Что открыл головнин в географии

Чем примечательны путешествия адмирала Головнина?

Шлюп «Диана»

19 апреля 2021 года исполнилось 245 лет со дня рождения талантливого морского офицера и путешественника Василия Михайловича Головнина. Сейчас, на мой взгляд, его имя незаслуженно забыто. А зря!

Что открыл головнин в географии

Его труды по географии многие десятилетия использовались не только русскими моряками, но и иностранцами. А его литературный талант ставился современниками наравне со Станюковичем и другими писателями-маринистами. Стоит отметить, что Головнин открыл для России и Европы загадочную и непостижимую Страну восходящего солнца, хотя ему пришлось хлебнуть горя в японском плену.

Василий Михайлович совершил два морских путешествия вокруг света с разницей в 10 лет. Об этих событиях очень подробно и захватывающе написано в книге Людмилы Анисаровой «Адмирал Головнин».

В первую кругосветку лейтенант Головнин должен был отправиться на шлюпе «Диана». Молодой офицер очень тщательно готовился к плаванию. Ему приходилось не только заботиться о подборе команды, закупке провизии и дров, но и следить за переоборудованием шлюпа. В прошлом это был обычный лесовоз, который оснастили новым такелажем, поставили пушки. Так «Диана» стала военным шлюпом.

По словам автора, это был единственный случай, когда лейтенанту доверили командовать кораблем, отправляющимся в кругосветное путешествие. Перед отплытием Головнин написал импровизированную клятву на верность Царю и Отечеству. Он понимал, насколько серьезна и опасна миссия, возложенная на него.

25 июня 1807 года шлюп «Диана» отправился в путь. Первой остановкой стал Портсмут, где лейтенант Головнин планировал пополнить запасы провизии и воды. Все бы ничего, да в это время Англия объявила войну России. Так, невольно, русские моряки попали в плен к неприятелю.

Целый год экипаж «Дианы» пробыл в плену, пытаясь всеми силами вырваться из сетей. Когда запасы продуктов и финансы на корабле стали подходить к концу, Головнин пошел на необычайный риск. Однажды, дождавшись попутного ветра, он практически вырвался из плена.
Что открыл головнин в географии Шлюп «Диана»
Фото: ru.wikipedia.org

Такой маневр удался ценой усилий и слаженности всей команды. Да это и неудивительно. Лейтенант Головнин добивался строжайшей дисциплины, но никогда не прибегал к рукоприкладству, наоборот, по возможности, заботясь о здоровье команды. Теперь русские моряки смогли продолжить свой путь.

У мыса Доброй Надежды, как и следовало ожидать, шлюп попал в жесточайший шторм, который диановцы с честью преодолели.

25 сентября 1807 года «Диана» прибыла на Камчатку. Там Головнин узнал о своем производстве в капитан-лейтенанты.

По заданию Российско-Американской компании Головнин отправился на Аляску, чтобы доставить туда муку. За этот рейс ему было выдано хорошее вознаграждение. Василий Михайлович поступил с деньгами, как честный человек. Он разделил их между своими подчиненными, не исключая и простых матросов. Думаю, такой поступок характеризует его, как человека порядочного. Что открыл головнин в географии Плавания на шлюпе «Диана» (синий маршрут) в 1808—1811 гг. и шлюпе «Камчатка» (красный маршрут) в 1817—1819 гг.
Фото: ru.wikipedia.org

Следующей задачей было описать Курилы. Шлюп «Диана» отправился в путь. Головнин, с присущей ему тщательностью, описывал каждый остров, промеряя прибрежные глубины и составляя лоции. Автор книги «Адмирал Головнин» отмечает, что Василий Михайлович именовал острова так, как их называли коренные жители. Это очень примечательно, ведь многие первооткрыватели часто называли открытые географические объекты на свой вкус.

Все шло по плану, пока исследователи не подошли к берегу острова Кунашир, где находилась японская крепость. Именно там командир корабля, два офицера и 4 матроса, отправившись на переговоры с японцами, были хитростью пленены. Членам экипажа, оставшимся на «Диане» ничего не оставалось делать, как возвратиться на Камчатку. Кстати, пролив между островами они назвали проливом Измены.

Более двух лет русские моряки провели в неволе. В конце концов, их удалось вызволить из плена. Об этих злоключениях Василия Михайловича и его подчиненных я расскажу в отдельной статье. Что открыл головнин в географии Памятник русско-японской дружбе в Госики
Фото: ru.wikipedia.org

По возвращении на Камчатку отправился по суше в Петербург. За отличную службу экипаж «Дианы» был награжден. А командир получил очередное звание — капитан 2-го ранга.

В Петербурге первым делом Василий Михайлович составил докладную записку в Адмиралтейств-коллегию о бесчинствах и обмане камчадалов (местных жителей Камчатки) представителями Российско-Американской компании, в которой он ничего не скрыл.

Затем Головнин принялся за большую научную работу, где описал все детали проделанной работы по описанию географических объектов. Для работы над ней его отправили в годичный отпуск.

Когда труд был окончен, он был опубликован под названием «Путешествие шлюпа „Диана“ из Кронштадта в Камчатку, совершенное в 1807, 1808, 1809 гг.» А о своем пленении Василий Михайлович написал отдельное сочинение под названием «Записки флота капитана Головнина о приключениях его в плену у японцев». Этими записками зачитывалась вся просвещенная публика.

Наверное, Василий Михайлович и не представлял себе, что через десять лет он опять отправится в кругосветное путешествие только уже на новом корабле — шлюпе «Камчатка».

Источник

Василий Головнин. Адмирал из рязанской глубинки

Что открыл головнин в географии

19 апреля 1776 года родился замечательный русский мореплаватель Василий Михайлович Головнин

Человек, родившийся в самой сухопутной российской губернии – Рязанской, в селе Гулынки Пронского уезда, стал великолепным моряком, адмиралом, одним из лучших исследователей морей и океанов, географом и администратором. Вся жизнь Головнина была наполнена необыкновенной отвагой и готовностью пожертвовать собой во имя Родины, а также добротой и сердечностью в отношении с простыми людьми. Василий Михайлович зарекомендовал себя умелым кораблестроителем и военно-морским теоретиком, талантливым публицистом и литератором. Вся его жизнь – замечательный сюжет для писателей всех времен.

Первые шаги мореплавателя

В девять лет дворянский сын Василий остался сиротой, и родственники отправили его в Морской кадетский корпус. 14-летний кадет Головнин уже стал участником Русско-шведской войны. На боевом корабле «Не тронь меня» он отличился в сражениях под Красногорском и Выборгом и был удостоен своей первой медали.

В 1793 году юный моряк оканчивает морской корпус и в звании мичмана начинает службу на кораблях Балтийского флота. После военных кампаний против Франции 1798-1800 годов его, как одного из лучших офицеров русского флота, в составе группы волонтёров отправили на стажировку в Англию, продлившуюся до 1805 года. Именно во время этой стажировки, одним из его наставников во время которой был знаменитый адмирал Нельсон, он пишет свои первые научные статьи, а его книга «О военно-морских сигналах для дневного и ночного времени» четверть века была настольной книгой офицеров флота.

Что открыл головнин в географии
Портрет В.М. Головнина

Капитан «Дианы»

1806 год становится знаменательным для нашего героя. Его назначают командиром строящегося военного шлюпа «Диана». Именно в это время завершают свое кругосветное плавание Иван Крузенштерн и Юрий Лисянский. Головнин должен был продолжить начатое ими дело. В круг его задач входили географические и гидрографические исследования в Тихом океане.

Международная обстановка во время плавания «Дианы» менялась постоянно. В 1807 году отношения между Россией и Великобританией в очередной раз дали трещину. Головнин об этом ничего не знал, и когда шлюп зашел в одну из бухт в английской Капской колонии в Южной Африке, он был задержан английской эскадрой. Несмотря на имеющиеся разрешения британского правительства на проведение научных изысканий, вынужденная задержка продолжалась более года. Ждали указаний сверху, их не было, и Головнин организовал дерзкий побег от английского флота. Побег удался на славу, и всё дальнейшее путешествие до Камчатки прошло без проблем.

Основная работа экспедиции началась на Камчатке. Здесь Василий Михайлович изучил материалы, которые собрали его предшественники, после чего сам начал исследовать район северной части Тихого океана и Курильской гряды. Во время поездки на остров Кунашир Головнин с группой своих товарищей был схвачен японцами.

Что открыл головнин в географии
Шлюп «Диана»

Более двух лет продолжалось вынужденное пребывание русского мореплавателя в Японии. К этому времени мало кому из европейцев приходилось бывать в Стране восходящего солнца. Несмотря на сложности пребывания в плену, Головнин оставался истинным путешественником и исследователем. Дневник, который вёл Василий Михайлович, был позднее издан под названием «В плену японцев» и переведён на многие языки.

В 1814 году мореплаватель вернулся в Петербург. За заслуги перед отечеством Василию Михайловичу присвоили звание капитана 2-го ранга и сделали членом Адмиралтейского департамента.

Плавание на «Камчатке»

В 1817 году Головнин возглавил новую кругосветную экспедицию на новом шлюпе «Камчатка». Перед экспедицией ставилась задача доставить в русские владения на Камчатке различные грузы, сделать необходимые топографические описания островов, открытых ранее. Ещё одной задачей стало описание северо-западных районов Нового Света. Всё, что было намечено, было выполнено очень качественно.

Что открыл головнин в географии
В.М. Головнин с моряками на Курильских острова

Ещё одним интересным фактом, стало то, что экспедиция на «Камчатке» стало прекрасной школой для молодых офицеров, которые были включены в состав экипажа корабля. Среди этих офицеров были Фёдор Литке, Фёдор Матюшкин и Фердинанд Врангель, которые в дальнейшем с честью продолжили дело своего наставника. В 1819 году «Камчатка» вернулась в Кронштадт.

Генерал-интендант флота

В 1823 году, учитывая опыт и знания Василия Михайловича, его назначили генерал-интендантом флота. В ведение Головнина отошли все корабельные постройки и береговые здания Адмиралтейского ведомства от Балтики до Тихого океана, за исключением Чёрного моря.

На этом высоком государственном посту Василия Михайловича всегда отличало высокое отношение к служебному долгу. Честь и правда были его главными принципами в отношении к делу. Этот период его службы относится ко времени интенсивного развития техники, когда на смену парусному флоту начал приходить паровой. При участии Головнина было построено более 200 судов, в том числе первых в России 10 пароходов, была проведена перестройка части верфей. В это же время был создан корпус корабельных инженеров.

Что открыл головнин в географии
Портрет В.М. Головнина

Особый интерес у его современников вызывали описания плаваний Головнина на «Диане» и «Камчатке». Им был подготовлен трактат о тактике военно-морских флотов и правилах описания морских берегов. Этот труд стал настольной книгой многих известных русских путешественников и гидрографов.

Умер знаменитый мореплаватель 29 июня 1831 года в Петербурге в чине вице-адмирала от свирепствовавшей тогда по европейской части России холеры.

Что открыл головнин в географии
Карта плаваний В.М.Головнина

Источник

В.М. Головнин. Великий мореход

Что открыл головнин в географии

Широко известно имя русского мореплавателя Василия Михайловича Головнина. В его честь названы бухта в Беринговом море, пролив между островами Курильской гряды, гора и мыс на Новой Земле. В.М. Головнин внес заметный вклад в науку, многое сделал для укрепления русского флота и по праву занимает свое почетное место среди видных морских деятелей.

Родился он 8 апреля 1776 года в деревне Гулынки, Пронского уезда (сейчас это Старожиловский район в Рязанской области), в семье потомственного военного. В возрасте девяти лет Василий Головнин остался без родителей. Через четыре года родственники отправили его в Морской кадетский корпус. Четырнадцатилетним кадетом Головнин участвовал в Русско-шведской войне 1790 года. На боевом корабле «Не тронь меня», который входил в состав эскадры вице-адмирала Круза, он отличился в сражениях под Красногорском и Выборгом. За храбрость Василий Головин был награжден медалью. Уже в корпусе Головнин выделялся среди однокашников любознательностью и тягой к знаниям. Все свое свободное время он отдавал книгам.

В списке литературы, прочитанной Головниным в те годы, можно найти произведения Монтескье и Дидро, Вольтера и Руссо, а также многих других философов и идеологов французской буржуазной революции.

В 1793 году В.М. Головнин окончил корпус вторым по успеваемости и получил звание мичмана. В течение нескольких лет он служил на кораблях эскадры Балтийского флота, принимал деятельное участие в военных кампаниях против Франции 1798-1800 годов. В это время эскадрой командовал вице-адмирал М.К. Макаров. Он обратил внимание на недюжинные способности молодого офицера. По его представлению в 1799 году Головнин получил звание лейтенанта. А по прошествии двух лет как одного из лучших офицеров русского флота в составе группы волонтеров его отправили на стажировку в Англию.

В Англии В.М. Головнин написал свою первую научную статью «Сравнительные замечания о текущем состоянии Русского и Английского флотов», который переслал морскому министру в Россию. Перед отъездом на Родину Головнин приступил к составлению книги «О военно-морских сигналах для дневного и ночного времени», которую закончил уже по возвращении домой. Четверть века разработанный Головиным свод сигналов использовал русский флот.

За свои труды Головнин был награжден ценным подарком и денежной премией. В 1807 году Василия Михайловича назначают командиром строящегося военного шлюпа «Диана». То был знаменательный год в истории нашего флота. Завершив кругосветное плавание, в Кронштадт возвратились Крузенштерн и Лисянский. Головнин должен был продолжить их почин. На него возлагалась задача заняться географическими исследованиями и гидрографическими работами в водах Тихого океана.

Что открыл головнин в географии

Между тем за время плавания «Дианы» международная обстановка осложнилась. В 1807 году произошел разрыв между Россией и Британией. Головнин не имел сведений об этом. «Диана» следуя своему курсу к мысу Доброй Надежды весной 1808 года, зашла в одну из бухт в английской Капской колонии, где стояла английская военная эскадра. Несмотря на тот факт, что шлюп «Диана» имел специальное разрешение британского правительства на проведение научных изысканий, английское командование решило его задержать, якобы до получения распоряжений своего правительства. Но шли месяцы, а указаний не было. Головнин разработал дерзкий план побега и стал готовить к нему экипаж. Он скрупулезно изучил направление и продолжительность ветров у береговой черты и в открытом океане, точно определил время выхода из бухты.

В пасмурный вечер 19 мая 1809 года налетел крепкий шквал с дождем. Выбрав удобный момент, Головнин приказал поставить штормовые стаксели и обрубить якорные канаты. На английской эскадре поднялась тревога, но было уже поздно. Русские выходили в океан. Впереди была свобода. «Таким образом, — писал Головнин, — закончилось наше задержание, или, правильнее сказать, наш арест англичанами на мысе Доброй Надежды, который длился один год и 25 дней». Несмотря на все трудности и лишения, дальнейшее плавание к берегам Камчатки прошло благополучно.

Особенно большую работу Головнин проделал по прибытии к месту назначения — в Петропавловск-на-Камчатке. Он тщательно изучил материалы, которые собрали его предшественники по изучению северной части Тихого океана, и в частности Курильской гряды. Проведя свои исследования, Головнин определил, что Курильская гряда состоит из 24-х островов, а не из 21-го, как ранее считалось, и одновременно составил точнейшую карту Курильских островов. Он поставил перед собой задачу исследовать каждый остров гряды. Однако вскоре работы были прерваны. Головнин с парой сопровождающих офицеров и четырьмя матросами был незаконно арестован японцами во время поездки на остров Кунашир.

Что открыл головнин в географии

Василий Михайлович, будучи в плену, оставался прирожденным путешественником и исследователем. Он прекрасно понимал, что мало кто из европейцев бывал в Стране восходящего солнца. Ведь Япония была тогда еще загадкой для Европы. Несмотря на тяжелые, а порой даже невыносимые условия плена, не имея под рукой чернил и бумаги, он ведет необычный дневник, который состоял из разноцветных ниток одежды определенной длины с узелками, заносит в него свои наблюдения об образе жизни японцев, их обычаях и нравах. Позднее, используя этот дневник, В.М. Головнин написал свои прекрасные заметки «В плену у японцев», переведенные на многие языки и изданные в разных странах мира.

В 1814 году, после дух с лишним лет плена, В.М. Головнин вернулся в Петербург. За проявленное в плавании отличие Василию Михайловичу было присвоено звание капитана 2 ранга.

В 1816 году Головнин избирается почетным членом Государственного Адмиралтейского департамента, а на следующий год его назначают начальником готовящейся кругосветной экспедиции на новом шлюпе «Камчатка». Экспедиция должна была доставить на Камчатку различные грузы, а затем сделать астрономические определения координат неизученных островов и описать северо-западную часть берега Нового Света от 60 до 63 градусов северной широты. Головнин с честью справился с задачей.

Говоря об этом плавании, следует отметить, что в нем участвовали такие впоследствии известные русские мореплаватели, как Ф. Литке, Ф. Матюшкин и Ф. Врангель. Это были достойные ученики Головнина, они с честью продолжили дело своего наставника, внеся ценный вклад в русскую науку. В 1819 году «Камчатка» бросила якорь в Кронштадте. Последующие страницы жизни Головнина также достойны внимания. Особенно отличился он после того, как его назначили в 1823 году генерал-интендантом флота. В этот период в его ведении оказались все корабельные постройки и береговые здания Адмиралтейского ведомства от Риги до Камчатки, за исключением Черноморских портов.

Что открыл головнин в географии

И на этом высоком посту служебный долг, честь и правда оставались законом и щитом В.М. Головнина. Известный русский историограф флота Ф.Ф. Веселаго написал: «Среди своих сослуживцев-современников Головин выделялся глубочайшими теоретическими и практическими морскими знаниями, широким, разносторонним образованием, ясным, светлым разумом и широким государственным взглядом».

Головнин был назначен на этот ответственный пост в период интенсивного развития техники, когда паровой флот постепенно заменял парусный. В его годы было создано более 200 судов, из них 10 пароходов, проведена реконструкция части верфей, определен срок постройки корабля в два года, с перерывом на одно лето для того, чтобы набор на стапеле успел просохнуть. Для подготовки кораблестроителей в 1826 году был организован корпус корабельных инженеров.

Перу Головнина принадлежат также описания плаваний на «Диане» и «Камчатке». Им был переведен с английского труд о кораблекрушениях Дункена, который он дополнил сведениями об авариях отечественных судов, издал трактат о тактике военно-морских флотов и правилах описания морских берегов. Некоторые из этих произведений были переизданы уже в 20 веке.

Из документов известно, что В.М. Головнин был знаком и близок с декабристами, с некоторыми из них часто общался. В библиотеке Головнина хранились списки запрещенных стихотворений А.С. Пушкина: «Послание цензору», «Ода на свободу», эпиграммы.

Будучи прогрессивным деятелем своего времени, Василий Михайлович Головнин состоял членом совета Российско-Американской кампании, был корреспондентом Российской императорской академии наук и одновременно — членом Вольного экономического общества, а также Общества любителей словесности, наук и художеств, избирался почетным членом Харьковского университета.

Умер В. М. Головнин от холеры в звании вице-адмирала 29 июня 1831 года в Петербурге.

Что открыл головнин в географии

Источники:
Петров С. Род морехода // Гангут. 1992. №3. С.11-14.
Федоров М. Вице-адмирал В.М. Головнин //Военно-исторический журнал. 1976. №4. С.126-128.
Фирсов И. Головнин: дважды плененный. М.: АСТ, 2002. С. 3-4,160, 230.
Ципоруха М. Вокруг света под парусами // М.: Вече, 2012. С. 30-41.

Источник

Вклад Василия Михайловича Головнина в географическую науку (к 240-летию мореплавателя)

Что открыл головнин в географии

Дата публикации: 16.06.2016 2016-06-16

Статья просмотрена: 1431 раз

Библиографическое описание:

Чертков, П. В. Вклад Василия Михайловича Головнина в географическую науку (к 240-летию мореплавателя) / П. В. Чертков. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 12 (116). — С. 547-549. — URL: https://moluch.ru/archive/116/31592/ (дата обращения: 23.12.2021).

В. М. Головнин, выдающийся мореплаватель и исследователь, занимает почетное место как в истории русского военного флота, так и в истории русской географической науки.

Родился Головнин в с Гулынки Рязанской области, в небогатой семье дворян. В девятилетнем возрасте он остался круглым сиротой, а в 12 лет был определен родственниками в Морской корпус Кронштадта. За успехи в науках и хорошее поведение Головнин в 1790 году был произведен в гардемарины и зачислен на линейный корабль, входивший в состав русской эскадры вице-адмирала Круза. На этом корабле четырнадцатилетний юноша принимал участие в войне со шведами За храбрость, проявленную в морских сражениях Головнин был награжден медалью. В 1792 году он окончил Морской корпус, но был оставлен в нем «по малолетству» еще на год. Это время он использовал для изучения словесности, истории и главным образом истории мореплавания.

Окончив в 1793 году Морской корпус и получив первый офицерский чин мичмана, Головнин в течение нескольких лет плавал в Балтике. В 1798 году во время войны с Францией (1798–1800) Головнина назначают флаг-офицером и переводчиком при командующем эскадрой вице-адмирале М. К. Макарове. За отличие в десантных операциях Головнин был произведен в лейтенанты.

В 1801–1805 гг. В. М. Головнин служил волонтером в английском флоте. Здесь он повышал свою теоретическую подготовку, побывал в разных частях света. По возвращении в Петербург в 1806 г. он представил морскому министру записку о состоянии английского и русского флотов, а также разработанные им военно-морские сигналы, которыми в течение четверти века пользовались моряки российского флота.

Осенью 1806 г близ верфи, расположенной при впадении р. Фонтанки в р. Неву в Петербурге, можно было видеть на воде небольшой военный корабль с высокими мачтами, хорошо осмоленный, окрашенный и готовый поднять паруса. Это был шлюп «Диана», которому предстояло совершить второе (после Крузенштерна и Лисянского) русское кругосветное путешествие.

25 июля 1907 г. шлюп «Диана» с экипажем 60 человек во главе с В. М. Головниным отправился из Кронштадта в плавание. Целью мореплавателей были географические открытия и исследования северной части Тихого океана.

В апреле 1808 г. шлюп был задержан английским военным флотом около мыса Доброй Надежды, так как Россия в то время, по условиям Тильзитского мира, принимала участие в континентальной блокаде Англии. За время пребывания в плену команда «Дианы» израсходовала почти все средства, отпущенные на путешествие. Надежды на быстрое освобождение из плена не было. И Головнин предпринимает смелое решение. Воспользовавшись попутным ветром, он вывел «Диану» в открытое море. Маневр был столь неожиданным, что англичане не успели принять каких-либо мер для задержания шлюпа. Через несколько часов после выхода из бухты шлюп уже шел под всеми парусами в открытом океане. Чтобы избежать погони, Головнин избрал путь «сороковыми ревущими широтами», где постоянно свирепствуют ветры. Много мужества потребовалось от русских моряков в этом опасном плавании по Индийскому океану. Путь от мыса Доброй Надежды до о. Тасмании протяженностью 10 тысяч км занял 51 сутки.

Обогнув о. Тасманию с юга, «Диана» направилась к берегам Камчатки. В конце сентября 1809 г. она вошла в Авачинский залив,где был брошен якорь в Петропавловской гавани. Здесь путешественники остались на зимовку. Головнин стал знакомиться с жизнью местного населения, с природой и экономикой полуострова. Впоследствии свои наблюдения и впечатления В. М. Головнин изложил в труде о Камчатке и русской Америке.

С открытием навигации «Диана» направилась к берегам Северной Америки, чтобы доставить русской колонии продовольствие.

На зимовку «Диана» возвратилась в Петропавловск, а в начале мая 1811 г. отправилась к Курильским островам.Скалистые берега, большие глубины, сильные течения, неустойчивая погода и туманы затрудняли топографическую съемку островов. Морякам все время приходилось лавировать вблизи неизвестных берегов с риском наскочить на подводные скалы. Работа требовала огромного напряжения, сил, внимательности и осторожности. Тем не менее «Диана» обходила каждый из островов Курильской гряды. Начав с о. Расшуа, Головнин открыл между островами Кетой и Самушир пролив и нанес его на карту под названием «пролив Дианы». Были описаны острова, находящиеся на юге от пролива Надежда, до о. Уруп. После того как были исследованы и описаны острова Уруп, Итуруп, и Шикотан, шлюп «Диана» в начале июля 1811 г. подошел к о. Кунашир, где находилась японская крепость. Головнин надеялся запастись здесь продовольствием и пресной водой. Он высадился на берег с несколькими офицерами и матросами, но японцы напали на них и взяли в плен. Более двух лет находились в плену Головнин и его товарищи. Только в начале октября 1813 г. после длительных переговоров между японскими и русскими офицерами, остававшимися на шлюпе, удалось освободить пленных. Этому в значительной степени способствовало и то, что после поражения Наполеона Япония резко изменила в лучшую сторону свое отношение к России.

Вскоре после возвращения из экспедиции В. М. Головнин был произведен в капитаны второго ранга, а в 1816 г. избран почетным членом Государственного Адмиралтейского департамента.

Кругосветное путешествие В. М. Головнина показало, что перевозить грузы из европейской части России на Камчатку морским путем гораздо выгоднее, чем по суше через Сибирь. В 1817 году Головнину было предложено возглавить новую кругосветную экспедицию, которая должна была доставить грузы на Камчатку, выяснить деятельность русско-американских обществ, описать северо-западные берега Северной Америки и некоторые острова, географическое положение которых к тому времени еще не было выяснено. Для этой экспедиции был построен шлюп «Камчатка» водоизмещением в три раза большим, чем «Диана».

В августе 1817 г. «Камчатка» покинула Кронштадт, направившись с востока на запад вокруг Южной Америки через Атлантический и Тихий океаны на Камчатку. В состав ее команды входили Ф. П. Литке, позднее выдающийся исследователь Арктики и президент Российской академии наук, Ф. П. Врангель — один из учредителей Русского географического общества.

Плавание продолжалось 8 месяцев и 8 дней, из которых только 34 дня шлюп находился в портах. Выгрузив предназначенные для г. Петропавловска и Охотска грузы, в июне 1818 г. «Камчатка» направилась в русскую Америку. По пути исследователи уточнили географическое положение Командорских и Алеутских островов.

В конце сентября «Камчатка» оставила берега русской Америки и, продолжая кругосветное плавание, взяла курс на Гавайские острова, описанию природы и населения которых Головнин посвятил много страниц своих замечательных записок. Затем экспедиция посетила о. Гуам, входящий в группу Марианских островов, и Филиппины.

В январе 1819 г. «Камчатка» покинула Филиппинские острова и, миновав Китайское море, через Зондский пролив вышла в Индийский океан. Обогнув южную оконечность Африки, шлюп направился к о. Святой Елены, где в то время находился Наполеон. Головнин в своих записках подробно описал его жизнь в заточении.

В начале сентября «Камчатка» пришла в Кронштадт, закончив кругосветное путешествие за два года и 10 дней.

По возвращении В. М. Головнин занимается обработкой наблюдений и описаний своих путешествий, доставивших ему широкую известность. В частности, особую ценность представляют составленные им таблицы направлений и скорости морских течений, изменений компаса почти на всем пути шлюпа «Камчатка». В своих трудах Головнин дал важные сведения об условиях входа и выхода в некоторых портах и гаванях, о приливах и отливах, о глубинах моря в наиболее опасных для плавания местах и т. д.

Всего же В. М. Головнин написал пять больших томов рассказов о кругосветных путешествиях на шлюпах «Диана» и «Камчатка».

В 1821 году Головнин, уже в чине капитана-командора, был назначен помощником директора Морского корпуса, а в 1823 году-генерал-интендантом флота. В его подчинении находились кораблестроительный, комиссариатский и артиллерийский департаменты, все верфи и портовые сооружения от г. Риги до Камчатки. Позже к его обязанностям прибавились еще заботы о заготовке корабельного леса, вооружении кораблей. В. М. Головнин отдавал всего себя любимому делу, продолжая неустанно трудиться на пользу науке и флоту. Ему принадлежит заслуга восстановления Балтийского флота, пострадавшего от наводнения в 1824 г., и постройки первых русских пароходов.

За свою деятельность В. М. Головнин был избран членом-корреспондентом Российской Академии наук, действительным членом вольного Экономического общества любителей российской словесности и искусства.

В. М. Головнина высоко ценят не только как мореплавателя и географа, но и как известного писателя-прозаика, как передового прогрессивного деятеля того времени.

Умер В. М. Головнин в чине вице-адмирала от холеры, эпидемия которой свирепствовала тогда в Петербурге. Благодарные потомки увековечили его имя на карте мира. Именем Головнина названы бухта и город на полуострове Съюрд Северной Америки, пролив и вулкан в Курильской гряде, гора и мыс на Новой Земле.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *