Что открыл прончищев в 1735 1736
Василий Прончищев
Краткая биография
Василий Васильевич Прончищев родился в 1702 году в дворянской семье, окончил Навигацкую школу. Он был приглашен В. Берингом в качестве начальника одного из отрядов Второй Камчатской экспедиции (Великой Северной), которая обследовала северные побережья России от Лены до Енисея. В экспедицию с ним отправилась и его жена.
На судне «Якутск» они проделали большой путь, достигнув самой северной точки России. В одной из поездок на шлюпке Прончищев сломал ногу и вскоре умер. Он и его жена похоронены на Таймыре.
На северных побережьях Таймыра. Самая северная точка Евразии
Во время Великой Северной экспедиции помимо флотилии самого Беринга у побережья Северного Ледовитого океана и устьев великих сибирских рек действовали несколько экспедиций, так называемых «северных отрядов». Они отправлялись с похожими заданиями: выявить особенности берегов и возможности судоходства, сделать опись побережий, нанести на карты неизвестное и уточнить положение уже известного к тому времени. Беринг сам назначал начальников отрядов.
Руководить экспедицией от устья Лены до устья Енисея был назначен Василий Прончищев.
В 1735 году на дубель-шлюпке «Якутск» с командой из 50 человек Прончищев отправился из Якутска на север и вышел по Лене в Северный Ледовитый океан. Далее его путь был к западу. Впереди были берега полуострова Таймыр, круто уходящие на север. Никто не знал, насколько далеко по направлению к Северному полюсу идет берег: ранее делались попытки пройти северными водами в восточном направлении, поэтому даже острова Новой Земли были нанесены на карту в виде линии западного берега. Что находилось дальше, никто не знал, и карт никаких не было.
Погода благоприятствовала не всегда, но, несмотря на обледенение корпуса судна, были найдены свободные ото льда пути, пройдены несколько устьев рек, нанесены на карту некоторые прибрежные острова. В 1736 году последовала зимовка около устья реки Оленёк: несмотря на то, что корабль в целом выдержал, ему требовалось отремонтировать корпус. Во время зимовки научные работы продолжались и на суше.
На следующее лето выйти в плаванье удалось только к концу августа: река уже вскрылась, но морской лед нагнало ветрами к берегу. К концу августа «Якутск» двинулся дальше на север, в обход Таймыра. С корабля можно было различить горы на горизонте (это были горы Бырранга). Но все-таки это была Арктика, и, несмотря на конец лета, условия плавания были не такие уж хорошие: иногда наползали туманы, в которых терялись из вида контуры побережий. Однако по чистой воде, свободной ото льда, им удалось значительно продвинуться на север. Из-за плохой погоды в этот раз они не увидели на горизонте новой суши – архипелага Северная Земля.
«Челюскин, бесспорно, венец наших моряков, действовавших в том крае… вместо того, чтобы изнуриться четырехлетним пребыванием на глубоком Севере, как изнурялись все другие, он в 1742 году ознаменовал полноту своих деятельных сил достижением самого трудного, на что до сих пор напрасно делались все попытки». Академик А. Миддендорф о С. Челюскине
Когда на берегу встречались селения, местных жителей расспрашивали о берегах и реках, но даже местный лоцман не мог указать точные контуры и местонахождение реки Таймыры, пересекающей полуостров и впадающей в океан.
В одном из шлюпочных походов Прончищев сломал ногу и вернулся на судно в очень тяжелом состоянии: перелом дал осложнения, от которых начальник отряда вскоре умер.
На борту «Якутска» вместе с Прончищевым находилась его жена Татьяна (ранее полагали, что ее звали Марией), которая с мужеством переносила все тяготы полярных плаваний и зимовки. Она до последней минуты ухаживала за больным Прончищевым, но сама пережила его ненамного, всего на 5 дней. В сентябре 1736 года Прончищевых похоронили вместе на берегу Таймыра. Ранее предполагалось, что умерли они от цинги, но в результате данных экспедиции 2002 года, когда нашли могилы и восстановили по костям черепов истинный облик супругов, оказалось, что цинги не было. Прончищев предусмотрел болезни, и команда достаточно хорошо подготовилась к отсутствию свежих продуктов.
В составе отряда штурманом был Семён Челюскин, который проводил замеры глубин, навигационные измерения. После смерти командира отряда он возглавил экспедицию.
Он же сообщил в донесении Берингу о самой северной достигнутой ими точке. Его измерения координат оказались так поразительно точны, что самая северная оконечность Евразии впоследствии была названа его именем, мысом Челюскина. Рапорт Челюскина поступил в Адмиралтейство, и на корабль, вернувшийся в Якутск, был назначен новый начальник экспедиции, Харитон Лаптев. Он на следующий год повторил путь Прончищева, с большей детализацией в картографировании берегов и островов (например, он дал всем островам, открытым еще Прончищевым, названия), но так далеко к северу уже пройти не смог: льды преградили дорогу кораблю на все короткое полярное лето.
Одновременно с Прончищевым в 1735 году из Якутска вышел еще один корабль, который должен был направиться от устья Лены на восток. Им управлял Петр Лассиниус. Его отряду достались, возможно, самые тяжелые испытания: от цинги умерло 35 из 45 зимовщиков. После смерти начальника отряда его заменил Дмитрий Лаптев. Имена Дмитрия и Харитона Лаптевых увековечены на карте России: они присвоены морю, ранее, кстати, носившему имя Н. Э. А. Норденшельда.
Картами, созданными этими отрядами Великой Северной экспедиции, пользовались на протяжении почти двух веков.
Василий Прончищев
Биография
Полярный путешественник Василий Прончищев из тех, о ком говорят – собиратель земли русской: участник Великой Северной экспедиции под командованием Витуса Беринга, исследователь огромных просторов, которые впоследствии получат названия Таймыр и архипелаг Северная Земля. Биография Василия Васильевича – образец жажды знаний и самопожертвования во имя новых открытий.
Детство и юность
Как выяснили исследователи, дворянский род Прончищева происходит из Польши, а первые упоминания о нем появились еще в XV веке. Василий родился в 1702 году в родовом поместье Тарбеево под Тарусой, в Калужской губернии, и стал пятым из шести сыновей.
В 13 лет мальчик поступил в Московскую школу математических и навигационных наук, откуда через год перешел в Санкт-Петербургскую морскую академию. Будущий гардемарин учился вместе с Семеном Челюскиным и братьями Лаптевыми, которые впоследствии также прославят русскую исследовательскую науку.
Портреты Василия Прончищева и Семена Челюскина
По окончании учебы Прончищев попал на Балтийский флот, ходил на кораблях, участвовал в Персидской кампании Петра Первого на Каспийском море.
В 1733 году Василия включили в состав Второй Камчатской экспедиции под руководством капитан-командора Беринга. В задачу путешественников входили, говоря современным языком, составление карт, поиск полезных ископаемых, а также мест для стоянок судов. Прончищеву поручили командовать Ленско-Енисейским отрядом и изучить побережье западнее устья Лены.
Открытия
Первооткрыватели отправились в путь на одном-единственном судне «Якутск», команда состояла из 57 человек. В июне 1735-го экспедиция вышла вниз по Лене к океану, по пути изучая течения и ветры, замеряя глубину и производя картографическую съемку. Василию Васильевичу географическая наука обязана подробной картой дельты и русла этой реки.
Зимняя непогода остановила дальнейшие исследования, поход продолжился на следующий год. Первым открытием стал остров Преображения в устье реки Хатанги. Потомки через триста лет установят, что этот остров – лежбище моржей и одно из крупнейших мест гнездования птиц в акватории моря Лаптевых.
Маршрут экспедиции Василия Прончищева
Благодаря исследованиям команды Прончищева стали известны архипелаги Петра и Самуила, последний ныне именуется Островами Комсомольской Правды. Как позднее было установлено, «Якутск» немного не дошел до островов, которые были открыты через двести лет и получили название архипелага Северная Земля.
Прончищев мог бы стать первооткрывателем северной оконечности Евразии, но увидеть мыс помешала плохая видимость. Эта честь выпала на долю продолжателя дела Василия, штурмана его корабля Семена Челюскина, который достиг оконечности Таймыра в 1742 году и назвал мыс Восточно-Северным.
Личная жизнь
На карте Крайнего Севера, у восточного побережья Таймыра, есть бухта Марии Прончищевой, названная в честь верной жены и участницы экспедиции Василия Васильевича. О том, что супругу исследователя звали Татьяна, выяснилось только в 1983 году, когда в Центральном государственном архиве древних актов был обнаружен соответствующий документ.
Бухта Марии Прончищевой
Татьяна Федоровна, урожденная Кондырева, считается первой женщиной-полярным путешественником, задолго до жен декабристов решившей разделить с мужем все тяготы и невзгоды длительных морских странствий.
По мнению отдельных исследователей, семейства Прончищевых и Кондыревых жили неподалеку друг от друга, а потому дети были знакомы с детства. К тому же дядя Василия женился на тёте Татьяны. У обоих рано умерли отцы, что, возможно, стало причиной для сближения. Все те же архивы подтверждают, что молодые люди поженились по большой любви.
Василий Прончищев и Татьяна Прончищева
Участие единственной женщины в полярном походе изначально ставилось под сомнение, так как морской закон запрещал дамам входить в состав экипажей. Но именно экипаж вступился за Татьяну перед капитаном, заверив, что вышестоящее начальство ничего не узнает.
По другим источникам, официальное разрешение на участие Татьяны в экспедиции выдал командор Витус Беринг и только потому, что Прончищева была образованной дворянкой и знала язык северных народов, а значит, ее присутствие на борту оказалось бы полезным.
Ледокол «Василий Прончищев»
Женщина проявила талант переговорщика с местным населением, когда в 1735 году экипажу пришлось остаться на зимовку в селении Усть-Оленёк. Жители не обрадовались вновь прибывшим и объяснили, что боятся заразиться от них какой-нибудь неведомой болезнью. На деле же, как считал Прончищев, якуты и эвенки опасались, что пришлые люди ограбят и разорят поселок.
Присутствие Татьяны убедило местных в мирных намерениях гостей. Кроме этого, она помогала мужу вести записи рассказов аборигенов.
Смерть
О том, что случилось летом 1736 года у берегов Хатангского залива, историкам рассказал чудом сохранившийся судовой журнал. Команда путешествовала на дубель-шлюпке «Якутск», даже на таком корабле исследователи не побоялись зайти далеко на север. Попав в лед, Прончищев решил встать на зимовку и на ялботе отправился разведать путь. Что случилось позже, так и осталось неизвестным.
Фрагмент судового журнала Василия Прончищева
Из записей в журнале, сделанных штурманом Челюскиным, ясно, что Василий сломал ногу, но сумел вернуться на корабль, где потерял сознание и умер через несколько дней. Поначалу причиной смерти командира Ленско-Енисейского отряда Второй Камчатской экспедиции считалась цинга.
Через две недели после кончины мужа не стало и Татьяны Прончищевой. Супругов похоронили на высокой сопке неподалеку от поселения Усть-Оленёк, в месте, где река впадает в Северный Ледовитый океан. Могилы отважных первопроходцев поддерживались сначала силами ссыльных, затем последующими экспедициями. В советское время начали устанавливать памятники, мемориальные доски. Последний могильный комплекс сооружен по инициативе известного полярного исследователя Дмитрия Шпаро.
ПРОНЧИЩЕВ ВАСИЛИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ
Образование и начало карьеры
Василий Прончищев родился в 1702 г. в усадьбе Богимово. Происходил из дворянской семьи. Получил блестящее образование. С апреля 1716 г. учился в Навигацкой школе в Сухаревской башне московского Кремля.
С 1718 г. – слушатель Морской академии, в которой учились и братья Д.Я. и Х.П. Лаптевы. Произведен в гардемарины. Будучи учеником, в 1718 – 1724 гг. плавал по Балтийскому морю на различных судах. Участник Персидского похода 1722 – 1723 гг.
В 1727 г. П. повысили до подштурмана. Находился на службе в комиссии по аттестации чинов флота. С 1730 г. – штурман 3-го ранга. В это время он проходил службу на «Почтальоне», который курсировал по маршруту Санкт Петербург – Любек. С 1732 г. – на Фридрихштадте», затем – на «Эсперанса».
Участие в Великой Северной экспедиции
В 1733 г. началась подготовка к Великой Северной экспедиции, которую спланировал датский мореплаватель В.Й. Беринг. Цели экспедиции были весьма обширны: изучить арктическое побережье Сибири, Курильских островов, подготовить описание земель от оз. Байкал до побережья Тихого океана, произвести разведку морских путей в Японию и Америку. Реализация планов была возложена на 9 морских и сухопутных отрядов.
П. уже лейтенантом возглавил Ленско-Енисейский отряд, перед которым ставилась задача изучить берега Северного Ледовитого океана от устья р. Лены до устья р. Енисея. В его команду вошли пятьдесят человек, среди них – С.И. Челюскин, Н. Чекин, жена В.В. Прончищева Мария (ошибочно; наст. – Татьяна).
30 июня 1735 г. отряд П. отправился из Якутска вниз по р. Лене, прибыв 2 августа к о-ву Столб в дельте р. Лены. Обогнув дельту р. Лены, экипаж «Якутска» проследовал вдоль берега на запад. Отряд впервые сумел подготовить карту дельты р. Лены. В конце августа группа зазимовала в устье р. Оленек.
Вскоре отряд П. оказался между льдов и повернул обратно, вышел в пролив Вилькицкого. Корабль пошел к прежнему Оленекскому зимовью.
29 августа 1736 г. П. решил произвести разведку на шлюпке. По возвращении на корабль он потерял сознание и вскоре скончался. До 1999 г. считалось, что он скончался от цинги. Произведенная эксгумация тела установила причину смерти – синдром жировой эмболии вследствие открытого перелома большой берцовой кости левой ноги.
Судьба «Якутска»
После смерти П. отряд возглавил штурман С.И. Челюскин. Он привел корабль в Усть-Оленекское зимовье, где П. и похоронили вместе с супругой. 2 октября 1736 г., оставив «Якутск» на зимовье, С.И. Челюскин на санях выдвинулся в Якутск. Отряд возглавил Х.П. Лаптев.
Семья
Супруга – Татьяна Федоровна Кондырева. Долгое время считалось, что ее звали Мария. Путешествовала вместе с мужем и умерла спустя 14 дней после супруга предположительно от пневмонии.
Что открыл прончищев в 1735 1736
Начальником одного из отрядов был назначен лейтенант Василий Васильевич Прончищев. Вместе с ним в море вышла молодая жена. Первый случай в истории великих арктических экcпедиций.
Василий Васильевич Прончищев руководил одним из отрядов Великой Северной экспедиции. Великая Северная экспедиция (1733-1743г.г.), официальное название – Вторая Камчатская, по сути, являлась глобальным проектом Российской империи не знавшим себе равных. В рамках этого проекта, которым руководил Витус Беринг, было несколько самостоятельных экспедиций, цель которых заключалась в описании и составлении карт российских территорий. Великая Северная экспедиция потребовала привлечения огромных материальных и людских ресурсов. Тринадцать кораблей, которые были построены в Архангельске, Тобольске, Якутске и Охотске обслуживали семь исследовательских отрядов. Последние были в достаточной степени обеспечены оборудованием и провиантом, экипажи кораблей полностью укомплектованы. Число участников основных и вспомогательных отрядов составило около 5000 человек.
Утром 19 августа, когда «Якутск» находился у входа в пролив Вилькицкого, путь преградили сплоченные льды. Ветер стих, и полное безветрие создало угрожающее положение: ударил мороз, разводья стали покрываться молодым льдом. Нависла опасность ледового плена (получается, что действительно тогда климат был более суровым, мы в эти числа также будем на восточном берегу Таймыра, но всё будет не так жёстко). На корабельном совете было решено возвращаться назад.
Разбивая молодой лед баграми и веслами, работая круглые сутки, команда делала отчаянные усилия вырваться из западни. К счастью, на третий день поднялся ветер, он разогнал волну, и «Якутск» под парусами пробился на чистую воду. Попытка встать на зимовку в Хатангском заливе оказалась неудачной: посланные на берег люди принесли неутешительную весть о том, что плавника нет нигде, строить и отапливать жилье нечем. Прончищев решил идти к Оленекскому зимовью (на самом деле в Хатангском заливе и в устье Хатанги мало плавника).
Состояние командира корабля со дня на день ухудшалось, нервное напряжение и цинга делали свое дело. Иногда он не мог подняться с постели и поручал заботы о судне штурману Семену Челюскину. Жена не отходила от него, но помочь ничем не могла. Цинга подтачивала и ее силы. 28 августа «Якутск» вошел в Оленекский залив, но пройти к зимовью не смог, так как дул сильный южный ветер и от сгона воды обмелел фарватер. Превозмогая слабость, Прончищев спустился на ялбот и отправился к берегу искать проход для корабля. Переночевав в зимовье, он утром вернулся на судно, с трудом взобрался на борт и потерял сознание. В восемь часов вечера 29 августа 1736 г. Василий Прончищев, не приходя в сознание, скончался.
Могила лейтенанта Василия Прончищева и его жены Марии
Ее похоронили рядом с мужем. Могила Прончищевых сохранилась до наших дней. В 1875 г. ее нашел геолог А. Л. Чекановский.
Имя первой полярной путешественницы увековечено на карте, в память о ней названа большая бухта на Таймыре. Имя жены Прончищева долгое время оставалось неизвестным. Факт ее участия и смерти в полярной экспедиции был зафиксирован документально лишь записями штурмана С. И. Челюскина в вахтенном журнале «Якутска». Однако в этих записях жена Прончищева не названа по имени. В других документах экспедиции, даже в рапорте Беринга в Петербург о смерти В. Прончищева, она не упоминается совсем. Не сохранилось имя первой полярной путешественницы и на могильном кресте.
Имя «Мария» появилось на картах и в литературе в первые годы Советской власти по случайной ошибке картографов. В 1913 г. экспедиция Вилькицкого назвала именем Прончищевой мыс у входа в неизвестную бухту. Надпись «м. Прончищевой» (мыс Прончищевой) была воспринята картографами как «бухта М. Прончищевой». Так это название закрепилось на картах. Лишь только в 1983-м году исследователи выяснили подлинное имя Прончищевой – Татьяна.
Жители Крайнего Севера почти три сотни лет место захоронения Татьяны и Василия Прончищевых возле Усть-Оленека зовут «землей испытания любви».
Почти все участники Второй камчатской экспедиции погибли. Описание самой северной части полуострова Таймыр было завершено бессменным штурманом отряда Прончищева Семеном Челюскиным и явилось итогом непосильных семилетних трудов горстки русских моряков в славном деле расширения и приращивания России новыми землями. Увы, такова была цена карты Великой России с ее бескрайними просторами.
Память о бессмертном подвиге исследователей русского Севера увековечена во многих географических названиях. Именем Татьяны Фёдоровны Прончищевой, героической женщины, первой полярной путешественницы назван полуостров на востоке Таймыра, бухта и гора на берегу этой бухты. Имя её супруга носит восточный берег Таймырского полуострова, мыс, озеро, река и горный кряж. А морскую вахту несёт ледокол «Василий Прончищев». В Калуге есть улица Прончищева, а в Якутске героическим супругам установлен памятник.
Они открывали Землю!
Путешественники
Вы здесь
Прончищев В. В.
Прончищев Василий Васильевич
(1702 – 29.08.1736)
Русский мореплаватель. Окончил Московскую школу математических и навигацких наук (1718). В 1733 произведен в лейтенанты и назначен начальником одного из отрядов 2-й Камчатской, или Великой Северной, экспедиции. Перед отрядом стояла задача описать побережье Северного Ледовитого океана от устья Лены до устья Енисея. В 1735 Прончищев спустился по Лене от Якутска до ее устья. Произвел первую инструментальную съемку этой части реки. В устье р. Оленёк зазимовал. В 1736 обследовал и заснял восточный берег п-ова Таймыр, открыл о. Петра и восточную группу о-вов Самуила (теперь о-ва «Комсомольской Правды»), Умер от цинги на обратном пути. Похоронен в устье р. Оленёк. Неизменной спутницей Прончищева в походах была его жена Мария Прончищева – первая полярная путешественница.
В. В. Прончищев был начальником отряда Великой Северной экспедиции, обследовавшего побережье Северного Ледовитого океана от устья Лены на запад до Хатангского залива и восточное побережье полуострова Таймыр. Экспедиция открыла ряд островов, прилегающих к Таймыру.
Биографические данные о Прончищеве очень скудны. Неизвестны время и место рождения. Известно, что в 1722-1723 гг. он участвовал в походе в Персию, затем плавал в Балтийском море. В начале 1733 г. в чине лейтенанта был назначен в Великую Северную экспедицию.
В отряде Прончищева участвовало пятьдесят человек, в том числе штурман Челюскин, геодезист Никифор Чекин, а также подлекарь и иеромонах. В отряде находилась жена Прончищева Мария, единственная женщина, участвовавшая в Великой Северной экспедиции, и первая из европейских женщин, побывавшая на столь далеком севере.
Для отряда была построена дубель-шлюпка «Якутск» – небольшое (70 футов длины, 15 футов ширины и 7 футов осадки) парусно-гребное судно. 29 июня 1735 г. дубель-шлюпка вышла из Якутска вниз по Лене. 2 августа благополучно достигли острова Столб в дельте Лены, а 7 августа Быковской протокой вышли в море и стали на якорь в ожидании благоприятного ветра. 13 августа Прончищев пошел в обход дельты, и 25 августа «Якутск» подошел к устью реки Оленёк. Было решено зазимовать здесь, так как на судне была обнаружена течь. После промера фарватера одной из проток дельты Оленёка судно вошло в реку и стало на зимовку. Вблизи находилось поселение русских и юрты тунгусов. Зимовка в избах, построенных из плавника, прошла благополучно, но весной несколько человек, в том числе и сам Прончищев, заболели цингой. Только 3 августа 1736 года «Якутск» смог выйти в море и в тот же день дошел до устья реки Анабар. Став здесь на якорь, Прончищев послал Чекина для описи реки я поисков руды, о которой рассказывали местные жители.
Через несколько дней судно, пройдя устье реки Анабар, вошло в густой лед. «С великой опасностью» пробираясь во льду и держась вблизи берега, судно продолжало путь на запад – к устью реки Хатанги. Прончищев не заметил пролива, отделяющего остров Бегичева от материка, принял этот остров за полуостров, и, обогнув его, 13 августа вошел с севера в Хатангский залив. В устье Хатанги была произведена опись берегов, после чего судно двинулось дальше на север вдоль берега Таймырского полуострова. Погода благоприятствовала плаванию. 17 августа прошли мимо островов, которые Прончищев назвал островами Петра, и повернули на северо-запад, держась берегов. Продвигаясь вдоль тянувшейся у берегов полосы припая, судно 18 августа оказалось против залива Фаддея, покрытого неподвижным гладким льдом; за выходом в залив виднелась земля, тянувшаяся на север, куда судно и направилось.
Находясь вдалеке от залива Фаддея, у края припая, моряки решили, что здесь находится устье реки Таймыры (Таймура), о чем Челюскин рапортом донес Берингу. В течение ряда последующих лет ошибка Прончищева не была раскрыта и считалось, что река Таймыра впадает в залив Фаддея. Трудно винить за это Прончищева, так как плавание проходило вдоль неизвестных берегов.
Следуя далее на север, 19 августа поровнялись с островами, которые Прончищев назвал островами Самуила [теперь острова «Комсомольской Правды»].
Вскоре судно оказалось среди оплошных льдов. Это было на широте 77°25′ (по другим версиям считается, что Прончищев достиг 77°45′, а может быть даже и 77°55′). В это время Прончищев уже был тяжело болен. На совете всех обер- и унтер-офицеров было решено повернуть обратно, так как льды грозили затереть судно. С величайшим трудом, частью на веслах, частью под парусами, 23 августа судно подошло к Хатангскому заливу. Условия для зимовки оказались плохими. Челюскин, принявший командование судном вместо тяжело больного Прончищева, решил идти на место прошлогодней зимовки – в устье реки Оленёка, куда «Якутск» и пришел 29 августа.
В этот день скончался Прончищев.
Из-за сильного восточного ветра войти в реку удалось только 2 сентября и через несколько дней добраться до места прежней зимовки.
6 сентября 1736 г. команда похоронила своего начальника. Спустя пять дней умерла и его жена, Мария Прончищева. Безропотно переносила эта отважная русская женщина все тяготы сурового полярного плавания. Потрясенная смертью мужа, она пережила его всего лишь на несколько дней. Прончищевы похоронены рядом на берегу реки Оленёк. Могила их была обнаружена геологом Чекановским в 1875 г. В 1921 г. экспедиция гидрографа Н. И. Евгенова восстановила разрушенную могилу и воздвигла на ней памятник.
Отряд Прончищева работал на одном из самых трудных участков Северного морского пути и проник на север на судне дальше всех других судов Великой северной экспедиции. Только спустя 142 года Норденшельду на паровом судне «Вега» удалось побывать севернее Прончищева.
Именем Прончищева названы: мыс Прончищева (на восточном берегу полуострова Челюскина), берег Прончищева (восточный берег Таймырского полуострова от островов Петра до входа в Хатангский залив) кряж в северо-западной части Якутии.
Именем Марии Прончищевой названа бухта на восточном берегу Таймырского полуострова.
Список литературы