабль потерпел крушение у шотландских берегов. Непея спасся и добился в Лондоне таких же торговых льгот, какие англичане получили в Москве.