Что открыл челюскин и лаптев
Челюскин Семен Иванович
В годах Семен Иванович Челюскин исследовал западное побережье полуострова Таймыр, устья рек Хатанги, Пясины и Енисея, а также открыл самую северную точку континентальной Евразии.
Русский полярный мореплаватель, первооткрыватель мыса Челюскин, гидрограф, капитан третьего ранга.
Родился около 1700 г. в Калужской губернии. Умер в 1764 г.
Окончил Школу математических и навигацких наук в Москве.
В гг. Семен Челюскин нес службу на кораблях Балтийского флота в должности навигатора, ученика штурмана и подштурмана. С 1726 г. он служил на Балтийском флоте, в участвовал в Великой Северной экспедиции. В был штурманом на дубель-шлюпке «Якутск» в экспедиции Василия Прончищева. Челюскин вел дневниковые записи этой экспедиции и описание открытого берега. В сентябре 1736 г. из-за болезни Прончищева Челюскин принял командование кораблем и вывел его из залива Фаддея к устью реки Оленек.
В декабре 1736 г. С. И. Челюскин санным путем вместе с геодезистом Чекиным вернулся в Якутск. В после ремонта корабля «Якутск», он принял участие в экспедиции Харитона Лаптева. В С. И. Челюскин исследовал западное побережье полуострова Таймыр, устья рек Хатанги, Пясины и Енисея, а также открыл самое северное место континентальной Евразии.
Осенью 1742 г. Челюскин вернулся в Петербург, где был произведен в мичманы и служил на разных должностях на Балтийском флоте. В 1751 г. он был произведен в лейтенанты, через три г. — в капитан-лейтенанты. С 1756 г. в чине капитана третьего ранга в отставке.
Место погребения С. И. Челюскина точно не установлено. В честь Челюскина названа самая северная точка материка Евразия — мыс Челюскин. Северная часть Таймырского полуострова в 1967 г. была названа полуостров Челюскин. В устье Таймырской губы Карского моря, в которую впадает река Таймыра, лежит остров Челюскина. В 1933 г. в его честь был назван пароход «Челюскин», позже ставший знаменитым.
Человек и пароход. Как Семен Челюскин открыл самую северную точку России и не получил награды при жизни?
Фото: Валерий Матыцин / ТАСС
Алена Богомолова, исследователь арктической природы и народов Севера, популяризатор северного образа жизни, ландшафтный дизайнер
Семен Челюскин — один из немногих исторических деятелей, чье имя в подавляющем большинстве случаев вызывает ассоциации с названным в его честь пароходом, а не с ним самим. Во вторую очередь может вспомниться из уроков географии мыс Челюскин как самая северная точка России. И лишь немногие знают выдающегося первооткрывателя и штурмана XVIII века Семена Ивановича Челюскина.
Точная дата рождения Семена Челюскина, несмотря на достаточно знатное придворное происхождение, до сих пор не установлена — или 1704-й, или 1707 год. Место рождения тоже нельзя назвать с достоверной точностью: или село Борищево, расположенное в Калужской губернии, или уездный город Белев в Тульской губернии. Одно известно наверняка: он был зачислен в Школу математических и навигацких наук в очень раннем возрасте, до десяти лет.
Мальчик проявлял недюжинные способности и хорошо зарекомендовал себя, поэтому его быстро перевели в навигацкий класс и начали серьезно готовить к морской службе. Талант Челюскина пригодился ему, когда семья попала в немилость после стрелецкого бунта: стране были нужны профессиональные мореплаватели, а Семен Иванович подавал большие надежды.
После окончания школы будущий первооткрыватель получил должность навигатора на Балтийском флоте, тогда единственном в стране. Это была не самая престижная работа, однако благодаря своим трудовым успехам и отличному умению ориентироваться по солнцу, звездам и планетам Семен Иванович быстро продвигался по службе, накапливая нужный опыт. Так молодой офицер-картограф Челюскин попал в Великую Северную экспедицию, задачей которой было исследование северных берегов страны от Лены до Енисея на корабле «Якутск».
Надо понимать, что в те времена на карте эти территории были обозначены просто линиями — то есть были совершенно неизвестными. Семену Ивановичу, помимо прочего, было поручено вести дневник путешествия: его записи содержали много описаний природы и животного мира Севера. Из 45 человек команды многие страдали цингой, на корабле погибли друг и покровитель Челюскина Василий Прончищев и его жена, после чего руководство экспедицией полностью перешло к Челюскину.
Корабль пережил опаснейший дрейф, закончившийся его гибелью. Экипажу пришлось возвращаться к месту зимовья пешком, это был тяжелый, а для некоторых гибельный маршрут — почти 800 километров по ледяной пустыне, однако люди вопреки всему продолжали исследование новых земель и составление карт. Казалось бы, такие приключения могут надолго отбить желание участвовать в дальнейших исследованиях, но только не у Челюскина: суровые испытания лишь подстегнули интерес мореплавателя к открытию новых земель. После Великой Северной экспедиции он еще два года готовился к новому походу на Север — в неисследованный Таймыр.
В этот поход Челюскин отправился в сопровождении троих солдат на нартах — специальных санях, запряженных ездовыми собаками. Путь был невероятно трудным: в то время такие походы держались только на энтузиазме участников, плохо снаряжались и, конечно, не имели никакой опытной базы: люди не знали, что их ожидает и как влияет на здоровье отсутствие света и тепла. Да и вообще мало кто понимал смысл подобных походов и оказывал путешественникам содействие.
Понадобилось около четырех месяцев сложной дороги, чтобы добраться до края земли северной оконечности полуострова мыса, который Семен Иванович назвал Восточный Северный мыс и поставил там бревно — как знамя. После этого важнейшего для страны покорения, которое по достоинству оценили только после смерти Семена Ивановича, отряд землепроходцев отправился на запад, где спустя два месяца встретился с другой частью экспедиции под руководством Харитона Лаптева.
В 1742 году Челюскин вернулся в Петербург с отчетом о походе и поступил на службу в Балтийский флот. Спустя четыре года он вышел в отставку, а спустя еще восемь лет умер. Место захоронения путешественника до сих пор неизвестно, но его имя осталось в истории. Следующим на Восточном Северном мысе побывал спустя почти век академик Александр Миддендорф — именно по его инициативе мыс переименовали в честь первооткрывателя.
Спустя время мыс Челюскин появился и на международных картах. Чтобы удостовериться, что это действительно самая северная точка Евразийского полуострова, понадобилось еще 40 лет: в 1919 году экспедиция во главе с полярным исследователем Руалем Амундсеном шла Северным морским путем, застряла во льдах неподалеку от мыса Челюскин и установила его точные координаты: 77 градусов 43 минуты северной широты.
Северная часть Таймырского полуострова в 1967 году была названа в честь Челюскина, не получившего при жизни за свои подвиги никакой награды. В устье Таймырской губы Карского моря, в которую впадает река Таймыра, лежит остров Челюскина. В 1933 году в честь Семена Челюскина был назван пароход, позже ставший знаменитым.
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора
Семен Иванович Челюскин
Фото Все
Видео Все
Герои, вмерзшие в лед
Русский штурман Семен Челюскин
Семен Челюскин — биография
Семен Челюскин – русский мореплаватель, полярный путешественник, исследователь, открывший крайнюю точку континента Евразии на севере. Его открытие, имевшее огромное значение для России, оценили только после смерти героического первооткрывателя. Он стал первооткрывателем крайней точки континента Евразия с северной стороны. Целеустремленный, настойчивый мореплаватель, обладавший стальным характером, совершивший настоящий подвиг во имя Родины, не получил признания при жизни. Его роль в освоении русского Севера оценили только после кончины героя.
Детство и юность
Семен Иванович Челюскин — представитель старинного семейства служилых дворян, имевших большие заслуги перед Отечеством. В славном роду Челюсткиных (именно так писалась и произносилась эта фамилия до XVII века) мужчины обладали всеми необходимыми качествами, чтобы достичь высокого положения. Среди них были воеводы, стольники, стряпчие, «письменные головы».
Известно, что дед будущего мореплавателя, Родион Матвеевич, дослужился до стрелецкого головы (полковничий чин). Он жил в Москве, считался богатым человеком. Отцу, дослужившемуся до стольника, повезло гораздо меньше. Именно при нем род Челюскиных постепенно стал захудалым. Личной вины Ивана Родионовича в том не было, стрельцы во времена правления Петра I за свою склонность к бунтам стали опальным войском. Чтобы избежать репрессий и почти неминуемой казни, отец будущего путешественника счел за благо уехать из столицы. Он поселился в маленькой вотчине и уже не предпринимал попыток возвратиться в Москву.
Семен Челюскин в детстве
Будущий мореход родился в 1700 году. Однако эта дата является приблизительной, он не был известным человеком, биографы только впоследствии заинтересовались историей его жизни. Место рождения мореплавателя тоже нельзя назвать с достоверной точностью. Им может быть село Борищево, расположенное в Калужской губернии, либо уездный город Белёв, находившийся в Тульской губернии. В настоящее время жители обеих областей считают Челюскина своим земляком и очень гордятся данным фактом.
Реформатор Петр I активно привлекал дворянских недорослей к обучению мореходному делу. Когда Семену исполнилось 14 лет, его записали гардемарином в столичную школу математических и навигационных наук, находившуюся в Сухаревской башне. Юноша, не имевший средств на обучение, оказался весьма настойчивым и предприимчивым. Его не смущала бедность, но очень влекли знания. Уже после первого года учебы способный гардемерин обратился к начальству с рапортом, просил помощи от государства и получил ее. Через положенный срок Челюскин, учившийся на «казенный кошт», закончил образование.
В 1720 году будущий мореплаватель получил первое назначение. Его отправляют служить на Балтику навигатором. Молодой офицер не только успешно исполняет свои обязанности, но и одновременно проходит стажировку на должность штурмана и подштурмана. Уже через год он получает аттестацию в «науке и практике». Начальство считает, что из Челюскина получился отличный штурман, прекрасно зарекомендовавший себя в работе и в «хорошем обхождении».
Он медленно, но верно продвигался по службе, накапливал необходимый опыт. Балтийский флот в тот период не участвовал в военных действиях, проявить свои способности было негде. Однако правители России, помня заветы Петра Великого, обратили внимание на русский Север. Челюскина, как стойкого, исправного, надежного офицера, включили в список членов Великой Северной экспедиции, осуществлявшейся под руководством Беринга.
Участие в экспедиции Беринга
Десять лет, с 1733 по 1743 годы, морской офицер провел на Севере. Такое длительное путешествие в то время мог выдержать только человек с несокрушимым здоровьем, железным характером, стальными нервами. Толкового, знающего офицера, обладающего большой физической силой и выносливостью назначили штурманом в команду полярника Прончищева. Последний получил конкретное задание – 45 человек под его руководством обязаны были исследовать северные берега от Лены до Енисея.
Семен Челюскин в экспедиции
Команда мореплавателей отправились до назначенного места на судне «Якутск». Вести дневник экспедиции, заниматься описанием открытой береговой линии поручили Семену Челюскину. Офицер методично производил необходимые записи, из его дневника можно узнать много интересных фактов, например, о фауне Севера. Особенно путешественники удивлялись количеству белых медведей, которые перемещались по льдам огромными группами.
Первооткрыватели Севера были смелыми и отважными людьми, но они даже не представляли всей опасности своего путешествия. Их косила цинга, от которой скончалась супруга Прончищева, первая европейка, работавшая в Арктике. Через некоторое время в устье реки Оленёк нашел последний приют и сам Прончищев. Руководство экспедицией полностью легло на плечи штурмана Семена Челюскина.
В сентябре 1736 года Челюскин вывел судно «Якутск» из залива Фаддея в устье реки Оленёк. По санному пути в конце того же года мореплаватель Челюскин и геодезист Чекин возвратилисьь в Якутск. После ремонта судна «Якутск» в 1738-1739 гг. штурман был назначен членом экспедиции Харитона Лаптева.
Великое открытие
В 1741-1742 гг. Челюскин занимался исследованием западного побережья полуострова Таймыр. Объектами его исследования стали и устья Хатанги, Пясины, Енисея. В результате было открыто самое северное место континента Евразия. Сейчас этот мыс носит название Челюскин.
Маршрут экспедиции Семена Челюскина
Северные экспедиции в XVIII веке стали успешными предприятиями только благодаря невероятному энтузиазму и выдержке мореплавателей. В силу ряда причин экспедиции были плохо подготовленными. Ни у кого из участников не было соответствующего опыта, они не знали, чем грозит людям многодневное путешествие в условиях низких температур и отсутствия солнечного света.
Отсутствие продуманной амуниции, снаряжения, транспорта, провианта тоже имело место. Местные власти, обязанные оказывать путешественникам полное содействие, оказались не на высоте. Многие чиновники просто не понимали значения экспедиций, предпринимали в отношении их тайный или явный саботаж.
Так, сборщик податей Селтяхского зимовья на Лене, отказался снабжать челюскинцев подводами. И только рапорт о саботаже, который Челюскин отправил Берингу через посыльных, помог ускорить дело.
Часто неподготовленные исследователи Севера, пасуя перед трудностями, останавливались на половине пути, разрешали себе отступать. Но не таким был Семен Челюскин. Его жизненным кредо было следующее высказывание – «начатое свершиться должно», и этому девизу мореплаватель был неукоснительно верен всю свою жизнь.
В последнем походе у Челюскина не было даже достаточного запаса сухарей, но он шел вперед, невзирая на трудности. Движение по Арктике началось 5 декабря 1741 года. Несмотря на пятидесятиградусный мороз, путешественники не прерывали похода. К концу марта экспедиция разделилась на группы, одна из них, нагруженная продовольствием, шла к морю.
Группа Челюскина с солдатами Александром Гороховым, Антоном Фофановым, Андреем Праховым направилась на север, якут Никифор Фомин вел свою команду в устье Нижней Таймыры. С помощью оленьих и собачьих упряжек группа Челюскина преодолела более семи тысяч верст.
Первого мая отряд добрался до мыса Святого Фаддея, обессилившие путешественники питались сухарями и медвежатиной. 9 мая отряд добрался до мыса, от которого берег резко уходил к югу. Челюскин, нарекший мыс Восточным Северным, подробно описал его особенности в своем дневнике, поставил здесь маяк в виде бревна. На месте открытого мыса путешественники пробыли не более часа, после отправились восвояси.
Новое название в честь первооткрывателя мыс получил стараниями российского академика А. Ф. Миддендора, который назвал Челюскина венцом наших моряков за его беспримерную выдержку и отвагу.
По возвращении в Петербург штурман Челюскин, удостоенный звания мичмана, нес службу на Балтике. Летом 1756 года в чине капитана 3-го ранга был уволен со службы.
Бревно как знак самой северной точки Евразии
20 мая 1742 года штурман Семен Челюскин достиг северной оконечности полуострова Таймыр и открыл мыс, сто лет спустя получивший его имя
Фамилия Челюскина у большинства жителей нашей страны ассоциируется со знаменитым пароходом ледового класса и эпопеей, связанной с его экспедицией и спасением участников после гибели судна. Тот, кто хорошо знает географию, вспомнит, что такое же имя носит самая северная оконечность Евразийского континента — мыс Челюскина. И лишь немногие скажут, что свое название и знаменитый пароход, и самый северный мыс получили в честь первооткрывателя этой точки — русского штурмана Семена Челюскина. Именно он 20 (9 по ст. ст.) мая 1742 года сумел добраться до безымянного еще мыса на северной оконечности полуострова Таймыр, тем самым навсегда и вписал свое имя в историю великих географических открытий и в историю России.
Недоросль из Навигацкой школы
Биографы Семена Челюскина по сей день спорят о том, в каком году он появился на свет. Наиболее вероятными считаются две даты – 1704 и 1707 годы. Получается, что в Москву на смотр дворянских недорослей в 1714 году — это первая точная дата в биографии Челюскина — он явился в возрасте семи или десяти лет, и почти сразу же был зачислен в Школу математических и навигацких наук.
Портрет штурмана русского флота Семена Челюскина работы неизвестного автора, XVIII век.
Источник: http://stuki-druki.com
Зачисление в это учебное заведение, считающееся первым в российской истории специализированным инженерно-техническим и военно-морским заведением, стало поворотным моментом в судьбе будущего первооткрывателя. Однако его могло и не быть. по политическим причинам. Семья Челюскиных, или, как они писались до конца XVII века, Челюсткиных, была хорошо известна в Московском царстве, из нее вышло немало высокопоставленных придворных — воевод, «письменных голов», стольников и стряпчих. Должности головы, то есть фактически чина полковника, достиг дед будущего штурмана, Родион Матвеевич, который активно участвовал в карьере своего сына, Ивана Родионовича. Но именно с него и начались неприятности рода Челюскиных. После знаменитого стрелецкого бунта 1698 года фамилия оказалась в списке неблагонадежных. И если бы не потребность царя Петра I в новых морских кадрах и не способности недоросля Семена, неизвестно, сохранилась бы память о семействе Челюскиных в истории нашей страны.
А способности у мальчика оказались недюжинными. Поначалу, как удалось установить историку и биографу Валерию Богданову, он был определен в класс русской грамоты, основной задачей которого было выявление наиболее способных учеников и подготовка их к более серьезному обучению. Семен Челюскин сумел отлично зарекомендовать себя, и уже через три года его перевели в навигацкий класс — готовить к будущей морской службе. Обучение было серьезным: ученики осваивали алгебру и геометрию, географию и астрономию, учились ориентироваться по Солнцу, звездам и планетам. Позднее эта наука пригодится Семену Челюскину, когда он будет определять координаты мыса, сегодня носящего его имя.
Школу математических и навигацких наук Семен Челюскин окончил через семь лет, в 1721 году, когда ему было от четырнадцати до семнадцати лет от роду. Окончил и получил назначение на корабли единственного тогда российского флота, Балтийского, на должность навигатора.
Памятная доска на территории полярной станции «Мыс Челюскин» в честь открытия этой географической точки.
Источник: https://rusplt.ru
Надо сказать, что в петровские времена навигаторы и штурманы были на флоте сословием не слишком уважаемым, и останься Челюскин простым штурманом, вряд ли ему удалось добиться славы. Но судьба благоволила умному юноше. Хорошо проявивший себя на Балтике, особенно в таком непростом деле, как описание и составление карт Финского залива, подштурман Челюскин был отряжен обучать молодых учеников Навигацкой школы, прибывавших на практику.
А вскоре выпал ему счастливый случай: среди офицеров, участвовавших в подготовке Великой Северной экспедиции, затеянной императрицей Анной Иоанновной как продолжение предприятия Петра I, оказался бывший однокашник по Навигацкой школе лейтенант флота Василий Прончищев. По его протекции в списке офицеров и моряков, которые требовались для этого непростого путешествия, оказался и Семен Челюскин, причем имя его стояло в первых рядах — как опытного и старательного офицера-картографа. А когда все было уже утверждено, лейтенант Прончищев добился, чтобы его товарища зачислили к нему в команду. Ей предстояла непростая задача: исследовать северные берега России от Лены до Енисея. В те времена на картах эти места изображали как прямую линию, признавая, что никаких сведений о них попросту нет…
Несломленный Севером
Дорога к мысу, обессмертившему его имя, у Семена Челюскина оказалась куда как непростой и куда как печальной. На этом пути его ожидали серьезные потери, и одной из них стал его друг и покровитель, лейтенант Василий Прончищев. В 1736 году корабль «Якутск» с 45 членами экипажа, они же участники Великой Северной экспедиции, возвращался к месту зимовки в устье реки Оленек, где годом ранее зимовал перед броском на север. Многие участники плавания страдали от неизбежной в то время северной болезни — цинги. Не обошла она стороной и лейтенанта Прончищева, и его супругу Татьяну — первую в российской истории женщину-исследовательницу Арктики. И вскоре команде под руководством Семена Челюскина пришлось выдалбливать в вечной мерзлоте могилу для четы Прончищевых, не разлучавшихся ни в жизни, ни в смерти.
Российская исследовательская полярная станция на мысе Челюскин.
Источник: https://geography-a.ru
Но ни это печальное событие, ни тяжелейший дрейф «Якутска» в 1740 году, который закончился гибелью корабля и почти восьмисоткилометровым пешим возвращением уцелевшей команды к месту зимовья, не остановили штурмана Челюскина. Столетием позже знаменитый русский исследователь XIX века академик Александр Миддендорф отметит, что Семен Челюскин, в отличие от многих других моряков, осваивавших северные моря, не пал духом и не прекратил своих усилий, а «ознаменовал полноту своих деятельных сил достижением самого трудного, на что до сих пор напрасно делались все попытки».
Эти слова относятся к важнейшему достижению штурмана Челюскина — открытию самой северной точки Евразии. Чтобы добраться до нее, он после возвращения с погибшего «Якутска» потратил еще два года. Это время ушло на то, чтобы подготовить последний бросок на север, к еще неисследованным оконечностям Таймырского полуострова.
В путь партия штурмана Семена Челюскина, состоявшая из него самого и троих солдат, на пяти нартах тронулась 5 декабря 1741 года. Через два с лишним месяца, 15 февраля 1742 года они добрались до Попигайского зимовья в устье реки Хатанги и остались там переждать самые суровые морозы, рассчитывая с началом весны тронуться дальше на северо-запад.
Корабли «Вега» и «Лена» экспедиции Адольфа Норденшёльда салютуют мысу Челюскин, 20 августа 1878 года.
Гравюра художника Раймонда Ньюкомба.
Источник: https://commons.wikimedia.org
К концу марта температура поднялась настолько, что можно было тронуться в путь, уже не рискуя замерзнуть на первых же километрах пути. Тогда Семен Челюскин и отправился дальше в сопровождении двух солдат — Антона Фофанова и Андрея Прахова. На то, чтобы добраться до крайней северной точки Таймыра (о том, что она же будет и крайней северной точкой Евразии, тогда еще никто не подозревал), у этой маленькой экспедиции ушло полтора месяца. Шли трудно: записки Челюскина пестрят упоминаниями о том, как устают собаки, как теряют присутствие духа его спутники. Нехватку провианта возмещали за счет охоты на белых медведей. В последний раз подстрелить хищника удалось за три дня до того, как отряд добрался до мыса, названного самим Челюскиным Восточным Северным.
Эта точка, на которой Челюскин оказался 20 мая 1742 года и широту которой он определил как 77°27’ северной широты, не произвела на измотанного моряка большого впечатления. В его записках встреча с нею описана так: «Приехали к мысу. Сей мыс каменной, приярой, высоты средней, около оного льды глаткие и торосов нет. Здесь именован мною оный мыс: Восточный Северный. Поставил маяк — одно бревно, которое вез с собою». И все. Так прозаически совершилось одно из самых крупных географических открытий XVIII века…
Доказательство Свердрупа
После Восточного Северного мыса Челюскин с товарищами повернули на запад, направляясь навстречу второй части экспедиции под руководством поручика Харитона Лаптева. Встреча состоялась спустя два месяца – 20 июля 1742 года. А уже осенью штурман Челюскин вернулся в Петербург, отчитался обо всех своих приключениях на Севере и вернулся к службе на Балтике. Он вышел в отставку в 1756 году в чине капитана третьего ранга, что считалось неплохим достижением для штурмана в то время. А через восемь лет умер, и могила его до сих пор неизвестна.
Шхуна «Мод» экспедиции Руаля Амундсена во льдах у мыса Челюскин, 1 мая 1919 года.
Источник: https://commons.wikimedia.org
Но имя Семена Челюскина навсегда осталось вписанным в историю великих географических открытий. В 1842 году академик Александр Миддендорф стал вторым после штурмана Челюскина исследователем, побывавшим на Восточном Северном мысе, и именно тогда он высказал предложение переименовать его в мыс Челюскина. Идея встретила поддержку Русского географического общества, и на русских картах появился новый топоним. А в 1878 году он получил признание и за пределами России: название «мыс Челюскин» появилось на международных картах.
Шхуна «Фрам» экспедиции Фритьофа Нансена у мыса Челюскин, 9 сентября 1893 года.
Рисунок гуашью с фотографии Фритьофа Нансена.
Источник: https://commons.wikimedia.org
Но прошло еще сорок лет, прежде чем удалось достоверно установить, что Семен Челюскин открыл самую северную оконечность Евразийского континента. В 1919 году экспедиция под руководством знаменитого полярного исследователя Руаля Амундсена на шхуне «Мод» шла Северным морским путем, и в сентябре оказалась зажата льдами у мыса Челюскина. Именно в это время участник экспедиции, известный шведский океанолог и метеоролог Харальд Свердруп с помощью современной аппаратуры уточнил координаты мыса — 77°43’ северной широты, чем и подтвердил, что это и есть самая северная точка Евразии.