Что открыл фрейд кратко

Что открыл фрейд кратко. Смотреть фото Что открыл фрейд кратко. Смотреть картинку Что открыл фрейд кратко. Картинка про Что открыл фрейд кратко. Фото Что открыл фрейд кратко

Годы становления

В молодости он мечтал о карьере военного или политика. Оба этих занятия, помимо обеспеченного существования, давали возможность получить высокий статус в обществе. Но национальная политика Австро-Венгрии на рубеже XIX—XX вв. не подразумевала использования евреев на государственной службе. Представителей этой национальности ограничивали в праве на профессию. Им разрешалось получать образование только в четырёх сферах деятельности:

Последнее показалось юноше наименьшим из зол, и мир приобрёл гениального исследователя тайн человеческой психики.

Детство и начальное образование

Что открыл фрейд кратко. Смотреть фото Что открыл фрейд кратко. Смотреть картинку Что открыл фрейд кратко. Картинка про Что открыл фрейд кратко. Фото Что открыл фрейд кратко

Зигмунд Фрейд родился в моравском городке Фрайберг, на улице Шлоссергасе, которая ныне носит его имя, 6 мая 1856 года. Мать Амалия Натансон была второй женой скромного торговца тканями Якоба Фройда, имевшего небольшой, но стабильный доход с собственного предприятия. От первого брака у него уже было два сына, с одним из которых, Филиппом, у маленького Шломика (второе имя будущий учёный получил в честь деда) сложились особенно тёплые и дружеские отношения.

Однако финансовое благополучие закончилось в 1859 г., когда из-за последствий индустриализации бизнес отца потерпел крах, а город потрясла эпидемия безработицы. В поисках хоть какого-то трудоустройства семья Фрейдов переехала сначала в Лейпциг, а затем в Вену. Там им удалось обосноваться в беднейшем районе — своеобразном гетто для воров, беженцев, проституток, евреев и цыган. Постепенно положение выправилось, но прежнего достатка вернуть уже не удалось.

Образованием сына изначально занималась мать, которая научила его читать, а когда он проявил неординарные способности, к занятиям подключился и отец. Для Зигмунда Фрейда книги навсегда стали спутниками жизни. Видя его тягу к наукам, родители создавали для мальчика особые условия, выделив для занятий отдельную комнату с керосиновой лампой (хотя все в доме пользовались свечами). Он с отличием закончил гимназию, получив хорошую подготовку в обязательных предметах. Но особых успехов добился в изучении языков — прекрасно знал немецкий и латынь, свободно общался на английском, итальянском, французском и испанском.

Что открыл фрейд кратко. Смотреть фото Что открыл фрейд кратко. Смотреть картинку Что открыл фрейд кратко. Картинка про Что открыл фрейд кратко. Фото Что открыл фрейд кратко

На момент выпуска Зигмунду было семнадцать лет и он уже обладал широким интеллектуальным кругозором. В числе ведущих интересов значились философия, литература и психология человека, рассматриваемая им пока с чисто бытовой точки зрения.

Университет и первые шаги в профессии

Лучший ученик выпуска осенью 1873 г. без труда поступил на медицинское отделение Венского университета. Первый год являлся ознакомительным. За время изучения вводных дисциплин студенты определялись с будущей специальностью, формировали свои предпочтения. На Фрейда сильное впечатление произвели лекции двух преподавателей:

Что открыл фрейд кратко. Смотреть фото Что открыл фрейд кратко. Смотреть картинку Что открыл фрейд кратко. Картинка про Что открыл фрейд кратко. Фото Что открыл фрейд кратко

Под руководством последнего он написал свою дебютную статью и смог осуществить первое полноценное научное исследование в Институте зоологических изысканий Триеста. Видя несомненную одарённость юноши и зная о денежных проблемах его семьи, Клаус поспособствовал, чтобы этот институт назначил Зигмунду достойную стипендию. Однако финансовую помощь предложил ему и Венский институт физиологии, и Фрейд, увлечённый в тот момент идеями фон Брюкке, предпочёл зоологии изучение нервных клеток спинного мозга животных.

Научная работа захватила юношу целиком, не оставляя времени на стычки с однокашниками. Студенческая среда была пропитана антисемитизмом, и он привык довольно жёстко реагировать на оскорбительные выходки однокурсников, что привело к формированию в характере молодого человека таких черт, как независимость, самостоятельность мышления, умение не считаться с давлением большинства. Этому очень помогло увлечение философией Ницше и Шопенгауэра, а также полное погружение в исследовательскую деятельность, результатом которой стал ряд статей по анатомии и неврологии.

В 1881 году, блестяще показав себя на выпускных экзаменах, Фрейд получил учёную степень доктора. В жизни своей он ничего не менял и продолжал работать в лаборатории фон Брюкке, надеясь впоследствии занять там вакантное место. Но профессор-наставник быстро остудил его пыл, указав на полную бесперспективность этих надежд. В одном из писем он признался, что вакансий на кафедре психологии не будет ещё лет 20, а учитывая бедственное положение его семьи, Фрейду необходимо заняться практической медициной.

Практика и кокаин

Что открыл фрейд кратко. Смотреть фото Что открыл фрейд кратко. Смотреть картинку Что открыл фрейд кратко. Картинка про Что открыл фрейд кратко. Фото Что открыл фрейд кратко

Для открытия собственного дела молодому учёному катастрофически не хватало денег и он устроился в Венскую городскую больницу в отделение хирургии. Но уже через два месяца перевёлся в неврологию, где работа пошла успешнее. Необходимость в деньгах усугублялась тем, что Зигмунд встретил любовь всей своей жизни — Марту Бернейс, принадлежавшую к весьма респектабельной семье ортодоксальных евреев. И чтобы просить её руки, надо было соответствовать материальному уровню будущих родственников.

С 1883 г. он переходит под крыло Теодора Мейнерта, признанного авторитета в области психиатрии, и в течение трёх лет практики публикует ряд серьёзных научных статей, посвящённых проблемам гистологии и сравнительной анатомии. Авторитет Фрейда растёт. Он параллельно работает в венерическом отделении, изучая влияние сифилиса на нервную систему пациентов. Исследует проявления гимении и афазий у детей (создание термина ДЦП — его заслуга). И в то же время постоянно находится в состоянии неудовлетворённости и уныния.

Что открыл фрейд кратко. Смотреть фото Что открыл фрейд кратко. Смотреть картинку Что открыл фрейд кратко. Картинка про Что открыл фрейд кратко. Фото Что открыл фрейд кратко

В 1884 году учёный на себе пробует действие кокаина и пишет несколько работ, в которых даёт препарату восторженные оценки как анальгетику, антидепрессанту и средству, понижающему утомляемость. Не подозревая о негативных последствиях, он прописывает его как лекарство пациентам и даже невесте Марте. Когда же наукой была доказана опасность коки, а его воздействие приравнено к алкогольному или опиумному (1887), Фрейд уже попал в серьёзную зависимость, и до начала XX века страдал сердечными приступами, кровотечениями из носа и головными болями.

Создание теории психоанализа

Увлечение и пропаганда наркотика, а также ошибочные выводы по привыканию к нему испортили репутацию молодого врача, но не настолько, чтобы не позволить выиграть конкурс кандидатов на стажировку в Париже у находящегося на пике славы Жана Шарко. Год, проведённый в его клинике, дал необыкновенно много для понимания Фрейдом методологии лечения истерий, использовании гипноза, а также связей между появлением невротических заболеваний с проблемами сексуального характера.

Работа с Йозефом Брейером

Что открыл фрейд кратко. Смотреть фото Что открыл фрейд кратко. Смотреть картинку Что открыл фрейд кратко. Картинка про Что открыл фрейд кратко. Фото Что открыл фрейд кратко

По возвращении в Вену, 13 сентября 1886 г. Зигмунд женится на Марте, с которой ему суждено было прожить 53 года до самой смерти и которая родила в этом браке шестерых детей. Тогда же он начинает тесное сотрудничество с доктором Брейером. Они были знакомы со времён совместной работы в лаборатории профессора фон Брюкке и оба являлись горячими поклонниками гипнотического метода лечения неврозов. На базе его Йозеф Брейер даже открыл оригинальный «катартический» способ терапии психических заболеваний, и Зигмунд, стремясь освоить все новейшие практики с пациентами, попросил его о совместной работе.

Довольно быстро наступило разочарование. Гипноз не оправдывал возложенных на него надежд. Часть пациентов была не подвержена внушению, у других наступало ухудшение. Поиск сведений о прошлом больного в неподавленном состоянии стал для учёного основной задачей. В результате исследований он пришёл к технике свободных ассоциаций, суть которой заключалась в том, чтобы пациент излагал свои мысли в том порядке, какой он сам посчитает нужным. По мнению Фрейда, такой речевой процесс неизбежно приведёт к выявлению того, что болит (вскроет доминирующие страхи и причины невроза личности).

Появившаяся в 1895 г. книга «Исследования истерии», обобщившая семилетний опыт совместной работы Фрейда и Брейера, ныне считается первой в истории психоанализа. К этому времени отношения между соавторами прекратились по причине непреодолимых профессиональных противоречий. Концепция, что в основе истерий и неврозов могут лежать нереализованные сексуальные желания, вызвала скандал в медицинском сообществе, а содержание книги подверглось резкой критике.

Первые опыты и открытия

Что открыл фрейд кратко. Смотреть фото Что открыл фрейд кратко. Смотреть картинку Что открыл фрейд кратко. Картинка про Что открыл фрейд кратко. Фото Что открыл фрейд кратко

В основу теории Зигмунда Фрейда легли как наблюдения за пациентами, так и болезненный эксперимент над самим собой, связанный со смертью отца в 1896 году. Личные переживания основоположника психоанализа внесли неоценимый вклад в развитие теории и практики новой идеи, сформировали систему понятий научного направления, известного теперь как фрейдизм.

Обнаруженные им в результате беспощадного опыта влечение к матери и ненависть к отцу интеллектуально и эмоционально надломили учёного, но привели его к пониманию роли сновидений и открытию эдипова комплекса — основам психоаналитической практики. А на базе наблюдений за клиническим случаем Анны О. (женщину удалось излечить от частичного паралича, вызванного истерией) выявить защитные механизмы человеческой психики.

Главный труд учёного (1900)

Работая над книгой «Толкование сновидений», Зигмунд Фрейд ясно осознавал её революционную значимость, и даже в конце жизни признавал это своё произведение важнейшим и лучшим. Здесь ему удалось структурировать психику человека и представить её в виде триединства:

В связи с этим механизм психики человека представлялся учёному как сочетание сознательной и бессознательной работы мозга, что вызвало у медиков бурные возражения. Этим утверждением Фрейд отвергал принятую в научных кругах идею о проявлении деятельности центральной нервной системы исключительно через физиологию пациента. То, что поведение может зависеть не только от внешних факторов, но и от скрытых для разума сил, вызывало шок у современников. Модель психики по Фрейду выглядела так:

В качестве основных таких стимулов он выделил две доминирующие жизненные энергии: сексуальную (либидо) и агрессивную (страх смерти), на базе которых и совершенствовал в дальнейшем анализ невротических состояний у пациентов. Сновидения в этой системе играли роль маркера. С их помощью тайные причины поведения лиц с психическими расстройствами получали объяснение, следовательно, обнаруживался источник проблемы. Сон, по мнению Фрейда, являлся зашифрованным посланием бессознательного.

Расцвет карьеры и последние годы

Если попытаться дать характеристику психоанализа Фрейда понятно и кратко, то это способ лечения, направленный на выяснение вытесненных в подсознание страхов и травм, которые приводят к возникновению психических расстройств и поведенческих отклонений. Его появление образовало целое направление в современной психиатрии.

Создание союза психоаналитиков

Что открыл фрейд кратко. Смотреть фото Что открыл фрейд кратко. Смотреть картинку Что открыл фрейд кратко. Картинка про Что открыл фрейд кратко. Фото Что открыл фрейд кратко

Успехи учёного в практическом применении своего метода принесли ему известность и, несмотря на критику, привели к появлению массы последователей. В 1902 году на квартире одного из бывших пациентов организуется «Психологическое общество по средам», где собираются сам Фрейд и его единомышленники (среди которых множество будущих светил медицины) для обсуждения клинических случаев и теоретических дискуссий. В рассмотрении интереснейших фактов принимают участие Адлер, Юнг, Эйтингон, Бисвангер, Брилл, Ференци и другие. Вершиной популярности становится приглашение группы учёных в США.

Создание Венского объединения психоаналитиков в 1908 г. закрепило появление на международной арене этого медицинского направления и принесло его основателю всемирную славу. К учёному выстроилась очередь богатых пациентов из России, Польши, Германии, Румынии и т. д. Не оставлял он и исследовательской деятельности, публикуя новые статьи и книги. Вот только небольшой список его работ:

Что открыл фрейд кратко. Смотреть фото Что открыл фрейд кратко. Смотреть картинку Что открыл фрейд кратко. Картинка про Что открыл фрейд кратко. Фото Что открыл фрейд кратко

Завершение пути

Что открыл фрейд кратко. Смотреть фото Что открыл фрейд кратко. Смотреть картинку Что открыл фрейд кратко. Картинка про Что открыл фрейд кратко. Фото Что открыл фрейд кратко

Смерть дочери Софии от гриппа в 1920 г. и обнаруженный у исследователя рак гортани усугубили трагедию его последних лет и окончательно испортили и без того непростой характер учёного. Неудачная операция привела к тому, что Фрейду пришлось перенести ещё 32 хирургических вмешательства для исправления ошибки, в результате которых он потерял часть челюсти и возможность внятно говорить. Это привело к ещё большему сокращению доходов, так как немалую их часть он получал от прочтения лекций.

В двадцатые годы им были написаны «Я и Оно» и «По ту сторону принципа удовольствия». А в 1930 немецким сообществом Зигмунду Фрейду присудили премию Гёте за бесценный вклад в мировую науку. Финал его жизни был омрачён приходом к власти Адольфа Гитлера и реализацией антиеврейских дискриминационных законов (после присоединения Австрии к Германии). Книги учёного публично сжигались, а сам он долгое время не мог уехать из страны, так как не в состоянии был уплатить «долг перед государством», назначенный правительством для отъезжающих.

Помощь принцессы Мари Бонапарт позволила ему перебраться в Лондон. Лето последнего года жизни старый учёный очень страдал от прогрессирующей болезни.

Предчувствуя мучительный конец и зная как врач, что его ожидает, Зигмунд Фрейд убедил окружающих в необходимости эвтаназии. 23 сентября 1939 года лечащий доктор Макс Шур ввёл ему смертельную дозу морфия.

Источник

«Иногда банан — это не просто банан». Психоанализ Зигмунда Фрейда в 10 простых вопросах и ответах

До конца XIX века господствовало представление о том, что психика человека едина и неделима. Зигмунд Фрейд подошел к этому вопросу иначе: он попытался проанализировать ее внутреннюю структуру и ввел для этого понятие бессознательного. Так появился психоанализ, ставший одним из важнейших элементов культуры XX века. Философ Елена Косилова подготовила для читателей «Ножа» подробный, но доступный путеводитель по учению Фрейда и разобрала основные положения его теории в десяти вопросах и ответах.

Как Фрейд представлял себе устройство психики?

Основоположник психоанализа Зигмунд Фрейд не систематизировал свое учение о человеке. У него была собственная схема, но он предпочитал демонстрировать ее в действии, описывая случаи из практики.

Одна из лучших систематизаций теории Фрейда представлена в книге «Словарь по психоанализу» Жана Лапланша и Жана-Бертрана Понталиса. Они показали, что Фрейд пользовался двумя топиками (то есть схемами), под которыми и понимается учение об устройстве психики.

В первой топике речь шла о том, что у психики есть две основные инстанции: нижняя — бессознательное, верхняя — сознательное. Между ними существует инстанция цензуры, также бессознательная. Бессознательное имеет природу энергии, это резервуар напряжений (или влечений).

Влечения стремятся вырваться наружу и захватить власть, но цензура — ее природа довольно загадочна — ставит им преграду и заставляет влечения выходить наружу окольными путями.

Что открыл фрейд кратко. Смотреть фото Что открыл фрейд кратко. Смотреть картинку Что открыл фрейд кратко. Картинка про Что открыл фрейд кратко. Фото Что открыл фрейд кратко

Во второй топике психика состоит уже из трех уровней, которые определяются знаменитыми терминами «Оно», «Я» и «Сверх-Я» (их также называют «Ид», «Эго» и «Суперэго»). «Оно» — это бессознательное, и его природа все та же: вытесненные влечения. На верхнем уровне Фрейд расположил «Сверх-Я» — тоже скорее бессознательную, чем сознательную инстанцию. Она формируется под воздействием воспитания и представляет собой интериоризированные образы родителей — это не просто воспитание и система запретов, но и идентификация себя с родителями, а также формирование собственного идеала «Я».

Таким образом, во второй топике действуют уже две разнонаправленные инстанции — «Оно» и «Сверх-Я», а между ними находится не имеющая энергии прослойка «Я». Функция «Я» — управлять энергетическими потоками, реагировать на давление сверху и снизу. «Я» ничего не может, но при этом оно сознательно. В этой схеме «Я» еще более очевидно, чем раньше, представляется вторичным и производным относительно бессознательного.

Интересно, что трехчастная топика напоминает картину души, нарисованную Платоном: он описывал ее как колесницу с двумя конями, черным и белым, и возницей, который ими управляет. У Фрейда мы тоже видим два двигателя — условно черный и условно белый — и «Я» в качестве возницы (отметим, что Фрейд не давал «Оно» и «Сверх-Я» этической оценки).

Кстати, теория Фрейда об инстанциях психического аппарата — это первая в философии разработанная теория, согласно которой психика состоит из частей и не является чем-то цельным. До Фрейда господствовало представление о том, что душа едина (так считали, например, Платон и Декарт). Но с появлением понятия бессознательного говорить о частях стало легко. Эта идея получила развитие в современной аналитической философии сознания: например, философ Дэниел Деннет говорит, что у сознания нет никакого организующего центра и его части находятся в состоянии самоорганизации (Фрейд таких далеко идущих выводов не делал).

Что такое бессознательное и при чем тут истерия?

Зигмунд Фрейд, по сути, исходил из того, что духовная субстанция в человеке имеет материальное воплощение в виде энергии. Такой подход он представил в раннем тексте «Набросок одной психологии» (1895).

Читайте также:

Фрейд предлагал посмотреть, что происходит с энергией внутри нервной системы: энергия может находиться в движении, накапливаться, совершать какую-то работу, а выходя за пределы нервной системы — переходить в другое состояние и формировать память.

Идея о том, что у энергии может быть «внутреннее» и «внешнее» состояние, впоследствии стала одним из главных постулатов в психоанализе. В основе этого учения лежит представление о бессознательном и сознательном как о двух составляющих психики человека.

На мысль о бессознательном Фрейда навел французский врач Жан Мартен Шарко, который стал использовать гипноз для лечения истерии. Шарко предположил, что симптомы истерии — слепота при здоровых глазах, обморок, паралич ног — возникают у людей с особой чувствительностью в результате внушения. С помощью гипноза врачу удавалось сначала внушить здоровым людям болезненные симптомы, а затем снять их. На Фрейда методы Шарко произвели огромное впечатление.

Вместе со своим учителем Йозефом Брейером Фрейд стал исследовать причины возникновения истерии и способы ее лечения. Результаты наблюдений легли в основу книги «Исследования истерии» (1895), в которой Фрейд и Брейер сформулировали гипотезу о вытесненной травме.

Они описали механизм возникновения истерии так: молодая девушка или девочка, пережившая опыт сексуального насилия, стыдится произошедшего, хочет об этом забыть и вытесняет травму. Со временем в нервной системе накапливается патологическое возбуждение, не находящее выхода. Нежелательные мысли не могут вырваться из бессознательного в сознание из-за специального механизма психики (Фрейд называет его цензурой), однако возбуждение все равно находит обходные пути и проявляется в виде истерии.

Терапия больных строилась с таким расчетом, чтобы дать накопившейся энергии выйти наружу. Предполагалось, что под гипнозом больные должны вспомнить тяжелое переживание и рассказать о нем.

Брейер называл это чувство облегчения катарсисом (очищением). Девушки действительно вспоминали травмирующие события, а рассказав о них, излечивались. Вскоре стало ясно, что терапевтический эффект имеет сам катарсис и гипноз для достижения эффекта не обязателен.

Что такое вытеснение и откуда берутся сны?

Новые подходы к изучению бессознательного Фрейд сформулировал в работе «Толкование сновидений» 1900 года. В ней он пришел к выводу, что бессознательное состоит из вытесненных влечений, и значительно расширил идею вытеснения. Фрейд считал, что вытесняется не только то, что мучает (как в случае с травмой), но и то, что человек не хочет или не может в себе признать: агрессия, зависть, стремление к конкуренции, чувство превосходства над другими.

В анализе сновидений Фрейд исходил из того, что видеть во сне нечто нейтральное человеку неинтересно и незачем: сновидения возникают из-за того, что подспудные желания накапливаются в психике и требуют выхода. Когда они удовлетворяются в виде сновидений, человек успокаивается — это явление в психоанализе называется фантазийной реализацией.

Однако непосредственного удовлетворения желаний во сне не происходит: первичный импульс преобразуется в такой образ, который окажется приемлемым.

Процесс преобразования идет с помощью смещения, сгущения и символизации.

Смещением Фрейд называл прием подстановки одного объекта или образа вместо другого по принципу сходства: например, пациенту снится дядя Иосиф, а имеется в виду коллега Иосиф. Сгущение — это способность сновидения представить в одном образе несколько вытесненных. Символизация — появление во сне образа, лишенного сексуального смысла, вместо сексуального образа; это именно то, что давно стало расхожим мемом про фрейдизм: если снится длинный предмет, то это мужской половой орган, и так далее.

Что открыл фрейд кратко. Смотреть фото Что открыл фрейд кратко. Смотреть картинку Что открыл фрейд кратко. Картинка про Что открыл фрейд кратко. Фото Что открыл фрейд кратко

Как связаны либидо, эдипов комплекс и страх кастрации?

Начиная с «Трех очерков по теории сексуальности» (1905) Фрейд переходит к трактовке бессознательного как вытесненного либидо. В этой же работе он вводит понятие инфантильной сексуальности — утверждение о том, что нечто подобное сексуальности свойственно человеку не только после полового созревания, но с самого рождения (к слову, эта идея была встречена медицинским сообществом в штыки).

Может быть интересно:

Понятие эдипова комплекса Фрейд ввел позже, но по сути уже в «Трех очерках» он полностью подготовил почву для этой идеи, поскольку ключевыми для нее также являются отношения матери и ребенка.

Мать — всегда первый объект, к которому ребенок испытывает влечение.

Ее восприятие ребенком меняется: вначале это только материнская грудь, но с течением времени формируется целостный образ.

Фрейд рисует весьма убедительную схему взросления мальчика. В детстве он испытывает влечение к матери и хочет, чтобы мать была все время с ним, принадлежала только ему. Но в возрасте одного-двух лет мальчик начинает испытывать ревность к отцу, который заявляет свои права на мать.

Примерно в этом же возрасте мальчик открывает, что у женщин нет пениса. Это открытие приводит его в ужас: если у кого-то нет пениса, значит, он тоже может его лишиться. Страх кастрации соединяется с ревностью к отцу и влечением к матери — и превращается в страх перед отцом.

Согласно теории Фрейда, при нормальном развитии ребенка эдипов комплекс должен перейти в стадию идентификации, когда ребенок в целом продолжает хотеть того же самого (жениться на матери), но теперь выражает это в виде желания вырасти и стать похожим на отца.

Кстати, Фрейд считал, что во время психоанализа пациент испытывает к врачу весь комплекс чувств, которые в детстве испытывал к отцу, — это может быть и влюбленность, и враждебность. Встретив психоаналитика, человек как бы вспоминает и переживает чувства из детства. Это явление Фрейд назвал переносом. У психоаналитика в ответ на перенос возникают встречные чувства к пациенту — это явление известно как контрперенос. В результате пациент и психоаналитик становятся небезразличны друг другу.

Что Фрейд думал о влечении к познанию и при чем тут сублимация?

Фрейд никогда не писал о гносеологии и теории познания, так как интереса к философии у него не было. Более того, согласно теории психоанализа никакого специального влечения к познанию у человека нет — есть либидо, нашедшее себе некий объект. Фрейд вводит понятие сублимации. Так он называет перенос энергии либидо в несексуальные области — прежде всего в область творчества и познания.

Тем не менее учение Фрейда внесло вклад в развитие идей, определивших облик гносеологии в ХХ веке, — например, в теорию объектных отношений, которая была сформулирована учеником Фрейда Карлом Абрахамом. В основе этой теории лежит тезис о том, что первично влечение, а объект вторичен.

В психоанализе процессы познания у ребенка понимаются следующим образом: в самом субъекте (то есть у ребенка) действует некое влечение, а вокруг существуют различные, изначально нейтральные объекты. Они получают «нагрузку» в результате переливания энергии из источника в субъекте. Получив энергию извне, объект становится заряженным, «нагруженным», интересным, небезразличным, нужным. Любопытно, что c точки зрения психоанализа эти качества все равно не являются свойствами объекта, поскольку остаются связанными с действием субъекта. Так что можно сказать, что психоаналитическая теория взаимодействия субъекта и мира — субъективистская.

Фрейд начинает с того, что младенец не осознает разницы между «Я» и миром. У него нет определенного чувства собственного тела, нет схемы тела.

Новорожденный младенец еще не может самостоятельно двигаться, поэтому у него нет обратной связи между движениями и ощущениями тела, которая характерна для взрослого человека. Все, что у него есть, — это ощущения удовольствия и неудовольствия. Его естественное стремление — поместить все, что доставляет удовольствие, внутрь себя, а все, что причиняет неудобства, сделать внешним (позже это станет важным и для взрослых в наших типичных когнитивных искажениях).

Младенец занят конструированием своего окружающего мира. Ему надо отделить мир от себя, и поначалу он делает это очень неточно. Естественно, весь мир создается и полагается им вокруг его собственных влечений. Главное влечение младенца — удовлетворение голода, главный объект — грудь. Грудь воспринимается как добрая волшебница, которая появляется тогда, когда младенец этого захочет. Ему кажется, что он может управлять ею через «всемогущество мыслей» — Фрейд приписывал его младенцам (и первобытным людям). Все остальные объекты мира тоже создаются субъектом-младенцем только через какое-то отношение к его собственным влечениям.

Судя по всему, Фрейд несколько преувеличил субъективность создаваемого таким образом мира. Например, из его теории следует, что младенец не будет обращать внимания на погремушки над кроваткой и на лицо матери, поскольку они не удовлетворяют его влечений. Но наблюдения за младенцами показывают, что это не так: дети охотно фокусируют взгляд на погремушках, улыбаются матери, и вообще у любого человека — особенно у того, который чуть старше новорожденного — есть бескорыстный, не имеющий отношения к потребностям интерес к миру. Подобие такого интереса есть даже у животных, этологи называют его поисковым поведением.

Читайте также:

Фрейд завязывал на удовлетворение того или иного влечения любое действие человека — и в этом, судя по всему, был не совсем прав, так что эту его точку зрения мы можем принимать с ограничениями.

Что такое проекция и рационализация?

Понятия проекции и рационализации тоже связаны с гносеологией и теорией познания. И проекция, и рационализация свидетельствуют о том, что мы часто видим такие причины своих чувств и поступков, которые не имеют ничего общего с настоящими причинами.

В околопсихоаналитической речи под проекцией понимается склонность людей приписывать другим качества, которые есть у них самих. Но Фрейд понимал проекцию более широко и глубоко. С его точки зрения, проекция близка понятию нагрузки — это склонность человека видеть причины своих чувств во внешних объектах, в то время как мы сами нагружаем объекты собственными отношениями.

Например, человек проснулся отчего-то в дурном настроении, и ему кажется, что в этом виноваты жена, ребенок, собака. А в другой день он просыпается и у него все в порядке — и вот уже и жена любимая, и ребенок умница, и собака замечательная.

Другой пример: мы ощущаем враждебность к какому-то человеку по неизвестным нам, бессознательным причинам, но поскольку мы испытываем потребность как-то объяснить себе возникшее чувство, нам начинает казаться, что этот человек сам относится к нам неприязненно, а мы лишь отвечаем ему. Так мы бессознательно помещаем в окружающий мир причины наших чувств. (К слову, проекция — эффективный инструмент для понимания бреда при параноидной форме шизофрении. Это тот случай, когда первичным нарушением, по всей видимости, является патологический аффект, острое переживание страха или настороженности, вероятно, из-за биохимических нарушений в работе мозга. Однако человек должен как-то себе объяснить свое состояние: раз страх — значит, происходит что-то опасное. Так рождается бред преследования.)

Рационализация — это склонность человека объяснять свои поступки внутренней мотивацией, а не внешними причинами.

Допустим, человеку под гипнозом сделали отсроченное внушение, сказав: «Через пять минут после того, как ты проснешься, ты подпрыгнешь и хлопнешь в ладоши». Человек просыпается и через пять минут подпрыгивает, хлопает в ладоши и восклицает что-то вроде: «Вспомнил, куда положил ключи!» Человек подпрыгнул из-за внушения, но не знает об этом и поэтому чувствует необходимость объяснить себе свой поступок (причину человек придумывает, разумеется, бессознательно).

Что открыл фрейд кратко. Смотреть фото Что открыл фрейд кратко. Смотреть картинку Что открыл фрейд кратко. Картинка про Что открыл фрейд кратко. Фото Что открыл фрейд кратко

Что такое принцип удовольствия и принцип реальности и при чем здесь фантазия?

Согласно принципу удовольствия любое желание должно быть удовлетворено немедленно. Соблюдению этого принципа служит фантазия. С точки зрения Фрейда, фантазия — это бессознательный механизм, который запускается влечением. Ни в коем случае не следует полагать, что человек сам решает, о чем ему фантазировать. Фантазия, как и влечения, вещь физиологически обусловленная и принудительная.

Принцип реальности связан с тем, что со временем ребенок осознает возможность удовлетворять желания не только фантазийно, но и реально. Однако для этого ему надо преодолеть некие трудности, а значит, пожертвовать немедленным удовлетворением желания. Так ребенок постепенно учится действовать в реальности.

У взрослых принцип реальности вытесняет принцип удовольствия. Как следствие, принцип удовольствия уходит в фантазии, влечения стимулируют фантазийные способы их удовлетворения, а сознательное «Я», полностью проникнутое принципом реальности, использует фантазмы в качестве материала для выбора целей.

Пример: допустим, человек испытывает голод. Эта потребность зарождается на физиологическом уровне, однако затем фантазия начинает перебирать возможные способы удовлетворения голода: пойти в дорогой ресторан, в простое кафе, в буфет, домой, сварить суп, сделать бутерброд.

С точки зрения фантазии, подчеркивает Фрейд, все варианты равнозначны, потому что у нее нет представления о препятствиях. Учет препятствий — дело принципа реальности. Принцип реальности должен отсеять те варианты, которые покажутся неприемлемыми (например, пойти в дорогой ресторан или сделать вредный бутерброд). Уже на сознательном уровне «Я» может некоторое время колебаться между несколькими приемлемыми вариантами, но затем оно принимает решение и переводит его на уровень программы действий.

Зачем Фрейду понадобился Танатос и как он объясняет влечение к смерти?

В следующей важной теоретической работе — книге «По ту сторону принципа удовольствия» (1920) — Фрейду пришлось пересмотреть часть положений своей теории.

Необходимость реформировать теорию появилась в связи с последствиями Первой мировой войны. Военные неврозы, возникавшие у ветеранов боевых действий, было невозможно объяснить через нарушения организации либидо, которыми объясняли обычные неврозы.

Мысли Фрейда получили новый стимул, когда он увидел игру полуторагодовалого ребенка: тот бросал катушку, за нитку привязанную к руке. Когда катушка исчезала из поля зрения ребенка, он кричал: «Там!», а притянув катушку к себе, констатировал: «Здесь». Фрейд увидел в этой игре тренировку общего умения лишаться и привыкать к отсутствию объекта, а в катушке — символ сокровища, от матери до собственной жизни.

С помощью этой аналогии Фрейд объяснил происхождение военных неврозов у людей, вернувшихся с Первой мировой: по его мнению, у них была недостаточно натренирована способность переживать боль. Эти люди не были морально готовы к перенесенным ужасам и к смерти на войне.

В этой же теории Фрейд добавляет к списку влечений еще одно — влечение к покою. Его Фрейд связывал с влечением к смерти, или Танатосом. Как и либидо (или Эрос), Танатос может быть направлен на себя или вовне — это нирвана и агрессия соответственно. Танатос, направленный на себя, неразрывно связан с Эросом, направленным на себя (или любовью к себе), а Танатос, направленный вовне, связан с Эросом, направленным вовне (с любовью к внешнему объекту). По сути, учение о Танатосе стало продолжением идеи нарциссизма, под которым Фрейд понимал любовь к себе (работу либидо, направленного на Я-объект).

Идея нарциссизма вообще соприкасается с важнейшими философскими учениями, недаром Фрейд употребляет для нее также выражение «принцип нирваны» с отсылкой к буддизму. Очень важное для человека на протяжении всей взрослой жизни умение — положительно относиться к бытию, ценить его само по себе. К сожалению, очень часто это умение человек обретает лишь в зрелом возрасте, когда и бытия-то осталось немного, а иногда вовсе не обретает его.

Как Фрейд объяснял запрет на инцест и какие у него были отношения с матерью?

В более поздних работах Фрейд обратился к анализу общества и культуры — о них он писал в книгах «Тотем и табу» (1913), «Психология масс и анализ человеческого Я» (1921), «Недовольство культурой» (1930).

Книгу «Тотем и табу» можно отнести к жанру «психоаналитической фантастики», за которую Фрейда справедливо критиковали. В работе встречаются весьма экстравагантные идеи, которые легко поставить под сомнение, — например, предположение о том, что общечеловеческое чувство вины по отношению к родителям во многих культурах происходит из-за того, что в первобытные времена группа братьев якобы совершила ритуальное убийство своего отца. С этим же Фрейд связывает стойкость определенных табу в культуре.

Впрочем, главная тема этой книги — избегание инцеста. Фрейд истолковывает с этой позиции традиции экзогамии, добавляя к обычной для себя теме инцеста детей и родителей еще и тему избегания инцеста между мужчиной и его тещей.

Основанные на либидо отношения между родителями и детьми — не такая уж экстравагантная фантазия Фрейда, как может показаться людям, далеким от психоанализа.

К сожалению, перенос либидо матери на ребенка — довольно частое явление. Приведем такой пример. Когда человек влюблен, ему кажется, что предмет его любви лучше всех, и объект описывается словами в превосходных степенях. Когда молодой человек влюбляется в девушку, ему кажется, что она красивее всех, замечательнее всех, — это естественно, так как объектом либидо является девушка. Что же касается девушки, то она нередко спокойно относится к избраннику и может видеть его недостатки. Но когда девушка смотрит на своего ребенка, ей кажется, что он самый лучший, самый красивый и умный, — она переоценивает не партнера, а ребенка. Девушка объективно относится к партнеру, но субъективно — к ребенку, так что объектом ее либидо является ребенок.

Позже об этой особенности отношений матери и ребенка рассуждал Лакан, говоря о том, как важно, чтобы в эти отношения вмешивался отец. Современная психотерапия тоже придерживается идеи о нежелательности слишком близких отношений с матерью. И поскольку форма классической семьи с обоими родителями переживает кризис, психотерапевтам рано или поздно придется разрабатывать учение о том, как наилучшим образом воспитывать детей без отцов, предотвращая либидинозные переносы матерей.

Кстати, известно, что мать Фрейда относилась к нему с восторгом, что сыграло большую роль в раннем становлении его характера. Его характер сложился сильным. Но если бы Фрейд от природы был более слабым, мать могла бы подчинить его себе.

Что открыл фрейд кратко. Смотреть фото Что открыл фрейд кратко. Смотреть картинку Что открыл фрейд кратко. Картинка про Что открыл фрейд кратко. Фото Что открыл фрейд кратко

Что Фрейд думал о существовании запретов в обществе?

В последующих работах Фрейд продолжил развивать общественные аспекты своей теории, двигаясь от семьи к теме социума. В книге «Психология масс» он ставит вопросы о механизмах взаимного заражения в толпе.

С точки зрения Фрейда, толпа не может иметь разума, она не взвешивает доводы за и против, а также способна на колоссальные свершения и такие же колоссальные разрушения. Отдельный человек в толпе теряет способность к критическому мышлению и становится всего лишь несамостоятельной клеточкой целостного организма, который во много раз сильнее и неразумнее каждого человека. В толпе человек как бы теряет голову и тоже становится намного сильнее и намного неразумнее себя обычного.

В этой части Фрейд повторил идеи, сформулированные Гюставом Лебоном в книге «Психология толп». Однако свою задачу Фрейд видел в том, чтобы пойти дальше и описать состояние человека в толпе с точки зрения психоанализа и теории о «Сверх-Я» — инстанции совести, формирующейся в результате интериоризации образа отца.

В нормальном состоянии человек живет под грузом совести и страдает от этого. В то же время именно совесть дает человеку возможность остановиться и подумать прежде, чем действовать; именно умение взвешивать за и против дает человеку возможность действовать свободно и автономно.

В толпе происходит отказ человека от интериоризованного «Сверх-Я» — он как бы возвращается в состояние ребенка и делегирует свое «Сверх-Я» тому, кто в толпе принимает на себя роль «отца» (лидеру, командиру, вождю).

Под эту теорию Фрейд, будучи крайним антиклерикалом, пытался подвести и церковь, но столкнулся с трудностями теоретического характера; все-таки церковь не толпа, охваченная энтузиазмом. Тем не менее Фрейд видел в церкви начало массовости и говорил о том, что форму «Сверх-Я» в ней принимает на себя священник или фигура Бога.

Читайте также:

В книге «Недовольство культурой» Фрейд дополнил понятие «Сверх-Я». В широком смысле со «Сверх-Я» могла быть отождествлена культура в целом как механизм репрессии влечений: культура сдерживает спонтанные проявления сексуальности и агрессии. В то же время культура основана на продуктах сублимации, рожденных благодаря преобразованию энергии либидо.

Эти идеи Фрейда близки к воззрениям Гоббса, который считал, что человек человеку враг, поскольку все стремятся лишь к удовлетворению собственных влечений. Но если у Гоббса роль всеобщего посредника брало на себя государство, то Фрейд возлагал эту функцию на культуру. С точки зрения Фрейда, культура нужна затем, чтобы люди могли мирно жить рядом друг с другом, согласившись ради этого взаимно подавлять рвущиеся наружу импульсы.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *