Что открыл ибн баттута в географии
Путешествие Ибн Баттуты
В Средние века исламский мир обладал глубокими научными знаниями. Арабские ученые стремились создать точную картину мира. Величайший путешественник Ибн Баттута за 28 лет преодолел около 120 000 км.
Начало пути
Ибн Баттуте было 22 года, когда он в июне 1325 г. покинул свой родной город Танжер в Марокко, чтобы совершить паломничество в священный город мусульман Мекку. Очень быстро Ибн Баттута понял, что путешествие не бывает без риска: в первые же дни пути он вынужден был вступить в схватку с ворами. Из Каира Ибн Баттута поплыл в Асуан и пересек пустыню между Нилом и Красным морем. Но разразившаяся здесь война помешала ему переправиться через море в Мекку, и он вернулся в Каир, прошел по Синаю и вошел в Палестину, посетил Иерусалим и направился в Дамаск.
Странствия по Азии
В Дамаске Ибн Баттута присоединился к хорошо экипированному каравану, который за 55 дней прошел через Аравийскую пустыню до Мекки. Завершив паломничество, Ибн Баттута не вернулся в Танжер. Он путешествовал по Южной Персии и Ираку, посетил Йемен, проплыл по морю из Адена в Восточную Африку и возвратился в Мекку через Оман и Персидский залив. Затем у него созрел замысел побывать в Индии. Однако найти в Джидде корабль, направляющийся в Индию, не удалось, и Ибн Баттута отправился в путь по суше.
В Индии
Неутомимый путешественник пересек Малую Азию и отплыл из Синопа в Крым, оттуда добрался до Сарая, резиденции хана Золотой Орды. Воспользовавшись предоставившейся возможностью, он посетил Константинополь, вернулся через степи в Сарай на Волге и продолжил путь через Хиву, Самарканд, Хорасан и Афганистан. В 1333 г. он благополучно добрался до границы с Индией. Ибн Баттута восемь лет прожил в Индии при дворе султана в Дели и был у него сначала судьей, потом послом. После этого он побывал на островах Индийского океана (Мальдивских и ШриЛанке ). После многих приключений он добрался до Китая.
В Африке
В 1349 г. через 24 года после отъезда он вернулся в Марокко. Но через три года снова отправился в путь, в этот раз на юг, проехал через Сахару с караванщиками из народа туарегов и добрался до Мали. Он был поражен видом «речных лошадей» — гиппопотамов, которых наблюдал на реке Нигер, хотя считал, что это Нил. В 1353 г. он навсегда вернулся в Марокко. Умер Ибн Баттута в Фесе примерно в 1369 г. (или в 1377) и был погребен на родине — в Танжере.
28 лет приключений
Невероятное путешествие Ибн Баттуты известно нам по путевому дневнику, который он продиктовал, вернувшись домой. Многим путешественникам помогали записки Ибн Баттуты, предупреждающие о том, чего можно ожидать в пути. А было все песчаные бури, жажда, пираты, кораблекрушения, плен, сводящие с ума миражи.
Великий путешественник, объехавший полмира. Ибн Баттута
Эпоха Великих географических открытий пестрит известными именами, которые на слуху у всех. Считается, что этот значимый период в истории человечества приходится на XV-XVII века. Именно тогда заявили о себе Магеллан, Колумб и Васко де Гама.
Однако до них, в позднем Средневековье своими путешествиями прославился мусульманин Бу Абдулла Махаммад ибн Баттута. За свою жизнь он умудрился исколесить почти половину земного шара, оставив далеко позади большинство коллег.
Интересные факты о жизни и личности ибн Баттуты
Великий путешественник был одним из самых образованных людей своего времени. Родился и жил он в эпоху европейского Средневековья, его отцом был кади — религиозный судья, а мать, в точном соответствии с заветами Корана, занималась домом и детьми. Ибн Баттута, появившийся на свет в 1304 году, происходил из мусульманской семьи, проживавшей в городе Танжер в Марокко. До 21 года он усердно учился и сумел достичь в науках больших успехов. Именно жажда новых знаний погнала его в путь.
Однако первое путешествие он совершил по необходимости: каждый мусульманин обязан раз в жизни осуществить священное паломничество в Мекку и Медину, где находятся главные святыни ислама. Однако молодому человеку так понравилось путешествовать, что в итоге он провел в дороге следующие 30 лет своей жизни.
Ибн Баттута был разносторонним человеком, увлекался поэзией (читал и сам сочинял), богословием, имел юридическое образование, оставил после себя интересные путевые заметки, собранные после его смерти в книгу. Этот труд позволяет судить о том, что же в первую очередь привлекало путешественника в дальних странах: он писал не о властителях и политике, а о жизни и нравах простых людей иной веры и с иным мировоззрением.
Дважды в своей жизни ибн Баттуте довелось поработать по специальности: он был назначен на должность судьи сначала в Индии, а потом в родном Марокко. Путешественник, согласно мусульманской традиции, имел нескольких жен, причем среди них был женщины из других стран, с которыми его сталкивала судьба, и оставил после себя множество потомков.
Путешествовать ибн Баттута предпочитал с караванами или большими группами паломников — так было безопаснее. А кроме того, ему очень нравилось общаться с людьми и узнавать об их жизни. В общей сложности он преодолел 130 тысяч км, это расстояние в 4 раза больше, чем длина экватора.
Где побывал путешественник
Ибн Баттута посетил все государства арабского Востока, в Индию, Китай, Восточную Африку, остров Цейлон, Испанию и даже Россию. В нашу страну он попал в середине XIV века, когда на территории была установлена власть Золотой Орды. Путешественнику пришлось проделать долгий путь по берегу замерзшей Волги, его поразили заснеженные степи, а также образ жизни степных кочевников татаро-монголов.
Из России ибн Баттута отправился морем в Византию, а оттуда ему предстояло исследовать просторы Евразии. Он также посетил Сирию, где поразился, как много жители тратят на благотворительность. В Багдаде путешественник особое внимание уделил местным баням — их красивой архитектуре, большому количеству помещений, наличию трубопровода с горячей и холодной водой, сервису (например, всем посетителям предлагали чистые полотенца).
В Персидском заливе он наблюдал за ловцами жемчуга и подробно описал в своих заметках их сложную работу. В Турции султан показал ибн Баттуте удивительный небесный камень — огромный черный обломок метеорита, который пришлось вытаскивать нескольким дюжинам слуг.
Ибн Баттута. «Путешествия»
Страницы «Рихлы», Британский Музей
Все, что мы знаем о путешествиях Ибн Баттуты, происходит из его личных воспоминаний и автобиографических записей. Родился он 25 февраля 1304 года в Танжери, в Морокко, в берберской семье исламских правоведов. Учился Ибн Баттута в Мекке, в одном из мадххабов, исламской юридической школе.
Маршрут, предпринятый Ибн Баттутой в 1325–1332 годах (Северная Африка, Персия, Ирак, Аравийский Полуостров, Сомалия, побережье Суахили
Ибн Баттута начал свои паломничества в 1325-м году, в возрасте 21-го года, когда он оставил свой родной город и отправился в Хаддж в Мекку. В связи с этим он писал следующее:
«Я отправился в путь один, без товарищей, с которыми мог бы находиться рядом, без каравана, к которому мог бы присоединиться; это было так, как будто бы меня изнутри подталкивала какая-то сила и потаенное желание сердца посетить все эти великолепные святыни. Итак, я покинул своих близких и родных, женщин и мужчин, оставил родной дом, как птицы покидают свои гнезда. Мой отец и моя мать были еще живы. Они отговаривали меня не оставлять их и просили не уезжать, потому что, ими, как и мною, расставание было воспринято с большой болью.»
Путешествие предполагало переход по всему побережью Северной Африки, пересекающему Султанат Зайанидов и Хафсидов и проходило через города Тлемчен, Беджайа и Тунис, где Ибн Баттута провел два месяца. Чтобы совершать путешествие в безопасности и не быть ограбленным в пути, он предпочитал следовать в караване. В Сфаксе он женился; этот брак стал первым в череде многих других последующих.
Весной 1326-го года, после после перехода длиной в 3,500 км, Ибн Баттута прибыл в Александрию в Египте, который в тот период был частью султаната Бахридов. Бахриды правили Египтом, Сирией и западной частью Аравийского полуострова с 1250 по 1390 годы. Изначально происходившая из евро-азиатской степи, династия Бахридов мирным образом унаследовала власть у своих патронов, Айубидов, которым верно служила, предоставляя широкомасштабную военную помощь, вплоть до смерти последнего султана Айубида, аль-Салиха Айуба, после чего его бездетная вдова Шажар аль-Дурр вышла замуж за мамелюкского вождя, аль-Муизза Изз аль-Дина Айбака, в ходе чего власть от Айубидов законным образом перешла к Мамелюкам Бахридам.
Ибн Баттута пробыл в Египте несколько недель, посещая различные места и достопримечательности, а после направился в Каир, столицу Мамелюкского Султаната и один из наиболее значимых городов. Он там оставался месяц, а затем продолжил путь в направлении Мекки, выбрав дорогу, наименее подверженную внутренним усобицам и войнам, через относительно безопасную территорию, которую удерживали Мамелюки. Это путешествие взяло свое начало в долине Нила и продолжилось в направлении востока, в порту Айдхаб на берегу Красного Моря. Правда, сразу же после от’езда небольшое местное восстание вынудило его на время вернуться назад.
По возвращении в Каир, Ибн Баттута предпринял очередное путешествие в город Дамаск в Сирии, который находился под контролем Мамелюков. Слово «мамелюк» происходит от арабского » Al-Mamlakah» («المملكة»), «королевство», то есть, слово «мамелюк» имеет значение «королевский дружинник». Этот визит ему порекомендовал один паломник, которого он повстречал в Египте и который рассказал ему, что только пройдя через территорию Сирии паломничество в Мекку может считаться полноценным Хаджем. И в самом деле, Ибн Баттута на своем пути увидел множество священных мест, таких как город Хеброн, Иерусалим и Вифлеем, а Мамелюки на этом пути делали все возможное, чтобы путь паломников по святым местам и в Мекку был безопасным, исключив возможность убийств, нападений и грабежей.
Знамена Запорожской Сечи с гербами. Войска, располагались в эпоху Ибн Баттуты на Ближнем Востоке, в Сирии и Египте под началом Мамелюкских Султанов Бейбарса и Мустафы Кутуза (династия Берке, Чингизиды).
Мамелюкские воины. На колчане и сапоге конного мамелюка мы видим изображение разновидности герба «Радван» в красном цвете
После проведенного в Дамаске месяца Рамадана, Ибн Баттута присоединился к каравану, который направлялся в Медину, место успения Пророка Магомеда. Он провел в этом городе четыре дня и на следующий день отправился в Мекку, завершив таким образом свое паломничество, Хадж. Но, вместо того, чтобы отправиться назад, домой, Ибн Баттута решает продолжить путешествие, выбрав следующим своим маршрутом посещение Иль-Ханата, государства Золотой Орды на северо-востоке, находящегося под властью Чингизида Хулегу-Хана.
Хулегу и Докуз-Катун в образе нового императора Константина и Елены, сирийская библия 13-го века
Ибн Баттута в персидском Табризе, одной из столиц Иль-Ханата, 1327-й год
17 ноября 1326-го года, после месяца, проведенного в Мекке, Ибн Баттута присоединился к большому каравану паломников, которые возвращались в Ирак, пересекая Аравийский Полуостров. Группа направлялась на север, в Медину, а потом на северо-восток через нагорность Наджид в Наджаф, где Ибн Баттута посетил мавзолей Пророка Али, четвертого Халифа. Али ибн Аби Талиб, Alī ibn Abī Ṭālib (араб.: علي بن أبي طالب, ʿAlī ibn Abī Ṭālib; Мекка, 17 марта 599 – Куфа, 28 февраля 661), первый кузен и зять мусульманского Пророка Магомеда, вступивший в 622 в брак с Фатимой, дочерью Магомеда. В 656-м году стал четвертым Исламским Халифом. Шиитами почитается, как их первый Иммам, Духовный Лидер.
Мечеть Пророка Али в Наджафе
Старая Сана-а, Йемен
Ибн Баттута бывал в Мекке несколько раз и оставался там разное по продолжительности время. Согласно тому, что написано в «Рихле», три года, с сентября 1327-го года до осени 1330-го года, хотя и существуют гипотезы, что он покинул город уже в 1328-м году.
После окончания Хаджа Ибн Баттута уехад в Джедду, что стоит на побережье Красного Моря. Оттуда он продолжил свой путь по морю, с несколькими пересадками и проволочками из-за сильных юго-восточных ветров. После того как он прибыл в Йемен, Ибн Баттута посетил Забид и высокогорный Та’изз. Здесь он встретился с королем династии Расулидов, Муджахидом Нур аль-Дином Али. В «Рихле» Ибн Баттута говорит, что посетил, также, город Сана’а, но этот факт не имеет подтверждения. С большей долей вероятности он выехал из Та’изза и отправился прямиком в Аден, крупный портовый город, в который прибыл в 1329-1331 годах.
Ибн Баттута
Краткая биография
Величайший путешественник своего времени ибн Баттута родился в 1304 г. в Танжере (Марокко) – портовом городе на северо-западе Африки. О его детстве и юности известно немного. Полное имя – Шамс ад-Дин Абу Абдаллах Мухаммед ибн Абдаллах ал-Лавати ат-Танджи указывает, что он являлся сыном Абдаллаха из берберского племени Лавата города Танжера. Имя «ибн Баттута» означает, что он – потомок некоего Баттуты. Мальчик получил образование в медресе, где изучал богословие и право. Как правоверный мусульманин, он уже в юности задумал совершить паломничество к святыням ислама в другие страны.
В свое первое путешествие ибн Баттута отправился, когда ему исполнилось 22 года, не предполагая, по-видимому, что странствия продолжатся не один десяток лет. Ибн Баттута пересек Северную Африку, побывал на Ближнем, Среднем Востоке, в Йемене, Восточной Африке, прошел Аравийский полуостров, затем отправился на Кавказ, в Астрахань, Константинополь, Среднюю Азию. Через Афганистан достиг Индии, где прожил несколько лет, побывал на Цейлоне, Мальдивских островах, в Индонезии и в Китае. Затем ибн Баттута вернулся в Марокко, но через несколько лет снова предпринял путешествие: сначала на Пиренейский полуостров, а затем в Западную и Центральную Африку.
Всего ибн Баттута преодолел 120 700 км, для путешественников XIV в. это было неслыханным достижением. Вернувшись в начале 1354 г. в Фес, путешественник продиктовал книгу – «Подарок созерцающим о диковинках городов и чудесах странствий». Умер ибн Баттута в Фесе в 1368 г. (по другим сведениям, в 1377 г.).
Путешествия и странствия
Ибн Баттута отправился в путь из Танжера на восток 14 июня 1325 г., намереваясь совершить паломничество (хадж) в священный город мусульман – Мекку и побывать на могиле Мухаммеда в Медине. «Я отправился в одиночестве, – пишет ибн Баттута, – без товарища, дружба которого развлекала бы меня в пути, без каравана, к которому мог бы присоединиться; меня побуждала решимость, и сильное стремление души, и страстное желание увидеть благородные святыни. Я твердо решил расстаться с друзьями – мужчинами и женщинами, покинуть родину, как птицы покидают свои гнезда. Родители мои были еще тогда в узах жизни, и я, так же как и они, перенес много скорби, покинув их; было мне тогда двадцать два года».
Путь ибн Баттуты проходил вдоль северного побережья Африки. В Тунисе он присоединился к каравану паломников, следовавшему в Мекку. Они добрались до Александрии, затем – до дельты Нила, побывали в Каире, затем повернули на юг, планируя по Красному морю добраться до Аравии. Однако из-за военных действий между египтянами и бедуинскими племенами каравану пришлось изменить маршрут. Пилигримы проследовали через страны Малой Азии: Сирию и Палестину, посещая многие древние города, «святые места» и исторические памятники. О них ибн Баттута потом напишет в своей книге.
Дамаск поразил его «превыше красоты других городов», особенно огромная мечеть Омейядов, украшенная золотом, драгоценными камнями, мраморными плитами и великолепной многоцветной мозаикой. В пути ибн Баттута нашел себе спутницу, и не одну, в Дамаске он женился уже в третий раз. Мусульманская религия разрешает правоверным иметь одновременно не более четырех жен и неограниченное количество наложниц и рабынь. В 1326 г. караван паломников достиг Мекки – родины основателя ислама – пророка Мухаммеда. Хадж в этот священный город является одной из пяти основных задач каждого мусульманина. Ибн Баттута посетил и Медину – город, где похоронен пророк Мухаммед.
Затем он направился в Басру, Багдад, Мосул. Далее его путь лежал на северо-восток, к цветущим городам Ирана – Ширазу, Исфахану, Мешхеду. Эти персидские города своей красотой и богатством поражали всех средневековых путешественников и купцов. Оттуда они привозили знаменитые персидские товары: шелковые ткани, драгоценные камни, золотые и серебряные украшения. Вернувшись в Мекку, ибн Баттута прожил там два года, а затем отправился в морское путешествие. В Джидде он сел на корабль и переправился через Красное море в суданский порт Суакин.
В странах Востока ибн Баттуту с почтением называли Шамс ад-дин – «Солнце веры».
Вдоль берегов Восточной Африки ибн Баттута проследовал до Мозамбикского пролива, посетил прибрежные города и познакомился с нравами и обычаями африканских племен. Затем побывал в Северном Йемене, где осмотрел Сану – древнюю столицу и большой Забид, «полный пальмовых деревьев, рощ и ручьев… воистину самый прекрасный город Йемена. Жители его отличаются хорошим настроением, правдивым характером и красивой внешностью, особенно здешние женщины, которые необычайно красивы».
Дальнейший его путь проходил вдоль аравийского побережья от одного до другого средневекового арабского порта. Крупнейшим из них был Ормуз (Хормуз). «Земля – кольцо, а Хормуз – жемчужина в нем», – говорили арабы. Здесь можно было встретить купцов разных национальностей из разных концов света. Затем ибн Баттута посетил Бахрейн, славившийся своим жемчугом: «Перед каждым нырянием в воду ловцы жемчуга надевают маску из черепашьего панциря, из которого также делают клещи, служащие для зажимания ноздрей. Затем обвязываются шнуром и ныряют в воду».
Ибн Баттута пересек пустыни Аравии, третий раз совершил паломничество в Мекку и знакомым путем добрался до Каира. Однако страсть к путешествиям по-прежнему не давала ему покоя, и он вновь планировал новые маршруты. Теперь его путь лежал на север – в Золотую Орду. Через Малую Азию он направился к берегам Черного моря и в 1332 г. прибыл в генуэзскую колонию Кафа (нынешняя Феодосия) в Крыму. Он осмотрел весь полуостров и через степи поехал к берегам Волги, в Хаджи-Тархан (Астрахань). По льду замерзшей Волги, которую ибн Баттута назвал «одной из великих рек на свете», караван путешественника достиг столицы Золотой Орды – Нового Сарая, одного из красивейших и самых населенных городов Востока. Жилые дома, лавки купцов и ремесленников, бани стояли вплотную друг к другу. Здесь же находился большой дворец – зимняя резиденция хана Узбека.
В свите жены хана, греческой княжны, ибн Баттута посетил столицу Византии – Константинополь, где ему удалось побеседовать с императором Андроником III. Ибн Баттута мечтал посетить удивительный Булгар – главный город Волжской Булгарии (средневекового феодального государства Прикамья), откуда купцы привозили дорогие меха и другие северные товары, но путешествие показалось ему особенно опасным, и он от него отказался.
Со временем ибн Баттута уже стал богатым купцом и путешествовал с караваном, нагруженным тюками с товарами. За ним следовали жены, наложницы и рабы. Иногда ибн Баттута задерживался на несколько лет в какой-нибудь стране и даже поступал на службу к местному правителю.
Через безводные казахские степи ибн Баттута направился в Бухару и Самарканд, затем его путь лежал на юг. Путникам пришлось преодолеть высокогорные перевалы Гиндукуша, название которого переводится как «убийца индусов», так как многие рабы и рабыни при доставке из стран Индии умирали на этих горах вследствие жестокого холода и обилия снега. Через горные районы Афганистана ибн Баттута прибыл в Кабул: «Некогда большой город, но сейчас это селение, где живет племя из персов, которых называют афганцами; они владеют городами и перевалами и обладают большим могуществом; большая часть афганцев – разбойники». Впереди была сказочно богатая Индия. Ее правитель султан Мухаммед-шах встретил богатого арабского купца с почетом.
В 1334 г. ибн Баттута получил должность кади в Дели при дворе султана, несмотря на молодые годы, он имел к тому времени огромный опыт путешественника и дипломата, знал многие языки. Появляясь в новых местах как богатый купец из далеких стран, он быстро приобретал влияние при дворах монархов и часто становился одним из фаворитов. В Дели ибн Баттута прожил более семи лет. По подозрению в заговоре его на некоторое время заключили в тюрьму. Правда, довольно скоро отпустили, и Мухаммед-шах назначил ибн Баттуту посланником в Китай.
«Мы прибыли сначала в Укак, город порядочный, но там было нам весьма холодно. Отсюда до Эль-Сарая десять дней пути. В одном дне пути отсюда находятся Русские Горы, где живут Русские, христиане, народ с рыжими волосами и голубыми глазами, весьма хитрый и коварный. У них есть серебряные рудники, и из их земли получаются сувамы, или слитки серебра». Из книги ибн Баттуты «Подарок созерцающим о диковинках городов и чудесах странствий»
По пути на посольство султана неожиданно напали индийские повстанцы, ограбили и взяли посланников в плен. Ибн Баттуте чудом удалось бежать, он вернулся в Дели и поведал султану о своих злоключениях. Мухаммед снарядил новую, теперь морскую экспедицию, но и ее постигла неудача – шторм разбил все суда, а подарки султана китайскому императору пошли на дно. К счастью, ибн Баттута не пострадал, но вернуться к властителю Дели больше не решился, направился сначала в южную Индию, а потом на Мальдивские острова, где прожил несколько лет.
Затем неутомимый путешественник посетил остров Цейлон. Там его поразили обилие и роскошь драгоценных камней: «На лбу белого слона я видел семь рубинов, каждый из которых был больше куриного яйца». Возвращаясь на Малабарский берег, ибн Баттута потерпел кораблекрушение, на судно напали пираты: «Они отняли все, что у меня было и что удалось мне сберечь на черный день, забрали жемчуг и драгоценные камни, подаренные мне правителем Цейлона, платье и дорожные припасы, не оставив даже ничего из одежды, кроме штанов». Добравшись до Дели, путешественник встретил знакомых купцов, которые подивились его рассказам о необыкновенных приключениях и помогли путнику деньгами.
А ибн Баттута собрался тем временем в новое путешествие – теперь в Китай. В 1342 г. вдоль берегов Индокитая, Малаккского полуострова он достиг острова Суматра, а затем и китайского побережья. Зейтун (Гуаньчжоу), расположенный на западном берегу Тайваньского пролива, в Средние века был важным торговым портом: «Один из крупнейших в мире, вернее, самый крупный, – пишет ибн Баттута. – Я видел в нем около ста больших джонок, не считая бесчисленного количества маленьких». Ибн Баттута побывал во многих городах этой обширной империи, изучая обычаи китайцев, их промышленность и торговлю. Прошло пять лет, и марокканец решает вернуться домой. Через Индию, Иран, Месопотамию, Сирию и Египет он направляется в Мекку и совершает свое четвертое паломничество.
«Как на востоке, так и на западе (мусульманского) мира нет дынь, подобных хорезмским, за исключением бухарской, за которой следует исфаханская дыня. Кожа ее зеленая, мякоть красная, очень сладкая и при этом твердая. Удивительно, что ее разрезают на куски, сушат на солнце и кладут в корзины, как у нас делают с сушеными фигами и малагским инжиром, и везут из Хорезма в дальние города Индии и Китая. Среди всех сушеных фруктов нет лучше ее». Из книги ибн Баттуты «Подарок созерцающим о диковинках городов и чудесах странствий»
В ноябре 1349 г., объехав, по сути, почти весь известный в те времена мир, ибн Баттута прибыл в Фес (бывший тогда столицей Марокко). Здесь он поступил на службу к султану Абу Инану. Услышав рассказы ибн Баттуты о его странствиях, султан посчитал, что подобные приключения должны сохраниться для будущих поколений. Под диктовку рассказы ибн Баттуты записал молодой историк ибн Джузайе, и вскоре появилась книга «Подарок созерцающим о диковинках городов и чудесах странствий», равной которой не знало Средневековье.
Однако ее автору снова пришлось собираться в путь. На этот раз с дипломатическими миссиями. Сначала, в 1351 г., в Гранаду (столицу арабских владений в Испании), а затем в Западную Африку. Он достиг берегов Нигера и отправился в глубь материка – в государство Мали, где в XIV в. находились крупнейшие месторождения золота. Ничто не ускользает от взгляда опытного путешественника: он описывает оазисы в пустыне, возможности торговли, обычаи живущего в этих краях народа малинке и крупный ремесленный и торговый город Сахары – Томбукту. Ибн Баттута подолгу живет в некоторых городах Мали и, наконец, с караваном верблюдов возвращается назад через Сахару и заснеженные перевалы алжирских гор, которые стали серьезным препятствием для продвижения каравана.
В начале 1354 г. неутомимый путешественник прибыл в Фес, завершив последнее из своих путешествий.
Книга ибн Баттуты «Подарок созерцающим о диковинках городов и чудесах странствий» – это не свод сухих данных, а живой рассказ очевидца, не столько научное географическое описание, сколько мемуары, путевые заметки. Они представляли огромный интерес для современников и были переведены впоследствии на многие языки мира.