Что открыл ломоносов географии
Вклад Михаила Васильевича Ломоносова в географию
Разделы: География
За годы своей жизни Ломоносов М.В. совершил множество открытий в науке. Многие науки считают его своим основоположником, в том числе и география. Ее проблемами Михаил Васильевич занимался в течение всей своей научной деятельности.
И сегодня его работы являются актуальными, т.к. Россия смотрит на моря Северного Ледовитого океана как перспективную во многих отношениях территорию. Все предсказания Ломоносова М.В. о богатствах нашей страны кажутся современными. Поэтому мы посвящаем работу географическим открытиям и научному вкладу великого ученого в науку географию.
Цель нашей работы – раскрыть актуальность открытий Ломоносова М.В. в географическом, экономическом и политическом аспекте для россиян XXI века.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
Характерной чертой Ломоносова М.В. было стремление связать теоретические проблемы с практическими нуждами страны.
В круг географических интересов Ломоносова М.В. были включены:
Ломоносов уделял внимание развитию в России геологии и минералогии. Приводил доказательства существования материка на Южном полюсе Земли.
Придавая важное значение развитию русского металлургического производства, Ломоносов в 1763 году опубликовал руководство “Первые основания металлургии или рудных дел”.
Основной задачей Географического департамента, возглавляемого Ломоносовым, было составление “Атласа Российского”, для которого он разработал план получения физико-географических и экономико-географических данных.
Трактат Ломоносова “О сохранении и размножении российского народа” имел общественно-политический характер. В нем был предложен ряд законодательных мероприятий, направленных на увеличение народонаселения России.
В работе “Рассуждения о большой точности морского пути” (1759) Ломоносов предложил ряд новых приборов и методов для определения широты и долготы места, внес предложения об организации международной Мореплавательной академии.
Ломоносов исследовал морские льды и дал первую их классификацию. Он неоднократно подчеркивал важность для России освоения Северного морского пути.
Настоящая борьба сегодня идет за хребет Ломоносова, пересекающий весь Северный Полюс планеты и содержащий гигантские запасы ресурсов. Канада, Дания, и даже Китай отстаивают собственные права на эту территорию, когда Россия начала предъявлять свои претензии на территорию хребта, последовало негодование приарктических стран.
Смысл исследования состоит в том, что в случае принадлежности океанических арктических хребтов к российскому континентальному шельфу, Россия сможет обосновать свои претензии на прилегающую к ней территорию Арктики.
Полность текст работы читайте здесь
Ломоносов – географ и картограф
Ломоносов имел особое пристрастие к наукам, познающим лик Земли, и оставил в них заметный след. Он по праву считается выдающимся географом, высказавшим много новых идей, важных для развития физической географии и картографии. Им разрешено много вопросов, касающихся атмосферных явлений, рельефа земной поверхности, её почвенно-растительного покрова, мерзлоты. Во всех своих работах он проводит идею изменчивости мира и взаимосвязи явлений и процессов.
В 1758 году Ломоносову было поручено «смотреть» и за Географическим департаментом. В этом департаменте им разрабатывались специальные анкеты для получения физико-географических и экономико-географических данных для составления «Атласа Российского». Для этих целей предусматривалась организация специальных географических экспедиций.
Широко известная фраза Ломоносова о «российском могуществе» редко цитируется полностью, а между тем в ней заключена важная идея учёного: «российское могущество прирастать будет Сибирью и Северным океаном и достигнет до главных поселений европейских в Азии и в Америке». Это заключительная фраза из его письма «Краткое описание разных путешествий по северным морям и показание возможного проходу Сибирским океаном в Восточную Индию», где он доказывает необходимость и возможность установления регулярного морского сообщения между Архангельском и портами Тихого океана (будущего Северного морского пути).
Известно, что Ломоносов горячо поддерживал проведение Великих Северных экспедиций для изучения и последующего освоения огромных северных территорий. Он разрабатывал специальный вопросник для участников экспедиций с целью выявления и описания специфики природных условий и ресурсов, жизни и быта коренных народностей и т.д.
В последние годы жизни он занимался научным обоснованием и организационным обеспечением большой морской экспедиции под командованием В.Я. Чичагова. И хотя экспедиция и не достигла главной своей цели («проход к Тихому океану»), она была важнейшей вехой на пути освоения Севера. Совместными усилиями учёного и мореходов была реализована надолго опередившая время героическая попытка успешного проникновения в центральную область Ледовитого океана, выполнена программа океанографических и метеорологических наблюдений, внесён весомый вклад в дело поисков Великого морского пути к восточным пределам России.
Ломоносова можно также считать основателем экономической географии. Во многих его проектах предусматривались те вопросы, которые сегодня относятся к ведению этой дисциплины, особенно связанные с территориальным разделением труда и экономическим картографированием.
Ломоносов был прекрасным картографом. В выполненных им картах мастерство художника успешно соединяет географические познания и географическую память. Уже в конце жизни он по памяти изобразил карту «своего детства» – Курострова и других островов на Северной Двине напротив Холмогор. Поразительна история о том, как нарисованная Ломоносовым карта острова, который привиделся ему до того, как он узнал о гибели отца, помогла найти его тело.
Описание презентации по отдельным слайдам:
Михаил Васильевич Ломоносов. Вклад в развитие географии. Морозова Марина Викторовна, учитель географии МБОУ «СОШ п.Октябрьский Лысогорского района Саратовской области»
Середина XVIII столетия может быть названа ломоносовским периодом в развитии географии, учитывая как саму деятельность М.В. Ломоносова, так и влияние его идей на развитие российской географии.
Размах исследований Ломоносова в области географии очень широк. Он изучал распределение суши и океана на земном шаре, строение земной коры, моря, полярные сияния, земной магнетизм, закономерности приливов и отливов; особенно много внимания он уделял Арктике. Чтобы получить точные карты различных районов земного шара, он много занимался картографией. Эти труды Ломоносова стали ценным вкладом в географическую науку.
Одним из первых ученых Ломоносов обратил внимание, что очертания западных и восточных берегов Атлантического океана похожи на части одного материка, разорванного по береговым линиям так, как если бы они являлись дополнением друг к другу. Ломоносов писал: «Рассматривая весь шар земной, не без удивления видим в море и суше взаимосоответствующие положения».
С 1758 г. Ломоносов возглавлял географический департамент г Петербургской академии наук. Замечательны начинания Ломоносова по подготовке нового атласа. Еще в 1745 г. вышел «Атлас Российской» Академии наук из 20 карт. Однако этот атлас содержал много ошибок и неточностей. Ломоносов задумал составить более подробный атлас всех районов Российской империи, состоящий из 60—70 карт. Были составлены четыре больших тома. Их издали в 1772—1774 гг. под заглавием «Топографические известия, служащие для полного топографического описания Российской империи».
Михаила Васильевича интересовал вопрос исследования Северного Ледовитого океана и освоения Великого Северного морского пути. Его «Письмо о Северном ходу в Ост-Индию Сибирским океаном» — замечательная научная работа. В ней собраны наблюдения о состоянии льдов, о морских течениях и ветрах в Ледовитом океане, изложен проект русской полярной экспедиции, осуществить которую впоследствии пыталась экспедиция под руководством адмирала В. Я. Чичагова.
Изложив историю экспедиций в северных широтах, их достижения и сопоставив труды путешественников со своими наблюдениями, Ломоносов сделал много важных и верных выводов относительно режима Арктики. «Льды приходят от востока из Сибирского океана, восточными ветрами и водами прогнанные»,— писал он, правильно указав направление дрейфа льдов и причины этого явления — морское течение и ветры.
В честь М.В.Ломоносова был назван подводный хребет в Северном Ледовитом океане, открытый российскими учёными. Фотография подводного хребта Ломоносова в Северном Ледовитом океане.
Под наблюдением учёного зготовлялись приборы для исследований: подзорные трубы, барометры, термометры и т. п. Ломоносов придумал даже помещение особого устройства, удобное для наблюдений с корабля в бурю.
Михаил Васильевич предложил сделать самопишущий компас и дал эскиз этого прибора. «Чтобы все погрешности, которые от оплошности правящего бывают, знать корабельщику, должен он иметь особливый компас — самопишущий»,— писал Ломоносов. Теперь этот прибор, изобретенный Ломоносовым, называют курсографом. Он помогает штурману следить за ходом корабля и отмечать погрешности — отклонения от намеченного курса. Кривая, записанная курсографом, помогает определить отклонение корабля от курса.
Характерной чертой Ломоносова как ученого, особенно выделявшей его из академиков того времени (почти сплошь иностранцев), было стремление связать разрабатываемые им теоретические проблемы с практическими нуждами страны.
Главнейшей задачей он считал быстрый рост промышленности (в особенности металлургической) и торговли, невозможной без широкого использования природных и трудовых ресурсов страны. Развитие производительных сил на огромной территории России требовало познания экономического состояния ее отдельных районов, которые начинают складываться в это время, их природных ресурсов и условий. Ломоносов отчетливо понимал значение соединения знаний о природе со знанием хозяйства и очень ясно об этом говорил. Так у него определялись содержание и границы новой науки, которую он вначале 1760 годов назвал «экономической географией». Родилась совершенно новая для того времени научная концепция.
Основными идеями экономико-географических трудов и замыслов Ломоносова были: связь экономических явлений с Физико-географическими условиями и зависимость их от Географического положения. Ни один ученый до Ломоносова не поднимался до такой постановки вопроса. Это показывает, что он разрабатывал экономическую географию не только как самостоятельную научную дисциплину, но и как науку географическую по самому существу своего содержания. Поэтому Ломоносов по праву должен считаться одним из основоположников этой отрасли географических знаний.
Какое значение он придавал развитию географических знаний, видно из следующего его «Слова похвального. императрице Елисавете Петровне»: «Что полезнее есть человеческому роду к взаимному сообщению своих избытков, что безопаснее плавающим в море, что путешествующим по разным государствам нужнее, как знать положение мест, течение рек, расстояние градов, величину, изобилие и соседство разных земель, нравы, обыкновения и правительства разных народов? Сие ясно показует География, которая всея вселенныя обширность единому взгляду подвергает».
М. Ломоносов ответил: «. Российского пространства света Собрав на малы чертежи, И грады, оною спасенны, И села, ею же блаженны, География, покажи». … Елизавета вошла, опираясь на руку Шувалова, в окружении свиты, сразу заполнивший всю лабораторию. Несмотря на ранний час, Ломоносов был занят рисованием большой карты России, разделенной на части, окрашенные в разные цвета. Несколько таких карт уже висели на стенах. «Карты сии что обозначают?»-быстро спросила императрица.
М.В. Ломоносов: «Науки юношей питают, Отраду старцам подают, В счастливой жизни украшают, В несчастный случай берегут. »
Памятник М.В.Ломоносову в Москве перед МГУ
Источники: http://www.pandia.ru/365375/ http://museum.lomic.ru/plan/zal4.html http://www.lomonosov- fund.ru/enc/ru/encyclopedia:01335:article http://lomonosov.name/articles_10.html http://hghltd.yandex.net/ http://www.geonature.ru/rusgeo/1-3-2.htm http://www.detskiysad.ru/raznlit/geograf4.html http://www.neuch.ru/referat/89683.html
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс профессиональной переподготовки
География: теория и методика преподавания в образовательной организации
Курс повышения квалификации
Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Середина XVIII столетия может быть названа ломоносовским периодом в развитии географии, учитывая как саму деятельность М.В. Ломоносова,
так и влияние его идей на развитие
Размах исследований Ломоносова в области географии очень широк. Он изучал распределение суши и океана на земном шаре, строение земной коры, моря, полярные сияния, земной магнетизм, закономерности приливов и отливов; особенно много внимания он уделял Арктике. Чтобы получить точные карты различных районов земного шара, он много занимался картографией. Эти труды Ломоносова стали ценным вкладом в географическую науку.
Номер материала: 427406
Не нашли то что искали?
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Большинство родителей в России удовлетворены качеством образования в детсадах
Время чтения: 2 минуты
В Госдуме проверят содержание учебников русского языка как иностранного
Время чтения: 2 минуты
Итоговое сочинение успешно написали более 97% выпускников школ
Время чтения: 2 минуты
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Путин призвал повышать уровень общей подготовки в колледжах
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Михаил Васильевич Ломоносов как географ
Михаил Васильевич Ломоносов — великий русский ученый и поэт. Имя Ломоносова знакомо каждому культурному человеку.
Научная деятельность Ломоносова была необычайно разносторонней и многообразной.
Особенно велики заслуги Михаила Васильевича в области химии и физики. Он открыл всеобщий закон сохранения вещества. Этот закон природы лежит в основе современного естествознания.
Родина М. В. Ломоносова.
Ломоносов создал русскую грамматику, основанную на живой русской речи.
Знаменитый критик В. Г. Белинский писал: «С Ломоносова начинается наша литература».
Какой бы областью человеческого знания ни занимался Ломоносов, он обогащал ее замечательными открытиями и показывал пути ее развития на многие годы вперед. Всю свою жизнь Ломоносов боролся за развитие русской науки.
Михаил Васильевич родился в 1711 г. в семье рыбака-помора на одном из островов в устье р. Северной Двины, в деревне Мишанинская, вблизи Холмогор. С десятилетнего возраста он вместе с отцом занимался морским промыслом.
Мальчик выучился читать и писать у своего соседа по деревне, а затем обучался у дьячка приходской церкви. Все свободное время, несмотря на недовольство родных, он проводил за книгами. Необыкновенно любознательный, он стремился прочесть все книги, которые были в его деревне.
Как-то мальчик узнал, что у одного из его односельчан есть учебник арифметики Магницкого и славянская грамматика Смотрицкого. Немало усилий стоило получить учебники и изучить их. Учиться по этим книгам было трудно. В них было много непонятного, и требовалось огромное напряжение, чтобы во всем разобраться.
Стремление Ломоносова к науке было так велико, что он решил добиваться образования в Москве.
М. В. Ломоносов любил встречаться со своими земляками-поморами и толковать с ними о возможности плавания на восток Северным морским путем. (Гравюра В. А. Фаворского.)
Ломоносов покинул родные места и зимой, в трескучий мороз, следуя за обозом рыбы, пришел в Москву. Это было в середине января 1731 г. С большими трудностями он поступил в Славяно-греко-латинскую академию при Заиконоспасском монастыре, куда обычно не принимали детей крестьян и других «низших сословий». И девятнадцатилетний юноша сел на одну скамью с подростками.
В течение года Ломоносов прошел первые три класса. В начале 1736 г. Славяно-греко-латинской академии предписали послать в Петербург для дальнейшего обучения лучших учеников, «в науках достойных». И Ломоносов в числе двенадцати самых способных учащихся был зачислен студентом Академии наук.
Вскоре Михаила Васильевича послали за границу для изучения химии, металлургии и горного дела.
Вернувшись на родину, Ломоносов стал работать в Академии наук. В чрезвычайно короткий срок он достиг вершин мировой культуры и начал самостоятельные исследования во многих областях науки, опережая своих ученых современников.
Петербургскую Академию наук в то время заполонили немецкие профессора, которые не были заинтересованы в развитии русской науки.
Самобытное дарование, независимый характер, смелость мысли гениального русского ученого не понравились руководящим кругам Академии. Началась многолетняя борьба Ломоносова за русскую науку, за привлечение к научным занятиям способной русской молодежи, за право писать и печатать научные статьи на русском языке.
Для обучения моряков производству астрономических наблюдений М. В. Ломоносов предложил к мачте приделывать особую площадку.
Ломоносов был выдающимся географом. В то время еще не были исследованы большие области Земли. Были неизвестны значительная часть Азии, Северная Америка севернее 40°, большая часть Африки, внутренние области Австралии. Не хватало данных для составления точных карт.
Одним из первых ученых Ломоносов обратил внимание, что очертания западных и восточных берегов Атлантического океана похожи на части одного материка, разорванного по береговым линиям так, как если бы они являлись дополнением друг к другу.
Ломоносов писал: «Рассматривая весь шар земной, не без удивления видим в море и суше взаимосоответствующие положения».
Размах исследований Ломоносова в области географии очень широк. Он изучал распределение суши и океана на земном шаре, строение земной коры, моря, полярные сияния, земной магнетизм, закономерности приливов и отливов; особенно много внимания он уделял Арктике. Чтобы получить точные карты различных районов земного шара, он много занимался картографией. Эти труды Ломоносова стали ценным вкладом в географическую науку.
Михаил Васильевич положил начало научной разработке вопросов географии в России. В описаниях путешествий русских мореплавателей и первооткрывателей, а также в составленных по ним «чертежах» (картах) накопилось много географического материала о нашей стране, который надо было обобщить.
Изучая природу и естественные богатства нашей Родины, Ломоносов первым из ученых мира поставил вопрос о необходимости ее экономико-географического исследования. Михаил Васильевич ввел в науку самый термин «экономическая география».
С 1758 г. Ломоносов возглавлял географический департамент Петербургской академии наук. Замечательны начинания Ломоносова по подготовке нового атласа. Еще в 1745 г. вышел «Атлас Российской» Академии наук из 20 карт. Однако этот атлас содержал много ошибок и неточностей. Ломоносов задумал составить более подробный атлас всех районов Российской империи, состоящий из 60-70 карт.
Чертежи приборов для географических исследований, сделанные М. В. Ломоносовым.
По замыслу Ломоносова, в атлас должны были войти не только физические карты России, но и материалы о населении, хозяйстве и историческом развитии государства. Атлас предполагалось снабдить приложением «Политическое и экономическое описание всея Империи». Чтобы получить необходимые для этого материалы, Михаил Васильевич разработал вопросник и при содействии сената разослал его по губерниям и областям,
Ломоносов задумал и организовал специальные экспедиции для астрономического определения важнейших пунктов страны. Он сам выбирал картографические проекции (стр. 42), сам составлял координатные сетки для карт.
Однако не все замыслы Ломоносова осуществились. Издание карт почти готового атласа тормозилось. Экспедиции не были посланы, так как академики немцы, «неприятели наук Российских», как называл их Михаил Васильевич, не считали нужным вообще издавать атлас.
Только после смерти Ломоносова были напечатаны и выпущены в свет ответы на разосланные Ломоносовым вопросы. Эти ответы составили четыре больших тома. Их издали в 1772-1774 гг. под заглавием «Топографические известия, служащие для полного топографического описания Российской империи».
В последующие годы издавались отдельные карты, но полный атлас Российской империи, задуманный и в значительной мере осуществленный Ломоносовым, был издан только спустя 27 лет после его смерти.
Михаила Васильевича интересовал вопрос исследования Северного Ледовитого океана и освоения Великого Северного морского пути. Его «Письмо о Северном ходу в Ост-Индию Сибирским океаном» — замечательная научная работа. В ней собраны наблюдения о состоянии льдов, о морских течениях и ветрах в Ледовитом океане, изложен проект русской полярной экспедиции, осуществить которую впоследствии пыталась экспедиция под руководством адмирала В. Я. Чичагова.
Изложив историю экспедиций в северных широтах, их достижения и сопоставив труды путешественников со своими наблюдениями, Ломоносов сделал много важных и верных выводов относительно режима Арктики.
«Льды приходят от востока из Сибирского океана, восточными ветрами и водами прогнанные», — писал он, правильно указав направление дрейфа льдов и причины этого явления — морское течение и ветры.
Крупный советский океанограф 10. М. Шокальский указывал, что в трудах Ломоносова много ценнейших сведений о смене приливов и отливов, о солености воды в морях и зависимости солености от близости берегов и льдов.
Ломоносов сам написал инструкцию для экспедиции Чичагова. Под его наблюдением изготовлялись приборы для исследований: подзорные трубы, барометры, термометры и т. п. Ломоносов придумал даже помещение особого устройства, удобное для наблюдений с корабля в бурю.
Почти 150 лет пролежал в архиве Академии наук другой труд Ломоносова — «Рассуждения о большой точности морского пути». Это был доклад, прочитанный великим ученым в собрании Академии 8 мая 1759 г. В нем Ломоносов высказал идеи, к которым зарубежные изобретатели различных приборов для мореплавания пришли значительно позже.
Михаил Васильевич предложил сделать самопишущий компас и дал эскиз этого прибора. «Чтобы все погрешности, которые от оплошности правящего бывают, знать корабельщику, должен он иметь особливый компас — самопишущий»,—- писал Ломоносов.
Теперь этот прибор, изобретенный Ломоносовым, называют курсографом. Он помогает штурману следить за ходом корабля и отмечать погрешности — отклонения от намеченного курса. Кривая, записанная курсографом, помогает определить отклонение корабля от курса.
При жизни Ломоносова для измерения скорости судна пользовались мерной веревкой — лаглинем, т. е. пеньковым тросом с дощечками на конце и узлами на разных расстояниях.
Михаил Васильевич изобрел механический лаг, связанный с корпусом корабля. Штурман с удобством мог отсчитывать при помощи этого прибора пройденное кораблем расстояние, не оставляя управления кораблем и не посылая матросов забрасывать лаглинь.
Ломоносов доказывал необходимость учреждения в России «мореплавательской Академии», ибо в существовавших в то время «навигацких» школах, как он писал, «тому только обучают, что уже известно. А о таковых учреждениях, кои бы из людей состояли, в математике, а особенно в астрономии, гидрографии и механике искусных, и о том единственно старались, чтобы новыми изобретениями… безопасность мореплавания умножить, никто… постоянного не предпринимал попечения».
Михаил Васильевич положил начало нашему точному научному языку, без которого теперь никто не может обходиться. Он ввел в русскую науку более 200 научных терминов и закрепил в ней такие ныне общеизвестные латинские слова, как «формула», «пропорция», «минус», и древнегреческие слова — «горизонт», «атмосфера», «барометр», «метеорология» и др.
Ученый говорил с удовлетворением, что «стиль российский… много способнее стал для выражения идей трудных» и что он «просвещению народа много служит».
Во времена Ломоносова среди ученых господствовало мнение, что в природе всё неизменно с момента сотворения мира богом. Ломоносов смело отверг этот антинаучный взгляд, отстаивая идею развития природы самой по себе, без всякого вмешательства сверхъестественных сил. Он обосновывал это утверждение главным образом географическими фактами.
Идея развития природы победила в науке лишь в XIX в. и стала одной из основ современного естествознания. Провозвестником ее был гениальный ученый Ломоносов.
Умер Михаил Васильевич Ломоносов в 1765 г.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.