Что открыл невельской в 1849 году
Невельской Геннадий Иванович — биография, открытия и карта с маршрутом экспедиции
Невельской Геннадий Иванович родился в 1813 году. Его отец был потомственным морским офицером, а мать дворянкой. Умер в 1876 году и похоронен в городе Санкт-Петербург на Новодевичьем кладбище. Геннадий Иванович известен в отечественной истории как великий адмирал, мореплаватель, активный исследователь Дальнего Востока, сумевший доказать, что Сахалин – это остров.
Детские годы
Детство будущего мореплавателя прошло в деревне Дракино (Костромская губерния). Отец мальчика своими рассказами о море и морских открытиях оставил след в памяти ребенка. Причем многие близкие родственники ребенка были связаны со службой на флоте.
Когда Геннадию Ивановичу исполнилось одиннадцать лет, в его семье случилось большое горе: умер отец. Поэтому за воспитание мальчика взялся его дедушка по материнской линии. Благодаря влиянию дедушки и его помощи в 1829 году уже подросший юноша поступил в Морской кадетский корпус.
Учеба в Морском кадетском корпусе
Знаменитый адмирал Иван Федорович Крузенштерн был назначен в то время начальником этого учебного заведения. Именно благодаря нему, Геннадий Иванович всерьез увлекся морскими путешествиями и открытиями.
Походы известных в то время русских путешественников воодушевляли одноклассников будущего первооткрывателя. Многие из них впоследствии стали известными в истории исследователями и географами.
Во время учебы Геннадия Ивановича начала интересовать тема Дальнего Востока, его месторасположение. Изучая книги и карты, содержащие сведения о Дальнем Востоке, Геннадий Иванович начал сомневаться в их достоверности. Поэтому он загорелся идеей совершить собственное географическое открытие. Завершив учебу в Морском кадетском корпусе, путешественник стал слушателем Офицерского класса. Здесь Геннадий Иванович изучал картографию, астрономию, физику, механику и другие предметы. По окончании Офицерского класса он получил звание лейтенант флота.
Примечательно, что рост юноши был небольшой – всего 157 сантиметров. Тем не менее он был очень подвижным, любознательным и инициативным, чем отличался от своих сверстников.
Начало службы на флоте
Невельской Г. И. служил офицером на корабле «Беллона», затем проходил службу на кораблях «Князь Варшавский», «Аврора», «Ингерманланд». Он совершал морские путешествия по Европе, набираясь морского опыта. В 1846 году Невельской получает звание капитан-лейтенанта.
Амурская экспедиция
В 1849 году Геннадия Ивановича назначают служить на корабль«Байкал» и направляют в плавание на Дальний Восток.
Не заручившись поддержкой вышестоящего руководства, Невельской доплыл до устья реки Амур и открыл пролив, протекающий между материком и островом Сахалин.
Через год путешественника вновь отправляют на Дальний Восток, предупреждая о том, чтобы тот не смел доплывать до Амура. Несмотря на предостережения, Невельской доплыл до устья реки и основал там Николаевский пост. Геннадий Иванович поднял Российский флаг и объявил эти земли суверенными.
Конечно, данный поступок не понравился существовавшему Особому Комитету. Невельскому грозилось разжалование в матросы, однако император Николай I был благосклонен к путешественнику и наградил его за это открытие орденом.
Еще через год Геннадия Ивановича опять отправляют на Дальний Восток. В этот период он успевает пожениться и привозит жену на место службы, которая активно с ним путешествует. Вместе с сослуживцами Невельской проводит изучение устья реки Амур, острова Сахалин, Уссурийского края, Татарского пролива и Амурского лимана. Заручившись поддержкой императора Николая I, Геннадий Иванович провозглашал власть России на этих территориях. Затем Невельской осваивал Амурский край.
Отправляя отчеты о своих открытиях, путешественник часто нелицеприятно отзывался государственных органах, на которых лежала ответственность за освоение Дальнего Востока. В связи с этим Геннадия Ивановича отстраняют от исследований. По окончании путешествия он вернулся в Санкт-Петербург.
Возвращение в Санкт-Петербург
Вернувшись в Санкт-Петербург, Геннадий Иванович перестал участвовать в морских путешествиях. Всю оставшуюся часть жизни он с головой уходит в исследовательскую работу.
Невельской изучает материалы, собранные в ходе всех путешествий, составляет карты, консультирует политиков, предпринимателей. Геннадий Иванович был включен в состав Русского Географического общества, Морского ученого совета. 1874 год стал знаменательным для путешественника – ему присваивают звание полного адмирала.
Надо отметить, что семья путешественника была многодетной. Он вырастил и воспитал пятерых детей: четырех дочерей и одного сына. Затем его семья пополнилась четырьмя внуками и двумя внучками.
Плавания по Амуру не могли не ставить след на здоровье Геннадия Ивановича. Поэтому периодически ему приходилось уезжать за границу, чтобы лечиться. Однако со временем эти поездки переставали приносить пользу.
В последние годы жизни адмирал активно писал книгу о своем путешествии по Амуру. Нельзя не отметить вклад в это дело его супруги, которая была участницей всех событий. В свое книге Геннадий Иванович писал, что время совершения плавания им двигало стремление не отдать Китаю Амурский бассейн. Однако книга вышла в тираж только после смерти путешественника, благодаря усилиям его жены.
Примечателен один факт
На могильной плите адмирала указан неверный год рождения: вместо 1813 года набит 1814. Некоторые исторические источники утверждают, что поступая в Морской кадетский корпус, Геннадий Иванович отдал неправильное свидетельство о рождении, в котором специально был указан его возраст на год меньше. Из-за этого в будущем 1814 год указывался во всех документах, связанных с жизнью путешественника.
Подведение итогов
Таким образом, невозможно оценить вклад Невельского Геннадия Ивановича в развитие отечественной географии и мореплавания. Благодаря его смелости и отваге, большая территория Дальнего Востока была изучена и вошла в состав Российской империи. Открытия Невельского являются бесценными. Имя адмирала носит десять географических объектов.
Невельской Геннадий Иванович. Что открыл и чем прославился?
Геннадий Иванович Невельской – морской офицер и исследователь Дальнего Востока. В результате возглавляемых им амурских экспедиций в 1849-1850 гг. открыл, что устье Амура судоходно и что Сахалин является островом. На весельных лодках исследовал береговую линию Амурского лимана, Сахалина и Уссурийского края. Открыл и нанес на карту пролив между Сахалином и материком, глубокие гавани на южном побережье Охотского моря. Основал Николаевск-на-Амуре. За географические заслуги перед Россией произведен в адмиралы.
Краткая биография
С 1829 г. Гена обучался в Морском кадетском корпусе в Санкт-Петербурге. Начальником военно-морского учебного заведения в то время был знаменитый и авторитетный мореплаватель И. Ф. Крузенштерн, совершивший первую русскую кругосветную экспедицию. Поэтому в программу преподавания входило не только военное дело, но и география.
Преподаватели морского корпуса – старшие офицеры – смогли привить Невельскому и многим его одноклассникам тягу к исследованиям и географическим открытиям.
Сомнения в судоходности Амура
В первой половине XIX века существовало ошибочное убеждение, будто устье Амура недоступно для крупных морских судов и в него могут входить только лодки.
Откуда возникло такое заблуждение? Из доклада председателя Главного правления Российско-Американской торговой компании барона Фердинанда Петровича Врангеля министру иностранных дел графу Карлу Васильевичу Нессельроде:
Введенный в заблуждение Николай I собственноручно поставил на докладе резолюцию:
«Вопрос об Амуре, как реке бесполезной, оставить».
Сейчас трудно утверждать появилось ли это заблуждение случайно или же было запущено американскими партнерами по торговой компании с умыслом не допустить российское государство в крайние восточные земли, чтобы использовать их в корыстных интересах.
В 1832 г. Геннадий, как звали его учителя и однокашники, окончил кронштадтский Морской кадетский корпус в звании мичмана. Затем поступил в Офицерский класс Военно-морской академии, куда направляли выпускников Морского корпуса «для усовершенствования из числа отличнейших к морской службе потребных».
Во время обучения в летние месяцы Геннадий ходил на судах Балтийского флота. Амурский вопрос занимал будущего мореплавателя уже в офицерских классах. Он не верил, что «такая большая река, как Амур, могла теряться где-то в неведомых песках, не найдя для себя выхода в море». Он мечтал отправиться на Дальний Восток, войти в Амурский лиман и доказать, что дальневосточная река судоходна и «орошаемый ею край необходимо должно быть присоединен к России».
В 1836 г. Геннадий окончил Офицерские курсы с присвоением чина лейтенант. На протяжении 10 лет с 1836 по 1846 гг. Невельской получал богатую мореходную практику, служил на различных морских судах в должности помощника старшего офицера у Великого князя Константина Николаевича, сына Николая I, за что пользовался лояльностью императора. Таким образом, в течение 19 лет с 1829 по 1847 гг. Невельской ни одного лета не провел на берегу и во время трудных парусных плаваний в совершенстве изучил морское дело. Это был успешный образованный офицер, ратовавший за гуманное отношение к матросам и техническое усовершенствование Российского флота.
Решение об экспедиции на Амур принималось в самых высоких инстанциях
В 1846 г. Невельской получает чин капитан-лейтенанта. В том же году он делает первый шаг к исполнению своей заветной мечты – подает прошение о назначении командиром на двухмачтовое парусное судно «Байкал». Транспорт отправлялся из Санкт-Петербурга на Камчатку с партией казенного груза для Петропавловского гарнизона.
Сиденснер в книге 1913 года «Адмирал Геннадий Иванович Невельской» пишет:
«Пользуясь особым расположением великого князя Константина Николаевича, Невельской мог рассчитывать на самые лестные назначения на флот, но он как об особой милости спросил о назначении его командиром маленького транспорта «Байкалъ», отправлявшегося с разными казенными грузами в наши порты Охотского моря. В декабре 1847 г. он получил сие назначение».
Примерно в это же время Невельской познакомился с другим энтузиастом Амурского дела генерал-майором Н. Н. Муравьевым, только что назначенным генерал-губернатором Восточной Сибири. В личной беседе Невельской поделился своими мыслями о том, как важно для России приобрести устье Амура. Капитан просил генерал-губернатора после сдачи груза в Петропавловске разрешить ему плыть в Амурский лиман Северная часть Татарского пролива между проливом Невельского и Охотским морем, куда впадают воды Амура. Устье Амура представляет собой классический однорукавный эстуарий и опресняет Амурский лиман
, исследовать берега и промерить глубины. Муравьев нашел в Невельском единомышленника, однако не спешил покровительствовать капитану, ибо в то время российские власти, не желая портить отношения с соседним Китаем, придерживались в отношении Амура консервативных позиций. Начальник Главного Морского Штаба князь Меншиков так отвечал на просьбу Невельского:
«Опись Амура, как реки китайской, повлечет за собой неприятную переписку с китайским правительством, нежелательную для министра иностранных дел гр. Несельроде, и поэтому нечего думать о том, что невозможно».
Невельской очень постарался, чтобы строящийся в Гельсингфорсе Шведское название Хельсинки, которое официально употреблялось в России до 1926 года морское судно было завершено как можно скорее. В итоге вместо намеченного в смете конца августа новенький корабль сошел со стапелей 10 июля. Князь Меншиков остался доволен быстрой постройкой судна, и Невельской вновь просил разрешения провести опись юго-восточного побережья Охотского моря с заходом в устье Амура, куда «транспорт могло занести ветрами и течениями».
Пользуясь поддержкой генерал-губернатора Восточной Сибири Муравьева, министра внутренних дел Перовского и генерал-адмирала Константина Николаевича Романова, Невельской получил указание от непосредственного начальника – князя Меншикова – «осмотреть юго-восточный берег Охотского моря между теми местами, которые были определены или усмотрены прежними мореплавателями». Несмотря на все старания, Невельской так и не добился разрешения произвести опись Амурского лимана.
В Петропавловске неутомимый исследователь получил частное письмо от генерал-губернатора Муравьева «с копией проекта инструкции, представленной на Высочайшее воззрение, но не получившей еще утверждения». Обращаясь к Государю Императору, Муравьев предлагал поручить капитану Невельскому:
Таким образом, у Невельского не было на руках ничего, кроме предложения Муравьева, которое тот отправил Императору и которое могло быть и не одобрено. Тем не менее морской офицер, рискуя званием и карьерой, вне Высочайших повелений по сдаче груза вышел из Петропавловска на «Байкале» к устью Амура для описи берегов, признававшихся китайскими.
Перед выходом в море Геннадий Иванович собрал в каюте всех офицеров и разъяснил им сущность амурского вопроса и его непреходящее значение для России.
Геннадий Иванович Невельской возглавлял Амурские экспедиции 1849-1855 гг.
Первая Амурская экспедиция 1849 г. Русские исследуют устье Амура и Татарский пролив
Первая Амурская экспедиция Невельского состоялась летом 1849 года. 31 мая судно «Байкал» снялось с рейда в Петропавловском порту, обогнуло Камчатку и 7 июня через четвертый Курильский пролив вошло в Охотское море. 12 июня на горизонте появились покрытые туманом сахалинские сопки. Капитан Невельской послал на берег шлюпку с навигационными инструментами В то время для определения широты и долготы использовался измерительный прибор секстант. Секстанты применялись на флоте до середины XX века. Их заменила только система глобальной спутниковой навигации
для более точного определения географических координат местности. Обсервация показала 51 0 31’ северной широты. От этой точки Невельской двинулся на север, одновременно проводя опись побережья. Почти ежедневно он высылал баркас или байдарку для исследования многочисленных бухт, отмелей и островков. 17 июня «Байкал» достиг мыса Елизаветы, обогнул его и вошел в Северный залив. С 19 июня опись побережья Сахалина продолжилась на юг от мыса Марии.
К 21 июня корабль Невельского полностью обогнул полуостров Шмидта. Спущенная на воду шлюпка исследовала крупную закрытую бухту, которую предшественник Невельского поручик Гаврилов ошибочно принял за вход в Амурский лиман. После того, как ошибка обнаружилась, Гаврилов окрестил бухту заливом Обмана. Невельской переименовал бухту в залив Байкал в честь своего судна и двинулся дальше.
25 июня судно достигло мыса Тамлаво. 27 июня экспедиция Невельского вошла в Амурский лиман и приблизилась к материковому берегу. Здесь транспорт встал на рейде, который Невельской окрестил Северным лиманским рейдом.
10 июля экспедиция продолжалась на гребных шлюпках. На воду были спущены все имевшиеся на транспорте «Байкал» лодки: 2 весельных баркаса и одномачтовый вельбот.
Оставив вместо себя на судне старшего офицера лейтенанта Казакевича, Невельской вместе с другими офицерами и 16 матросами вошел в устье Амура. Они тут же приступили к описи берегов Амурского лимана и промеру глубин.
11 июля отряд обогнул мыс Тебах и вошел в Амур. Продвигаясь вверх по Амуру и систематически измеряя глубину реки, экспедиция достигла полуострова Куегда (Константиновский п-ов). Затем от правобережного мыса Мео отряд развернулся на юго-восток и направился к мысу Пронге. Регулярные промеры глубин подтвердили, что устье Амура доступно для прохода морских судов.
Выйдя в воды Амурского лимана, группа двинулась на юг и 22 июля достигла самой узкой части Татарского пролива. Более ранние мореплаватели – англичанин Уильям Броутон, француз Жан-Франсуа де Лаперуз и соотечественник Невельского И.Ф. Крузенштерн – утверждали, что в этом месте Сахалин соединяется с материком.
Продолжая путь на юг, Невельской 24 июля достиг широты 51 0 40’, т. е. предела, до которого доходили с юга Лаперуз и Браутон. После сего шлюпка приняла к сахалинскому берегу и повернула на север. Продвигаясь с промером вдоль западного берега Сахалина, лодка 1 августа возвратилась к «Байкалу», ожидающему на рейде в Северном амурском лимане.
«В своих записках Невельской не приводил никакого описания этого непрерывного 33 дневного плавания на гребных судах, в продолжение которых он со своими сотрудниками сделал более 250 миль по широкому, совершенно открытому лиману. Озабоченный разрешением важного государственного вопроса, он не был способен интересоваться собственной персоной и относительно этой экспедиции упоминает только, что южные ветры разводили в лимане такую толчею, что шлюпки заливало и приходилось выбрасываться на берег, выжидая перемены погоды, чтобы снова продолжать промеры. Но конец венчает дело, и к великому торжеству Невельского он имел теперь в руках несомненные доказательства, что Сахалин не полуостров, а остров, и что река Амур имеет два глубоководные выхода: к северу, в Охотское море, и к югу, в Татарский пролив».
Невельской не мог дольше оставаться в Амурском лимане. Ему было Высочайше предписано произвести опись юго-восточного берега Охотского моря и к 15 сентября прибыть в Охотск. Поэтому 4 августа транспорт «Байкал» снялся с якоря и двинулся вдоль Охотского побережья на северо-запад. Уточняя и исправляя многочисленные неточности предшественников, экспедиция Невельского с гребных судов открыла и нанесла на карты залив Счастья, глубоко вдающиеся в сушу и хорошо закрытые от ветров заливы Святого Николая и Константина. Здесь они встретили байдарку российско-американской компании, высланную из Аяна для расторжки устар. Торговля с туземцами.
3 сентября «Байкал» прибыл в Аян. На его борт поднялся штабс-капитан Корсаков, прибывший из Иркутска с Высочайше утвержденной инструкцией, разрешавшей Невельскому произвести исследование Амурского лимана. 6 сентября Невельской приплыл в Охотск, сдал «Байкал» портовому начальству и сушей через Сибирь отправился в Санкт-Петербург на доклад к императору Николаю I.
Император Николай I высоко оценил службу Невельского. «За благополучный приход транспорта в Петропавловск, скорое и в хорошем состоянии доставление грузов и за сохранение здоровья команды» Высочайшим приказом от 6 декабря 1849 г. Геннадий Иванович произведен в капитаны 2-го ранга. Остальные офицеры экспедиции также были повышены в званиях.
В результате первой Амурской экспедиции Геннадий Иванович Невельской сделал важные для России географические открытия и развенчал вековые заблуждения:
Вторая Амурская экспедиция 1850 г. От разжалования в матросы Невельского спас Император Николай I
Географические открытия и патриотическое рвение морского офицера были по достоинству оценены в Петербурге. В феврале 1850 г. Невельской произведен в капитаны 1 ранга и назначен для особых поручений при генерал-губернаторе Восточной Сибири Муравьеве.
Правительственный комитет по Амурскому вопросу издал Высочайшее повеление, которым предписывал:
27 июня 1850 г. Невельской на транспорте «Охотскъ» прибыл из Аяна в залив Счастья, где, как и предписывалось ему инструкцией, заложил Петровское зимовье. Как опытный моряк и географ, Невельской понимал, что на песчаном кошке, составляющей восточный берег залива, не может быть надежного военно-морского порта. Поэтому он, взяв в провожатые тунгуса и гиляка на шлюпке с шестью вооруженными матросами, самовольно, в нарушение указаний императора, отправился на Амур.
1 августа 1850 г. на левом берегу в устье Амура Невельской заложил пост и назвал его «Николаевский» в честь царствовавшего императора Николая I. Сегодня это город-порт Николаевск-на-Амуре. На следующий день Невельской на оленей упряжке вернулся в Петровское.
Подняв русский флаг в устье Амура, Невельской заявил восточным странам-соседям, что Приамурский край и остров Сахалин отныне и на века будет владением Российской Державы.
Невельской нарушил прямое указание, изложенное в Высочайшем повелении, «ни под каким предлогом или видом не касаться лимана и реки Амур». Тотчас по прибытии в Иркутск Невельской послал генерал-губернатору с нарочным в Иркутск донесение, в котором сообщал, что основал Николаевский пост. Геннадий Иванович признавался, что если бы он действовал в пределах данных ему инструкций, то Приамурский край мог быть потерян для России навсегда и что вся моральная ответственность перед отечеством легла бы на него. В заключение Невельской просил у Муравьева заступиться за него перед Государем Императором и донести до императорской особы смягчающие вину обстоятельства.
В Амурском комитете при правительстве не одобряли такую инициативность, так как опасались «неприязненных столкновений» с Китаем или Японией. На заседании комитет постановил:
Трудно сказать, где сегодня проходила бы российско-китайская граница, если бы это решение получило Высочайшее утверждение. Однако Государь Император оценил смелость Невельского. Николай I нашел поступок капитана «молодецким, благородным и патриотическим», наградил орденом Владимира IV степени, а на обвинительный доклад Амурского Комитета о разжаловании Невельского в матросы наложил знаменитую резолюцию: «Где раз поднят русский флаг, там он спускаться не должен».
Третья Амурская экспедиция 1851-1855 г. Геннадий Иванович Невельской получает адмирала и место в истории
Петербург ставил перед капитаном 1 ранга Невельским две основные задачи:
12 февраля 1851 г. утверждено новое постановление Амурского комитета. С ним Невельской отправился из Петербурга в Иркутск. 16 апреля того же года он женился на племяннице гражданского губернатора Екатерине Ивановне Ельчаниновой.
Весной 1851 г. Геннадий Иванович вместе с женой переехал в основанное им Петровское, где прожил до 1855 г. На протяжении этих лет Невельской, его подчиненные офицеры, а также десятки безымянных матросов и казаков продолжали упорное изучение Амурского края, составление карт и описание берегов. Сведения, собранные в ходе Амурских экспедиций, пригодятся генерал-губернатору Муравьеву на российско-китайских переговорах в Айгуне.
Третья Амурская экспедиция состоялась в 1851 г. Невельской и его сподвижники, в их числе капитан-лейтенант Петр Васильевич Казакевич, детально исследовали впадающую в Амур реку Амгунь, озеро Кизи и южные берега Татарского пролива, включая бухту Де-Кастри и Императорскую (Советскую) гавань. Предпринимались сухопутные вылазки в Амурский и Уссурийский края и на остров Сахалин. Экспедиции по тайге помогли обнаружить богатые угольные залежи на Сахалине.
В ходе официальной Амурской экспедиции не было обнаружено административного и военного присутствия Китая в Приамурье и Приморье, о чем Невельской сообщал в докладе генерал-губернатору Восточной Сибири Н. Н. Муравьеву:
«На всем пространстве по берегам реки Амур до Хинганского хребта нет ни одного китайского или манчжурского поста, все инородцы по течению Амура и Уссури до моря неподвластны Китаю и ясака не платят».
Летом 1853 г. экспедиции Невельского основывают еще несколько постов по обоим берегам Татарского пролива.
В 1854 г. Невельской был произведен в контр-адмиралы. На правах губернатора Геннадий Иванович устанавливал в Приамурском крае российскую власть:
Во второй половине 50-х началось масштабное освоение Приамурья под руководством генерал-губернатора Муравьева. Амурская эпопея Невельского завершилась. В декабре 1856 г. адмирал уволился со службы и вернулся в Петербург.
Как известно, 31 мая 1858 года солдаты 13-го линейного батальона под командованием капитана Якова Дьяченко, исполняя приказ генерал-губернатора Муравьева-Амурского, высадились на правом берегу Амура в месте впадения в него Уссури и основали военный пост Хабаровка. Подходящее место для форпоста рекомендовал Муравьеву Геннадий Иванович Невельской еще в феврале 1854 года.
Почетная отставка
По окончании Крымской войны в 1856 г. Амурская экспедиция была свернута, и корабли вместе с экипажами и офицерским составом отправлены на Балтику. По возращении в Петербург Невельской больше не участвовал в плаваниях, а лечил подорванное суровым дальневосточным климатом здоровье. Остаток жизни он посвятил систематизации материалов, собранных в ходе Амурских экспедиций, с целью написания книги. Будучи членом Императорского Русского географического общества, он занимался уточнением карт, консультировал политиков и крупных торговцев. Состоял членом директоров Амурской компании.
Книга Невельского под названием «Подвиги русских морских офицеров на крайнем востоке России 1849—1855» вышла в свет в 1877 г. Даже из названия видно, что представители знатных родов все заслуги и достижения России приписывали исключительно себе. Простой народ: солдаты, воевавшие и гибнувшие под их началом, рабочие, строившие фабрики и прокладывавшие дороги в тяжелых условиях – были для власть имущих лишь расходным материалом. Писатели советской эпохи в своих произведениях пытались компенсировать эту несправедливость и воздать должное рядовым пионерам Дальнего Востока. В качестве примера можно назвать роман дальневосточного писателя Н. Наволочкина «Амурские версты».
В 1864 г. Невельскому был присвоен чин вице-адмирала, а в 1874 г. – полного адмирала.
Геннадий Иванович Невельской скончался в апреле 1876 г. в Санкт-Петербурге и похоронен на Новодевичьем кладбище.
Основные заслуги Невельского
Александр Карлович Сиденснер в монографии, посвященной столетию рождения Невельского называл его
«одним из замечательнейших русских людей, которому вместе с Николаем Николаевичем Муравьевым наше Отечество обязано приобретением При-Амурскаго и При-Уссурийскаго края – области пространством в полмиллиона квадратных верст».
Невельской был из тех редких и благородных натур, которые «славу и выгоды своего отечества ставят выше личных выгод и собственного спокойствия». Деятельность Невельского непосредственно способствовала присоединению к Российской Империи огромных территорий в нижнем течении Амура и правого бассейна Уссури.
В ходе возглавляемых им Амурских экспедиций Невельской сделал следующие открытия:
Другие результаты Амурских экспедиций:
Помимо этого, Г.И. Невельской заложил в 1850 году Николаевский военный пост – будущий Николаевск-на-Амуре. До 1880 г. город был административным центром Приморской области в составе Восточно-Сибирского генерал-губернаторства.
Именем Невельского названы
Самая узкая часть Татарского пролива, южная оконечность Амурского лимана называется пролив Невельского.
Центральная городская набережная Хабаровска еще в 1913 г. на заседании Городской Думы была названа именем Невельского. В 1993 г., спустя 80 лет, хабаровский променад вновь обрел свое историческое название.
Памятники во Владивостоке, Южно-Сахалинске, в основанном имярек Николаевске-на-Амуре. В Хабаровске памятник Геннадию Невельскому стоял на городском утесе с 1951 по 1996 годы.
Поскольку род занятий Невельского был тесно связан с мореплаванием, известно несколько морских и речных судов, носящих его имя: