Что открыл леонардо да винчи в биологии
Презентация к докладу «Леонардо да Винчи и его вклад в развитие естественных наук»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Воронежской области «Воронежский юридический техникум» Презентация к докладу по естествознанию Тема: «Леонардо да Винчи и его вклад в развитие естественных наук» Выполнила: студентка группы П-12 Бреева Оксана Руководитель Мацаева О.В. Воронеж 2016
Содержание Введение Леонардо да Винчи Вклад в биологию Вывод Источники
Введение Самые большие достижения в эпоху Возрождения были сделаны в области анатомии. Стало возможным вскрытие трупов. На исходе Средневековья в Италии взошла звезда, озарившая все последующее развитие европейской цивилизации.
Леонардо да Винчи Леонардо да Винчи родился 15 апреля 1452 года в селении Анкиано близ небольшого городка Винчи. В 20 лет начал работать самостоятельно. В Милане Леонардо проявил многие свои таланты. Он заинтересовался анатомией, сделал несколько рисунков к анатомическому атласу человека. 2 мая 1519 умер в Кло-Люсе. Истина в конце концов не остается скрытой.
Вклад в биологию В течение своей жизни сделал тысячи заметок и рисунков, посвящённых анатомии. Делая вскрытие тел людей и животных, он точно передавал строение скелета и внутренних органов. Описал ранее неизвестные щитовидную железу. Рассматривал организм как образец «природной механики». Впервые описал ряд костей и нервов. Особое внимание уделял проблемам эмбриологии и сравнительной анатомии.
Вклад в биологию Особенно важным для Леонардо было строение черепа, так как лицо имело наибольшую прорисовку. Прототипами ангелов во множестве картин Да Винчи были младенцы, поэтому он изучал и детские организмы.
Вывод Неутомимый учёный-экспериментатор и гениальный художник, Леонардо да Винчи остался в традиции личностью-символом эпохи, «. которая нуждалась в титанах и которая породила титанов по силе мысли, страсти и характеру, по многосторонности и учёности». Рукописи Леонардо увидели свет лишь спустя 400 лет и не смогли оказать должного влияния на развитие науки.
Источники http://polprav.blogspot.ru/2011/09/blog-post_7345.html http://yos.ru/natural-sciences/85-2010-09-10-11-38-25.html?start=8 http://www.wisdoms.ru/avt/b125.html http://www.fpss.ru/gazeta/world/4216/ http://vincipage.narod.ru/bio.html http://vincipage.narod.ru/bio.html
Курс повышения квалификации
Охрана труда
Курс профессиональной переподготовки
Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе
Курс профессиональной переподготовки
Охрана труда
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-137195
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Московские школьники победили на международной олимпиаде по информатике
Время чтения: 1 минута
Итоговое сочинение успешно написали более 97% выпускников школ
Время чтения: 2 минуты
Большинство родителей в России удовлетворены качеством образования в детсадах
Время чтения: 2 минуты
Путин призвал повышать уровень общей подготовки в колледжах
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Учебник. Леонардо да Винчи
Винчи (Vinci) Леонардо да (15.04.1452, Винчи, близ Флоренции, 02.05.1519, замок Клу, Турень), итальянский живописец, скульптор, архитектор, учёный и инженер. Родился в семье богатого нотариуса. Сочетая разработку новых средств художественного языка с теоретическими обобщениями, да Винчи создал гармонический образ человека, отвечающий гуманистическим идеалам; тем самым он подытожил опыт кватроченто и заложил основы искусства Высокого Возрождения. Методы работы во флорентийской мастерской кватроченто, где художественная практика была сопряжена с техническими экспериментами, а также сближение с астрономом П. Тосканелли способствовали зарождению научных интересов юного Леонардо.
На службе у правителя Милана Лодовико Моро (с 1481 или 1482) да Винчи выступает в роли военного инженера, гидротехника, организатора придворных феерий. Свыше 10 лет Леонардо да Винчи работает над монументом Франческо Сфорца, отца Лодовико Моро (исполненная пластической мощи глиняная модель конной статуи в натуральную величину была разрушена при взятии Милана французами в 1500; известна лишь по подготовительным наброскам). На этот же период приходится и творческий расцвет Леонардо-живописца ( Мадонна в скалах (1483 94, Лувр, Париж; 2-й вариант 1497 1511, Национальная галерея, Лондон). Последующие годы да Винчи проводит в непрестанных переездах (Флоренция 1500 02, 1503 06, 1507; Мантуя и Венеция 1500; Милан 1506, 1507 13; Рим 1513 16; Франция 1517 19).
К поздним произведениям Леонардо да Винчи принадлежат: проекты памятника маршалу Тривульцио (1508 12); Святая Анна с Марией и младенцем Христом (около 1500 07, Лувр); Иоанн Креститель (около 1513 17); серия рисунков с изображением вселенской катастрофы (так называемый цикл с Потопом ).
Важнейшим источником для изучения воззрений Леонардо да Винчи являются его записные книжки и рукописи (около 7000 листов), написанные на разговорном итальянском языке. Сам он не оставил систематического изложения своих мыслей. Для Леонардо да Винчи искусство и наука были связаны неразрывно. Отдавая в споре искусств пальму первенства живописи, Леонардо понимал её как универсальный язык (подобный математике в сфере наук), который воплощает посредством пропорций и перспективы все многообразные проявления разумного начала, царящего в природе.
СОДЕРЖАНИЕ
Подход к научному исследованию
В эпоху Возрождения изучение искусства и науки не воспринималось как взаимоисключающие; напротив, одно рассматривалось как информативное для другого. Хотя Леонардо обучался в первую очередь как художник, в значительной степени это было связано с его научным подходом к искусству живописи и развитием стиля, который сочетал его научные знания с его уникальной способностью передавать то, что он видел, что создало выдающиеся шедевры искусства для которым он знаменит.
Как исследователь, Леонардо разделил природу и явления на все более мелкие сегменты, конкретно с помощью ножей и измерительных инструментов, интеллектуально с помощью формул и чисел, чтобы вырвать из них секреты творения. Согласно предположению, чем меньше размер частиц; тем ближе подойдешь к разгадке загадок.
Заметки и дневники Леонардо
После его смерти работы были оставлены в основном его ученику и наследнику Франческо Мельци с очевидным намерением опубликовать его научную работу. Где-то до 1542 года Мельци собрал бумаги для «Трактата о живописи» из восемнадцати «книг» Леонардо (две трети из которых пропали без вести). Публикация происходила не при жизни Мельци, и сочинения в конечном итоге были переплетены в разных формах и рассредоточены. Некоторые из его работ были опубликованы как «Трактат о живописи» через 165 лет после его смерти.
Публикация
Эти страницы имеют дело с научными предметами в целом, но также и с конкретными аспектами создания произведений искусства. Что касается искусства, это не наука, которая зависит от экспериментов или проверки теорий. Он касается детального наблюдения, особенно наблюдения за миром природы, и включает в себя многое о визуальных эффектах света на различных природных веществах, таких как листва.
Что открыл леонардо да винчи в биологии
Леонардо да Винчи (15 апреля 1452 — 2 мая 1519) — величайший художник и гениальный ученый, заслуги которого трудно сравнить с чьими-либо.
Родился в 1452 году вблизи города Винчи (откуда и произошла приставка его фамилии). Его художественные увлечения не ограничиваются живописью, архитектурой и скульптурой. Не смотря на громадные заслуги в области точных наук (математики, физики) и естествознания, Леонардо не находил достаточной поддержки и понимания. Лишь спустя многие годы его работы были по-настоящему оценены.
Увлекаясь идеей создания летательного аппарата, Леонардо да Винчи разработал сначала простейший аппарат (Дедала и Икара) на основе крыльев. Новой его идеей стал аэроплан с полным управлением. Однако ее воплотить в жизнь не удалось из-за отсутствия мотора. Также знаменитой идеей ученого является аппарат с вертикальным взлетом и посадкой.
Изучая законы жидкости и гидравлику в целом, Леонардо внес значительный вклад в теорию шлюзов, портов канализации, проверив идеи на практике.
Знаменитыми картинами Леонардо да Винчи являются «Джоконда», «Тайная вечеря», «Мадонна с горностаем», «Мона Лиза» и многие другие. Леонардо был требователен и точен во всех своих делах. Даже увлекаясь живописью, он настаивал на полном изучении объекта перед началом рисунка.
Рукописи Леонардо да Винчи бесценны. Их полностью опубликовали лишь в 19-20 веках, хотя еще при жизни автор мечтал издать часть З. В своих заметках Леонардо отмечал не просто размышления, а дополнял их рисунками, чертежами, описанием.
Будучи талантливым во многих областях, Леонардо да Винчи внес значимый вклад в историю архитектуры, искусства, физики. Умер великий ученый во Франции в 1519 году.
Во Франции церковь гораздо строже относилась к вскрытиям человеческих трупов, чем в Италии. В 1300 г. папа Бонифаций VIII издал буллу «De sepulturis» о погребении, которая невыгодно отразилась на практических занятиях анатомией, хотя и была издана по совершенно другому поводу. Крестоносцы, желая похоронить на родине трупы погибших соратников, вываривали их скелеты для доставки на родину и погребения.
Но французское духовенство истолковало буллу именно как наложение запрета на вскрытие трупов, а следовательно, и на анатомические исследования. В Италии же современник Леонардо Александро Бенедетти в своей «Истории человеческого тела» (1497 г.) пишет, что анатомы обычно изготовляли скелеты, вываривая человеческие трупы, «не боясь отлучения от церкви».
Первый правительственный акт, утверждающий необходимость один раз в год производить анатомическое вскрытие в присутствии врачей и хирургов, был издан в Венеции в 1368 г. В 1376 г. такая же привилегия была дана медицинскому факультету университета в Монпелье. В XV веке такие привилегии стали твердо установившийся фактом, и ко времени Леонардо рассечение человеческих трупов при преподавании медицины стало более обычным делом в Италии, хотя и позднее церковь все же старалась наложить на них свой запрет.
Еще будучи учеником в мастерской художника Вероккио, Леонардо, несомненно, изучал книгу анатома Мондино, которая познакомила его с анатомическими воззрениями крупнейших ученых древности от Аристотеля до Галена и Авиценны. Однако Леонардо, основываясь на наблюдении и опыте, приобрел более правильное представление о структуре органов тела человека и животных. Леонардо писал своим противникам, упрекавшим его в непочтении к анатомическим догмам, основанным на авторитете античных ученых: «Хорошо знаю, что некоторым гордецам, потому что я не начитан, покажется, будто они вправе порицать меня, ссылаясь на то, что я человек без книжного образования. Глупый народ! Не знают они, что мои знания более, чем из чужих слов, почерпнуты из опыта, который был наставником тех, кто хорошо писал, так и я беру его себе в наставники и во всех случаях буду на него ссылаться» (Леонардо да Винчи. Избранное. М., 1952, стр. 188). И если первые анатомические наблюдения Леонардо близки и созвучны Авиценне, то последние его исследования стоят ближе к исследованиям Вeзалия.
Леонардо был одним из борцов за право рассекать человеческие трупы — право, отнятое и преследуемое церковью в течение многих веков. В его записях есть такие строки: «И если ты имел бы любовь к этому предмету, тебе, быть может, помешал бы желудок, т. е. чувство рвоты, а если бы он не помешал, то тебе может быть помешал бы страх находиться в ночную пору в обществе подобных мертвецов, четвертованных, ободранных, страшных видом своим; и если это не помешает тебе, быть может, будет недоставать тебе правильности рисунка, необходимой при таких изображениях»
Леонардо да Винчи был первым, кто предложил использовать стеклянные модели органов и сосудов, чтобы наблюдать, как по ним течет кровь.
Один из современников, посетивший Леонардо в 1517 г., писал: «Этот человек так детально разобрал анатомию человека, показав на рисунках части тела, мышцы, нервы, вены, связки, кишки и все остальное, что может быть найдено в телах мужчин и женщин, как никто не сделал этого до него. Все это мы видели своими глазами. Он сказал нам, что вскрыл более 30 трупов мужчин и женщин всех возрастов. Он писал также о природе воды, о различных механизмах и о других предметах — все это он собрал в бесчисленном множестве томов, написанных на просторечьи. Если эти тома будут когда-либо изданы, то они принесут большую пользу и доставят удовольствие читателю» (Е. Маc Сurdу. The note books of Leonardo d Vinci. London, 1938). Преодолев все трудности, Леонардо сам занимался анатомированием и оставил подробное наставление, как производить его. Паоло Джовио, один из ранних биографов Леонардо, отмечал, что он «отдавал себя нечеловечески тяжелой и отвратительной работе в анатомических изысканиях, рассекая трупы преступников, чтобы проследить пути природы и, по расположению нервов и позвонков, воспроизводить различные сгибания и напряжения членов» (Жизнь Леонардо да Винчи, 1537—1550. Пер. с латинского А. Л. Волынского. Киев, 1909). Препараты он изготовлял собственноручно. В методику изучения органов он вводил новое, например, инъецирование воском желудочков мое и сосудов, чтобы определить их форму. Он изобрел модель из стекла для изучения клапанов сердца. Он первый стал делать распилы костей вдоль и поперек, для подробного изучения их структуры, ввел в практику зарисовку всех изучаемых им органов во время анатомирования. И этим объясняется необычайно правильное и реалистическое изображение людей и животных в его живописи и скульптуре. Точнее всего Леонардо изображает и описывает скелет, впервые совершенно правильно представляя и изображая его пропорции; он также первый точно определяет число позвонков крестца. Все анатомические изображения, сделанные до Леонардо, были условны, да и позднейшие художники не смогли превзойти Леонардо в этом искусстве.
Леонардо — основатель науки динамической анатомии. «Я рисую много изображений для того, чтобы ты мог видеть многие отдельные с чая, которые подчинены одинаковым правилам» — пишет он. «Шейных позвонков семь, из коих первый сверху и второй отличны от других пяти. Сделаешь ты эти шейные кости с 3 точек зрения в совокупности с 3 точек зрения в отдельности; и так сделаешь их с двух других то зрения, в именно: видимые снизу и сверху и так дашь о их форме истинное понятие, каковое истинное понятие ни древние, ни новейшие писатели никогда не могли бы дать без громадного и докучливого и смута долгого писанья и времени. Но этим кратчайшим способом изображения с разных точек зрения будет дано полное и истинное понятие, и дабы то, что я даю людям, было бы благодеянием, я обучаю способу это гравировать» (настоящая книга, стр. 317).
Рисунки, изображающие орган в разных ракурсах, Леонардо именовал dimonatrazioni. Это — «показ общего правила на частном примере, также подведение частного случая под общий известный закон». (В. П. Зубов. Леонардо да Винчи. М.-Л., Изд-во АН СССР, 1961, стр. 133).
Рис. 1. Анатомические рисунки Леонардо да Винчи
Рис. 2. Анатомические рисунки Леонардо да Винчи
Леонардо да Винчи. Универсальный гений эпохи Возрождения
2 мая 2019 года исполнилось 500 лет со дня смерти Леонардо да Винчи – человека, имя которого знают все без исключения. Величайший представитель Итальянского Возрождения, Леонардо да Винчи скончался в 1519 году. Он прожил всего 67 лет – не так много по нынешним меркам, но тогда это был преклонный возраст.
Леонардо да Винчи был настоящим гением, причем одинаково талантливым практически во всех областях науки и искусства, которыми он занимался. А занимался он очень многим. Художник и писатель, музыкант и скульптор, анатом и архитектор, изобретатель и философ – все это Леонардо да Винчи. Сегодня такой разброс интересов кажется удивительным. И действительно, такие гении как Леонардо рождаются даже не раз в столетие.
Сын нотариуса и подмастерье художника
Леонардо да Винчи родился 15 апреля 1452 года в селении Анкиано в окрестностях городка Винчи, что неподалеку от Флоренции. Собственно, «да Винчи» это и означает «из Винчи». Он был сыном 25-летнего нотариуса Пьеро ди Бартоломео и его возлюбленной крестьянки Катерины. Таким образом, Леонардо родился не в браке – жениться на простой крестьянке нотариус не собирался. Первые годы детства Леонардо провел с матерью. Его отец Пьеро тем временем женился на богатой девушке своего круга. Но детей у них не было и Пьеро решил забрать трехлетнего Леонардо на воспитание. Так мальчика навсегда разлучили с матерью.
Через десять лет умерла мачеха Леонардо. Отец, оставшись вдовцом, женился повторно. Он прожил 77 лет, имел 12 детей, был женат четыре раза. Что касается юного Леонардо, то Пьеро сначала пытался приобщить сына к профессии правоведа, но отрок был к ней совершенно равнодушен. И отец, в конечном итоге, смирился и отдал 14-летнего Леонардо в мастерскую Верроккьо подмастерьем к художнику.
Мастерская находилась во Флоренции – тогдашнем центре наук и искусств, культурной столице Италии. Именно здесь Леонардо да Винчи постигал не только основы изобразительного искусства, но и гуманитарные и технические науки. Юноша интересовался рисованием, скульптурой, черчением, металлургическим делом, химией, изучал литературу и философию. В мастерской Верроккьо, кроме Леонардо, обучались Аньоло ди Поло, Лоренцо ди Креди, часто бывал Боттичелли. Пройдя курс обучения, в 1473 году 20-летний Леонардо да Винчи был принят мастером в Гильдию Святого Луки.
Таким образом, основной профессией Леонардо все же можно считать изобразительное искусство. Он занимался им всю жизнь и именно рисование было основным источником средств к существованию.
Жизнь в Милане: становление гения
Двадцати лет от роду Леонардо стал работать самостоятельно, благо к этому были все возможности. Кроме очевидного таланта к живописи и скульптуре, он обладал широким кругозором в гуманитарных и естественных науках, отличался прекрасной физической подготовкой – умело фехтовал, демонстрировал большую силу. Но во Флоренции, которая была перенасыщена талантливыми людьми, Леонардо не нашлось места. Несмотря на таланты Леонардо, правивший в городе Лоренцо Медичи имел других любимых художников. И Леонардо да Винчи отправился в Милан.
Именно в Милане прошли следующие 17 лет жизни великого художника, здесь он превратился из юноши в зрелого мужа, приобрел широкую известность. Интересно, что здесь да Винчи реализовался и как изобретатель и инженер. Так, по поручению миланского герцога Лодовико Моро он занялся прокладкой водопровода и канализации. Затем да Винчи начал работать в монастыре Санта Мария делле Грацие над фреской «Тайная вечеря». Это была одна из самых удачных его работ.
Интересной работой была и скульптура, изображающая всадника – герцога Франческо Моро, отца Лодовико. Эта статуя, к сожалению, не сохранилась до настоящего времени. Но есть рисунок да Винчи, по которому можно представить себе, как она выглядела. В 1513 году да Винчи приехал в Рим, участвовал в росписи Бельведерского дворца, а затем перебрался во Флоренцию. Здесь он расписывал палаццо Веккио.
Изобретения да Винчи
Очень интересны революционные для своего времени идеи Леонардо да Винчи, каждую из которых можно назвать гениальным футуристическим проектом. Так, Леонардо да Винчи разработал концепцию витрувианского человека, опираясь на пропорции римского механика Витрувия. Эскиз да Винчи сегодня узнаваем во всем мире – он изображает серьезного мужчину с идеальной мускулатурой.
Еще одно гениальное изобретение Леонардо – самодвижущаяся повозка. Еще тогда, более пятисот лет назад, да Винчи задумывался о том, как создать транспортное средство, которое бы перемещалось самостоятельно, без помощи лошадей, мулов или ослов. И разработал конструкцию деревянного «протоавтомобиля», который двигался за счет взаимодействия пружин с колесами. Уже в наше время по чертежам Леонардо инженеры воссоздали точную копию повозки и увидели, что она действительно способна ехать самостоятельно.
Именно Леонардо впервые пришла идея разработать некий прототип современного вертолета. Конечно, конструкция вряд ли могла бы подняться в воздух, но это не умаляет смелости научного поиска автора. Управлять подобной машиной должна была команда из четырех человек. Не менее впечатляют и разработки парапланов с хлопающими крыльями. Для да Винчи полет человека над землей был настоящей мечтой и он надеялся, что кто-нибудь ее осуществит. Прошли столетия и то, что казалось невероятным в XVI веке, осуществилось. Человек полетел не только в небо, но и в космос, появились не только парапланы, самолеты и вертолеты, но и космические корабли.
Большой интерес Леонардо да Винчи проявлял и к строительству, к городской архитектуре. В частности, он разработал концепцию двухуровневого города, который должен был быть более удобным для жизни и чистым, чем современные художнику итальянские города. Кстати, когда да Винчи жил в Милане, Европу поразила эпидемия чумы. Страшная болезнь была вызвана, в том числе, и колоссальной антисанитарией в тогдашних европейских городах, поэтому да Винчи и задумался о проекте более совершенного города. Он решил создать два уровня города. Верхний предназначался бы для наземных и пешеходных дорог, а нижний – для грузового транспорта, который бы выгружал товары в подвалы домов и лавок.
Кстати, сейчас идея двухуровневого города актуальна как никогда. Можно представить себе, насколько удобными и безопасными для движения и транспорта, и пешеходов стали бы подобные города с подземными тоннелями. Так что да Винчи предвосхитил идеи многих современных урбанистов.
Танк, подлодка, пулемет
Хотя Леонардо да Винчи никогда не имел отношения к вооруженным силам, он, как и многие передовые изобретатели и мыслители своего времени, задумывался и над тем, как улучшить действия войск, морского флота. Так, Леонардо разработал концепцию вращающегося моста. Он считал, что именно такой мост будет оптимальным для быстрого передвижения. Мост из легких и прочных материалов, прикрепленных к канатно-роликовой системе, позволит войску быстрее передвигаться и разворачиваться в необходимом месте.
Знаменит и проект скафандра для ныряния. Леонардо да Винчи жил в эпоху Великих географических открытий. Многие знаменитые путешественники того времени были его земляками – выходцами из Италии, а итальянские города Венеция и Генуя «держали» средиземноморскую морскую торговлю. Да Винчи разработал подводный костюм из кожи, который был соединен с тростниковой дыхательной трубкой и колокольчиком, который находился на поверхности воды. Примечательно, что модель скафандра включала даже такую пикантную деталь как мешочек для сбора мочи – изобретатель заботился о максимальном комфорте ныряльщика и предусматривал даже самые тонкие нюансы погружения под воду.
Все мы пользуемся в жизни штопором. Но разработан этот безобидный предмет кухонной утвари был совершенно с другими целями. Леонардо да Винчи придумал некий прообраз торпеды, которая должна была вкручиваться в обшивку корабля и пробивать ее. Это специфическое изобретение да Винчи полагал использовать в целях подводных сражений.
В 1502 году Леонардо да Винчи создал чертеж, на котором, по мнению многих современных историков, изображен некий прообраз подводной лодки. Но этот чертеж не был подробным и изобретатель, по его собственному признанию, избежал подробностей вполне сознательно. Леонардо, бывший гуманистом, написал рядом с чертежом, что не публикует метод создания приспособления, с помощью которого люди получат возможность длительного нахождения под водой, для того, чтобы некие злобные люди не занялись бы «предательскими убийствами на дне морей, разрушая корабли и топя их вместе с командой». Как видим, да Винчи предугадал появление подводного флота и его использование для атак на надводные корабли и суда.
Нельзя не вспомнить и эспрингаль – «попрыгун». Это – устройство, напоминающее катапульту, работающую по принципу скрученной резинки. Сначала натягивается веревкой рычаг, в специальный мешочек кладется камень, а затем натяжение обрывается и камень улетает к противнику. Но, в отличие от традиционного онагра эспрингаль не получил в армиях позднего Средневековья серьезного распространения. При всей гениальности да Винчи, это его изобретение серьезно уступало старинной римской катапульте.
Друг французского короля
Последние годы жизни Леонардо да Винчи прошли во Франции. Король Франции Франциск I, ставший покровителем и другом художника, в 1516 году пригласил да Винчи поселиться в замке Кло-Люсе, рядом с королевским замком Амбуаз. Леонардо да Винчи был назначен главным королевским художником, архитектором и инженером Франции и получил ежегодное жалование в тысячу экю.
Таким образом, под конец жизни художник добился официального титула и признания, пусть и в другой стране. Наконец он получил и возможность спокойно мыслить и действовать, пользуясь финансовой поддержкой французской короны. И королю Леонардо да Винчи платил заботой о королевских празднествах, планированием нового королевского дворца с изменением речного русла. Он проектировал канал между Луарой и Сеной, спиральную лестницу в замке Шамбор.
Судя по всему, в 1517 году у Леонардо да Винчи произошел инсульт, в результате которого онемела правая рука. Художник с трудом передвигался. Последний год жизни он провел в постели. 2 мая 1519 года Леонардо да Винчи скончался, окруженный своими учениками. Великого Леонардо похоронили в замке Амбуаз, а на могильной плите выбили надпись: