Что открыл крузенштерн в географии 5 класс кратко
Иван Крузенштерн
Краткая биография
Иван Федорович Крузенштерн родился в семье немецких дворян в 1770 году. После церковной школы поступил в Морской кадетский корпус в Кронштадте, но был выпущен досрочно, получив звание мичмана: Россия вела тогда войну со Швецией, и на флот срочно требовались военные специалисты. После нескольких военных кампаний был произведен в лейтенанты. Учился в Англии морскому искусству, вместе с англичанами участвовал в сражении с французскими кораблями у северных побережий Америки.
Крузенштерн первым предложил проект торговли не сухопутным, а морским путем, кроме того, так можно было бы проложить путь во владения Русской Америки. Проект первого российского кругосветного плавания был одобрен императором Александром I и осуществлен кораблями под руководством Крузенштерна и Лисянского с 1803 по 1806 год. Получил чин адмирала. Умер Иван Крузенштерн в 1846 году.
Первое российское кругосветное плавание
История первого кругосветного путешествия россиян началась несколько раньше, чем корабли «Нева» и «Надежда» выступили в поход из Кронштадта. Дело в том, что у России в тот период не было кораблей, способных проделать многотрудный и дальний путь вокруг света. Для того, чтобы приобрести корабли, в Англию отправился Юрий Лисянский, опытный военный моряк, будущий капитан одного из кораблей, «Невы». Английские шлюпы пришли в Кронштадт в 1803 году, где их ждали подобранные команды, снаряжение, грузы и капитан И.Ф. Крузенштерн.
Юрий Федорович Лисянский (1773–1837) – блестящий русский военный, моряк, капитан, исследователь. Свои записки о путешествии вокруг света он опубликовал в 1812 году и потом лично перевел их на английский язык.
Корабли должны были пересечь Атлантику, пройти вдоль побережья Южной Америки, обогнуть мыс Горн и выйти в Тихий океан, держа курс на Дальний Восток: кроме исследовательских целей, у них была еще одна важная миссия: на борту «Надежды» находился посланник России в Японии, камергер, граф Николай Резанов (будущий герой эпопеи, которая была прославлена в 1980-е годы в рок-опере «Юнона» и «Авось»). После доставки Резанова в Японию и установления дипломатических отношений с этой во многом загадочной для европейцев страной флотилия должна была пройти Индийским океаном и, обогнув Африку, вернуться по водам Атлантики обратно в Кронштадт.
Интересно, что мичманом на корабле «Надежда», совершившим кругосветное плавание, был молодой барон Фаддей Беллинсгаузен. Во время плавания он был произведен в чин лейтенанта.
«Оскорбительная предосторожность, с которой поступают в Японии с иностранцами, довольно известна», – писал в своих путевых заметках Крузенштерн. Это было причиной того, что русские корабли были допущены только в специальную гавань у побережья, но не далее. Безуспешными были переговоры посланника Резанова: японцы так и не приняли их верительные грамоты и отказались от представительства. Зато многие месяцы, которые корабли провели у японских берегов, ожидая решения, дали капитану Крузенштерну возможность для наблюдений за поведением, бытом, порядками в закрытом японском обществе (капитану единственному из всей команды предоставили привилегию жить все это время на берегу). Ему не запрещали также проводить астрономические и другие наблюдения. Все это было положено потом в основу будущей книги Крузенштерна.
Миссия в Японии оказалась неудачной, и далее корабли «Надежда» и «Нева» (под предводительством Юрия Лисянского) пошли разными путями. Граф Резанов получил направление для инспектирования русских поселений на Аляске, куда ушла «Нева». «Надежда» продолжила кругосветное путешествие, взяв курс сначала на север, в Японское море, а затем, достигнув побережья Сахалина, снова повернула на юг, пройдя вдоль Китая и Индонезии, и далее, через Индийский океан и мыс Доброй Надежды. Корабли вернулись в Кронштадт порознь в 1806 году.
Во время долгого пути капитан Крузенштерн показал себя превосходным моряком и блестящим офицером, который заботится о своей команде. В начале XIX века редкое морское путешествие обходилось без заболеваний. Цинга была настоящим бичом мореплавателей. В кругосветном путешествии Крузенштерна не было отмечено ни одного случая этого заболевания, и вообще ни одного смертельного случая – огромная редкость по тем временам: капитан, превосходно знавший все тонкости морских походов, взял на борт достаточное количество таких припасов, как квашеная капуста, клюква, запасался нужными средствами и по дороге, при заходах в порты. Подавая пример команде и другим офицерам, он каждый день занимался гимнастикой, поднимая двухпудовые гири, которые всегда возил с собой. На корабле, кстати, существовала и традиция перед отплытием каждому члену команды погладить спаниеля, любимца капитана, который сопровождал его в путешествиях. После окончания кругосветного вояжа каждый член команды получил медаль.
«Во время дождя употребляют они зонтик. Крепко намазанные помадою лоснящиеся волосы завязывают у самой макушки в пучек… Бороды не стригут, не бреют; но выдергивают волосы щипчиками, чтобы не скоро росли. Сии щипчики вместе с металлическим зеркальцем имеет каждый японец в карманной своей книжке».
И. Ф. Крузенштерн
Перу Крузенштерна принадлежит огромный труд «Путешествие вокруг света в 1803, 1804, 1805 и 1806 годах на кораблях «Надежда» и «Нева», под начальством капитан-лейтенанта Крузенштерна», который включает в себя несколько томов. Интересно, что целый том посвящен только описанию плавания со всеми направлениями ветров, румбами направления движения, астрономическими и гидрографическими наблюдениями, таблицами температур. Кроме того, были опубликованы 104 карты, многочисленные рисунки, сделанные в экспедиции. Этими томами долгое время можно было пользоваться как лоцией. Недаром после опубликования «Путешествия…» в 1809 году оно сразу было переведено на английский, французский, немецкий, голландский, шведский, итальянский и датский языки.
За «Атлас Южного моря» и несколько томов «Путешествий…» И.Ф.Крузенштерну в 1847 году была присуждена полная Демидовская премия, самая почетная неправительственная награда России.
Доклад-сообщение Иван Крузенштерн 5 класс
Иван Фёдорович Крузенштерн является выдающимся адмиралом, первопроходцем в северных широтах, он основал российскую океанографию.
Иван Крузенштерн родился в небогатой дворянской семье, в Эстонии, 19 ноября 1770 году. Его отец был судьей, Иван был седьмым ребенком. Образование получил в городе Ревеле в приходской школе. Потом сам отправился в Кронштадт поступать в морской кадетский корпус.
С ранних лет он бредит путешествиями по миру, особенно по морям вокруг света. Кроме моря Иван любил животных, с ним всегда был его верный спаниель. Иван Федорович был мужчиной крупный, занимался спортом.
Так как началась война, кадетов выпустили раньше и отправили на фронт. Первое сражение его произошло в 1788 году. В 1789 году участвует во втором морском сражении – Эландское. В 1790 году ему дают звание лейтенанта.
Затем в 1793 году его вместе с его другом Юрием Лисянским отправляют в Англию. В течение трёх лет они живут и работают на английского короля. Совершил кругосветное путешествие в составе английского флота, побывал в Америке, Индии и Китае.
Когда вернулся в Россию, он сразу обращается к Александру I с просьбой отправиться в кругосветку для изучения путей англичан. Он получил отказ. Но, России нужны были новые торговые пути по морю, и спустя год царь отдает приказ об организации кругосветного путешествия.
В неё отправилось два корабля – «Нева» и «Надежда». Отчалили они 71803 году 7 августа. Порт отправки Кронштадт. Корабли проплыли Атлантический океан, обогнули мыс Горн, смогли провести исследования Камчатки, Сахалина, Курил. Кругосветная экспедиция закончилось 19 августа 1806 года, три года длилось оно, в том же порту, откуда оно началось в Кронштадте. Главная цель этой экспедиции была достигнута, найден проход между Америкой и Россией.
Из экспедиции были привезены богатые коллекции по ботанике, зоологии, благодаря этому путешествию смогли исправить карты, нанесла западное побережье Японии, проложить новую дорогу к владениям на Аляске и Камчатке.
В 1842 году он уходит на пенсию, в звании адмирала. В отставке пишет свои научные труды, мемуары. Он заслуженно является символов русской географии. Умирает 24 августа в 1846 года, от старости в Эстляндии, где и родился.
Вариант 2
Наверное, в мире вовсе нет человека, который бы ни разу не слыхал о таком великом мореплавателе, как Иван Федорович Крузенштерн. Мало того, что данный человек являлся членом научных сообществ и зарубежных академий – на его счету также множество иных побед, в том числе и репутация директора Морского Кадетского Корпуса.
Но, как ни крути, величайшим успехом считается его управление первым кругосветным путешествием, в результате чего была зафиксирована объемная часть побережья Сахалина.
Родился будущий покоритель морей в семье обрусевших немцев. С детства мальчик проявлял огромный интерес к водным сражениям и запоем слушал рассказы дяди, который и привил ему огромную любовь к походам на кораблях.
Отучившись в городской школе Ревеля, юноша отправился в Кронштадт и поступил в Морской Кадетский корпус. Следует отметить, что поначалу ребенку дворянского рода было довольно сложно приспособиться к суровым и аскетичным условиям военного учебного заведения.
Однако любовь к морскому делу взяла верх, и в 1787 г. Крузенштерн был произведен в гардемарины.
В 1788 г., в период войны России со Швецией, завершившего обучение парня отправили на корабль с названием «Мстислав». Именно на этом судне состоялось первое боевое крещение – Эландский бой и Гогландское сражение.
1793-й год также был для Крузенштерна значимым – он вместе с Юрием Лисянским по поручению руководства отправляется в Англию.
На британском корабле Иван прослужил около 6-ти лет. За это время он успел побывать в Барбадосе, Суринаме, Бермудах, Северной и Южной Америке и множестве близлежащих стран. Вернувшись на Родину, Иван начинает участие в торговых связях с Индией. Мало того, он полагает, что кругосветное путешествие может являться подспорьем в этом вопросе.
Однако адмиралтейство думает иначе. Крузенштерн получает отказ.
И только лишь в 1802-м году, во времена Александра 1 решение пересматривается, после чего Иван совместно с Лисянским отправляется в экспедицию.
Стоит отметить, что помимо мореплавания данный великий человек занимался и научной работой: на его счету полная и подробная инструкция кругосветного плавания, а также «Атлас Черного моря».
Во все периоды своей жизни адмирал не переставал связывать себя с морем. Даже в преклонном возрасте, находясь в своем имении он продолжал состоять в Русском географическом обществе.
Умер великий мореход в 75 лет, а ледокол с его именем до сих пор курсирует между Балтийским морем и Санкт- Петербургом, очищая проход для судов.
Картинка к сообщению Крузенштерн
Популярные сегодня темы
Борис Михайлович Кустодиев — тонкий ценитель искусства, талантливый русский художник конца XIX — начала ХХ века. Родился Борис Михайлович в 1878 году в Астрахани. Ранний интерес к творчеству
Одно из красивейших искусств в области кружевных дел, имеет популярность и в современности. Для создания кружева из кости требуется иметь хорошее терпение и усидчивость, а также должные навык
Головоногих моллюсков преимущественно можно встретить в очень соленых водах. Там, где морскую воду сильно опресняют впадающие в водоем реки, головоногие моллюски не водятся. Например, их нет
Художественные работы Виктора Васнецова связаны со страной волшебства и чудес, фантазии русского народа, и поэтому особенно любимы с детских лет. Каждый, кто учился в школе, в ученике видел
Выход в свет первой печатной книги на Руси считается важным историческим моментом в истории и науке нашей страны. Однако, чтобы подобное новшество воплотилось в реальность, в свое время людям
Что открыл Иван Крузенштерн?
Иван Крузенштерн доклад кратко расскажет Вам много полезной информации о знаменитом русском мореплавателе. Также сообщение о Крузенштерне можно использовать во время подготовки к занятию.
Что открыл Иван Крузенштерн?
Иван Федорович Крузенштерн, урожденный Иоганн Антон (1770-1846 годы) — известный адмирал, русский мореплаватель и почетный член петербургской Академии Наук.
Мореплаватель Иван Федорович Крузенштерн родился 8 ноября 1770 года в дворянской семье. В 14-летнем возрасте стал воспитанником Морского кадетского корпуса. В мае 1787 года его произвели в гардемарины. Летом он ушел в первое учебное плавание по Балтийскому морю.
После окончания Морского кадетского корпуса в 1788 году, Иван Федорович брал участие в Голландском сражении. В 1793 году его направили в Англию волонтером для усовершенствования знания о морском деле. Крузенштерн плавал в Тихом, Атлантическом и Индийском океанах. Путешественник Иван Федорович Крузенштерн в 1799 году возвращается в Кронштадт.
В 1802 году его назначают начальником первой кругосветной русской экспедиции, которая длилась с 1803 по 1806 год. При большом стечении народа 7 августа 1803 года экспедиция вышла из Кронштадта на 2 парусных шлюпках: «Надежда», которая во главе с Николаем Резановым взяла курс на Японию, и «Нева» под командованием Юрия Лисянского. Цель плаванья — исследование устья Амура, выявление удобных маршрутов и мест для снабжения товарами русского Тихоокеанского флота.
У острова Санта-Катарина, побережье Бразилии, пришлось совершить длительную стоянку для замены 2 матч на «Неве». Тогда российские суда впервые в истории пересекли экватор, направившись на юг. Корабли 3 марта обогнули мыс Горн и спустя месяц разошлись в Тихом океане. Они встретились на Маркизских островах и последовали к Гавайским островам. Дальше «Нева» взяла курс на Аляску, а «Надежда» в июле 1804 года прибыла в Петропавловск-Камчатский. После Иван Федорович доставил Резанова в Нагасаки и обратно в Петропавловск-Камчатский. По пути он описал восточные и северные берега залива Терпения.
Летом 1805 года мореплаватель впервые приблизился к берегам Сахалина. Он не смог пройти между материком и островом, сделав вывод, что Сахалин это не остров. В том же году Крузенштерн перешел в Кантон. В 1806 году прибыл в Кронштадт.
Иван Крузенштерн важнейшие экспедиции: открытия
Важнейшие экспедиции, совершенные в ходе первого кругосветного плаванья, внесли огромный вклад в географическую науку. Было стерто несуществующие острова и уточнено положение существующих. Открытия Ивана Федоровича Крузенштерна: межпассатные противотечения в Атлантическом и Тихом океанах, произведено опись некоторых островов Японии, побережий Сахалина, части Курильских островов, Камчатки, он открыл и провел измерения температуры воды на глубинах до 400 м, выяснил причину свечения моря, собрал данные о отливах и приливах в районах Мирового океана, а также собрал многочисленные данные о давлении атмосферы. Иван Крузенштерн открытия положили начало глубоководным, систематическим исследованиям океана.
В 1812 году опубликовал трехтомник «Путешествие вокруг света…». Мореплавателя в 1827 году назначили директором Морского корпуса, и он стал членом адмиралтейского совета. Иван Федорович ввел в военном учебном заведении новые предметы, снабдил библиотеку и музеи пособиями. Крузенштерн учредил обсерваторию, офицерский класс, физический кабинет. По его ходатайству в 1827 году Морской корпус стал Морской академией. До 1836 года издал «Атлас Южного моря» с обширными гидрографическими примечаниями. В 1842 году получил звание адмирала.
Надеемся, что сообщение о Иване Федоровиче Крузенштерне помогло Вам узнать много нового о русском путешественнике. А свой краткий рассказ о Иване Федоровиче Крузенштерне Вы можете оставить через форму комментариев ниже.
Крузенштерн Иван Федорович: биография и открытия
«Иван Федорович Крузенштерн — человек и пароход». Многим людям, особенно жившим в советское время, знакомо это знаменитое высказывание из мультипликационного фильма «Простоквашино», однако мало кто сейчас задумывается о том, что Иван Федорович на самом деле является выдающимся человеком.
Это уникальная историческая личность, один из основателей российской океанологии, легендарный мореплаватель, адмирал, почетный член Петербургской Академии Наук, поразительно умный и сильный духом человек. Он существенно повлиял на историю морских экспедиций и мореплавания. Также стоит заметить, что именно Крузенштерн в свое время стал автором первого в мире «Атласа Южного моря» и принял участие в кругосветном плавании. На данный момент Крузенштерн Иван, биография которого является частью любой российской учебной программы, считается поистине легендарной фигурой.
Краткая биография
Иван Крузенштерн (1770—1846) р одился 8 ноября года в очень зажиточной семье, имевшей дворянское происхождение. Род Крузенштернов представлял собой обрусевших немцев, и его основателем был прадед Ивана — Филипп Крузиус. Отец мальчика работал судьей.
По достижении 12 лет Иван был отправлен в церковную школу (г. Ревель), в которой успешно проучился два года. Но с самого раннего детства он грезил морскими путешествиями, поэтому по окончании этой школы Крузенштерна приняли в Морской кадетский корпус г. Кронштадта. Закончил обучение кадет уже в 1788 году в связи с началом Русско-Шведкой войны, в которой, несмотря на юный возраст, принимал активное участие в звании мичмана.
В 1788—1789 годах участвовал в Гогландском и Эландском сражениях, за что был отмечен командованием и получил звание лейтенанта.
Волонтерство в Великобритании
В начале 1793 года ровно двенадцать передовиков офицерской службы и отличившихся направили на территорию Англии для того, чтобы совершенствовать свои навыки мореходства. Иван со своим коллегой и другом Юрием Лисянским тоже оказываются в числе удостоившихся поездки. Этот момент, можно сказать, перевернул жизнь будущего адмирала и стал решающим.
После мореплавания по родным водам он долгое время ходил на фрегате под английским названием « Thetis » у северных берегов Америки. На этом же мощном судне тогда еще лейтенант большое количество раз участвовал в сражениях с французскими кораблями, плавал на Барбадос и Бермудские острова.
Позднее, чтобы улучшить маршрут российской торговли, Крузенштерн занимался исследованием вод Бенгальского залива. Кроме того, несмотря на молодой возраст, офицер пытался установить связь метрополии с владениями России, которые располагались в Америке, чтобы иметь возможность поставлять им необходимую продукцию.
В то же время он не оставлял мечты о кругосветном плавании, основной целью которого стало бы усовершенствование русского флота, составление отдаленных маршрутов, а также развитие колониальной торговли.
И поэтому, находясь на службе в водах океанов, всеми силами изучал предстоящий ему путь.
Набравшись знаний и опыта в английских плаваниях, Иван Федорович решает вернуться на родину спустя шесть лет заграничной работы. В Петербурге амбициозный моряк стал всячески продвигать свою идею, но не встретил понимания в правительстве.
Открытия
Осмелев, по прошествии всего трех лет Иван второй раз обращается к российскому императору. Теперь немилость Александра I сменяется на добродетель, и он велит снарядить экспедицию, во главе которой назначает И. Ф. Крузенштерна.
В запланированную экспедицию вошли два корабля — «Надежда» и «Нева».
Свое судно Крузенштерн лично готовил к плаванию. Морские титаны отплыли в морское путешествие в 1803 году из города Кронштадт. Затем, пройдя Атлантический океан, обошли мыс Горн в северной области Тихого океана. Причалила экспедиция 19 августа 1806 года.
Итогами кругосветного путешествия Крузенштерна и Лисянского стали многочисленные коллекции по ботанике и зоологии изученной местности, исследования океанических просторов, этнографии, а также открытие западного побережья Японии и западного пути к Аляске и Камчатке.
Итоги работы И. Ф. Крузенштерна:
Научная деятельность
Научная деятельность стала еще одним пристрастием адмирала после завершения основной карьеры.
Через 2 года после прибытия он принялся за работу над путевым очерком «Путешествие вокруг света», которое завершил в 1812 году. В нем деятель описал мельчайшие подробности путешествия и хронологию событий. Сочинение имело большой успех и даже было переведено на множество иностранных языков.
Позднее Иван Федорович составил «Атлас Южного моря». Стоит отметить, что этот человек был первым, кто издал атлас Тихого океана с наиболее точными астрономическими, биологическими и этнографическими наблюдениями. Для 19 века атлас стал настоящим открытием. Он содержал колоссально информативные сведения, максимально точные планы, карты и рисунки.
Иван Федорович состоял в большом количестве известных научных обществ и академий Европы. В течение долгого времени руководил корпусом Морских кадетов.
Память в честь Крузенштерна
В 1842 году адмирал ушел в отставку. Умер он в 1846 году, 24 августа, но память о нем будет жить вечно, ведь Россия очень гордиться таким соотечественником.
Парусник «Крузенштерн» — барк, судно российского морфлота (учебное) — одно из самых крупных парусных судов в мире. Этот корабль был построен на территории Германии в 1925 году и изначально носил имя «Падуя». Но после Великой Отечественной войны регата перешла во владение к Советскому Союзу и стала носить гордое название в честь адмирала-флотоводца Крузенштерна Ивана Федоровича.
Именем этого великого человека также назвали риф и пролив. А в 1993 году Российский Банк выпустил памятные монеты серии под названием «Первое кругосветное русское путешествие».
В 1874 году в городе Санкт-Петербурге два выдающихся скульптора Монигетти и Шредер сконструировали монумент, изображающий адмирала, стоящего скрестив руки на груди. В одной руке памятник сжимает подзорную трубу как символ мореплавания.
Видео
Подробнее о первом русском кругосветном путешествии можно узнать из видео.
Иван Федорович Крузенштерн – человек и пароход
Иван Федорович Крузенштерн — российский мореплаватель и адмирал. Родился 19 ноября 1770 года, скончался 24 августа 1846 года. Крузенштерн — уникальная историческая личность, его имя неразрывно связано с русской географией и океанологией.
Биография
Путешественник-исследователь Крузенштерн — по национальности потомок немецкого обрусевшего дворянского рода Крузенштернов. Адам Крузенштерн стал седьмым ребенком в семье шведского судьи Иоганна Фридриха фон Крузенштерна и Христины Фредерики, урожденной фон Толь. Семья Крузенштерн подарила Европе несколько видных деятелей, среди которых особенно известны немецкий дипломат Филипп Крузий и адмирал шведского флота Мориц-Адольф Крузенштерн, который приходился Ивану Крузенштерну двоюродным дядей.
Возможно, именно рассказы дядюшки так впечатлили мальчика, что он стал мечтать о море. Адам находил книги о морских сражениях в отцовской библиотеке и по много раз перечитывал их. Именно поэтому, когда юноше исполнилось 15 лет, сразу после окончания городской школы при Домском соборе в Ревеле, было принято решение отдать его на обучение в Морской кадетский корпус в Крондштате.
Обучение в кадетском корпусе
Несмотря на престижность учебного заведения, жизнь кадетов оказалась непростой: питание было скудным, аудитории не отапливались, а в казармах отсутствовали окна. Для дворянского мальчика, привыкшего к домашнему уюту, учеба стала настоящим испытанием. Несмотря на то, что Иван Федорович старался вспоминать только приятные моменты, своих сыновей, когда они заявили о желании стать моряками, определил в Царскосельский лицей. В 1787 году Иван Крузенштерн был произведен в гардемарины. Однако полную программу обучения пройти не удалось: началась русско-шведская война — всех кадетов досрочно выпустили прямо в бой.
Военная служба
В 1788 году Иван Крузенштерн и Юрий Лисянский были отправлены на службу на корабль «Мстислав». В отличие от остальных выпускников чина мичмана ему не дали, а лишь указали в документах — «проходил службу за мичмана». В том же году Иван Федорович участвовал в Голладском сражении, а позже, в 1789, — в Эландском. В 1790 сражался при Ревелле, Красной Горке и Выборгской бухте. Начальство заметило моряка, который показал себя как человек отважный и мужественный. После некоторых обсуждений Иван Крузенштерн был произведен в лейтенанты. После военных баталий жизнь показалась молодому лейтенанту пресной, и он попросил направить его туда, где еще велись сражения. Так оно оказался в Англии, где по приказу главнокомандования начал знакомиться с традициями местного флота. На английском судне он совершил плавание к берегам Северной Америки и Филадельфии, посетил Южную Америку, Барбадос, Суринами и Бермудские острова. Ходил в Бенгальский пролив, целый год прожил в Индии. Английская «командировка» Ивана Крузенштерна продлилась 6 лет.
Первая кругосветная экспедиция Крузенштерна
В 1799 году Крузенштерн вернулся в Россию. Желая открыть путь для русской торговли в Индию, он подал в Адмиралтейство проект кругосветного плавания. Идея была отклонена. Причинами послужили неизвестность Крузенштерна и тяжелое финансовое положение России, воевавшей тогда с Францией. Ситуация изменилась с приходом Александра I. В 1802 году поступило такое же предложение от руководства РАК, и вот тогда вспомнили об Иване Федоровиче. Кругосветное путешествие Крузенштерна и Лисянского было предпринято в 1803–1806 годах. Корабли Крузенштерна и Лисянского назывались «Надежда» и «Нева». Командовали кораблями Иван Крузенштерн и капитан-лейтенант Юрий Лисянский соответственно.
26 июля (7 августа) 1803 года экспедиция отплыла из Кронштадта. Корабли направились через Атлантический океан и 20 февраля (3 марта) обогнули мыс Горн. На севере Тихого океана внимание экспедиции привлекли Камчатка, Курильские острова и Сахалин. В Крондштат участники первого кругосветного путешествия вернулись 7 (19 августа) 1806 года. В своем журнале Крузенштерн рассказал о культуре, экономических особенностях увиденных мест, интересны факты, иллюстрирующие быт дикарей. В записках Лисянского сохранились описания берегов Ситки и Кодиака.
Нельзя сказать, что экспедиция прошла гладко. Первая ее часть была омрачена эксцентричным поведением графа Федора Толстого, которого даже пришлось высадить на Камчатке, и конфликтом между Крузенштерном и послом Николаем Рязановым, который официально был главой экспедиции. Рязанову и Крузенштерну приходилось делить одну каюту. Отношения обострились настолько, что единственным способом для общения стали записки. Одной из причин недовольства Ивана Федоровича было то, что свита посла стесняла команду на небольшом корабле. Прибыв в Петропавловск- Камчатский, Рязанов пожаловался местному губернатору на непокорный экипаж. Позже глава экспедиции сообщил, что Крузенштерн принес ему официальные извинения.
После экспедиции
После того, как Крузенштерн совершил кругосветное путешествие, в 1811 году Крузенштерна назначили инспектором классов морского кадетского корпуса. В 1814 Иван Федорович завершил работу над инструкцией для кругосветного путешествия 1815–1816 года под руководством Коцебу, который принимал участие в первой экспедиции. Затем Крузенштерн отправился в Англию для покупки всех необходимых для путешествия инструментов. После возвращения он получил бессрочный отпуск и занялся созданием «Атласа Южного моря» и приложения под названием «Собрание сочинений, служащих разбором и изъяснением Атласа Южного моря».
Руководство морским кадетским корпусом
В 1827 году Крузенштерна назначили директором морского кадетского корпуса и членом адмиралтейств-совета. В 1828 году стал почетным членом Московского университета. Иван Крузенштерн занимал пост директора 16 лет. За время его работы произошло множество положительных изменений: были введены новые учебные предметы, библиотеки и музеи пополнились пособиями, был учрежден офицерский класс.
Деятельность в отставке
В 1842 году адмирал Иван Федорович Крузенштерн ушел в отставку и уехал в свое имение. Однако работать он не прекращал. В 1845 году вместе с другими известными исследователями — Ф.П. Врангелем, Ф.П.Литке и К.М. Бэром — стал учредителем Русского географического сообщества. Иван Крузенштерн скончался 12 августа 1846 года, был похоронен в Домском соборе в Ревелле.
Награды
Что открыл Крузенштерн?
Иван Федорович Крузенштерн славится многочисленными заслугами и достижениями. Открытия, сделанные Крузенштерном, имеют большое значение не только для нашей страны, но и для всего мира. Например, в 1812‑м году Крузенштерн опубликовал свой трехтомник «Путешествие вокруг света…», а в 1813‑м его избрали членом многих научных обществ и даже академий в Англии и Дании, Германии и Франции. До 1836 года Крузенштерн издал свой “Атлас Южного моря”, в котором сделал множество гидрографических примечаний. С 1827-го по 1842‑й, постепенно повышаясь в званиях, русский путешественник Крузенштерн в итоге дошел до адмирала. Очень многие выдающиеся путешественники и мореплаватели обращались за поддержкой или советом к Ивану Федоровичу. Кроме того, долгое время Крузенштерн был директором Морского кадетского корпуса. При этом учебном заведении по его инициативе был создан высший офицерский класс, впоследствии преобразованный в Военно-морскую академию.
Труды
• Первое издание. Его первая часть увидела свет в 1809 году, вторая и третья — в 1810 и 1812 соответственно. Уже в 1813 году из печати вышел «Атлас» большого формата, который содержал карты и иллюстрации. Третья часть стала научной, в ней были отражены результаты наблюдений, таблицы долгот.
• Второе издание появилось в 1950 году с изменениями и сокращениями. Была выпущена ускоспециализированная информация, которая требовала дополнительных комментариев, практически полностью отсутствовала третья часть: остались только нотные записи камчадальской и маркизской музыки и письмо министра коммерции графа Н.П. Румянцева.
• Третье издание, вышедшее в свет в 2007 году, полностью повторяло вариант 1950 года. Единственное отличие — новое предисловие.
В память о Крузенштерне
В честь И.Ф. Крузенштерна были названы:
• остров Крузенштерна,
• пролив Крузенштерна,
• риф Крузенштерна,
• кратер на видимой стороне Луны,
• корабль «Крузенштерн»
Имя путешественника носят:
• Барк «Крузенштерн»,
• Ледокол «Иван Крузенштерн»,
• Самолет авиакомпании «Аэрофлот» Airbus A320 c номером VP-BKC.
Интересные факты
• Во время учебы в кадетском корпусе Адам Крузенштерн стал Иваном Федоровичем. Имя Адам резало ухо, поэтому будущий путешественник выбрал созвучное, но более привычное для русских имя — Иван. Отчество же он позаимствовал у закадычного друга — Ивана Федоровича Лисянского.
• Иван Федорович Крузенштерн имел честь встретиться с президентом Джорджем Вашингтоном, когда посетил Филадельфию.
• Крузенштерн отличался хорошей физической формой. Как отмечали современники, он выделялся на фоне сильнейших матросов своим атлетическим телосложением и богатырской грудью. Недоумение моряков вызывал тот факт, что путешественник возил с собой две двухпудовые гири. С ними он ежедневно выполнял свое любимое упражнение — швунг жимовой.
• Иван Федорович любил домашних животных. В экспедициях его сопровождал спаниель, который стал любимцем команды. У моряков даже появился ритуал: почесать за ухом у спаниеля, чтобы плавание прошло удачно. Известны случаи, когда дикари, никогда не видевшиеся животных с такими длинными ушами, в ужасе разбегались.
• В плавании Крузенштерна принимали участие Федор Толстой и Николай Петрович Рязанов. Последний известен благодаря Андрея Вознесенского и рок-опере «Юнона и Авось» Алексея Рыбникова.
• Имя исследователя-путешественника упоминается в мультфильме «Зима в Простоквашино». Кот Матроскин рассказывает, что именем Крузенштерна назван пароход, на котором плавала его бабушка.
• В 1799 году Крузенштерн из своего путешествия на английском фрегате Oiseau в Юго-Восточную Азию привез список памятника малайской словесности «Малайские родословия». Сейчас он хранится в архиве Института восточных рукописей в Санкт-Петербурге.
Где стоит Крузенштерн в Калининграде
Учебно-парусное судно «Крузенштерн» стоит у 18-го причала Калининградского морского рыбного порта