Что открыл путешественник баренц
Виллем Баренц
Краткая биография
Виллем Баренц родился предположительно в начале 60-х гг. XVI в. в Голландии. О его детстве и юности ничего не известно. Первые сведения об этом знаменитом мореплавателе – исследователе Арктики относятся к 1594 г., в это время он жил в Амстердаме и организовывал первую из своих трех экспедиций по Северному Ледовитому океану. Она должна была найти северо-восточный проход к Тихому океану.
Баренц открыл острова Медвежий и Шпицберген, составил первые карты побережья Новой Земли. Затем, в 1595 г., последовала вторая экспедиция. Во время зимовки третьей экспедиции в 1597 г. Виллем Баренц умер, тело его было опущено в море у Ледяной гавани архипелага Новая Земля.
Имя Баренца носит море между Скандинавским полуостровом, архипелагами Новая Земля, Шпицберген и Земля Франца-Иосифа, а также остров в архипелаге Шпицберген и порт Баренцбург на острове Западный Шпицберген.
Поиски северо-восточного пути в Китай
В XVI в. среди европейских исследователей было широко распространено мнение, что в Северном Ледовитом океане существует свободное ото льда пространство, по которому можно достичь берегов Китая и Индии. Этот путь мечтали отыскать многие европейцы.
В июне 1594 г. от голландского острова Текселя отправилась экспедиция, снаряженная на средства амстердамского правительства и голландских купцов. Тремя кораблями и яхтой командовали Брандт Тетгалес, Корнелиус Най и Виллем Баренц. Они надеялись пройти вдоль берегов Норвегии и России и достичь Тихого океана. Через 18 дней корабли вошли в Кольский залив, здесь флотилия разделилась: два корабля («Лебедь» и «Меркурий») направились на восток, они планировали пройти проливом между Югорским полуостровом и островом Вайгач. «Посланник» и яхта, находящиеся под командованием Баренца, взяли курс на северо-восток, вдоль западного побережья Новой Земли.
В конце июля Баренц добрался до северной оконечности Новой Земли, которую он назвал Ледяным мысом (соврем. мыс Карлсена), а 31 июля открыл Оранские острова. Путешествие становилось опасным, корабли со всех сторон были окружены льдами, и команда потребовала возвращения. Капитан стремился идти дальше, но вынужден был согласиться с товарищами – направил суда на юг, к острову Вайгач. Там они соединились с кораблями Ная, которым тем временем удалось пройти проливом Югорский Шар между островом Вайгач и материком, и войти в Карское море.
По пути кораблям встречались ладьи русских. Эти моря поморам были хорошо знакомы, они указывали голландцам наиболее безопасные пути на мелководье.
12 августа сплошной лед остановил движение судов. Не подозревая, что до Тихого океана надо плыть еще несколько тысяч километров, голландцы решили, что крайняя восточная точка Евразии близко. С надеждой, что удастся достичь ее в следующем году, 16 августа они отправились в обратный путь.
В 1595 г. нидерландские Генеральные штаты при участии принца Оранского снарядили вторую экспедицию. 18 июня семь кораблей под руководством адмирала Корнелиуса Ная вышли из Амстердама, штурманом флотилии назначили Баренца. Уверенность в достижении экспедицией берегов Китая была настолько твердой, что на корабли погрузили товары для продажи в Азии. В Карском море флотилия встретила непреодолимое скопление льдов.
Адмирал принял решение возвращаться. Собрав команду на совещание, он предложил офицерам подписать такой протокол: «Мы, нижеподписавшиеся, объявляем перед Богом и перед миром, что мы сделали все, что от нас зависело, чтобы проникнуть через Северное море в Китай и Японию, как нам приказано в наших инструкциях. Наконец мы увидели, что Богу не угодно, чтобы мы продолжали наш путь, и что надобно отказаться от предприятия. Посему мы решились как можно скорее возвратиться в Голландию». Эти слова подписали все кроме Баренца, он хотел двигаться дальше и, если понадобиться, остаться на зимовку. Экспедиция вернулась в Голландию осенью, не выполнив поставленных задач.
Не теряя надежду на успех, правительство Голландии в 1596 г. пообещало премию в 25 тыс. голландских гульденов тому, кто обнаружит северо-восточный проход в Тихий океан. Были снаряжены два судна и набрана команда из добровольцев. Капитанами экспедиции назначили Якоба ван-Геемскерка и Яна Рийпа, Виллем Баренц отправился в путешествие лишь в качестве штурмана.
19 июня корабли подошли к западным берегам Шпицбергена и обследовали его значительную часть. Они назвали эту землю Шпицберген – «острые горы», потому что высадились на самом возвышенном, скалистом острове архипелага. Льды смыкались, флотилия вынуждена была повернуть назад к острову Медвежий, там между руководителями путешествия начались разногласия, пути кораблей разошлись. Рийп направился искать восточный проход северным курсом, а Геемскерк и Баренц – восточным.
17 июля корабль Баренца достиг архипелага Новая Земля, однако льды становились все плотнее и обширнее и, наконец, 26 августа он оказался в ледяном плену. Команде ничего не оставалось, как приготовиться к вынужденной зимовке: с судна сняли лодки, паруса, мушкеты, необходимое снаряжение, продукты. Под руководством Баренца из прибойного леса и обшивки корабля, раздавленного льдами, была построена хижина, моряки охотились на песцов и медведей, шили меховую одежду. Морозы усиливались, заледенели и остановились часы, спиртные напитки замерзали и разрывали бочки, нары покрывались льдом, но семнадцать зимовщиков еще не представляли себе, какие испытания ждали их впереди.
В декабре началась полярная ночь, снег завалил избушку по самую крышу. Чтобы выйти наружу, всякий раз приходилось рыть себе проход в глубоком снегу. В благоприятную погоду, чтобы не потерять физическую форму, моряки тренировались, занимались бегом, играли в гольф. Они болели, страдали от цинги, но все восемь тяжелых месяцев зимовки были невозмутимо тверды, их силу духа неизменно поддерживал отважный командир – Виллем Баренц. Он был душой команды.
В начале мая море очистилось ото льда, смельчаки решились на сохранившихся спасательных шлюпках отправиться в обратный путь на родину. Краткий отчет об экспедиции и зимовке Баренц спрятал в ружейный чехол и прикрепил к дымовому отверстию избы, а подробное описание всех обстоятельств этой экспедиции (как и предыдущих двух) составил их участник Геррит де Веер. Эта зимовка была одной из первых подробно описанных в истории географических открытий.
Ослабленные и изнуренные полярники 14 июня 1597 г. вышли в море и направились на юг вдоль берега Новой Земли, многие страдали от цинги и других болезней. 20 июня у Ледяного мыса Виллем Баренц скончался. Похоронив своего знаменитого капитана – величайшего мореплавателя Голландии в водах Ледяной гавани, моряки под командованием Геемскерка продолжили путь на юг. Более месяца с неимоверными трудностями плыли они на небольших, открытых шлюпках по бурному морю. Это было поистине опаснейшее путешествие: шторма, скалистые берега, льды… наконец на горизонте показались долгожданные берега Евразии. Встреченные на пути русские поморы глубоко сочувствовали голландцам, указывали им путь, делились едой и оказывали всяческую помощь.
Обогнув полуостров Канин Нос, в начале сентября они вошли в Кольский залив и встретили своих соотечественников – корабль Яна Рийпа, с которым корабли Баренца расстались в 1596 г. на острове Медвежий. После безуспешной попытки подняться севернее Шпицбергена Рийп вернулся в Голландию летом 1597 г. Теперь его корабль направлялся на родину после коммерческого плавания в Россию. Он принял на борт полярников. 1 ноября 12 моряков (из 17 зимовавших), которых все уже считали погибшими, вышли на берег в Амстердаме.
В сентябре 1871 г. норвежский капитан Э. Карлсен обнаружил хижину Баренца на Новой Земле. Она прекрасно сохранилась, и все в ней было именно так, как описывал Геррит де Веер, в том числе нашелся и оставленный Баренцем отчет о путешествии, карты западного и северного побережья Новой Земли, данные промеров глубин по курсу корабля и первые научные сведения о море, впоследствии названном именем Баренца.
В 1980 г. экспедиция Д.Ф. Кравченко обнаружила обломки судна Баренца.
Вклад в географию
Сведения, полученные экспедицией Баренца, легли в основу карты Новой Земли. Были открыты острова Шпицберген, Медвежий, Оранские. Получены первые научные данные о Баренцевом и Карском морях.
Виллем Баренц
Виллем Баренц (Willem Barentsz) – нидерландский путешественник, покоритель морских просторов и естествоиспытатель.
Происхождение
Виллем Баренц появился на свет предположительно в 1550 году на острове Терсхеллинг (Terschelling), расположенном немного к северу от побережья Нидерландов.
Место рождения и имена родителей неизвестны. Привычная фамилия Баренц на самом деле фамилией не является: она обозначает «сын Баренца», то есть является отчеством. Так как точная дата рождения этого великого человека неизвестна, то можно утверждать, что был он самого незнатного происхождения.
Фамилия же была установлена в 2011 году исследователем Люком Кооймансом (Lucas Kooijmans) по путевым дневникам Баренца – Виллем Баренц ван дер Схеллинг (Willem Barents van der Schelling). Интересно, что в источниках XVI-XVII такая фамилия не попадалась.
Профессия
Известно, что Баренц уже взрослым переехал в Амстердам и стал его гражданином. Есть сведения о том, в Амстердаме он обучался в школе навигации и картографии, которой руководил Петер Планциус (Petrus Plancius).
Баренц приобрел профессию составителя географических карт. Вместе с Планциусом они отправились в морское путешествие к испанским и итальянским берегам.
Одна из значительных работ Баренца, выполненная в этом морском походе, – атлас Средиземного моря, разработанный сообща с учителем. Атлас замечателен тем, что появился как результат исследований, проведенных в путешествии по средиземноморскому бассейну. После этого плавания Баренцу было присвоено звание штурмана. Об этом свидетельствует диплом, находящийся в Музее Баренца в Амстердаме.
Экспедиции
Баренц известен благодаря его длительным и опасным экспедициям в арктические районы земного шара, преследовавшим практическую цель – поиск короткого пути в Китай и Восточную Индию, минуя берега Испании, контролировавшей торговые пути в Атлантическом океане.
В удаче похода Баренц был уверен вслед за своим учителем Планциусом. Путешественник верил, что северная ледяная пустыня может растаять под воздействием солнечных лучей, освещавших Арктику во время полярного дня, и путь в страну дивных пряностей откроется.
В первую экспедицию, снаряженную именно Планциусом, Баренц отправляется из Амстердама (Amsterdam) в 1594 году. Плавание было организовано на средства государства и богатых торговцев, заинтересованных в расширении географии торговых путей. Возглавлял экспедицию из 4-х кораблей адмирал Корнелиус Ней.
В ходе плавания Баренц дошел до Новой Земли (Nieuw Land), попытался обогнуть ее с северной стороны, но, достигнув ее северной оконечности (Ледяной мыс, мыс Карлссена), экспедиция вернулась на родину. Во время плавания моряки много общались с племенами поморов, расспрашивали их о природе края и климате, все сведения подробно записывались в бортовые журналы.
Баренц записывал данные о глубине морей и проливов, о направлениях ветров и перемене погоды, о рельефе берегов и островов, о флоре и фауне, об обычаях местных народностей.
В ходе путешествия голландцы встретились с белым медведем и устроили на него охоту, увидели и описали моржей, арктических китов, были окружены группой айсбергов, но благополучно спаслись из ледяного плена. Они наблюдали за обычаями жителей арктических побережий, оставили описания коренных народностей, их лодок, способа хранения продуктов и захоронений.
Совершенно уникальным является сделанное голландцами описание языческого святилища ненецких племен, обнаруженного экспедицией на острове Вайгач (Vaygach). Деревянные и каменные изваяния покрывали остров, который называли колыбелью ненецких богов. После этого святилище было разрушено во время крещения коренных народностей Крайнего Севера в начале XIX века, и это свидетельство осталось единственным.
Через год, в 1595 году, была снаряжена вторая экспедиция, включавшая 7 хорошо оснащенных кораблей. Такое количество объяснялось тем, что на корабли нагрузили товары для обмена с жителями Индии и Китая, во встрече с которыми голландские путешественники не сомневались. Путь прокладывался через пролив, называющийся сейчас Югорский Шар (Yugorsky Shar), – пролив, разделяющий сибирские берега и остров Вайгач. Но Баренца снова ждала неудача: когда корабли подошли к входу в пролив, он был скован крепким многометровым льдом.
Экспедиция была неудачной и потому, что многие моряки погибли от неизвестной болезни, а по возвращении на родину путешественники узнали, что правительство больше не собирается финансировать рискованные проекты.
В 1596 году была снаряжена третья по счету экспедиция из 2-х кораблей, и Баренц отправился в поход всего-навсего штурманом.
Благодаря этому путешествию на карту был нанесен Медвежий Остров (Bereneiland), входящий в состав архипелага Шпицберген (Spitsbergen) и многие другие объекты. На этот раз Новую Землю удалось обогнуть и войти в бассейн Карского моря (De Kara zee). Во время этого странствия было составлено точнейшее описание береговой линии Новой Земли.
В целях безопасности команда под предводительством Баренца высадилась на Новую Землю и остановилась там для зимовки. Это была первая в истории Арктики зимовка. Зимовщики выстроили себе из выброшенной на берег древесины и частей палубы своего корабля жилище, отапливаемое огнем в очаге. Продовольственных запасов было достаточно. Моряки охотились на песцов, белых медведей, шили из шкур теплую одежду, диковинные пушистые шапки.
Зимовка длилась всю полярную ночь, бывали жестокие морозы, сильные снегопады, угрожавшие всей команде гибелью, постоянные нападения белых медведей. Как только Карское море начало освобождаться от ледяного панциря, экспедиция окончила зимовку и отправилась в путь на построенных из остатков корабля 2-х шлюпках к берегу Кольского полуострова (Het Schiereiland Kola). Плавание было успешным, но во время него умер капитан Баренц, и его пришлось похоронить на Новой Земле. Моряки вернулись на родину и рассказали о своем тяжелом походе.
Могила Баренца и умершего с ним в один день слуги неизвестна. В записках спутников говорилось, что Баренц был похоронен в ледяной могиле. В память о герое-первопроходце его земляками, прошедшими весь маршрут славного штурмана, в 1879 году были установлены две памятные мраморные плиты.
После этой экспедиции, так и не проложившей дорогу в Восточную Индию, поиски северного пути в волшебную страну специй и слоновой кости прекратились. В память о славном моряке и исследователе Виллеме Баренце было названо море.
Материалы, которые экспедиция привезла в Голландию, легли в основу точных карт, стали фундаментом научных описаний природы северных широт.
По следам Баренца
Путь Баренца и его команды пыталась повторить не одна команда отважных путешественников.
В 1871 году, через 274 года после последнего похода Баренца, норвежец Эллинг Карлсен (Elling Carlsen) отправился к Новой Земле и нашел «законсервированное» подо льдами жилище, построенное во время зимовки команды Баренца. В зимовье были обнаружены личные вещи моряков XVI века:
Именно Эллингом Карлсеном был обнаружен путевой дневник Баренца и заметки его спутника о тяготах похода. Найденные вещи и документы, рассказывающие о третьей экспедиции Баренца, находятся в Музее Баренца в Амстердаме (Het Museum Van De Barents).
Через несколько лет по следам Баренца отправилась группа моряков под руководством исследователя Гардинера (Gardiner) из Англии, но после «расконсервации» от зимовья практически ничего не осталось.
В 1933 году российские моряки также прошли дорогой Баренца и смогли осмотреть основание сруба знаменитого зимовья.
В 1980 г. исследователи во главе с Д. Ф. Кравченко обнаружили фрагменты корабля Баренца. Именно Баренц и его экспедиции были первыми в истории исследования русской Арктики. Голландские путешественники составили карты Карского и Баренцева морей, собрали точные сведения об их глубине.
Жизнь исследователя северных широт сейчас называют подвигом. Баренц не преследовал личных целей, не мечтал о славе, выгоде и богатстве. Его жизнь – стремление открыть человечеству новые пути, новые горизонты, новые возможности. Сила духа и сила ума, величайший организаторский талант и вера в силу человеческих способностей помогли Баренцу пройти свой славный путь и стать примером для последующих поколений.
Виллем Баренц
Биография
Виллем Баренц — голландский мореплаватель и исследователь, предпринимавший экспедиции в Арктику и снарядивший 3 путешествия по Северному Ледовитому океану. Сейчас фото первооткрывателя публикуют в учебниках географии и истории.
Детство и юность
О биографии Виллема Баренца вне географической деятельности практически ничего не известно. Предполагается, что он родился около 1550 года, а родиной мальчика стал фризский остров Терсхеллинг. Некоторые исследователи считают, что его отец был простым крестьянином.
A post shared by @ebuising on Sep 17, 2018 at 2:26am PDT
Уже в зрелом возрасте Виллем переехал в Амстердам, где устроился на обучение в навигационно-картографическую мастерскую Планция. Его первое путешествие произошло в компании наставника. Вместе они побывали в Италии и Испании, составляя атлас Средиземного моря. Эта поездка принесла Баренцу диплом штурмана.
Личная жизнь
Смелый и целеустремленный путешественник Виллем Баренц жил жаждой открытий. Его биография не освещена в полной мере, поэтому современные исследователи не могут предоставить о ней полноценную информацию. Посвятив жизнь исследованиям и сделав огромный вклад в изучение Севера, он был сконцентрирован на науке.
Путешествия и исследования
В 1594-м Планций инициировал исследовательскую экспедицию, отыскивая Северно-Восточный проход в Китай. Путешествие предприняли 4 корабля, управляли которыми Брант Эйсбранц, Виллем Баренц и Корнелус Ней. Путь исследователей лежал вокруг Скандинавского полуострова. Голландцы побывали на Кольском полуострове и прошли на север Новой Земли. Путешественники нашли остров Вильгельма, впервые увидели белого медведя. Продвинувшись на восток, они оказались на северной части архипелага и обнаружили мыс, который назвали Большой Ледяной.
Willem Barentsz http://en.wikipedia.org/wiki/Willem_Barents
Обнаружив группу островов, Баренц дал им название Оранские в честь правителя Нидерландов. Здесь исследователи познакомились с моржами. Голландцы посетили залив Южного острова и открыли залив, который на картах отмечается под названием Черный. С тех пор в атласе появилась и отметка о мысе Мучной.
Высадившись на острове Вайгач, путешественники прошли Югорский Шар и оказались на материке. Обратный путь они держали через пролив у мыса Мушерона. Сейчас он называется Дьяконов мыс. На обратном пути мореплаватели посетили остров Штатов, обнаружили Матвеев, Голец и Долгий острова и завершили экспедицию.
Второй поход состоялся в 1595-м и был большего масштаба. К Новой Земле и Вайгачу отправились сразу несколько кораблей, но предстоял нелегкий путь из-за суровой зимы. Некоторые члены экипажа погибли в ходе экспедиции. Пройдя на восток, путешественники оказались в Карском море. Бросив якорь у острова Штатов, они осели там из-за сильного мороза и льдов, мешающих прохождению судов. Путешествие признали провальным, и спонсоры в лице купцов не поддержали следующий поход. Мореплаватели снарядили 2 судна сами в расчете на компенсацию от городского совета в случае успеха.
Баренц, Виллем
Содержание
Предыстория
Виллем Баренц родился около 1550 года на о. Терсхеллинг в испанских Нидерландах. «Баренц» (Barents, Barentsz или Baretszoon) — отчество, но не фамилия, которая в данном случае отсутствовала, что свидетельствует о незнатном происхождении.
Картограф по специальности, он совместно с Петером Планциусом издал атлас Средиземноморья, ставший результатом его плавания по этому региону. Всемирную известность принесли ему экспедиции в Арктику в поисках альтернативного морского пути в Ост-Индию. Баренц верил в существование свободной ото льда дороги через Ледовитый океан, полагая что солнце в полярный день должно растопить весь лед.
Основной причиной, побудившей заняться поиском, являлось господство Испании и Португалии, полностью контролировавших дорогу специй вдоль побережья Индии в эпоху Великих географических открытий. После освоения Нидерландами в начале XVII века прямого маршрута от мыса Доброй Надежды к Зондскому проливу необходимость поиска северного морского пути отпала.
Первая экспедиция
В 1594 году экспедиция с его участием покинула Амстердам. Целью был поиск Северо-Восточного прохода в Азию. 10 июля Баренц достиг побережья Новой Земли, после чего повернул на север, но по достижении крайней северной точки архипелага, был вынужден повернуть назад.
Вторая экспедиция
Экспедиция из семи кораблей, начавшаяся в следующем году опять под командованием Баренца, предприняла попытку пройти между побережьем Сибири и островом Вайгач (через пролив Югорский Шар). Экспедиция добралась к проливу слишком поздно — пролив почти полностью был перекрыт льдом.
Третья экспедиция
16 мая 1596 стартовала третья экспедиция Баренца по поиску северного пути в Азию, в которой участвовало два корабля. При этом Баренцу удалось открыть Медвежий остров (архипелаг Шпицберген).
Экспедиция Баренца, обогнув Новую Землю, достигла Карского моря. Опасаясь гибели среди льдов, экспедиция высадилась на берег и устроила зимовку на Новой Земле близ Ледяной Гавани (нидерл. Het Behouden Huys ).
Первоначально зимовка проходила более-менее успешно, главным образом, из-за непререкаемого авторитета самого Баренца, сумевшего организовать выживание команды в суровых условиях Заполярья.
Осенью 1596 года из выброшенного на берег плавника был выстроен прочный дом с располагавшимся посередине единственной комнаты каменным очагом с вытяжной трубой, сделанной из корабельной бочки. Вокруг печи устроены были деревянные столы и лежанки. С затертого льдами корабля были вывезены немалые запасы провианта — бобов, сала и селедки.
Наличие в распоряжении моряков достаточного количества фитильных мушкетов, пуль и пороха позволило организовать удачную охоту на песцов и белых медведей, нередко нападавших на зимовщиков. Однако, в силу господствовавшего тогда поверья насчет вредности медвежьего мяса, голландцы так и не рискнули употреблять его в пищу, за исключением печени, использовав также медвежьи шкуры для изготовления одежды и одеял.
Предусмотрительный Баренц, опасавшийся дурных последствий зимовки в условиях долгой полярной ночи, погубивших ранее экспедицию англичанина Хью Уиллоби (1554), распорядился установить в хижине бочку с водой для купания и ежедневно заставлял моряков делать физические упражнения на свежем воздухе.
Невзирая на все эти меры предосторожности, зимой 1597 года сам Баренц заболел цингой, от которой так и не оправился. А в январе 1597 года зимовку голландцев завалило снегом по самую трубу, из-за чего они едва не замерзли и не задохнулись дымом.
Хотя к началу июня 1597 года Карское море освободилось ото льда, бухта, где стоял корабль, по-прежнему была во льдах. Зимовщики не стали ждать освобождения корабля — северное лето слишком короткое — и 14 июня 1597 предприняли отчаянную попытку добраться до Кольского полуострова на 2-х шлюпках. Хотя экспедиция достигла полуострова, сам Баренц скончался во время этого путешествия 20 июня 1597 года.
Эта экспедиция стала последней голландской попыткой поиска северного пути в Азию. Виллем Баренц был первым европейцем, предпринявшим зимовку в Арктике. В честь него названо Баренцево море.
Участники экспедиции Баренца во время зимовки впервые наблюдали оптическое явление, позже названное Эффект Новой Земли по месту его наблюдения. Геррит де Вер вёл дневник экспедиции, где помимо этого явления впервые описаны симптомы гипервитаминоза А, вызванного употреблением в пищу печени белого медведя.
В 1871 году у Ледяной Гавани на Новой Земле норвежской полярной экспедицией Эллинга Карлсена была обнаружена относительно хорошо сохранившаяся хижина Баренца, в которой были найдены посуда, медные монеты, настенные часы, мушкеты, алебарды, протазан, астрономические и навигационные инструменты, а также письменный отчет о зимовке, спрятанный в стволе одного из мушкетов. [источник не указан 40 дней]
Многие из этих находок были переданы голландскому правительству и ныне хранятся в музее экспедиции в Амстердаме. Причиной хорошей сохранности зимовья Баренца на Новой Земле, по единодушному мнению исследователей, стал поверхностный слой льда, «законсервировавший» сооружение. Как только герметизация жилища была нарушена, оно стало стремительно разваливаться, и посетившая спустя всего несколько лет Ледовую Гавань британская экспедиция Гардинера нашла там одни лишь руины. В 1933 году советская гидрографическая экспедиция Б. В. Милорадовича нашла здесь уже только остатки сруба. [источник не указан 40 дней]