Что открыл гераклит в биологии кратко

Гераклит: вклад в биологию

Какой вклад в науку внес Гераклит, древнегреческий философ, Вы узнаете из этой статьи.

Гераклит: вклад в биологию

Человек на протяжении своей истории интересовался проблемами жизни и смерти, борьбы с недугами, долголетия, сохранение здоровья, отличие живого от неживого. И долгое время считалось, что всеми процессами руководят Боги.

На рубеже VI – V столетий Гераклит (греческий мыслитель) впервые выдвинул идею развития организмов по законам природы. И только познав их можно использовать законы на благо человечества. Ученый Гераклит считал, что наш мир меняется непрерывно. Он считал, что первоначалом всего сущего на планете является стихия огня. Ее древние греки представляли наиболее легкой, подвижной и тонкой. Гераклит вклад +в науку в том, что мыслитель представил теорию: из огня путем сгущения появляются все вещи и после его разрежения вновь туда же возвращаются. Огонь постепенно превращается в воздух, воздух в воду, а вода в землю. Вот еще что открыл Гераклит – наша планета Земля когда-то представляла собой раскаленную часть всеобщего огня. Медленно она начала остывать. И стала такой, какой мы ее видим сейчас. Теория мирового огня подчеркивает следующее: мир, по мнению философа, не создавался никакими богами, а тем более людьми. Мировой огонь все время то вспыхивает, то потухает.

Гераклит открытия в биологии

Жизнь Гераклита не была подчинена только философским раздумьям. Также он отдавал немало времени биологической науке. Достижения Гераклита в естествознании состоит в создании теории атомизма. Мыслитель создал гераклитовскую анатомию человека, которая полностью соответствует строению мира. Тело построено из атомов, в точности, как и мир вокруг нас. Главным органом человеческого тела, по мнению философа, был желудок. Кроме того, Гераклит открыл законы человеческой души и природы физического мира. Его учения легли в основу создания Милетской школы. Ее известными представителями были Фалес и Пифагор.

Надеемся, что из этой статьи Вы узнали, что сделал Гераклит для науки.

Источник

Какой вклад в науку внес Гераклит, древнегреческий философ, Вы узнаете из этой статьи.

Гераклит: вклад в биологию

Человек на протяжении своей истории интересовался проблемами жизни и смерти, борьбы с недугами, долголетия, сохранение здоровья, отличие живого от неживого. И долгое время считалось, что всеми процессами руководят Боги.

На рубеже VI – V столетий Гераклит (греческий мыслитель) впервые выдвинул идею развития организмов по законам природы. И только познав их можно использовать законы на благо человечества. Ученый Гераклит считал, что наш мир меняется непрерывно. Он считал, что первоначалом всего сущего на планете является стихия огня. Ее древние греки представляли наиболее легкой, подвижной и тонкой. Гераклит вклад +в науку в том, что мыслитель представил теорию: из огня путем сгущения появляются все вещи и после его разрежения вновь туда же возвращаются. Огонь постепенно превращается в воздух, воздух в воду, а вода в землю. Вот еще что открыл Гераклит – наша планета Земля когда-то представляла собой раскаленную часть всеобщего огня. Медленно она начала остывать. И стала такой, какой мы ее видим сейчас. Теория мирового огня подчеркивает следующее: мир, по мнению философа, не создавался никакими богами, а тем более людьми. Мировой огонь все время то вспыхивает, то потухает.

Гераклит открытия в биологии

Жизнь Гераклита не была подчинена только философским раздумьям. Также он отдавал немало времени биологической науке. Достижения Гераклита в естествознании состоит в создании теории атомизма. Мыслитель создал гераклитовскую анатомию человека, которая полностью соответствует строению мира. Тело построено из атомов, в точности, как и мир вокруг нас. Главным органом человеческого тела, по мнению философа, был желудок. Кроме того, Гераклит открыл законы человеческой души и природы физического мира. Его учения легли в основу создания Милетской школы. Ее известными представителями были Фалес и Пифагор.

Гераклит Эфесский – один из самых старших древнегреческих философов.

Его главная заслуга – создание первоначального диалектического учения, благодаря чему такой метод философствования и мышления вообще широко распространился.

Гераклит был известен современникам и последователям как «Тёмный» или «Мрачный», что характеризовало его философию и образ жизни.

Учение Гераклита, как отмечали также современники, противостояло философии Демокрита – другого древнего мыслителя. Гераклит оставил только одно сочинение – «О природе», от которого до нас дошло лишь несколько десятков отрывков-цитат.

Известно, что сочинение состояло из трёх частей – «О природе», «О государстве» и «О боге». Несмотря на столь скромное по количеству наследие, Гераклит был признан одним из самых выдающихся учёных древнего мира, его учение повлияло на многих мыслителей, начиная от Аристотеля и особенно Платона и кончая современными философами.

Основные идеи учения Гераклита

Зороастрийские корни учения Гераклита

Одно из основных положений философии Гераклита – огонь как первопричина всего сущего. Это положение было введено не просто в русле поиска первоэлемента, которым увлекались древнейшие из греческих философов: огонь является священной субстанцией в зороастризме – древнеперсидской религии.

О том, что Гераклит был знаком с учением Заратустры, свидетельствуют хотя бы легенды о его смерти, по которым он «сделался добычей собак» или «лёг, обмазав себя навозом, и так умер»; это означает, что он был погребён по зороастрийским обычаям. О жизни Гераклита вообще известно немногое.

О себе Гераклит говорил, что он обладает знанием об истинном устройстве мироздания, частью которого является человек. По его мнению, в природе господствует Логос, что означает порядок, гармонию, пропорциональность. Логос является и критерием истины, которую может познать человек.

Доказательства единства противоположностей

Единство и тождественность противоположностей – ещё одна важная идея Гераклита. Он доказывает её несколькими примерами. Так, вода в море одновременно и самая чистая и самая грязная: для рыб это питательная среда, а для человека она непригодна для питья. Человек купается в воде, а свинья – в грязи. Разные аспекты одной и той же вещи могут быть противоположностями: например, система письма (например, греческая) считается одновременно линейной (по направлению строки) и округлой (по форме букв).

Гераклит и христианство

Учение Гераклита, с одной стороны, оказало прямое влияние на христианство. С другой стороны, в некоторых своих аспектах оно походит на христианство, хотя не является прямым предшественником: оба учения в этих аспектах основываются на зороастризме.

Из Гераклита христиане позаимствовали учение о Логосе как «божественном порядке», идею о непостоянстве и бренности материального мира, идею о «конце мира» (впрочем, она могла прийти и непосредственно из зороастризма – оттуда же, откуда её воспринял Гераклит).

Читай о жизни ГЕРАКЛИТА, биографию великого философа, учение мудреца:

ГЕРАКЛИТ
(ок. 544-483 до н. э.)

Древнегреческий философ, представитель ионийской школы. Считал первоначалом мира огонь, который также есть душа и разум (логос); путем сгущения из огня возникают все вещи, путем разряжения в него возвращаются. Высказал идеи о непрерывном изменении, становлении («все течет», «в одну реку нельзя войти дважды»), о том, что противоположности пребывают в вечной борьбе. Основное сочинение: «О природе».

Эфес входил в число двенадцати ионийских полисов и был основан в XI веке до н. э. Название «Эфес» город получил по имени одной из мифических амазонок. Эфес располагался в плодородном районе реки Каистрос, впадающей в Каистрийский залив (ныне залив Кушада, северо-западнее острова Самос). Эфес вместе с другими полисами греческого мира прошел через процесс демократизации; власть перешла от царского и аристократических родов к демократическим слоям населения, что имеет прямое отношение к Гераклиту Эфесскому. Он происходил из царского рода Катридов. Однако в то время уже не только не мог притязать на связанные с его родословной привилегии, но и по собственной воле отказался даже от тех привилегий, которые все еще полагались представителям свергнутых царских родов или потомков аристократии. В одном из источников говорится, что из-за «гордыни» Гераклит уступил своему брату царский титул, который он должен был унаследовать от своего отца. Большинство исследователей считает это сообщение правдоподобным.

Относительно же мотивов остается только догадываться. Некоторые ученые полагают, что Гераклит отказался от сана царя в знак протеста против торжества демократии в Эфесе. Отречение позволило Гераклиту «влиться, на равных правах с прочими «лучшими» гражданами, в гущу политических событий. «Рассказывают, что Гераклит убедил тирана Меланкому сложить с себя власть. Обычно исследователи не доверяют этому сообщению, в частности, выражают сомнение относительно существования в Эфесе в эпоху Гераклита самого тирана Меланкомы. Другие же, напротив, ссылаясь на Геродота, согласно которому персидский полководец Мардоний низложил (в 492 году до н. э.) всех ионийских тиранов и установил в соответствующих городах демократическое правление, полагают, что в Эфесе при персидском владычестве правил тиран, по-видимому, Меланкома, который, как и остальные ионийские тираны, был свергнут Мардонием.

Гераклит, которому было около 28 лет и который жаждал развернуться, возможно, и убедил Меланкому сложить с себя власть в пользу Гермодора. Но Гермодор правил недолго. Все попытки установить роль Гермодора в истории Эфеса и причины его изгнания не дали результатов. Сам же Гераклит сообщает: «Следовало бы всем взрослым эфесцам удавиться и оставить город подросткам, ибо они изгнали Гермодора, мужа меж них наиполезнейшего, сказав: «Пусть не будет среди нас ни один наиполезнейшим, а если такой найдется, да будет он на чужбине и с чужими».

Есть свидетельства и о том, что к Гераклиту присылали своих послов афиняне. Узнав о нем как о выдающемся философе, интересовавшиеся философией жители Афин захотели увидеть Гераклита в своем городе, услышать его, поспорить с ним. Мыслитель отказался и от этого.

В диалоге «Теэтет» Платон, намекая на «темноту» Гераклита, высмеивает любовь к парадоксам и загадочным изречениям каких-то гераклитовцев. Аристотеля, сформулировавшего основные законы логики, раздражала (помимо замысловатости выражения) манера эфесца совмещать противоположные понятия и представления (например, «в одну и ту же реку мы входим и не входим»).

Не придавал ли Гераклит своим сочинениям малопонятную форму намеренно? Это могло соответствовать его философскому убеждению, выраженному в словах «Природа любит прятаться». Во всяком случае, так полагал Цицерон, оправдывая Гераклита. «Темнота» не заслуживает упрека в двух случаях либо если привносишь ее намеренно, как Гераклит, «который известен под прозвищем «Темный», ибо слишком темно о природе вещей рассуждал он», либо когда непонятность речи обусловлена темнотой предмета». Впрочем, «темен», непривычен был и предмет Гераклита, речь ведь шла о скрытой природе вещей, о труднейшей для постижения диалектике мира. Каждый из интерпретаторов высказывает свою версию, подкрепляет ее свидетельствами.

Огонь в истолковании Гераклита есть нечто вроде судьбы, которая несет с собой какое-то воздаяние, пусть и не устанавливая космическую «справедливость».

Толпу, по убеждению Гераклита, и составляют люди, которым лень расстаться с невежеством, легковерием и устремиться на путь мудрости. Мудрых людей вообще очень мало, большинство к мудрости так и не приобщается.

Сокрушаясь по поводу невежества «большинства», эфесец замечает: «Невежество лучше скрывать», чем обнаруживать его публично; «Собаки лают на тех, кого они не знают»; «Спесь следует гасить быстрее, чем пожар».

Интересно, что причину «варварства душ» людей Гераклит видит в их конкретном вещественном состоянии. Дело в том, что души, поясняет он, происходят из влаги, но при этом склонны высыхать. И разница между «влажной» и «сухой» душой как раз и определяет различие между глупым и умным человеком. Так, пьяница, считает Гераклит, безусловно имеет влажную душу. В то же время душа мудреца самая сухая и наилучшая. Характерно, что в состоянии предельной сухости душа человека, по Гераклиту, излучает свет, свидетельствуя о своей огненной природе. Причем, переселяясь в Аид, души мудрецов играют там особую роль стражей живых и мертвых.

Хотя представления о загробном мире эфесец объявляет иллюзорными, он тем не менее не дает определенного ответа на возникающий вопрос о возможности и невозможности загробного существования. По его словам, «людей ждет после смерти то, чего они не ожидают и не предполагают». Впрочем, судя по некоторым фрагментам, складывается впечатление, что Гераклит придерживался веры, по которой человек своим поведением и образом жизни в посюстороннем мире предопределяет судьбу своей души в потустороннем мире, то есть посмертные награды и наказания. Поэтому человек, предававшийся чувственным наслаждениям и ведший по преимуществу неразумный («мокрый») образ жизни, не может рассчитывать на посмертное сохранение индивидуальности своей души.

.
Copyright: жизнь биография учение

ГЛАВА I. БИОГРАФИЯ ГЕРАКЛИТА

1.1 Жизнь Гераклита

1.2 Личность Гераклита

ГЛАВА II. ФИЛОСОФСКОЕ УЧЕНИЕ ГЕРАКЛИТА

2.1 Огонь и логос в учении Гераклита

2.2 Идеи о всеобщем движении и противоположностях

2.3 Гносеология Гераклита

ГЛАВА III. ВЛИЯНИЕ УЧЕНИЯ ГЕРАКЛИТА

3.1 Влияние на античных философов

3.2 Монография Лассаля

Список использованной литературы

Периодом зарождения философии в Европе считается V-IV века до н.э. Именно этим временным промежутком датируются самые ранние дошедшие до нас отрывки сочинений древнегреческих философов.

Актуальность работ в области древнегреческой философии неисчерпаема. Многие взгляды философов находят новые, оригинальные толкования у современных ученых и исследователей. Поэтому можно с уверенностью сказать, что потенциал сочинений, даже написанных более двух тысячелетий назад, еще до конца не раскрыт.

При написании работы мы использовали различные источники информации.

Данные о биографии Гераклита мы нашли в книге В.Ф. Асмуса «Античная философия». Информация о сущности учения Гераклита в достаточной мере раскрыты в книгах А.Н. Чанышева «Курс лекций по древней философии». В анализе влияния учения Гераклита на других философов нам помогла в первую очередь книга Бертрана Рассела «История западной философии и ее связи с политическими и социальными условиями от античности до наших дней». Лучшим пособием, раскрывшим нам мысль Гераклита в оригинале, стала книга, подготовленная А.В. Лебедевым «Фрагменты ранних греческих философов. Часть I. От эпических теокосмогоний до возникновения атомистики».

Цель работы: исследовать учение Гераклита.

Изучить биографию Гераклита.

Выяснить основные моменты и специфику учения Гераклита.

Установить влияние учения Гераклита на последующих философов.

ГЛАВА I. БИОГРАФИЯ ГЕРАКЛИТА

1.1 Жизнь Гераклита

Гераклит придерживался о городских порядках крайне негативного мнения, с презрением относился к согражданам и людям в целом, считая, что те сами не сознают, что делают и что говорят. По данным биографов, одно время жил при храме, как многие философы того времени, однако не исполнял каких-либо жреческих обязанностей. Согласно Диогену Лаэртскому, «возненавидев людей, удалился и стал жить в горах, кормясь быльём и травами».

Согласно некоторым данным, Гераклит «велел обмазать себя навозом и, лёжа так, умер». Согласно Марку Аврелию, умер от водянки, а навозом обмазался в качестве средства от болезни.

Из всего вышеперечисленного можно сделать вывод, что Гераклит жил очень необычной для философов того времени жизнью, что сказалось на тематике и содержании его учения.

2 Личность Гераклита

Гераклит, по свидетельствам современников, был очень неординарным человеком. Согласно многим данным, был нелюдим и презирал всякое общество, а также обладал специфическими, пессимистическими взглядами, за что современники дали Гераклиту прозвище «Скутинос», т.е. «Темный», «Мрачный».

Многие биографы сообщают, что Гераклит не принадлежал к какой-либо школе, так же как не имел учеников, но был знаком с трудами Ксенофана, Гекатея, Пифагора и учением милетских философов. Его взгляды тесно переплетаются с взглядами философов милетской школы (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен). Однако учение Гераклита не может рассматриваться как часть милетской школы, так как противоречит ей во многих ключевых моментах.

Таким образом, Гераклит обладал уникальными и интересными философскими взглядами, которые во многом превосходили по глубине мысли его современников.

ГЛАВА II. ФИЛОСОФСКОЕ УЧЕНИЕ ГЕРАКЛИТА

2.1 Огонь и логос в учении Гераклита

Одним из ключевых моментов учения Гераклита является огонь. Этот элемент был избран философом в качестве субстанциально-генетического начала. Философы других школ избирали первоначалом более стабильные элементы: воду Фалес, землю Фарекид, воздух Анаксимен. Сам Гераклит объяснял свой выбор тем, что эта субстанция наиболее подвижна и нестабильна, поэтому все другие субстанции обращаются в огонь путем «остывания» или «замедления». Он называл этот процесс «путем вниз», т.е. путем от более совершенного, общего, к более низкому, частному.

Одним из существенных отличий идеи Гераклита о наличии первоэлемента является мысль о том, что первоэлемент не был создан кем-либо из богов или людей. Он был изначально, был везде, и лишь из него впоследствии появились и боги, и люди.

Другой мыслью Гераклита является идея периодичности повторения циклов «избытка» огня. Под этим циклом Гераклит подразумевает конец света, мировой пожар. Этот пожар сжигает всё: и материю, и души, ведь во всем есть начало от огня. После этого огонь снова «остывает», приходит к состоянию воздуха, воды и земли.

2 Идеи о всеобщем движении и противоположностях

Гераклит в своем сочинении выдвигает мысль о том, что время и жизнь находятся в постоянном движении, которое он сравнивает с течением реки, в которую можно зайти дважды, но воды, омывающие тело, будут уже другими. Однако его мысли о всеобщей изменчивости находят у современных ученых и другое толкование: одно и то же никогда не повторяется, но и никуда не исчезает, а лишь превращается в нечто иное. Промежуточным же звеном между «одним» и «другим» всегда является огонь. Огонь идеально соответствовал его взглядам на жизнь, ведь это самый нестойкий из элементов, который на глазах «пожирает» материю, что люди видели веками, смотря на костры.

Гармонию эту нельзя увидеть человеку. В этом и есть, по Гераклиту, ее высшая сила. Вся эта вселенская гармония доступна лишь богу. Эта глубочайшая гармония присуща всему мирозданию, несмотря на то, что там все кипит в борьбе, в распре. В этой гармонии растворяется все зло.

Исходя из всего вышеизложенного, можно утверждать, что идея Гераклита об изменчивости хорошо согласовывалась с его учением об огне, как всеобщем начале. Тождественность противоположностей же, как доктрина, не находит достаточных обоснований.

3 Гносеология Гераклита

Сохранилось много фрагментов Гераклита, в которых речь идет о познании. Он различал познание посредством чувств и познание посредством мысли. И тот, и другой методы познания необходимы, однако на первое место Гераклит поставил познание мышлением, о чем свидетельствуют многочисленные фрагменты, в которых идет речь о логосе.

Понимание логоса дается нелегко. В первую очередь это можно связать с тем, что натура самого познания такова, что человеку полностью постичь логос невозможно: настолько он бескраен и необъятен. Поэтому «несмотря на то, что логос существует вечно, люди оказываются несообразительными и прежде, чем его услышат, и (даже) услышав впервые». (В 1).

Многознание, присущее «Гесиоду и Пифагору», также не приближает человека к познанию логоса. Оно дает лишь разрозненные знания о природе, но не дает целой картины построения мироздания, не дает мудрости. Такую мудрость Гераклит ставит отдельно от знаний, на более возвышенное место, о чем может говорить фрагмент: «Из тех, чьи учения я слышал, никто не дошел до признания, что мудрое отлично от всего остального» (В 108).

ГЛАВА III. ВЛИЯНИЕ УЧЕНИЯ ГЕРАКЛИТА

3.1 Влияние на античных философов

Учение Гераклита оказало влияние на многих философов античности. В первую очередь, это Платон.

Истоки релятивизма истины, одного из ключевых догм философов-софистов, некоторые авторы видят в идее о всеобщей относительности Гераклита. Это мнение является спорным. Конечно, невозможно отрицать сходство учения Гераклита и некоторых мыслей Протагора об относительности истины к условиям. Однако при более детальном рассмотрении учения Протагора выясняется, что релятивистские взгляды Протагора и Гераклита совпадали лишь косвенно.

Взгляды Гераклита о космосе, Логосе и огне нашли благодатную почву в стоицизме, основоположником которого является древнегреческий философ Зенон Китийский. Так, одной из важных составляющих стоического учения является мысль о том, что вся материя «сгорает», «отчищается» огнем божественного закона.

Таким образом, учение Гераклита оказало существенное влияние на взгляды многих древнегреческих философов, которые в дальнейшем развивали и адаптировали идеи Гераклита для собственных школ.

3.2 Монография Лассаля

Одной из самых необычных интерпретаций сочинений Гераклита в современности является монография Лассаля. Эта книга была издана в 1858 г. известным немецким философом, юристом и политическим деятелем Фердинандом Лассалем под названием «Die Philosophie Herakleitos des Dunkeln v. Ephesos».

Основная тенденция этой монографии состояла в том, что Лассаль попытался превратить Гераклита в «Гегеля древнего мира», подвести положения диалектики и материализма Гераклита под учения идеалистической диалектики Гегеля. Это стремление Лассаля было ошибочным, во-первых, потому, что Лассаль хотел превратить наивного материалиста, каким был Гераклит, в идеалиста; во-вторых, потому, что, сближая диалектику Гераклита с диалектикой Гегеля, Лассаль искал в далеком прошлом такие черты диалектики, которые в этом прошлом еще не могли возникнуть.

Книга Лассаля о Гераклите изучалась Марксом, Энгельсом и Лениным. Все они с полным единодушием отметили крупные ее недостатки и ошибочные воззрения. Ленин отметил, что Лассаль приближает Гераклита к Гегелю, «прямо-таки топя Гераклита в Гегеле» (3, т. 29, с. 308), Он находит у Лассаля «рабское повторение Гегеля по поводу Гераклита!» (3, т. 29, с. 306).

Старательный ученик выполняет ее «блестяще», перечитывая у всех древних (и новых) писателей все о Гераклите и все толкуя под Гегеля».

В результате, как заключает Ленин, впечатление получается такое, что идеалист Лассаль оставил в тени материализм или материалистические тенденции Гераклита, подстраивая его под Гегеля.

Подводя итог, можно сказать, что, образ Гераклита был использован в современности с целью усиления рабочего движения, однако неправильная, превратная трактовка Гераклита вскоре нашла справедливую критику.

философ гераклит огонь логос

Список использованной литературы

Вадим Серов. Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений

Гераклит. Иоганн Морельсе. Около 1630.

Гераклит Эфесский. Гравюра. Начало XIX в.

Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Читай биографию философа: кратко о жизни, основных идеях, учениях, философии
ГЕРАКЛИТ ЭФЕССКИЙ
(ок. 544-483 до н. э.)

Древнегреческий философ, представитель ионийской школы. Считал первоначалом мира огонь, который также есть душа и разум (логос); путем сгущения из огня возникают все вещи, путем разряжения в него возвращаются. Высказал идеи о непрерывном изменении, становлении («все течет», «в одну реку нельзя войти дважды»), о том, что противоположности пребывают в вечной борьбе. Основное сочинение: «О природе».

Эфес входил в число двенадцати ионийских полисов и был основан в XI веке до н. э. Название «Эфес» город получил по имени одной из мифических амазонок. Эфес располагался в плодородном районе реки Каистрос, впадающей в Каистрийский залив (ныне залив Кушада, северо-западнее острова Самос). Эфес вместе с другими полисами греческого мира прошел через процесс демократизации; власть перешла от царского и аристократических родов к демократическим слоям населения, что имеет прямое отношение к Гераклиту Эфесскому. Он происходил из царского рода Катридов. Однако в то время уже не только не мог притязать на связанные с его родословной привилегии, но и по собственной воле отказался даже от тех привилегий, которые все еще полагались представителям свергнутых царских родов или потомков аристократии. В одном из источников говорится, что из-за «гордыни» Гераклит уступил своему брату царский титул, который он должен был унаследовать от своего отца. Большинство исследователей считает это сообщение правдоподобным.

Относительно же мотивов остается только догадываться. Некоторые ученые полагают, что Гераклит отказался от сана царя в знак протеста против торжества демократии в Эфесе. Отречение позволило Гераклиту «влиться, на равных правах с прочими «лучшими» гражданами, в гущу политических событий. «Рассказывают, что Гераклит убедил тирана Меланкому сложить с себя власть. Обычно исследователи не доверяют этому сообщению, в частности, выражают сомнение относительно существования в Эфесе в эпоху Гераклита самого тирана Меланкомы. Другие же, напротив, ссылаясь на Геродота, согласно которому персидский полководец Мардоний низложил (в 492 году до н. э.) всех ионийских тиранов и установил в соответствующих городах демократическое правление, полагают, что в Эфесе при персидском владычестве правил тиран, по-видимому, Меланкома, который, как и остальные ионийские тираны, был свергнут Мардонием.

Гераклит, которому было около 28 лет и который жаждал развернуться, возможно, и убедил Меланкому сложить с себя власть в пользу Гермодора. Но Гермодор правил недолго. Все попытки установить роль Гермодора в истории Эфеса и причины его изгнания не дали результатов. Сам же Гераклит сообщает: «Следовало бы всем взрослым эфесцам удавиться и оставить город подросткам, ибо они изгнали Гермодора, мужа меж них наиполезнейшего, сказав: «Пусть не будет среди нас ни один наиполезнейшим, а если такой найдется, да будет он на чужбине и с чужими».

Есть свидетельства и о том, что к Гераклиту присылали своих послов афиняне. Узнав о нем как о выдающемся философе, интересовавшиеся философией жители Афин захотели увидеть Гераклита в своем городе, услышать его, поспорить с ним. Мыслитель отказался и от этого.

В диалоге «Теэтет» Платон, намекая на «темноту» Гераклита, высмеивает любовь к парадоксам и загадочным изречениям каких-то гераклитовцев. Аристотеля, сформулировавшего основные законы логики, раздражала (помимо замысловатости выражения) манера эфесца совмещать противоположные понятия и представления (например, «в одну и ту же реку мы входим и не входим»).

Не придавал ли Гераклит своим сочинениям малопонятную форму намеренно? Это могло соответствовать его философскому убеждению, выраженному в словах «Природа любит прятаться». Во всяком случае, так полагал Цицерон, оправдывая Гераклита. «Темнота» не заслуживает упрека в двух случаях либо если привносишь ее намеренно, как Гераклит, «который известен под прозвищем «Темный», ибо слишком темно о природе вещей рассуждал он», либо когда непонятность речи обусловлена темнотой предмета». Впрочем, «темен», непривычен был и предмет Гераклита, речь ведь шла о скрытой природе вещей, о труднейшей для постижения диалектике мира. Каждый из интерпретаторов высказывает свою версию, подкрепляет ее свидетельствами.

Огонь в истолковании Гераклита есть нечто вроде судьбы, которая несет с собой какое-то воздаяние, пусть и не устанавливая космическую «справедливость».

Толпу, по убеждению Гераклита, и составляют люди, которым лень расстаться с невежеством, легковерием и устремиться на путь мудрости. Мудрых людей вообще очень мало, большинство к мудрости так и не приобщается.

Сокрушаясь по поводу невежества «большинства», эфесец замечает: «Невежество лучше скрывать», чем обнаруживать его публично; «Собаки лают на тех, кого они не знают»; «Спесь следует гасить быстрее, чем пожар».

Интересно, что причину «варварства душ» людей Гераклит видит в их конкретном вещественном состоянии. Дело в том, что души, поясняет он, происходят из влаги, но при этом склонны высыхать. И разница между «влажной» и «сухой» душой как раз и определяет различие между глупым и умным человеком. Так, пьяница, считает Гераклит, безусловно имеет влажную душу. В то же время душа мудреца самая сухая и наилучшая. Характерно, что в состоянии предельной сухости душа человека, по Гераклиту, излучает свет, свидетельствуя о своей огненной природе. Причем, переселяясь в Аид, души мудрецов играют там особую роль стражей живых и мертвых.

Хотя представления о загробном мире эфесец объявляет иллюзорными, он тем не менее не дает определенного ответа на возникающий вопрос о возможности и невозможности загробного существования. По его словам, «людей ждет после смерти то, чего они не ожидают и не предполагают». Впрочем, судя по некоторым фрагментам, складывается впечатление, что Гераклит придерживался веры, по которой человек своим поведением и образом жизни в посюстороннем мире предопределяет судьбу своей души в потустороннем мире, то есть посмертные награды и наказания. Поэтому человек, предававшийся чувственным наслаждениям и ведший по преимуществу неразумный («мокрый») образ жизни, не может рассчитывать на посмертное сохранение индивидуальности своей души.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *