Что открыл павел михайлович третьяков
Третьяков Павел Михайлович
Российский предприниматель. Меценат. Почетный гражданин Москвы. Основатель Третьяковской галереи. Коллекционер произведений изобразительного искусства. Член Московского отделения Совета торговли и мануфактур, а также действительный член Петербургской Академии художеств.
Павел Третьяков родился 27 декабря 1832 года в городе Москва. Мальчик вырос в купеческой семье. Получил домашнее образование, начал карьеру в торговле, работая с отцом. Развивая семейное дело, Павел вместе с братом Сергеем построил бумагопрядильные фабрики, на которых трудились несколько тысяч человек. После смерти отца, в 1850 году, братья продолжили его дело и от разнообразной торговли в лавках в Старом Гостином дворе перешли к серьезному бизнесу.
В 1850-х годах Павел Третьяков начал собирать коллекцию русского искусства. Первые картины Третьяков приобрел в 1856 году. Ими стали работы «Искушение» Николая Шильдера и «Стычка с финляндскими контрабандистами» Василия Худякова, именно этот год принято считать годом основания Третьяковской галереи.
Затем коллекция пополнилась картинами Ивана Трутнева, Алексея Саврасова, Константина Трутовского, Федора Бруни, Льва Лагорио и других мастеров. Уже в 1860 году меценат составил завещание, в котором указал следующее: «Для меня, истинно и пламенно любящего живопись, не может быть лучшего желания, как положить начало общественного, всем доступного хранилища изящных искусств, приносящего многим пользу, всем удовольствие».
В 1860-е годы Третьяков приобрел картины «Привал арестантов» Валерия Якоби, «Последняя весна» Михаила Клодта, «Бабушкины сны» Василия Максимова, «Сельский крестный ход на Пасхе» и «Тройка» Василия Перова. В 1864 году в собрании Третьякова появилась первая картина, написанная на сюжет русской истории, «Княжна Тараканова» Константина Флавицкого.
В 1870-е годы в собрании Третьякова появились картины «Христос в пустыне» Ивана Крамского, «Сосновый бор» Ивана Шишкина, «Грачи прилетели» Алексея Саврасова, «Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича» Николая Ге. Приобретаемые картины Павел Третьяков размещал в своем московском доме в Лаврушинском переулке, однако постепенно места для них становилось все меньше и меньше
Павел Третьяков в 1874 году построил на собственные средства здание в Москве для картинной галереи, открыв в ней в 1881 году залы для посетителей и заложив основы Третьяковской галереи как общедоступного публичного музея. Галерея пополнялась не только отдельными произведениями, но целыми собраниями. Так, в 1874 Третьяков приобрел у Василия Верещагина 144 картины и этюда, затем 127 рисунков карандашом.
Меценату удалось собрать целую галерею этюдов Александра Иванова, в которую входило более восьмидесяти произведений мастера. В 1885 приобрел у Василия Поленова 102 этюда, выполненных во время путешествия по Турции, Египту, Сирии и Палестине. Наиболее полно и лучшими работами в собрании Третьякова представлены художники Василий Перов, Иван Крамской, Илья Репин, Василий Суриков, Исаак Левитан, Валентин Серов.
В августе 1892 года Павел Третьяков передал свою художественную галерею в дар Москве. В собрании к этому времени насчитывалось 1287 живописных и 518 графических произведений русской школы, 75 картин и 8 рисунков европейской школы, 15 скульптур и коллекция икон. Официальное открытие музея состоялось 15 августа 1893 года под названием «Московская городская галерея Павла и Сергея Михайловичей Третьяковых».
Передав галерею родному городу, Третьяков по прежнему продолжал пополнять ее собрание. Ежегодно дарил галерее десятки картин, рисунков, этюдов. В 1893 году Третьяков выбран в действительные члены Академии художеств. Предприниматель носил титул советника коммерции, являлся членом Московского отделения Совета торговли и мануфактур. Начиная с 1893 года ежегодно издавал каталоги собрания галереи.
Великий коллекционер и меценат Павел Михайлович Третьяков умер 16 декабря 1898 года. Похоронен на Даниловском кладбище в Москве рядом с родителями и братом Сергеем. Позднее прах братьев Третьяковых перезахоронен на Новодевичьем кладбище.
Летом 1918 года вышел декрет о национализации галереи, и она получила наименование Государственной Третьяковской галереи.
Память о Павле Третьякове
В Москве установлен памятник перед зданием Третьяковской галереи.
Улица Третьякова в городе Липецк.
Ледник Третьякова на острове Новая земля в проливе Маточкин Шар.
В СССР и России были выпущены почтовые марки и цельные вещи, посвященные Третьякову.
Семья Павла Третьякова
Жена родила ему шестерых детей: сыновей Ивана и Михаила, дочерей Александру, Марию, Любовь и Веру. К сожалению, до взрослого возраста дожили только девочки.
Павел Третьяков — величайший русский меценат и создатель знаменитой галереи
Павел Михайлович Третьяков (Pavel Mikhaylovich Tretyakov; 15 декабря 1832 года — 4 декабря 1898 года) — выдающийся русский коллекционер и предприниматель XIX столетия, основатель всемирно известной Третьяковской галереи. Павел Третьяков на протяжении почти полувека коллекционировал произведения отечественного изобразительного искусства и на личные деньги построил здание галереи, названной его именем.
Павел Третьяков завещал огромное собрание живописных работ вместе с музеем родному городу — Москве. Он сохранил для потомков множество уникальных шедевров отечественного искусства, в том числе более 1200 картин, около 500 рисунков и 60 икон, созданных русскими мастерами разных исторических эпох.
Биография Павла Третьякова
Павел Михайлович Третьяков появился на свет 15 декабря (27 декабря по новому стилю) 1832 года в Москве. Он был старшим из двенадцати детей потомственного купца III гильдии, предки которого перебрались в первопрестольную из Малоярославца в 1774 году. Отец будущего мецената владел пятью торговыми лавками в Гостином дворе и двумя фабриками — бумагокрасильной и отделочной.
Получив традиционное для купеческих детей той поры домашнее образование, Павел с юных лет помогал отцу в торговых делах. Но уже в 1848 году в семье Третьяковых случилась беда — от эпидемии скарлатины умерло четверо детей. Эти трагические события крайне негативно отразились на здоровье главы семейства, который скончался спустя два года.
В неполных 18 лет Павлу Третьякову пришлось взять в свои руки управление семейным делом. Вместе с младшим братом Сергеем молодой человек с большим воодушевлением принялся развивать отцовский бизнес и добился впечатляющих успехов на этом поприще. Впоследствии он стал одним из крупнейших российских предпринимателей, чье состояние измерялось миллионами рублей, а количество наемных работников исчислялось десятками тысяч человек.
В 1852 году Павел Третьяков совершил поездку в Санкт-Петербург. Здесь он посетил знаменитый Эрмитаж, побывал в Академии художеств и получил возможность увидеть множество картин великих мастеров живописи. Вернувшись в Москву, молодой человек твердо решил собрать собственную коллекцию предметов русского изобразительного искусства и активно занялся реализацией благородной цели.
Первыми документально подтвержденными приобретениями в коллекции Третьякова стали картины «Искушение» Николая Шильдера и «Стычка с финляндскими контрабандистами» Василия Худякова. Но это было только начало. Зарабатывая огромные деньги, меценат ежегодно тратил на покупку произведений искусства от нескольких тысяч до нескольких сотен тысяч рублей. У многих авторов он приобретал работы десятками, старинные картины находил в лавках антиквариата, вел оживленную переписку с художниками.
Благодаря кропотливой работе мецената коллекция Третьяковской галереи сегодня включает произведения огромного количества русских художников, в том числе:
По коммерческим делам Павел Третьяков ежегодно совершал поездки по странам Европы, где с завидной регулярностью посещал музеи и выставки, знакомился с творчеством лучших мировых художников. Но в душе он всегда оставался настоящим патриотом и коллекционировал исключительно работы русских мастеров.
В 1865 году меценат женился на кузине Саввы Мамонтова — Вере Николаевне. В этом браке у него родились четыре дочери и два сына. К несчастью родителей, старший сын появился на свет умственно отсталым, а младший умер в девятилетнем возрасте от осложнений, вызванных эпидемией скарлатины.
Значительные средства Павел Третьяков на протяжении многих лет выделял на благотворительные цели. Он построил и финансировал работу медклиники для тяжелобольных, был попечителем училища для глухонемых детей и одним из спонсоров научного путешествия Миклухо-Маклая в Океанию. За заслуги перед Отечеством российский император хотел пожаловать Третьякову наследный дворянский титул, но меценат отказался от этой чести, выразив желание остаться потомственным купцом.
В 1874 году предприниматель построил в Лаврушинском переулке Москвы здание Художественной галереи, которую спустя 7 лет открыли для публичных посещений. С того времени в ней размещается крупнейшее собрание работ русских художников XVIII-XIX веков в истории страны. В 1892 году, после смерти брата Сергея, Павел Третьяков передал в собственность родному городу здание галереи и все собранные произведения. В ознаменование заслуг великого предпринимателя власти столицы присвоили ему звание «Почетный житель Москвы».
До конца своих дней Павел Третьяков коллекционировал картины русских художников, занимался расширением музея и выделял средства на его содержание. Он стал членом Российской академии искусств и получил почетный чин коммерческого советника, продолжал развивать семейный бизнес и приносил пользу обществу. Но 4 декабря 1898 года, не дожив 11 дней до 66-летия, после продолжительной болезни Павел Третьяков отошел в вечность.
Тело великого коллекционера было предано земле на Даниловском кладбище Москвы, в семейной усыпальнице. Но спустя 50 лет его прах перезахоронили на Новодевичьем мемориальном кладбище, где он сегодня и покоится с миром.
Павел Третьяков по праву считается величайшим русским меценатом всех времен. Его имя навечно останется не только в названии знаменитой Третьяковской галереи, но и в памяти миллионов жителей Земли, влюбленных в изобразительное искусство.
Павел Михайлович Третьяков
Фото Все
Видео Все
История о том, как Павел Третьяков собирал современное искусство
Третьяков Павел Михайлович
Третьяков. История великой коллекции.
Павел Третьяков — биография
Павел Третьяков – известный российский предприниматель, коллекционер, меценат. Основал Третьяковскую галерею, в 1896 году получил звание почетного гражданина Москвы.
Павел Третьяков всегда точно знал, чего он хочет добиться в жизни. Поставив себе цель, он уверенной поступью шел к ней, не отклоняясь с выбранного пути ни на один градус. Этот мудрый, дальновидный и основательный человек составил подробное завещание, распорядившись своим имуществом после смерти. Вроде бы ничего удивительного, что Павел подробно описал, куда вложить его средства, дал четкие указания по поводу выбора места, внешнего вида и внутреннего убранства галереи. Невероятно то, что Третьяков составил это завещание в 28 лет. Он был рядовым любителем искусства, но за годы жизни стал величайшим знатоком живописи, который с первого взгляда отличал суррогат от истинно художественных произведений.
Детство и юность
Родился Павел Третьяков 15(27) декабря 1832 года в Замоскворечье, одном из старинных районов Москвы. Дед будущего мецената по линии матери занимался экспортом сала в Англию. Отец мальчика имел в собственности бумагопрядильные фабрики, торговал полотняными изделиями. Он не был коренным москвичом, его предки перебрались в Москву из Малоярославца в 1774 году. В семье кроме старшего Павла родилось еще десять детей, но выжить удалось только пятерым, остальных унесла эпидемия скарлатины. Школу они не посещали, находились на домашнем обучении. На каждом уроке присутствовал глава семейства, он контролировал все, что происходило в его доме, буквально каждый шаг своих домочадцев.
Павел Третьяков
Павла и его меньшего брата Сергея рано начали приучать к семейному делу. Павел трудился в лавке, делал закупки, привлекал покупателей. В пятнадцатилетнем возрасте парень отвечал за ведение бухгалтерских книг, а к двадцати годам полноценно руководил предприятием.
Карьера
В 1850 году умер отец, и Павел принял руководство семейным бизнесом на себя. Вместе с братом они не только сумели сохранить начатое отцом дело, но и развиваться в других направлениях. В собственности у Михаила Третьякова было всего пять лавок, а его наследники превратились в настоящих промышленников. Они торговали хлебом, дровами и полотнами в местных лавках, а в 1866 году Павел Третьяков стал во главе Ново-Костромской льняной мануфактуры.
Третьяковы приложили максимум усилий, и фабрика быстро увеличивала производственные мощности. Производство даже не пострадало от экономического кризиса, случившегося в 1880 году. Спустя немного времени фабрика оказалась на первом месте по объему выпускаемой продукции среди аналогичных производств в России. У братьев Третьяковых появился еще один магазин, в районе Ильинки. Там покупатели могли приобрести как отечественную продукцию, так и изделия из-за границы. Третьяковы торговали шерстью, бархатом, батистом, льном, скатертями, платками, одеялами.
Купец Павел Третьяков
Благосостояние братьев росло с каждым годом. Они уже купили два доходных дома в Москве и Костроме, земельные участки в Костромской губернии. Прибыль делилась поровну между Павлом и Сергеем, но у них не доходило до того, чтобы учитывать каждую копейку и препираться за нее. Наоборот, все нажитое делилось разумно, с учетом личных потребностей, интересов и семейных нужд каждого из них.
Третьяковым всегда везло, но их ни в коем случае нельзя назвать баловнями судьбы. Все, чего добились братья, давалось кропотливым трудом, энергичностью и работоспособностью каждого из них. Они вкладывали душу в любимое дело, и получали неплохие дивиденды от этого вложения. Из братьев получились надежные партнеры, никто из них ни разу не подвел другого, не «перетянул одеяло» на свою сторону, их связывала крепкая дружба и настоящая родственная любовь, которую они смогли пронести на протяжении всей своей жизни.
Спустя много лет историк Павел Бурышкин скажет, что история знает мало примеров, когда биографии двух братьев переплетались бы столь тесно и неразрывно, как в случае с Павлом и Сергеем Третьяковыми.
Имели братья Третьяковы и одну общую страсть – к искусству. На любом концерте или театральной постановке они появлялись всегда вдвоем. Может быть, и Третьяковская галерея должна была называться немного по другому – галерея имени братьев Третьяковых.
Коллекция и меценатство
Все московские купцы считали своим долгом заниматься благотворительностью. Не исключением стали и братья Третьяковы, которые понимали, что это дело обязательное и почетное для каждого богатого человека. Они жертвовали деньги на школы и приюты, отдавали часть заработанного на нужды общества. Братья руководствовались христианскими принципами, считали, что принося жертву, они выражали благодарность Богу за успех производства, к тому же придерживались мнения, что лишние деньги могут оказывать на человека «растлевающее влияние».
В основном богатые люди предпочитали составить так называемый «отказ по завещанию». Это означало, что на большие пожертвования меценат готов только после своей смерти, а при жизни все вкладывалось в оборот производства. Павел Третьяков стал первым, кто нарушил эту традицию, он вкладывал деньги при первой же возможности, как только получал большую прибыль или заключал удачную сделку. С каждым годом Третьяков наращивал суммы, отдаваемые на благотворительность.
В первую очередь он начал опекаться учебным заведением, где проходили обучение глухонемые дети. Павел не отказывал никому, причем делал это тихо, без лишнего ажиотажа и шумихи вокруг своего имени. К нему шли соседи, друзья, представители местных церквушек, и никто из них не знал отказа. В 1876 году Третьяков стал одним из финансистов экспедиции в Южные моря Николая Миклухо-Маклая, спустя несколько лет приличная сумма была пожертвована на возведение православного храма в японском городе Токио.
Коллекция Павла Третьякова 1892г.
С детства у Павла было увлечение, он собирал небольшие гравюры, миниатюры, литографии. Скупал их при первой же возможности в маленьких лавках и на рынках. Тогда никто даже не мог представить, что это только начало, что Павел соберет грандиозную коллекцию, причем исключительно за счет собственных средств. Спустя некоторое время у него появилась новая цель – собрать в единую коллекцию как можно больше полотен отечественных художников, и передать ее общественности.
Интересно то, что в самом начале Третьяков предпочитал полотна соотечественников. Им руководили не только патриотические чувства, коллекционер просто мало что понимал в настоящем искусстве, и ему казалось, что с русскими художниками ему будет проще работать. Но через некоторое время он стал отлично разбираться в живописи, и считался признанным знатоком искусства.
Третьяков посещал многочисленные выставки на родине и за рубежом. Делал художникам специальные заказы на написание портретов и пейзажей. Для него писали свои полотна Перов, Крамской, Репин, Серов. Третьяков скупал полотна целыми сериями и готовыми коллекциями.
В 1869 году коллекционер принялся собирать портреты выдающихся современников. Так в его коллекции появился портрет Александра Грибоедова кисти Ивана Крамского. Картину художник писал по акварельному рисунку Петра Каратыгина. Далее Третьяков купил портрет композитора Михаила Глинки, автором которого был Илья Репин, написавший его исключительно по описанию, которое дала сестра музыканта. Вдова Нестора Кукольникова продала портрет мужа, написанный Карлом Брюлловым, а художник Федор Мюллер продал Павлу портрет Николая Гоголя, написанный им еще при жизни писателя. А вот живые гении доставляли хлопот живописцам, наотрез отказывались позировать. Труднее всего оказалось договориться со Львом Толстым. Крамской все же его уговорил, но при условии, что портрета будет два, и один из них (на выбор Толстого), останется ему. По итогу, у писателя осталась более слабая картина, он решил, что самое лучшее должно находиться в галерее.
Павел Третьяков проводит выставку
В 1874-м коллекционер построил для галереи отдельное здание, а спустя четырнадцать лет сделал бесплатным вход на экспозицию. В 1892-м Третьяков подписал документы, согласно которым помещение и все его содержимое принадлежит городу. В завещании он отдельной строкой отметил, что в последующие годы коллекция должна будет пополняться за счет процентов от его капитала. Павел не прекратил покупать новые полотна для своей галереи, он занимался этим делом до самой смерти, причем за собственные деньги.
Спустя годы Лев Анисимов выпустит биографию Павла Третьякова, в которой опишет, как происходила передача галереи в дар городу. Император Александр III, прибыв домой к промышленнику в Лаврушинский переулок, попросил Третьякова продать ему полотно «Боярыня Морозова» работы Василия Сурикова. Павел Третьяков отказал императору, он сказал, что не в силах это сделать, так как с этого дня законный владелец всего собрания – город Москва. Александр отступил от Третьякова на один шаг и отвесил низкий поклон меценату.
Третьяков был по характеру бескорыстным человеком, и при передаче в дар городу своей коллекции руководствовался именно бескорыстными мотивами. Прибыль галерея не приносила, а слушать хвалебные отзывы о себе он терпеть не мог, не выносил славословия в свою честь и смущался, как мальчишка. Ходили слухи, что после восторженной статьи критика Стасова о Третьякове, он так раздосадовался, что чуть не заболел. Когда меценат подарил свою коллекцию городу, он уехал на некоторое время из Москвы, чтобы не слышать, как все рассыпаются в благодарностях.
Павел Третьяков слыл щедрым, но далеко не расточительным человеком. Несмотря на любовь к искусству, он подолгу торговался за каждое произведение искусства, пытался сбавить цену, но это была не жадность, а скорее, экономический расчет. Ведь чем дешевле он купит одну картину, тем больше денег останется на приобретение еще какого-нибудь шедевра, и в итоге, коллекция вместо одного экспоната получит сразу два.
Художники считали за честь пополнить коллекцию Третьякова своими работами. И хоть называли его прижимистым, но картины свои отдавали с радостью. Художник Константин Флавицкий никак не хотел уступать дешевле свою «Княжну Тараканову», но Павел Михайлович умел ждать. После того, как художник умер, картину Третьякову продали родные покойного за четыре тысячи рублей, хотя сам живописец хотел за нее пять.
Василий Перов уступил Третьякову свою знаменитую «Тройку» за пятьдесят рублей серебром. А вот незаконченную картину Перова под названием «Никита Пустосвят. Спор о вере» меценат купил у родных художника после его смерти. Отдал за нее семь тысяч рублей, не пожалел, ведь таким образом помог семье друга и приобрел очередной шедевр в свою коллекцию.
Павел Третьяков читает газету
Где он включал режим жесткой экономии, так это на себе и своих родных. Третьяков имел привычку записывать все расходы, даже сумму, отданную как милостыню. Эти записи сохранились до наших дней, и по ним можно судить, как много расходовал Павел на благотворительность.
Личная жизнь
Третьяков был настолько занят развитием собственного дела и коллекционированием картин, что у него не оставалось времени на устройство личной жизни. К тому же, Павел был абсолютно равнодушен к любовным страстям. Из-за этого друзья дали ему прозвище Архимандрит. Павел женился в возрасте Христа, в 33 года. Его избранницей стала Вера Мамонтова, двоюродная сестра Саввы Мамонтова.
Павел Третьяков с женой Верой Мамонтовой
Невеста не отличалась привлекательной внешностью, но была умна, образована, любила искусство. Однако она интересовалась не живописью, а музыкой. В те времена многие браки заключались по расчету, брак Третьякова и Мамонтовой основывался на любви. Супруги прожили вместе много лет в любви и согласии, они не разлучались никогда. Вместе посещали концерты, вели хозяйство. Если кто-то из них уезжал, то супруги обменивались нежными письмами, подтверждением искренности чувств.
Жена подарила меценату шестерых детей. В 1866 году родилась их первая дочь Вера, спустя год дочь Александра, в 1870-м дочь Любовь, в 1871-м сын Михаил, в 1875-м дочь Мария, и в 1878-м любимец семьи сын Иван. Ваня умер в 1887-м, в возрасте 9 лет, Третьяков едва пережил эту утрату. Михаил от рождения был слабоумным.
В 1892 году не стало любимого брата Павла Третьякова – Сергея. Он тоже коллекционировал картины, но не так страстно, как Павел. Братья заранее договорились о том, чтобы объединить их коллекции в одну и передать городу. Сергей ушел из жизни внезапно, и это стало большой потерей для старшего Третьякова. Он считал, что Сергей был намного лучше его в плане человечности.
Смерть
В последние годы жизни Павлу Третьякову присвоили титул советника коммерции, он вошел в Совет торговли и мануфактур, стал также членом Совета Петербургской академии искусств. Радость от этих событий омрачалась ухудшением состояния здоровья, у него диагностировали язву желудка, которая доставляла коллекционеру много страданий. Из-за этой болезни он и умер.
Третьяков заранее побеспокоился о своем состоянии, составил завещание, на основе которого огромные суммы получал интернат для детей, Московская консерватория, богадельни, дом, в котором бесплатно жили вдовы известных художников. Кроме этого, Павел Михайлович распорядился выплачивать стипендии и пенсии рабочим своих фабрик. Не забыл он и о своих родных и близких, каждый слуга в доме получил определенную сумму.
Могила Павла Третьякова
Умер Павел Третьяков 4 декабря 1898 года. В своем последнем обращении к детям он пожелал им здоровья и наказал беречь галерею. Жена пережила мужа всего на три месяца, ее похоронили рядом с любимым Павлом. Местом упокоения Павла Третьякова стало Даниловское кладбище, рядом с могилой брата Сергея. В 1948 году братья Третьяковы были перезахоронены на Новодевичьем кладбище.
Память
Память об этом выдающемся человеке живет в названии улиц российских городов, на острове Новая земля его именем назвали ледник. Памятник известному меценату установили прямо возле здания галереи.
Памятник Павлу Третьякову
Анна Федорец издала книгу под названием «Павел Третьяков». Многогранность образа известного мецената автор сумела раскрыть с помощью многочисленных документов, сохранившихся до нашего времени.